Лексика и фразеология. Орфография

В русском языке выделяется ряд разделов, таких как фонетика, графика и орфография, лексика и фразеология, морфология, синтаксис. Каждый из них изучает определенный уровень языка, его особенности и функционирование.

Наиболее интересный раздел языкознания

Лексикология и фразеология по праву считаются одним из наиболее интересных разделов языкознания. Привлекает он и ученых, и студентов, и даже школьников.

Фразеологизмы, как и слова, могут быть многозначными, вступать в синонимические или антонимические отношения. Людям, которые интересуется вопросом о том, что изучает лексика и фразеология, необходимо помнить, что ученые лингвисты уделяют внимание истории возникновения тех или иных устойчивых словосочетаний, а также рассматривают пути их проникновения в русский язык.

Лексикография

Еще один важный вопросом, который необходимо рассмотреть, является лексикография. Данный раздел языкознания занимается сбором лексического материала и его последующей фиксацией в словарях.

Тем, кто интересуется вопросом, что изучает лексика и фразеология в русском языке, какова история слов и фразеологизмов, что они обозначают, будет полезно поработать со следующими словарями:

  • Толковый словарь живого великорусского языка, составленный В. Далем.
  • Словарь русского языка Ожегова.
  • Этимология и история слов русского языка.
  • Словарь молодежного сленга.
  • Словарь русской фразеологии А.К. Бириха.

Изучение в школе

Немало внимания уделяют данной дисциплине и в школьном курсе русского языка и литературы. Еще в конце пятого класса, реже - в начале шестого, школьникам рассказывают, что изучает лексика и фразеология, с примерами, просят их поработать со словарями, выполнить простые задания. Как правило, преподаватели дают задание установить соответствие между словом и его значением, подобрать синонимы или антонимы, выяснить значение омонимов и паронимов, найти среди предложенных вариантов значение того или иного фразеологизма, установить историю его происхождения.

Все это значительно расширяет детей, учит их работать с лексикой родного языка.

В более позднем возрасте, классе в десятом, дети снова возвращаются к вопросу, что изучает лексика и фразеология, вспоминают пройденный ранее материал и закрепляют его с помощью различных заданий. Успешное усвоение данного раздела в дальнейшем помогает сдать ЕГЭ. Особенно пригодятся полученные знания при написании сочинения или эссе.

Изучение в вузах

Что касается изучения в высшей школе, то лексика и фразеология русского языка рассматриваются лишь на филологических факультетах. Зачастую этой теме уделяют целый семестр, на протяжении которого студенты досконально изучают систему языка на данном уровне, историю происхождения слов и фразеологизмов, методы и приемы работы с ними, классификации. Также в ходе обучения привыкают работать со словарями и справочной литературой, составлять тезаурусы, переводить и редактировать тексты, содержащие различного вида лексику.

Изучается и вопрос стилистического употребления слов, относящихся к той или иной лексической группе. Закрепляются полученные знания в курсе под названием "стилистика".

Выводы

Итак, что изучается в лексике и фразеологии. В первую очередь лексический состав языка, функционирование и происхождение слов и идиом в нем, использование в текстах различных стилей, а также особенности перевода фразеологизмов и специальной лексики.

Основные понятия: лексикология, грамматическое значение, многозначные слова, омонимы,антонимы,синонимы.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования и сообщения о предметах, процессах, свойствах и отношениях.

Совокупность всех слов языка составляет его лексику.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение, они помогают словам знаменательных частей речи.

Лексическое значение слова – это содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.

Грамматическое значение – это общее значение слов как частей речи (например, значение предметности у существительных), значение того или иного времени, лица, числа, рода и т.д.

Лексическое и грамматическое значения тесно связаны между собой. Изменение лексического значения слова приводит к изменению грамматического значения. Например: глухой согласный (прилагат. относительное) и глухой голос (качественное прилагат., имеет степень сравнения, краткую форму); гостиный двор (прилагательное) – гостиная была полна народу (существительное).

Словарь русского литературного языка, складывавшийся на протяжении многих столетий, очень богат и по числу слов, и по разнообразию оттенков их значений, и по тонкостям стилистической окраски. В создании словаря лексики литературного языка участвовал весь русский народ, его великие писатели, критики, ученые.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. (Недаром о нем говорят "великий, могучий"!) Активный словарь нашего современника включает в среднем 7–13 тысяч слов. "Большой академический словарь" (1950–1965) содержит свыше 120 000 слов.

Но о богатстве языка судят не только по количеству слов. Лексику русского языка обогащают многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы, паронимы, фразеологизмы, а также пласты слов, представляющие историю развития нашего языка, – архаизмы, историзмы, неологизмы.

Многозначные слова

Наличие у многих слов русского языка не одного, а нескольких значений составляет богатство речи и позволяет использовать эту особенность как средство изобразительности. Вот некоторые примеры многозначных слов: лист (клена) – лист (картона); глухой (старик) – глухая (стена); ручка (ребенка) – ручка (двери); резать (ножом) – резать (студентов на экзамене); идет (человек) – идет (фильм) – идет(в значении "согласен").

Разные значения могут иметь слова, обозначающие отвлеченные понятия, в разных сочетаниях. Например, слово абсолютный может обозначать: 1) "безотносительный, взятый сам по себе" (абсолютная истина); 2) "полный, безусловный" (абсолютный покой); 3) "неограни­ченный" (абсолютная монархия).



Стилистическое использование многозначности основано на возможности употребления слов не только в прямом, но и в переносном значении: Танки утюжили окопы противника (ср.: утюжить простыни).

Некоторые слова могут употребляться с разным значением в различных стилях речи. Например: слово переизбрать в книжной речи обозначает "избрать вторично, заново", а в разговорной – со значением "заменить кого-либо".

Омонимы (от греч. homos – "одинаковый" и omyna – "имя") – это слова, которые одинаково произносятся, но обозначают различные, никак не связанные между собой понятия: ключ 1 ("источник") – ключ 2 ("для отпирания замка") – ключ 3 ("к шифру"); коса 1 ("орудие") – коса 2 ("волосы") – коса 3 ("вид отмели или полуострова").

Существуют разные виды омонимов. Омонимами являются слова, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся: труд – трут, лук – луг.

К омонимам относят слова, которые звучат по-разному, но пишутся одинаково: мука – мука, парить – парить, замок – замок.

Иногда на почве омонимии возникает двусмысленность:

Побывать на дне науки. (День науки или дно науки?)

К вечеру все будет готово. (Вечерние часы или вечернеепредставление ?)

Омонимы придают особую стилистическую выразительность пословицам и поговоркам: Каков ни есть , а хочет есть; На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани .

Различаются омонимы полные и частичные. Полные лексические омонимы представляют собой слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах.

Частичная (или неполная) омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.

Признаки омонимии обладают также:

Омоформы - совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) -лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) - мой (повелит. наклонение от глагола мыть);

Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Маршак).

Омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по – разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё): поем – поём; полет – полёт; атлас – атлас.

Антонимы

Антонимы (от греч. anti – "против" и onyma – "имя") – это разные по звучанию слова, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия: свет – мрак, жар – холод, говорить – молчать.

Антонимы бывают разнокоренные: любовь – ненависть, юг – север и однокоренные: приход – уход, правда – неправда.

Антонимы употребляются как выразительное средство для создания контраста. Многие пословицы и поговорки содержат антонимы: Сытыйголодного не разумеет; Худой мир лучше доброй ссоры .

Явление антонимии используется также в качестве особого стилистического приема – соединения несоединимого: начало конца, оптимистическая трагедия, горячий снег, плохой хороший человек. Это излюбленный прием публицистов при создании или заглавий статей, очерков: Дорогая дешевизна; Холода – сезон жаркий; Большие беды малого предприятия.

Специфика русского языкового мышления заключается в том, что экспрессивное в нем преобладает над рациональным, поэтому в русском языке так много антонимических образований: да нет; конечно, нет; самый заурядный; необыкновенно банальный; ужасно хорошо; жутко смешной; невероятно простой и др.

В русском языке существует особая группа слов, содержащих противоположные (антонимические) компоненты значений, например: Он прослушал урок . Клумбы разбиты нашими школьниками . Чаще антонимичность толкования проявляется в разных контекстах. Например: Он просмотрел все фильмы с участием этого актера ("видел") и Он просмотрел эту ошибку в работе ("не увидел"); Она обошла всех гостей ("уделила внимание каждому") и Судьба обошла ее ("обделила вниманием").

Лексика. Минимальной единицей речи является слово . Слово имеет внешнюю форму и внутренне содержание. Внешняя форма слова - это его звуковая оболочка, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение, то есть соотнесенность слова с определенным понятием.

Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой значением и функционирующий как некое самостоятельное целое [Современный 2001: 191].

Слово может утрачивать свое значение и приобретать новое (например: позор - зрелище (древнее значение) и бесчестие (современное значение слова)).

Не все слова в русском языке соотносятся с определенными понятиями. Не имеют лексического значения междометия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), имена собственные.

Слово может быть однозначным (то есть иметь одно значение, например: модельер, могущество, овация ) или многозначным (то есть иметь не одно, а несколько значений, например: модель, золотой ). Новое значение слова - это результат его переносного употребления. Различают два основных вида переносного значения слова - метафорический и метонимический перенос.

В основе метафорического переноса лежит сходство предметов и явлений, например: лапа - конечность у животного и хвойная ветвь; игла - орудие труда, лист хвойного дерева, а также образование на теле некоторых животных (например, рыб).

В основе метонимического переноса лежит смежность, взаимосвязь предметов и явлений, например: золото - вещество и изделия из него; трамвай - вид транспорта и едущие в нем люди; голова - часть тела и умный человек.

В результате переноса у слов образуется новое значение, которое закрепляется речевой практикой.

Омонимы (греч. одинаковый + имя) - это слова, имеющие одинаковую форму, но разное значение. Например: ключ (орудие) и ключ (источник воды); такт (ритмическая единица) и такт (чувство меры).

Слова-омонимы соотносятся с явлениями действительности независимо одно то другого, между ними не существует какой-либо ассоциативной связи, в отличие от значений многозначных слов.

От собственно омонимов (лексических омонимов) следует отличать омонимы фонетические, грамматические и графические, или так называемые омофоны, омоформы и омографы.

· Омофоны (фонетические омонимы) – это слова, имеющие одинаковую звуковую оболочку (одинаковое звучание), но разное написание. Например: бал и балл , вести и везти , под и пот , в месте и вместе , не мой и немой .

· Омоформы (грамматические омонимы) - это слова, которые совпадают в звучании и написании лишь в отдельных грамматических формах. Например: три (числительное) и три (повелительное наклонение от глагола "тереть"), течь (существительное) и течь (инфинитив глагола).

· Омографы (графические омонимы) - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение. Например: мука и мука , хлопок и хлопок .

Стилистически неоправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы. Нельзя допускать близкого соседства многозначных слов, так как их столкновение порождает неуместный комизм, неясность высказывания. Например: Повышенный расход электроэнергии связан со значительными расходами. Мы должны работать без жалоб (неясно, с чьей стороны не должно поступать жалоб - со стороны клиентов или самих работников).

В ряде случаев подобные ошибки делают высказывание абсурдным. Например: Снимите череп и запишитесь к хирургу (имеется в виду, что нужно сделать снимок черепа). Мастерская заказы не принимает - заболела поясница (то есть мастер, которая делает пояса).

Паронимы - это слова, похожие по звучанию, но не тождественные ни по звучанию, ни по значению. Например: эскалатор - экскаватор, свершить - совершить, эффективный - эффектный, дипломант - дипломат, вдохнуть - вздохнуть, индиец - индеец.

Паронимы могут различаться оттенками значений (например: будний - не праздничный и будничный - повседневный); значением (индиец - индеец ); сочетаемостью (выплатить долг - оплатить расходы; одеть кого - надеть что ) и т.д.

Ошибки, вызванные смешением паронимов. Причина возникновения таких ошибок – незнание особенностей лексики русского языка, значений слов.

Например: Вы уже ходили вешаться? (в смысле: взвешиваться). Я проблудил два часа (имеется в виду - проблуждал).

Смешение паронимов может привести к нарушению лексической сочетаемости.

Например: красивая и практическая обувь (обувь может быть только практичная); напрягая последние усилия (правильно было бы сказать - силы).

Иногда причиной ошибки может стать неразличение однокоренных слов, не являющихся паронимами.

В таких случаях лучше уточнить значение слова и его сочетаемость по словарю.

Лексические синонимы - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие. Например: родина - отечество - отчизна .

Выделяются следующие группы синонимов:

1. Абсолютные синонимы - слова, совершенно одинаковые по значению. Например: азбука - алфавит, самолет - аэроплан .

2. Семантические синонимы - слова, различающиеся оттенками значения. Например: бродить - ходить - шагать - шествовать (действие одно и то же, но совершается оно по-разному).

3. Стилистические синонимы - обозначают одно и то же явление действительности, но различаются по сфере употребления. Например: лоб (нейтр.) - чело (худож.-поэт.), отменить (нейтр.) - аннулировать (офиц.-дел.), отрезать (нейтр.) - оттяпать (разг.-прост.)

4. Семантико-стилистические синонимы - различаются и по значению, и по сфере употребления. Например: сердиться - беситься - серчать .

В синонимические отношения вступают не все слова. Не имеют синонимов существительные с конкретным значением (такие, как дверь, стол, окно в свое прямом значении), имена собственные, числительные, местоимения.

Стилистически неоправданное употребление синонимов. Неудачный выбор и употребление синонимов часто становится причиной стилистических ошибок. Например: необходимо оградить молоко от попадания пыли (нужно: уберечь).

Нередко в результате неточного выбора синонимов нарушается лексическая сочетаемость. Например: моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе (о кителе лучше сказать "парадный").

Нанизывание синонимов, возникающее, если говорящий затрудняется дать точное определение того или иного понятия, приводит к речевой избыточности. Например: нарушение правил пользования газом приводит к беде, к несчастью, к драматическим последствиям и трагическим случаям.

Антонимы (греч. против + имя). Лексические антонимы - это слова, противоположные по значению. Например: друг - враг, горький - сладкий, любовь -ненависть, огорчаться - радоваться, наступать - обороняться.

Не имеют антонимов слова с конкретным значением, имена собственные, числительные, некоторые местоимения.

Особу группу образуют слова, у которых наблюдается энантиосемия , то есть совмещение противоположных значений в пределах одного слова. Например: запустить - начать (запустить производство ) и развалить (запустить учебу ); прослушать - слушать (прослушать лекцию от начала и до конца ) и не слушать (я был на лекции, но все прослушал).

Стилистически не оправданное употребление антонимов. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы. Например: ответ Иванова был лучшим из худших.

Следует избегать сочетания названий взаимоисключающих признаков предмета. Например: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.

В результате неоправданного употребления антонимов может возникнуть случайный каламбур. Например: Старый портфель отца был ещё новый (здесь использованы слова "старый" и "новый" в разных, несоответствующих друг другу значениях).

Искажает смысл высказывания и неуместный антифразис , то есть употребление вместо нужного слова его антонима. Например: Трудность нашего общения с местным населением состояла в знании языка (следовало сказать: в незнании). Он неразговорчив, но и не болтлив (вместо: не молчалив).

Плохое знание лексики может привести к ошибкам в подборе антонимов. Например: Молодые люди живут активно и целеустремленно, они не соглядатаи жизни, а её участники ("соглядатай" значит "человек, тайно наблюдающий за кем-либо", здесь уместно было бы сказать - "созерцатели").

Исконно русская и заимствованная лексика. В русском языке функционируют слова, различные по своему происхождению. С точки зрения происхождения в русском языке можно выделить два пласта лексики: исконно русскую и заимствованную .

К исконно русской лексике относятся наиболее древние по происхождению слов, которые, как правило, являются непроизводными. Это некоторые термины родства (брат, дед, жена, дочь, сын ); названия животных (волк, коза, гусь, кот, змея, сорока и др.); названия растений (горох, дуб, береза, рожь, пшеница ); продуктов питания (вода, мясо, мука ); частей года, суток (год, месяц, день ); орудий труда (коса, игла, грабли, серп, молот, нож, копье, стрела ), а также абстрактная лексика (горе, дело, добро, зло, мысль, счастье ).

Заимствование иноязычной лексики происходит в результате политических, экономических, культурных связей между народами и государствами. Заимствование слов наблюдалось на протяжении всей истории русского языка.

В русском языке есть слова, заимствованные :

1. из старославянского языка (11 - 13 вв.). Это такие слова, как: грех, господь, крест, надежда, одежда, нрав, ладья, вождь, пещера, единый, юг, юный, благодеяние, добродетель, злословие, суеверие, власть, бедствие, уста и т.д.

2. из родственных (славянских языков):

Польского: квартира, замша, кофта, карета, полковник, рисовать;

Украинского: борщ, бублик, детвора ;

3. из неродственных (неславянских) языков:

а) из греческого языка:

Слова из области религии: ангел, демон, икона, лампада, монастырь и др.

Научные термины: грамматика, математика, история, философия, и др.

Бытовые термины: баня, скамья, тетрадь, фонарь и др.

Названия растений и животных: кедр, кипарис, свекла, крокодил и др.

б) из латинского языка:

Научные термины: акцент, валентность, дефис, субъект, суффикс и др.

Элементы слов: -изм , -ист , контр (а)-, про -, аква - и др.

в) из тюркских языков: атаман, барабан, башмак, буран, войлок, казна, казначей, караул, товарищ, чулок, шалаш, базар, сарай, сарафан, тулуп, кабак, серьга, утюг, айда, алмаз, чемодан, чугун, карандаш, ярлык, саранча, кавардак, сундук и др.

4. из скандинавских языков (шведского, норвежского): сельдь, кнут, крюк , пуд, якорь , имена Олег , Игорь и др.

5. из европейских языков (эпоха Петра I):

Немецкого: броня, клеймо, князь, котел, картофель, лук, редька, никель и др.

Голландского: матрос, флаг, флот, штопать (преим. морск. термины)

Английского: баржа, мичман, шхуна, яхта, клуб, лидер, митинг, и др.

Французского: бюро, блуза, ботинок, браслет, вуаль, жилет, пальто и др.

Итальянского: ария, браво, новелла, пианино, сценарий, вилла, газета, и др.

Испанского: гитара, серенада, сигара, карамель, пастила, том ат и др.

Финского: камбала, морж, норка, пельмени, пихта, семга, тундра и др.

Заимствование может происходить устным путем (то есть через непосредственное общение) и письменным (через литературу, книги). Слово при этом может прийти в язык непосредственно или через язык-посредник (например, в русский язык слова многих европейских языков пришли через польский).

Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов. Если употребление иноязычного слова не является необходимостью, то лучше его заменить соответствующим по смыслу русским синонимом. Например: Выпас скота на горных лугах следует регламентировать (лучше - "ограничить).

Грубые лексические ошибки возникают при употреблении слов без учета их значения. Например:

В поисках лыж я всюду встречал аншлаг (слово "аншлаг" означает, что все билеты на представление проданы; следовало бы сказать: "Я нигде не мог найти лыжи"). Подобные словоупотребления часто приводят к нарушению лексической сочетаемости. Например: Я очень конспективно говорил (конспективно можно что-либо записывать, говорят же кратко, лаконично).

С употреблением заимствованных слов может быть связана и речевая избыточность. В качестве примеров ошибок можно привести следующие словосочетания: единый монолит, подробности и детали, ускорить и форсировать, внешний антураж.

В зависимости от стилистической окрашенности слова русского языка можно подразделить на стилистически нейтральные и стилистически окрашенные - книжные и разговорные.

Ошибки, связанные со смешением стилей. Причиной этому является неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, поскольку слова, необходимые в одной речевой ситуации, бывают совершенно неуместны в другой. Например, неприемлемо сочетание книжных и разговорных слов в предложениях: Руководство управления сразу же уцепилось за ценное предложение (лучше сказать - заинтересовалось). Чтобы вооружиться неопровержимыми фактами, милиционеры прихватили с собой фотокорреспондента (здесь было бы уместно нейтральное слово "взяли").

Изменения в жизни общества отражаются в языке и, прежде всего, в его словарном составе. Появление нового в жизни приводит к появлению новых слов, исчезновение явлений действительности влечет за собой исчезновение из языка слов, их обозначающих. В языке постоянно сосуществуют два пласта слов:

· слова, постоянно употребляющиеся (активный запас русской лексики);

· слова, не имеющие широкого употребления (пассивный запас).

К пассивному словарному запасу относятся слова устаревшие или устаревающие, а также слова, недавно появившиеся в языке и не ставшие еще общеупотребительными. Среди устаревших слов различаются историзмы и архаизмы .

Историзмы - это слова, которые вышли из употребления потому, что исчезли из жизни обозначаемые ими предметы или явления: названия одежды (зипун, камзол, армяк, кафтан, кокошник ), названия денежных единиц (алтын, грош ), названия должностей, титулов (боярин, князь, царь ).

Архаизмы - слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время, но вытесненные из употребления другими словами, например: ветрило - парус, заморский - иностранный, сей - этот, око - глаз.

Устаревать может не только все слово, но и отдельное его значение (живот - "жизнь"), звуковая оболочка слова (зерц ало - зерк ало, пач порт - пас порт, музы ка - му зыка), отдельные части слова (дружество - дружба , рыбарь - рыбак ).

Словарный состав русского языка постоянно пополняется новыми словами. Новые слова (неологизмы ) появляются, чтобы обозначить новое понятие, явление. Большинство неологизмов связано с развитием науки, техники, культуры (космонавт, космодром, акваланг, прилуниться, луноход и т.д.). Неологизмы могут приживаться в языке (телепатия, ралли, юниор ), а могут со временем становиться историзмами (например, неологизмы 20-х годов: ревком, колхоз и т.д.)

Фразеология. Фразеологизм - это речевой оборот, обладающий целостным значением. Целостное значение - это такое единое значение фразеологизма, которое не выводится из составляющих его частей в отдельности, а создается именно их сочетанием. Например: ни рыба ни мясо, смотреть сквозь пальцы, руки опускаются, все шишки посыпались (на кого-либо).

По сфере употребления фразеологизмы русского языка могут быть разделены на три основные группы:

1. Фразеологизмы, свойственные разговорной речи. Область их употребления - бытовое общение. Например: задирать нос, кусать себе локти и др.

2. Межстилевые (нейтральные) фразеологизмы - употребляются в разных стилях речи. Например: во всяком случае, время от времени, от всей души и др.

3. Книжные фразеологизмы - свойственны, в основном, письменной речи и характерны для публицистического, официально-делового стилей. Например: зондировать почву, авгиевы конюшни, нить Ариадны.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. К ошибке может привести незнание точного значения фразеологизма, особенностей его употребления, сочетаемости. К речевым ошибкам, вызванным неправильным употреблением фразеологизмов, относятся следующие:

1. Немотивированное расширение состава фразеологизма в результате употребления уточняющих слов. Например:

Главным гвоздем программы будут танцы. Будем надеяться, что он ещё скажет свое большое слово в науке (есть устойчивые сочетания: гвоздь программы, сказать свое слово).

2. Неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска его компонентов. Например:

Успехи этого ученика желают лучшего (правильно: оставляют желать).

3. Искажение лексического состава фразеологизма. Например:

Он еле убрал ноги (правильно: унес ноги). Он не упал духом (правильно: пал духом).

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова - строительный материал языка. При помощи слов мы обозначаем предметы, признаки, действия, выражаем разного рода отношение. Слово несет в себе два значения: лексическое и грамматическое.

Лексическое значение слова - это его основной смысл, содержание слова, г.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены определенным набором звуков. Основа слова - носитель лексического значения.

Грамматическое значение слова - эго совокупность его грамматических признаков: часть речи, род, число, надеж.

Если лексические значения индивидуальны, то грамматические значения характеризуют большие классы слов. Слова могут различаться по характеру выражаемых ими значений. Одни слова обозначают виды предметов, действий, свойств, а другие служат обобщающим наименованием этих видов, совокупностей однородных в том или ином отношении предметов, действий или свойств. Например, для существительных стол, стул, шкаф, диван (названия различных предметов меблировки) обобщающее наименование - слово «мебель»; для глаголов подойти , подбежать , подползти, каждый из которых конкретизирует общее для всех значение действия, указывая на способ передвижения (шагом, бегом, ползком) - соответственно, обобщающее значение имеет слово «приблизиться», т.е. сократить расстояние. Отношения между словами, одни из которых обозначают некоторый класс объектов или действий, а другие - разновидности объектов или действий внутри этого класса, называются родо-видовыми.

Слово является минимальной единицей речи. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако не всякий комплекс звуков будет словом:

А я придумал слово,

Смешное слово - нлим.

Я повторяю снова:

Плим, илим, нлим!..

(И.П. Токмакова)

Данный набор звуков, хотя и оформлен по законам языка, не имеет значения, он остается лишь комплексом звуков и не становится словом. Помимо внешней формы слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Значение или семантика слова - это соотнесенность слова с определенным понятием. Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельно целое. Каждое слово представляет собой единство лексического и грамматического значений: например, слово бак обозначает сосуд (лексическое значение) и является существительным мужского рода в форме единственного числа, именительного падежа (грамматические значения).

Основная функция слова - назывная или номинативная (от лат. патеп - имя, название). Значение слова - это явление историческое, в процессе функционирования в речи может изменяться. Если слово приобретают новое (или новые) значение, происходит расширение значения слова; если какое-то из значений слова устаревает, т.е. забывается, происходит сужение значения слова (ср. новые значения у слов космический - огромный, лавинообразный - чрезмерно большой, бурный; ср: позор - зрелище (устар .)). Одно и то же название в разные эпохи может обозначать разные предметы. В романе «Евгений Онегин» читаем о его герое:

Дней минувших анекдоты,

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Во времена А.С. Пушкина слово «анекдот» обозначало краткий прозаический рассказ о малоизвестном историческом факте, рисующем какую-нибудь характерную черту исторического деятеля. Сейчас мы называем «анекдотом» вымышленный короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Слово «пошлый» в наши дни означает: заурядный, низкопробный в духовном и нравственном отношениях, чуждый высших интересов и запросов. В старину оно обозначало то, что пошло, повелось исстари, а потому - нечто общепризнанное, нормальное, безупречное. Связь между словом и понятием устанавливается в процессе совместной деятельности людей. Значение слова должно быть общепризнанным и обязательным для членов данного общества, только в этом случае возможно взаимопонимание людей. В русском языке не все слова соотносятся с определенными понятиями. Не имеют лексического значения междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Не несут логико-понятийного значения имена собственные.

Слово может не только называть предмет, явление и т.д., но и иметь экспрессивно-оценочное значение: например, ехидна - животное, змей и ехидна - коварный и злой человек; возрадоваться , сморозить; забияка , зануда и т.п. По структуре слово может быть иенроизводным и производным. Ненроизводное слово состоит только из корня или из корня и окончания. Производное слово состоит из корня, других морфем и аффиксов: лес - лесной - лесистый - лесник .

Слово может иметь прямое и переносное значение. Прямое значение слова - это непосредственная связь между звуковым комплексом и понятием.

Прямое значение слова

Переносное значение слова

1. След - отпечаток чего-нибудь на земле, на снегу и т.д.: следы от саней

1. След - последствие чего-нибудь: неизгладимый след впечатлений

2. Тень - темное пространство, куда не проникают лучи света: в тени под дубом; тень от крыши

2. Тень - подозрение: бросить тень на человека

3. Чистый - незагрязненный: чистая посуда , скатерть , рубашка и т.д.

3. Чистый - правдивый, честный, высоконравственный: чистая совесть , от чистого сердца

4. Глаз - орган зрения: Мартышка к старости слаба глазами стала

4. Глаз - надзор, присмотр: За детьми нужен глаз да глаз

Переносное значение вторично, оно «вырастает» из прямого, опираясь на него. Появление переносных значений у слов вызываются теми же общественными явлениями, что и пополнение словаря новыми словами: развитием производства, экономики, изменениями в социальных отношениях и т.п.

Есть два основных типа образования переносных значений:

1) сходство признаков (в основе лежит скрытое сравнение): клубок ниток - клубок событий;

рукав рубахи - рукав реки - пожарный рукав; дно бочки - дно общества; тяжелая ноша - тяжелое горе; плывут корабли - плывут облака.

2) ассоциация по смежности (на основе тесной связи предметов или явлений, при которой упоминание одних слов вызывает в памяти другие):

сочинение стихов - классное сочинение;

пять ртов - вместо пять едоков ;

в стаде сто голов - вместо в стаде сто коров, овец, коз.

Употребление названия одного предмета или явления вместо названия другого предмета или явления на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности) называется метонимией (от грен, metonymia - переименование). Переносный смысл существует до тех пор, пока осознается его образность. Частое употребление слова в переносном значении приводит к тому, что различие между прямым и перносным смыслом утрачивается: ножка стула, дверная ручка, спинка стула, стальное перо, черпая измена, кипеть негодованием, колено трубы, носик чайника , хвостик моркови , .год часов.

Синтаксически обусловленное значение - это особый вид переносного значения слова, которое возникает в определенном контексте при выполнении словом необычной для него функции. Синтаксически обусловленное значение слова приобретают довольно часто. Так, названия птиц и животных (ворона, медведь, заяц, лиса), понятия растительного мира {дуб, колючка), предметы обихода {тюфяк, шляпа), использованные в качестве характеристики человека, несут уже некую образность. В переносно-образном значении слова всегда обладают экспрессивной окрашенностью. Как правило, в этом случае они выполняют функцию сказуемого, реже - дополнения, подлежащего: «”Ну и пила этот адмирал}.” - говорили в кают-компании сконфуженные мичмана» (К.М. Станюкович).

Контрольные вопросы

  • 1. Какие разновидности слов называются родо-видовыми?
  • 2. Что такое прямое значение слова?
  • 3. Что такое переносное значение слова?
  • 4. Как образуется переносное значение слова?
  • 5. Что такое метонимия?

Практикум

Задание 1. Из приведенных ниже слов составьте словосочетания, употребляя слова в прямом и переносном значениях.

Задание 2. Со словосочетаниями (на выбор) составьте предложения, обращая внимание на метафоры.

Волна, дорога, облако, лсд, пожар, музыкальный, холодный, острый, тупой, кислый, кудрявый, жаркий, плыть, умереть, дремать, вставать, платить.

Образец: луч - солнечный луч, луч надежды, луч жизни, лучи счастья, лучи таланта. - С самого раннего детства щедро светили ему лучи счастья.

Конспект урока по русскому языку.

(преподаватель русского языка и литературы Орлова Е. М.)

Тема урока: « Фольклорная лексика и фразеология».

Цель урока :

Обобщить знания студентов по данной теме.

Дать понятие фразеологии и фразеологизма.

Показать их употребление в речи. Познакомить с разными видами фразеологических оборотов.

Развивать логику мышления, память, творческое мышление, монологическую речь, навык работы с дополнительной литературой.

Формировать интерес к предмету, яркую образную речь, навык работы с дополнительной литературой, обогащать словарный запас студентов.

Оборудование к уроку:

раздаточный материал, толковые словари, словарь фразеологизмов , рисунки по фразеологизмам, тетради, учебник, текст поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о красоте и необычности нашего русского языка. Сегодня мы посмотрим, как ещё обогащается лексический запас русского языка. Для начала проведем небольшую словарную работу.

Словарная работа. ( Коментированное письмо )

Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

Задание: найти иноязычные слова, выделить изученные орфограммы, объяснить лексическое значение слов: реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря.

(Индивидуальная работа со словарем )

Ответы студентов.

Слово учителя.

Вопросы:

Скажите, пожалуйста, мы разбирали слова или словосочетания?

А можно ли разделить эти словосочетания на слова, с которыми мы сможем образовать новые словосочетания? (Устно составить новые словосочетания. )

Меняется ли значение данных слов, когда их перенесли в другое словосочетание? (Нет, не меняется .)

Учитель:

А теперь запишем другие словосочетания (фразеологизмы).

Зарыть талант в землю, пальцем не пошевелить, предать на поругание, сложить голову, камень преткновения, канцелярская крыса, тёртый калач, набираться ума-разума.

Задание. Исследуем эти словосочетания. Определите их лексическое значение. Можно ли разделить данные словосочетания на слова, которые затем использовать в других варианта, не изменив значения данных выражений? (Нет, потому что теряется первоначальный смысл словосочетаний)

Учитель:

Данные словосочетания получили в русском языке название –фразеологизмы.

Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы».

К сегодняшнему уроку наши знатоки русского языка подготовили несколько сообщений по данной теме. Это поможет нам разобраться в сущности происхождения фразеологизмов, их роли в русском языке.

Сообщения студентов.

1 студент. Понятие фразеологии как раздела русского языка.

2 студент. Фразеологизмы и фразеологические обороты.

3 студент. Виды фразеологических оборотов.

Вывод. Теперь мы знаем, что существует целый раздел русского языка, изучающий необычные словосочетания – фразеологизмы, а фразеологизмы бывают разными по составу и лексическому значению. А чтобы закрепить то, о чем мы сейчас узнали, заполним таблицу. Вы можете пользоваться учебником (Греков, Крючков, Чешко. Пособие по русскому языку. П.12 , стр. 57-58).

«Основные признаки фразеологизмов и словосочетаний».

(Заполнение таблички).

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Работа с учебником. П.12. Стр. 58-60.

Задание:

Выписать признаки фразеологических оборотов, фразеологических сращений, фразеологических единств.

Практическая работа.

Упр.76. Стр.60.

Задание : определить виды фразеологических оборотов.

Учитель. А мы продолжаем наше исследование.Как вы думаете. Каким образом фразеологизмы приходят в нашу речь.

Сообщения студентов «Происхождение фразеологизмов».

    Фразеологизмы, которые пришли из греко-римской мифологии.

    Исконно русские фразеологизмы.

    Фразеологизмы, которые пришли из старославянского языка.

    Фразеологизмы, которые пришли из латинского, французского, английского языков.

    Фразеологизмы, созданные писателями.

Практическая работа (карточки).

А вам снова предлагается материал для исследования

Задание. Перед вами фразеологизмы и фамилии авторов, которые придумали эти выражения. Установите, кому, какой фразеологизм принадлежит.

У наших ушки на макушке. М.Ю.Лермонтов

Слона-то я и не приметил И.А.Крылов

Принцесса на горошине. Г.Х.Андерсен

Мёртвые души. Н.В.Гоголь.

Голый король. Г.Х.Андерсен

Ба! Знакомые все лица. А.С.Грибоедов

Не хочу учиться, хочу жениться! И.Фонвизин

Блоху подковать. Н.С.Лесков

Счастливые часов не наблюдают. А.С.Грибоедов

А воз и ныне там! И.А.Крылов

Вывод. Вспомним, откуда пришли в нашу речь фразеологизмы?

    исконно русские;

    из старославянского языка;

    из латинского, французского, английского языков;

    из греко-римской мифологии;

    созданы писателями.

Повторение.

Какие стили речи вы знаете?

А как вы думаете, в каких стилях речи используются фразеологизмы? Приведите примеры. (Запись в тетрадях.)

    Разговорный стиль.

    Книжный стиль (художественный и публицистический).

Практическая работа. (Раздаточный материал)

Задание: запишите фразеологизмы, распределив их по стилям.

Остаться с носом, сложить голову, бразды правления, камень преткновения, пальма первенства, бить баклуши, переливать из пустого в порожнее, не смыкать очей, медведь на ухо наступил, сдержать слово, гадать на кофейной гуще.

Работа с учебником.

Упр. 79.

Задание: исправить ошибки в использовании фразеологизмов в тексте.

Учитель.

А теперь подведем итог. Как вы думаете, с какой целью используются фразеологизмы в речи? (Придать выразительность, создать образность.)

Следующий этап работы: проследить роль фразеологизмов на примере поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Задание.

Выписать из пролога к поэме фразеологизмы, крылатые выражения и объяснить их роль в тексте.

(Работа с текстом поэмы. Сообщения студентов)

Учитель.

В процессе работы вы, наверно, заметили, что одни словосочетания можно заменять другими, ко многим словам можно подобрать синонимы и антонимы. Всё это делает нашу речь яркой и образной. Это же явление характерно и для фразеологизмов.

Повторение.

Дать определение синонимов и антонимов.

Практическая работа студентов. (Раздаточный материал или компьютер.)

Задание. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимы, антонимы.

1 вариант

1) Замените фразеологизм словом-синонимом .

1. из мухи делать слона _____________________________________

2. тянуть канитель _____________________________________

3. точить лясы _____________________________________

4. у чёрта на куличках _____________________________________

5. ходить козырем ______________________________________

6. перемалывать косточки ____________________________________

7. бросить якорь ______________________________________

8. лёгок на подъём ______________________________________

2)К фразеологизмам подберите антонимичные им фразеологические же словосочетания.

1. появиться на свет ________________________________________

2. гол как сокол ________________________________________

3. с гулькин нос ________________________________________

4. верста коломенская ________________________________________

5. со дня на день ________________________________________

6. как кошка с собакой _______________________________________

3) Найдите синонимичные фразеологизмы.

    трудиться усердно

1) засучив рукава

2) спустя рукава

3) не покладая рук

4) не щадя сил

5) через пень колоду

2. исчезнуть

1) след простыл

3) как ветром сдуло

4) как снег на голову

3. говорить ерунду

1) нести ахинею

2) нести чушь

3) молоть ерунду

4) пороть чепуху

2 вариант

1) .Замените фразеологизм словом-синонимом.

1. диву даваться _____________________________________

2. на скорую руку _____________________________________

3. пустить корни _____________________________________

4. как снег на голову _____________________________________

5. остаться с носом ______________________________________

6. выходить из себя ____________________________________

7. лезть из кожи ______________________________________

8. лёгок на помине ______________________________________

2). К фразеологизмам подберите антонимичные им фразеологические же словосочетания.

1. дать дуба ________________________________________

2. без царя в голове ________________________________________

3. куры не клюют ________________________________________

4. от горшка два вершка ________________________________________

5. спустя рукава ________________________________________

6. не разлей вода _______________________________________

7. заварить кашу _________________________________________

8. в руках горит _____________________________________________

3).Найдите синонимичные фразеологизмы.

1. бежать быстро

1) со всех ног

2) галопом по Европе

3) сломя голову

4) что есть мочи

5) с трудом передвигая ноги

2. исчезнуть

1) след простыл

2) как сквозь землю провалился

3) как ветром сдуло

4) как снег на голову

3. ручаться

1) держать пари

2) биться об заклад

3) не сойти с этого места

4) провалиться на этом месте

Учитель.

Как мы уже поняли, фразеологизмы делают нашу речь очень яркой. Но оказывается, фразеологизмы можно нарисовать.

Выступление студентки «Рисуем фразеологизмы»

Почти все фразеологизмы можно нарисовать, но только в прямом смысле, используя конкретное лексические значения слов в данном фразеологическом обороте.

Представление иллюстраций к фразеологизмам :

«Вставлять палки в колеса», « Как снег на голову», «Кот наплакал», «Вешать лапшу на уши».

Вопрос.

А если мы с вами поменяем отдельные слова в данных фразеологизмах, изменится ли их значение? (Значение изменится, и нарисовать данное выражение не получится.)

Итог урока.

1.Как называются словосочетания, с которыми мы сегодня работали?

2. Что такое фразеологизм?

3. Какой раздел русского языка изучает фразеологизмы?

4. С какими видами фразеологизмом мы с вами сегодня познакомились?

5. Чем отличается фразеологизм от простого словосочетания?

6. Как называют фразеологизмы в литературе? (крылатые выражения)

7. Каким образом приходят в наш язык фразеологизмы?

Д.З. Нарисовать фразеологизмы (по выбору). Подобрать фразеологизмы, ставшие пословицами и поговорками.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...