Описание картины фрина на празднике посейдона. Очарованная душа

Продолжим знакомство с прекрасными картинами Генриха Семирадского. Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых картин художника Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.(390 × 763,5 см),1889г.

На рубеж 1880—1890-х годов приходится наивысший пик популярности Семирадского, который неизменно получал награды на академических выставках в Петербурге.

Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов. Даже названия полотен, по выражению Е. Нестеровой, «звучат как заглавия дамских романов, бьют наверняка и поражают сердца жаждущих приключений обывателей»

Так выглядит картина в Государственном русском музее.

Сбросила ризы с себя, и лицом повернувшись к народу
Медленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.
Ахнули тысячи зрителей; смолкли свирель и пектида;
В страхе упав на колени, все жрицы воскликнули громко:
«Чудо свершается, граждане! Вот она, матерь Киприда!»
Так ослепила своей олимпийской красой незнакомка...

Эти строки из стихотворения Льва Мея переносят нас в Афины, в 364 год до нашей эры, где на празднике морского бога Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини красоты и любви Афродиты из пены волн.

«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» 1889г

О ФРИНЕ

Через века до нас дошла легенда о прекрасной Фрине. известной своей красотой греческой гетеры, жившей в IV веке до нашей эры.

По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина (греч. - «белокожая»), своей красотой напоминающая богиню.

Скульптор Пракситель - ее возлюбленный - изваял с нее Афродиту Книдскую (по названию древнего города Книда, где изваяние было поставлено в храме Афродиты), а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену (лат. - «выходящая из воды»).

Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».



ЗАМЫСЕЛ КАРТИНЫ.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского.

Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое, однако, будучи эротическим, останется в рамках приличий

Когда Семирадский начинал работу над этой картиной в конце 1886 года, он писал конференц-секретарю Академии художеств П. Ф. Исееву:

"Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине.

Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал!

Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалёвана."

Прежде,чем писать картину художник съездил В Грецию и посетил Элевсин.



ОПИСАНИЕ

Шумный, пестрый праздник выплеснулся на огромное полотно, все словно пронизанное лучами средиземноморского солнца. Яркие пятна одежды и гирлянды цветов как будто расступаются перед красотой Фрины.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин.

В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями. Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове мису и вазу.

Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины – один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

Зимой 1889 года картина впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении. Вместе с «Фриной на празднике Посейдона» на выставке были показаны другие картины Семирадского — «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана»

Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей. Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1890 года; её посетило около 30 000 человек


Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск «Правительственного вестника», где, в частности, даже было утверждение о том, что новая картина художника была «новым блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры». Как известно, это предсказание не оправдалось.

Примечательно, что Антон Павлович Чехов писал сестре (с иронией отзываясь о популярности своих рассказов): «В Петербурге теперь два героя дня — нагая Фрина Семирадского и одетый я»

После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были приобретены императором Александром III. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов

Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.

В Петербурге открылась художественная выставка, которая напомнила о той, что была почти 130 лет назад. В Академии художеств были выставлены картины Генриха Семирадского. Центральным экспонатом было гигантское полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Семирадский так о ней писал: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток». Успех был грандиозный, тридцать тысяч посетителей. «Фрину» купил император Александр III. Чехов сказал: «В Петербурге теперь два героя дня - нагая “Фрина” Семирадского и одетый я». Теперь о нынешней петербургской выставке Генриха Семирадского. Она открылась на этой неделе.

Генрих Семирадский, каким его никто не знал. В Русском музее открылась выставка, посвящённая 175-летию русского художника, который творил на рубеже XIX-XX веков. Экспозиция поражает размахом: в Петербург из разных городов привезли колоссальные по размеру полотна, над которыми трудились как сам Семирадский, так и его современники. На открытии побывал Андрей Яковлев.

4 экспозиционных зала, более 100 работ - в таком масштабе выставка, посвящённая русскому художнику польского происхождения Генриху Семирадскому, открывается впервые. Здесь вместе с его картинами представлены и произведения современников мастера, работавших, как и он, в Риме в конце XIX - начале XX веков.

«Для этой выставки предоставили свои работы 10 музеев России во главе с Третьяковской галереей, а также несколько частных коллекционеров. Для широкой публики, в том числе и для петербургской, большинство этих работ малоизвестны, но написаны они мастерской кистью на увлекательные сюжеты», - сказал ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI вв. Русского музея Павел Климов.

Идеалы античной и итальянской классики, каноны красоты - всё это было в основе учебного процесса Академии художеств. Именно поэтому её выпускники так стремились попасть в «вечный город». Первые залы выставки - это работы ярких представителей так называемой «колонии русских художников в Риме» - Фёдора Бронникова, Александра Риццони, Матвея Чижова и многих других.

Картину Вильгельма Котабринского «Оргия» не видел никто из наших современников. 90 лет она хранилась в запасниках музея, накрученная на большой вал. Реставраторы были шокированы состоянием шедевра: вся поверхность проклеена оберточной бумагой, полотно покрыто толстым слоем лака, многие фрагменты осыпались. Но теперь, спустя год, она как новая.

«Когда впервые мы увидели изображение, это, конечно, было событие в музее. Приходили наши коллеги и научные сотрудники. Ведь в нашем каталоге эта картина воспроизводится только в чёрно-белом варианте», - прокомментировал художник-реставратор отдела реставрации живописи Русского музея Марат Дашкин.

Одно из самых больших полотен и чуть ли не самая узнаваемая работа Семирадского - «Фрина на празднике Посейдона». Размер картины - 4х7,5 м. Полотно аккуратно демонтировали в зале Михайловского дворца и привезли на выставку в корпус Бенуа. Другие картины преодолели более длинный и сложный путь.

Отдельное место занимает экспозиция, посвящённая частной жизни и творчеству русских художников в Риме. Здесь их фотографии, работы, а также эскизы самого Генриха Семирадского, которые вошли в его учебник: «Гибель Содома», «Избиение младенцев», «Страшный суд». На них выросло не одно поколение студентов Академии художеств Петербурга.

Через несколько месяцев исполнится 175 лет со дня рождения художника. Этот юбилейный год станет одним из самых знаковых в его творчестве. Ведь в таком объёме на суд зрителя работы мастера не выставлялись ещё никогда.

Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902) - великий русско-польский художник. Являлся крупнейшим представителем позднего академизма. Известен своими картинами мифологического жанра, изображающими различные сюжеты из истории античных времён Греции и Рима. Одной из самых известных картин Генриха Семирадского является «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», холст, масло, 390 × 763,5 см.

Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине

«Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени …» - c таким подъемом начинал в конце 1886 года Генрих Семирадский новую картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине».

Через века до нас дошла легенда о прекрасной героине этого произведения. По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина (греч. - «белокожая»), своей красотой напоминающая богиню. Гетера Фрина отличалась непривычной стыдливостью, и обнаженной её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте.

Скульптор Пракситель - ее возлюбленный - изваял с нее Афродиту Книдскую (по названию древнего города Книда, где изваяние было поставлено в храме Афродиты), а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену (лат. - «выходящая из воды»). Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю,

Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».

Художника, однако, не интересовали гражданские страсти и психологические характеристики участников тех давних событий. Он стремился воплотить в красках образ идеальной красоты. Подобно Пигмалиону, он влюбился в свою Галатею - Фрину, оставив все назидательные сравнения за рамой огромного полотна.

Сцена, запечатленная Семирадским, разворачивается на фоне напоенной солнцем южной природы. Пейзаж в картине - один из лучших в творчестве художника.

Работая над ним, он специально ездил в Грецию, в древний Элевсин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии. Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины - один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Рядом с Фриной изображены её прислужницы, одна из которых держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит над её головой зонтик. Справа многолюдная процессия, которая в это время шла на праздник, но увидев необычное зрелище, остановилась, чтобы увидеть, чем всё это закончится. Эмоции у людей, при виде смелой Фрины, довольно неоднозначные. Одни восхищаются красотой и смелым поступком Фрины, а другие смотрят с осуждением. Ещё одна группа людей находится на переднем плане в левой части картины в праздничных нарядах.

После выставки картин Семирадского в 1889 году в Академии художеств, главным среди которых являлось именно полотно в Фриной, его назначили внештатным членом совета Академии. Картина была приобретена императором Александром III. До образования Русского музея, картина был представлена в Эрмитаже. В настоящее время находится на постоянной экспозиции в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ге́нрих Ипполитович Семира́дский (при рождении Генрик Гектор Семирадский , 12 октября 1843, Ново-Белгород, Харьковская губерния, — 23 августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) — русский и польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

(1843-1902) — великий русско-польский художник. Являлся крупнейшим представителем позднего академизма. Известен своими картинами мифологического жанра, изображающими различные сюжеты из истории античных времён Греции и Рима. Одной из самых известных картин Генриха Семирадского является «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», холст, масло, 390 × 763,5 см.

Сюжет картины происходит в небольшом древнем городе Элевсине, который находится в 22 км от Афин, Греция. В центре картины Фрина, которая была известной афинской гетерой (женщина, ведущая свободный образ жизни) необыкновенной красоты. Фрина также известна как натурщица, в частности именно она позировала древнегреческому скульптору Праскителю (IV век до н. э), когда тот создавал скульптуру «Афродита Книдская». Генрих Семирадский для написания этого полотна позаимствовал сюжет из книги «Пир софистов» древнегреческого писателя Афинея Навкратийского (II — III век н. э). Фрина была настолько прекрасной и так была уверена в своей неземной красоте, что не побоялась бросить вызов самой богине красоты и любви Афродите. Во время праздника Посейдона Фрина сбросила одежду и полностью обнажённая спустилась к морю, из которого, по преданиям, родилась Афродита, чтобы показать богине свою необычайную красоту.

На картине Семирадского Фрина снимает одежду. Рядом изображены её прислужницы, одна из которых держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит над её головой зонтик. Справа многолюдная процессия, которая в это время шла на праздник, но увидев необычное зрелище, остановилась, чтобы увидеть, чем всё это закончится. Эмоции у людей, при виде смелой Фрины, довольно неоднозначные. Одни восхищаются красотой и смелым поступком Фрины, а другие смотрят с осуждением. Ещё одна группа людей находится на переднем плане в левой части картины в праздничных нарядах.

Интерес в данной картине представляет не только древнегреческий сюжет, описанный Афинеем Навкратийским, но и пейзаж, который является фоном для всего действа. За спинами участников праздника Посейдона воды Саронического залива и горы острова Саламин. Для того, чтобы написать столь живописное полотно, Генрих Семирадский лично посещал Элевсин и делал наброски в том месте, откуда и открывается сцена. Пейзаж на картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» считается одним из лучших во всём творчестве художника. После выставки картин Семирадского в 1889 году в Академии художеств, главным среди которых являлось именно полотно в Фриной, его назначили внештатным членом совета Академии. Картина была приобретена императором Александром III. До образования Русского музея, картина был представлена в Эрмитаже. В настоящее время находится на постоянной экспозиции в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Воссозданное Семирадским событие произошло в древних Афинах в 364 году до н. э. На традиционном празднике в честь бога морей Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини любви и красоты Афродиты из пены волн. На полотне Семирадского представлен шумный и пестрый праздник с ликующим народом в праздничных одеждах с гирляндами цветов. В левой части композиции - поэты, воспевающие совершенную красоту Фрины, справа - народ, бросающий цветы к ее ногам.

Привести слова живописца о замысле картины: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Дать краткую характеристику вышеназванным произведениям, следующим, в основном, канонам академической эстетики. Особо отметим при этом, что художник Семирадский был не чужд пленэрным исканиям живописцев своего времени.

Далее подчеркнуть, что, при всей эффектной выразительности произведений академической школы с традиционными мотивами из античной и библейской истории, ведущее место в художественном процессе этого времени постепенно занимает реалистическое направление, художники которого выражали интересы и идейные устремления российского общества в новый период развития.

Входя в залы искусства 1860-х годов, обратить внимание зрителей на резкую смену героя и эстетических пристрастий живописцев по сравнению с произведениями предыдущего зала. Не религиозные и мифологические сюжеты, как в академических композициях, но окружающая действительность, повседневная жизнь различных слоев населения (в основном - бедных людей) находятся теперь в центре внимания художников нового реалистического направления.

Кратко сказать о том, что новые эстетические отношения искусства к действительности, новые взгляды на назначение искусства были обусловлены многими процессами в жизни страны и состоянием общественного сознания накануне крестьянской реформы 1861 года (отмена крепостного права в России).

Напомнить о диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) - главном манифесте русского реализма. Идеализация и «антикизация» натуры, всевозможные мифологические «выдумки», по мысли литератора, несовместимы с реалистическим направлением. Чернышевский утверждал, что прекрасное есть жизнь, что реальная действительность должна стать предметом искусства. «Воспроизведение жизни - общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто и значение приговора о явлениях жизни».

Сообщить также слушателям, что, в свою очередь, влиятельный художественный критик В. В. Стасов призывал художников: «Выбирайте сюжеты из той жизни, которая вокруг Вас свершается». В дополнение можно привести слова популярного тогда публициста Д. И. Писарева, полагавшего, что художники должны «изображать страдания голодного большинства, вдумываясь в причины этих страданий, постепенно обращать внимание общества на экономические и общественные вопросы».

Подчеркнуть, что поворот многих художников к новым темам, сюжетам из обыденной жизни обусловил появление и распространение картины небольшого размера. Указать на работы живописцев-шестидесятников В. И. Якоби, Л. Н. Соломаткина, А. И. Корзухина, И. М. Прянишникова и др.

Методическое указание. Произведения вышеназванных художников рекомендуется показывать комплексно. Картины следует рассматривать в основном с точки зрения начала формирования нового художественного видения и преодоления нормативности академической эстетики.

Сообщить далее слушателям, что особенность художественного процесса 1860-х годов - не только доминирование бытовой жанровой картины. Новые реалистические веяния проникают и в собственно историческую живопись - «основу основ» Академии художеств.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...