Сочинение описание по картине К. Савицкого "ремонтные работы на железной дороге "

Картина "Ремонтные работы на железной дороге" написана в тот же год, что и "Бурлаки" И.Е.Репина: обе картины близки по идейной направленности. Рассмотрим внимательно картину К.А.Савицкого, чтобы понять замысел художника.

Значительную часть картины занимает огромная впадина, в которой движется в разных направлениях большая группа рабочих. Они на тачках везут песок. Большая часть их движется снизу на зрителя, что позволяет видеть предельное напряжение рабочих. На переднем плане это подчеркивает груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести груза. В центре переднего плана картины – богатырски сложенный рабочий в сильном рывке выкатывает вперед свою тачку. Справа и слева от него даны фигуры, показывающие, что силы землекопов иссякают: пожилой рабочий, впрягшийся в лямку, не может вытянуть тачку, хотя ее подталкивает за ручки его товарищ. За грудой сломанных тачек то же предельное напряжение видим у юноши, с каким-то отчаянием везущего тачку; рядом худой, изможденный рабочий бессильно повис в лямке. С обеих сторон возвышаются насыпи железнодорожного полотна, как бы закрывающие выход рабочим из этого ада.
Палящее солнце и буро-желтый песок всюду, где трудятся люди. Хорошо только вдали, в центре верхней части картины: там виднеется перелесок, зеленая трава и голубеет небо. Но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.
Несмотря на то, что десятник дан некрупным планом, его фигура выделяется: поза неподвижна и спокойна. Подчеркнуто прямо стоит он, безучастно взирая на согнутые спины рабочих. Его одежда (красная рубаха, кафтан, сапоги, надвинутый картуз) опрятна, что контрастирует с одеждой рабочих, кое-как одетых в лохмотья.
Колорит картины вызывает у зрителя то же впечатление, что и общая композиция, и усиливает идейную направленность картины
Несомненно, что эта картина заставляет вспомнить известное стихотворение Н.А.Некрасова "Железная дорога", написанное на целое десятилетие раньше:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...

Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины? Непоэтические на первый взгляд картины природы ("кочи, и моховые болота, и пни") становятся прекрасными под волшебным "лунным сиянием", это части огромного "родимой Руси". В природе есть многое, что кажется некрасивым, но это наша Родина. И только от самого человека зависит, как он будет видеть свою родину: глазами любящего сына или критическим взором ценителя прекрасного. В жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, но, по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к строителям железной дороги и учиться "мужика уважать".
Поэт говорит о том, что этот труд совсем не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но такой труд достоин уважения, так как он необходим. Осознание созидательной силы труда дает Некрасову веру в будущее.

Однажды меня совсем мелкого, мне тогда было не более 4 лет, повезли в деревню. Впервые в моей жизни. Деревня называлась и называется Заворыкино. Такое замечательное название. Я тогда не мог знать, что эта деревня, и особенно один большой деревянных дом в ней был нашим родовым гнездом. Да, не дворянское гнездо. Ну и что? А кто сказал, что по Тургеневу гнёзды могут быть только дворянскими. Нет, это был большой крестьянский дом на две семьи. И этот дом со всем, что его окружало, и было моей малой Родиной.

Сегодня деревня превратилась в дачный посёлок. И дома того деревянного тоже уже давно нет. На его месте уже построен современный кирпичный коттедж. В нём живут чужие люди. Но, тем не менее, я и сегодня езжу в деревню Заворыкино. По неизъяснимому влечению прикоснуться к родовому корню, вздохнуть воздух тех мест.

Видимый облик природы меняется не так быстро, как человек в его часто непреодолимом желании преобразовать природу, в таком естественном желании приспособить её для своих нужд. Сами люди, живущие на земле, меняются довольно быстро. Короток век человеческий в сравнении с природным. Леса и поля вокруг Заворыкино остались все теми же самыми. Не изменились с тех пор, как я их увидел впервые. Потому и воздух со всеми его запахами остался прежним. И я, вдыхая его в себя, чувствую как припадаю не много не мало к источнику своего пребывания на земле.

*****
А тогда, в самом начале 50-х годов, меня повезли в эту деревню впервые. Понятно, что надо было ехать на поезде. Начало пути начиналось от платформы Тульская в Москве до станции Михнево. Это в 70 км. от Москвы. И вот тут-то у досчатой длинной платформы я впервые увидел паровоз. Огромную черную машину с огромными, выше моего роста красными колесами, соединенными длинной металлической балкой. Он показался мне таким чудовищным страшным зверем, застывшим на время перед броском вперёд. Вся моя душа сжалось при веде неописуемо огромного чудовища.

Ничего подобного я ни разу не видел в жизни. То есть, на картинке видел. У меня и у самого был подаренный мне маленький паровозик. Но тут стояла передо мной не игрушка. Не сказка. И не картинка. Настоящий паровоз. До сего момента я его таким огромным ни разу не видел, но много раз слышал. Потому как я часто засыпал под звуки грохочущих вдали составов и протяжных гудков, доходившие с этой железной дороги павелецкого направления.
Поэтому, когда я слышу строки одной чудной песни, я невольно всем моим существом нисхожу к самому началу моего детства.

Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки.
Лишь составы идут за составами,
Да кого-то скликают гудки.

Кстати, эта Рогожская застава, или как она ещё долго называлась площадь Заставы Ильича, находилась не так уж далеко от моего дома.

*****
Но вернёмся к первому увиденному мною паровозу. Представьте себе весь мой ужас, когда вдруг это чудовище во всей устрашающей мощи ожило и задвигалось. Но сначала раздался голос чудовища – звонкий, резкий, громкий свист. И затем балка двинулась, всё ускоряясь, и пошла ходить, дёргаясь взад и вперёд, раскручивая красные колёса. Ужас! У меня всё сжалось внутри от страха и я отпрянул назад, не зная где найти спасение. С тех пор эта картина впечаталась в моё сознание и не отпускает до сих пор, как одно из самых больших потрясений-впечатлений за всю мою жизнь.

Давно уже нет никаких паровозов. И судьбою мне самому было положено проехать многие тысячи километров по железным путям. Несколько раз по Транссибу от Москвы до Владивостока. А начинались наши железные дороги вот со тех самых времён, что мы видим на картине Савицкого. Вот так их строили и так ремонтировали в те времена. Из всех механизмов для работы - грубо сколоченные тачки, да лопаты с мотыгами. И всё.

А строить дороги надо было. Тем более в такой стране, как наша. Со всеми её необъятными просторами. Широка страна моя родная. Без дорог, без железных дорог, России было никак не обойтись. Строить было надо. А были ведь и противники строительства. Да ещё и какие. И как они давили на царя. Были среди них не только заскорузлые ретрограды, но и весьма просвещенные лица. Вот что сказал демократ и лондонский сиделец Герцен. Он публично заявил, что «стальная магистраль необходима лишь затем, чтобы в Москве быстрее на пару дней узнавали какие ещё книги запретило правительство».

Но на царя,вероятно, подействовала другая фраза из одного очень компетентного донесения: «.…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения...» Это совпадало с целями правительства: нужно было объединять, заселять и осваивать огромные территории.

О цивилизации народа и страны можно судить по нескольким признакам. Важнейший из них – дороги. Чем удобнее и гуще сеть дорог, тем выше уровень цивилизации. Потом, как без внутренних связей нет развития народа, да и страны тоже нет. Вот скажем Гай Юлий Цезарь начал глубинное покорение Галлии с того, что стал строить дороги в стране друидов с известными всем нам теперь персонажами Обеликсом и Остериксом. Правда он шёл покорять новые земли, а не вносить в них признаки цивилизации. По дорогам было легче продвигаться римским легионерам в доспехах. Но римляни ушли. Их вытеснило германское племя франков. А дороги то остались. А потом из всего этого произошла Франция. А дороги там и по сей день замечательные. Видел, знаю.

Но если есть дороги, то со временем захотелось ездить по ним всё быстрее. Да ещё всё большему количеству народа. И это тоже признаки развитой цивилизации. С некоторых пор мир стал развиваться в смысле цивилизационном все быстрее и быстрее, и сближение стран и и народов тоже ускорилось. И это не в последнюю очередь благодаря дорогам. И когда появились такие чудные машины, как паровозы, то и возможности появились почти и неограниченные.

*****
И вот построили. Сначала маленькую дорогу от Петербурга до Царского Села. А потом и большую от Петербурга до Москвы. С двумя дворцами – вокзалами на исходных точках железнодорожной линии. Они и по сей день стоят. Архитектор - Константин Тон. Напомню, что это тот же архитектор, который построил Большой Кремлёвский Дворец и стоящий не так далеко от него первый храм Христа Спасителя.

И теперь представим себе, какое впечатление ошарашивающее должен был произвести первый паровоз на не слишком образованных, тёмных пейзанов, когда они его увидели. Думаю, такое же как и на меня в моём малолетстве. Тогда, когда они увидели это чудище черное с красными колёсам с чадящей черной трубой и густым черным дымом, шлейфом разносимым ветром в его движении, с грохотом несущимся по рельсам. А они ведь кроме гужевого транспорта в жизни ничего не видели.

Об этом поведала некая странница Феклуша известной всем Кабанихе. Ну сначала она рассказала ей о стране, в которой живут люди с пёсьими головами. А потом поведала про запряжённого огненного змия. Понятно, что это был паровоз. И ей поверили. Она видела. Она знает. Вот что в мире-то творится. Как не поверить.

В первый поезд долго не решались даже просто сесть, не то, что ехать. Непонятная, огромная махина, неизвестно как двигающаяся со страшной скоростью, неистово ревущая и выпускающая клубы дыма, не иначе, как управлялась нечистой силой: черти приводили в движение колёса, а их предводитель вёл состав. Для проверки и успокоения населения, первыми в поезд посадили… арестантов. И только потом, убедившись, что поезд едет точно по уложенному пути и способен самостоятельно останавливаться, в него сели первые «официальные» пассажиры, с императором во главе».

А вот, что про тоже самое написал просвещённый поэт Кукольник. Он был очень известным поэтом и хотел в славе превзойти самого Пушкина. Кукольник был близким другом М. Глинки и вместе они сочинили очень известную песню «Попутная». Чаще всего мы её слушаем в хоровом исполнении. Сложное музыкальное произведение. Требует виртуозного исполнения. Мне особенно она нравится в исполнении БДХ. Наберите в ютубе и насладитесь. А вот и слова той самой песни, сочиненной по случаю строительства железной дороги. Но сначала одна деталь, которая может ввести в недоумение. Кукольник называет почему то паровоз пароходом. Видимо, так оно и было по первости.

Дым столбом - кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Православный веселится наш народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: "О Боже, как долго!"

Не воздух, не зелень страдальца манят, -
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья.

*****
Красиво, щемяще и романтично. Но вот слушаю и не могу не вспомнить, как создавалась эта романтика, чьими трудами создавалась А строили дорогу всё крепостные крестьяне. Подрядчики нанимали их как в близлежащих деревнях, так и в отдаленных губерниях. При этом контракты заключались не с ними, а с помещиками, которым они принадлежали.

Аванс, полагавшийся при заключении договора, почти целиком получал помещик в качестве выплаты оброка и на покрытие недоимок. В первые годы на стройке работало по 50-60 тыс. человек. Согласно контрактам, они выходили на работу с рассветом и возвращались с наступлением темноты. Днем полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. В зависимости от времени года продолжительность рабочего дня составляла 12-16 часов. Подрядчики были заинтересованы максимально использовать нанятых людей, поэтому назначали непомерно высокие нормы выработки. На земляных работах, например, они доходили до кубической сажени в день, причем с отвозкой на значительное расстояние.
Была норма и была круговая порука. Если член артели не выполнил дневное задание, заболел или не вышел на работу по другим причинам, производились вычеты из заработка всей артели.

Жили рабочие в землянках, шалашах, палатках, реже в деревянных бараках. В них устраивались печи или ямы, "чтобы постоянно поддерживаемый огонь осушивал пространство". Люди селились артелями, иногда по несколько десятков человек, спали на нарах, покрытых сеном. Тяжелый труд, плохое питание, отсутствие элементарных бытовых условий приводили к массовым заболеваниям, в том числе тифом и холерой. За время строительства дороги от болезней умерли многие тысячи людей И кто-то нам рассказывает при этом про ужасы Гулага.

*****
А вот что по этому поводу пишет другой поэт, которого мы знаем несравненно больше, чем Кукольника. Это его хрестоматийное произведение.
В нем речь идет о попутчиках в вагоне поезда, летящим «по рельсам чугунным». Они разговаривают. Отец-генерал, его сын- подросток Ваня и сам поэт. И о чем же они говорят? Послушаем. Мальчик в полном восторге от железной дороги. Со всем свойственным мальчикам восхищении и любопытстве он смотрит в окно. И у него дух захватывает от скорости мелькающих перед ним картин осени. Он впервые путешествует на поезде. Но вот его спутник напротив, тоже в задумчивости смотрящий на сменяемые пейзажи, решил просветить мальчика. На мой взгляд жестоко и даже, по – моему, не во вовремя. Потом можно. Но не сейчас. Не надо было портить счастье, которое подарило мальчику это необычайное путешествие. Но вспомним всё же:

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“

Да, повторю, и нам не лишне вспомнить про то, о чём нам поведал поэт Некрасов. И когда мы летим быстроходным Сапсаном по рельсам дороги, справедливо было бы знать, что «по бокам-то всё косточки русские...Сколько их!» И я бы, если не в каждом вагоне, то хотя через один, повесил бы репродукцию этой картины Савицкого. Вот кем был оплачен комфорт и легкость нашего путешествия из Петербурга в Москву и обратно.

*****
И тут я задумался вот о чём. Невольно. Даже и против моей воли. Но и неизбежно. Прогресс, развитие цивилизации. А это что такое и какими путями он достигается? А достигался он, изучаем мировую историю, большою ценою, потом и кровью и многими смертями. Примеры? Да сколько угодно. Египетские пирамиды, начиная с самой известной Хеопса, кем были построены? Рабами. И сколько их было, положивших жизни свои на возведение этой пирамиды. 1,6 млн. блоков Да и кто их помнит и знает их сегодня. А пирамиды остались, как великие памятники и свидетельство гения человеческого. Возведенные 4 500 лет назад они и сегодня удивляют и изумляют нас своим величием. Вот как меня например. А я был там, и потрогал трепетной рукой шершавую поверхность тяжеленного блока в основании пирамиды, уложенного со всею тщательностью руками рабов.

А кто создал первый водопровод в Европе? Ну как же, все знают,благодаря, как не странно пролетарскому поэту Маяковскому. «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.» Да и не один водопровод, а одиннадцать. И сегодня эти циклопические сооружения стоят и поражают наше воображение. Например, один из этих водопроводов, или акведук, пересекает долину реки Гар, высотою почти 50 метров, и длинною 275 метров. И тогда тоже никакого другого инструмента не было, кроме рабских рук, лопаты и тачки.

*****
Работая на больших круизных кораблях, я не раз прошел вдоль канала Москва-Волга. Очень комфортных кораблях. Я читал на них лекции французской аудитории о русской истории. И не мог не говорить об истории канала, вдоль живописных берегов которого шел круизный лайнер. А история не очень весёлая.

Канал нужно было строить. Сама история подвигала нас к реализации этого проекта. Об этом думал ещё Петр первый. А в тридцатые годы этот канал стал просто настоятельной необходимостью. Москва – река мелела. Уже в районе Кремля её можно было перейти в брод. То есть пешком. Растущая, расширяющаяся столица требовала много воды. И как тут быть, если без воды ни туды и не сюды. Вот и стали строить. И условия труда не многим отличались от тех, что мы видим на картине Савицкого. Хотя уже была и техника и более 200 экскаваторов. А сама рабочая сила, это давно не секрет, это все были заключенные Дмитлага, специально созданного для великой стройки.

Только вот не надо думать, что всё это были сидельцы по 58-ой статье. То есть все саботажники, шпионы, диверсанты и контрреволюционеры. Хотя были и такие. Нет, были уголовники всех мастей, воры, мошенники, бандиты и убийцы. Канал строили более четырех лет. Срок рекордный. И не только сам канал но и всю прилагающуюся инфраструктуру с плотинами и шлюзами. Длинна 128 км. И жизнь,и труд их не многим отличалась от труда и жизни крепостных, построивших ж.д. Москва – Петербург. И было тоже не мало тех, кто положил жизнь во имя этой стройки века. И здесь были косточки русские.

При этом надо не забывать, что это было за время. Это крепостные часто не понимали всю важность того, что они делали. А вот те, кто строил канал, это очень хорошо понимали. Вся страна находилась в яростном прорве историческом. Прорыв, который потребовал огромных усилий, огромного напряжения, без которого нам было бы просто не выжить. Потому с жертвами не считались, как не считаются с жертвами во время войны. Потому как на войне ставка тогда была больше чем жизнь. Ставка на войне одна – победа. А война для нас началась отнюдь не в сорок первом. Много раньше.

За годы были сделаны дела столетий. Вот благодаря этому и одержали верх в противостоянии со злобным врагом, вознамерившемуся стереть нас вообще с лица Земли, и за которым, по правде сказать, шла вся Европа.

*****
Но у нас не забыли жертвы этой стройки. На въезде в Дмитров с юга на западном берегу канала в год 60-летия строительства, по инициативе краеведов и администрации города Дмитрова, был поставлен стальной 13-метровый памятный крест в память о заключённых, погибших на строительстве канала. Он хорошо виден тем, кто с комфортом ныне проплывает на белых речных лайнерах по каналу. И тем, кто перевозит на баржах строительные материалы, лес, зерно, овощи, нефть и многое чего другого. То есть обеспечивающие жизнь и развитие большого города. Крест напоминает о «косточках русских», захороненных вдоль берегов. Хотя почему крест? Среди несчастных были и мусульмане, и иудеи, да и много вовсе не верующих.

И тут напрашивается одна историческая параллель. Буквально незадолго до канала Москва – Волга был построен другой канал и куда более известный в мире. Панамский канал. Построен он был европейцами. Преимущественно французами, понятия не имевшими в то время о том, что такое Гулаг. Этот канал был много короче нашего. Всего 82 км. Он соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем.

А вы знаете, сколько косточек французских и не только уложено по берегам этого канала. Поскольку условия труда и жизни были просто ужасными. Малярия и желтая лихорадка косили строителей сотнями и тысячами. Рассказывают, что работники, пересекавшие океан, отважившихся на это необычное мероприятие, привозили с собой собственные гробы, дабы «косточки» не были просто брошены в придорожные ямы.

Да и это ещё не всё. Ведь в какой то момент всё это мероприятие оказалось такой грандиозной аферой, отвратительным мошенничеством, связанным с масштабной коррупцией. И это привело к разорению сотен тысяч мелких вкладчиков - владельцев акций. Скандал грандиозный. И грабили несчастных не «грамотеи – десятники». Там были грамотеи куда более грамотные. И среди обвиненных оказался, не удивляйтесь, знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель.

Вот скажут сегодня Панама. А что мы знаем о Панаме. Ну да, есть такое государство. А ещё есть такой не очень серьёзный летний головной убор, спасающий от солнечных лучей. Помню в детском садике мы все носили эту панаму. Подписанную именем владельца. А вот во Франции это слово вызывает совсем другие воспоминания. «Панама» стала нарицательным именем крупного мошенничества с подкупом должностных лиц. Слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества в грандиозных масштабах.

*****
Как же часто желание человека намного опережают возможности для реализации этих желаний. И не только желаний, но настоятельных потребностей. Иногда исторических. Вот к примеру, появилась потребность строительства железной дороги. А без неё уже никак не обойтись. А их уже строили и в Европе и в США. И что же нам делать? А вот чтобы не появился этот стих поэта Некрасова, нужно было бы, вероятно, подождать появления бульдозеров, грейдеров и подъемных кранов. Только дальше было бы по пословице «пока травка подрастёт лошадка с голоду помрет» Вот и строили как могли, с применением труда крепостных, то есть тех же рабов. А другой рабочей силы тогда и не было. Ну а где крепостные, там и грамотеи десятники. Как без них. Или те же грамотеи аферисты-коррукпционеры в далёкой Панаме.

Но ждать мы не можем. Цивилизационный марш требует жертв. Вот они на картине Савицкого. Но не будем сильно печалиться, воздавая должное жертвенному подвигу этих людей. Надо только помнить о них с болью и благодарностью в сердце. И ставить поминальные кресты не только у берегов канала Москва – Волга как бы в упрёк тому не простому времени.

И вот тут я хочу высказать мысль, которая покажется парадоксальной, и не всем понравится. По-моему, памятник-крест этот лицемерный. Моралисты уже и напряглись, прочитав этакое. Да как это можно!?. Почему? Да очевидно. Потому как я убеждён, что этот крест-памятник был создан не столько, чтобы помянуть скорбным словом несчастных, сколько обвинить время. Всю эту эпоху, творимую большевиками.

Хорошо, пусть так. Но вот давайте на том же круизном корабле пройдем от Москвы до Петербурга. Приплыли в северную столицу, и почему бы нам после этого не вспомнить про все жертвы петровской эпохи? А не вспомнить ли нам про то, что прекрасный город был возведен, как говорят, на костях? Русских косточках, как выразился Некрасов.

В те времена, ещё петровские, стимулирующую роль играло преобразование армии и строительство флота. Оно по-настоящему открыло рынок для мануфактур и разных строек. А подавляющее население составляли тогда крестьяне. Крепостные крестьяне. Сначала Петр I исходил из того, что мануфактура будет использовать наемный труд, как это было в Западной Европе, с которой царь брал пример. Пока мануфактуры насчитывались единицами, «охотников» поступить на работу хватало. Но контингент, набранный из городских низов, был скоро исчерпан. На мануфактуры стали отправлять военнопленных, солдат, а затем пришлось обеспечивать промышленность крепостными.

Переломом стал знаменитый указ 1721 г. о дозволении «...для размножения заводов, к тем заводам деревни покупать невозбранно», т.е. покупать крепостных крестьян, чтобы превращать их в крепостных рабочих. Государство устанавливало для них объем производства, нормы выработки, заработную плату. Как «устанавливало» - это мы узнали из стихотворения Некрасова и картины Савицкого. А это было время, когда крепостному праву уже приходил конец. Что же было во времена Петра, который и сам мог самочинно снести мечом головы своим супротивникам?

Производственные отношения в период крепостной мануфактуры в основе своей были капиталистическими, но были облечены в феодально-крепостническую форму. Крепостной рабочий не добровольно, а принудительно продавал свой труд и не мог сменить хозяина. Предприниматель-капиталист был одновременно помещиком, имел в собственности не только предприятие, но землю и рабочих. Именно крепостное право служило инструментом, позволившим приспособить капиталистическую мануфактуру к феодальному строю.

На русских костях был осуществлен весь цивилизованный прорыв в петровские времена. И никак иначе этот прорыв и не мог быть сделан. Если хотите, он был обусловлен исторически. Без него России могло бы и не быть. Дорогую цену заплатила Россия. Говорят, население страны уменьшилось на четверть после правления Петра. Да цена была дорогой. Но и прорыв тоже состоялся. Вспомним Пушкина. Хрестоматийное.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра.
А вот и ещё не менее известное:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

То есть отношение Пушкина к исторической роли Петра первого в создании новой России более чем понятно. Оно позитивное. Был культ, обусловленный его родовым положением, но была и личность. То же самое было сказано и о Сталине, который осуществил ещё более впечатляющий прорыв. Хотя тут у сына сапожника никакой родословной и не было. И так парадоксально ему никаких памятников. А Петру их не счесть.

И в этой связи знаменитый памятник - творение француза Фальконе по повелению немки Екатерины второй мне лично представляется совсем в ином символическом виде. Не удивляйтесь, но мне огромная скала, на которой воздвигнуто это нетленное творение, представляется могильной плитой-стеллой, над всеми «русскими косточками», с высоты которой монарх властно указует на место России в мировой истории.

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Очевидно иногда, особенно в годы роковые, нужна железная узда, чтобы вздыбить страну ради её же спасения. В этом месте Пушкин по сути повторяет слова Ивана четвёртого: «Государство без грозы – что конь без узды».

А если напряг, то, как следствие, и страдания, пот и кровь, и хождение по мукам. Неизбежно. А значит и стоны, и жалобы. И желание пожалеть. И это в лучшем случае. А в худшем случае - среди жалобщиков целое сонмище лицемерных душелюбов. Делающих на своих стенаний по поводу напряга имя себе и известность. И нам ли их не знать, особенно в наши дни. Вот, как например, выразился по этому поводу Евгений из той же поэмы. Несчастный, которого едва не снёс бурный исторический поток. Он со злостью смотрит в горделивый и властный лик кумира. Правда его жалоба скорее звучит, как угроза.

Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой чёрной,
«Добро, строитель чудотворный!
- Шепнул он, злобно задрожав,
Ужо тебе!...
Таких Евгениев полна наша новейшая история. Они будут пользоваться плодами наших напрягов, как те самые путешественники круизных лайнеров, бесшумно скользящих по водам канала Москва –Волга, или пассажиры сверхсовременного скоростного состава «Сапсан», летящего по рельсам железной дороги Петербург – Москва, и будут думать в то же время, как бы всё то же самое, и комфорт и скорость, но без напряга, без страданий и слёз наших предков.

Куда более мудро выразился по этому поводу Некрасов в конце стихотворения.

Да не робей за отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе».

P.S. Несколько слов о художнике. Константин Апполонович Савицкий родился в 1844 году. Он родился в том же городе, что Чехов и скончался император Александр второй. В Таганроге он родился Не сказать что бы имя его очень известно. А он ведь был академиком, действительным членом Императорской Академии художеств, членом Товарищества передвижных художественных выставок, педагогом, первым директором Пензенского художественного училища.

Главной темой своего творчества поэт сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

Это очень серьёзное и «взрослое» произведение посвящено детям. Почему?

С.Я. Маршак так писал о стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»: «…Не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все - и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»…

Обратимся к стихотворению.

Сегодняшний урок посвящён анализу стихотворения Николая Алексеевича Некрасова (рис. 1) «Железная дорога».

Рис. 1. Н.А. Некрасов, русский поэт, писатель и публицист ()

Первого ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербурго-московской железной дороге (впоследствии ее стали называть Николаевской), именно о строительстве этой дороги и рассказывается в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Строили её долгих восемь лет, начиная с 1843 года.

Обратим внимание на эпиграф:

Ваня (в кучерском армячке):

Папаша! Кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке)

Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!

(разговор в вагоне).

ЭПИГРАФ - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Как правило, в качестве эпиграфа используются цитаты или пословицы, здесь же приведен отрывок из разговора отца с сыном в вагоне, который построен как сцена из пьесы: есть обозначенные действующие лица, реплики предваряются ремарками. По ремаркам мы можем судить об участниках разговора: Ваня - в кучерском армячке. Армяк - это народная одежда. Но мальчик - сын генерала, так как папаша «в пальто на красной подкладке», то есть в генеральской шинели. Таким образом, кучерский армячок - это лишь маскарад, подделка под народность. Строителем железной дороги называется граф Петр Андреевич Клейнмихель, известный своей жестокостью начальник строительства.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Само стихотворение словно ответ на вопрос о том, кого нужно называть истинным строителем железной дороги: действительно ли Клейнмихеля? Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

Правда показана через сказочный и фантастический образ царя-голода. Некрасов называет голод царем, так как именно голод заставляет людей выполнять трудную, иногда непосильную работу, «водит он армии; в море судами правит; в артели сгоняет людей, ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей». Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей.

Подчас голод убивает людей, но именно голод заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое:

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

В этих строках Некрасов выражает мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания. Людям необходимо отдавать свои жизни, для того чтобы вдохнуть жизнь в эти «бесплодные дебри».

Интонации русской народной песни слышны в следующей строфе:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Правда, рассказанная при лунном сиянии, обретает фантастическое обличие. Впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины и видения:

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!

Призраки окружают героев диким пением, пугают мальчика, то, что он слышит из их уст - это реальные, страшные картины подневольного труда простых людей, которым теперь в земле «истлевать суждено».

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Звучит риторический вопрос:

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?...

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

Забыли, конечно! А строителем дороги объявлен граф Клейнмихель. Об истинных, настоящих строителях, «мирных детях труда» никто и не вспоминает (рис. 2).

Рис. 2. Репродукция картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» ()

Слова «божие ратники», «мирные дети труда» означают: Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудиться.

В толпе призраков мужиков выделяется образ белоруса:

Язвы на тощих руках,

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Из дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Вася, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокости начальства о том, что много людей погибло, прежде чем другие могли ездить на поездах, то есть «плоды пожинать».

Это песня мертвецов вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью: страдания людей могли быть намного меньше, если бы начальство относилось к рабочим как к братьям, с уважением к их труду.

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого -

Это все братья твои - мужики!

В этой строфе важно утверждение, что нет людей особенных, что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских семьях, - это сословный предрассудок. Все люди на Земле братья: и генеральские дети, и ребенок, родившийся в семье крепостного крестьянина. Благородна одна лишь привычка к труду, и жизнь за чужой счет - это нарушение высшей справедливости.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Идеал лирического героя - это труд, «привычка к труду благородная». Герой прямо призывает к труду тех, кто беззастенчиво пользуется плодами народного труда. Привычка к труду, народное терпение, выносливость - это те качества, которые позволяют Некрасову верить в лучшее будущее народа.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Некрасов говорит о будущем с надеждой и сожалением от того, что ему, наверное, не придется жить в эту прекрасную пору.

В описании видений лунной ночи являются черты баллады.

БАЛЛАДА - стихотворное произведение на историческую или легендарную тему, в котором реальное сочетается с фантастическим.

Тема строительства железной дороги, унесшая жизни, - это историческая основа.

В описании призраков выступают реальные и фантастические черты. Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так и в стихотворении Некрасова видения пропадают при свистке паровоза.

Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик - будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, но его богатое воображение довершало страшные впечатления:

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!

«Видел, папаша, я сон удивительный, -

Ваня сказал, - тысяч пять мужиков,

Русских племён и пород представители

Вдруг появились - и он мне сказал:

«Вот они - нашей дороги строители!..

Генерал в ответ на рассказ Вани об удивительном сне захохотал: для него всё, что говорит лирический герой - чепуха, он спорит с ним о роли народа в истории. С точки зрения генерала народ - это варвары, дикое скопище пьяниц, которые «не создавать, разрушать мастера».

Заканчивается третья часть словами генерала:

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону…

Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, и призывает показать «светлую сторону» жизни, которую и показывает лирический герой в четвёртой части.

Так называемая «светлая сторона» - это описание окончания строительства железной дороги:

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены - немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках…

Фраза «немец уж рельсы кладет» означает, что закончилась самая трудная, не требующая высокой квалификации, часть работы. Её, как правило, выполняли русские. Немцы же (а так называли всех иностранцев) выполняли высококвалифицированную работу.

Рис. 3. Иллюстрация И. Глазунова к поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога» ()

…рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку -

Брал ли на баню, лежал ли больной:

«Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

Рабочие после окончания строительства, остались должны подрядчику (рис. 3).

Как это могло произойти?

Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы.

На строительстве железных дорог в основном работали крестьяне, которые практически все были неграмотными, они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой» понимая, что их обманывают, но поделать с этим ничего нельзя.

Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, они отчаялись найти правду.

Следующая сцена - появление почтенного лабазника, то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу.

Сравним с описание белоруса:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах…

и описание лабазника:

В синем кафтане - почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь…

Особого внимания заслуживает фраза:

Пот отирает купчина с лица…

Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой же пот вытирает купчина? Нетрудно догадаться…

Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:

Бочку рабочим вина выставляю

И - недоимку дарю!..

Казалось, это заявление подрядчика должно было вызвать возмущение среди рабочих, но они кричат «ура» и впрягаются вместо лошадей в повозку купчины.

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

В этих строках звучит горькая ирония, именно та ирония, которая, по определению Аристотеля, есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает».

ИРО́НИЯ (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл скрыт или противопоставляется смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Самая светлая картина в произведении оказалась самой безобразной.

Несмотря на свою мрачность, стихотворение посвящено детям, потому что именно они имеют возможность исправить то, что есть несправедливого в этом мире.

Список литературы

  1. Lib.Ru/Классика: Некрасов Николай Алексеевич: Собрание сочинений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (Источник).
  2. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Некрасов Николай Алексеевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Николай Алексеевич Некрасов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

Выучите наизусть и подготовьте выразительное чтение первой части стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Прочитайте отрывок.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Что представляет собой первая часть стихотворения.

    ПЕЙЗАЖ - композиционное средство: изображение в произведении картин природы.

  2. Каким настроением наполнено повествование? С помощью каких языковых средств создаётся это настроение?

    Лексика

    • Найдите и выпишите эпитеты:
    • Найдите и выпишите метафоры :
    • Найдите и выпишите олицетворения :
    • Найдите и выпишите сравнения :
    • Найдите и выпишите повтор :
    • Найдите и выпишите инверсию :
    • Найдите и выпишите восклицания :

    Стихотворный размер

    Каким размером написано стихотворение? Что позволяет передать этот стихотворный размер?

    Лирический герой

    Каким предстаёт перед читателем лирический герой стихотворения? (Выпишите не менее двух характеристик).

    Интонация
  3. Как меняется настроение в последней строфе первой части? Как изменится интонация?

    Что означает выражение «думу думать»? Почему автор стихотворения использует именно это выражение?

    Какую роль играет первая часть для понимания основного смысла стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

    Иллюстрирование

    Если вам необходимо зрительное представление изображённой Н.А. Некрасовым картины природы, проиллюстрируйте первую часть стихотворения (устное словесное рисование или обычный рисунок - на выбор).

Описание картины художника К.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге". Самостоятельная работа в 8 классе по теме: Обособление второстепенных членов предложения. Может быть использована для подготовки к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картина художника К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

(Задание: вставить обособленные члены предложения, подходящие по смыслу, используя слова для справок.)

На картине изображен жаркий летний день. Трава ……….. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы………

У железной насыпи идет напряженная работа. Справа …… землекопы подымают лопатами пласты земли ……… нагружают их в тачки и везут по деревянному настилу……..

Лица и руки загорелые…………, рубахи…………, - всё говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки………. Свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.

Дети, старики, молодые…… с трудом сдвигают с места тачки………

Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали……. , стоит рыжебородый десятник …………

Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь ……………..

…………., он везет свою тачку………… А вот старик, лицо его ………….. угрюмо, сосредоточенно. Рядом…. Мальчик с лицом……… , взором……….

Картина Савицкого и стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога», произведения ……….

Вызывают чувство негодования против угнетателей народа.

Слова для справок: определения(огромные, тяжелые; загорелые, почерневшие от пыли и солнца; груженные землёй; бледным, исхудалым; молчаливый, углубленный в свои мысли; поблекшая от зноя и пыли; вылинявшие, залатанные, давно не стиранные; держащий в руке палку; прикрытое волосами; изображающие каторжный труд строителей железной дороги; усталым, измученным; перевёрнутые вверх дном); обстоятельства(; изнемогая от жары; ни на кого не глядя; слева; напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие; на горе; на пригорке;); приложения(обладатель огромной физической силы)

Ответ:

На картине изображен жаркий летний день. Трава, поблекшая от зноя и пыли. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы, исчезая в туманной дымке.

У железной насыпи идет напряженная работа. Справа,на горе, землекопы подымают лопатами пласты земли, огромные, тяжелые, нагружают их в тачки и везут по деревянному настилу, напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие.

Лица и руки загорелые, загорелые, почерневшие от пыли и солнца, рубахи, вылинявшие, залатанные, давно не стиранные, - всё говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки, перевёрнутые вверх дном, свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.

Дети, старики, молодые, изнемогая от жары, с трудом сдвигают с места тачки, груженные землёй. Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали, на пригорке, стоит рыжебородый десятник, держащий в руке палку.

Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь, обладатель огромной физической силы, он, молчаливый, углубленный в свои мысли, везет свою тачку, ни на кого не глядя. А вот старик, лицо его, прикрытое волосами угрюмо, сосредоточенно. Рядом, слева, мальчик с лицом, бледным, исхудалым, взором, усталым, измученным

Картина Савицкого и стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога», произведения, изображающие каторжный труд строителей железной дороги, вызывают чувство негодования против угнетателей народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,Помочь уч...

Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока:познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...