Викторины и презентации к запискам маленькой гимназистки. Лидия алексеевна чарская

Обобщающий урок по произведению Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Тест по произведению:


– Москва
– Петербург
–Красноярск

Тест по произведению:

1. В каком городе живёт дядя Лены?
– Петербург

Тест по произведению:

2. Как назвали Лену двоюродные братья и
сестра, когда она только к ним приехала?
–Мокрица
–Мимоза
–Выскочка

Тест по произведению:

3. Какими словами представила девочку
гувернантка Матильда Францевна в
школе.
– Красивая, умная, воспитанная,
прилежная
– Лжива, груба, драчлива и
непослушна

Тест по произведению:

4. Кого Лене напомнила начальница
гимназии Анна Владимировна?
– Тётю
– Бабушку
– Маму

Тест по произведению:

5. Как девочка приблизилась к
двери класса?
– Храбро
– Боязливо
– Без интереса

Тест по произведению:

6. Как Лена работала на уроке,
как выводила слова?
– В тетради было очень грязно
– Правильно и очень красиво
– Выводила буквы с усердием

Тест по произведению:

7. Какова была тетрадь Жюли?
– Было много ошибок
– На листах находились крупные и
мелкие кляксы
– Работа была выполнена аккуратно

10. Тест по произведению:

8. Кто пропал у Жоржа?
– Собака
– Попугай
– Сова

11. Тест по произведению:

9. Кто на самом деле украл
домашнего любимца Жоржа?
– Толя
– Лена
– Жюли

12. Тест по произведению:

10. Кто заступился за Лену когда
её хотели высечь розгами?
– Толя
– Жорж
– Нина

13. Кроссворд о героях повести

14.

1. Назовите имя кондуктора, который
сопровождал Лену в поездке в Петербург?
2. Фамилия начальницы гимназии?
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет
жить?
4. Как звали первого учителя Лены?
5.Что принес Лене Толя,когда она была
голодна?
6. Какое прозвище у гувернантки?
7. Как звали младшего брата Нины?
8. Имя старшего двоюродного брата Лены?
9. Имя гувернантки в семье дяди?
Какое слово вышло по горизонтали?

Проверочная работа. Фамилия _________________ в) без интереса Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму 9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо Проверочная работа. Фамилия _________________ Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму

9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо в) без интереса 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________ 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена

В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________

Урок

литературного чтения


Лидия Чарская

«Записки маленькой гимназистки»


Как зовут маленькую гимназистку?

Сколько ей лет? Кто её родители?

Какая она?

Чем гимназия начала ХХ века отличается от современной школы?

Чем «Записки…» отличаются от рассказа?

О чём она пишет?

Кто друзья и враги маленькой гимназистки?

Почему книги Л.Чарской стали критиковать, даже ругать, перестали печатать?


Близки ли по духу герои Л.Чарской современному читателю?


Памятка учащимся

  • Через отношение других героев (Кто из взрослых героев смотрит на девочку глазами автора?).

2. Через описание внутреннего мира героя, его характеристику.

3. Через установление гармоничных и контрастных связей с кем или чем-либо.


Ваша реакция на описанные события:

- жалость;

- сопереживание;

- гнев;

-негодование;

- переживание;

- отчаяние…



Никифор Матвеевич

Тётя Нелли

Матильда Францевна

Анна Владимировна

Василий Васильевич

Жюли

Жорж

Толя

Друзья

Враги


Cлайд 1

Cлайд 2

Русская писательница Лидия Алексеевна Чарская Или актриса Александринского театра Лидия Алексеевна Чурилова

Cлайд 3

Писатель Фёдор Сологуб(1863-1927) о Лидии Чарской: «Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряжённости и пылкости. И всё это было вполне заслужено Чарскою…»

Cлайд 4

Загадка рождения: Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. До сих пор спорным остается дата ее рождения. По одним источникам, это 1878 год, Петербург, по другим - 1875, Кавказ. Но как бы то ни было, в 70-е годы XIX века появилась на свет девочка, которой суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей.

Cлайд 5

Семья. Горькая потеря Семья жила в достатке, родители любили свою дочь, и все, казалось, было радостным и безмятежным. Но не под счастливой звездой родилась маленькая Лида. Вскоре умерла ее мать. И всю свою любовь девочка перенесла на отца. Возможно, это помогло им обоим перенести тяжкую потерю. Ведь ушла из жизни не только мать, но и жена. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Cлайд 6

Мачеха Но однажды все переменилось. Отец женился. В дом вошла чужая женщина. Мачеха. Какое холодное и бездушное слово! И как холодно и бесприютно стало в душе у девочки. Отношения с новой хозяйкой дома настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда было решено отвезти дочь в Петербург в Павловский женский институт. В то время семья жила в Шлиссельбурге, этого требовала военная служба отца. В памяти навсегда осталось тяжелое воспоминание от первой встречи с обстановкой института, который жил по строгим, раз и навсегда установленным правилам. Для живого впечатлительного ребенка институт показался казармой, тюрьмой, в которой ей предстояло теперь жить.

Cлайд 7

Cлайд 8

Начало творчества Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась довольно рано. Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились. К этому времени она уже сознавала свое отличие от других и мучилась этим. "Почему я переживаю все острее и болезненней, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня? Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?" – писала она в дневнике.

Cлайд 9

С годами Лидия научилась владеть собой. После окончания пансиона в семью не вернулась, хотя отца поняла и простила его за вторичный брак. Темпераментная, обаятельная, сероглазая девушка привлекала к себе внимание. Блестящий офицер Борис Чурилов был околдован ею. Он сделал Лидии Алексеевне предложение, и девушка согласилась стать его женой. Так восемнадцатилетняя Воронова стала Чуриловой. Но брак был недолгим, офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна. Что было делать? Уехать к отцу и мачехе? Жить в семье по установленным в ней правилам? Материально зависеть от отца? Нет, это было не по ней. Она выбрала другой путь.

Cлайд 10

Рождение псевдонима Оставшись в Петербурге, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище. Яркая внешность, импульсивность, темперамент делали ее заметной на курсе. Еще на вступительных экзаменах преподаватели заметили эту девушку, что помогло ей выдержать конкурс. После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила (как тогда говорили) с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним "Чарская".

Cлайд 11

Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами "чары", "очарованье", "колдовство. Как актриса она была малоизвестна.

Cлайд 12

Литературная жизнь Знаменитой Чарской она стала совсем в другом. В литературе. Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у нее рос сын, а помощи ждать было неоткуда. И тогда она попыталась написать свое первое произведение. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось легким и приятным. И она отдалась ему всецело, хотя продолжала работать в театре.

Cлайд 13

Успех Лидии Чарской: В 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала, что дети среднего возраста более других авторов читают: Гоголя – 35 % Пушкина – 25% Чарскую – 21% Твена – 18% Тургенева – 12%

Cлайд 14

Cлайд 15

Почему её забыли? В 1917 году, с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто.) С 1925 по 1929 год ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.

Cлайд 16

Одиночество Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу. Но испытания на этом не закончились. Подлинный крах и бессмысленность жизни она ощутила, когда пришло известие о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Одинокая, уже немолодая женщина, покинутая всеми, не имеющая к тому времени никаких родственников, она в 1924 году ушла из театра. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К.И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

«Лучшие человеческие качества» - темы книг Лидии Чарской О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои - люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие - те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.

Cлайд 26

Cлайд 27

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Удомли

  • Лидия Чарская
  • «Записки маленькой гимназистки»
  • 4 класс
  • Менделеева Л.Г.
  • Учитель начальных классов
  • 2014г
Какой смайлик вам симпатичен? Какой век представлен на страницах второй части учебника?
  • Какой век представлен на страницах второй части учебника?
  • Почему целая книга посвящена одному веку?
Какую книгу предложила библиотекарь близнецам?
  • Как вы думаете какая цель нашего урока?
1)Знакомство с биографией Лидии Алексеевны Чуриловой. 2) и с её произведением « Записки маленькой гимназистки» План работы над текстом
  • Работа с текстом до чтения
  • Работа с текстом после чтения
План работы с текстом до чтения
  • Автор произведения.
  • Наши предположения
Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской? Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
  • Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
  • (1878)в Царском селе(Петербург).
Павловский Женский сиротский институт, который Лидия Воронова закончила в 1893 году. Она проучилась здесь с 1886года по 1893 год. Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
  • Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
  • Ты далеко… ты в пути…
  • Все же я вижу родного…
  • Солнышко! В детской груди
  • Много восторга святого.
  • Солнышко! Сердце поет!
  • Папу Алешу зовет…
  • О, приезжай, ненаглядный!
Первая ее повесть « Записки институтки» появилась в 1901 году в журнале при издательстве М. Вольфа « Задушевное слово». С тех пор и началось ее триумфальное шествие. Подписывала свои произведения она сценическим псевдонимом Чарская За 20 лет творчества из под ее пера вышло около 80 произведений.
  • После революции Чарскую перестали печатать, ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.
  • Почему?
  • За однообразные сюжеты,
  • за сентиментальность,
  • за язык произведений.
  • С 1990 года произведения Л. Чарской стали переиздаваться. Теперь они интересны с исторической точки зрения.
Чем по вашему мнению отличаются записки от рассказа? Записки это рассказ от одного лица (монолог)
  • Кто будет автором этих записок?
  • О чём она нам может рассказать?
Итог I этапа
  • Где родилась Лидия Алексеевна?
  • Когда написала первые стихотворения?
  • Что стала вести в 15 лет?
  • Какой взяла псевдоним?
  • Сколько произведений она написала?
  • Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом во время чтения
  • Что творится в душе маленькой пассажирки?
  • Почему едет одна-оденёшенька и так далеко?
  • Откуда и куда едет девочка?
  • Почему так подробно рассказывает о кондукторе (современном проводнике)?
  • Что мы узнаем из слов Никифора Матвеевича?
Что мы узнаем семье проводника?
  • Что мы узнаем семье проводника?
  • Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы вы его назвали?
  • Почему все так суетятся?
  • Что поразило девочку впервые увидевшую Петербург из окна?
  • Что ждёт она от встречи с этим городом?
  • Как заголовок этой части отражает внутреннее состояние героини?
Зарядка Работа с текстом после чтения
  • Какой вы представили героиню записок?
  • Как вы относитесь к героине?
  • Похожа ли она на вас?
Итог урока.
  • Как называется произведение над которым мы работали?
  • Кто автор?
  • Понравилось ли вам произведение?
  • О ком рассказывается в нём?
  • Определите ваше настроение
Домашнее задание
  • Прочитать гл 8. Составить словарик эпохи(р.т.с 67№1)
Интернет ресурсы.
  • l._charskaya_nxpowerlite.ppt
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...