Современное общество. Войти забыли пароль? «Краткая история почти всего на свете», Билл Брайсон

Введение 2 1 Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы 4 2 Структурные элементы общества 7 3 Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций 8 4 Культурная система и общественное сознание 12 5 Совремменное общество по теории Пасонса 14 Заключение 17

Введение

Познание глобального мира мы начнем с рассмотрения вопроса о том, как устроено современное человеческое общество. Ведь каждый из нас живет в каком-то определенном обществе, является гражданином определенного государства, частью определенного народа. Это значит, что некоторое количество людей, объединенное общим происхождением, общей территорией и общей властью, всегда образует некое единство, которое и называется «общество». Как устроена совместная жизнь людей? Каковы условия, при которых эта жизнь будет воспроизводиться? Кто и что должен делать в обществе? На эти и другие вопросы должна дать ответы теория общества. Но такой единой научной теории до сих пор не существует. Дело в том, что в обществознании, в отличие от естествознания, объектом изучения является не природа, а человек, наделенный сознанием, его деятельность и социальные связи. Кроме того, в обществознании крайне трудно применять строгие методы исследования, используемые в естествознании и основанные на математике. И если в естественных науках обычно существует определенное количество теорий, объясняющих какой-либо объект, и их достоверность доступна объективной, научной проверке, то в обществознании дело обстоит заметно иначе. Здесь теорий, объясняющих общество, достаточно много, а способов проверки их истинности практически нет. Вопрос о месте человека в мире неизбежно связывался с попытками выявить или установить законы, по которым устроено и развивается человеческое общество. В европейской Античности Платон и Аристотель, в дальневосточной культуре Конфуций, в Новое время Н. Макиавелли, Т. Гоббс и Дж. Локк, философы Германии и Франции, мыслители Просвещения Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтер, на рубеже XVIII-XIX вв. И. Кант и Г. Гегель, позднее К. Маркс и Ф. Энгельс, О. Конт и Г. Спенсер, великие русские философы и социологи В. Соловьев, И. Ильин, П. Сорокин, С. Франк пытались построить свои теории общества. В Новейшее время появились теории общества, в значительной степени основанные на новом знании о мире и людях и ставшие достоянием всего человечества. В них сделаны попытки выявить законы развития общества, особенности его структур, их зависимость друг от друга. К числу тех, кто разработал эти теории, мы можем отнести Э. Дюркгейма и М. Вебера, А. Шюца и Н. Лумана, М. Маклюэна и Ф. Лиотара, Э. Гидденса и Ю. Хабермаса, З. Баумана и П. Бурдье. В данном случае, чтобы получить представление об обществе, мы воспользуемся исследованиями американского социолога Талкотта Парсонса (см. его работы: «О структуре социального действия», «О социальных системах»). В 60-70-х гг. прошлого века он разработал теорию, рассматривающую общество как один из видов «социальной системы», которая, в свою очередь, выступает одной из форм «системы действия». Если объект изучения понимается как система, это означает, что все его составные части (любые объекты природы, общества, мышления) рассматриваются во взаимосвязи. Способ взаимосвязи или порядок организации взаимодействия всех частей системы обозначается понятием структура. Устройства, обеспечивающие постоянство способа взаимосвязи, или носители порядка, можно назвать структурными элементами. | Каждый объект действует в координации с другими, и все они производят | |определенный результат, позволяющий системе выживать и развиваться. Всякое | |действие системы всегда есть удовлетворение одной из ее важнейших | |потребностей. Удовлетворение потребностей позволяет системе сохранять | |и воспроизводить себя в относительно неизменном виде - сохранять | |«равновесное состояние». Все разнообразные потребности можно свести | |к основным - базовым. Деятельность системы по удовлетворению определенной | |базовой потребности обозначается понятием функция. | | | | | |1 Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы | | | |Теория общества как «социальной системы», разработанная Парсонсом, получила| |название структурно-функциональной теории. Она является наиболее | |универсальной и наименее идеологизированной, а поэтому - наиболее научной. | |Ее роль в развитии современного социального знания можно уподобить роли | |механической физики И. Ньютона, которая стала основой научного | |мировоззрения Нового времени и сделала возможной технологическую революцию.| | | |Конечно, структурно-функциональная теория общества подвергается критике | |и уточнениям. Но ее потенциал несомненен. Она предлагает простые | |и наглядные объяснения того, почему любое общество устроено так, а не | |иначе. Наконец, именно в теории Парсонса можно найти ответ на вопрос, в чем| |принципиальное отличие обществ, которые называются «современными», от тех, | |которые им предшествовали и поэтому называются «традиционными». |

Заключение

Мы - люди - живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется научным термином - общество. Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Описание этих свойств и признаков дает возможность построить теорию общества как такового. Наиболее научной и наименее идеологизированной принято считать теорию общества как системы. Ее разработал выдающийся американский социолог XX в. Талкотт Парсонс. Для понимания любого человеческого общества, считал он, нужно выделить его структуру - то, что позволяет обществу сохранять свой вид и определить основные функции, т. е. те виды деятельности, без которых общество не может воспроизводить себя. Теория Парсонса называется структурно-функциональной теорией. Функцию адаптации обеспечивает в обществе подсистема экономики, функцию целеполагания - подсистема политики, функцию координации - подсистема права, функцию интеграции - подсистема социализации. Люди обладают сознанием, которое позволяет нам познавать мир и оценивать его. Познание и оценка составляют сущность культуры как системы, которая выступает управляющим уровнем по отношению к обществу как социальной системе. На этом уровне создается общественное сознание в различных формах. Все общества можно разделить на два основных класса - традиционные и современные. Глобализация - продукт деятельности современных обществ. Таким образом, появляется возможность рассматривать общество как субстанциально автономную реальность, не сводимую к сумме образующих его индивидов. Переводя это философское утверждение на язык социологии, мы имеем право относить общество к особому классу реальных социальных групп. Из сказанного выше становится понятным, что реальные социальные группы основаны на системном взаимодействии образующих их субъектов,. Такое взаимодействие создает особые интегральные реалии совместной деятельности, которые выходят за рамки отдельных человеческих действий и влияют на их содержание, во многом определяя его. Именно так устроены реальные группы, в которых отдельные действия людей вплетены в систему организованного взаимодействия, а каждый индивид имеет место и свою роль (свой статус и свою функцию) в коллективной деятельности. Наличие такой коллективной деятельности, направляемой надындивидуальными интересами, целями, ценностями, нормами и институтами, является главным и решающим признаком реальной социальной группы, отличной от суммы образующих ее индивидов. С точки зрения ведической теории, всё человечество, несмотря на внешние отличия, стремится к одним и тем же целям. Мы хотим жить вечно, обладать совершенным знанием и быть совершенно счастливыми. Если изучить историю человеческого общества, то можно увидеть, что деятельность всех государств была направлена именно на эти цели. Но, к сожалению, сейчас мы не имеем ни одного примера, где можно было бы показать возможность достижения людьми этих целей. Можно обратить внимание, на современное западное общество с точки зрения материального совершенства, но при этом очевидна духовная деградация. Многие люди теряют смысл жизни и становятся обузой для своего окружения. Несомненно, что западная концепция развития мира не приводит к достижению гармоничного сосуществования материального и духовного благополучия. Существуют ли ещё какие-нибудь модели развития общества? Да. Изучая ведические писания, которым более 5 000 лет, мы можем найти описания древнейшей арийской культуры, при которой человеческое общество достигало единства с природой и Богом, не имеющего аналогов в современной истории. Эта культура строилась на четырёх основах или путях развития общества: дхарма, артха, кама, мокша.

Список литературы

1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. 2. Поляков Л. В. Обществознание. Книга для учителяhttp://www.prosv.ru/umk/obshestvoznanie/index.html 3. http://www.i-u.ru/

Каковы характерные черты современного общества? Вопрос не из легких, но если говорить о нем глобально и обобщенно, то получится весьма основательный ответ. В основе современной общественной системы лежит постиндустриальное, информационное и правовое общество, основополагающую роль в котором играют знания, технологии и наука. должен быть культурным и образованным как в гуманитарном, так и в техническом смысле.

Структура современного общества

За последние сто пятьдесят лет общество преобразовалось коренным образом. начали стирать свои общественные грани, антагонизм между работником и работодателем обрел более мягкую форму, общество стало более активным и мобильным. В XXI века в силу множества факторов значительная часть людей стала жить в городах. Новая технология обработки земли и технический прогресс постепенно вытесняли сельских жителей в промышленные центры. Но, несмотря на всю технологичность, роль труда в обществе остается очень важной.

и специалисты

Структура современного общества обуславливает огромнейшее разнообразие профессий. К тому же с каждым годом возникают все новые и новые специалисты. Востребованными считаются технологи, программисты, маркетологи, менеджеры, дизайнеры. Каковы характерные черты современного общества, таковы и требования к современным работникам - образованность, профессиональность, коммуникабельность и пунктуальность.

Современные города

Мегаполисы и агломерации стали своеобразными символами современного общества.

Города принято классифицировать на небольшие (до 60 тыс. населения), средние (70 - 100 тыс.), крупные (110 - 270 тыс.), большие (до 1 миллиона) и мегаполисы (более 1 миллиона). Агломерации представляют собой сросшиеся города-миллионеры. Самая большая агломерация в мире - это Токио со всеми пригородами, численность ее населения составляет более 29 миллионов человек.

Современное производство

Громадные предприятия, торговые центры, - вот основные черты современного общества.

Сегодняшними лидерами промышленности являются компьютерная техника, энергетика, фармацевтика, телекоммуникации и электроника. Современное общество является обществом производства и потребления товаров и услуг.

Характерные на сегодня классы общества - это работодатели, владеющие средствами производства, и работники, которые продают свою рабочую силу.

В высокоразвитых государствах мира благодаря технологическому прорыву в электронике стала реальностью автоматизация и роботизация промышленных предприятий, но роль работника никак не была узурпирована машинами.

Например, на заводах «Тойота», которые производят автотехнику, всего за 10 дней изготавливается автомобиль без применения человеческого труда, процесс контролируют только несколько специалистов.

Но истинной новинкой в науке и являются нанотехнологии. Это работа с веществами на уровне мельчайших частиц (атомов и молекул).

Активно разрабатываются нанороботы, которые по размерам можно сравнить с молекулой, они обладают самыми разнообразными функциями, в том числе движения, обработки информации, исполнения заданных программ.

Следует также отметить, что все современные изобретения регистрируются согласно законам об интеллектуальной собственности, и автор идеи всегда является ее собственником. Современный мир - это, прежде всего, правовое общество.

Современные средства коммуникации

Практически невозможно представить современный мир без машин, самолетов и космических кораблей. Новые технологии коммуникации дали обществу возможность глобальной связи. С помощью космических спутников информация может передаваться в любую точку и из любой точки Мобильные телефоны и интернет стали незаменимыми средствами общения большинства людей.

В каждом исторически сложившемся типе общества существовали свои знаменитые открытия. В первобытном обществе прогрессивным было начало применения огня, колеса и письменности. В индустриальном появились двигатель, фабрики и заводы, в постиндустриальном - компьютерная техника и интернет. Поэтому, каковы характерные черты современного общества, можно судить по открытиям.

Информационная революция

Информационная революция - это радикальное преобразование общества и отношений в нем в связи с возрастанием роли информации.

Начало информационной революции приходится на современный этап где активно распространяются информационные технологии.

Всего мир знает четыре информационных революции. Во времена первой была изобретена письменность, второй - книгопечатание, третьей - электричество, благодаря которому возникли радио, телеграф и телефонная связь. Четвертая информационная революция началась в середине ХХ века и продолжается до сих пор. Она связана с изобретением микропроцессорных технологий и появлением интернета.

Последствия информационных преобразований выдвинули на первый план информационную индустрию, которая связана с изготовления техническо-информационных средств и технологий.

Всемирная глобальная сеть

Человек в современном обществе уже не может существовать без наличия компьютера. С его помощью стало возможным получать, отправлять и обрабатывать информацию, производить сложнейшие расчеты и поддерживать связь с пользователями из сети. Всемирная глобальная сеть под названием интернет объединил миллионы людей разных культур и национальностей.

Через интернет можно общаться, искать и обрабатывать информацию, покупать товары, бронировать билеты как в кино, так и на самолет. Благодаря услугам интернета люди узнают последние новости в мире, устраиваются на работу, знакомятся и женятся. Также с помощью всемирной паутины можно получить информацию практически по все вопросам - от сложных научных определений до рецепта кулинарного шедевра.

В последнее десятилетие общение в интернете вышло на новый уровень посредством социальных сетей, то есть виртуальных сообществ людей. Социальные сети стали основным средством общения Самой популярной из них является легендарный Facebook.

По современным подсчетам, объединила более 2 миллиардов жителей земного шара и доступна уже практически во всех странах мира. С помощью интернета современный человек может сделать свою жизнь гораздо продуктивнее и интереснее.

В данной статье был дан подробный ответ на вопрос: «Каковы характерные черты современного общества?». Можно твердо утверждать, что современное общество основано на технологическом прогрессе, информационных технологиях, научных знаниях, оно активно и мобильно.

Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся столетиями, но были и такие времена, когда социальные процессы осуществлялись стремительно. Общественное развитие, по утверждению Гегеля, есть движение от несовершенного к более совершенному. Люди непрерывно создают новые виды взаимодействий, преобразуют социальные отношения, меняют ценностно-нормативный порядок. Многообразие обществ социологи разделяют на определенные типы : аграрные и промышленные, традиционное и современное, простые и сложные, закрытые, и открытые. Наибольшее распространение в современной социологии получил цивилизационный подход, выделяющий следующие стадии общественного развития – индустриальное общество, традиционное общество, постиндустриальное общество и информационное общество. Переход от одной стадии к другой обуславливается изменением способа производства, формой собственности, социальными институтами, культурой, образом жизни, социальной структурой. Изменение технологии отражается на организации социальных связей, определяющее значение в современный период имеет уровень научно-технического и научно-информационного развития.

Традиционное общество – стадия общественного развития, для которого характерны малоподвижные социальные структуры и основанный на традиции способ социокультурной регуляции. В данном обществе действует естественное разделение труда, крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить потребности населения лишь на минимальном уровне. Поведение индивидов регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой. Свобода личности резко ограничена.

Из традиционного общества вырастает современное, индустриальное общество, связанное с зарождением промышленного производства, светским характером социальной жизни. Оно отличается гибкостью социальных структур, позволяющая их модифицировать по мере изменения потребностей людей. Это обеспечивает разумное сочетание свободы и интересов индивидов с общими принципами, регулирующие совместную деятельность людей.

В современном обществе рынок вошел во все сферы общественных отношений и оказывает влияние на образ жизни людей. Продолжающееся разделение труда и рост корпоративных организаций вызвали увеличение государственного управленческого аппарата для поддержания сложной системы экономического производства во взаимодействиях с другими системами общества. Преобразование в организации труда явились основной осью движения общества, где доминировали локализм и традиции, до его современных форм с преобладанием модернизации и инновации.

Индустриальное общество – стадия общественного развития, для которой характерна концентрация производства, развитая и сложная система разделения труда при расширенной ее специализации, увеличение населения в крупных промышленных центрах. Механизация и автоматизация производства, увеличение числа управленческого персонала ведет к значительному профессиональному расслоению. Возрастание доли умственного труда требует высококвалифицированных рабочих, что привело к расширению доступности образования для многих слоев населения. Внедрение в производственную деятельность научных открытий способствует выпуску высококачественных товаров для удовлетворения растущего спроса населения. Провозглашенное правовое равенство возможностей ведет к стиранию жестких перегородок между слоями населения и направлено на ослабление классового антоганизма в обществе.

Технологические изменения преобразуют общество в новую социальную систему, которую ученые определили как постиндустриальное общество – это стадия общественного развития, в основе которой ведущую роль приобретает наука и образование. Теория постиндустриального общества разработана Д. Беллом, О. Тоффлером. Технология создает новое определение рациональности, новый способ мышления людей и стиль жизни. Именно знание становится той осью, вокруг которой организуется технология, экономический рост и стратификация общества. Приоритетные отрасли отличаются экологической и социальной комфортностью, экономичностью в расходовании сырья и человеческих ресурсов. При этом важным критерием прогрессивности внедряемых технических новшеств является принцип: способствуют ли они расширению сферы самореализации и саморегуляции человека.

Происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, значительно расширяется сфера «услуг». Доступность приобретения товаров массового потребления обеспечивает достойное существование большинству граждан страны. Это позволило социологам использовать такие понятия, как «общество изобилия», «общество потребления», «общество благоденствия».

Университеты и исследовательские центры, как центральные институты общества, привели к созданию всемогущей электронно-кибернетической элиты с их новой технологией принятия решений, оказывающая решающее воздействие на развитие общества, взаимодействие науки и политики. В основе социальных отношений, по мнению западных социологов, лежит не собственность, а знания и уровень квалификации. Предприниматели перестают быть правящим классом. В постиндустриальном обществе основное - «игра между личностями», которая предполагает социальную солидарность, сотрудничество между членами общества.

Компьютерно-коммуникационная революция в силу своих поистине неограниченных технологических возможностей свидетельствует о вступлении современных индустриально развитых стран в информационное общество.

Информационное общество – это стадия общественного развития, в основе которой находится новая роль информации. Информатизация понимается как деятельность, направленная на обеспечение всех структур общества исчерпывающими данными посредством использования новейших технических средств и технологий в целях создания благоприятных условий для жизни человека.

Характерные черты информационного общества:

1. Доминирующей сферой материального производства становится информация. Информационное производство имеет фундаментальный характер во всей инфраструктуре, а научный капитал становится преобладающим над материальным капиталом в структуре экономики. Информационные, компьютерные программы превращаются в самый ценный товар. В экономике возникает новый технологический уклад, базирующийся на массовом использовании перспективных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Скорость переработки информации, усвоение ее во все большей степени обуславливает эффективность материального производства.

Происходит процесс создания и развития рынка информации и знаний, как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. В информационном обществе первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами богатства все большее значение приобретает накопление информационного богатства. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется развитая способность к творчеству, возрастает спрос на постоянное пополнение знаний. Материальный продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Информационное преимущество становится важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и властных ресурсов. По имеющимся оценкам, свыше 60% всех ресурсов США приходится на информационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индустрию, где трудятся до 80% занятого населения.

Из национального ресурса информация с развитием коммуникационных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Происходит резкое возвышение информационных потребностей людей и общества, на их удовлетворение ориентируется все больше отраслей экономики.

2. В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется профессиональная, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производственных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности.

Организация трудовой деятельности становится все более гибкой. Благодаря персональным компьютерам идет процесс «одомашнивания труда». Согласно прогнозам в первой половине XXI века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть в сфере производства услуг, в том числе информационных. Элитой информационного общества становятся общности людей, обладающие теоретическими знаниями, а не землей и капиталом. Знания в современном мире – это важнейший ресурс, позволяющий реально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к другим видам капитала.

Интернет открыл перед миллионами работников возможность работать в любой точке земного шара, не покидая своей страны. Считается, что 50% всех известных профессий могут функционировать в рамках телеработы . Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Массовое применение методов телеработы способно принести существенные выгоды как обществу, так и личности.

3. Формирование единого коммуникационного пространства как внутри страны, так и в глобальном масштабе отрывает перспективы упорядочивания социальных взаимодействий, влияет на разносторонность общения народов и государств. Благодаря компьютерной технике, телевидению, Интернету создается возможность преодоления пространственно-временных барьеров между людьми. Свободный доступ к разнообразной информации способствует преобразованию социально-политической деятельности общества, открывая новые возможности для проведения дебатов, конференций, электронного выяснения общественного мнения, проведения референдумов, непосредственной связи граждан и политических деятелей. Внедрение информационных технологий в политическую сферу общества делает ее более открытой для всего мирового сообщества. Информация выступает глобальным ресурсом человечества, усиливая и углубляя социальные связи между государствами и народами планеты.

4. В информационном обществе качественно изменяется весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальной потребности, появляются новые формы общения. Использование Интернета и других компьютерных сетей связано с появлением новой социальной организации – виртуальных сетевых сообществ коммьюнити. Стремление к активному общению между собой пользователей Интернета с целью обмена знаниями и опытом содействуют социализации участников коммьюнити, процессу самообучения и формирования социальных норм. Границы сетевых сообществ, как и сферы их интересов в подавляющем случае размыты, объединяющим фактором является общая система ценностей. Разные группы сетевых сообществ, обладая общими группообразующими признаками, тем не менее различаются в некоторых аспектах своего социального поведения.

Учеными прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище будет оснащено всевозможными электронными приборами и компьтеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации. И это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.

5. Перед человечеством стоит задача создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации, как важнейшего условия демократического развития.В настоящий период пока наблюдается и будет усиливаться информационное неравенство. Свобода доступа к информационным ресурсам государства не подразумевает бесплатного доступа к ресурсам частных фирм, которые, вкладывая значительные инвестиции в получение и реальную обработку информации, имеют право не делиться полученными знаниями с другими структурами общества. Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом, так как успех человека в значительной степени зависит от его возможности и способности использования информации. Свободное владение несколькими языками облегчает процесс вхождения индивида в сетевые сообщества.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий требует регулирования передачи информации для интеграции экономик стран мирового сообщества в мировую систему хозяйства. Вот почему остается актуальной концепция формирования «электронного правительства», основными функциями которого станут: реализация прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет и создание системы защиты информации от террористических организаций; обеспечение «прозрачности» и эффективности отношений государственных органов и бизнеса при осуществлении закупок работ (услуг) для потребностей страны, автоматизация расчетов по налогам, организация обратной связи правительственных структур с гражданами.

Создание единого компьютерного пространства связано с глобализацией социальных процессов. В настоящее время человечество приближается к превращению в единое органическое целое. Происходит гуманизация международных, межличностных отношений, главным принципом которых является свобода и уважение достоинства человека независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения. Углубление тенденции глобализации мира, как целостность и гуманизация человеческих отношений приведет, по мнению ученых, к переходу информационного общества в гуманистическое, базисом которого станет целостно развитая личность, творческая индивидуальность которой раскроется во всей полноте. Всем гражданам будут обеспечены одинаковые «стартовые» возможности и условия для реализации потенциальных возможностей человека. Духовное производство станет доминирующим.

Задала учительница по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.

Ну а что - тема предпринимательство, пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то - модель Мира, всей мировой экономики. И пятиклассники взялись за домашку как никогда ретиво. И вот - урок, презентации.

Не по возрасту громоздкая отличница подробнейше разложила, как она комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети. Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.

И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.

Все вы, - говорит она одноклассникам, - начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.
По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?

Условия у меня такие, - продолжает девочка, - каждый может взять любую сумму под 20% годовых.

Как любую? И миллион можно, - вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.

Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите - в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст - забираю имуществом.

Что, весь бизнес отберешь? - возмутилась, алея щеками, толстая отличница.

Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.

Нормальные условия. Даже отличные, - взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, - я согласен.

За ним все закивали голосами - такой добрый и щедрый банк всем понравился
- Ну вот, - продолжила тихая «банкирша», - в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках - только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.

За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будет и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.

Следующий год - еще 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.

Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.

Нафиг такой банк, - первым ожил второгодник Вовочка, - без банка обойдемся.

Точно! - зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, - без банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.

И как ты расплатишься за мороженое, - искренне удивилась «банкирша», - каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет - будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, - «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, - согласна она кедами оплату принимать.

А мы будем друг другу расписки писать! - нашелся айтишник.

Хорошая идея, - согласно кивнула «банкирша», - и через три дня у каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом со всем этим разобраться?

Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, с рассеянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.
- Это, - вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, - Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?

Конечно, - пожала плечами девочка. Это же элементарно.

Тогда это… - Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, - Иванова, возьми меня на работу. Если кто свое отдавать за долги не будет - я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.

Хорошо, - тут же согласилась «банкирша», - будешь силовым ведомством.

Не, - промычал Вовочка, - давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!

«Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:

Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.
- А мне что делать? - осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.

Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня - учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля – 10% от моей, все честно.

А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? - повеселела веселушка.

Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я - хозяйка.

Нафиг такую хозяйку, - булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.

МарьПална, - повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, - и вы не расстраивайтесь. Я дам вам большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?

В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.

Грянул спасительный звонок

Современное общество охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества -- индустриальному и постиндустриальному.

Современное понятие общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII--XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно. Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т, е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то еще.

Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точнее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшинстве. Таким образом, и здесь общество состояло из меньшинства населения. С конца XVIII века, а именно тогда произошла Великая Французская революция (1789--1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.

Распространение понятия «общество» на все более широкий круг людей являлось постепенным и достаточно противоречивым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира сохраняется минимальный ценз оседлости. Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. Сегодня такая ситуация сложилась в странах Балтии.

Именно XVIII век считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии.

Урбанизация -- расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения -- становится неотъемлемым спутником другого процесса -- индустриализации. Индустриализация требует все более и более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. Такую возможность обеспечивает именно урбанизация -- выкачивание сельского населения и превращение его в городское высокообразованное.

Экономическая самостоятельность и расширение политических свобод граждан привели к тому, что понятие личности постепенно распространяется и на простых людей. Недавно еще, а именно в XVII веке, простолюдинов отказывались считать полноправными членами общества, если они находились в экономически зависимом положении.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно -- дитя двух революций -- экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная революция (ее родина --Англия). А под политической -- великая Французская революция (1789--1794).

Обе они радикально изменили лицо Европы: первая дала человечеству экономические свободы и новую социальную стратификацию, а именно классовую, а вторая -- политические свободы и права, а также новую политическую форму общества -- демократию, основанную на равенстве всех людей перед законом.

За три века европейское общество изменилось неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. В обиход вошло понятие индустриализации. Ее флагманом выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Индустриализация -- применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии -- 10%, Японии -- 15%.

В отличие от земледельческих государств и империй, индустриальные страны более многочисленные -- десятки и сотни миллионов человек. Это высокоурбанизированные общества. Если в земледельческом обществе города играли важную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу.

Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть -- аграрным. Престиж первого постоянно растет, а второго падает. Правда, до известного предела. Наступит время, и престиж промышленного труда также начнет неумолимо снижаться. Но произойдет подобное в связи с переходом к следующей стадии -- постиндустриальному обществу. В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе -- промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном -- теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Таблица 2. Сравнительная таблица двух типов обществ*


Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Доиндустриальные общества имели экономику, основанную на первичном производстве (охота, собирательство, огород, фермерство). Индустриальные общества имеют экономическую и социальную структуру, основанную на машинной технологии и крупномасштабных системах производства. Инвестиции расширили финансовую власть Запада по всему миру. В результате немногие индустриально развитые страны господствуют над остальным миром экономики и политики. Это доминирование вступает в новую среду -- постиндустриализма.

В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества -- процент научных и технических работников на общий объем рабочей силы, а так же объем затрат на научно исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное -- умением вырабатывать и передавать информацию.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...