Что такое параллелизм в литературе. Что такое параллелизм в литературе, примеры

Не просто так во всех учебниках по русскому языку и литературе можно встретить фразу: «Русский язык красив и богат». Конечно, этому есть доказательства, и вполне весомые. Во-первых, в русском языке существует огромное количество средств выразительности, которые украшают речь, делают ее столь мелодичной. Русские писатели и поэты щедро добавляют различные тропы в свои произведения. Их нужно уметь видеть и отличать. Тогда произведение заиграет новыми красками. Часто с помощью выразительных средств авторы акцентируют внимание читателей на конкретных вещах, вызывают определенные эмоции или помогают понять, как стоит относиться к персонажам. Одним из таких приемов является параллелизм. Он делится на несколько видов и используется для разных целей. В данной статье будет разобрано, что такое параллелизм, на примерах литературных произведений.

Что такое параллелизм?

Согласно Большому энциклопедическому словарю, параллелизм - сходное расположение речевых элементов в смежных частях текста. В переводе с греческого языка это слово означает «расположение рядом».

Легко сделать вывод, что данный прием был известен еще грекам и широко использовался в риторике, был предметом ее исследования. В целом параллелизм является характерной чертой античной литературы. В русском языке примеры параллелизма очень часто встречаются в фольклоре. Причем во многих старинных произведениях это был основной принцип построения строф.

Виды параллелизма

Существует несколько форм параллелизма, которые встречаются в литературе чаще всего.

Параллелизм тематический. В данном случае происходит сопоставление явлений, которые близки по содержанию.

Синтаксический параллелизм. В этом случае предложения, следующие по порядку, строятся согласно одному синтаксическому принципу. Например, в нескольких идущих друг за другом предложениях соблюдается один и тот же порядок расстановки главных членов.

Звуковой параллелизм. Этот прием характерен для поэтической речи и часто встречается в стихотворных произведениях. Стихотворение обретает свою мелодию и звучание.

Но чтобы понять, что означает каждый этот вид, лучше разобраться с примерами параллелизма.

Синтаксический параллелизм

Как уже было упомянуто в начале статьи, русские литературные произведения богаты различными средствами, делающими речь более выразительной. Поэтому и разбирать стоит примеры синтаксического параллелизма из литературы. Такой прием встречается в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Одно из таких стихотворений - «Когда волнуется желтеющая нива».

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

В первых двух строчках соблюдается один и тот же порядок главных членов предложения. Сначала идет сказуемое, за ним следует подлежащее. И снова: сказуемое, подлежащее. Причем очень часто параллелизм встречается вместе с анафорой или эпифорой. И это стихотворение как раз тот случай. В начале предложений повторяются одинаковые элементы. А анафора - повтор одинаковых элементов в начале каждого предложения/строки.

Тематический параллелизм. Примеры из художественной литературы

Этот вид средства выразительности, пожалуй, встречается чаще всего. И в прозе, и в поэзии можно увидеть различные сопоставления явлений. Особенно распространенный пример параллелизма - сопоставления состояний природы и человека. Для наглядности можно обратиться к стихотворению Н. А. Некрасова «Несжатая полоса». Стихотворение - диалог колосьев и ветра. И именно через этот диалог становится известно о судьбе пахаря.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как петли…

Параллелизм звуковой

Примеры параллелизма звукового искать можно не только в художественной литературе. Он нашел очень неплохое применение в современном мире. А именно - в телевидении и в радиовещании.

С помощью повторения частей речи или отдельных частей слова можно создавать различные эффекты, которые воздействуют на слушателей. Ведь человек очень часто ассоциирует акустические представления со смысловыми. Этим пользуется реклама. Пожалуй, каждый замечал, как хорошо запоминаются рекламные слоганы. Они интересные, необычные, но самое главное - хорошо звучат. И именно это звучание западает в память. Услышав один раз рекламный слоган, сложно его забыть. Он прочно ассоциируется с определенным товаром.

Отрицательный параллелизм

Отдельно следует упомянуть примеры параллелизма отрицательного. С ним точно сталкивался каждый еще на школьной скамье. Этот пример параллелизма в русском языке встречается часто, особенно в поэзии. А пришел этот прием из народных песен и прочно закрепился в стихотворениях.

Не ветра шумят холодные,

Не пески бегут зыбучие, -

Снова горе подымается,

Словно злая туча черная…

(Народная песня двенадцатого века).

И таких примеров в русском фольклоре много. Неудивительно, что писатели стали использовать этот прием и в своих произведениях.

Это были четыре самых распространенных вида параллелизма, которые встречаются в художественной литературе и не только. В основном, как видно из примеров, они употребляются, чтобы произвести некое впечатление на читателя/слушателя. Вызвать у него определенные чувства или ассоциации. Особенно это важно для поэзии, где чаще всего используются лишь образы, но не говорится ни о чем прямо. А параллелизм позволяет сделать эти образы еще ярче. Он также может добавить мелодичность срокам, что сделает их более запоминающимися. И, как видно из примеров, художественные приемы - это не только черта классической литературы. Напротив, они живы и употребляются до сих пор. Только в новом ключе.

В литературе и риторике нередко используется прием под названием "параллелизм". Далее рассмотрим подробнее, что такое параллелизм и какую роль он выполняет в поэтической речи.

Что такое параллелизм: определение и виды

Параллелизм - это прием речи, в котором сопоставляются два или более явления или предмета с помощью их параллельного изображения. Это сопоставление позволяет подчеркнуть различия или сходства сравниваемых явлений/предметов.

  • Чаще всего сопоставляются явления, которые похожи по содержанию. Пример: "Тучки небесные - вечные странники" (М. Ю. Лермонтов). Тучки сопоставляются со странниками - можно провести параллель-сравнение между этими понятиями.
  • Распространен также синтаксический параллелизм, когда сопоставляются однородные члены в синтаксическом строении фразы (например, строки в стихах, которые строятся по одной и той же схеме).
  • Выделяют также звуковой параллелизм, который широко употребляется в стихах. Проявляется такой параллелизм в рифме, единоначатии, окончании, а также в повторении частей речи в разных формах.

Также параллелизм используют в народном творчестве - так, его можно найти в частушках, народных песнях.

Параллелизм

Параллелизм

I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры - грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией. Ср. «Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. Риторика, Стилистика, Фигуры .

II. В русской фольклористике термин «П.» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире.
Простейший тип П. - двучленный:

«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».

Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания):

«Не белая березынька к земле преклоняется -
Красная девица батюшке кланяется»;

формальный (утеряна логическая связь между членами П.):

«Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лед,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ».

О связи П. с хоровым действом см. Амебейная композиция . Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied).Библиография:
Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Параллели́зм

(от греч. parallelos – идущий рядом), стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков текста (стихов, предложений или частей предложения). Проецируя порядок слов одного синтаксического отрезка на другой, различают параллелизм прямой («Спит животное Собака, / Дремлет птица Воробей…» в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…») и обращённый («Играют волны, ветер свищет…» в «Парусе» М. Ю. Лермонтова ). Обращённый параллелизм также именуют хиазмом (греч. chiasmos – образность, крестообразность; от названия греческой буквы X
«хи»). При сличении количества слов в парных отрезках выделяют параллелизм полный («Опорожнены амфоры, / Опрокинуты корзины…» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры…») и неполный («Помедли, помедли, вечерний день, / Продлись, продлись, очарованье…» в его стихотворении «Последняя любовь»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Параллелизм

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. Как отмечает Валерий Брюсов, на параллелизме образов строилось, например, стихотворение у древних евреев, системы параллелизмов имеем мы в финской «Калевале», в китайской поэзии и т. п. См., напр., параллелизм из китайской поэзии, даваемой Брюсовым в его «Опытах»:

Твой ум - глубок, что море,

Твой дух высок, что горы.

Острота параллелизма заключается в его неожиданности и в некоторой затушеванности связи между его членами. Сравнения или противоположения (см. антитеза), которые обычно служат темой параллелизма, не должны быть отчетливо ясными. Поэтому сравнение, напр., носит часто в параллелизме характер отрицательный, как у Пушкина:

Не серна под утес уходит...

Одна в сенях невеста бродит...

Своеобразный случай, так сказать, антитезного параллелизма имеем мы в стихотворении Тютчева: «Сумерки». Это стихотворение состоит из двух строф: в первой поэт рисует погружение мира в мрак, во второй обращается к «тихому сумраку» с просьбой переполнить и его чувства «мглой самозабвения» и дать ему «вкусить уничтоженье». Первая строфа начинается стихом: «Тени сизые смесились», а вторая - кончается стихом: «С миром дремлющим смешай». Параллелизм двух этих стихов, затушеванный отделенностью одного стиха от другого (между ними находится 14 стихов), ярко говорит о различии в характере обеих строф стихотворения: первой - описательной, а второй - оптативной, молящей. Параллелизм в широком смысле - параллелизм положений действующих лиц, описаний, характеристик и т. п. - может быть положен в основу композиции целого произведения. Примером использования параллелизма, как композиционного приема, может послужить «Невский Проспект» Гоголя. История обоих героев этого произведения начинается с описания общества, к которому они принадлежат, далее следует рассказ о приключившихся с ними событиях, и завершаются эти рассказы лирическими размышлениями автора о судьбе человеческой. И, словно в рамку, заключены истории Пискарева и Пирогова в описании Невского Проспекта, которыми начинается и кончается произведение. Прием, так сказать, ложного параллелизма, имеющего целью достижение комического эффекта, находим мы в Гоголевской повести о том, как поссорился Ив. Ив. с Ив. Никифор. Характеристику Ив. Ив. и Ив. Никиф. Гоголь начинает словами: «Лучше всего можно узнать характер их из сравнения». Но, давая далее сравнительную характеристику Ив. Ив. и Ив. Никиф. при помощи параллелизмов, Гоголь, между прочим, вводит такие параллели: 1) «Ив. Ив. очень сердится, если ему попадет в борщ муха», «Ив. Никиф. чрезвычайно любит купаться» или 2) «Ив. Ив. несколько

Особый вид параллелизма представляет так называемый обратный параллелизм или хиазм . В случае хиазма отдельные части одной параллельной группы расположены в порядке обратном тому, в котором соответственные части расположены в другой группе. Таким путем выдвигаются на передний план моменты, которые при прямом параллельном расположении остались бы в тени. Так, напр., хиазм имеем мы в полустишиях следующего стиха из стихотворения Тютчева: «Сумерки»:

Все во мне, - и я во всем.

Здесь в первом полустишии выдвинуто ощущение поэтом того, что растворившийся во мраке мир проникает и в него, - в связи с этим слово «все» стоит на первом месте, а «мне» - на втором; во втором же полустишии обнаруживается, что и сам поэт начинает сливаться с «дремлющим миром», - поэтому «я» здесь на первом месте , а «все » - на втором .

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Параллелизм" в других словарях:

    параллелизм - а, м. parallélisme m. 1. Параллельное положение двух равноотстоящих одна от другой лиий или плоскостей. Спасский Горн. сл. 1843 Прил. 45. Равное на всем протяжении отстояние от друг друга линий и плоскостей. Параллелизм линий. Параллелизм осей.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Параллелизм - ПАРАЛЛЕЛИЗМ такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. Как… … Словарь литературных терминов

    1) сравнительное сопоставление каких либо предметов или вопросов; 2) то же, что параллельность, см. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПАРАЛЛЕЛИЗМ Сравнит, сопоставление каких… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ, параллелизма, муж. (см. параллель) (книжн.). 1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.). 2. перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. Эти факты… … Толковый словарь Ушакова

    Дублирование Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. параллелизм сущ., кол во синонимов: 6 дублирование … Словарь синонимов

    В поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно образным, или синтаксическим, параллелизме (В синем море волны плещут./В синем… … Современная энциклопедия

    В поэтике тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно образным, или синтаксическим, параллелизмом (В синем море волны плещут. В синем… … Большой Энциклопедический словарь

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ, а, муж. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. parallelos идущий рядом, параллельный), независимое развитие сходных признаков в эволю пии близкородственных групп организмов. В результате П. вторично приобретённое сходство разных групп как бы накладывается на их сходство,… … Биологический энциклопедический словарь

    - (от греч. paralle los идущий рядом) англ. parallelism; нем. Parallelismus. 1. Неизменное соотношение и сопут ствие двух явлений, действий. 2. Полное совпадение в ч. л.; повторение, дублирование. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Книги

  • Конкурентность и параллелизм на платформе. NET. Паттерны эффективного проектирования , Террелл Рикардо. Рикардо Террелл научит вас писать идеальный код, с которым любые приложения будут просто летать. Книга содержит примеры на языках C# и F#, описывает паттерны проектирования конкурентных и…

Художественный прием параллелизм используется в литературе и означает одинаковое строение одного или нескольких предложений с точки зрения синтаксиса. Он помогает образно и ярко передать мысль автора, его переживания и настроение.

Параллелизм - это один приемов стихосложения , использующийся наряду с другими риторическими фигурами, такими как эпифора, градация, анафора или инверсия. Часто для усиления эффекта используются также риторические вопросы.

Происхождение параллелизма

В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.

Древнегреческие философы и ораторы активно использовали прием сопоставления или повторения в своих речах и сочинениях для придания им большей выразительности. Параллелизм был одним из приемов древнегреческой риторики.

Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.

Существует несколько определений параллелизма, которые включают разное применение этого художественного приема в связи с контекстом самого произведения. Найти информацию можно как в словаре Ожегова, так и в Википедии.

В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.

Параллелизм тематический

Многие поэты используют для иллюстрации своих внутренних переживаний тематический параллелизм, находя в окружающих явлениях отзвуки собственных мыслей и чувств. В этом случае сопоставляются явления, аналогичные по содержанию . Этот прием филигранно отточила в своем творчестве Анна Ахматова.

…А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, белый подожди,

Я тоже мраморною стану.

В этом стихотворении она сравнивает себя с мраморной статуей «мой мраморный двойник» в стремлении обрести такое же хладнокровие и невозмутимость.

Синтаксический параллелизм

Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты» : Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.

Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.

Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:

Пролетаю: так пусто, так голо…

Пролетают - вон там и вон здесь -

Пролетают - за селами села,

Пролетают - за весями весь; -

И кабак, и погост, и ребенок,

Засыпающий там у грудей, -

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей.

Параллелизм в народной песне

Параллелизм имеет глубокие корни, которые прослеживаются в устном народном творчестве, в былинах, сказках, песнях и колядах.

Чаще всего в них используются наиболее простые художественные приемы, сопоставления с тем, что было близко и привычно простым людям: природа, смена времен года, события из жизни. В былине об Алеше Поповиче находим:

Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали —

Выезжали два могучие богатыря.

Отрицательный параллелизм

Параллелизм может быть не только прямым, но и отрицательным. Гораздо чаще он встречается в фольклоре, но этот прием настолько выразителен, что его охотно используют поэты и писатели. Отличить отрицательный параллелизм легко - обороты речи при сравнении явлений или действий в этом случае начинаются с частицы «не».

Ах, дверь не запирала я,

Не зажигала свеч,

Не знаешь, как, усталая,

Я не решалась лечь.

Анна Ахматова

Не жалею, не зову, не плачу —

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Сергей Есенин

…а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Владимир Маяковский

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...