Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А

Годы правления (регентства):1682 — 1689

Из биографии

  • Софья- дочь Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской. Была регентом в период малолетства Петра и Ивана
  • К власти пришла во время стрелецкого бунта в 1682 году при помощи своего фаворита Василия Голицына.
  • Софья была образованна, красива собой, умна, но слишком честолюбива, что и привело её к такому концу- последние годы жила в заточении в Новодевичьем монастыре.
  • Что такое Священная лига , в которую вступила Россия в 1686г? Это союз Свящённой Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой, который образовался в 1684 г. для борьбы против Турции. Распался в 1699г.

Исторический портрет Софьи

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование судопроизводства, стремление навести порядок в стране. 1.Ускорение процесса рассмотрения дел.2.Отмена смертной казни за некоторые преступления.

3.Слова «закон» и « порядок» стали лозунгом правительства.

Стремление повысить роль боярства и дворянства в стране. Регулярно собиралась Боярская дума. Софья опиралась на неё в правлении.Заработали в полную силу приказы.

Стремление ограничить стрелецкий произвол – подавлено восстание 1682г. стрельцов под руководством начальника стрелецкого приказа -И.Хованского, зачинщики казнены.

Меры по дальнейшему улучшению экономического развития страны. 1.Поддержка свободного предпринимательства2.Межевание земель, закрепление их за служилыми людьми.

3.Проявление инициативы по развитию промышленности, особенно ткацкого дела.

В России стали изготавливать дорогие ткани- атлас, бархат, парчу. Для обучения мастеров приглашались иностранцы.

Попытка решения крестьянского вопроса. Указ об отмене сыска беглых крестьян.
Продолжение борьбы с расколом церкви на законодательном уровне. Указ 1685г-« 12 статей»,на основании которого казнены тысячи людей, обвинённых в расколе.
Дальнейшее развитие культуры и образования в стране. 1687-открыта Славяно-греко-латинская академия. Это первое светское высшее учебное заведение.В 1755 году на его базе был основан Московский университет.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стабилизация в отношениях с Польшей. Завершение русско-польской войны, выгодный в 1686-«Вечный мир» с Польшей.Закрепление за Россией Киева, Смоленска, Левобережной Украины. Обязательство начать войну с Крымом- вассалом Турции.
Стремление укрепить южные границы усилить авторитет России в мире. Неудачные крымские походы Голицына в 1687 и 1689г. против крымских татар.Но Россия прекратила платить крымскому хану.

1686-1700- русско- турецкая война

Установление дипломатических и торговых отношений с Китаем. 1689г- невыгодный Нерчинский договор с Китаем о границах. Это был первый русско-китайский договор и действовал он до 1858г!

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Возросла роль феодальной элиты в государстве.
  • Приведены попытки привести в порядок судопроизводство.
  • Продолжалось развиваться и совершенствоваться образование в России, в том числе- высшее.
  • Подтверждены права на Правобережную Украину и Киев.
  • Начали закладываться стратегические основы для дальнейшей борьбы с Турцией за выход к Чёрному морю, повысился международный авторитет России. Однако безопасность южных границы не была достигнута.

Хронология жизни и деятельности Софьи

26 мая 1682 Боярская дума объявила двоевластие- Иван и Петра. Регентом стала Софья.
Август – сентябрь 1682 Попытка стрельцов поставить во главе государства начальника стрелецкого приказа — И.Хованского. Восстание подавлено, Хованский казнён.
1685 « 12 статей», казни раскольников.
1686 «Вечный мир» с Польшей. Закрепление за Россией Киева. Смоленска, Левобережной Украины.
1686-1700 Русско-турецкая война (Крымские походы- часть войны, продолжит Азовские походы Пётр 1)
1687 Вступление России в Священную лигу против Турции.
1687 Открыта Славяно-греко-латинская академия.
1687, 1689 Неудачные крымские походы Голицына.
1689 Нерчинский договор с Китаем.
Август 1689 Стрелецкий заговор против Петра.
6-7 сентября 1689 Арест заговорщиков, в том числе и Софьи.
1689-1704 Содержалась в Новодевичьем монастыре под стражей, где и скончалась.

На фото: царевна Софья Алексеевна .

Софья Алексеевна, сестра Петра I . Ни одна другая царевна не оставила столь яркого следа в . .

Софья Алексеевна родилась в 1657 году в семье и его первой супруги . Она получила хорошее домашнее образование, говорила на латыни и по-польски, писала стихи. Обучением царевны занимался поэт и .

Уже в ранние ее годы было очевидно, что Софья чрезвычайно властолюбива. Она тяжело переживала смерть матери в 1671 году, скорую женитьбу царя на Наталье Нарышкиной, рождение Петра Алексеевича, сызмала отличавшегося крепким здоровьем (в то время как единокровные братья Софьи были очень болезненными). Правивший в 1676—1682 годах прожил 20 лет, не отличался телесной и умственной крепостью и Иван Алексеевич.

Софья Алексеевна - путь к власти

Едва 27 апреля 1682 года царь Федор отошел в мир иной, объявил наследником престола Петра. Милославские, которым такой поворот дела был не по душе, начали действовать. Они использовали недовольство стрельцов, долго не получавших жалованье, говорили, что при Нарышкиных им будет хуже.

В середине мая 1682 года пронесся слух, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Стрельцы устроили бунт, не успокоившись даже тогда, когда царица Наталья показала всем живого юношу. Почти всех Нарышкиных и их приближенных и единомышленников убили или сослали. Наталья вместе с Петром бежала в подмосковное село Преображенское. Софья добилась того, чтобы соправителем Петра стал Иван. В истории России началась короткая пора .

Вскоре она почувствовала другую опасность. Стрельцы вели себя развязно, а их начальника Ивана Хованского царевна Софья Алексеевна заподозрила в желании отстранить и ее от власти. К тому же он стал проявлять симпатии к старообрядцам, которых Софья не жаловала. Царевна вела себя осмотрительно: она часто появлялась на богомолье вместе с братьями-соправителями, щедро одаривала верных стрельцов. К сентябрю 1682 года она смогла политически изолировать опасного Хованского. Вскоре Софья заманила его в подмосковное село Воздвиженское, где верные ей люди казнили стрелецкого начальника. 15 (25) сентября 1682 года царевна официально стала регентшей, «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их».

Внутренняя политика Софьи Алексеевны

  • В интересах дворянства, поддержавшего ее в 1682 г., Софья провела межевание земель.
  • В 1683-1684 г.г. было погашено восстание башкир (началось еще в 1681 г.).
  • Софья поддерживала распространение в России образования. В 1687 г. братья Лихуды открыли в Москве Славяно - греко - латинскую академию.
  • Продолжалось преследование старообрядцев. Указы 1682 г. и 1684 г. обязывали разыскивать и казнить раскольников, хватать тех, кто не ходит в церковь.

Внешняя политика царевны Софьи

  • На западе Россия стремилась к установлению мирных отношений с Речью Посполитой. В 1686 г. между ними был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой против Турции и Крыма.
  • На юге Россия вступила в 1686 г. в антитурецкую Священную лигу и пыталась присоединить Крым. В 1687 г. и 1689 г. под руководством В.В.Голицына были предприняты походы против крымских татар (безрезультатные).
  • На востоке были установлены дипломатические отношения с Китаем. В 1689 г. был подписан Нерчинский договор, согласно которому граница между Россией и Китаем была проведена по р. Аргуни, но большинство приграничных земель и рек остались неразграниченными.
  • В 1689 г. Софья была отстранена от регенства Петром 1 и пострижена в монахини.

Результаты правления Софьи Алексеевны.

  • В России распространялись образование и науки.
  • Был установлен мир с Речью Посполитой.
  • Не удалось добиться выхода к Черному морю.
  • Не были до конца определены границы с Китаем.

Историк С. М. Соловьев считал Софью Алексеевну «богатырь-царевной», не сумевшей обеспечить себе поддержку в обществе на длительный срок. В «идеологическом» романе А.Н. Толстого «Петр I» она предстает как олицетворение «старой, допетровской Руси». Но считать ее «ревнительницей старины» было бы неверным. Напротив, ее шаги можно рассматривать как предвестие петровских реформ.

Среди них отметим открытие в 1687 году в Москве — первого в Русском государстве высшего учебного заведения. При Софье Алексеевне состоялось утверждение единой системы мер и весов. Кроме того, она продолжила борьбу со староверами. На основании принятых в 1685 году «12 статей» казнили тысячи ревнителей прежнего обряда.

Wrote in April 14th, 2016

Оригинал взят у aldusku в Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. I том (1)

Сегодня I том (1) Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1884, гравюры с 1 по 20.

Об издании и предисловие , I том (1 / с 1 по 20) , I том (2 / с 21 по 40) , II том (1/ с 41 по 60); II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (1/ с 121 по 140); IV том (2/ с 141 по 160); V том (1/ с 161 по 180); V том (2/ с 181 по 200); VI том (1/ с 201 по 220); VI том (2/ с 221 по 240); VII том (1/ с 241 по 260); VII том (2/ с 261 по 280); VIII том (1/ с 281 по 300); VIII том (2/ с 301 по 320); IX том (1/ с 321 по 340); IX том (2/ с 341 по 360); X том (1/ с 361 по 380); X том (2/ с 381 по 400); XI том (1/ с 401 по 420); XI том (2/ с 421 по 440); XII том (1/ с 441 по 460); XII том (2/ с 461 по 480)

1. Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный Афонасьевым с оригинала Тарасевича

1. Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный учеником Академии Художеств Афонасьевым, с оригинала Тарасевича * .

* Примечание . Софья Алексеевна, Царевна, дочь Царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, род. 1 Сентября 1657 года; соправительница с братьями Иоанном и Петром Алексеевичами с 26 Мая 1682 года; 7 Сентября 1689 удалена от правления и пострижена в монахини под именем Сусанны. Чрезвычайно талантливая, энергичная и властолюбивая женщина; замечательная писательница. Во время усмирения стрелецкого бунта подвергнута пытке; умерла 3 июля 1704 года в темнице.

Из дела Федора Шакловитого видно, что по его заказу был выгравирован, выписанным для того в Москву гравером Тарасевичем, портрет Царевны, без братьев, в царском облачении и с царским титулом: «у цесаря де Римского седмь курфирстов рисуется вокруг его портрета, тако на подобие сего, вместо семи курфирстов надобно сделать седмь даров, сиречь добродетелей великой государыни» (показание Шакловитого).

Отпечатки с доски Тарасевича печатались на атласе, тафте, обяри (плотной шелковой ткани) и на бумаге. Они были розданы окольничему А. П. Ржевскому, В. С. Нарбекову «и иным разным людям». Граверу Тарасевичу с товарищами и Богдановскому, сочинявшему подписи, выдано за работу «по сто рублев денег, да обярь, да атлас, да по две пары штук сукна, да по две пары собольих шкур» .

Впоследствии оттиски этого портрета, по приказанию Петра, отбирались, и так исправно, что до нас не дошло из них ни одного экземпляра. В 1777 году в Академии Художеств хранился еще один экземпляр его, но и тот утрачен; хорошо еще, что с него в этом году была сделана гравером Афонасьевым * точная копия, снимок с которой и приложен в настоящем издании.

* Примечание . В бумагах Академии Художеств об этой копии сохранилось следующее известие: в апреле 1777 года собранием Академии Художеств заключено было в Академию Наук сообщить, дабы благоволено было публиковать о гравированном при сей Академии портрете Царевны Софии Алексеевны точного подлинника ее времен, которому эстампу подканцеляристу Векшину и производить продажу ценою по тридцати копеек (Петровск. сборн. матер. для истор. Акад. Худ. т. I, стр. 221). В настоящее время лист этот тоже очень редок.

В Галерее Романовых есть портрет Царевны Софьи, писанный масляными красками, схожий точь-в-точь с портретом ее на гравюре Афонасьева (Тарасевича). Царевна изображена на нем в овальном медальоне, помещенном на груди огромного двуглавого орла; на крыльях орла 6 клейм и 7-е между его головами; в клеймах изображены те же семь добродетелей, но в совершенно другой композиции против клейм Тарасевича; так например твердость представлена в виде женщины, у ног которой стоит лев; щедрость - в виде женщины, оделяющей ребятишек. Точно такой же портрет Царевны хранится * в Московском Новодевичьем монастыре , под названием: Знамя Царевны Софьи; на нем семь клеим оставлены пустыми, без изображений добродетелей.

* Примечание . Фотография с этого портрета помещена в Галерее дома Романовых; издание Клиндера. Спб. 1866 г.

Гравер Леонтий Тарасевич , гравировавший портрет Софьи, учился в Аугсбурге у славившихся в то время братьев Килианов. Гравюры Леонтия Тарасевича травлены водкою, в их манере, весьма легко и живописно, и хорошо рисованы. Лучшие листы его находятся в Печерском Патерике 1702 года; из них картинка, представляющая препод. Иеремию Прозорливого, может быть поставлена на ряду с произведениями лучших голландских офортистов. Портреты Софьи и В. В. Голицына не из лучших работ Тарасевича, и рисунок в них далеко не безукоризнен. Из других работ его замечательны: портреты князя. Радзивила, подстольника Георгия Земли, графа. Б. П. Шереметьева и картинка, изображающая торжественный въезд Петра в новопокоренную им крепость Азов. Последние два листа приложены к поздравительным виршам (на польском языке), поднесенным графу Шереметьеву по случаю его побед под Азовом и Кизи-Кирменом (в библиотеке графа С. П. Шереметьева, уник).

Для распространения портрета Софьи, гравированного Тарасевичем, Шакловитый переслал оттиск его, при посредстве Андрея Виниуса, амстердамскому бургомистру Николаю Витсену, который поручил граверу Блотелингу сделать с него копию (с переводом всех подписей на латинский язык) и в скором времени прислал Шакловитому сто отпечатков, которые и были розданы доверенным Царевны Софьи лицам. Впоследствии отпечатки эти были, по приказанию Петра I, усердно уничтожаемы, так что в настоящее время их осталось всего три * .

* Примечание . Веселли, составлявший каталог произведений Блотелинга, даже не знал о существовании этого листа.

И все они идут из заграницы; а именно: 1-й в Публичной Библиотеке подаренный туда князем Лобановым-Ростовским ; 2-й в моем собрании, купленный в Амстердаме, на распродаже знаменитого собрания портретов Бойделя Ниенхюйса, в 1872 году, за 120 флоринов, и 3-й, на котором еще не вырезано ни одной подписи, у М. Н. Похвистнева; этот последний куплен у берлинского антиквария Штаргардта за 1 1/2 талера (в 1876 году) и лежал у него в папке под названием: «Ein unbekannter Russischer Kaiser». Этот лист куплен у Г-жи Похвистневой графом Д. И. Толстым за 300 рублей в 1882 году. Нет надобности говорить, что в настоящее время за гравюру Блотелинга с полною подписью, составляющую существенную принадлежность ее, охотники с удовольствием заплатили бы до 1000 рублей и даже более, так как редкость этой гравюры не случайная, а документальная. Нашу копию положительно трудно отличить от оригинала.

Заимствованная из книги Лазаря Барановича: «Благодать и Истинна Иисус Христос бысть, егда от него.... Иоанн Алексеевич.... и Петр Алексеевич.... поставлены суть царе. Чернигов 1683» .

Вверху гравюры, посередине, изображена Царевна София Алексеевна в виде апокалипсической жены, с распущенными волосами и с крыльями орла. Цари Иоанн и Петр изображены по три раза: 1-й в медальонах, помещенных на крыльях Царевны; 2-й предстоящими перед Спасителем, и 3-й пониже: Царь Иоанн, предшествуемый Митрополитом и сопровождаемый Царевной Софьей, и Царь Петр, предшествуемый Патриархом и Царицей Натальей Кириловной.

В деле Шакловитого сохранилось описание медной доски «четверти три аршинных», привезенной в 1690 году из Чернигова Тарасевичем с товарищем, на которой было вырезано: «в начале Отец и Сын и Святой Дух, а ниже того персоны государей Ивана и Петра Алексеевичей и сестры их великой государыни Софии Алексеевны, а ниже того не подписано» . (Русск. Граверы; Москва 1870 г.). Наша доска 1683 года представляет полное сходство с этим описанием.

* .

* Примечание . Князь Василий Васильевич Голицын родился в 1633 году; он получил хорошее образование и знал много языков. В 1677 году он уже был назначен начальником пушкарей; с 1678 по 1680 г. оставался в Малороссии, для отражения татарских набегов. По смерти Феодора стал любимцем Царевны Софьи и сделал много добра для России, присоединением Смоленска и Малороссии, миром с Польшею и составлением союза против турок. Замешанный в заговоре против Петра I, он был отправлен в ссылку в Яранск, где и умер в 1713 году.

Гравированный Тарасевичем, одновременно с портретом Царевны Софьи Алексеевны, как это видно из дела Шакловитого * . Экземпляры его находятся в Эрмитаже и в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке.

* Примечание . В деле Шакловитого упоминается еще о другой доске работы Тарасевича, на которой были изображены Кн. В. В. Голицын и Гетман Самойлович; отпечатков с нее до сих пор неизвестно (Русск. Граверы. М. 1870, стр. 295).

5–10. 6 картинок из книги: Schleussing, Derer beyden Czaaren in Reussland Iwan und Peter Alexewitz, nebst dero Schwester der Princessin Sophia bisshero Dreyfachgeführter Regiments-Stab, und was darauf erfolget ist. Zittau 1693. 8° . Ha первой представлен царь Петр верхом; на второй царь Иоанн в рост, с лицом прикрытым вуалем; на третьей оба царя, сидящие на одном общем троне, принимают послов; на четвертой князь Вас. Вас. Голицын верхом; на пятой царевна Софья, и на шестой Патриарх Адриан; последние две картинки сделаны довольно карикатурно. Шлейсинг жил в России, и был очевидцем всего напечатанного в его записках.

12. Товарищ князя Долгорукова, князь Мышецкий

11–14. Четыре листа, изображающие посольство князя Я. Ф. Долгорукого в Париже в 1686 году.

На первом из них представлен посол Яков Федорович Долгорукий * , в горностаевой шубе, крытой шелковой узорчатой материей, и в таком же шелковом кафтане, перетянутом поясом; он в меховой горлатной шапке и длинных сапогах. На втором листе, с ошибочною подписью: «Knez Iacob Feodorovitz Dolgoruki» ** , изображен (по справедливому замечанию А. А. Васильчикова, Catal. rais. I. 308), товарищ князя Долгорукова, князь Мышецкий. На 3-м листе изображен посольский дьяк, Кирилл Варфоломеевич Алексеев, а на 4-м гонец посольства, Бехтеев *** .

* Примечание . Стольник и наместник Симбирский.

** Примечание . Во 2-х отпечатках этого листа ошибка эта исправлена; все прежниe подписи стерты и заменены простою подписью: «L’Embassadeur du Grand Due de Moscovie» .

*** Примечание . 1-e отпечатки этого листа без ландшафта сзади. Wass.

Относительно этого посольства в Московском Архиве Иностранных Дел находятся следующие сведения: 1686 февраля 24. 1). Отправлен во Францию и Гишпанию в гонцах жилец Никита Бехтеев «с объявлением о будущем вскоре в оныя Государствы великом посольстве» 2). полномочных послов стольников князя Якова (Федоровича) Долгорукова, князя Якова (Ефимьевича) Мышецкого и дьяка Кирилла Алексеева, с извещением о заключенном между росс. и польским государствами вечном мире и союзе против Турок и Татар, и для склонения оных Королей к вспомоществованию войсками или деньгами. Тут же отписки их послов, и переводы с королевских ответных грамот.

Все документы писаны от имени Иоанна, Петра и Софьи. В 195 г. послы выехали заграницу, а возвратились в Москву 196 г. (Архив М. И. Д.). Полный экземпляр этой замечательной сюиты (с которой сделаны наши копии) находится в собрании А. А. Васильчикова.

15. Изображение Царевны Софии Алексеевны , не сходное с Тарасевичевским портретом ее. Царевна представлена в рост, 3/4 влево; в короне, в высоком кокошнике с султаном и с покрывалом сзади; она в богатом шитом платье, поверх которого надет короткий кафтанчик; поверх всего накинута длинная порфира, подбитая мехом. Подле Царевны, справа, стол, на котором лежит на подушке корона. Внизу подпись: A Paris chez HBonnart аu coqrüe St. Jaques avec privil. | La Grande Duchesse de Moscovie . Лицо Царевны на этом портрете очень напоминает Версальский оригинал. Этот костюмный лист, кажется, был издан Боннаром в 1685 году, во время нахождения в Париже посольства князя Долгорукова, вместе с 4 листами, изображающими это посольство, и награвированными тем же мастером, который гравировал портрет Царевны. Скопирован с экземпляра, принадлежащего А. А. Васильчикову.

16. Поясные портреты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей

16. Поясные портреты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, награвированные на одной доске Лармессеном в Париже , во время пребывания там послов князя Долгорукого и князя Мышецкого, в 1685 году. Оба Царя одеты в кафтанах и в шубах, застегнутых у шеи драгоценными запонами; на головах у них шапки колпачками, отороченные мехом, с драгоценными запонами впереди. Этот довольно редкий лист замечателен по верности костюма и по сходству лица Петра с позднейшими портретами его. Оригинал, с которого он выполнен был, несомненно привезен в Париж нашим посольством (князем Я. О. Долгоруковым), которое в 1685 г. было отправлено во Францию и Неаполь, и о приезде которого в Париж говорится в самом тексте гравюры.

Сделанная в том же 1685 году и позаимствованная (с изменениями) с гравюры Лармессена. Очень редкий лист. Спб. Публ. Библиотека.

18. Картинка, представляющая, как значится в подписях, Царей Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей, Патриарха Адриана и Митрополита, и приложенная при книге: Weber, Das veränderte Russland (Frankfurt und Hannover 1721–38, I, p. 18). Откуда заимствован Вебером оригинал этого листа, неизвестно; по моему мнению надписи, поставленные над фигурами, неверны, и картинка должна представлять Царей Иоанна и Петра Алексеевичей (второй стоит справа и лицо его отличается замечательным сходством с портретами Петра), а впереди их стоит малолетний царевич Алексей Петрович . Картинка эта представляет до некоторой степени переделку другой картинки, описанной в моей книге: Русские Народные Картинки (Спб. 1881 г.) под № 526, и представляющей Царей Иоанна и Петра и Царевича Алексея Петровича, поклоняющихся новородившемуся Спасителю.

19 и 20. Портрет Петра I в рост, в Московском наряде, в каком гравировали его Файторн, Голе и Вайт (в 1699 г.) ; издание Боннара. Снимок с находящегося в собр. П. Я. Дашкова перетиска (contre-épreuve), в котором фон нарисован красным карандашом. В настоящем издании приложено два отпечатка, перетиск и отпечаток в настоящую сторону.


Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу (на фото ниже). Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол

Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола.

Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.

Царевна Софья - запрещенная правительница

Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовых.

Алексей Михайлович, отец царевны Софьи, получил прозвище Тишайший. Но вряд ли его дворец в подмосковном Коломенском, где появилась на свет Софья в сентябре 1657 года, можно было назвать тихим местом. Терем Алексея Михайловича стал настоящим детским царством – за время его правления сложно найти год, когда у супруги государя Марьи Ми-лославской не рождался бы ребенок. Правда, многие из них умирали в младенчестве. Выжили семеро – пять дочерей и двое сыновей, Федор и Иван.

На горе отцу, царевичи росли хилыми и малоумными, а их сестры – здоровыми и сильными. Но участь царевен в XVII веке была незавидной. Даже замуж их нельзя было выдать – ни боярские дети, ни иноземные принцы не считались подходящей партией для царских дочерей. Им предстояло провести всю жизнь под замком. Как писал германский посол Сигизмунд Герберштейн, на Руси «женщина считается честной только тогда, когда живет в доме взаперти и никуда не выходит». У тех, кто не хотел провести всю жизнь в тереме, куда мужчины могли заходить только раз в год, на Пасху, была только одна альтернатива – монастырь.

Софья росла крепкой, широкой в кости, порывистой в движениях. И при этом, оправдывая свое имя – София (Премудрость), очень любила читать.

Учить дочерей на Руси было не принято – многие царевны с трудом могли написать свое имя. Их образование сводилось к вышиванию, набору молитв и нянькиным сказкам. Но Тишайший согласился приставить к дочери педагога – Симеона Полоцкого, крупнейшего ученого своего времени и первого русского профессионального поэта.

Полоцкий учил Софью не только чтению и письму, но и иностранным языкам. Царевне особенно нравилась история, поэтому она знала и о византийской императрице Пульхерии, которая живьем заколотила в гроб пьяницу-мужа и стала править самостоятельно, и об английской королеве Елизавете, у которой и вовсе не было мужа.

Не исключено, что когда Софья видела перемены, происходившие в царском дворце, у нее постепенно появлялось желание подражать этим смелым женщинам. В 1669 году умерла Мария Милославская, а через два года Алексей Михайлович женился на двадцатилетней Наталье Нарышкиной. Год спустя та родила сына Петра – крепкого и смышленого, настоящего наследника. Софья сразу невзлюбила мачеху, которая была немногим ее старше. Нарышкина отвечала падчерице взаимностью. Софья все больше времени проводила в библиотеке. Среди собрания книг был и трактат итальянца Макиавелли о том, как завоевать власть. И вряд ли любознательная царевна оставила эту книгу без внимания.

В 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. Новый царь, пятнадцатилетний Федор, постоянно болел – даже на похороны отца его принесли на носилках. При дворе сразу развернулась борьба за власть между родственниками жен Тишайшего – Милославскими и Нарышкиными, - в которую активно включилась и Софья.

Для начала она сумела вырваться из терема, получив разрешение находиться рядом с больным братом. Это дало царевне возможность общаться с боярами и воеводами. Каждому она умела сказать приятное, с каждым находила общий язык.

Ум, начитанность и благочестие Софьи изумляли не только обитателей Кремля, но и европейских послов. Слухи о добродетелях царевны проникли и в народ: с ней люди связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Царь Федор умер в апреле 1682 года. Вопреки обычаю, Софья присутствовала на его похоронах и шла за гробом ближе всех родственников. Но Боярская дума с подачи Нарышкиных объявила царем сына Алексея Михайловича от второй жены, Петра. Царевна однако не собиралась мириться с возвышением мачехи.

Союзником Софьи стал сорокалетний князь Василий Голицын, наследник старинного рода и поклонник Запада. Приезжавшие в Москву иностранцы приходили в восхищение от бесед с этим умным и начитанным вельможей, чей дом «блистал великолепием и вкусом». При Федоре Голицын был близок к трону и задумал широкую программу реформ, но из-за дворцовых распрей его положение оказалось под угрозой. Другим союзником Софьи стало 50-тысячное стрелецкое войско, недовольное притеснениями властей. По слухам, Нарышкины хотели запретить стрельцам не только беспошлинно торговать, но и жить с женами и детьми. На самом деле эти сведения распространяли агенты Софьи, льстиво называвшие стрельцов «царской опорой». Нужен был только повод для бунта, и он быстро нашелся. В мае сторонники царевны Софьи распустили слух о том, что Нарышкины убили «настоящего» царя Ивана. Под звон набата стрельцы ворвались в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела к ним живых и невредимых царевичей. Но жаждавшую крови толпу это не остановило. Нарышкиных прямо на глазах Петра и Ивана сбросили с крыльца на стрелецкие пики. Их сторонников искали по всему городу и рубили саблями, а изувеченные тела волокли по улицам с криками «Любо!» Убили даже лекаря-немца, у которого нашли сушеную змею, – говорили, что с помощью ее яда он хотел уморить царевича Ивана.

Софья в эти страшные дни отсиживалась в своих покоях и руководила действиями мятежников. Их вождей она уговаривала идти до конца, обещая в случае успеха каждому стрельцу по десять рублей – огромные по тем временам деньги. Испуганные бояре объявили царями обоих братьев, а правительницей, пока они не достигнут совершеннолетия, стала Софья. Для Ивана с Петром сделали двойной трон, который хранится сейчас в Оружейной палате. В золоченой спинке проделали окошко, через которое царевна подсказывала братьям их «царскую волю».

Впрочем, она не только советовала, но и действовала сама. Софья лично встретилась со стрельцами и объявила, что никто из них не будет наказан за участие в мятеже – если они немедленно прекратят бунтовать и вернутся к службе. Такой шаг требовал смелости – стрельцы к тому времени уже не хотели покоряться никому. Например, глава Стрелецкого приказа Иван Хованский утверждал, что царевна без него не делает и шагу. За что и поплатился – царские слуги выманили его из столицы и отрубили голову. Стрельцов успокоили денежными подачками, а самых активных отправили в дальние гарнизоны.

После подавления «хованщины» Софье пришлось столкнуться с новой угрозой. В Москву съехались раскольники, которые требовали возвращения «древнего благочестия». Царевна и тут проявила смелость – пришла к воинственно настроенным староверам и вступила в дискуссию с их вожаком Никитой Пустосвятом. Тот был настолько смущен ее богословской эрудицией, что согласился увести толпу бунтовщиков от Кремля. Скоро его схватили и казнили. Все ждали новых репрессий, но и здесь Софья проявила мудрость. Она не только помиловала бунтовщиков, но и смягчила вслед за этим наказания за другие преступления – например, жен, убивших мужа, теперь не закапывали живыми в землю, а «всего-навсего» обезглавливали. У русских женщин был и другой повод благодарить Софью: она освободила их из затворничества, позволив посещать всевозможные мероприятия.

По словам историка Василия Ключевского, царевна «вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих».

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. Не была она и поклонницей старины, защитницей «узорного терема», как писала ее поклонница Марина Цветаева. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невилль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

В другом месте своих «Записок о России» де Невилль отзывался о внешности царевны еще менее лестно: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере сорок лет». А ведь Софье было тогда едва за тридцать. Можно было бы списать это на неприязнь заносчивого иноземца к «русским варварам», но следует признать, что царевна действительно была некрасива.

Поэтому ряд историков считает, что ее союз с Голицыным был чисто политическим. Возможно – но только не для Софьи. Судя по ее письмам, царевна действительно была влюблена: «А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь».

Нет, Софья любила Голицына всем сердцем. Труднее сказать, какие чувства испытывал к ней он. Тонкий ценитель красоты вряд ли мог плениться этой увядшей раньше времени женщиной, пусть даже умной и волевой. Кроме того, князь был счастлив со своей второй женой Евдокией Стрешневой, родившей ему четырех детей. Но и с Софьей расставаться он не хотел, чтобы не потерять своего положения главы Посольского приказа – фактически первого министра.

Положение осложнилось, когда влюбленная царевна потребовала, чтобы он развелся с женой. Голицын оказался на распутье. По словам того же де Невилля, князь «не мог решиться на удаление жены, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Наконец Голицын начал уступать, да и любящая жена соглашалась уйти в монастырь, чтобы не погубить карьеру супруга.

Слухи о будущем браке просочились в московский «высший свет» и вызвали всеобщее осуждение. Говорили даже, что царевна с фаворитом хотят погубить Ивана и Петра, основать новую династию и обратиться в «латинскую веру», то есть католичество, – многим были подозрительны их симпатии к Западу. Тогда Софья решила отправить возлюбленного в поход против Крымского ханства. Вернувшись победителем, он мог завоевать симпатии общества и руку правительницы. Это решение стало роковым. Первый поход 1687 года оказался неудачным – татары подожгли степь, отравили колодцы, и войску, страдавшему от голода и жажды, пришлось отступить.

Второй поход весной 1689 года закончился таким же провалом. На этот раз стотысячная русская армия дошла до Перекопа, простояла там две недели и ни с чем вернулась обратно. Во всем винили Голицына, который якобы получил от крымского хана два сундука золотых монет, да и те оказались фальшивыми.

Вероятно, это ложь – просто дипломат оказался никуда не годным полководцем. В этих условиях Софья решила, что Василию Голицыну лучше на время уехать из столицы. Но чувства опять оказались сильнее царского долга. Она не захотела снова расставаться с любимым. Провал крымской кампании Софья пыталась превратить в победу, велев служить по всем церквям молебны в честь Голицына.

Юный царь Петр симпатий своей старшей сестры не разделял. Он отказался принять вернувшегося из похода Голицына – «негоже холоп службу справил». В скором времени Петр должен был достичь совершеннолетия и стать полновластным монархом. В этом случае жизнь Голицына – да и Софьи – оказалась бы под угрозой. Однако мягкий, нерешительный князь отказывался пойти на крайние меры. На помощь царевне пришел другой ее фаворит – окольничий Федор Шакловитый, новый командир стрельцов. Он не раз предлагал Софье извести «старую медведицу» – то есть Наталью Кирилловну, «а если сын станет заступаться, то и ему спускать нечего». Царевна не решилась пролить кровь брата, но верность Шакловитого оценила. Скоро он уже не только дневал, но и ночевал в ее покоях. Голицын терпел – быть может, даже втайне радовался передышке в надоевшем романе.

Развязка наступила в августе 1689 года, А пока обе стороны копили силы. Петр тренировал в Преображенском свои «потешные полки», ставшие к тому времени настоящим войском. Софья и ее сторонники уговаривали стрельцов снова подняться против Нарышкиных. При этом использовались изощренные провокации: какой-то родственник Шакловитого, одевшись как дядя Петра Лев Нарышкин, разъезжал по городу и избивал стрельцов, крича: «Это вы мою родню порешили, собаки!»

Однако поначалу все усилия были безрезультатными. Прошлый бунт не слишком улучшил положение стрельцов, да и правление Софьи с Голицыным не радовало – ни походов, ни военной добычи. Только когда из Преображенского стали доходить слухи, что «потешные» идут на Кремль, стрельцы начали готовиться к обороне.

Узнав об этом, семнадцатилетний Петр испугался – он хорошо помнил ужасы первого мятежа. Среди ночи, бросив мать и беременную жену, Петр в одной сорочке ускакал верхом в Троице-Сергиеву лавру. Там его взял под защиту патриарх Иоаким, который не любил Софью за прозападные симпатии (знал бы он, что учинит потом в России сам Петр). Постепенно в лавру съехались сторонники Нарышкиных, а также «потешные» с пушками и пищалями.

И пока Софья с Голицыным сидели сложа руки, Петр переманивал на свою сторону все новых приверженцев. Два стрелецких полка с развернутыми знаменами приехали в лавру и поклялись царю в верности.

Софья пыталась удержать остальных стрельцов, говоря им: «Если пойдете к Троице, здесь останутся ваши жены и дети». Но ни угрозы, ни щедрые обещания не действовали – полк за полком уходили к Петру. Оставшиеся в Москве стрельцы потребовали, чтобы царевна выдала им Шакловитого, и тут же казнили своего командира. На следующий день к Софье приехал боярин Троекуров с царским приказом: отказаться от власти и отбыть в Новодевичий монастырь на вечное жительство. Василия Голицына вместе с семьей сослали в далекий северный Каргополь, где он и умер в 1714 году. Перед тем, как он уехал, царевна смогла передать любимому деньги и последнее письмо, но увидеться с князем ей было больше не суждено. Софья не имела права покидать монастырь, но продожала жить по-царски, окруженная многочисленной свитой. Морить ее голодом младший брат явно не собирался. Ежедневно Софье присылали огромное количество еды: рыбу, пироги, баранки, даже пиво и водку.

Постепенно вокруг нее сплотились все недовольные нововведениями Петра. В том числе стрельцы, которых царь заставил сменить столичное приволье на опасную службу в пограничных городах.

Роль связных между ними и Софьей играли ее сестры – Марфа и Мария. Через них царевна передавала стрельцам грамоты с просьбами прийти к монастырю с оружием в руках, чтобы освободить ее, а потом вместе идти на Москву. Софье казалось, что власть Петра вот-вот падет, и она сможет въехать в Кремль уже полновластной царицей.

Летом 1698 года, когда царь путешествовал по Европе, стрельцы восстали под лозунгом «Софью на царство!» Действовали они не слишком решительно, и еще до приезда Петра мятеж был подавлен.

Вернувшись, царь первым делом пришел в келью к сестре, с которой не виделся долгих девять лет. В нем ничего не осталось от прежнего круглолицего мальчика – царь был больше похож на грозного демона в немецком кафтане.

Может быть, в этот миг Софья пожалела о том, что не держалась крепче за власть. Жалели об этом и те потомки, кто не поверили летописцам, клеветавшим на царевну. Кто знает – быть может, ее осторожные преобразования достигли бы своей цели, не нанеся России такого громадного урона, как кровавые реформы Петра Великого?

Брат долго требовал, чтобы Софья выдала ему зачинщиков мятежа, но та молчала. В конце концов Петр ушел – и больше уже ни разу не навещал сестру.

А в Москве тем временем вовсю шла расправа. На Красной площади рубили головы стрельцам, и сам царь охотно участвовал в кровавой потехе. В Новодевичьем монастыре восставших вешали на зубцах стен – для того, чтобы Софья могла увидеть смерть своих сторонников.

Узницу теперь день и ночь стерегли солдаты. Гостей к ней пускали редко, да и ходить было некому – сестер Марфу и Марию после подавления мятежа отправили в другие обители. Поэтому мы не знаем, как прошли последние годы Софьи. Быть может, она доверяла заветные мысли бумаге, но из ее записей не уцелело ни строчки. Петр хорошо знал силу печатного слова и позаботился, чтобы до потомков дошла лишь одна версия событий – его собственная.

Черница Сусанна – такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, – скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого – злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой – сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью – да так и не смогла.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...