Спасительный огонь для моряков, или как устроен маяк. Как это работает

Маяк - сооружение, которое нельзя назвать просто сооружением. Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим романтизмом, особым значением для моряков и даже своей уединенностью на мысах и крутых скалах, выступающих в море.

На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт.

С развитием современных технологий, в том числе и в морской навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль, уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят, будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах морей и бухт.

Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму. Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).

Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.

Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи - Финского залива.

Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.

В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.

Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.

В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.

После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.

Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас. Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка:


Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня:

Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли:

Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными:

На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность:

Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное.

Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет. Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950—1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

Как устроена маячная башня? Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.

В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор:

И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка:

Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году. Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.

Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно:

Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море. Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров):

Башня маяка ночью:

Так выглядит 36-метровая башня с моря:

Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком:

голосов: 6
[ Изобретения ]

В Древнем Мире страны вели активную торговлю. Для доставки товаров использовались торговые суда. Они проходили под парусом большие расстояния. Возникала опасность… ведь ветер и волны могли прижать парусные суда к скалам и разрушить их. Тогда и возникла необходимость в создании маяков, которые бы предупреждали моряков сигналами об опасности.

Одно из семи чудес древнего мира был маяк «Фарос» в Александрии (Египет). Это был первый маяк, который вошел в историю. Он был построен около 280 г. до н.э. и был самым большим когда-либо построенным маяком. Высота маяка была сопоставима с 45-этажный небоскребом. Этот маяк использовал открытый огонь на вершине, как источник света. Маяк «Фарос» просуществовал 1500 лет, пока он был полностью разрушен в результате землетрясения в 14 веке.

Что же такое маяк?

Маяк - это башня с ярким светом в верхней части, расположенная на важной или опасной (в отношении судоходства) части водного пути. Маяки помогают в навигации и предупреждают суда об опасности. Маяк - это дорожный знак на море.

Все ли маяки одинаковы?

Представляя себе маяк, в голову приходит образ высокой, белой конической башни. Но все маяки отличаются друг от друга. В зависимости от его расположения, он может быть высоким (там, где земля плоская) или коротким и приземистым (на высокой скале или скалистом берегу). Маяк может быть квадратным, восьмиугольным (восемь сторон), коническим или цилиндрическим. Некоторые маяки сделаны из камня, другие из кирпича, бетона, дерева, стали, чугуна, и даже мрамора (смесь из раковин, извести, песка и воды).

Первые маяки не "светили". Их просто окрашивали в разные цвета и моряки по этим цветам ориентировались. Но возникала проблема: ночью невозможно определить в какой цвет покрашен маяк. Тогда и придумали маяки со светом. Маяки смогли не только светить, но и подавать морякам сигналы в виде кратковременных вспышек света.

Как работает маяк в тумане, когда свет не виден?

В подобных ситуациях есть и другой способ уведомления моряка, используя звук. Этот звук называется сиреной. Впервые звуковой сигнал на маяке был использован в 1719 году в Бостоне. Для этого использовали пушку. Смотритель мояка должен был каждый час во время тумана производить выстрел из пушки. Для создания звука во время тумана использовали также колокола, паросвистки и сирены. Сегодня, используют автоматические датчики для обнаружения тумана и в случае необходимости на маяке создается звуковой сигнал.

Каковы были обязанности смотрителей маяка?

Работа смотрителей маяка была очень трудной. До появления электричества, смотрители должны были зажигать лампу маяка на закате и гасить ее на рассвете. Смотрители должны были подниматься на высокий маяк несколько раз в день. А чтобы маяк хорошо светил они должны были чистить и полировать линзы. Кроме того, им приходилось вести ежедневный журнал погоды.

Что происходит с маяками сегодня?

Увеличение механизации и совершенствование технологии сделали смотрителей ненужным. Сегодня все маяки автоматизированы (которые используются). Многие из маяков больше не нужны из-за появлений новых технологии (GPS-навигация и система Глонасс).

— это место, где рождается и через мгновение умирает свет и это повторяется снова и снова. Со времен знаменитого Александрийского Маяка башни, посылающие в темноту лучи света, становятся путеводной звездой для морских судов и объектом восторга для туристов.

Средство навигационного оборудования морских театров в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для определения места судов в море. Это сооружение обладает яркой контрастной окраской, визуально выделяющей его на фоне окружающей местности. Маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.

Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (временной, как во время тумана, или постоянной - например, вызванной условиями рельефа местности).

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Александрийский Маяк (Lighthouse Alexandria) является единственным из Семи Чудес Света, который, кроме архитектурной элегантности, несет еще и практическую функцию.

Александрийский Маяк был самым высоким сооружением в мире и находился на древнем острове Фарос . Александрийский Маяк был гарантией безопасного возвращения моряков в Большую Гавань. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света.

В 332 году до н.э Александр Македонский завоевал Египет и решил основать там новую столицу — Александрию.

Быстрыми темпами развивалась морская торговля и все острее стояла потребность в маяке, который бы указывал безопасный путь в александрийскую гавань. И в итоге на восточной оконечности острова Фарос, лежащего на расстоянии 1290 м от Александрии, был построен на маяк, получивший название острова. Связь имени маяка и его функции оказалось настолько крепкой, что с того времени слово «фарос» стало корнем слова «маяк» на многих языках. В высоту маяк достигал 135 м и его свет был виден на 60 км – расстоянии. Построил его архитектор Сострат Книдский в 280 г. до н.э. на скале, возвышающейся на восточном берегу острова Фарос.

Нижней частью маяка была четырехгранная призма 60-метровой высоты с основанием в виде квадрата, длина стороны которого составляла 30 м.
Внутри маяка хранился разный инвентарь, а основанием средней части служила плоская крыша, украшенная громадными статуями Тритона по углам.

Крышей служила башня, облицованная белым мрамором. Верх маяка был сооружен в виде цилиндрической колоннады, возглавленной 7-метровой фигурой из бронзы морского повелителя Посейдона. Огромный костер служил главным источником света. До сих пор не установлен феномен дальности свечения и яркости маяка. По некоторым версиям такой эффект достигался с помощью огромных полированных зеркал, по другим – из-за использования прозрачных шлифованных камней – линз.

В мае 1100 года сильнейшее землетрясение уничтожило маяк почти до основания. После этого, в средние века основание Александрийского маяка было встроено в турецкую крепость Кайт Бей. На данный момент она превратилась в египетский военный порт, поэтому добраться до остатков не могут даже ученые – археологи.

Маяки Тевеннек (Lighthouse Tevennec) и Ля-Вьей (La Vieille) .

Атлантическое побережье Франции издревле жило морем, рыболовством и торговлей. Портовый Брест — вдоль этих берегов всегда оживленно плавали небольшие торговые и рыбацкие суденышки – на юг Франции, в Испанию и дальше. Но на пути парусников находилось очень неприятное место – длинная цепь островов и подводных рифов, уходящая далеко в море — Шоссе-де-Сэн (Chaussée de Sein).

Огромное количество судов там пропало. И вот в 1869 году было решено поставить маяк на острове Тевеннек (Tevennec) – самом первом опасном месте, если плыть с севера на юг Франции. Более пяти лет ушло на возведение маяка, и в 1875 году на нем вспыхнул огонь. Таким образом он вместе с маяком Ля-Вьей (La Vieille) образовывали некие световые ворота и кораблям нужно было держаться между ними.

Этот маяк находится на острове Уэссан (расположенный в самой западной точке бретонской акватории во Франции). La Jument построен прямо в море на скальном отроге недалеко от берега и имеет высоту 100 метров.

Несколько последовательных кадров маяка, отснятых фотографом Jean Guichard с вертолета в сильный шторм в 1989 году. На фото смотритель маяка, который из-за шума вертолета подумал, что прилетели спасательные службы и вышел из укрытия наружу. В этот момент гигантская волна обрушилась на здание. Смотритель чуть не погиб, но успел вовремя скрыться за стальными дверями входа в маяк.

Хранители маяков проходят весь путь, начиная от «ада» (маяки в открытом море), через «чистилище» (острова) и до «рая» (континента) в одиночестве, причем не только метафизическом. В XX веке хранителями часто становились ветераны Первой мировой войны; как ни странно, и после Второй мировой эта профессия считалась «привилегированной» для инвалидов войны. Современный уровень техники делает ненужным присутствие человека в здании маяка.

В 2004 г. Кереон («Морской дворец»), последний обитаемый маяк в море, закрыл свои двери с прекрасной розой ветров из красного и черного дерева. Сегодня здесь больше никто не живет.

Бретань. Маяк Teignouse.

Многочисленные маяки Бретани — верные путеводители моряков, и с рыбаками они говорят на одном языке. Например, на полуострове Киброн (Quiberon) вместо «сгорел» или «получил солнечный ожог» говорят «стал как маяк Тэйнюз (Teignouse)» — белый с красным носом.

Маяк-башня Фур (Four) (категории «ад»), который способен противостоять волнам 30-метровой высоты.

Маяк Фур (Le Four). Фото большого разрешения

Маяк Ар Мен (в переводе с брет. «скала») - маяк на береговом рифе острова Иль-де-Сен во французской Бретани. Получил свое название от одноименной скалы, на которой он был сооружен в период с 1867 по 1881 год. Маяк широко известен благодаря своей изолированности и трудностям, возникшим при его строительстве (маяк стоит в открытом океане в 5-ти километрах от ближайшего берега, это остров Сен, что у западного побережья Франции), а также сложностей, связанных с эвакуацией персонала с маяка. В сообществе хранителей маяков считается одним из самых сложных мест работы, за что получил прозвище «Ад адо́в».

Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад). Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над поверхностью моря лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом «строить нельзя». Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.

Строительство началось в 1867 году, высадкой на скалу группы рабочих. Так стартовала подготовка скального основания (сверление шурфов и установка арматуры). Люди работали прямо во время сильного волнения, со страховками и в специальной обуви, чтобы не быть сметенными волнами, перехлестывавшими через скалу. Короткими сменами, во время отливов. Такая подготовка шла два года.

Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.

Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после). В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.

Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций.

В конце 1980-х годов Маяк Ар-Мен был электрифицирован и оснащен галогеновой лампой мощностью 250 Вт. Был автоматизирован одним из первых, и с 10 апреля 1990 года работает полностью в автоматическом режиме.

Высота маяка:

  1. Высота над уровнем моря: 33,50 м
  2. Габаритные размеры: 37 м
  3. Высота Длина: 33,50 м

Источник света

  1. с 1 октября 1897 года - дизельное топливо (производятся на острове Иль-де-Сен)
  2. с 1903 года - пары́ нефти
  3. 1988 год - электрификация (галогенные лампы по 250 Вт)
  4. 1990 год - автоматизация

Этот маяк находится в живописном месте на краю полуострова Конке (Conquet).

Самый высокий маяк в Европе находится на острове Вьерж (Ile Vierge) близ Плугерно (Plouguerneau). Маяк имеет высоту 82,5 метра и был построен в 1897 году, а рядом с ним находится маленький маячок, но он немного старее – он был построен в 1845 году. Берег легенд (Cote d’ Legende) относится к департаменту Финистер (Finistere), который известен своими бухтами — Абэр-Ильдю (Aber-Ildut), Абэр-Бенуа (Aber Benoît) и Абэр Врак (Aber Wrac’h). Как раз в устье последней и расположен маяк.

Маяк Les Pierres-noires («Камни-негритянки»).

Маяк находится в городе Conquet во Франции. Он строился с 1867 по 1871 год. 1 мая 1872 года маяк начал свою работу. В то время на строительство этого проекта было потрачено 325 тысяч франков золотом.

Действующий маяк в Côtes-d’Armor (Франция). Высота маяка 60 м и он считается 24-м по высоте маяком в мире.

Маяк расположен на скалистом рифе Roches-Douvre, который считается очень опасным за счет того, что во время прилива полностью покрыт водой и с поверхности его не видно. Маяк Roches-Douvres считается одним из наиболее удаленных от материка в Европе, он расположен в 30-ти километрах от французского побережья.

К зданию можно добраться только на катере с берега. Сам маяк полностью закрыт от общественности.

Маяк с виду самый обычный, но место, где он находится в заливе Alum Bay, отличается сказочной красотой.

Маяк Needles в Alum-Bay

Местность, где находится маяк представляет собой узкий скалистый хребет, который местами возвышается до 120 м в высоту. Эти скалы всегда представляли большую опасность для морских судов. Но в 1781 торговцы и судовладельцы подали прошение на строительство маяка. Они получили патент в январе 1782 года.

И в завершении небольшая подборка красивых маяков и простых современных, но которые находятся в очень живописных местах.

Маяк Линдау. Боденское озеро. Высота маяка 33-метра. Бавария, Германия

Маяк «Hook Head», Ирландия

  • Самым известным происшествием, связанным с маяками, было таинственное исчезновение одновременно трех смотрителей маяка на Островах Фланнана в декабре 1900 года.
  • Во Франции береговая линия не обозначалась огнями вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов.
  • Одна из немногих, действующая до сих пор, церковь-маяк - Вознесенская церковь, сооружена в 1867 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова (см. Соловецкие острова).
  • Статуя Свободы с 1886 по 1902 года использовалась как маяк.
  • Самый западный маяк России, построенный в 1813-1816, находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска,Светлого и Калининграда.
  • Маяк Вестерлихтторен (Westerlichttoren) был изображён на нидерландской банкноте в 250 гульденов.
  • Первым зарегистрированным маяком был Маяк Александрии, построенной в 200 до н.э на острове Форос (Pharos) египетским Императором Птолемеем (Ptolemy). Форосский маяк считается одним из Семи Чудес Света. Высота маяка была 150 метров (492 фута) – это приблизительно в три раза выше, чем современные маяки.
  • Римские императоры построили много маяков, чтобы помочь своим войскам в навигации. В 90 году н. э. император Калигула (Caligula) приказал соорудить маяк в Дувре, Англия. Этот маяк считается самым старым маяком в Англии, и он все еще стоит у основания Дуврского замка.
  • В 1543 году был построен самый высокий кирпичный маяк в мире, Лантерна (Lanterna) в Генуе. Его высота - 75 м (246 футов).
  • Первым каменным маяком в мире считается Smeaton Eddystone, который находится к югу от Плимута, Англия. Этот маяк был построен в 1756 году отцом градостроительства Англии Джоном Смеатоном. Он освещал при помощи 24 свечей. Eddystone простоял 47 лет, пока в нем не случился пожар, после этого его демонтировали и построили на соседней скале.
  • Сегодня эквивалент огня маяка составляет около 20 миллионов свечей. И современные маяки работают на ксеноновых лампах высокого давления.
  • Самым высоким маяком в мире считается стальная башня в Парке Ямашита (Yamashita) в Йокогаме. Его высота 106 метров (348 футов).

Перепечатка данного материала на другие ресурсы запрещена!

Величественные исполины побережья. Тысячелетиями они указывают путь к родным берегам, оберегают мореплавателей от опасностей прибрежных вод, дают луч надежды на спасение.

Маяк - сооружение, построенное в виде башни, предназначенное для навигации судов вблизи опасных берегов. Они являются видимым ориентиром днем, а ночью испускают непрерывный или мигающий яркий свет, чтобы предупредить проходящие рядом морские суда об опасностях и помочь им в навигации, определении безопасного курса. Для маяка важна его идентификация, в том числе точные координаты его местоположения на морской карте. На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт.

История возникновения

В древности моряки, плавая в ночное время, ориетнировались по обыкновенным кострам, которые горели вдоль побережья. В десятой песне "Одиссеи" он рассказывает о том, что жители Итаки зажигали огни для того, чтобы Одиссей смог найти родную гавань. Прошло много веков прежде чем люди начали строить специальные маячные сооружения. Первые сведения о маяках-башнях сообщает римский историк Плиний Старший в своей "Естественной истории". В его время маяки были в Александрии, Остии, Равенне и других портах Средиземного моря. Самым древним маяком считается Александрийская, или Фаросская, башня, построенная в 283 г. до н.э. в устье Нила при входе в Александрийскую гавань. Она была сооружена греческим зодчим Состратом по приказу египетского царя Птоломея Филадельфа. Ночью на вершине башни горел костер, который, по свидетельству современников, "сиял подобно звезде" и был виден на расстоянии около 30 морских миль. К началу нашей эры в мире существовало 27 маяков. Они освещали берега проливов Дарданеллы, Босфор, Ла-Манш, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании. В средние века с расцветом коммерческой деятельности Ганзейского союза маяки-башни появились и в Северном море. Первый из них был сооружен купцами вольного города Гамбург в 1286 г. на острове Нейверк при подходе к устью Эльбы.

Не смотря на технический прогресс и XXI век, маяки по-прежнему являются неотъемлемой частью системы навигации на море. Помимо чисто технической стороны обеспечения безопасности на море, световые маяки привлекают многих как достопримечательность в любой местности мира. Посещение светового маяка для местности, где он расположен, является практически обязательным пунктом экскурсионной программы.

Виды маяков

Маяки береговые

Эти сооружения строятся на берегу, иногда, в близи от берега, могут быть возведены, на прибрежных островах.

Береговые маяки по выполняемой функции различаются: Опознавательные (одиночные) маяки – они служат, для обозначения определенной точки на водной или земной поверхности, служат, в частности знаками, при входе в порт, а также в тех местах, где корабли меняют свой курс, а также для обозначения опасных участков на воде.

Створные маяки (обязательно работают в паре) - прежде всего, служат для обозначения на карте определенной линии, используются обычно, для указания суднам, в каком месте им следует изменить курс, для того, чтобы зайти в гавань или порт. Маяк представляет собой точку на горизонте, что для многих навигационных нужд явно недостаточно. Для обозначения проходов в порты, устья рек, направления движения по фарватеру маяки могут использоваться в качестве створных знаков. В этом случае используются два маяка, установленные на разной высоте. Дальний маяк всегда выше ближнего - таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить в какую сторону производить корректировку курса, чтобы точно следовать по направлению створов. Такая система обозначения направления движения впервые была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «Ведущих огней» (англ. Leading Lights). Благодаря этой системе с разницей высот створных маяков, стало возможным точно определить, в какую сторону курса изменять курс судна. Она широко применяется не только в морской, но и в речной навигации. Створными огнями оборудованы большинство подходных путей и фарватеров морских и речных портов.

Маяки морские

Морские маяки или "плавучие" устанавливают на морских судах. Их могут используют вдали от береговой линии, при заходах в порт, служат в качестве лоцманской станции. Они оснащены сильным источником света с применением средств оптического увеличения света, для того, чтоб быть хорошо заметными в ночное время.

Маяки в России

Возникновение маяков в России относится_ко времени зарождения регулярного отечественного флота. С выходом русского государства к морям Петру I приходилось проявлять заботу об обеспечении безопасности мореплавания, в частности, путем постройки маяков, опознавательных знаков и ограждения фарватеров.

Первый маяк был построен на Азовском море в устье Дона во время похода на Азов (1696 г.). Петровский "первенец" также освещался кострами. Если придерживаться хронологического порядка появления маяков в царской России, далее необходимо обратиться к Архангельску на Белом море, где до основания Петербурга была сосредоточена вся военно-морская и торговая деятельность русского царя. Указом Великого Преобразователя 1705 г. на Северной Двине при входе в Архангельский порт было сооружено плавучее ограждение. С тех пор маячное дело стало быстро развиваться, несмотря на ощутимые финансовые затруднения из-за многочисленных войн. Заметим, что к указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные схематические чертежи предполагаемых сооружений с указаниями общего характера.

К концу царствования Петра I на Балтийском море уже действовали несколько маяков - каменных и деревянных. Большинство из них освещались дровами, некоторые - углем. Дрова обыкновенно заготавливались крестьянами близлежащих селений по 30 коп. за сажень, и требовалось их немало. К примеру, на Дагерортском маяке ежегодно сжигалось около 900 сажень дров, а на Готландском - 250 сажень дров и до 1500 пудов "заморского" (голландского) угля.

Наблюдение за освещением маяков поручалось унтер-офицерам с матросами, лоцманам или пехотным солдатам, а иногда и просто крестьянам по указанию местного начальства. Каждый раз при отправлении на маяк наблюдающим за освещением давались инструкции, которые всегда неизменно заканчивались указанием "иметь прилежное смотрение, в крепкой осторожности, дабы [маяки] содержаны были всегда исправно" и "огонь великой и высокой горел". С прекращением освещения на зимнее время большая часть людей возвращались на прежние места службы, а для зимнего присмотра за маяком обычно оставлялось два человека.

В России в районе Кольского полуострова, маяк Святоносский является одним из самых больших и старых и в связи с этим представляет собой историческую ценность.

Маяк Святоносский установлен на полуострове Святой Нос Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.

Развитие маячного строительств на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье "Святой Николай" два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности. Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец.

В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос, причём этому маяку было уделено особое внимание. В "Докладе по Департаменту Гидрографическому", подписанному генерал-майором Зелёным, сказано: "Маяк на Святом Носе, входной маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего".

Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на полуостров Святой Нос, где планировалось его собрать.

18 марта 1859 года Главный командир Архангельского порта генерал-адъютант Б. А. Гяазенал обратился в Гидрографический Департамент Морского Министерства со следующим предложением: "я полагаю, что при самом ограниченном ассигновании, устройство деревянных маяков с должным расчётом проектированных, при меньшей их ценности сравнительно железными и каменными, может принести надлежащую пользу и на весьма продолжительное время".

Английский заводчик Гриссель с которым велись переговоры по изготовлению металлического маяка, не предоставил соответствующих детальных чертежей, а сделал только фасады маяка. Чертёж фасада маяка сделан на высоком художественном уровне (он храниться в ЦГА ВМФ), но не позволял проверить соответствие требуемой им суммы в 57 тыс. рублей. К тому же анализ климатических условий показал необходимость соответствующей обработки металлический деталей, что приводило к существенному удорожанию всей конструкции маяка. Всё это, плюс нехватка средств, привело к тому, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич "… Высочайше утвердить изволил…" проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля (современнейшего на это время) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Талинне.

Подряд на постройку деревянных служб (жилые и служебные здания и сооружения) для маяка и доставку их на место взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Постройка велась в селении Соломбала. Службы в разобранном виде были перевезены на полуостров и там собраны. Были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн. Позже в Архангельске была собрана и маячная башня, которая в разобранном виде была перевезена морем на п-ов Святой Нос, где и была установлена предположительно к 15 (по старому стилю) сентября 1862 года. Тогда же на маяк была доставлена катоптрическая система с аргантовъми лампами из Таллинна.

Право на сооружение и содержание маяков в то время принадлежало не только правительству, но и частным лицам, поэтому владельцы прибрежных имений нередко строили для своих нужд маяки и эксплуатировали их частично собственными силами, частично сдачей в аренду. Маячные огни, ничем не отличавшиеся от огней, разводимых местным населением, часто приводили к кораблекрушениям.

Однако наибольшие неудобства были связаны с тем, что частным владельцам разрешалось содержать маячные огни за свой счет. Эти владельцы, пользуясь древним постановлением Берегового права, которое дозволяло брать часть ценности разбитого судна и его груза, нередко специально гасили маячный огонь или зажигали его на другом месте, способствуя кораблекрушениям.

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого

городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Гимназия №1 г. Новополоцка»

МАЯК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Учащийся 4 «А» класса

Руководитель

Новополоцк, 2014

Введение …………………………………………………… 3

1 Что такое маяк? Виды маяков ……………………….. 4

2 История маяков ………………………………………… 6

2.1 Морские светофоры … ………………………….. 6

2.2 Самый древний маяк ………………………….… 6

2.4 Российская маячная служба……………………. .9

2. 5 Восстановление маяков после Великой

Отечественной войны ………………………….. 10

3 Источники света маяков …………………………….….11

3.1 Свет древних маяков ……………………………. 11

3.2 Линза Френеля ……………………………………12

3.3 Лазер ………………………………………………. 14

4 В помощь штурману ……………………………………. 15

5 Создание модели маяка ………………………………… 16

Заключение …………………………………………… 18

Список использованных источников ……………... 21

Приложения ………………………………….…….... 22

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена слово маяк ассоциировалось с надеждой, помощью и спасением для моряков. Сколько кораблей и жизней было спасено, благодаря маякам...

Есть мнение, что первые маяки появились вместе с зарождением мореплавания более шести тысяч лет назад. Каких маяков только не было: приметные места на местности, строения, плавучие маяки, костры, «коровьи маяки» (блуждающие маяки), лампы, фонари, трубы, гонги, колокола, сирены, пушки.

За многовековую историю человечества смелая инженерная мысль создала немало выдающихся творений, но морские маяки, несомненно, одна из вершин технического творчества. Возводимые на скалах, в труднодоступных местах побережий или на крошечных искусственных островках, одинокие башни бдительно охраняют морских путешественников от коварства Нептуна, а если и случается беда, то люди, на них живущие, первыми приходят на помощь потерпевшим.

Отдыхая с родителями на южном берегу Крымского полуострова, мы посещали морские экскурсии в г. Симферополе. Там увидели много кораблей, как военных, так и торговых. Меня заинтересовал вопрос: «А как же ориентируются моряки в море?». После отдыха мы с папой попробовали сделать модель маяка. В школе после каникул я всем рассказывал, где и как отдыхал. Я рассказал про Крым, и какой мы видели в горах маяк, показал одноклассникам пробный макет маяка. И тогда наша учительница предложила мне изучить эту тему подробнее.

Тема моего исследования – «Маяк: история и современность». В качестве объекта и предмета исследования мы выбрали следующее:

Объект исследования – морская навигация.

Предмет исследования – навигационные знаки.

Гипотеза – возможно, что в век электроники и научных достижений актуальность маяков не утрачена.

Цель работы – изучить, сформировать представление о роли маяков в прошлом и современном мореплавании.

Задачи , которые раскрывают цель:

1. Определить, какие бывают маяки.

2. Изучить историю создания маяков.

3. Показать роль маяков в мореплавании.

4. Создать усовершенствованную модель маяка.

В работе были использованы следующие методы: изучение

литературных источников по теме исследования, анализ, сравнение, моделирование, обобщение.

1 Что такое маяк? Виды маяков

Для того, чтобы обеспечить безопасность мореплавания, необходимо соблюдать, по крайней мере, два условия: с достаточной точностью нанести на навигационную карту все известные морские опасности и оградить эти опасности в море определенными, хорошо видимыми знаками или другими искусственными предметами, по которым мореплаватель мог бы легко ориентироваться и заблаговременно уклониться от встречи с опасностью. Кроме того, каждый мореплаватель нуждается в различных береговых и морских ориентирах для определения своего места в море, опознания побережья, подходов к портам и якорным стоянкам.
Совокупность всех средств и устройств, которые обеспечивают безопасность мореплавания в определенном районе или море, назывался навигационным оборудованием данного района или моря в целом .

По месту установки средства навигационного оборудования могут быть береговыми и плавучими.
Основное назначение навигационного оборудования-ограждение морских опасностей. Плавучее ограждение устанавливают на воде - это буи, баканы, вехи и плавучие маяки, которые служат для непосредственного предостережения штурмана о существующей в данном месте опасности. Береговое ограждение - морские и береговые маяки, береговые знаки и башни, створ ные знаки - устанавливают на прибрежной полосе материков и островов.

Береговой маяк является основным береговым ориентиром, его устанавливают для того, чтобы облегчить мореплавателям ориентировку в море относительно морских опасностей, лучше опознать берег и вход в порт или на рейд, определить место судна при плавании в видимости берегов.

Рис.1: Береговой маяк

Это грандиозное строение в древности считали одним из семи чудес света. Александрийский исполин послужил образцом для десятков маяков, построенных древними римлянами в Европе. Знаменитый маяк продолжал действовать вплоть до 1326 года, когда он был разрушен землетрясением. Его руины стали частью стен турецкой крепости. А название Фарос стало нарицательным, от него произошли и наши «фары».

В России первые маяки были построены в 1702 г. в устье Дона и в 1704 г. на Петропавловской крепости в Петербурге. Строительство старейшего маяка на Балтике - Толбухина близ Кронштадта - растянулось чуть ли не на 100 лет. Здание начали строить по приказу Петра I. Сохранился его собственноручный эскиз с указанием основных размеров башни и припиской: «Протчее дается на волю архитектору». Сооружение каменного здания требовало значительных средств и большого числа искусных каменщиков. Строительство затягивалось, и царь приказал срочно построить временную деревянную башню. Его приказание было выполнено, и в 1719 г. на маяке, названном по имени косы, на которой он был установлен, Котлинском вспыхнул свет. В 1736 г. была предпринята еще одна попытка возвести каменное здание, но закончить его удалось только в 1810 г. Проект разрабатывался с участием талантливого русского зодчего, создателя здания Главного Адмиралтейства в Петербурге. С 1736 г. маяк носит имя полковника Федора Семеновича Толбухина, разгромившего в 1705 г. шведский морской десант на Котлинской косе, а затем военного коменданта Кронштадта.

В 1724 г. в Финском заливе начал работать маяк Кери (Кокшер) на острове того же наименования. К началу XIX в. на Балтийском море действовало 15 маяков. Это старейшие маяки в России. Срок их службы превышает 260 и более лет, а маяк Кыпу на о. Даго существует уже более 445 лет.

Один из старейших маяков на Черном море - Тарханкутский с башней высотой 30 м. Он вошел в эксплуатацию 16 июня 1817 г. На одном из зданий маяка начертаны слова: «Маяки - святыня морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как послы держав». Сегодня его белый огонь виден на 17 миль. Кроме того, он оборудован радиомаяком и звуковой сигнализацией.

В 1843 г. на самой оконечности Карантинного мола Одесского залива был поставлен брандвахтенный пост-дом с мачтой, на которой с помощью лебедки поднимали два масляных фонаря. Таким образом, этот год следует считать годом рождения Воронцовского маяка. Однако настоящий маяк на Карантинном молу был открыт только в 1863 г. Это 30-футовая (более 9 м) чугунная башня, увенчанная специальным фонарем.

В 1867 г. одесский маяк стал первым в России и четвертым в мире, переведенным на электрическое освещение. Вообще переход на новый источник энергии происходил крайне медленно. В 1883 г. из 5 тыс. маяков земного шара только 14 были с электрическими источниками света. Остальные же еще работали на керосиновых, ацетиленовых и газовых светильниках и горелках.

После того как рейдовый мол значительно удлинили, в 1888 г. был построен новый Воронцовский маяк, который простоял до 1941 г. Это была чугунная башня высотой 17 м. В дни обороны Одессы маяк пришлось взорвать. Но именно он изображен на медали «За оборону Одессы». Новый маяк, тот, что мы видим сегодня, построен в начале 1954 г. Башня, имеющая цилиндрическую форму, стала намного выше - 30 м, не считая 12-метрового основания. В маленьком домике, что на втором причале, смонтировано дистанционное управление всеми механизмами. Строгая белая башня, стоящая на самом краю рейдового мола, изображена на марках и почтовых открытках и стала одним из символов города.

К 1917 г. на всех морях России было построено 163 световых маяка. Наиболее слаборазвитую сеть маяков имели моря Дальнего Востока (всего 24 при протяженности побережий в несколько тысяч километров). На Охотском море, например, действовал всего лишь один маяк - Елизавета (на о. Сахалин), на Тихоокеанском побережье также один - Петропавловский, на подходе к порту Петропавловск-Камчатский.

2.4 Российская маячная служба

Российская маячная служба ведёт свою историю с зарождением Российского флота и, конечно с именем Петра I. В 1704 году зажглись огни на Петропавловской крепости. В 1705 году по указанию Петра I вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Россия, в отличие от Европы, где маяки строились с древних времён, начала ставить сигнальные башни лишь после того, как Пётр I прорубил «окно в Европу». За новое дело взялись активно: уже к концу XVIII века в России насчитывалось 19 маяков, из них на Балтийском море – 15, на дальневосточных морях – 3, и на Каспийском – 1.

Строили маяки в спешке, в основном из подручного российского материала – из дерева. А поскольку для освещения использовали масло или нефть, частым бедствием были пожары. И это была не только российская проблема – деревянные маяки горели по всему миру. Поэтому позже их стали строить из гранита и кирпича, а цоколь облицовывать чугуном и сталью. Для изготовления световой камеры и арматуры применяли нержавеющую бронзу , а со временем и алюминий . В результате многие маяки по прочности не уступали крепостям и теперь представляют собой настоящие инженерные шедевры.

Возведение башни всегда было связано с большими трудностями. Ведь маяки часто ставят там, где нет ни дорог, ни причалов: на коварных берегах или прямо в море – на выступающих из воды скалах, отмелях и рифах.

Бум отечественного маячного строительства пришёлся на годы. За эти двадцать лет маяков поставили больше, чем за три столетия существования российского флота. На сегодняшний день в России насчитывается четыреста три действующих маяка. Большинство из них находятся в ведении Министерства обороны. Маяками на северном морском пути заведует Министерство транспорта.

Все морские державы периодически публикуют перечни своих средств навигационного оборудования. В них указаны точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики маяков. У корабельного штурмана есть карта с данными каждого маяка, который судно встретит, следуя своим курсом.

2.5 Восстановление маяков после Великой Отечественной войны

Во время войны значительная часть маяков была разрушена. Из 69 маяков на Черном и Азовском морях оказались полностью уничтоженными 42, из 45 на Балтийском море - 16. Всего же было разрушено и уничтожено 69 маячных башен, 12 радиомаяков, 20 звукосигнальных установок и более 100 светящих навигационных знаков. Почти все сохранившиеся объекты средств навигационного оборудования находились в неудовлетворительном состоянии. Поэтому после окончания войны Гидрографическая служба ВМФ приступила к восстановительным работам. По данным на 1 января 1987 г., на морях нашей страны действовало 527 световых маяков, из них 174 - на морях Дальнего Востока, 83 - на Баренцевом и Белом морях, 30 - на побережье Северного Ледовитого океана и 240 - на других морях.

В начале 1982 г. огни еще одного дальневосточного маяка - Дуга восточная - загорелись на побережье Охотского моря.

В 1970 г. закончилось сооружение маяка - памятника экипажам кораблей и судов, погибшим на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Маяк Таллинн установлен на глубине 7,5-10,5 м в районе банки Таллинмадал в 19 милях от порта.

На тяжелой бронзовой мемориальной доске увековечены наименования эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов - всего 72 корабля. Маяки, подобные «Таллинну», не нуждаются в обслуживающем персонале. Поэтому в настоящее время взят курс на строительство именно таких маяков.

Среди маяков, построенных и введенных в действие за последние годы, особое место принадлежит автоматическому маяку Ирбенский. Он построен в открытом море на гидротехническом основании. Все технические средства маяка работают автоматически. Маяк оборудован вертолетной площадкой.

3 ИСТОЧНИКИ СВЕТА МАЯКОВ

3.1 Свет древних маяков

Источником света маяка с ХII века служили свечи или плошки с маслом, которые ставили под стеклянный колпак. Так продолжалось до конца XVIII века, когда появилась масляная лампа Арганда с воздушной тягой: пламя в ней не коптило и было более ярким.

Со временем её сменили более совершенные лампы – керосиновая, газовая и, наконец, электрическая.

3.2 Линза Френеля

Но настоящий переворот произвела изобретённая в 1819 году французом Огюстеном Жаном Френелем восьмигранная призма, состоявшая из многоугольных линз. Это устройство во много раз усиливало яркость света. Если вращать призму вокруг лампы, то свет, фокусируемый линзами в отдельные пучки, проходит последовательно через все точки горизонта. Кстати, именно этот эффект вдохновил и конструкторов пресловутых автомобильных «мигалок».

Изобретение не устарело до сих пор. В Англии на мысе Лизард установлена лампа мощностью всего 40 ватт. Однако благодаря линзе Френеля её свет виден за 50 километров.

Разнообразные линзы и фильтры придают маяку индивидуальность. Не говоря уже о цвете огня, с их помощью можно менять характер свечения: непрерывное ровное, отдельные проблески или серии через равные отрезки времени, плавно усиливающийся и ослабевающий огонь. Кроме того, комбинация конструкции светового отсека и высоты маячной башни определяют высоту огня над уровнем моря, а значит дальность видимости и сектор освещения.

Световой отсек – сердце маяка. И одновременно его пульс – с наступлением сумерек лампы включаются, за час до восхода солнца

выключаются. Электроника автоматически переключает перегоревшие лампы на резервные и сигнализирует смотрителю о неисправностях

В туман или снежную метель, когда свет бессилен помочь мореходам, маяки подают звуковые сигналы. В древности использовали и гонги, и трубы. В Европе даже палили из пушек, но наибольшее распространение получили колокола: их наряду с паровыми гудками и сиренами используют и сегодня.

Подавляющее большинство современных сигнальных башен оснащены радиомаяками. Принимая радиосигналы, судно может определить направление на маяк – так называемый пеленг. Есть радиомаяки направленного и ненаправленного действия. Первые пеленгуются только с определённых курсов, вторые – из любой зоны моря.

В труднодоступных местах действуют автоматические маяки. Смотрителей на них нет, а специалисты посещают их лишь изредка – только во время плановых технических осмотров. В СССР были построены даже автоматические маяки, работавшие от атомных установок. Их хватало на 15-20 лет. Но в 1990-х годах воровство дорогостоящих батарей приобрело такие размеры, что специалистам маячной службы поневоле пришлось задуматься о новых технологиях – солнечных батареях и ветряных генераторах.

8. Большая советская энциклопедия

9. Интернет

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Береговое право» ХII века

С развалом Римской империи торговое и военное мореплавание замерло, и о маяках забыли. Когда в XII веке судоходство в Западной Европе начало возрождаться, моряков поджидала большая неприятность. Действовало «береговое право», гласившее: «Тот, кто найдёт предметы, выброшенные на берег моря, становится их владельцем ». Это распространялось и на потерпевшие крушение или выброшенные штормом на берег корабли. Просто сидеть у моря и ждать счастливого случая прибрежные жители не хотели. Целые береговые посёлки жили за счёт терпевших бедствие судов. Их население без малейших угрызений совести старалось увеличить число крушений. По «береговому праву» считать найденное своей собственностью можно было, только если прежние владельцы погибли. Поэтому добравшихся до берега моряков безжалостно добивали.

Жители побережий не считали за грех погасить в бурю маяк, развести ложный костёр, передвинуть буй – и судно садилось на мель или разбивалось о рифы. Додумались и до «блуждающих огней» – корову или лошадь с привязанным фонарём в штормовую ночь водили по берегу. Корабль-жертва, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем судне, подходил близко к берегу и разбивался.

«Береговое право» находило поддержку даже у священников, получавших от мародёров немалые пожертвования. «На всё воля Божья, – говорили они. – Если кораблям суждено тонуть, то ставить маяки им в помощь, значит идти против господа». В царствование Людовика XIV священник острова Умант рассердился на прихожан за скудные пожертвования. По его словам, только их жадность привела к тому, что всевышний перестал посылать корабли на скалы. А когда на одном из британских островов Силли наконец была выстроена маячная башня, местное население пришло в ярость. Маяк лишал их «божьей милости и хлеба насущного». И это нельзя списать исключительно на «их нравы». У жителей села Солза в Двинском заливе тоже была выразительная поговорка: «Разбей бог ладью – накорми Солзу».

Приложение 2

Роль маяков в эпоху великих географических открытий

Возведение сигнальных башен внезапно стало прибыльным делом. Потраченные на строительство деньги скоро возвращались в виде пошлины, которую хозяева маяков собирали с судовладельцев.

В Британии – тогдашней владычице морей и океанов – маяки признали делом поистине государственной важности. Власти уже в 1514 году учредили комитет по их строительству и содержанию. Но ещё долгое время ставить башни на берегу продолжали доброхоты, которые по религиозным, моральным, да хотя бы и по экономическим соображениям не могли мириться с гибелью судов и экипажей.

Так было, к примеру, в Шотландии с её береговой линией в 2500 километров и частыми штормами. Здесь сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для тысяч людей – шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет. Между прочим, мужчины в семье известного романиста, автора «Острова Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона на протяжении XVIII-XX веков занимались маячным строительством. 97 маяков, построенных Стивенсонами в разных точках Шотландии, продолжают вести суда и сегодня.

Приложение 3

Смотритель маяка

Главная задача смотритель – не допускать поломок на маяке. От этого зависят жизни моряков. Поэтому, чтобы ни произошло, какие бы штормы ни бушевали вокруг, в любое ненастье, в праздники и будни, в мирное время и в тревожные дни маяк должен светить. Перегорели лампы, сломался дизель, потекла крыша – смотритель должен справиться с любой проблемой в самый краткий срок. Каждый маячный смотритель – мастер на все руки. Приходят в эту профессию разными путями. Часто смотрителями становятся морские офицеры в отставке, для которых смысл жизни – служба морю. В любом случае все люди, работающие на маяках, – фанатики своего дела. Очень часто на маяках живут семьями, передавая должность из поколения в поколение. При некоторых маяках возникают посёлки со школой, огородами и пастбищами. Но это скорее исключение, чем правило. Большей частью маяки расположены вдали от городов и посёлков. На многие километры ни души –только ты и море. Добровольным робинзонам жить по-прежнему трудно, хотя телефон, радио и телевизор несколько скрашивают их будни.

Некоторые смотрители настолько привыкают к маякам, что не представляют себе жизни вдали от них. Закончив службу, они просят разрешения дожить свой век возле родной башни.

А как живут на «северах»? Когда открыто судоходство, корабли завозят обитателям маяков продукты на следующий год. Всё остальное время смотрители могут рассчитывать только на себя и ведут «натуральное хозяйство» – собирают грибы, ягоды, охотятся и рыбачат.

История знает много случаев героических поступков смотрителей, оказавших помощь маякам. Им не ставят памятников, но сами маяки – это монументы тем, кто на них служил.

Приложение 4

Интересные факты о маяках

– Возможно, эту идею людям подсказали извергающиеся вулканы.

– Первое письменное упоминание о маячной башне принадлежит греческому поэту Лесхесу, жившему в VII веке д. н.э.

– Радиус действия маяков – 20-50 км, радиомаяков – 30-500 км, звукосигнальных устройств – 5-15 км.

– Светооптическая призма Френеля была впервые установлена в 1822 году на Кордуанском маяке во Франции. Сейчас ими оборудованы 80% всех действующих маяков.

– В России маяки стоят на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Чёрного, Азовского, каспийского, Баренцева, Белого, Японского и Охотского морей. Из 403 российских маяков 287 – жилые.

– Самый известный маяк в мире – статуя Свободы в Нью-Йорке.

– Самый высокий маяк стоит в японском городе Иокогама – 106 м.

– Открытая в 1886 году в Нью-Йорке статуя Свободы – это электрический маяк.

– Самым старым в мире считается маяк около испанского города Ферола. Маяк на этом месте стоял ещё во времена римского императора Траяна. Все действующие маяки не раз перестраивались.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...