Многодетная семья никитиных что сейчас. Система Никитиных.

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Опыт воспитания детей в семье Никитиных


Опыт воспитания детей в семье Никитиных.

Никитины Борис Павлович (21.01.1916, станица Суворовская Ставропольского края - 30.01.1999, Москва) и Лена Алексеевна (31.01.1930, Болшево Московской области) - российские учителя, педагоги-практики, исследователи раннего детства, родители семерых детей, авторы многих статей и более 10 книг о своем опыте семейного воспитания. Стали известными с 60-х годов 20 века в СССР, позже в Германии, Японии и других странах. В период наибольшей популярности (70-е - 80-е годы 20 в.) книги Никитиных расходились миллионными тиражами, в их дом ежегодно приезжало до 1000 гостей, на встречи и лекции в разных городах Советского Союза приходили сотни людей. Многие считают, что именно подвижническая деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложила в свое время основы для того, что сегодня называется «сознательным родительством».

Как всё это начиналось.

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.

Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Отличный спортсмен и опытный тренер, Борис Павлович сразу начал обращаться с малышами, как бы тренируя их. Так в доме появились турнички, кольца и другие спортивные снаряды. «Закаливание» и для родителей, и для детей не внедрялось специально, а было образом жизни - вся семья с удовольствием ходила босиком и в легкой одежде. А наблюдение, как легко и быстро учатся всему малыши, привело к появлению кубиков с буквами, географических карт на стенах, доступности настоящих инструментов и т.д. Борис и Лена пытались соответствовать скорости постижения ребенком окружающего мира и организовывали домашнее пространство таким образом, чтобы, без малейшего насилия, максимально помочь ему в этом. Результаты вдохновляли: дети на порядок меньше болели и быстро развивались в интеллектуальном отношении. (В семье не специально создавалась «спартанская» обстановка - просто семья жила на очень скромные средства, считая это вполне нормальным).

Борис Павлович и Лена Алексеевна сделали всё, что было тогда в их силах (при чрезвычайно скромных финансовых возможностях) для того, чтобы создать своим детям «творческую и здоровую среду» в собственном доме. «Системой воспитания» свой образ жизни сами Никитины не называли. Скорее это очень большой опыт, который накопился за много лет внимательных наблюдений не за одним-двумя, а за семерыми малышами, а затем и за детьми своих многочисленных сторонников. Параллельно Борис Павлович продолжал постоянно изучать всю доступную ему литературу, народный опыт, достижения последователей. Как в 2005 году писал старший сын Алексей, «какой-то специальной системы никогда не существовало. Был ряд принципов, взятых из практики и здравого смысла, опиравшихся в огромной степени на традиционные подходы к физическому воспитанию детей у разных народностей, в первую очередь России, и работу педагогов, в том числе и Монтессори. Был совершенно замечательный практический опыт, доказавший жизненность и важность этих принципов».


Основные принципы воспитания "по-никитински".

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями.

Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие.


Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных.

Методика:
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:
Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры".

Главная задача воспитания - развитие способностей.

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Чтение в 2-4 года, обширная библиотека, созданные Никитиными разнообразные «развивающие игры», географические карты, таблица Менделеева, математические таблицы и пр. на стенах детской - действительно, интеллектуально прекрасно подготовили детей Никитиных к начальной и средней школе. Это дало повод отцу приводить детей в первый класс в пять лет, переводить из 1-го в 3-й, а из 2-го в 4-й, а матери - разрешать им постоянно пропускать занятия. Сделанный именно таким образом акцент на ускоренном «интеллектуальном» развитии затруднил социализацию некоторых из семерых детей. Неслучайно позже никто из них не отправлял своих детей в школу раньше, хотя развивающая домашняя среда, раннее чтение и т.п. в их собственных семьях стало обычным делом у всех.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

Стоит отметить, что система Никитиных является одной из базовых детсадовских программ в Японии, а в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных были переведены на разные языки и переиздаются до сих пор, при этом пользуясь популярностью.

В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Сейчас практически все родители начинают заниматься со своими детьми, как можно раньше, буквально с пеленок. Многие родители дают предпочтение ранними методиками развития Сесиль Лупан, Глена Домана, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, а успехи семьи Никитиных стали как-то блекнуть. Все чаще ведутся споры о том, что система Никитиных не оригинальна, и не один из семи детей не стал вундеркиндом и не получил Нобелевскую премию. Но стоит отметить, что система Никитиных является одной из базовых детсадовских программ в Японии, а в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных были переведены на разные языки и переиздаются до сих пор, при этом пользуясь популярностью.

Кто же такие Борис и Лена Никитины? Это родители семерых детей, которых они воспитали по собственной методике, сильно отличающейся от принятой в советское время. Борис Павлович работал в сфере образования, а идея «воспитывать детей по-своему» у него зародилась еще тогда, когда он работал в авиации. В то время он уже придумывал развивающие игрушки, которые в дальнейшем будут составлять основу методики Никитиных. Лена Алексеевна, педагог по образованию, признавалась, что у нее и в мечтах не было становиться многодетной мамой, это судьба свела ее с таким замечательным мужчиной, который стал ее мужем и отцом их семерых детей. Школу им открыть не удалось и они внедрили методику в собственную семью. Не оставляя научной и преподавательской работы, увлеченные общими идеями, они создали в своем доме творческую атмосферу, воспитывая и обучая детей по своей методике. Система складывалась методом проб и ошибок.

У противников методики возникали вопросы: как можно было позволить маленьким детишкам бегать босиком по снегу; раздетыми выносить детей на улицу; не соблюдать режим дня? Но при этом, детишки болели простудными заболеваниями гораздо меньше ровестников, а интеллектуально опережали своих сверстников, так как к четырем годам они уже читали и считали, а в школе перескакивали через классы.

Методика Никитиных включает все периоды раннего детства: от родов («Просьбы к врачам и сестрам родильного дома») до школьных лет. Методика Никитеных уделяет особое внимание физическому развитию детей (закаливание, спорт) и конечно же раннее интеллектуальное развитие (счет, логика, аналитическое мышление).

Основная мысль методики Некитиных заключается в том, что родители должны принимать самое активное участие в детских играх и занятиях, не навязывая при этом своего мнения, их задача поощрять стремление малыша самостоятельно мыслить и решать логические задачи. Никитиных считают, что взрослые часто впадают в крайности. Одни родители проявляют чрезмерную заботу и уход, целые дни посвящают непрерывным занятиям, обучающим играм, не оставляя при этом времени ребенку на самостоятельную деятельность, тем самым лишая его свободы и мешая удовлетворению его личностных потребностей в развитии. Другие же, наоборот, не занимаются развитием малыша, все общение с ребенком сводиться к удовлетворению его физиологических потребностей. Естественно, такой подход ведет к задержке в эмоциональном и психическом развитии ребенка.

Основные принципы методики Никитиных:

1. Бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Родители, проявляя неравнодушие к тому, что и как у малыша получается, участвуя в детских играх, соревнованиях, таким образом показывают насколько ребенок дорогой им, а это способствует налаживанию эмоциональных дружеских отношений между всеми членами семьи. Позвольте вашему малышу разделить с вами уборку или приготовление пищи и это не только ускорит процесс его развития, но и поможет понять, что испечь пирог или почистить ковры – это нелегкая работа, но результат стоит затраченных усилий. Кроха научится ценить ваш и свой труд, поймет, что такое семья, и как важен каждый ее член.

2. Раннее начало. Для наиболее эффективного интеллектуального и физического развития существует определенное время и определенные условия, если способности вовремя не нашли своей реализации то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени, поэтому начинать заниматься с малышом нужно с первых дней жизни.

3. Стимулирование творческой деятельности. Для этого надо создать опережающую развитие ребенка домашнюю среду. Это означает, что родители должны наполнить свой дом спортивные снарядами (кольца, турники, лесенки, канаты), разнообразными книгами и картами, материалами и инструментами (кубики, конструктор, краски и карандаши, измерительные приборы), развивающими играми и пособиями, чтобы побудить у ребенка интерес к решению творческих задач. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день.

4.Свобода выбора занятий, их последовательности, времени и способов. Никитины считали, что строгие рамки не дают поле для фантазии и проявления самостоятельности и, соответственно, тормозят развитие малыша. Задача родителей лишь слегка подталкивать и ненавязчиво помогать детям, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях, то есть «нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься», и только тогда ребенок сможет полностью раскрыть свой талант и максимально развить творческие способности.

Роды и что нужно делать после.

Многое зависит от того как прошли роды и самые первые часы в жизни младенца, в этом сходятся многие врачи, психологи и педагоги. Лена и Борис Никитины составили «Просьбу к врачам и сестрам родильного дома», когда провожали свою дочку в родильный дом. Многие из тех пунктов, которые они описали в послание, применяются и сейчас в современных роддомах, а некоторые до сих пор остаются спорными.

Давайте рассмотрим основные из них:

1. Без медикаментозные роды. Применение анестезии негативно сказывается на здоровье как малыша так и матери, так как заглушаются естественные инстинкты роженицы и роды проходят травматичнее для малыша. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.

2. При родах принять положение полусидя. При таком положение под тяжестью плода роды проходят легче.

3. Не сразу перерезать пуповину. Ее не стоит пережимать, пока в ней не прекратились пульсации крови, чтобы ребенок дополучил все, что ему принадлежит по праву. Это может привести как минимум к гипоксии.

4. Сразу же после родов ребенка прикладывать к груди. Еще до того, как перерезана пуповина, голенького ребеночка положить маме на животик и приложить к груди. Сосание и близость к матери дает ребенку спокойствие и чувство защищенности, предотвращает стресс вызванный родами. Отказ от грудного вскармливание в первые дни жизни ребенка ведет к аллергическим заболеваниям, многие дети попробовав пищи из бутылочки становятся "ленивыми сосунками". Немедленное прикладывание к груди после родов приводит у роженицы к сокращению матки и уменьшению кровопотери, молоко у нее появляется гораздо раньше.

5. Ребенок после родов должен находиться рядом с матерью. У малыша не нарушается связь с матерью, он чувствует материнское тепло, заботу, тесный контакт с матерью дает ему чувство спокойствия и защищенности.

6. Кормление по первому требованию ребенка. Режим ребенок установит сам по мере возникновения у него потребностей, не надо навязывать ему свой распорядок дня, если хочет пусть сосет ночью.

7. Кормит малыша нужно голеньким. В рамках программы включения терморегуляции, предложенной Никитиными для первых дней жизни, ребенка нужно раздеть во время кормления, так как во время еды повышается температура тела, и одеть после кормления.

8. Не пеленать малыша. Нельзя пеленать ребенка, так как это мешает ему свободно двигаться, ограничивает его движения, ведь чем больше ребенок может видеть и щупать, тем больше информации он получает из окружающего мира. Таким образом, все, что находится вокруг малыша, должно пробуждать в нем любопытство, желание изучать новое будет способствовать успешному обучению в будущем.

9. Приучать к горшку с рождения. Улавливать момент, когда ребенка надо высадить, и, конечно, поощрить в случае успеха. Таким способом можно уменьшить стирку, и к горшку ребенок приучится гораздо раньше своих сверстников.

10. Закаливание. Применение регулярно воздушных ванночек и закаливающих процедур с момента рождения.

Закаливание и физическое развитие детей по методике Никитиных.

Своих детей супруги Никитины сначала стали закаливать по наитию, и только со временем это переросла в методику, которая имела физиологическое обоснование.

Метод закаливания по Никитенски предполагает сразу большие перепады температуры, таким образом, как они считают, лучше тренируется адаптация к холоду.


Давайте рассмотрим основные аспекты методики Никитиных направленные на поддержания здоровья:

1. Еще в период беременности, если она проходит спокойно, Никитины советуют матери как можно больше двигаться и выполнять физические упражнения, малыш вместе с мамой выполняет свои первые внутриутробные тренировки.

2. Не переукутывать детей. Во время бодрствования – для малышей только распашонка, а когда ребенок подрастет трусишки и маячка, и только перед сном нужно одеть детей потеплее.

3. Температура в помещение должна быть 18 градусов. В помещении должно быть слегка прохладно, так как холод дает естественное небольшое напряжение мышц, своего рода естественная зарядка.

4. Продолжительные воздушные ванны. Новорожденные в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны, а через пару месяцев отроду малышей выносили на мороз на несколько секунд. Дети не болели и прекрасно себя чувствовали, а процедуры им очень нравились и приносили удовольствие.

5. Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Родителям Никитины советуют опустить новорожденного в холодную воду с головой, таким образом, как они утверждают, будет запущен важный механизм терморегуляции организма.

6. Ходить босиком. Холодные ножки, как уверяют Никитины, это нормально. Природный механизм теплорегуляции заключается в приспособление температуры стопы к температуре окружающего воздуха и пола под ногами. Ребенок должен бегать босиком весь день, а перед сном нужно согреть стопы, чтобы ребенок расслабился и заснул спокойно.

7. Физические упражнения. Никитины советуют выполнять с малышами простые физические упражнения, прежде всего ориентированные на закрепление безусловных врожденных рефлексов. Для детей постарше отец-Никитин разработал систему спортивных уголков и снарядов.

8. Ограничение в еде. Никитины считают, что небольшая нехватка в питание может пойти только на пользу организму, а избыточное питание и переедание несут большой вред.

9. Никакого режима дня. Никитины считают, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и вообще к любым видам занятий. Чем больше «обязаловки» в деятельности ребенка, тем меньше его это будет увлекать. Дети должны заниматься сколько им хочется, сочетая при этом спортивные занятия с другими видами деятельности.

10. Свобода в перемещении и изучении окружающего мира. Как только ребенок научился ползать – дайте ему абсолютную свободу перемещения, говорят Никитины. Для этого следует подготовить квартиру (обезопасить ее перед тем, как ребенок начнет свою исследовательскую деятельность). Манежи и коляски под запретом, как говорят Никитины, что это все равно, что тюрьма для маленького ребенка, который стремиться познать новое. Разрешайте ребенку играть не только с игрушкам, но со взрослым предметам. Познакомьте малыша с кухонной утварью, с инструментами, с техникой, чтобы ребенок знал для чего они нужны и как их применять.

11. Борьба со стерильной средой. Не надо огораживать детей от окружающего мира, пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Дети таким образом познают мир получают информацию о предметах и их свойствах.

Интеллектуальное развитие детей по методике Никитеных.

Никитин был сторонником идеи Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Он предположил, что способность к развитию тех или иных способностей не является константой. В разные возрастные периоды ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными навыками и способностями, если не успеть их развить именно в этот период, определенные участки мозга, отвечающие за данные навыки, начинают атрофироваться. Несмотря на то, что данная теория не получила окончательного доказательства, современные исследования установили, что способности ребенка, развитие которых стимулировали в раннем возрасте, получают спустя годы наиболее успешное и глубокое развитие.

Лучший способ усваивания новой информации, как считал Никитин, это рассказа о чем-то, демонстрация и возможность потрогать и опробовать. И поэтому основным инструментом в интеллектуальном развитие детей по системе Никитиных стала игра, как способ обучения, познания мира, как мотивация, как метод проявления индивидуальных качеств.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Они способствуют развитию у ребенка таких интеллектуальных качеств как память, внимание, логика, воображение, творческие навыки, терпение и усидчивость.

Никакой определенной программы обучения нет, ребенок просто погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок занимается уже самостоятельно.

Особенности всех развивающих игр Никитиных заключаются в следующем:

1. Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задачек, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления.

2. Задания имеют различный уровень сложности подходящих как для детей двух- или трехлетнего возраста, так и для школьников старших классов.

3. По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному.

4.Задачи, которые должен выполнить ребенок, предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации и позволяют ребенку самому проверять точность выполнения задания.

5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

7. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенку надо предоставить возможность думать самостоятельно.

8. Родители должны радоваться детским успехам, всячески хвалить малыша за правильное решение, проявлять искреннюю заинтересованность. Это поддерживает у ребенка интерес к игре, заставляет его двигаться вперед к освоению нового. Родители не должны ругать малышей за неверное решение, их задача найти ошибку в рассуждение ребенка, и помочь ее исправить.

9. Не доводите занятия с ребенком до того, что ему больше не хочется играть. Сразу же заканчивайте игру, как только появляются первые признаки усталости, не ждите пока малыш потеряет интерес к игре. Лучше закончить занятие на позитивной ноте.

10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.


Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них: Кирпичики, Обезьянка, Уникуб, Дроби, Сложи узор, Сложи квадрат, Кубики для всех, Рамки и вкладыши Монтессори, Точечки.

Многие из интеллектуальных игр Никитина доступно сделать своими руками, взяв за основу картон, обычные кубики и например, самоклеящуюся цветную бумагу. А можно купить уже готовые игры и пособия Никитиных.

Подведем итоги

Плюсами методики Никитеных являются:

Хорошее физическое развитие;

Развитие логического мышления (способность обобщать, делать заключения, применять правила);

Развитие пространственного воображения (правильное представление вращающихся предметов в пространстве);

Развитие памяти;

Развитие сообразительности и смекалки;

Развитие самостоятельности;

Развитие воображения;

Хорошая база для дальнейшего изучения точных наук.

Минусы методики Никитиных:

1. Игры Никитиных не развивают ребенка всесторонне. Методика не содержит в себе конкретных рекомендаций, например, по обучению чтению (хотя включает в себя игры, обучающие счету и математическим действиям). Следовательно методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами.

2. Методы закаливания Никитиных очень радикальные и не все родители способны пойти на это. А если вы все таки решились, то нужно обязательно проконсультироваться с педиатром.

3. Спартанские условия жизни и недоедание не всеми родителям придутся по вкусу.

4. Воспитание по методике Никитиных не предусматривает сюжетно-ролевых игр. То есть ребенок не должен играть в куклы, машинки, магазины, «дочки-матери» и «войнушки». Малыш должен с пеленок приучатся к труду. Ребенок должен уметь себя обслуживать, вести домашнее хозяйство, но играть при этом он не умеет.


Книги Никитиных:

Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
Никитина Л. А. Мама или детский сад. - М.: Просвещение, 1990.
Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М.: Молодая гвардия, 1979.
Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
Б. П. Никитин. Детство без болезней. - С.- П. 1996.
Л. А. Никитина. Отчий дом. - 1982.
Л. А. Никитина. Я учусь быть мамой. - 1983.
Л. А. Никитина. Исповедь. - 1991.

Сегодня современным родителям методика воспитания Никитиных, появившаяся в 60-70-е годы совсем не кажется новаторской. Можно сказать, что Никитины как педагоги-новаторы в своей семье, положили основу раннему развитию детей. Не теряют своей актуальности принципы и методы этих педагогов и в современной педагогике.

Методы и принципы воспитания семьи Никитиных:

  • Ранее прикладывание к груди и длительное грудное вскармливание ребенка. Кормление малыша по требованию «без часов и промежутков».
  • Большая свобода передвижений ребенка (без манежей и ходунков) по всему дому.
  • Раннее физическое развитие. Раннее ползание, плавание, хождение и гимнастика.
  • Закаливание с рождения. Прохладная температура в комнате, сон при открытых форточках и на прохладной веранде. Отказ от излишнего укутывания и закармливания ребенка. Ходьба босиком по снегу и обливания.
  • Ранее изучение букв и цифр. Подготовка развивающей среды для малыша - в доме были книги, карты, спортивные снаряды, кубики и конструкторы, мастерская и разнообразные развивающие самодельные игры.
  • Свобода выбора детьми занятий и их последовательности.
  • Активное участие родителей в жизни детей и наоборот - детей в жизни взрослых.
  • Ненавязчивое обучение и воспитание.
  • Доброжелательная атмосфера в семье.

Трудности и взаимопонимание

Несмотря на то, что сейчас эта методика современным родителям кажется вполне естественной, много трудностей пришлось преодолеть Лене Алексеевне и Борису Павловичу Никитиным, а также их детям. Вы только представьте, эти люди вовсе не ставили эксперименты и не проводили опыты над своими детьми, они просто старались жить так, чтобы им и их детям было комфортно, чтобы все были здоровы и полны творчества и желания жить.

Никитины не провозглашали лозунгов и не заставляли других следовать за ними. Однако, невозможно угодить всем и каждому, и находились как сторонники, так и противники «никитинщины». А дом семьи был открыт для всех посетителей. Новаторская семья оказалась «под прицелом» соседей, СМИ, ученых, методистов, педагогов и даже родных бабушек.

Противники такого подхода в воспитании могут говорить о слабой организованности, отсутствии режимности, малой социализации и многом другом. Но дорога не может быть всегда идеально гладкой, а семьи одинаковыми. Нужно здраво рассуждать и лояльно подходить к решению вопросов воспитания и развития ребенка. Столкнулись противоположные взгляды на воспитание детей и в самой семье Никитиных - традиционная система воспитания бабушек против новаторства родителей. Это непримиримое противоборство сегодня есть во многих семьях. Поставим себя на место ребенка в этой ситуации. Чью сторону он должен принять?

Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?

В "Московском комсомольце" №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако, читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?

«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки….»

Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?

Развивающие игры Никитиных

Развивающие игры Никитиных - это «долгоиграющие» игрушки. У них нет возрастного ценза. Такими играми может быть увлечен и полуторагодовалый малыш и взрослый преклонного возраста. Но самое главное - эти игрушки созданы для развития творческого потенциала, тренировки ума, для общения и взаимодействия ребенка и родителя.

Самыми распространенными и узнаваемыми являются игры:

  • «Уникуб»,
  • «Сложи узор»,
  • «Кирпичики».

А также менее известные, но не менее интересные игры:

  • «Узелки»,
  • «Термометр»,
  • «Часы».

Никитинская педагогика и современное общество

И, несмотря на все положительное в методике, как в те годы, так и сегодня Никитинская педагогика пока не соответствует взглядам и целям общества. Система строит свои иллюзорные планы и методики, внедряет их в сады и школы. Общество требует закостенелых стандартнорожденных и однообразно обученных роботолюдей. Поэтому творческие личности всегда будут подвергаться агрессии и нападкам. При этом система продолжает петь дифирамбы никитинским играм (хотя семье Никитиных не удалось добиться авторских прав на созданные Б.П. Никитиным игры ) и выискивать в методике слабые стороны.

Список книг Б.П. и Л.А. Никитиных опубликованных на русском языке:

Б. и Л. Никитины «Правы ли мы?», М, Акад.Пед.Наук РСФСР, 1963,
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976,
Б. Никитин «Развивающие игры», М, Педагогика, 1981.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение,
Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994,
Б. и Л. Никитины «Первый день, первый год», М, Знание, 1978,
Б. и Л. Никитины «Мы и наши дети», М, Молодая гвардия 1979,
Б. Никитин, Л. Никитина «Мы, наши дети и внуки», М, Молодая гвардия, 1989,
Л.А. Никитина «Отчий дом», М., 1982,
Л.А. Никитина «Я учусь быть мамой», Знание, М, 1983,
Л.А. Никитина «Мама и детский сад», М, Просвещение, 1990,
Л.А. Никитина «Исповедь», М, Знание, 1991,
Б.П. Никитин, Л.А. Никитина «Резервы здоровья наших детей», М, ФиС. 1990,
Б.П. Никитин «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990,
Б. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996,
Б.П. Никитин «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, 2001,
Б.П. и Л.А. Никитины «Наши уроки», С-Пб, 1992,
Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова «Родителям XXI века», М., Знание, 1998,
Б.П. Никитин, тест «Как измерить уровень развития ребенка», М., 1997.

Некоторые из этих книг, а также записи из личного архива семьи и письма можно скачать на личном сайте Никитиных.

В 1970-1980-е годы семья Никитиных стала известна на всю страну. Имена Бориса Павловича и Лены Алексеевны ассоциировались не только с особой системой воспитания детей, развивающими играми и пособиями, которые они изобретали, но и с удивительной скромностью быта этой семьи. Как все было на самом деле? Теперь некоторые сведения о домашнем хозяйстве Никитиных воссозданы в новом издании книги «Мы, наши дети и внуки» — на основании хозяйственных записей и воспоминаний членов семьи.

У братишек на веранде своя мастерская: верстак, тиски, молотки, гвозди — все маленькое, но настоящее. 1961 год

Заработок и другие источники дохода Никитиных

Лена Алексеевна после замужества работала в одной и той же поселковой библиотеке им. С.Н.Дурылина. В 60-70-е годы, до пенсии в 1980 году, ее зарплата составляла 80-90 руб.

Борис Павлович долгое время платил алименты первой семье (расстались по инициативе супруги). Работал на разных работах, часто на двух-трех: учителем труда в школе, в НИИ игрушки, младшим научным сотрудником в Институте трудового обучения Академии педагогических наук. Средняя зарплата — 130 руб. Одно время обучал играть в развивающие игры как методист.

В 1976 году Б.П. вышел на пенсию — 120 руб. И наступили стабильные времена: мамины 80 р., папины 120, отдавал какую-то сумму из пенсии дедушка, который жил с нами. Плюс — стипендии старших (все учились хорошо, часто с повышенной стипендией).

Ольга: Помню, что моя повышенная стипендия в училище (34 руб. 50 коп.) все три года учебы (1976-1979) была неплохим подспорьем семье. Я оставляла себе, кажется, рублей десять на дорогу и всякие мелочи, а остальное шло в общий семейный кошелек — маме. Мне кажется, что в финансовом плане самое тяжелое время было в конце 60-х — начале 70-х годов. Дети росли, а доходы были невелики. Двух зарплат далеко не высокооплачиваемых специальностей хватало едва-едва.

Домашняя фабрика «Ниточка-Никиточка» работала в 1969-1970 гг. Трудились все. За 1 фартук получали 15-30 копеек. В день выпускали по 10-15 готовых фартуков. В 1974-1975 гг. был опыт такой же «поточной» клейки конвертов — помогали Наташе Абрамцевой (известной сказочнице, с детства прикованной к постели), которой нужен был трудовой стаж.

Гонорары

С конца 70-х Б.П. и Л.А. стали активно приглашать на выступления в разные города. Иногда они ездили каждый месяц. Объездили буквально весь Союз. Им всегда оплачивали билеты, жили они у кого-нибудь в семьях, и часто после выступления организаторы давали деньги в конверте. Из-за этих «гонораров за лекции» мама смущалась и очень расстраивалась, папа нисколько не расстраивался и не смущался, и они спорили до слёз и ссор. Папа говорил: «Ты считаешь ненужным — не бери, а я считаю, что это нормально, если люди дают деньги за твою работу. Значит, мы их заработали, можно брать». При этом, если конверта не было, папа о нем и не вспоминал.

Эти деньги, судя по всему, шли «в работу»: покупались кубики и материалы для изготовления развивающих игр, краски, книги, выкупалась часть тиража из собственных вышедших книг и т.п. Те же самодельные развивающие игры и свои книги папа постоянно дарил.

Гонорары за книги стали заметны в бюджете семьи позже. Особенно с середины 80-х, когда стали приходить деньги от книг и игр, изданных в Германии (ФРГ) и Японии. Все договоры с иностранными издательствами заключались через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), через него же шла выплата гонораров авторам.

Государство удерживало львиную долю в свою пользу — 30% или 50% от сумм, перечисляемых иностранными издательствами. Зато гонорары выплачивались чеками Внешпосылторга, на которые покупались невиданные вещи в знаменитых магазинах «Березка». Всех детей тут же обеспечили джинсами — 50 чеков за штуку. В «Березке» покупались зимняя одежда, обувь, аппаратура, книги. Иностранных гонораров хватило на то, чтобы в конце 80-х сильно расширить и отремонтировать дом (надстроили второй этаж). Если бы не приходилось делиться с государством, конечно, Б.П. и Л.А. стали бы миллионерами. Но, как говорила Л.А.: слава Богу, обошлось.

Гонорары появились и после издания книг в Советском Союзе — миллионными тиражами. Но они были на порядок меньше, чем немецкие.

Много вещей нам приносили и отдавали. В том числе мебель. Но вообще папа все делал своими руками (полки, табуретки, тумбочки и т.п.), а одежду мама шила.


Папа с мальчиками на первом весеннем солнышке: все загорают, и никто не боится заболеть (Алеше 2 года, Антону 8 месяцев). 1961 год

Льготы и пособия

Государство до 1974 года практически не поддерживало. Декретный отпуск составлял 56 дней до и 56 дней после рождения ребенка. Пособий на рождение не было. Они появились только в 1974 году и выплачивались, пока дети были совсем маленькие — по 8 руб. на ребенка (согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.09.1974 г. № 752, — 12 рублей. — Примеч. ред.). Было бесплатное питание в школе, но детям оно совсем не нравилось. Раз в год выдавали зимнюю одежду и обувь.

Жилье и коммуналка

В 1962-1971 годах жили в щитовом финском домике, поставленном Б.П. с помощью родных. Печку топили дровами, воду носили из колонки, стирали вручную.

В 1971 году этот домик пошел под снос, в предложенные многодетной семье две квартиры не поехали, предпочли уже с семерыми переехать в бывшую генеральскую дачу довоенной постройки с участком 40 соток. Там было свое паровое отопление (папа следил, чтобы в доме было прохладно — 16-18 градусов, не больше) и водопровод с холодной водой, туалет во дворе. Часть денег выплатила администрация поселка, которая сносила наш старый домик, часть привез дедушка (папин отец, переехавший к нам в то время). Остальное взяли в долг. Долг за эту дачу (около 3000 руб. — это было гигантская сумма, столько стоил автомобиль «Запорожец») выплачивали потом несколько лет.

Коммунальные платежи, скорее всего — не более 5% от общего дохода. Баню (на дровах) построили друзья. Электричество, правда, зря не горело — за этим следили, но без излишнего педантизма.

Пылесос и стиральная машина появились еще в старом доме. Телефон поставили только около 1980 года, когда к нам переехала бабушка — персональный пенсионер. Стирать часто ездили в прачечную самообслуживания за две остановки на электричке — адское мероприятие! Мама обычно брала с собой двоих помогать. Жарища, пар, духота, очереди, воздуха не хватает... Загружали сразу пять машин. Там же гладили.

Мебель, одежда и другое

Одежды у мамы и папы было мало. Похоже, они особенно не обращали на это внимания. Мама много шила и перешивала сама. У папы был один костюм, который он всегда носил без галстука — на работу и на выступления. А дома был в спортивном костюме. Мама не без смущения купила себе два новых костюма в «Березке», только когда ее пригласили вести ТВ-передачу «Для вас, родители!» — деваться было некуда. Эти костюмы у нее прожили лет 15, потом мы еще их носили, перешитые.

Маленьким одежда покупалась очень редко. В основном, носили то, что нам отдавали, а мама переделывала под нас. Обычный комплект младших: домашнее — трусики-маечки, одна школьная форма, один вариант одежды «на выход». Обувь — 1-2 пары: сандалеты, резиновые ботики, валенки. Шарфы не водились. В 80-х появились зарубежные гонорары, и родители в первую очередь одевали нас, а не себя.

Мебель начали покупать в 80-е годы. До того что-то нам отдавали, многое папа мастерил сам. Когда стали появляться деньги, папа легко ссуживал друзьям и вообще любому, кто просил. Случалось, что и не отдавали. А он, хоть все расходы и записывал, никогда не требовал долги обратно. К деньгам у нас в семье всегда относились спокойно.

Родители собрали огромную библиотеку. Специальная литература по педагогике, психологии и многим другим областям знаний. А также художественная литература, мировая классика, в том числе для детей.

Газеты и журналы выписывались всегда: «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Учительская газета»; журналы «Изобретатель и рационализатор», «Техника — молодёжи», «Семья и школа», «Наука и жизнь», «Новый мир», «Огонек» (для бабушки), «Химия и жизнь» (Антону); детские: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер». Время от времени бывали еще «Пионерская правда», «Здоровье», «Юность».

Еще покупали инструменты и всякие приборы — в мастерскую, на кухню. Разнообразные весы, динамометры, секундомеры, диктофон и пр.

Авторская статья

Купить эту книгу



Обсуждение

Комментировать статью "Семья Никитиных: как и на что жили авторы развивающих игр и родители 7 детей"

Вопрос вот в чем: как себя чувствуют дети в многодетной семье? Ведь как ни старайся, внимания поменьше можешь уделить каждому, если в семье, положим Да, только сейчас надо удалить несколько здоровых зубов, я в теме. И носить не год 04.02. 2017 22:59:54, китюша.

Обсуждение

мне иногда стыдно перед детьми что не могу им уделить внимание. даже гулять идем-0 каждый хочет за руку держать, а рук то только 2. и начинается толкание друг друга, слезы сопли

Что касается внимания: я до рождения дочери, а ей всего почти 3 месяца, каждые выхи с детьми каталась по музеям, паркам, выставкам. Даже машину 7-ми местную купила, чтоб ещё брать подругу с 3 детьми, её дети как раз составляют компанию и старшему и младшему. Летом вообще вместе на моря, леголенды и тд. Этим летом доехали на машине аж до Греции, везде гуляли смотрели. Но вот есть у меня стойкое ощущение, что если бы я им всучила гаджеты и не трогала их вообще, им было бы приятнее. Мне временами очень обидно...

Стоит ли пытаться снова получить статус многодетной семьи? Еще год назад считали приемных детей, теперь в МО не считают. 15.08. 2017 13:52:09. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера...

Семья Никитиных: как и на что жили авторы развивающих игр и родители 7 детей. Доходы и расходы многодетной семьи в советскую эпоху. 18.08. 2017 19:13:58. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и...

Обсуждение

Мне кажется нет....
Много читаю ситуаций что даже матери с детьми от разных браков совместнопроживающими льгот не имеют

Почитала ниже. Если бывший муж (благодаря справкам от вас и прописке ваших детей с ним в одной квартире) докажет, что дети проживают с ним, то дадут ему многодетность, имхо. Но тогда получится, что дети не проживают с вами -делайте вывод...
У нас в классе есть мама с многодетным удостоверением, своих детей у нее двое. говорит, что сын мужа от первого брака с ними проживает, поэтому многодетность получили. но хотя точно знаю, что не проживает:)

Местные студенты ВГИКа в 1968 году сняли случайно фильм о жизни семерых детей в многодетной семье - можно скачать и посмотреть:) Когда Если Вы начали оубчать ребенка до 7 лет - это означает, что Вы на деле являетесь последователем и сторонником Никитина.
И еще, скорее всего чувство неудовлетворенности у детей связано как раз с тем, что от них ждали чего-то сверх, а они просто люди...
К слову, напрасно Никитины раздули такой ажиотаж вокруг себя. Это же так для детей тяжело - быть всегда в центре внимания...

Но зато на их ошибках учатся другие:-)

Многодетные семьи по материальному достатку бывают, конечно, разные. Но если я встречала сравнительно обеспеченные семьи с 3-4 детьми, то с 6-7 чаще всего живут очень не богато. Впрочем, статистика у меня не очень большая, соеди моих знакомых всего-то 2 семьи с 7 детьми:-)А многодетными у нас называют всех, у кого больше 3 детей. всеж-таки есть разница 3 или 10:-)

Спасибо, я только слышала о подобных статьях, но ни разу не читала. И что хочу сказать - у автора понятие успешности какое-то странное: не стали медалистами в школе, прославленными спортсменами - все, можно поливать грязью:) Нифигасе, Физический институт РАН, аспирантура химфака МГУ, юрфак МГУ, ВГИК, институт культуры. Это что, ниже плинтуса?
Стыдно за таких вот горе-журналистов.

Про нищету (и это в советское-то время, когда, мне кажется с этим было проще и многодетным сильно Семья Никитиных: как и на что жили авторы развивающих игр и родители 7 детей. 02.08. 2017 08:50:36. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и...

Обсуждение

А интересная дисскусия получилась.
Заметили ли вы, что стоит кому-нибудь высказать какое-нибудь мнение (например, в этой конфе или еще где-нибудь) сразу найдутся люди, кто эту идею поддерживает и кто с ней не согласен или даже просто ругает.
Никитины осмелись высказать свою мнение не просто на кухне или конференции, а на всю страну. И реакции были не однозначные. К тому же если мы вспомним, что 60-ее и 70-ее годы были годы царства системы, когда принцип "быть как все" был возведен в непререкаемую норму жизни. Никитины же осмелились критиковать эту систему. Помните, они писали о неправильной практике родильных домов и что ребенка надо прикладывать к груди сразу после рождения, а не на пятый день (а сейчас это норма:), и критиковали школьную систему и т.д.
Они думали, анализировали, изучали свой опыт. Ведь поддержки и ресурсов вокруг них было мало. К тому же они жили в маленьком городишке, где возможностей "дать своему ребенку лучшее образование" явно не хватало (они сами пишут, что спортивных секций в городе почти не было, возможностей заниматься языками тоже). Многие из нас, кто вырос не в Москве знакомы с этой ситуацией.
А ошибки...А кто из нас не делал ошибок, особенно в воспитании и образовании наших детей. (При этом один из нас может считать это ошибкой, а другой достижением.) А многие из нас могут публично признаться в этих ошибках? А кто-то в форуме заметил, что Никитины сами писали о "перегибах воспитания" и что-бы они сделали по-другому.
Системы воспитания и образования, которая подходила бы всем, к сожалению, (по моему мнению) нет. И наши мнения, что было хорошего и что не очень в системе Никитиных, как и в любой другой системе могут отличаться. (Вспомните, например, наши многочисленные дискуссии какая математика лучше, Моро, Гейдман или Петерсон).
Я уважаю Никитиных за то, что они серьезно отнеслись к делу воспитания детей (как и многие из форумчан) и не стали бездумно делать "как все", а пытались творить и искать то, что подходит им и их детям, используя знания и ресурсы им доступные.

У меня к Никитиным особое отношение - я "по ним" старшую дочь растила (ей 13 сейчас). Тогда ведь ничего другого не было, только пара брошюрок Никитиных на тему раннего развития, закаливания и вообще нормального грудного вскармливания. Причем тогда это был настоящий экстрим. Представьте, к моей сотруднице отправляли делегацию с работы, от профкома, разобраться, почему она над ребенком своим издевается:))) Она девочку свою по Никитиным закаливала.
Так что я до сих пор о них - только добрым словом. А без ошибок никогда не бывает, и в любой самой идеальной системе воспитания могут сформироваться весьма странные люди.

Что стало с семьей Никитиных? Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины - педагоги и многодетные родители. В 60 - 70-е годы они 08.08. 2017 15:31:31. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и...

Обсуждение

Здравствуйте!
Мне кажется, что Вы упустили самую главную суть этой книги. В двух фразах:
I) Гармоничное развитие - совокупность умственного и физического.
II) Что именно развивать - это не Ваш выбор! Развивать надо все, руководствуясь возможностями и потребностями РЕБЕНКА.
И частности:
1) Шаговый рефлекс проявляется при СОПРИКОСНОВЕНИИ стопы с поверхностью. Поэтому ребенка не нужно СТАВИТЬ, нужно просто держать его на весу, чтобы ноги соприкасались с полом (диваном, столиком,...). Нагрузки - никакой. А мышцы ног можно тренировать по-другому: поддерживая ползательный рефлекс, например.
2) Не первый раз слышу фразу: "не надо лишать ребенка детства". При этом считается, что детство - ползание по полу с игрушками. А если вспомнить: был хоть день, когда, будучи ребенком, ты не узнал что-то нового? Именно познание так упоительно и так желанно в детстве (хотя и не осознанно). Вряд ли это помнят (а главное - понимают) дяди, разрабатывающие стандарты, по которым практически невозможно отыскать игрушку для детей ДО 3 лет (погремушки разве что). К слову сказать, наш Сережка ДО 1.5 лет разобрался с пособиями "от 3х", которые мы ему покупали.
Если можно, решусь на ма-а-аленький совет: не надо ждать года! Начните прямо сейчас, когда он еще способен без книг "загнуться". Потому что это проходит, заменяется другим, более легким и доступным...

Наверное, из всех эдесь присутствующих, я воспитываю ребенка ближе всех к Никитинским методам. В их методах много хорошего, но ужасает авторитарность этих методов. Принципы ради принципов, а не ради детей, хотя они на словах это и отрицают.

У меня самой ребенок иногда ходит в футболке, когда многие другие дети ходят в пуховых комбинезонах. Но это не ради какого-то принципа, а потому что погода позволяет и он не мерзнет, а дети в комбинезонах через 15 минут все потом покрываются. Я хожу в футболке - и он так же. Хотя у него морозоустойчивость повыше, чем у меня. Иногда мне прохладно, а он бегает горячий. Но когда я читаю про посиневшие конечности, мне становится не по себе.
Я сама хочу вырастить ребенка самостоятельным, но для этого я просто стараюсь не упускать моменты, когда ребенок хочет сделать что-то сам, и вижу, что это его радует. И уж тем более мне бы в голову не пришло отказать ребенку в полмощи, если он в ней нуждается. Это замечательно, когда 1,5 годовалый человечек уже сам принимает решения, и чаще всего достаточно разумные. Но я знаю, что если я буду давить на него, эта самостоятельность из радости превратится для него в тягостную обязанность. Чем давить на ребенка, не лучше ли чуть-чуть подождать, когда ребенок сам дозреет для того, что от него требуется?
Л.А. Никитина действительнов последствии признала некоторые ошибки. Отец же считал, судя по всему, что эти "нюансы" вообщзе не заслуживают внимания. К тому же, если прочитать книги Никитиных, то о "педагогических победах" над собственным 2-летним ребенком можно прочитать кучу историй, а о последующих победах, якобы имевших место после осознания ошибок - практически ничего, кроме случая с дочкой, назвавшей маму "дурой", хотя если бы ошибки действительно были осознаны и исправлены, в книгах бы было рассказано о педагогических победах ВМЕСТЕ с ребенком, а не НАД ребенком.

Как мне кажется, Никитины были новаторами в том смысле, что они первыми в нашей стране стали вообще заниматься развитием маленького ребенка и осознанно (с какого-то этапа) подошли к этому.
А насчет самостоятельности. Был бы ты седьмым ребенком, так и не так бы делал все сам.
Но они очень категоричны в своих высказываниях. И многие вынужденные вещи возвели в культ. Например, хождение дома в трусиках (самими сшитыми) и подобное.
Интересно, а кто-нибудь знает каким педагогом был Никитин. Ведь если ты воспитываешь осознанно, то это должно перейти и к другим детям. Или те деревенские дети были недостойны его усилий?

Это одна сторона вопроса, а с другой стороны, скажите (положа руку на сердце) кто из нас всех понимал многодетные семьи? Что бы ни происходило в семье Никитиных - это их личное дело. Любая методика в самом начале имеет "максималистичную" форму.

Обсуждение

"Наша семья - выродочная"
А мне подумалось - кто же ее так разозлил? С чего она это сказала? А может, фраза просто выдернута из контекста, например: "Про нашу семью говорят разное. Одни хвалят, перенимают опыт, а другие не просто ругают, а считают, что наша семья вообще выродочная..."
Почувствовали, как можно вывернуть смысл?

На мой взгляд (я по крайней мере так восприняла эту статью),проблема,конечно не в методиках!Проблема чистой воды социальная!Написана статья конечно не ахово (для прессы во многом это свойственно).С таким же успехом можно написать о ком угодно(было бы ИМЯ).
Прочитав эту статью,я увидела людей, похожих во многом на меня, которые просто не научились строить взаимоотношения с другими людьми.К тому же тогда время было совершенно иное.Это тоже нельзя забывать! Это сейчас мы учим детей думать, иметь свое мнение - это пристижно. Тогда "в моде"были послушные и тихие, такие,как все! Это одна сторона вопроса, а с другой стороны, скажите (положа руку на сердце) кто из нас всех понимал многодетные семьи? И тогда к ним относились не совсем адекватно. Естественно, что этим семьям свойственен свой микроклимат и именно там дети чувствуют себя нормально! А для окружающих они изгои (в большинстве случаев).
К тому же у автора, на мой взгляд, несколько смещены ценности! Для меня не является показателем, кем человек стал, главное - КАКИМ! Может быть я слишком консервативна, но мне не приятно общаться с преуспевающим подлецом! Мне ближе и дороже роботяга с человеческим лицом.

05.03.2000 11:53:48, Ирины

08:31 21.11.2014

О семье педагогов-новаторов Никитиных стало известно к середине 60-х годов. В их дом в подмосковном поселке Болшово приезжали журналисты, кинематографисты и просто любознательные молодые родители с целью ознакомления с новыми для того времени подходами к семейному воспитанию детей.

Об их многодетной семье было множество публикаций, снимались фильмы, их приглашали выступать на различных конференциях, собраниях во многих городах страны.

Непосредственно Никитиными было написано более 1,5 десятка книг, в которых они делились своими поисками и достижениями в области семейного воспитания детей.

Прошли годы и теперь можно делать какие-то выводы - насколько система воспитания педагогов оправдала себя. И как дети Никитиных относятся к методам жизни в родительской семье

Все семеро детей Никитиных (3 мальчика и 4 девочки), благодаря условиям, созданным родителями (игры и упражнения на спортивных снарядах, дневной сон на терассе в любую погоду, минимум одежды и т.д.) развивались физически, учились распределять свои силы, быстро реагировать на любую создавшуюся ситуацию и добиваться поставленной цели. Эти качества пригодились им и во «взрослой» жизни. Дети росли закаленными, редко болели, в раннем возрасте уже знали все буквы и цифры, читали, писали и решали не сложные задания по математике. Это давало возможность, сократить время обучения в школе, что и пропагандировал глава семьи. По-разному сложились судьбы детей. Многое из родительского опыта они перенесли в свои семьи, с некоторыми порядками не согласны.

Алексей
родился в 1959 г.

В школу пошел в 6 лет, т.е. на 2 года раньше, чем тогда полагалось. Не смотря на это, был лучше развит интеллектуально и физически, чем одноклассники. Его знания значительно опережали школьную программу того времени. Из-за разницы в возрасте и известности семьи отношения с одноклассниками не складывались. Учителя его тоже не «жаловали» - считали строптивым, а он всего лишь протестовал против того, чего не было в семье: жесткой дисциплины, неуважительного, недоброго отношения. Учился посредственно. Увлекался электроникой. Получив начальное образование (7 классов), поступил в педучилище, по окончанию которого устроился работать в радио - электронную лабораторию, где со временем ему присвоили 4-й разряд регулировщика радиоэлектронной аппаратуры. Одновременно посещал вечернюю школу, где получил аттестат о среднем образовании. В1977 г. женился. Поступил в МГПИ им. Ленина (Московский Государственный Педагогический Институт, позже переименованный в Московский Государственный Педагогический Университет - МГПУ). По окончанию ВУЗа получил диплом учителя физики и астрономии с указанием основной профессии - «Инженер-разработчик электронной аппаратуры». Был направлен преподавателем физики в школу. Отработав положенные 3 года, уволился из школы. Работал ремонтником станков на Московском автозаводе им. Ленинского Комсомола, а затем - в конструкторском отделе завода «Красный пролетарий».

В начале 90-х годов, поехав с семьей по гостевой визе в Англию, где у жены обнаружились родственники, решил там остаться. В настоящее время Алексей Борисович работает в Лондоне инженером-консультантом по разработке электроники. Дочь Наташа (1980 г рождения) по окончании университета получила диплом по истории искусств, и, обладая высшей переводческой квалификацией, работает переводчиком в юридической компании. Сын Александр (1984 г рождения), так же окончил университет, получил диплом по информационным технологиям, работает в компьютерной компании.

Антон
Родился в 1960 г.

Получил аттестат об окончании средней школы в 14 лет. Сокращению времени обучения в школе на 4 года способствовало раннее, вернее своевременное (по определению родителей, педагогов-новаторов) физическое и интеллектуальное развитие. Будучи совсем маленьким, заинтересовался таблицей Менделеева, которая дома висела на стене, а к 4 годам ее освоил.

Уровень его знаний настолько опережал школьную программу того времени, что по настоянию папы, Бориса Павловича, Антона в возрасте 8 лет перевили в пятый класс. Все это время увлекался химией. Получив документ об окончании средней школы, поступил в Щелковский химико-механический техникум.

По окончанию техникума с отличием поступил в МГУ им. Ломоносова на химический факультет. Получил диплом в 1982 г. В настоящее время работает заместителем начальника производственного отделения. Женат, проживает в Подмосковье. В семье двое детей: сын Алексей (1983 г.) и дочь Дарья (1986 г). У обоих уже свои семьи.

Ольга
Родилась в 1962 г.

Проживает в Подмосковье - г. Королев (ранее пос. Болшово). В школу пошла раньше, чем полагалось в то время. По окончанию восьмого класса поступила в педучилище на отделение «Организация делопроизводства». Там научилась быстрому набору текста на пишущей машинке и работе с официальными документами. Окончив училище с красным дипломом, подала документы в МГУ на юридический факультет. По окончании ВУЗа работала юристом в разных сферах. В настоящее время - заместитель руководителя юридической службы в крупном акционерном обществе. В семье две дочери: Надежда (1982 г.) и Анна (1984 г.). У обоих высшее образование, престижная работа по специальности, хорошие, дружные, но не многодетные, семьи.

Анна
Родилась в 1964 г.

В детстве нянчила младших сестер и брата. Рано обучилась чтению, письму, устному счету, как все старшие братья и сестры. В школе была на 2 года младше одноклассников. В возрасте 12 лет самостоятельно научилась беглому печатанию на пишущей машинке, и при необходимости помогала в этом родным и друзьям. Помогала родителям по дому и в их работе: папе - рисовать задания к придуманным им играм, а маме, работающей библиотекарем, помогала оформлять плакаты для выставок и переписывать карточки читателей. После школы поступила в Московское медицинское училище, на отделение «Детская медсестра». Хорошо училась, и по окончанию получила диплом с отличием. Работала медсестрой в детской больнице, в школе, в хирургическом отделении районной больницы и др. В семье - четверо детей: сыновья Петр и Михаил, дочери Александра и Татьяна. Знания и опыт медработника очень помогали в уходе за детьми и в их воспитании.

Трое старших после окончания средней школы учились в ВУЗах. Они работают и каждый - хороший специалист. Есть внуки, в воспитании которых принимает участие.

Юлия
Родилась в 1966 г.

В школу пошла раньше положенного возраста. Всегда любила описывать все, что окружает и общаться с людьми. Получив аттестат зрелости, поступила в Московский Институт Культуры на факультет журналистики. По окончании ВУЗа стала профессиональным журналистом. Работает в пресс-службе крупного предприятия. Замужем. В семье две дочери - 1991 г. и 1995 г. рождения.

Иван
Родился в 1969 г.

Живет в Подмосковье - г. Королев (ранее пос. Болшово). В детстве много времени проводил в папиной домашней мастерской. Интересовался техникой. В школу папа отправил раньше положенного возраста. После 7 класса поступил в Калининградский Механический Техникум на отделение «Летательные аппараты», в котором хорошо учился и по окончанию получил красный диплом. Потом занялся тем, о чем мечтал: учился во Всесоюзном Институте Повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Основные специальности: оператор, режиссер телевидения.

Женат, в семье пятеро детей: Павел, Борис, Илья, Юлия, Александр. Все, кроме младшего, ходят в школу. Причем, поступали не раньше положенного возраста.

Любовь
Родилась в 1971 г.

Живет в г. Королев (ранее - пос. Болшево). Младшая дочь в семье Никитиных. В 1-й класс пошла в 5 лет. После окончания 9 класса (неполное среднее образование), училась в Московском библиотечном техникуме. Получив диплом, работала 3 года в детских библиотеках г. Москвы. Замужем. В настоящее время - домохозяйка. Единственная из 7 детей Никитиных многодетная мама - в семье 10 детей.

Все дети Б.П.и Л.А. Никитиных перенесли в свои семьи то, что было когда-то принято в родительском доме и то, что они пропагандировали: спортивное развитие детей - турники, шведская стенка и пр., прохладный воздух, хождение босиком, минимум одежды, карты и др. наглядные пособия на стенах детской комнаты, разнообразные конструкторы, чтение вслух интересных книг и многое другое. Самое главное - любовь к детям, внимательное наблюдение за их развитием и увлечениями.

Единственное, что никто не повторял, это публичность - жизнь семьи под постоянным контролем медиков, педагогов и отправление детей в школу раньше положенного возраста.

Много полезной информации можно почерпнуть на сайте семьи Никитиных , который продолжают вести дети и теперь уже и внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...