Возникновение иудаизма - история. Кратко об иудаизме: основные моменты

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию , в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора ») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама , первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» - это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути - это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу , но синагога , в которую я не хожу - ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя) , данных Б-гом человечеству после Потопа . Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия - без сомнения, все это влияние еврейской Библии - Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев - научить другие народы Знанию Единого Б-га.

История возникновения иудаизма уходит глубоко в века, во времена до нашей эры. Иудаизм является первой монотеистической религией. Первые шаги к установлению монотеистической религии сделал царь Давид. Он перенес в Иерусалим Ковчег завета. Некоторые считают это временем возникновение иудаизма. С времени правления Соломона началась эпоха первого храма. Царь построил Иерусалимский храм, ставший святилищем. Он начал собирать дань с людей на содержание храма. Жрецы храма были одновременно и государственными чиновниками. Это показывает неразделимость религиозных, этических и мировоззренческих взглядов иудеев. Так, возникновение и развитие иудаизма стало неопровержимым фактом. Соломон контролировал состояние, функционирование и влияние Храма. Благодаря такому смешению религиозного и царского произошла централизация религии иудеев.

Главной священной книгой (Пятикнижием) иудаизма является Тора. Она представляет собой древние свитки, множество раз переписанные. Христиане видят огромную схожесть Торы с Ветхим Заветом, что неудивительно, так как христианство взяло многое от иудаизма. Тора включает в себя пять книг и имеет общее название – Ветхий Завет. Книги Торы: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Создание этих книг охватывает длительный период, их писали различные люди, поэтому текст Торы, в общем, является очень неоднородным и довольно сложным для восприятия. По сей день богослужения в синагогах предполагают прочтение отрывков из Торы на идише (в некоторых конфессиях – на родном языке евреев, если они проживают в других странах). Последние также не считают священными писания Талмуда, так как в них содержится больше этических наставлений и размышлений.

Эпоха второго храма началась с восстановления разрушенного ранее первого Храма в Иерусалиме. Тора была признана на официальном уровне и стала основой законодательства всей Иудеи. Но во втором веке до нашей эры из-за ухудшившейся политической обстановки Греция начала наступательные действия, в результате которых иудеи оказались под ее влиянием, а второй храм стал храмом Зевса. Религиозный подъем и национально-освободительная война вернули свободу иудеям, а храм очистили от инаковерных. В честь этого события до сих пор иудеи отмечают праздник Хануки. Но недолго длится эпоха независимости Иудеи, вскоре начинается война с Римом. Храм снова разрушен.

В эпоху римского завоевания синагогальные богослужения преследовались. В средневековую эпоху все вернулось на круги своя, но в иудаизм стали проникать течения каббалы. Но с наступлением Нового времени иудеи вновь вернулись к своим ортодоксальным взглядам на жизнь и религию. На сегодняшний день Израиль и Соединенные Штаты Америки представляют наибольшую иудейскую общину. За пределами Израиля религия стала более лояльной, позволив женщинам и мужчинам молиться вместе, а также представительницам слабого пола претендовать на звание раввинов. Но основы иудаизма – одной из древнейших религий – остались прежними.

Иудаизм - это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероуче­ния. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлин­ное искажение «истинной веры». Другая традиция рассматривает иудаизм как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Логике и целям нашего изложения более соответст­вует второй подход, поскольку мы в этом разделе анализируем наци­ональные религии. В этом случае представляется нам, надо рас­крыть содержание данной религии самой по себе, безотносительно тех влияний, которые она оказала на другие религиозные культовые системы. Анализ этих влияний должен быть проведен в соответствующее время, когда будет рассматриваться тема возникновения христианства.

Иудаизм - религиозная система, возникшая на территории; Палестины на рубеже II-I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое было самым многочисленным среди всех 12 еврейских пле­мен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сфор­мировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном Писании (Танак) и Священ­ном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии - главной вероучительной книге иудаистов и христиан.

Иудаизм называют национальной религией евреев. Истори­ки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отлича­лись от верований, ритуалов и обрядов других народов, находя­щихся на аналогичной стадии развития. Знакомство с содержанием Ветхого Завета свидетельствует о сильном распространении и вли­янии среди еврейских племен тотемистических, анимистических, магических верований и обрядов. Религиозно-культовая система того периода носила ярко выраженный политеистический харак­тер. И лишь начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистичес­кая религия.

Естественно, монотеизм не мог сложиться в одночасье. Форми­рование монотеизма заняло относительно длительный историчес­кий период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такой переходной формой на пути формирования монотеизма являлся генотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Бо­гом был бог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятель­ность, система социальных норм и социальных взаимодействий ев­рейского народа строилась вокруг этого Бога. Вместе с тем признава­лось, что у каждого народа имеется свой бог. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н. э. был пост­роен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иу­даизма. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколь­ко столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосифа от 622 г. до н. э. об отмене культов других богов.

Как известно, в 586 году до н. э. Иудея была захвачена вави­лонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского пленения иудаизм стано­вится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстанов­ление собственной государственности, принявшей форму движе­ния к возврату на землю предков. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. И хотя на монотеистичес­кой интерпретации иудаизма настаивали многие библейские пат­риархи и пророки, но утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именем пророка Моисея. Согласно библейскому повест­вованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Изра­иля союз - «завет». Этот завет содержит два ключевых положения.

Первое - евреи обязаны признать, что Бог Яхве - это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе - еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока ос­танется ему верным.

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, он подчеркивает, что еврейский народ - это особый, Богом избранный народ, народ - Мессия, призванный осуществлять особую цивили­заторскую миссию с целью установления на земле царства благоден­ствия, мира и справедливости. Казалось было бы логичным стремле­ние представителей иудаизма выйти за рамки отдельного народа, распространяя свою веру среди других народов. Но иудаистское ду­ховенство препятствует ассимиляции евреев. Еще в 444 году до н. э. оно настояло на принятии закона, запрещающего евреям вступать в родственные отношения с другими народами. Таким образом иуда­изм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставле­нием евреев другим народам. Но наряду с негативными моментами I эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизне­стойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания.

Одним из таких испытаний явилось завоевание Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Вос­точного Средиземноморья. Иудейская война (66-73 гг. н. э.) закон­чившаяся поражением евреев, а также подавление антиримского восстания под предводительством Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В пери­од расселения (диаспоры) создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм как сложный комплекс рели­гиозных представлений и обрядов, морально-этических и правовых норм, регулирующих всю жизнедеятельность еврея как индивида, еврейского общества и государства.

Космологическая мифология иудаизма изложена в первой книге Ветхого Завета - Бытии. В этой книге рассказывается как Бог из ничего сотворил Небо и Землю, животных и растения, чело­века «по образу и подобию своему», мужчину и женщину - Адама и Еву, как эти первые люди совершили свой «первородный грех», сорвав плод с запретного древа познания добра и зла и как Бог на­казал их за это, изгнав из рая. Отныне они были должны в поте ли­ца добывать себе хлеб насущный и в муках рождать детей. Затем идет повествование о судьбе детей этих людей, о их сложных взаи­моотношениях с Богом.

Однако наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того «завета», который дал Бог на горе Синае пророку Моисею. Содержание этого завета из­ложено в близких версиях в двух книгах Ветхого Завета «Исходе» (20, 2-17) и «Второзаконии» (5,6-12). Этот «завет» представляет собой 10 заповедей - религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:

1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняй­ся им и не служи им;

3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;

4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней рабо­тай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освя­тил его;

5) Почитай отца твоего и мать твою;

6) Не убивай;

7) Не прелюбодействуй;

8) Не кради;

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твое­го, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.

Иудейская религиозно-культовая система содержит множе­ство положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и в культовых зданиях. Наиболее значитель­ные обряды, связанные с «богоизбранничеством» еврейского народа, обряды инициации - обрезание крайней плоти мальчиков на вось­мой день после рождения и церемония бар-мицва и бат-мицва, осве­щающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Боль­шая роль в иудаизме отводится религиозным праздникам. Наиболее значительные из них: шабат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность; йом-киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, зна­менующий начало весны; суккот и шнуот - праздники, посвящен­ные сбору урожая; симхат-торы (радость Торы) - праздник по слу­чаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.

Организационная структура иудаизма на протяжении четы­рех тысячелетий его существования претерпевала значительные изменения. Долгое время в иудаизме ведущую роль играло жречес­кое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога - собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господ­ствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется ис­ключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны. Руково­дители религиозных общин - раввины находятся на государствен­ной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (системой религиозных пра­вил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут воспита­тельную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Помимо Израиля религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира.

Литература

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1976. Васильев Л. История религий Востока. М., 1962.

История Древнего Востока (Под ред Кузищева В. И.) М., 1988. Конфуций. Луньюй. Пекин. 1957. Кун Н. Т. Мифы Древней Греции. М., 1960.

Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994

Основные принципы иудейской религии

Согласно ортодоксальному иудаизму, еврей – это человек, родившийся от матери-еврейки и не переменивший вероисповедания или прошедший ортодоксальный гиюр и соблюдающий все религиозные установления.

В религиозном представлении, которое не совпадает с обыденным, общечеловеческим, еврей – это не этническое понятие, а мировоззренческое. У истинного еврея понятия национального и религиозного совпадают, они должны быть тождественны и неразделимы.

Основные принципы иудейской религии были выведены великим еврейским мудрецом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным евреям как Рамбам, а европейцам – как Маймонид. Эти принципы признаются каноническими в классическом (ортодоксальном) иудаизме.

Первый принцип. Бог – один, он единственный в своем роде. Бог сотворил человека по образу и подобию своему (концепция «богочеловека») – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

Иудеи представляют себе единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору – Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в этом мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он – первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, – Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог – есть Дух, Мысль и Слово. Бог один и он реален. Чтобы лучше осознать это, каждый еврей должен ежедневно читать молитву «Шему»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».

Второй принцип. Бог совершенен. Бог является абсолютным Разумом, он всемогущ. Бог является источником благости, любви и справедливости.

Иудаизм уникален не только тем, что впервые изобрел монотеизм. Эта религия впервые дает образ бога как личности. Бог-личность предполагает наличие волевого начала в мире. Сотворение мира – акт проявления воли Бога. Мир сотворен им, потому что он хотел сотворить этот мир.

Бог – не только абсолютная вечная сущность, но и неограниченная воля. Его действия проистекают из Его желания. Исключительно духовная сущность Бога отличает его от любой другой сущности в мире и делает его высшей инстанцией. Боги других верований подвержены неким высшим силам. Бог не подчиняется никакой другой силе и не зависит ни от чего, кроме самого Себя. В мире не существует силы выше Него. Бог является абсолютным властелином всего мира.

Третий принцип. Тора – священная книга для всех иудеев. Авторитет Торы непогрешим и нерушим.

Богодуховенность Ветхого Завета является догматом для иудейской религии. Первые пять книг, которого составляют Тору, – священны, ибо их дал сам Бог. Тора – это не только Закон, это наука. Тора – верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет для израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак – знание, а знать – значит делать. Тора – это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только это: Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.

Четвертый принцип. Жизнь – это постоянный диалог Бога с человеком. Все, что делает как отдельный человек, так и целый народ, оценивается Богом, потом Всевышний воздает по заслугам, чаще всего при жизни.

Иудейский Бог создал мир и человека в нем и хочет, чтобы сотворенный им человек вел себя в этом мире так, а не иначе, что подчеркивает наличие воли Бога. Персональность Бога позволяет человеку строить свои взаимоотношения с Богом на межличностном уровне, на уровне «я – ты». Человек может вступать с Богом в прямой диалог, разговаривать с ним без посредников.

Согласно Торе, между Богом и человеком существуют личные взаимоотношения. Человек обращается непосредственно к Богу, и Бог вступает в диалог непосредственно с человеком. Обращаясь к Богу, человек пользуется выражениями, придающими Богу человеческие черты, так как другого способа выражения человек не знает. Это явление, называющееся антропоморфизмом, определяет двустороннюю связь между Богом и человеком и характеризует их отношения как отношения личностные, персональные. Просьба человека, обращенная к Богу в страхе или восхищении, молитва человека, его вопль могут прорваться к Богу только на человеческом языке.

Взаимоотношения между человеком и Богом занимают в Торе центральное место. Монотеистический иудаизм основан не на размышлении о Боге, а на стремлении к Нему, и в этом проявляется совершенно новый подход к понятию Бога. Вера в Единого Бога в Торе построена на высочайшей степени преданности человека Богу, она требует от человека полной отдачи. Человек не может обращаться к другим богам.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог дает возможность жить и быть праведным. Бог наблюдает за человеком, Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Божественная сила распространяется по всему миру, она во всех проявлениях жизни. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков: гордости, эгоизма, ненависти и вожделения.

Пятый принцип. Человек бесценен, так как он является созданием Бога. Каждая жизнь уникальна. Назначение человека – служба Богу – постоянное всестороннее духовное совершенствование.

Еще в первых главах Тора дает два противоречивых описания человека, отражающих его двойственную природу, содержащееся в нем внутреннее противоречие. В первой главе Бытия говорится: «И сотворил Господь человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину – сотворил Он их». Во второй главе сообщается нечто противоположное: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».

Таким образом, в основе представления о человеке в иудаизме – характеристика его как создания психофизического. Он одновременно является и прахом земным, и образом Божьим. Первое подчеркивает физическую, биологическую сущность человека. Человек выступает здесь как часть живой природы, «душа живая», материальный объект, подчиняющийся законам физики и биологии. Вместе с тем человек наделен чем-то таким, что не является частью природы, чем-то стоящим над природой, противостоящим ей, в нем есть частица Бога. Тора не разъясняет, в чем именно человек подобен Богу, а лишь утверждает важное антропологическое и социологическое понятие: человек подобен Богу. Являясь частью природы, человек одновременно стоит как бы вне ее. В этом отражается двойственность человека – праха земного и подобия Бога.

Человек находится под влиянием собственной биологической сущности. В отличие от христианства, иудаизм не видит ничего плохого в том, что человек создан из земного праха, что он обладает телом с его физическими потребностями. Такова природа человека. То, что человек является физическим, материальным созданием, лишь подтверждает, что он не Бог. Вместе с тем человек создан по образу Бога. Этим обуславливается его духовный потенциал, и в этом его ценность.

Шестой принцип. Равенство всех людей. Все люди равны перед Богом. Каждый человек является сыном Божьим, всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении единения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения – свободная воля и божественная помощь.

Бог не разделяет людей по социальному уровню, достатку, цвету кожи или языку, на котором они говорят. Главное в человеке – это его духовное начало, и в этом все люди равны.

Седьмой принцип. Богоизбранность еврейского народа. Бог наложил на евреев особую миссию – донести божественные истины до человечества и посредством этого помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет невозможно отменить. С одной стороны, Завет дает всестороннюю поддержку Бога, а с другой – он налагает на еврейский народ очень высокий уровень ответственности.

Идея избранности традиционно интерпретируется евреями двумя способами: с одной стороны, это Бог избрал израильтян, а другая идея состоит в том, что израильтяне выбрали Бога. Хотя этот выбор и был коллективным, но он был сделан свободно. Решающее значение понятия избранности в том, что оно создает обязательства исключительно для евреев, а не евреи получили от Бога другие пакты и другие обязанности.

Восьмой принцип. Предложение всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на все человечество.

В то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите – гиюр). Однако иудаизм может принять любой человек, пройдя специальное посвящение.

Девятый принцип. Принцип полного господства духовного начала над материей. Но при этом необходимо помнить о ценности также и мира материального. Бог – безусловный Владыка материи, как ее творец, и он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.

В иудаизме все сущее имеет свое духовное начало, и цель каждого человека – постичь, распознать это духовное. Например, считается, что чтением Торы или повторением молитвы человек взывает к этому началу.

Десятый принцип. Вера в приход Мессии (Мошеаха) – спасителя.

Машиах является царем, прямым потомком царя Давида, и, согласно традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым. Когда он придет, то воздаст всем праведникам по заслугам.

Иудеи до сих пор ожидают прихода Мошеаха. Тора учит, что Мессия принесет иудеям политическое освобождение, соберет всех евреев в израильских землях и наладит правильный миропорядок на всей земле. Тогда, возможно, все люди станут иудеями.

Одиннадцатый принцип. Принцип воскрешения из мертвых в конце дней (эсхатология). Вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

Согласно иудаизму, умершие воскреснут в своих же телах и станут жить на земле в вечном благе. Но это касается только праведников. О том, что произойдет с остальными, до сих пор ведутся споры. Некоторые богословы полагают, что они отправятся в место, подобное христианскому аду. Другие же считают, что они просто останутся в небытии.

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Период первый Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae)[под покровом дозволенной религии (иудейской)] Первый период, по мнению большинства ученых, обнимает собою время от начала христианства до царствования императора Траяна. Каковы были отношения к христианству императоров в

Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей Иванович

Критика языческого политеизма и иудейской религии в «Апологии» Аристида. {с. 86}По своему объему эта критика занимает значительный удельный вес в произведении: вся «Апология» состоит из 17 глав, а «критическая часть» ее - 12 глав, причем основное место уделяется критике

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Из книги Наука и религия автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

5. Основные принципы христианского гуманизма Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя, - апостол Павел. (Гал. 5,14).Если христианская мораль ставится под сомнение, если на нее возводится тяжелое обвинение, что она

Из книги Наука самоосознания автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Из книги Варнашрама-дхарма. Совершенное общественное устройство. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Принципы религии Чистота, милосердие, аскетизм и правдивость - это и есть истинная опора любой религии. Высшая, лучшая религия описана в Бхагавата пуране так: это та религия, которая желает блага всем живым существам. Другими словами, религия - это самая высшая форма

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Молитва верующего: основные принципы (5:13) Переход от предыдущей части к данному отрывку очень интересен. Призывая к терпению и стойкости, Иаков приводил в пример злострадания пророков (10). Существительному стиха 10 злострадание соответствует в стихе 13 глагол злостраждет.

Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа-медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора Госвами Сатсварупа дас

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа-медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

Из книги Учебник по христианскому душепопечению автора Адамс Джей

5 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ - ПРИНЦИПЫ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ Ограничение предпосылок и принциповСуществует множество фундаментальных предпосылок и принципов, на которых зиждется душепопечение. Действительно, легко показать, что каждая библейская истина или принцип либо прямо,

Из книги Введение в библейскую экзегетику автора Десницкий Андрей Сергеевич

2.2.2. Основные черты традиционной иудейской экзегезы Традиционный иудаизм часто называют раввинистическим, поскольку вероучительным авторитетом в нем обладали раввины (рабби) - учителя Закона, или талмудическим, поскольку Талмуд (букв, "учение") для иудеев - наиболее

Из книги О себе… автора Мень Александр

Основные жизненные принципы христианства Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, ваш вопрос вполне законный. Христианство не есть "идеология", отвлеченная доктрина или застывшая система

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Период первый Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae)[под покровом дозволенной религии (иудейской) Первый период, по мнению большинства ученых, обнимает собою время от начала христианства до царствования императора Траяна. Каковы были отношения к христианству императоров в

Из книги Учение Шри Чайтаньи автора

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа-медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

Из книги Том 3. У врат Молчания [Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры] автора Мень Александр

3. ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ И ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА I. Четыре благородные истины1. Существует страдание.2. Страдание имеет причину.3. Существует прекращение страдания.4. Существует путь к прекращению страдания.II. Восьмеричный путь1. Правильное понимание (свободное от суеверия и

Из книги Библия. Популярно о главном автора Семенов Алексей

1.1. Основные принципы учения Библия – собрание канонизированных священных писаний для христиан и иудеев. Делится на две книги: Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет написан на древнееврейском и арамейском языках, в то время как Новый Завет – на древнегреческом.«Библия» в

Многие знают, что ислам и христианство являются наиболее распространенными религиями в мире, но не каждому известно их происхождение от давних традиций другого мировоззрения – иудаизма.

Это вероучение считается одним из древнейших на нашей планете и неразрывно связано с еврейским народом, с его менталитетом, национальными и этическими взглядами. Что такое иудаизм? Во что верят иудеи и кому поклоняются?

Что означает слово «иудаизм»?

Понятие «иудаизм» связано с древнегреческим словом Ἰουδαϊσμός , используемым для обозначения еврейской религии как противопоставления греческому язычеству. Термин происходит от имени библейского персонажа Иуды, в честь которого было названо Иудейское царство, а впоследствии – весь еврейский народ.

Иуду, сына патриарха Иакова, не стоит путать с другим Иудой, продавшим Иисуса за 30 серебренников, поскольку они являются двумя разными личностями.

Что такое иудаизм?

Иудаизм относится к монотеистическим религиям, признающим единственность Бога. Его история насчитывает около 3000 лет и охватывает несколько важных этапов. Зарождение вероучения началось примерно в X столетии до н. э. среди кочевых семитских народов, которые почитали бога Яхве и активно практиковали жертвоприношения на алтарях.

На втором этапе развития, охватившем период с VI века до н. э. до II столетия современного летоисчисления, иудаизм строился на идеях Второго храма и приветствовал соблюдение субботы и обрезание. В западных странах этот этап хорошо известен благодаря Новому Завету, описывающему жизнь и деяния Иисуса Христа.

Третий этап, называемый «талмудический иудаизм», начался в VI веке и длился до XVIII столетия. В это время Вавилонский Талмуд был признан самым авторитетным толкованием Торы, а на первый план вышли традиции иудейских раввинов.


В отличие от ислама и христианства, современный иудаизм является не мировой, а национальной религией, то есть, по мнению иудеев, его нельзя исповедовать, не являясь потомком праотцов еврейского народа.

Кто такие иудеи?

Иудеями называют этнорелигиозную группу, в которую входят люди, рожденные евреями, либо те, кто обратился в иудаизм. По состоянию на 2015 год, в мире насчитывается свыше 13 миллионов представителей этой религии, причем более 40 % из них живет в Израиле.

Большие иудейские сообщества сосредоточены также в Канаде и США, остальные находятся преимущественно в европейских странах. Изначально под иудеями понимали жителей Иудейского царства, существовавшего с 928 по 586 год до нашей эры. В дальнейшем этим термином называли израильтян из Иудова колена, а теперь слово «иудей» практически тождественно национальности «еврей».

Во что верят иудеи?

Верования иудеев строятся на монотеизме и обозначены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), которое, по легенде, было передано Моисею Богом на горе Синай. Часто Тору называют Еврейской Библией, поскольку в христианстве она соответствует книгам Ветхого Завета. Помимо Пятикнижия, Священное Писание иудеев включает в себя еще две книги – «Невиим» и «Ктувим», которые в совокупности с Торой носят название «Танах».

У иудеев существует 13 принципов , согласно которым Бог един и совершенен. Он является не только Творцом, но и Отцом человека, а также выступает источником любви, благости и справедливости. Все люди равны перед Богом, поскольку являются его творениями, однако непосредственного у еврейского народа имеется великая Миссия, которая состоит в донесении до человечества Божественных истин.

Иудеи свято верят, что в конце дней все умершие воскреснут и продолжат свое существование на этой земле.

Течения иудаизма

На современном этапе иудаизма, начавшемся примерно в 1750-х годах, из основной религии (ортодоксального иудаизма) отделилось несколько течений. Так, в начале XIX столетия в Европе зародился реформистский иудаизм, последователи которого считают, что с течением времени еврейские традиции развиваются и приобретают новое содержание.


В середине того же века в Германии появился консервативный иудаизм, строящийся на более либеральных взглядах, нежели ортодоксальная религия, а в первой половине XX столетия возник реконструктивистский иудаизм, основанный на идеях нескольких еврейских раввинов, в частности Мордехая Каплана.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...