Одигитрия где находится. Что такое Одигитрия? Описание иконы, ее история и значение

На Руси давно известна икона святой Божией матери «Одигитрия» Смоленская. Необычное название, непривычное русскому уху греческое «Одигитрия» означает «Путеводительница».

Смоленская икона Божией Матери и вправду является путеводительницей для любого православного человека, которая приведет его к истинному Господу, стоит только помолиться ей от чистого сердца. «Одигитрия» имеет богатую историю и очень известна в кругах православной церкви.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Образ и композиционные особенности святого образа

Основной богословской идеей для образа стала тема пришествия Христа, который стал воплощением самого Господа на Земле, ради спасения каждой человеческой души. На доске изображена Божия Матерь, которая держит в своих руках Христа-ребёнка. Хрупкий малыш - это воплощение Небесного Царя, который грядет судить этот мир и каждого человека.

Характерной особенностью этого изображения является уникальное расположение руки Божией Матери - она подняла свою правую руку как б указывает людям на Христа, говоря Кому им следует поклоняться и молиться. Так же его можно трактовать как личное обращение Богоматери к Иисусу.

Исследователь Кондаков утверждал, что данный образ является самым древним из всех, что дошли до современной церкви. Изначально он был известен в Палестине, а после VI века широко расходиться и становится известным по всей Византии и Востоку.

Композиция иконографии весьма занимательна:

  1. Все персонажи изображены фронтально так, что их лица не касаются друг друга. Они как бы отстранены;
  2. Молящийся может четко рассмотреть лицо Иисуса и Его Матери;
  3. Лицо Богородицы слегка склонено к ребенку;
  4. Правая рука поднята на уровень груди, где замерла, в молитвенном жесте;
  5. Иисус располагается на руках;
  6. Правая рука Христа благословляет, а в левой находится пергамент (в некоторых вариациях он держит вместо свистка книгу);
  7. Царица Небесная изображена по пояс, однако в мире есть варианты доски, где она изображена в полный рост или же наоборот только по плечи;
  8. На некоторых подобных иконах Младенец располагается с правой стороны.

Точных сведений как именно Смоленская икона Божией Матери попала на территорию Руси нет, однако со времен ее появления доску чтили и считали драгоценной святыней все члены православной церкви. Мало кто из православных не знал это изображение и не молился ему.

История образа

Автором доски, по церковному преданию, является апостол Лука, чье евангелие можно найти в Новом Завете. Доска была обнаружена и перевезена в Константинополь из Палестины в 5 веке в составе иных святынь императрицей Евдокией, чей муж был император Феодосий Младший.

По сохранившимся источникам можно вычислить, что доска изначально хранилась в женском монастыре Одигон, а на пасхальные дни перемещалась в императорский дворец. Монастырь уже в то время славился чудесами и был назван Одигоном или «Путеводителем», а позже и святыня, хранившаяся в нем, стала называться «Одигитрией».

Важно! Название «Одигитрия» прекрасно подходит доске не только по месту ее первоначального хранения, но и в духовном смысле, ведь Богоматерь - это путеводительница всех людей к Господу, которая наставляет на истинный пусть и сохраняет от врагов. Этот портрет стал одним из главных в Константинополе - именно его поднимали на городские стены при осаде, защищая город от врагов.

Многие историки подтверждают, что именно данная доска стала главной в крестном ходе. Известно и чудо, произошедшее во время этого хода: по записям Стефана Новгородского, который был паломником в Константинополе, картину Богоматери носили по улицам и площадям, но чудо было в том, что тяжелое изображение в красивой деревянной раме, весившей не менее 10-20 кг носил всего один человек на протяжении всего хода, длившегося около 4-6 часов. Это ли не чудо?

Еще о чудесах в православии:

В 11 веке Богоматерь Одигитрия попадает на территорию Руси в составе приданного, которое император Константин дал за свою дочь Анну во время венчания с князем Всеволодом. Когда Всеволод умер, его сын Владимир Мономах, наказал заложить в Смоленске храм Успения Богородицы, где и расположили святое наследство. После этого, лик стал защитником города. Первое знаменательное чудо произошло в 1239 году во время осады его воинством хана Батыя. Воин Меркурий долго молился Одигитрии и получил откровение - сразиться с врагом в одиночку. По свидетельству многих монголов, во время боя Меркурия с ним были ангелы и сама Богоматерь, которые сражались вместе с ним. Монголы бежали, в ужасе от увиденного, а Меркурий погиб там и стал одним из святых православной Церкви.

Где можно увидеть икону

В начале XV века икона Богоматери Одигитрии была перемещена в Москв у. Точной причины неизвестно, но существует три версии этого события:

  1. Династический брак литовской княжны и князя Московского;
  2. Наследство последнего князя Юрия Святославовича, который был изгнан Витовтом и забрал все с собой;
  3. В составе награбленного Юргой, когда тот покинул князя Свидригайла и поехал служить московскому князю Василию Васильевичу.

Во время пребывания в Москве со святого лика были написаны несколько копий. В 1456 году оригинальное изображение вернулось в Смоленск, после того как московский князь Василий Темный вернул ее в качестве будущего воссоединения двух городов. При этом копия была написана и оставлена в Москве в Благовещенском соборе. На копии младенец Христос располагается вертикально, причем исследователи склонны думать, что так изображали Иисус и на оригинальном византийском образе. Позже Смоленскую Божью Матерь привозили в Москву несколько раз для совершения молитвы.

Особо знаменателен был день Бородинской битвы, когда в крестном ходе москвичей были собраны множество святых ликов, в том числе и Смоленский. На время войны с французами лик был передан на хранение в город Ярославль, для сбережения и защиты.

Важно! В 1941 году Одигитрия, которую привезли из Византии, была утрачена, подозревается, что она была украдена. Копия изображения сейчас хранится в Оружейной палате, куда оно попало из построенного в 1523 году Новодевичьего монастыря. Сделали это из соображений безопасности, ведь рама доски отделана богатым золотым окладом и ризой из жемчуга.

В чем помогает Одигитрия

Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.

О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:

  • защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
  • защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
  • убережет от болезней и эпидемий;
  • защитит каждую семью;
  • будет покровительствовать семейным людям.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» о примирении
  • Молитва перед иконой «Всецарица» для избавления от онкологии

Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а дети о здравии родителей.

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

В какие дни лучше молиться лику

Православные верят, что образ принесет гармонию и мир в дом, если хранить эту икону там. Смоленская икона может помочь уладить конфликты и сгладить неприязнь врагов. Для семейного благополучия очень важно хранить эту икону дома.

Но самая главная задача иконы Смоленской Богоматери - это направить к спасению человечество и отдельные души. Все, жаждущие Бога, найдут Его тут. Больные могут просить у Божьей Матери исцеления, и они его получат, могут просить здравия своей душе, и оно прибудет с ними.

Это происходит трижды в год:

  • 10 августа - эта дата соблюдается ежегодно с 1525 года, когда в этот день лик был перемещен из Кремля в Новодевичий монастырь;
  • 18 ноября - после победы над Наполеоном в 1812 году эта дата также ежегодно празднуется православными верующими;
  • 7 декабря - жители Смоленска решили отмечать этот праздник как день освобождения от татаро-монгольского ига.
Важно! В эти дни в Смоленской обители Пресвятой Богородице читается акафист Смоленской Божьей Матери, где ей может помолится каждый верующий словами молитвы и акафиста.

Посмотрите видео о Смоленской иконе Божьей Матери

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия — одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) — Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Успенский собор — одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери — древняя Одигитрия. Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии. Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

Смоленская икона Богоматери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница), – древнейший чудотворный образ, попавший на Русь из Византии, как предполагают историки, в XI веке. Переданная великим князем Владимиром Мономахом в специально построенный для нее в 1011 году Успенский собор Смоленска, эта икона стала главной святыней города и неоднократно на протяжении веков спасала его от беды. Перенесла она и многократные иностранные вторжения на Смоленскую землю, и советские богоборческие времена. До 1941 года хранилась великая святыня в соборе Успения Пресвятой Богородицы, но во время немецкой оккупации бесследно исчезла. В настоящее время в соборе на почетном месте находится чтимый, богато украшенный список чудотворной иконы (адрес: г. Смоленск, Соборный двор, д. 5).

С XVI века почитание Смоленской иконы Божией Матери широко распространилось по всей России, строились десятки храмов в ее честь, появилось множество копий иконы. Только чудотворных и особо чтимых ее списков известно не менее 30. Среди наиболее известных, прославившихся многими чудесами, можно назвать следующие:

Устюженская (1290 г.). Прославилась в городе Устюжне Новгородской губернии. Сейчас находится в московском храме Христа Спасителя. Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 15.
Выдропусская (XV в.). Названа по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии. Ныне хранится в Преображенском соборе города Торжка. Адрес: Тверская обл., г. Торжок, ул. Медниковых, д. 5.
Христофоровская (XVI в.). Названа в честь преподобного Христофора, который в 1555 году основал монастырь на реке Малой Коряжемке в Сольвычегодском уезде Вологодской епархии. В 30-е годы прошлого века приход закрыли, и чудотворная икона была утрачена. Список ее находится сейчас в Введенском храме города Сольвычегодска. Адрес: Архангельская обл., Котласский р-н, г. Сольвычегодск, угол Советской и Курортной улиц.
Седмиозерная (1615 г.). Была принесена из Великого Устюга в Седмиозерную Богородицкую пустынь (близ Казани) ее основателем схимонахом Евфимием. Сейчас икона хранится в алтаре Казанского Петропавловского собора. Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.
Шуйская (1654–1655 гг.). Была написана благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы. Утрачена в 1922 году. Чтимый список ее находится в Воскресенском соборе города Шуя. Адрес: Ивановская обл., г. Шуя, Зеленая пл., д. 4.
Сергиевская (1730 г.). Являлась главной святыней церкви Смоленской Божией Матери Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В настоящее время хранится в Художественном музее Сергиева Посада. Чтимый список ее находится в Смоленской церкви лавры по левую сторону от царских врат. Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад.

Один из самых почитаемых списков Смоленской иконы Божией Матери в Москве находится в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (адрес: Москва, Крестьянская пл., д. 10). Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича, в XVI веке.
Почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2).

Некоторые старинные иконы Смоленской Божией Матери можно увидеть в известных российских музеях.

Например:
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Адрес: Москва, Андроньевская пл., д. 10.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл, г. Кириллов, музей-заповедник.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Кострома, пр. Мира, д. 7.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 8.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Адрес: г. Великий Новгород, кремль, д. 11.
Пермская государственная художественная галерея. Адрес: г. Пермь, Комсомольский пр., д. 4.
Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 64.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25.


В нашей стране известно около 200 храмов, посвященных Смоленской иконе Божией Матери или имеющих приделы в ее честь. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре.
Этот собор – древнейшее каменное здание на территории Новодевичьего монастыря в Москве. Оно было построено в 1524–1525 годах в царствование великого князя Василия III в благодарность за помощь Смоленской иконы Божией Матери при овладении Смоленском в войне с литовцами. Собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Мощный, шестистолпный храм на очень высоком подклете окружен с трех сторон крытыми галереями. В интерьерах монастыря сохранились фрески и иконостас, относящиеся к XVI веку. Собор известен тем, что в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. Храм имеет два придела – во имя святого апостола Прохора и Никанора и во имя Чуда святого архистратига Михаила. Святыня храма – чтимая Смоленская икона Божией Матери, список середины XV века. Смоленский собор Новодевичьего монастыря до сих пор находится в ведении Государственного исторического музея города Москвы, однако в христианские праздники здесь проводятся богослужения.
Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 5.

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери была построена на кладбище рабочих, строивших Петербург, по изволению императрицы Елизаветы Петровны в 1760 году. Каменный храм в этом месте был возведен по проекту архитектора Алексея Иванова в 1786–1790 годах. Выполненный в стиле русского классицизма, он отличался простотой форм и гармонией пропорций. Прямоугольное здание церкви увенчивал один широкий барабан, плавно переходящий в низкий купол. С запада к храму примыкали трапезная и двухъярусная колокольня со шпилем. Со временем Смоленская церковь все более благоустраивалась, что отражалось в ее архитектурном облике. Так, по проекту архитектора Андреяна Захарова в 1790 году к ней был пристроен северный придел, освященный в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Спустя век в пристройке, возведенной по проекту архитектора К.Н. Вербицкого, был освящен придел Иоанна Предтечи, украшенный иконостасом кисти М.М. Васильева. В 1940 году Смоленскую церковь закрыли, однако после окончания Великой Отечественной войны храм возвратили верующим. В эти годы на Васильевском острове он был единственным действующим храмом, неслучайно его считают одним из самых «намоленных» в Санкт-Петербурге. В 1950 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Смоленскому храму был передан список особо чтимой иконы Божией Матери «Милующая», и в ее честь был освящен северный придел церкви. Немного позднее за ним был расположен Рождественский придел, который и поныне украшает символическая Вифлеемская пещера. Уже в наши дни, в 1990 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия был устроен южный придел в честь святой блаженной Ксении Петербургской, считающейся покровительницей этой церкви. Кроме ее иконы в этом приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, иконы святого апостола Петра и святого праведного Иоанна Кронштадтского.


Церковь Смоленской Божией Матери.
Санкт-Петербург. XVIII в

В иконостасе центрального придела, слева от царских врат, помещена главная святыня храма – почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, с которой ежегодно в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма. Среди других почитаемых икон центрального придела можно отметить следующие: Иверская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Толгская икона конца XVII века с клеймами, икона Николая Чудотворца, икона целителя Пантелеимона в житии. В 1987–1988 годах Смоленская церковь была полностью отреставрирована, промыты старинные росписи стен, обновлены киоты икон, засияли позолотой иконостасы всех приделов. Свое 200-летие в 1990 году этот чудесный храм на Васильевском острове встретил во всем своем великолепии. К приходу церкви Во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище относится и недалеко от нее расположенная часовня Святой блаженной Ксении Петербургской, к которой в любое время года не прекращается поток верующих в ее чудотворную помощь.
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24.
Сергиев Посад. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в знаменитой Троице-Сергиевой лавре расположена напротив церкви Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Она словно замыкает северо-западный угол соборной площади. Сооружена была Смоленская церковь в 1746 году по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Этот небольшой, однокупольный храм, завершающийся изящным световым фонарем с небольшой главкой и крестом, – чудесный образец храмовой архитектуры стиля елизаветинского барокко. Он удивительно гармонично вписывается в ансамбль Троицкого монастыря. Стены Смоленской церкви украшены чередующимися белокаменными пилястрами, а окна – резными каменными обрамлениями. К сожалению, иконостас церкви в его первоначальном виде не сохранился. В настоящее время в храме установлен резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, выполненный в 1748 году по проекту Д.В. Ухтомского. На восточной стене храма находится чтимая икона – копия чудотворного образа Смоленской Одигитрии, хранящегося в настоящее время в Художественном музее Сергиева Посада.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Владимирская область. Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Храм Смоленской иконы Богородицы в Суздале расположен напротив юго-восточной угловой башни Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь в старину находилась слобода Скучилиха, в которой жили монастырские ремесленники и разный рабочий люд. Они-то и возвели в XVI веке, как было тогда принято, пару деревянных церквей – зимнюю церковь Симеона Столпника и церковь Смоленской иконы Божией Матери, служившую летним храмом. Затем в 1696–1706 годах на этом месте был поставлен существующий и поныне пятиглавый каменный Смоленский храм. В конце XVIII века между храмами была установлена колокольня, завершившая единый облик этого великолепного архитектурного комплекса. Зодчий, спроектировавший Смоленскую церковь, вероятно, работал с прославленными суздальскими мастерами – Маминым, Грязновым и Шмаковым, потому что в ее архитектурном облике повторяются детали знаменитых храмовых построек того времени – нарядный карниз из зубчиков, балясин и мелких кокошников, широкие плоскости стен с симметрично расположенными окнами, изящные барабаны под куполами и т.д. Особенно красив северный портал церкви, отличающийся богатой лепниной, ведь именно отсюда церковь «встречала» гостей, приезжающих в город со стороны Ярославля. В 1960 году церковь Смоленской иконы Божией Матери была отреставрирована архитектором О.Г. Гусевой. В советские времена церковь была закрыта и, по некоторым сведениям, использовалась под торговый пункт. В настоящее время это действующий храм. При нем с 1997 года действует община сестер милосердия, которая оказывает постоянную помощь детским домам и больницам города.
Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Ленина, д. 148а.




Кострома. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в начале XV века преподобным Никитою, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Костромичи в течение нескольких веков считали эту обитель общенародной святыней и молитвенным прибежищем для верующих. Одна из святынь Богоявленско-Анастасииного монастыря – чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери. Она была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря группой мастеров под началом знаменитых иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. В 1779 году в Костроме случился страшный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Богоявленский монастырь тоже был объят пламенем, однако настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы чудесным образом сохранился неповрежденным, и с того времени началась история его почитания. В 1814–1847 годах в стенах Богоявленской обители размещалась Костромская духовная семинария, которой руководил преподобный архимандрит Макарий (Глухарев). Именно его трудами в 1825 году юго-западная башня с чудотворной иконой-фреской была перестроена в церковь, посвященную Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. К началу ХХ века в Богоявленско-Анастасиином монастыре действовали курсы сестер милосердия Красного Креста, училище для детей из бедных семей и первая в России монастырская лечебница для сельского населения. В 1920-х годах по указу властей, несмотря на протесты верующих, все храмы обители были закрыты и использовались под учреждения областного архива. Монастырь был возрожден в 1990 году, и уже через год в его храмах начались богослужения. Во вновь открывшийся Богоявленский собор была перенесена из Костромской церкви Воскресения на Дебре главная святыня Костромской земли – чудотворная Федоровская икона Божией Матери. С этого времени зафиксировано уже более 100 чудес, совершившихся по молитвам у этой иконы. Также к святыням, пребывающим в Богоявленско-Анастасиином монастыре, относятся: святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного старца Тимона Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. В настоящее время при обители действуют Костромская духовная семинария, богадельня Во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот Во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монастырь стал духовным центром Костромской епархии.
Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26.
Орел. Кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери.
Собор Смоленской иконы Божией Матери в городе Орле, построенный в русско-византийском стиле, – это самое большое церковное здание города. И хотя храм утратил почти половину величия своего первоначального облика, он по-прежнему радует красотой и является архитектурной доминантой города. Смоленская церковь была возведена по просьбе жителей бывшей Стрелецкой слободы города в 1767 году. Строилась она на средства прихожан, и в 1777 году в ней начались богослужения. Храм имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Спаса Нерукотворного и Дмитрия Солунского. Строительство нового здания Смоленской церкви велось по проекту архитектора Н.Т. Ефимова с 1857 по 1895 годы. Она была построена на средства потомственного гражданина города, купца Ивана Серебренникова. В 1938 году храм был закрыт. В период немецкой оккупации его использовали как бомбоубежище, а после войны здесь размещался хлебозавод. В 1994 году церковь была передана Орловско-Ливенской епархии, и под руководством архитектора М.Б. Скоробогатова началось ее восстановление. В 1995 году она вновь стала действующей. Святыни храма: чтимый храмовый образ Божией Матери Одигитрия, чтимый образ святой мученицы Татианы с частицей мощей, крест-мощевик 1762 года с частицами мощей святых угодников Божиих, одежда с мощей преподобного Меркурия Киево-Печерского, чтимая икона преподобного Серафима Саровского, особо чтимый образ Божией Матери «Всецарица». В наше время наряду с детской воскресной школой при соборе действует воскресная школа для взрослых. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Орле считается храмом-памятником защитникам Отечества.
Адрес: г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д.27а.

Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская церковь в Нижнем Новгороде была возведена в конце XVII века на средства богатого купца-промышленника, графа Григория Строганова. Храм был открыт в 1697 году. Немного позже был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. В архитектуре этой пятиглавой церкви использован своеобразный декор в духе строгановского барокко, что отличает ее от других храмов середины XVII века. Внутри ее нет характерных для русских храмов столбов, высокий зал перекрыт лишь сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной главе. При этом пространство церкви зрительно расширяется за счет света, льющегося из больших, расположенных в два ряда окон. Богатая белокаменная резьба украшает фронтоны храма, а на его фасадах, в простенках между окнами, замечательно смотрятся колонны коринфского ордера. Над центральным входом устроена красивая колокольня. В советское время эта церковь была закрыта и использовалась как музейный склад. Возвращена верующим в 1993 году. Сейчас при храме действуют воскресная школа, детский театр и военно-патриотическая дружина. Главная святыня храма – икона с крестом-мощевиком, хранящим частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы Гефсиманского и христианских мучеников, пострадавших от нашествия сарацин. Нижегородская Смоленская церковь является объектом культурного наследия федерального значения.
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 141.

Смоленская икона Божией Матери - чтимая в православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в 1046 году родительским благословением для дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Однако, существует историческое свидетельство о том, что царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году. Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего константинопольского образа.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени города, хранительницей которого оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525 году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную икону.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в соборе не оказалось.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится список Смоленской иконы Божией Матери.

Один из самых почитаемых списков иконы в Москве находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Списки Одигитриии Смоленской

Одигитрия Смоленская Мглинская

Одно из наиболее полных описаний Чудотворной иконы Одигитрия Мглинская представлено в книге Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев, 1911:

И. Т. Токмаков в своей книге «Историко-статистическое описание гор. Мглина» пишет, что икона Одигитрия была дана в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича, захвачена на Черниговщине поляками и брошена вблизи места боя. Внизу иконы Одигитрии сохранилась старинная надпись: «Року Божого 1664 мсетиса 2 сентября образ найден Пресвятой Богородицы... межи Дроково и Нивного, на болоте»...

Некоторое время икона находилась в Костеничах, затем перенесена в церкви Мглина, а 2 марта 1832 года с религиозной торжественностью установлена в Мглинском Успенском собор е .

Использованы материалы Википедии и сайтов:

http://silbermanfod.livejournal.com/96654.html

Http://www.vidania.ru/icony/icon_smolenskaya.html

Http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_alphacontent&ordering=11&limitstart=3180

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой - держит свиток, реже - книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа - пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец - это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон - «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня - икона Богоматери - стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь - путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» - сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...