История создания егэ. Сколько действителен результат ЕГЭ: законодательные нормы

Реформа проводилась под руководством Владимира Филиппова. Он с 1997 года по 2004 год во главе Министерства образования. Уже в 1997 году началось тестирование новой системы оценки знаний школьников. Прототип ЕГЭ на добровольной основе прошли учащиеся некоторых школ. Единый государственный экзамен должен был стать спасением от коррупции и взяточничества, которые процветали в школах и высших учебных заведениях. Было решено ввести тестовые задания, обработкой которых занималась . Пятибалльная уже была не столь эффективна. По задумке правительства, ЕГЭ должен был сделать доступным высшее образование для школьников из отдаленных регионов.

В 1999 году в России был создан Федеральный центр тестирования. Задача его сотрудников заключалась в разработке системы тестирования, а также отслеживании по стране качества знаний, получаемое в образовательных учреждениях. Под руководством директора центра началась усиленная работа над формированием идеи и методики проведения ЕГЭ.

Первые этапы новой системы

Внедрение новой системы потребовало не один год, и проходило оно поэтапно. В 2001 году в силу вступило постановление Правительства РФ об экспериментальном проведении единого государственного экзамена. Участие приняли 5 областей. Экзамен проводился по восьми предметам из школьной программы. Перед стартом эксперимента в обязательном порядке прошла масштабная кампания по информатизации общества о новой системе оценки знаний учащихся. Средства массовой информации не остались в стороне. На телевидении выходили передачи, в которых рассказывалось о плюсах и минусах ЕГЭ. Для преподавателей и школьников были организованы тренинги и конференции.
Из года в год новая система тестирования набирала обороты, и к 2005 году планировалось сделать ее обязательной.

В 2002 году уже 16 регионов России приняли участие в эксперименте по проведению ЕГЭ. По результатам экзамена велся прием абитуриентов в 117 ВУЗах по всей стране. В 2003 году количество регионов возросло до 47.

В эксперименте приняли участие высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области культуры и спорта, и некоторые медицинские ВУЗы.

Несмотря на видимые плюсы единого государственного экзамена, росло количество недовольных. В их число входили сами школьники и родители, преподаватели, деятели науки и культуры. Такой способ оценки знаний не учитывал разницу в условиях обучения, не имел индивидуального подхода. Не все ВУЗы принимали по результатам экзамена, поэтому школьники испытывали двойную нагрузку, потому что сдавали экзамены повторно. В Министерстве образования все эти жалобы и предложения рассматривались, и каждый год появлялись нововведения в ЕГЭ.

Единый государственный экзамен, или ЕГЭ, - это особая форма выпускного экзамена, которая проводится в школах. По результатам тестирования выпускники поступают в различные учебные заведения. Эксперимент с введением данного экзамена стартовал в 2001 году. У школьников и педагогов появилась еще одна головная боль, а вместе с ней вопрос: «Кто придумал ЕГЭ в России?» Имя этого чиновника вы узнаете в нашей статье.

Зачем ввели ЕГЭ

Целью данной формы экзамена считается снижение уровня коррупции при поступлении в высшие учебные заведения, а также повышение возможности получения высшего образования для выпускников. Среди педагогов, учеников, а также их родителей идут горячие дискуссии на тему о сложности прохождения тестирования, недостоверности результатов и так далее. Выпускники ломают голову над тем, кто придумал ЕГЭ в России, а заодно и проклинают реформатора.

в мире

Если вы считаете, что ЕГЭ впервые появился в России, то вы сильно заблуждаетесь. Мировое образование знакомо с данной формой проведения экзамена уже больше 50 лет. Но прежде чем разбираться с вопросом, кто придумал ЕГЭ и ОГЭ в нашей стране, давайте изучим мировую практику.

Первый подобный экзамен провели во Франции в 1960-х годах. В это время африканские колонии независимого французского государства обрели независимость, поэтому в стране гурманов появилось много приезжих из Африки. Несложно догадаться, что уровень их образования был очень низким. Но детям путешествующих родителей нужно было учиться. Французские чиновники сделали все, чтобы упростить систему экзаменов для мигрантов. Они ввели тестовые вопросы.

Таким образом, выпускной экзамен совместили с вступительными испытаниями в высшие учебные заведения.

В отличие от россиян, французы начали проводить серьезные акции протеста. Они сообщали властями, что такая форма экзамена приводит к «отупению» нации. Борьба была недолгой.

Спустя 3 года французские власти оценили результаты реформы и были вынуждены отказаться от нововведения. Несмотря на французский опыт, системы подобного тестирования прижились в Соединенных Штатах Америки. Считается, что она практична, поэтому практика «2 экзамена в 1» применяется во многих странах мира. Теперь вы знаете, кто придумал ЕГЭ впервые.

Российский опыт

Прежде чем в школах ввели ЕГЭ, в некоторых гимназиях и лицеях проводили эксперименты, где выпускники добровольно проходили тестирование. На вопрос о том, кто придумал ЕГЭ и ГИА в России, многие ошибочно отвечают: Александрович. Но это далеко не так.

Создателем ЕГЭ в России считается чиновник, занимавший пост министра образования с 1998 по 2004 год. Его имя вам мало о чем скажет. Этот министр дал ход масштабной реформе российского образования. Что в нее входило? Во-первых, он присоединил Российскую Федерацию к по которой высшее образование делится на магистратуру и бакалавриат. Во-вторых, создал и ввел новые образовательные стандарты. Он считал, что введение Единого государственного экзамена покончит с коррупцией в образовательных учреждениях, а также создаст эффективную и качественную проверку уровня знаний выпускников - ведь пятибалльная система оценивания уже давно себя изжила.

На вопрос: «Кто придумал ЕГЭ в России?» - есть однозначный ответ: Филиппов Владимир Михайлович. Он считал, что тестовая форма экзамена справится с данными проблемами. В одном из своих интервью Филиппов утверждал, что в элитарные вузы Москвы и Санкт-Петербурга можно поступить через репетиторство, платные курсы или целевой прием, который практикуется в двух столицах нашего государства.

В 1999 году при Министерстве образования и науки открывается Федеральный центр тестирования. Задача данного центра заключается в том, чтобы развивать в государстве системы тестирования, а также проводить контроль качества знаний у учеников и студентов в образовательных учреждениях.

Теперь вы знаете, кто придумал ЕГЭ, но жить от этого легче не стало. Давайте узнаем мнение Президента РФ о данной форме экзамена.

Что говорит президент

Владимир Владимирович Путин знал, кто придумал ЕГЭ и ГИА. И многократно отмечал, что у экзамена есть как минусы, так и плюсы. Он говорил, что благодаря особой форме выпускного экзамена в несколько раз увеличилась число абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы нашего государства за счет прохождения тестирования.

Иными словами, президент признает недоработку со стороны государства, но тем не менее данную меру считает эффективной в борьбе с коррупцией и в повышении доступности образования для выпускников из регионов.

Кто может сдать ЕГЭ

Согласитесь, что знать, кто придумал ЕГЭ, совсем неважно. Важно знать, кто имеет право на сдачу особого экзамена. Участвовать в сдаче госэкзамена имеют право все учащиеся одиннадцатых классов, допущенных педагогами.

Вправе пройти тестирование обучающиеся в колледжах, техникумах, а также выпускники средних школ, кто когда-либо сдавал экзамен, но считает результаты неудовлетворительными.

Избежать ЕГЭ могут ученики одиннадцатых классов с ограниченными возможностями здоровья. Для этого им необходимо предъявить справку об инвалидности.

Сдавать выпускной экзамен в традиционной форме имеют право выпускники школ уголовно-исполнительной системы, а также дети с девиантным поведением.

Когда проходит экзамен

ЕГЭ проходит в России по общему расписанию. Его составляет Министерство образования и науки. Практика показала, что волна сдачи ЕГЭ начинается во второй половине мая и заканчивается в июне. Сдать экзамен можно досрочно. Для этого необходимо подать заявление в администрацию школы или колледжа, тогда для вас появится возможность пройти тестирование в апреле.

Контрольно-измерительные материалы

Это длинное словосочетание обозначает тест, по-другому их называют КИМы. Их разработка принадлежит Федеральному Институту педагогических исследований. Каждый год ФИПИ выкладывает в сеть демонстрационные версии контрольных материалов по каждому виду предметов. Как правило, КИМы имеют три части.

Оценка результатов

Тот, кто придумал ЕГЭ, а именно ввел 100-балльную систему оценивания знания на экзамене. Процесс оценивания осуществляется в два этапа. На первом из них определяется число первичных баллов. Сумма определяется путем сложения баллов, полученных за каждый вопрос. Такие данные вы можете найти на сайте ФИПИ. Скачиваете демо-версию нужного предмета. Открываете папку, а затем изучаете документ под названием «Спецификация».

На втором этапе первичные баллы составители КИМов переводят в тестовые. Всего их 100. Именно тестовые баллы выпускник видит в своем сертификате о сдаче ЕГЭ.

Проблемы

Как правило, экзаменуемые не испытывают никаких проблем во время сдачи экзамена. Конечно, полностью избавиться от волнения еще никому не удалось. Но надо отметить, что обстановка на экзамене спокойная и несуетливая. Совсем неважно знать, кто придумал ЕГЭ. Важно иметь в голове знания по предмету, и тогда ни один экзамен не будет страшен!

Чаще всего проблемы возникают у организаторов экзамена. Каждый год происходит утечка ответов в сеть Интернет. Были случаи, когда их выкладывали в социальных сетях. Уже несколько лет администрация популярного сайта «ВКонтакте» сотрудничает с Рособрнадзором. Теперь в «ВК» ведется слежка. Подозрительные документы во время рассылки блокируются.

Теперь вы знаете имя чиновника, который ввел ЕГЭ. Однако это далеко не самая важная информация, которая требуется выпускнику школы. Учитесь и готовьтесь вовремя, чтобы успешно сдать предстоящие экзамены!

Основные этапы и цели Единого Государственного Экзамена в стране.



1. 1997 год. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи был министр образования Владимир Филиппов.

2. 2001-2003 постановления Правительства РФ:
«Об организации эксперимента но введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года. «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ.

3. 2004-2006
Была поставлена задача: на протяжении трёх лет решить главную проблему ЕГЭ - уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и верительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.

4. 2007-2009
До 2009 года действовала система "+1", когда ни один выпускник не оставался без аттестата из за неудачной сдачи ЕГЭ. На тот момент ещё был официальный перевод баллов ЕГЭ в оценки ().
В 2007 был принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». С 2009 года экзамен стал обязательным и единым для всех выпускников страны.

Официальные цели ЕГЭ:

уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

Доводы в пользу ЕГЭ:

1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
7. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
8. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
9. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
10. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
11. Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С, которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции

Доводы против ЕГЭ:

1. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
2. Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
3. В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
8. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
9. ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского.

«ЕГЭ - это зеркало, отражающее уровень подготовки абитуриентов. Можно, конечно, его расколотить, потому что с утра не побрился и физиономия у тебя опухла. Но лучше пойти побриться, и к зеркалу отношение будет гораздо лучше.

Глубинная причина общественного неприятия ЕГЭ - не в методике, а в его социальном эффекте. Интересы значительных групп - а именно населения крупнейших городов страны - оказались ущемлены. Жители Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода после краха СССР в течение 15 лет имели возможность почти монопольно пользоваться важным социальным благом - бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах. Они просто оказались к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. Жители же других регионов, малых городов, сел оказались вне системы подготовки в лучшие вузы - и по своему месту проживания, и по своим доходам, в 2-3 раза более низким, чем у живущих в мегаполисах.

Но ведущие вузы в свое время строились для всей страны, и при советской власти 75% московских студентов были иногородними. В начале же 2000-х, когда ЕГЭ только задумали, в Москве осталось лишь 25% студентов из других регионов, в Питере - треть. Сейчас у нас в «Вышке», например, их уже почти 60%. Например, если раньше в ВШЭ или МГУ на бюджет можно было поступить с 70-75 баллами (наши экзамены, «пересчитанные» в ЕГЭ), то сегодня - с 80-85. В нормальный хороший московский вуз пять лет назад мог поступить москвич, который имел «четверку» (по ЕГЭ это 55-70 баллов) по профильному предмету, сегодня граница проходного сместилась вверх - это не меньше 62-65 баллов. Ситуация поменялась, и интересы людей, которые не могут платить за обучение детей в лучших вузах, но могут тратиться, скажем, на вузовских репетиторов, оказались против ЕГЭ. Они 15 лет строили счастье своих детей на отрешении от возможности развиваться остальному населению страны. Не москвичи это устроили, но они привыкли к этим обстоятельствам, и восстановление справедливости не вызывает у них поддержки».

Лекция 17. Единый государственный экзамен, его компоненты, технология проведения, шкалирование и интерпретация результатов.

1.Цели и задачи эксперимента по введению ЕГЭ.

2.Контрольно-измерительные материалы (КИМы).

3.Технология разработки КИМов, организации и проведения ЕГЭ.

4.Шкалирование результатов ЕГЭ и использование их в управлении качеством образования.

5.ЕГЭ и Общероссийская система оценки качества образования.

1. Цели и задачи эксперимента по введению Единого государственного экзамена.

1. Цели эксперимента по введению Единого государ­ственного экзамена . Эксперимент по введению ЕГЭ, начатый в 2001 г., Открывает новую страницу в развитии отечественной системы образования и имеет инновационный характер не толь­ко по замыслу, но и по форме проведения, по масштабам и отсутствию жесткой регламентации со стороны органов власти. Впервые в истории отечественного образования предпринята по­пытка не директивным, а экспериментальным путем определить целесообразность фундаментальной перестройки деятельности учебных заведений и системы управления качеством образова­ния.

Эксперимент имеет две цели: повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реа­лизация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступитель­ного экзамена в высшие учебные заведения . По результатам ЕГЭ выпускники школ получают две оценки, одна из которых выставляется в школьной пятибалльной шкале, а другая - в ст­обалльной шкале для предоставления приемным комиссиям вузов и ссузов.

Задачи, решаемые с помощью ЕГЭ. К числу основных задач, решаемых в ЕГЭ, относятся:

Объективизация оценки качества образования на основе со­здания механизма внешнего оценивания и использования педаго­гических измерений;

Повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;

Объективизация требований к" общеобразовательной подго­товке абитуриентов учебных заведений в системе профессиональ­ного образования;

Снижение психологической нагрузки на выпускников обще­образовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаме­нов; - развитие преемственности общего и профессионального об­разования, обеспечивающей готовность выпускников» школ про­должить образование;

Совершенствование системы.государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оцен­ки качества подготовки выпускников.

Решение последней задачи, в частности, позволяет говорить о существенном вкладе ЕГЭ в становление и развитие Общероссий­ской системы оценки качества образования (ОСОКО), создание которой происходит сейчас в России. Выполняя свои основные задачи, ЕГЭ является важным структурным элементом ОСОКО и одним из центральных звеньев в развитии и совершенствовании системы управления качеством образования.

Решение перечисленных задач обеспечивается выполнением ра­бот по ряду направлений, к которым относятся: формирование нормативно-правовой базы эксперимента; создание КИМ; разра­ботка технологии проведения ЕГЭ; обеспечение информацион­ной безопасности процедур, материалов и результатов экзамена; формирование информационных систем сопровождения экспери­мента и использования его данных в образовании; подготовка спе­циалистов для кадрового обеспечения эксперимента; мониторинг ЕГЭ; анализ и интерпретация данных мониторинга в целях повы­шения качества образования.

Схемы участия регионов в ЕГЭ и развитие эксперимента. После принятия решения об участии в ЕГЭ регион на добровольной ос­нове выбирает одну из возможных схем проведения экзамена, которая может отличаться от других количеством и составом пред­метов, добровольностью или обязательностью аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ долей компьютерного тестирования и другими специфическими особенностями, обусловленными фи­нансовыми возможностями региона, его материальной базой, уровнем развития коммуникаций, числом вузов, их готовностью к участию в эксперименте и т.д.

В соответствии с основной линией на отсутствие жесткой директивности со стороны федеральных органов управления обра­зованием в ЕГЭ сохраняется максимально возможная вариатив­ность схем проведения, которые нередко меняют сами регионы в процессе развития эксперимента.

Несмотря на существующую нормативную базу, определяю­щую перечень обязательных предметов при итоговой аттестации выпускников школ, многие регионы в рамках работ по совершенствованию схемы проведения ЕГЭ отказываются от обязательных предметов и предоставляют выпускникам право самостоятельно­го выбора числа экзаменов и самого участия в ЕГЭ. Показательно, что по мере расширения сферы действия принципов вариативно­сти и добровольности число участников эксперимента неуклонно растет вместе с проявлением позитивного отношения общества к эксперименту.

Анализ данных мониторинга ЕГЭ убедительно свидетельствует о резком увеличении числа регионов, участвующих в эксперименте, и повышении доверия к ЕГЭ со стороны органов управления обра­зованием, профессионального сообщества вузов и школ, учащихся и их родителей. В частности число регионов - участников экспери­мента - изменилось с 6 в 2001 г. до 78 в 2005 г.,- а количество выпускников этих регионов, сдававших в 2005 г. экзамены в форме ЕГЭ по математике и русскому языку, превысило 50 % . Значи­тельно расширился список вузов и ссузов, принимающих абитури­ентов по результатам ЕГЭ. В 2005 г. в эксперименте приняли участие 1543 вуза (включая филиалы) и 1765 ссузов, тогда как в 2001 г. в нем участвовали лишь 16 вузов. Резко увеличилось общее количе­ство предметов, выносимых на ЕГЭ в регионах. Согласно данным мониторинга и региональной статистики, за годы эксперимента существенно возросло число выпускников из сельских районов, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ. В целом тенденции экспе­римента говорят о том, что связываемые с ЕГЭ надежды на расши­рение доступности высшего образования для жителей сельских и отдаленных районов России полностью оправдываются. Это нахо­дит свое подтверждение в данных мониторинга ЕГЭ.

Участие учителей в проведении ЕГЭ. Учителя нередко выступа­ют организаторами проведения ЕГЭ в школах, однако они рабо­тают только с теми выпускниками, которые не являлись ранее их учениками. В этом случае педагоги принимают участие в подготов­ке к проведению экзамена, организуют саму процедуру тестиро­вания, обеспечивают сбор и отправку материалов экзамена.

При подготовке к тестированию учителя получают все необхо­димые материалы, включающие комплекты КИМ с запасными материалами на случай опечатки, списки выпускников, формы протоколов проведения тестирования, в которых отмечаются все отклонения от требований стандартизации» и руководство по про­ведению тестирования, включающее описание всех требований к проведению ЕГЭ.

После завершения экзамена организаторы собирают материа­лы: использованные и неиспользованные тесты, заполненный протокол проведения тестирования и прилагают списки учащих­ся. Эти материалы передаются в специальные центры для провер­ки и дальнейшей обработки, получившие в системе ЕГЭ название региональные центры обработки информации (РЦОИ). Задания с выбором ответов подвергаются автоматизированной проверке на местах или в Москве, а для проверки заданий с развернутыми ответами приглашаются эксперты, работа которых организуется по месту проведения экзамена в условиях полной информацион­ной безопасности и независимости экспертных суждений.

2. Контрольные измерительные материалы

Структура КИМ. В структуре КИМ выделяют три части (А, В, С), имеющие различное число заданий в зависимости от предме­та. Например, заданий по биологии и истории может быть 50, а по русскому языку- 40,

В части А по всем предметам содержатся только задания с выбором ответов. Задания части В значительно варьируют по форме и предполагают возможность краткого регламентированного от­вета, установления соответствия между элементами двух множеств и правильной последовательности различных процессов, явлений, объектов. Часть С предназначается для свободного конструирова­ния ответа. Например, при тестировании по русскому языку да­ется задание написать небольшую письменную работу (сочине­ние), по математике - дать развёрнутые решения заданий и т.д.

Содержание КИМ. Результаты ЕГЭ используются при итоговой аттестации учащихся и отборе абитуриентов. Содержание КИМ предназначено для получения персонифицированной информа­ции о достижении выпускниками школ базового и повышенно­го уровней подготовки по предметам. Поскольку при аттестации требуется проверить освоение- выпускниками большинства эле­ментов предметной подготовки, а время экзамена ограничено, для повышения репрезентативности охвата содержания образо­вания приходится варьировать спецификации КИМ ЕГЭ незна­чительно внутри одного года и более существенно по годам. Бла­годаря специальному планированию, осуществляемому предмет­ными комиссиями по разработке КИМ, за 2-3 года удается ох­ватить все необходимые содержательные элементы. Из-за вариа­ции спецификаций КИМ снижается сопоставимость результатов выпускников, но расширяются возможности использования ре­зультатов ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях в монито­ринге качества образования. Таким образом, на основе анализа результатов по отдельным годам ЕГЭ удается получить обоснован­ную информацию о тенденциях в изменении общеобразователь­ной подготовки выпускников школ России.

В целом содержание КИМ отбирается на основе специфика­ций, которые ежегодно обновляются в Интернете и включают обобщенные планы экзаменационных работ со ссылками на соот­ветствующие позиции кодификаторов (пронумерованных переч­ней содержательных элементов по предметам). В содержании КИМ отображаются только предметные знания и умения, которым обу­чают в школе, хотя это противоречит современным воззрениям на приоритеты в обучении, принятым во многих, странах. Вслед­ствие этого российские учащиеся показывают невысокие резуль­таты в международных сравнительных исследованиях качества об­разования. Они не умеют выполнять задания, требующие приме нения знаний в ситуациях, имитирующих жизненные, или меж­дисциплинарных умений.

Анализ результатов выполнения КИМ в контексте содержа­тельной интерпретации дает важную информацию для совершен­ствования требований ГОС и повышения качества образования. Согласно результатам анализа, проведенного предметными ко­миссиями по разработке КИМ и опубликованного в 2006 г. в аналитическом докладе , задания базового уровня трудности выполняют в основном выпускники, получившие по ЕГЭ хоро­шие и отличные оценки. Процент учащихся этой группы, спра­вившихся со всеми заданиями базового уровня, несколько выше по математике и русскому языку (более 90 %) и ниже по осталь­ным предметам (не более 85 %). Около половины выпускников, получивших по результатам ЕГЭ «два» и «три», не осваивают и половины планируемого к изучению материала. Этот результат помогает выявить проблемы, связанные с завышенными требо­ваниями ГОС и излишним объемом содержания школьного об­разования.

3. Технология разработки контрольно-измерительных

материалов, организации и проведения

Единого государственного экзамена

Структуры, участвующие в организации и проведении ЕГЭ. К числу структур, осуществляющих организационно-управленческую и научно-методическую поддержку при реализации технологии ЕГЭ, относятся федеральные и региональные органы управления обра­зованием, Федеральный центр тестирования (ФЦТ), Федераль­ный институт педагогических измерений (ФИПИ), компания «КРОК», региональные центры обработки информации и различ­ные организации (вузы и другие образовательные структуры), выполняющие на конкурсной основе исследовательские проекты для формирования научно-методических основ технологии про­ведения ЕГЭ и совершенствования КИМ.

Технология разработки КИМ. Технологический ежегодный цикл разработки КИМ по предмету начинается с пересмотра кодифи­катора элементов содержания, подлежащих проверке, а также с создания спецификации и демонстрационного варианта КИМ. Обычно по 13 Предметам, заявленным в ЕГЭ, ежегодно разраба­тывается не менее 10 тысяч новых заданий. Помимо целевого за­каза на задания для пополнения банка ЕГЭ объявляется конкурс, в котором принимают участие все желающие авторы тестовых за­даний из различных регионов России. Материалы, представлен­ные на конкурс, проходят экспертизу, по результатам которой осуществляется отбор и покупка тестовых заданий для банка ЕГЭ. Специалисты ФИЛИ, используя банк, формируют варианты КИМ. Затем проводится экспертиза качества содержания вариан­тов, анализ их параллельности и соответствие заданий требовани­ям тестовой формы. После коррекции, основанной на результатах экспертизы, КИМ передаются на апробацию, проводимую на репрезентативных выборках учащихся: школ России. Обработка данных апробации и их анализ позволяют выполнить очередную коррекцию, после завершения которой получаются эквивалент­ные варианты КИМ с комплектами сопроводительной докумен­тации для проведения ЕГЭ, созданные в условиях высокого уровня информационной "безопасности и хранящиеся в специальных помещениях до начала ЕГЭ.

После проведения экзамена и обработки данных специалисты ФИПИ готовят аналитический отчет, содержащий рекомендации по совершенствованию КИМ, которые учитываются при выпол­нении очередного ежегодного технологического цикла.

Технология проведения ЕГЭ. При проведении ЕГЭ основной технологией является бланочная, предполагающая выдачу зада­ний выпускникам на бумаге. Реализация бланочной технологии зависит от организации, занимающейся ее осуществлением. Так, ФЦТ все материалы печатает в Москве, а затем перед началом экзамена передает пакеты с КИМ и бланками ответов в регионы, КРОК поддерживает технологию, при которой бланки ответов распечатываются по месту применения в регионах.

При использовании, компьютерного тестирования, в ЕГЭ тех­нология носит смешанный характер, поскольку задания части С с развернутыми ответами выполняются на бумажных бланках. Еди­ная технология проведения ЕГЭ пока еще не сложилась. Каждый из вариантов проведения эксперимента имеет свои достоинства и недостатки, выявить которые в полной мере можно лишь по его окончанию.

4. Шкалирование результатов Единого государственного

экзамена и использование их в управлении

качеством образования

Виды используемых шкал в ЕГЭ. В соответствии с заявленными целями и решаемыми задачами по данным ЕГЭ выставляются две оценки - в сто- и пятибалльной школьной шкале. Первую получают специалисты ФЦТ путем шкалирования первичных данных ЕГЭ, преобразования их в стандартную шкалу логитов на основе современной теории тестов. Вторая, школьная, выбирается спе­циалистами группы по шкалированию, организуемой Рособрнадзором во время экзаменов и состоящей из тестологов, представи­телей предметных комиссий ФИПИ и сотрудников ФЦТ. Для выбора границ интервалов стобалльной шкалы и установ­ления их соответствия оценкам четырехбалльной шкалы резуль­таты ЕГЭ по каждому предмету и всем регионам подвергаются многоаспектному анализу, включающему проблемы содержатель­ной: валидности школьных баллов и сопоставимости оценок по предмету в ЕГЭ разных лет.

Сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет. Для обеспечения содержательной сопоставимости результатов тестирования мно­гие страны, в которых есть национальные экзамены в форме тес­тов или другие виды массового тестирования, вводят стандарти­зованные уровневые шкалы (см. раздел 13.5), позволяющие про­следить связь между содержанием тестов по годам. Важное пре­имущество уровневых шкал заключается в расширении возмож­ности интерпретации результатов экзаменов, поскольку тестовый балл можно дополнять содержательным описанием подготовки вьь пускников школ в терминах, освоенных и не освоенных темати­ческих элементов предмета.

Для введения содержательной интерпретации в практику ЕГЭ необходимо, прежде всего, провести цикл работ по совершен­ствованию структуры ГОС на основе идей уровневой дифферен­циации и содержательно описать различные уровни общеоб­разовательной подготовки по всем школьным предметам. Затем на репрезентативной выборке выпускников школ России следует построить устойчивую шкалу стандартных тестовых баллов и вы­делить диапазоны шкалы путем соотнесения их с содержанием заданий, выполненных на каждом уровне.

В терминах теории педагогических измерений сопоставимость означает возможность переноса результатов тестирования различ­ных лет на единую шкалу. Сопоставимость обеспечивает выпуск­нику возможность однократной сдачи ЕГЭ и использования своих результатов при неудачном поступлении в вуз в последующие годы, а управленцам - возможность проведения сравнительных иссле­дований качества образования.

Традиционный подход к решению проблемы сопоставимости основан на определении норм так называемого якорного теста для составления таблиц эквивалентности баллов по разным тес­там. В качестве якорного выбирается тест, который стандартизует­ся на национальной репрезентативной выборке испытуемых, тща­тельно сформированной из генеральной совокупности в масшта­бах всей страны.

На основе якорного теста определяются репрезентативные об­щенациональные нормы по различным предметам. Данные, со­бранные на национальной выборке по якорному тесту, служат для построения шкалы единых показателей. Каждый новый тест, разрабатываемый в последующие годы, калибруется относитель­но якорного теста, в результате чего можно установить, какой результат испытуемого в последующие годы эквивалентен пока­зателю в якорном тесте.

Для построения таблиц перевода в общем случае на одной и той же выборке испытуемых обычно используют метод равных перцентилей, согласно которому показатели считаются эквива­лентными, если они имеют равные перцентилей и получены на нормальной группе сравнения по параллельным вариантам тестов. К недостаткам метода можно отнести высокую стоимость, неиз­бежную коррекцию и совершенствование содержания тестов, из­менение содержания образования и приоритетов в учебных дог стяжениях, а к достоинствам - стабильность и высокую точность, поскольку результаты по всем последующим версиям тестов срав­ниваются с одним якорным тестом.

В связи с появлением теории IRT стали использовать более эффективные технологии, обеспечивающие сопоставимость ре­зультатов тестирования по различным годам. Эта технология ос­нована на включении в тесты различных лет групп якорных (об­щих) заданий, связывающих цепочкой результаты по более по­здним и более ранним версиям теста. Отсчет ведется от шкалы, построенной на эталонной группе сравнения. Тем самым каж­дый вариант очередной версии теста благодаря блоку общих за­даний связывается с предыдущим и последующим вариантами батареи тестов.

Для пользователей тестов обычно разрабатываются необходи­мые разъяснительные материалы, обеспечивающие перевод сы­рых баллов в производные показатели, сопоставимые с результа­тами эталонной шкалы. Дополнительные меры по повышению со­поставимости результатов тестирования обеспечиваются специ­альной теорией выравнивания тестов. Аналогичные современные методы планируется использовать в ЕГЭ.

5. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования

Что понимают под Общероссийской системой оценки качества образования . Под Общероссийской системой оценки качества об­разования понимается совокупность организационных и функци­ональных структур, которая обеспечивает основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных до­стижений граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты .

Основная цель создания ОСОКО заключается в повышении объективности и обоснованности информационной основы си­стемы управления качеством образования в России, а также обеспечении всех участников образовательного процесса и общества в целом достоверной информацией о качестве образова­ния в стране.

В соответствии с поставленной целью к основным задачам ОСОКО можно отнести:

Оценку качества учебных достижений обучаемых и выпускни­ков учебных заведений на различных образовательных ступенях;

Разработку научно-методического обеспечения процедур и инструментария для оценки качества образования;

Создание структур, обеспечивающих качество инструмента­рия и технологий педагогических измерений (центров сертифика­ции);

Создание центров статистической обработки и анализа дан­ных о качестве образования, организацию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.

Процесс создания ОСОКО в России пока не завершен, поэто­му число основных задач по мере ее становления может меняться.

Построение ОСОКО предполагает широкое использование су­ществующих организационных структур, механизмов и процедур: ЕГЭ, центров сертификации, аттестации и аккредитации, цент­ров качества образования и мониторинга, работающих на единой научно-методической основе в рамках стратегии развития обще­российской системы оценки качества образования.

ЕГЭ в ОСОКО. ЕГЭ является неотъемлемым структурным эле­ментом ОСОКО и обеспечивает объективную информацию о ре­альном состоянии качества школьного образования. Данные ЕГЭ позволяют получить оценки состояния образовательных достиже­ний выпускников школ, выявить тенденции и динамику измене­ния системы среднего образования, сформировать совокупность основных факторов, влияющих на качество образования в раз­личных регионах, и оценить меру их влияния.

ЕГЭ не является единственным информационным источником ОСОКО. Несомненно, что помимо собранной в процессе экзаме­на информации о предметных знаниях и умениях выпускников школ необходимы дополнительные данные, характеризующие со­стояние качества образования на различных ступенях (оценки уме­ний применять знания, собранные с помощью портфолио и дру­гих средств аутентичного оценивания; оценки междисциплинар­ных, общеучебных и коммуникативных умений; данные об уров­не воспитанности обучаемых и результативности воспитательных воздействий; результаты участия учащихся в олимпиадах и твор­ческих конкурсах и т.д.).

Важным требованием, обеспечивающим корректность исполь­зования данных ЕГЭ в ОСОКО, является учет различных факто­ров при интерпретации результатов экзамена, лежащих зачастую за пределами влияния школы, но существенно влияющих на ка­чество образования.

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Уровень российского образования по истории необходимо повышать, но обязательный ЕГЭ создаст дополнительную нагрузку на выпускников школ, профессиональные сообщества должны вступать в конструктивные дискуссии по этому поводу, считает заслуженный учитель РФ, академик РАО Евгений Ямбург.

Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева объявила, что ЕГЭ по истории станет обязательным в 2020 году.

Ямбург в беседе с РИА Новости напомнил, что известный историк и журналист Николай Сванидзе "был в ужасе", когда будущие магистры на факультете журналистики не смогли ответить на элементарные вопросы по истории, связанные с Первой и Второй мировыми войнами. "И здесь можно понять, что, конечно, без этого нет культуры. И понятно, что это надо все усиливать", — сказал Ямбург.

"Многие вузы, даже, казалось бы, профильные, они перешли на обществознание, и там нет этого вступительного экзамена по истории. И в этой ситуации, конечно, с историей стало довольно худо", — добавил эксперт.

Однако академик отметил, что экзамен станет причиной дополнительной нагрузки на выпускников. "Любой дополнительный экзамен увеличивает нагрузку. Это очевидно. И здесь возникает вопрос. Мы никогда не отменим ни русский язык, ни математику. Это очевидно. Предполагается еще ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Здесь еще раз надо проявить взвешенность терпение. Семь раз отмерь — один раз отрежь. И я думаю, что профессиональные сообщества должны это обсуждать и вступать в конструктивные дискуссии", — сказал Ямбург.

Он также отметил, что еще одной проблемой является то, что несмотря на принятый историко-культурный стандарт, пока не ясно до конца, как учителям преподавать спорные и сложные моменты истории. "У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение", — считает Ямбург.

"У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение", — считает Ямбург.

При этом академик отметил, что обязательный экзамен планируется ввести только через три года, поэтому есть время принять взвешенное решение и не торопясь прийти к консенсусу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...