Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования. Бакалавр, магистр, специалист: что выбрать

Бакалавриат - Bachelor"s degree - первая ступень высшего образования в странах с Болонской системой. Когда говорят о высшем образовании, чаще всего под ним подразумевают именно бакалавриат. Магистратуру и докторантуру принято называть послевузовским или постдипломным (postgraduate ) образованием.
Бакалавриат рассчитан на выпускников школ, желающих получить высшее образование по определенной специальности. Степень бакалавра определяется количеством учебных часов. Их принято измерять в образовательных кредитах (ECTS), где 1 кредит равен 25-30 учебным часам в зависимости от страны. Чтобы получить диплом бакалавра, необходимо набрать 180-240 ECTS за весь учебный период. Само обучение на бакалавриате займет 3-4 года, за исключением медицинских и юридических специальностей, где учеба длится 5-6 лет.

Виды бакалаврской степени

Существует несколько разновидностей бакалаврской степени. На сайтах университетов рядом с наименованием образовательной программы могут стоять такие аббревиатуры как BA, BSc, BAS, BFA и другие. Они обозначают тип бакалавриата.
  • Бакалавр искусств - Bachelor of Arts (ВA) . Степень BA выдается в области гуманитарных наук. Исключение составляет Великобритания : в этой стране степень BA присуждается во всех дисциплинах. Обучение по программе бакалавра искусств длится 3 или 4 года. В большинстве европейских стран для получения степени BA потребуется 3 года, тогда как в США и Канаде придется учиться 4 года. Основная черта образовательных программ BA - это акцент на получении теоретических знаний.
  • Бакалавр наук - Bachelor of Science (ВSc) . В отличие от BA , образование по программе бакалавра наук предполагает не только освоение теоретического материала, но и исследовательскую практику. В основном степень BSc присуждается в естественнонаучных областях, информатике и математике. Но также ее можно встретить в социальных науках и психологии - в этом случае теоретическое содержание гуманитарных наук будет подкрепляться сильной естественнонаучной базой. Например, степень бакалавра наук в области психологии, кроме знакомства с основными теориями, будет предполагать изучение биологии, химии и даже информатики. Обучение на BSc также, как и на программах BA, длится 3-4 года.
  • Бакалавр технических наук - Bachelor of engineering (BEng) . Степень BEng присуждается в технических дисциплинах . Обучение по программе BEng займет 3-5 лет. В некоторых странах данная степень эквивалента BSс. Основное отличие диплома бакалавра в области технических наук - это сильный акцент на практической деятельности и последующем трудоустройстве в соответствующей сфере. Большинство выпускников технических факультетов быстро находят работу по специальности, и если продолжают обучение в магистратуре, то занимаются этим одновременно с профессиональной деятельностью.
  • Бакалавр изящных искусств - Bachelor of Fine Arts (BFA) . BFA выдается в области визуальных и исполнительских искусств. Основной упор в процессе обучения делается на освоение художественных умений, научные дисциплины преподаются в гораздо меньшем объеме. Программа обучения рассчитана на 4 года. Данная степень в зависимости от страны может иметь другое наименование: BFA распространен в США и Канаде, во многих странах эта степень называется Bachelor of Creative Arts (BCA).

Самые популярные бакалаврские степени

Популярность Наименование Наименование на английском Аббревиатура Продолж .
Лет
10.40 % Бакалавр наук bachelor of science BSc 3-4
8.83 % Бакалавр искусств bachelor of arts BA 3-4
6.37 % Бакалавр бизнес-администрирования bachelor of business administration BBA, B.B.A. 3-4
4.31 % Бакалавр технических наук bachelor of engineering B.Eng. 3-5
2.55 % Бакалавр образования bachelor of education B.Ed 3-4
1.71 % Бакалавр права bachelor of law LL.B. 3-4
1.26 % Бакалавр сестринского дела bachelor of nursing BN, BSN, BScN, BSc Nursing 3-4
1.22 % Бакалавр компьютерных наук bachelor of computer science BCompSc, BCS, BS CS 3-4
1.12 % Бакалавр медицины bachelor of medicine BM, BMed 5-6

Поступление

Минимальный пакет документов, необходимый для поступления на бакалаврскую программу, включает в себя:
  • Аттестат о среднем образовании;
  • Результаты языкового теста;
В зависимости от страны и самого университета могут требовать также:
  • Результаты теста (например, TestAS или SAT), который одновременно проверяет уровень владения иностранным языком и предметные знания абитуриента;
  • Портфолио (для творческих специальностей).
Перед подачей документов в вуз необходимо выяснить, эквивалентен ли аттестат поступающего квалификации о среднем образовании в выбранной им стране для обучения. В таких странах как Германия , Чехия и Япония российский аттестат не позволяет после школы поступать в университет. В таком случае аппликант может прибегнуть к одному из предложенных ниже вариантов:
  • отучиться несколько лет в российском вузе;
  • окончить подготовительные курсы при иностранном университете, в который абитуриент намерен поступать, или же при государственных образовательных центрах (например, Studienkolleg в Германии);
  • успешно сдать нострификационный экзамен, который станет подтверждением соответствия знаний абитуриента школьному образованию зарубежной страны.
Отбор абитуриентов в университете может проходить по среднему баллу (GPA) аттестата или же по результатам вступительных экзаменов. Формат испытаний различный и зависит от страны: экзамен может представлять из себя письменную работу, тест или собеседование.

Процесс обучения

Безусловно, в каждой стране своя особая учебная атмосфера, которая может быть по душе или нет иностранному студенту. Несмотря на это можно обозначить два основных тренда в образовательном процессе. Первый - максимальная свобода для студента. Учащийся сам выбирает предметы (за исключением трех-четырех обязательных), преподавателей и формирует свое расписание. Это можно встретить, например, в учебных заведениях Англии , Норвегии и Италии . Второй тренд представляет собой более классический вариант обучения. Практически все предметы являются обязательными, университет предлагает всего несколько курсов по выбору. Студенты не участвуют в выборе преподавателей и составлении учебного расписания. Такой подход распространен во многих странах, например, Польше , Японии и Южной Кореи .
Многие университеты предоставляют возможность студентам одновременно обучаться на двух бакалаврских специальностях (программы двойных степеней или Joint Degree ), что позволяет им по окончании учебного заведения получить два диплома бакалавра (к примеру, бакалавра технических наук в области образования).

Стоимость обучения

Цены на обучение разнятся. Согласно рейтингу THE 2016 года, самыми дорогими странами для получения диплома являются США , Великобритания , Австралия и Гонконг . Бюджетное образование можно получить в Венгрии , Индии и других странах . В некоторых странах, к примеру, во Франции , Германии и Швеции , высшее образование является абсолютно бесплатным даже для иностранцев (студенты платят только вступительный взнос, который составляет порядка €150).
У абитуриента есть возможность получить стипендию, которая часто покрывает расходы не только на обучение, но и на проживание в стране. Финансовую помощь студенту может оказывать правительство, общественные организации или даже сам университет. Также в некоторых странах, например, в США и Норвегии , можно учиться по государственному займу, который впоследствии необходимо выплатить (как правило, через несколько лет после окончания университета).

Перспективы после бакалавриата

Диплома бакалавра вполне достаточно для начала построения карьеры. Во многих странах на последнем курсе обучения проходит студенческая практика в крупных компаниях, которая может длиться от двух недель до целого семестра, что дает необходимый опыт работы студенту и помогает ему после выпуска трудоустроиться. Однако везде есть исключения. Например, во

Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Аспирантура

(Гл. 8 ст. 69 закона «Об образовании»)

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»?

Бакала́вр (англ. bachelor s degree ) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе (в т. ч.

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре на местах, финансируемых из средств федерального бюджета.

Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего образования.

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.

Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат ) — уровень высшего образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению.

Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.

Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

Уровни высшего образования: откуда они пришли?

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.

В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь — европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры — 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

В России существуют следующие уровни высшего образования:

  1. высшее образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр » и «магистр »
  2. квалификация «дипломированный специалист ».

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как она необходима в медицинских, военных и технических вузах . Предусмотрены следующие сроки получения образования:

  • не менее 4 лет для бакалавра,
  • не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
  • не менее 6 лет для магистра.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад, включённых в официальный перечень Минобрнауки России. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании . После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности . Магистр — эксперт в определенной научной области . Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению , а второго — для научной работы . Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

НовоЦНИТ, 2017

Бакалавр

Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

Болонская система

Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

Значение слова «бакалавр»

Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

Система и условия

Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру.

    Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью.

    В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.

  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Немного из отечественной истории

Все новое - это хорошо забытое старое.

Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов.

Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Отличия магистров и бакалавров

Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом.

Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Как писать диплом бакалавра

Многие студенты поступая в ВУЗ не задумываясь о том на кого они собираются учиться, кем они будут в конце: бакалаврами или магистрами. Большинство, скорее всего, остановиться на ступени бакалавриата, защитив диплом бакалавра наук и получив высшее образование. Выпускная работа бакалавра (ВРБ) может рассматриваться как первая часть дипломной работы специалиста (магистерской диссертации) для тех студентов, которые планируют продолжить обучение после завершения бакалавриата.



Выпускная работа бакалавра защищается студентами в конце четвертого курса. Соискатель на степень бакалавра должен демонстрировать умение анализировать актуальные научные проблемы, решать поставленные перед ним задачи и владеть основами изученных на протяжении обучения дисциплин.

Диплом бакалавра должен иметь внутреннее единство и завершенность, в нем должны быть отражены все этапы научно-исследовательской деятельности, тема работы обязательно должна иметь актуальность на современном этапе развития науки и техники.

Для исследовательской ВРБ необходимо:

  • Сформулировать постановку задачи;
  • Собрать необходимую теоретическую базу (часто студентам разрешается сдавать собранный материал в виде реферата);
  • Произвести анализ существующих аналогов и методов решения;
  • Привести математический аппарат (модели, алгоритмы, методики, формулы, расчеты);
  • Провести подробный анализ результатов первого этапа исследования;
  • Декомпозировать главную цель на несколько подцелей.

Результатом исследований - разработанные студентом алгоритмы, модели, методика исследований, результаты анализа.

На основе анализа систематизированной информации составляется справка об анализе патентной литературы. Если студентом предложено решение, существенно отличающееся от найденных аналогов, то он оформляет заявку на предполагаемое изобретение для регистрации своей интеллектуальной собственности.

Дипломная работа бакалавра должна содержать:

  • Обоснование актуальности;
  • Элементы анализа (является неотъемлемой частью, отсутствие анализа является недопустимым);
  • Обоснование выбора проектных решений;

Бакалаврская выпускная работа не обязательно должна иметь научно-техническую новизну.

Другими словами работа может содержать исследование способов решения задачи, для которой существует хотя бы одно готовое решение.

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра.

Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения.

1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

  • диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);
  • академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

Примечание.Неполное высшее образование не рассматривается как уровень высшего профессионального образования (Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-398).

При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • не прошедшим итоговую аттестацию;
  • получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;
  • освоившим часть образовательной программы;
  • отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура - это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет - и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура - это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года ;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат - это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура - второй (особый случай - современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура - это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Уровень профессионального образования

Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование - специалитет, магистратура

Категория «специалисты» старшей групп должностей

Высшее образование - бакалавриат

Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Что такое бакалавриат? Бакалавр – это выпускник ВУЗа, но имеет ли бакалавр высшее образование или нет ? Еще 21 год назад такого вопроса перед студентами даже не стояло, и вот теперь, при переходе на западные стандарты образования, мы имеем в высшем образовании бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Чем отличаются эти градации, что они дают выпускнику и чего не дают, мы будем разбирать в этой статье.

Бакалавриат и Магистратура - что это такое

В советский период истории и вплоть до 1996 года отечественные стандарты образования действовали без изменений, и все ВУЗы готовили только и исключительно специалистов. Стандарт на срок образования был един: практически везде программа была рассчитана на 5 лет. Так что по современным меркам мы имели во всей стране только специалитет и больше ничего. Посмотрим, хорошо это или плохо.

С принятием в РФ в 1996 году закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» началась новая эра высшего образования. Основы, проверенные временем, были поколеблены в угоду следованию общеевропейским стандартам.

Правда, реформы оказались несколько однобокими. Так, если в Европе учебные программы для достижения степени бакалавра разные, и занимают от 4 до 6 лет, то в России почему-то в подавляющем большинстве ВУЗов бакалавриат достигается только за 4 года обучения.

Поскольку это на целый год меньше бывшего еще недавно стандартным пятилетнего срока обучения, у многих абитуриентов возник резонный вопрос: а бакалавр это высшее образование или нет? Может, это неоконченное высшее? Программы бакалавриата преподаются в высших учебных заведениях, но 4 года – это все-таки 4 года, поэтому престиж данной степени у наших студентов в основном находился где-то на уровне среднего профессионального образования, или техникума. Гораздо престижнее выглядит по сравнению с дипломом бакалавра диплом специалиста.

Следующий шаг в реформировании системы образования она претерпела в 2003 году, введя в высшие учебные заведения страны новую ступень – магистратуру, когда Россией была подписана Болонская декларация от 19.06.1999 г. Теперь выбор из трех ступеней стал еще более запутанным. Чего ожидать? К чему стремиться? Что делать?

Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования

В Европе уровни бакалавра и магистра существуют испокон веков, и что интересно, оба относятся к высшему образованию. Но отличия все-таки есть, раз названия разные. Магистратура в Европейских университетах имеет более сложную программу обучения с более длительным сроком. Стало быть, уровень подготовки магистра все-таки выше. А бакалавр – это как бы начальное высшее образование.

Это подтверждает и федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, в статье 10 которого прямо говорится о том, что бакалавриат представляет собой высшее образование первого уровня из существующих на сегодня трех.

В чем разница, что магистр получает в большем объеме, чем бакалавр? Для магистра предусмотрена более углубленная программа обучения по специальности и специализации. То есть если бакалавр получает знания, достаточные для профессиональной работы в выбранной специальности, то знания магистра должны позволить ему иметь достаточную квалификацию и для теоретических разработок, для научной работы в выбранной специализации. Для бакалавра же научная деятельность пока не по зубам.

Отсюда видна цель данного разделения: получить специалистов, которые смогут практиковаться в выбранной специализации на предприятиях (бакалавры), и тех, кто сможет развивать и обогащать теоретическую базу этой специализации, это магистры и специалисты.


Это обусловливает меньшую престижность степени бакалавра у наших студентов, отцы которых поголовно получали гораздо более глубокую специализацию. Но не всем она нужна. Проведя реформу образования, мы получили более практичное обучение, дающее разным типам людей именно те знания, которые им пригодятся в практической жизни. И бакалавриат дает тот минимально-необходимый уровень знаний, позволяющий успешно работать по специальности, не больше.

Что же такое еще не рассмотренный нами специалитет?

Чем отличается бакалавр от специалиста

Как мы уже упоминали, специалитет – это именно привычное нам с советских времен образование, с учебной программой, рассчитанной на освоение за 5-6 лет. Магистратура имеет срок обучения 6 лет в среднем, а бакалавриат – 4 года. Это три уровня высшего образования. Но не только сроком обучения отличаются эти три типа. Разные у них и программы обучения, потому что цели обучения в каждом из трех случаев различаются.

Мы уже выяснили, что бакалавры ориентированы именно на практическую сторону получаемых знаний и поэтому выпускники-бакалавры могут в полной мере работать по специальности.

Но поступить после окончания бакалавриата в аспирантуру у студента не получится. Для этого ему понадобится или закончить магистратуру, или специалитет. Только выпускник магистратуры и специалитета может продолжить научную деятельность в аспирантуре. Бакалавр же – чистый практик, к научной работе не допущенный.

Надо сказать, что специалитет на сегодня заканчивает свое существование, поскольку во многом пересекается с магистратурой. В ближайшей реформе Болонской декларации ожидается, что форма обучения специалистов будет заменена на магистерскую для исключения дублирования.

Пока специалитет в большой степени существует как переходная форма от старой советской системы образования к еще более старой до степени смешения с традиционной, Европейской. А поскольку в Европейской системе изначально было всего две градации, они и останутся в РФ: это бакалавриат и магистратура.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что ваших детей.

За последние 20 лет произошли серьёзные изменения в российской образовательной системе. Теперь обучение в ВУЗах делится на две ступени: бакалавриат и магистратура. У каждой квалификации есть свои особенности и преимущества.

Немного истории

На новую систему профессиональной подготовки специалистов в России перешли в 1996 году. Это было сделано с целью приобщения к Болонскому процессу - образовательной системе стран Европы. Юридически европейские стандарты высшего образования в России были оформлены в 2003 году, а полноценно действовать они стали только в 2011 году. Первыми, кто ощутил на себе все прелести этих изменений, стали экономисты, политологи и социологи. В “последнем вагоне” Болонского состава медицинский факультет, где пока ещё царит традиционная система обучения. Из-за столь кардинальных и серьёзных перемен у людей возникает резонный вопрос: кто лучше, бакалавр или магистр? Попробуем разобраться.

Разница между магистром и бакалавром

Незнающему человеку сложно понять, чем же отличаются эти квалификации, но если “копнуть поглубже”, всё становится ясно. Итак, для получения степени бакалавр студенту нужно 4 года обучаться в ВУЗе. Магистратура является следующей ступенью после бакалавриата. Для её окончания потребуется ещё 2 года усердной образовательной работы. Разница, конечно же, не только в длительности обучения, но и в уровне профессиональной подготовки, а также в перспективах дальнейшего карьерного роста.

Бакалавриат - подготовка практикующего специалиста

Обучение подразумевает теоретическую и практическую подготовку, достаточную для дальнейшей работы по специальности в крупных государственных или частных организациях. Человек, имеющий на руках диплом бакалавра, может смело претендовать на должности, требующие наличие высшего образования.

Магистратура - нацеленность на научную работу

В магистратуре обучаются в основном те, кто хотел бы в дальнейшем преподавать научные дисциплины в ВУЗе, заниматься научно-исследовательской деятельностью или продолжить покорять вершины науки. Магистратура - первая ступень академической карьеры. Студентам разрешается посещать различные научные конференции, проводить исследования, участвовать в семинарах, мастер-классах и т.д. Проще говоря, магистр - специалист, прошедший обучение от А до Я и не нуждающиеся в каких-либо разъяснениях.

Перспективы карьерного роста

Очевидно, что степень магистра более престижна, чем бакалавра. Но, согласно статистике, после бакалавриата в магистратуру поступают лишь 25-30% студентов. Почему? Сейчас выясним.
По окончании бакалавриата сразу же отсеиваются лентяи и двоечники, получившие диплом по удачному стечению обстоятельств, за красивые глазки и т.д. Они составляют примерно 20% от общей массы. Остаётся 80%, из которых о магистратуре задумываются лишь 40%, а именно те, кто готов пахать, не покладая рук. Для поступления в магистратуру придётся снова сдавать экзамены, которые не каждому выпускнику “по зубам”. Тут то отсеивается ещё 10-15% не сдавших и остаются те самые 25-30% Все остальные рассчитывают найти себе место под солнцем, имея на руках диплом бакалавра.
Кстати, такая позиция довольно выигрышная. Ведь большинство современных предпринимателей не требуют наличия у кандидата диплома магистра, поскольку самостоятельно обучают кадры и не нуждаются в людях, которых нужно переучивать. Бакалавр, имеющий стандартную базу знаний, их абсолютно устраивает. Но так, конечно же, не везде. В солидных компаниях мирового масштаба, где отбор жесточайший, степень квалификации играет огромное значение. Например, если на работу придут устраиваться 2 кандидата, бакалавр и магистр, бакалавру тут же укажут на дверь. К слову, стартовая зарплата магистров гораздо выше, чем у бакалавров.

Подводим итоги

У каждого, кто ознакомился со статьёй, будет свой ответ на вопрос: кто лучше, магистр или бакалавр? Всё зависит от жизненных целей, предпочтений, возможностей, личных качеств и видения себя в будущем. Очевидно одно: саморазвитие всегда идёт на пользу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...