Картины леонардо да винчи. Загадочная фреска леонардо Битва при марчиано вазари в большом разрешении

Искусствовед, выведенный под своим именем в романе "Код да Винчи" Дэна Брауна, 35 лет безуспешно пытался сделать выдающееся открытие. Скоро мы, возможно, увидим исчезнувший шедевр Леонардо да Винчи. Речь идет о знаменитой фреске "Битва при Ангиари", которую закрывает работа Вазари.

Зарисовка фрески из альбома Рубенса

Тридцать пять лет искусствоведы безуспешно пытаются добраться до фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари" (Battaglia di Anghiari), чтобы никоим образом не повредить закрывающую ее работу Джорджо Вазари "Битва при Марчано" (Battaglia di Marciano).

В Старом дворце Флоренции, известном во всем мире под его итальянским именем Палаццо Веккьо — Palazzo Vecchio , в так называемом Зале пятисот (Salone dei Cinquecento) имеется фреска "Битва при Марчано", или "Битва при Сканнагалло" (Battaglia di Scannagallo), нарисованная Джорджо Вазари и его учениками. Уничтожил ли своим творением мастер шедевры, созданные его гениальными предшественниками: "Битва при Ангиари" Леонардо да Винчи и эпизод "Битвы при Кашине" (Battaglia di Cascina) Микеланджело?

В 1568 году, работая над заказами флорентийского герцога Козимо I Медичи, Вазари будто бы не пощадил "Троицу" Мазаччо (Masaccio), нарисованную примерно в 1427 году и находившуюся в готической церкви Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella). В 1861 году за ней обнаружили сохранившуюся "Троицу" (La Trinità), а "Пресвятая Дева Мария Розария" (Madonna del Rosario) кисти Вазари оказалась написанной на фальшивой стене, которая лишь скрывала, но не уничтожила работу его предшественника.

В 2000 году, выступая на конференции, посвященной да Винчи, итальянский исследователь Карло Педретти (Carlo Pedretti) предположил, что точно так же Вазари поступил и с фреской Леонардо, которого глубоко чтил. За эту мысль ухватился Маурицио Серачини (Maurizio Seracini) из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который с 1975 году при помощи самых современных средств, включая фотосъемку в инфракрасных лучах, рентген и лазер, ищет следы исчезнувшего шедевра.

Серачини — единственный реальный персонаж, упомянутый Дэном Брауном в бестселлере "Код да Винчи" под его настоящей фамилией. Этот подвижник от науки действует в полном соответствии с девизом Cerca, trova - "ищите и обрящете", начертанном на кусочке зеленого знамени, которое несут на фреске Вазари "Битва при Марчано", и о чем не умолчал Дэн Браун. При этом сам Серачини критически настроен по отношению к американскому писателю, хотя умеет отлично пиариться и заниматься саморекламой.

В 2002 году власти Флоренции запретили проводить исследования фрески Вазари, но после пятилетнего перерыва и смены руководства в Министерстве культуры Италии, разрешение вроде бы было дано. Однако снова испугались портить уже имеющийся шедевр в поисках сомнительной находки. Точка зрения скептиков снова победила, но, как оказалось, лишь на время.

Позади 13-сантиметровой стены обнаружилось пустое пространство. Проникнуть туда удалось, просверлив семь отверстий в разных местах фрески, которая не должна пострадать от вмешательства, поскольку уже кое-где повреждена и нуждается в реставрации. В отверстия просунули микрокамеры, способные улавливать гамма-излучение от пигмента краски. За первым отверстием обнаружили однодюймовое полое пространство.

У идеи обнаружить за фреской Вазари шедевр Леонардо есть не только сторонники, но и противники. Историк искусства из университета имени Фридриха II в Неаполе Томазо Монтанари (Tomaso Montanari) в интервью La Repubblica не без ехидства заметил: "Полагаю, что позади стены нет работы Леонардо, Вазари никогда бы не стал скрывать произведение художника, которым он так много восхищался, в надежде, что однажды кто-то начнет его поиски. Подобную гипотезу можно было ожидать от Дэна Брауна, но не от историков искусства".

В книге "Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550) Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) пишет, что "общественным декретом было постановлено, что Леонардо поручается написать какую-либо прекрасную вещь; в соответствии с этим Пьеро Содерини, бывший тогда гонфалоньером правосудия, предоставил ему названную залу. Для выполнения этого поручения Леонардо начал в зале папы, в Санта Мария Новелла, картон с историей Никколо Пиччинино, военачальника герцога Миланского Филиппе, где он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, — вещь, признанная превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения.

Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность у людей столь же сильно, как у коней; в частности, две лошади, переплетясь передними ногами, бьются зубами так, как бьются из-за знамени сидящие на них всадники; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех — двое защищают его, ухвативши одной рукой, а другой, подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, вопя, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей, наносит крепко удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрежеща зубами, пытаются горделивым движением защитить свое знамя.

А на земле, между ногами коней, две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат, над ним, подняв как можно выше Руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь ногами и руками, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавал лучше, нежели кто-либо.

Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, которое, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь, спускало. Задумав писать по стене масляными красками, составил он для подготовки стены смесь однако такого грубого состава, что когда он принялся за живопись в упомянутом зале, то стала она отсыревать, и вскоре он прекратил работу, видя, что она портится".

Неназванной у Вазари темой композиции Леонардо, как полагают искусствоведы, была битва при Ангиари, произошедшая в июне 1440 года между флорентийскими войсками и миланцами под начальством Никколо Пиччинино, кондотьера на службе у герцога Миланского Филиппе Мариа Висконти. Описание Вазари, видимо, относится к центральной сцене композиции — драматическому эпизоду борьбы за знамя.

Время работы Леонардо над картоном и фреской определяется с 1503 по 1505 годы. Ни картон, ни фреска не сохранились, и представление о них якобы дает известный луврский рисунок Рубенса, воспроизведенный гравюрой Эделинком и передавший в несколько, может быть, переработанном виде леонардовский оригинал. Для Леонардо "Борьба за знамя" была состязанием с Микеланджело, делавшим для той же залы Дворца синьории фреску с эпизодом битвы при Кашине.

Итальянские искусствоведы подали петицию в защиту фрески Джорджо Вазари «Битва при Марчиано» в Палаццо Веккьо во Флоренции, сообщает BBC News. Уже собрано 150 подписей историков искусства со всего мира, считающих, что бурение фрески с целью обнаружить под ней другую - работу Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» - нанесет непоправимый ущерб существующей живописи Вазари . Члены протестной группы призывают власти Флоренции привлечь к решению спора специалистов по эпохе Возрождения.

Известно, что Леонардо работал в Палаццо Веккьо в 1503-1506 годах по заказу гонфалоньера Содерини. Фреска должна была украсить одну из стен зала Большого совета (или Зала пятисот). Кстати, противоположную стену должен был расписывать Микеланджело, но, создав эскиз «Битвы при Кашине», он так и не приступил к работе. А Леонардо да Винчи , задумавший написать «Битву при Ангьяри», напротив, начал расписывать стену, но забросил работу. Исследователи творчества Леонардо да Винчи предполагают, что он применил новую технику масляной живописи по штукатурке, которая оказалась непрочной. И еще в процессе росписи начала портиться. И хотя Вазари пишет, что «Битву при Ангьяри» можно было видеть здесь еще в 1565 году, до наших дней дошли лишь эскизы. В 1555-1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Так, на месте фрески возникла «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари.

В 1975 году искусствовед из Калифорнийского университета Маурицио Серачини, предположил, что Вазари не записал фреску великого предшественника, а построил новую стенку на которой и написал свою собственную. К такому выводу он пришел, изучая гравюры 1553 года, сделанные, по его мнению, не с картона Леонардо, а с реальной фрески. Кроме того, Серачини обратил внимание в работе Вазари на флаг с надписью: «Кто ищет, тот найдет» и посчитал это намеком на наличие фрески да Винчи. Он также провел акустические исследования, которые подтвердили предположения: за стенкой обнаружилась воздушная прослойка в один-три сантиметра, вполне способная вместить фреску Леонардо. В 2002 году власти Флоренции запретили неугомонному ученому вести дальнейшие поиски, однако в 2007 году министр культуры Италии Франческо Рутелли разрешил дальнейшие поиски ученому. Для чего был создан специальный фонд Anghiari, финансирующий работы Серачини .

Радиолокационные исследования, проведенные в прошлом году, показали, что существует полое пространство между оригинальной стеной и стеной Вазари. Теперь Серачини и его команда просверлили несколько отверстий в различных местах фрески, чтобы поместить туда маленькие видеокамеры и заглянуть внутрь. Несмотря на заявления мэра Флоренции о том, что отверстия просверлены в поврежденных участках фрески, которая после была бы восстановлена, ученые подняли волну протеста. Так, Сесилия Фрозиноне, эксперт по художественной реставрации, работавшая вместе с Серачини над этим проектом, подала в отставку «по этическим причинам». Она же вместе с искусствоведом из Неаполя Томазо Монтари подала ходатайство в суд и мэрию Флоренции с требованием остановить работы, пока не будут проведены консультации с другими экспертами по искусству эпохи Возрождения.

Инфо:

В середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений - битва при Ангиари, которая дала временное перемирие Милану и Флоренции. Победу она принесла Итальянской лиге, которую возглавляла Флорентийская республика. Этой победе придавалось большое значение. Спустя семьдесят лет Великому Леонардо было предложено расписать стену Большого совета дворца Синьории. Тему выбирал сам да Винчи. Битва при Ангиари его заинтересовала. Другую стену расписывал Микеланджело, а наблюдал за ходом работ Никколо Макиавелли - молодой, подающий надежды чиновник.

Подготовка к сражению

Это было одно из упорных и кровопролитных сражений за свободу Тосканы. Войска коалиции сосредоточились около небольшого городка Ангиари. В них входило около четырёх тысяч солдат. Силы миланцев более чем вдвое превосходили армию лиги. Их было около девяти тысяч. К тому же к ним присоединилось ещё две тысячи союзников. Миланцы считали, что залогом их победы непременно будет неожиданность нападения. Поэтому планировали начать сражение 29 июня. Но пыль на дороге, поднятая их армией, предупредила руководителя флорентийцев Аттендоло о наступлении. Он стал готовиться к решительному сражению. Впоследствии оно получит название - битва при Ангиари.

Ход битвы

Авангард миланской армии, состоявший из венецианских рыцарей, заблокировал мост через канал. А, именно, водная преграда и служила защитой тосканцам. Но миланцы наступали. И началась ожесточённая битва при Ангиари. Флорентийцы отчаянно защищали свою свободу. Через четыре часа они отрезали треть миланцев от основного войска. Далее сражение продолжалось всю ночь. И закончилось победой Флоренции.

Место размещения фрески

В 1499 году Леонардо в очередной раз покидает Милан и переезжает во Флоренцию. В ней он пробудет с перерывами семь лет: до 1506 года. В эти годы, начиная с 1503-го, он работал над большим заказом флорентийской сеньории - фреской для зала Совета. Рисунок назывался - «Битва при Ангиари». Он должен был изобразить победу, одержанную флорентийцами над миланцами около 70 лет назад. Стена зала Великого Совета была огромная, больше, чем та, на которой да Винчи написал «Тайную вечерю».

«Битва при Ангиари». Леонардо да Винчи

Она осталась только на картоне. Смотря на него, вспоминается «Полтава» Пушкина: «Топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон». Изображённая Леонардо «Битва при Ангиари» представляет клубок из людей и коней. Они переплетены так тесно между собой, что работа стала похожа на эскиз для скульптуры. Лошади, что вздыбились, напоминают тех, которые поражают в ранней работе мастера «Поклонение волхвов». Но там была радость, а здесь - остервенение и ярость. Ненависть воинов, которые бросаются друг на друга, передаётся коням, этим боевым машинам. И они кусают людей и коней противника, брыкаются.

Можно предположить, что идея Леонардо состояла не в изображении массовой батальной сцены, а в том, чтобы зримо воспроизвести пьяных от крови, озверевших, потерявших человеческий вид и ослепших от ярости людей. «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи рассматривается им самим как обвинение в войне. Он слишком хорошо помнил военные кампании Чезаре Борджиа, которые он называл «самым зверским сумасшествием». Это злободневно и важно по сей день, почти пятьсот лет спустя. «Битва при Ангиари» как обвинительный акт войне вполне современна, так как она откликается на вневременные проблемы.

«Битва при Ангиари»: описание

В ней нет декораций, пейзажей. И костюмы воинов фантастичны. Их нельзя ассоциировать с каким-то определённым временем. Пытаясь обобщить апофеоз битвы, чтобы он производил ещё большее впечатление, Леонардо применил интересный композиционный приём - все линии собираются внутрь простой геометрической формы ромба. В вертикальной линии, там, где скрещиваются мечи, проходит один центр композиции. Второй идёт по горизонтальной линии, которая делит картон надвое. Невозможно отвести глаз, да и сам гений убрал всё лишнее от центра, где перед нами открываются во всей их неприглядной наготе хаос, несущий смерть, и ничем не обузданная ярость. Ею искажены лица и тела.

Мимика изображённых людей проработана до деталей. Движения неистовы. Разрублены кони, раздавлены люди... И никому до них нет дела. Изображал ли Леонардо апогей сражения или весь ход битвы ему представлялся таковым, судить уже трудно. Известно, что он много работал с историческими источниками и написал послание синьории, которое не сохранилось. В нём он излагал свои мысли, связанные с будущей фреской. Остался его «Трактат о живописи», в котором Леонардо пишет, что ему хотелось создать масштабное произведение. Оно должно было состоять из ряда эпизодов. Огромное пространство стены позволяло разместить на ней большое количество людей, участвующих в битве. Но замысел не был реализован.

Два гения

Микеланджело писал свой картон «Битва при Кашине» в собственной мастерской. Два гения не стремились соревноваться друг с другом. Они работали в разное время и не желали соперничать. Однако соревнование в каком-то смысле всё же происходило. Когда да Винчи изображал коней, то он понимал, что они ему удаются лучше всего. А Микеланджело также воспользовался своим самым сильным умением - показом обнажённых мужских тел. Как и да Винчи, Микеланджело не завершил свою работу. Она осталась только на картоне. И вот несколько месяцев два картона находились в одном и том же зале. В это время оба эти творения были школой для всех художников: и молодых, и опытных. К ним приходили и делали с них копии.

В настоящую детективную история превратились поиски шедевра Леонардо да Винчи. Фреска Леонардо Битва при Ангиари утеряна навсегда, унеся с собой 500 лет истории? Или есть надежда, что она сохранилась, и будет открыта?

Апрель 1503 года , Флоренция. Из города изгнана семья Медичи, и Флоренция стала Республикой. Необходимо было укреплять эту молодую Республику, нужны были новые символы, и глава Флоренции Пьер Содерини приглашает двух выдающихся художников воспеть Республику. Микельанжело 28 лет, 51 год. На стенах Большого Салона Пятисот, главного Зала комунального Совета во Дворце Флоренции Палаццо Веккио два гения выбирают сюжеты, прославляющие победные битвы войск флорентийской республики – Битвы при Ангиари и при Кашине.

Две огромные стены напротив друг друга, два гения, подающий надежды и зрелый, два разных характера: настороженный и ершистый, элегантный и загадочный. Один художник отличается неутомимым трудолюбием и обязательностью, другой – непостоянством и ветренностью. Этот грандиозный заказ должен был быть великим соревнованием двух гениев, но не получилось… не было ни выигравшего, ни проигравшего. Микельанжело приготовил эскиз Битвы при Кашине , и был отозван в Рим Папой Римским. Леонардо задумал огромное поле Битвы при Ангиари , полное всадников, борющихся за Знамя, но оставляет работу и возвращается в Милан в мае 1506 года.

Вот, что Леонардо написал о начале работы в своих заметках: «Сегодня 6 июня 1505 в пятницу в 13 часов начал расписывать во дворце. Как только коснулся кистью, погода испортилась, разорвался картон, треснула чаша, и пролилась вода, потемнело как ночью, и до вечера шёл ливень великой водой». Вот это «удачное» начало, предзнаменования несчастливой судьбы работы великого художника?

Тавола Дория, Токио, набросок к Битве при Ангиари стоимостью 80 млн.евро

Что же произошло между июнем 1505 года, когда Леонардо начал работу над фреской и маем 1506 года, когда он уехал из Флоренции? Где его Битва при Ангиари , которую скульптор Бенвенуто Челлини признал «мировой школой» творчества? Последний конкретный факт этого детектива – существование фрески Леонардо на стене ещё в 1549 году . Флорентийский литератор Антон Францеско Дони написал в 1549 году путеводитель по Флоренции , где указано: «Поднимитесь по лестницам в Большой Зал и обратите внимание на группу лошадей и всадников, которая покажется вам чудом ». Дальше уже кончаются факты, касающиеся фрески Леонардо Битва при Ангиари и начинаются домыслы.

На несколько десятилетий с начала шестнадцатого века стены Большого Зала оставлены без изменений. Между делом, радикально изменилась политическая ситуация во Флоренции. Потерпела поражение Флорентийская Республика, и вернулась к власти династия Медичи, Козимо I. Мысли его, естественно, обращены к Большому Салону, необходимо превратить его из места прославления Республики в главный зал, подчёркивающий власть и могущество Медичи. 1555 год — , живописец, архитектор и историк, получает заказ от правителя Флоренции Козимо I Медичи .

Заказ грандиозный, не только на украшение, но и на реконструкцию Большого Зала Совета Пятисот. Потолок поднимают на семь метров по проекту Вазари, и зал приобретает современные размеры – длина 54 метра, ширина – 23 метра, высота – 18 метров. На стенах Салона Вазари решает проблему, что делать с существующей фреской Леонардо – уничтожить или сохранить? Не в первый раз такая дилемма возникла перед Вазари, он уже сталкивался с работами Джотто и Мазаччо , и выбрал Сохранить . Неужели с работой Леонардо, которым он восхищался, он мог поступить по-другому и уничтожить её?

Работа гения, без сомнения, восхищает Вазари, вот что написал он в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев про Битву при Ангиари . «…нарисовал группу всадников, сражающихся за знамя, вещь, которая была признана выдающейся и выполненной с большим мастерством… в этом изображении люди прявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногамии сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя; при этом один из солдат, вцепившись в него руками и всем туловищем на него налегая, пускает свою лошадь вскачь и, обернувшись … хватается за древко знамени, стараясь силой вырвать его из рук остальных четырёх.

Двое из них защищают его каждый одной рукой и, высоко замахнувшись другой, держащей меч, пытаются перерубить древко, между тем как старый солдат в красной шапке с воплем держит одной рукой древко, а другой – с высоко поднятой кривой саблей готовит бешеный удар, чтобы сразу отрубить обе руки тех двух, которые, скрежеща зубами, со свирепейшим видом пытаются отстоять своё знамя.» Не привожу вам все описания Вазари, примите во внимание, что глава о Леонардо в его книге занимает 9 страниц, из них 1 страница целиком посвящена только описанию Битвы при Ангиари . Вазари нам недвусмысленно даёт понять, что он видел эту фреску и досконально изучил вблизи, здесь и скрежет зубов, и старый солдат в красной шапке, и свирепость, и кровожадность, и «не выразить словами, как у Леонардо нарисованы одежды солдат».

Не случайно в первой работе Вазари для Старого Дворца Поражение Пизы при Сан Винченцо многочисленны совпадения поз, персонажей, мечей, знамён и лошадей. Для сравнения до нас дошли копии с Битвы при Ангиари (их авторами были , потом неизвестный художник, по работе которого сделана гравюра Лоренцо Заччиа, а потом Рубенс), но они могли быть сделаны не с фрески, а с картона - эскиза Леонардо в натуральную величину. Козимо Медичи также восхищался работой Леонардо, вплоть до того, что в 1513 году он платит за установку деревянных структур вдоль стены для защиты фрески от испанских солдат. Мотив для уничтожения работы Леонардо, во-первых, политический, невозможно оставить свидетельства победы Республики над Синьорией Медичи в главном представительском Зале, во-вторых, состояние фрески. Вазари отметил, что «задумав писать маслом по стене, он (Леонардо) для подготовки стены составил такую грубую смесь, что она по мере того, как он продолжал роспись этого зала, стала стекать, и он бросил работу, видя как она портится».

37 лет итальянский инженер Маурицио Серачини ищет фреску Леонардо Битва при Ангиари . Говорят, что именно этот ученый-энтузиаст послужил Дэну Брауну прототипом одного из действующих лиц книги Код да Винчи . Много за эти годы было противников, но немало и сторонников поиска, например, профессор Карло Педретти , главный мировой эксперт по работам Леонардо Да Винчи. Они оба уверены, что Вазари сохранил шедевр, и до сих пор он находится в Зале Большого Совета. Основания для оптимизма есть.

Подсказка Вазари на флаге «Ищущий обрящет»

Вазари вполне мог сохранить работу Леонардо, и он оставил нам ребус на своей работе Битва при Марчиано на восточной стене Большого Салона. Только на одном из многочисленных изображений знамён есть надпись, причём загадочная — «Тот, кто ищет, тот найдёт». Трудно связать её с битвой или с прославлением Республики. Надпись «неправильная», она не следует волнистому контуру флага. Ошибка для Вазари непростительная, как будто он хотел привлечь внимание к этому зелёному флагу в самом верху Битвы, где её не смог бы разглядеть снизу ни один зритель. Аназиз зелёной краски знамени и белой краски надписи провели в 1975 году. Пришли к выводу, что обе краски одинакового возраста, надпись на знамени не более поздняя пририсовка, а тоже сделана автором Вазари. Ещё одно необыкновенное открытие при исследовании стен зала радаром и телекамерой с инфракрасным излучением — под этим флагом с надписью есть пустое пространство , т.е существует двойная стена. Следующий этап исследований, после многочисленных согласований, прошёл с 27 ноября по 2 декабря 2011 года по ночам , чтобы не прерывать нормальную работу Музея Старого Дворца Флоренции. Невозможно было подобраться сбоку к изучаемому пространству под работой Вазари, т.к. она занимает всю стену и заканчивается карнизом, также закрыто пространство сзади многочисленными постройками, комнатами и пр. Кроме того, подбираясь сзади вслепую, можно повредить фреску Леонардо, если она внутри за стеной, возведённой Вазари для своей Битвы при Марчиано . Было решено посверлить микроскопические отверстия в стене, выбирая участки повреждений на фреске Вазари или недавние краски, наложенные реставраторами, чтобы не повредить ей. Потом запустить зонд в отверстие между двумя стенами. Естественно, поверхность, которую предполагалось обследовать была очень обширной, а разрешено было сделать несколько отверстий и анализов. Была возможность промахнуться, и не попасть на фреску Леонардо.

Композицию Битвы при Ангиари Леонардо представляли, а вот с размерами помог рисунок из Музея Оксфорда . Рисунок головы кричащего старика необычно больших размеров с маленькими наколками по контуру, заполненными углём. По предположению историка искусств Мартина Кемпа это не копия, а часть картона , который использовал Леонардо для работы над фреской. До увеличения стены Вазари, размер поверхности для работы Леонардо составлял 20 метров на 10 метров, и по размерам рисунка головы, предположительно определили размеры всей фрески. Учёные знали, что ко временам Вазари от фрески осталась только центральная часть, поэтому искали фрагмент размером 5 на 4 метра на поверхности 12 на 14 метров. Наметили 14 мест для микроскопических отверстий, где могла сохраниться Битва при Ангиари . Конечно, места были выбраны не оптимальные для обнаружения скрытой фрески, а те, где позволяла это сделать плохая сохранность участков фрески Вазари. Первое же отверстие и зонд определяет, что за кирпичной стеной с фреской Вазари Битва при Марчиано циркулирует воздух, то есть есть полость, и внутренняя поверхность ещё одной стены в 3 сантиметрах от стены с фреской Вазари. Энтузиазм исследователей можно себе представить.Но… мы с вами в Италии, и тут же полемика вылилась в нешуточные обвинения противников исследований: просверлено 60 дырок, работа Вазари под угрозой исчезновения. Прокуратура открывает дело, исследования остановлены. Сделано всего 6 микроотверстий, взято 6 анализов с поверхности внутренней стены. Через полтора месяца их разрешили изучить в лаборатории.

Карло Педретти ознакомил с результатами . Как вы понимаете, во времена Леонардо не было промышленного производства красок, как теперь. Поэтому каждый художник использовал свои собственные краски, и их состав красок Леонардо и Вазари отличается. Во-первых , найдены следы карбоната кальция, состава который покрывает весь исследованный участок поверхности внутренней стены, органический материал, применявшийся как грунтовка. Второе важное открытие : присутствие участка красного цвета, пигмента и связывающей субстанции, типичной для настенной живописи. Итак, не фреска, а живопись на стене, именно, то, что хотел сделать Леонардо, и что повлияло на разрушение работы. Следующий важный анализ показал на этой красной поверхности следы краски чёрного цвета, нанесённые кистью. Состав этой чёрной краски вызвал эйфорию исследлвателе, потому что в нём необычное химическое соотношение марганца и железа по сравнению с нормальным, используемым всеми художниками. Публикация Лувра 2010 года , касающаяся исследований двух работ Леонардо – Джоконды и Иоанна Крестителя , показала точно такой же состав чёрной краски на этих работах в отношении маргаца и железа. Кроме того, Джоконду Леонардо пишет во Флоренции в то же самое время, когда работает над Битвой при Ангиари . Доказательства получены: на внутренней стене за стеной с фреской Вазари Битва при Марчиано есть произведение Леонардо. Из исторических документов явно следует, что он писал на этой стене Зала большого Совета во Флоренции. Есть живопись, краски совпадают по составу с двумя работами Леонардо, по документам, именно он писал на этой стене. Надо отдать должное Джорджо Вазари , не победила зависть, не уничтожил фреску Леонардо, а нашёл необычный способ сохранить её для потомков. Другой вопрос, в каком состоянии Битва при Ангиари на внутренней стене? Сможем ли мы её когда-нибудь увидеть? Каким образом открыть её, не разрушив произведение Вазари? Пока ответов на эти вопросы нет.

Некоторые эксперты подозревают, что за фреской Вазари может скрываться шедевр Леонардо

В мире искусства разгорается скандал в связи с поисками неоконченной фрески Леонардо да Винчи, якобы скрывающейся за одной из стен Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции, над оформлением которой позже поработал другой выдающийся мастер – Джорджио Вазари (Giorgio Vasari).

Палаццо Веккьо

Более чем пять веков тому назад в Палаццо Веккьо (здании городского самоуправления) в честь восстановления Флорентийской республики было решено украсить зал Большого совета фресками.

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини после свержения династии Медичи (Medici) и изгнания Пьеро Медичи. Медичи — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Зал Большого совета Палаццо Веккьо

Великий Леонардо работал над фреской в 1503 — 1506 годах. Осенью 1503 года гениальный пятидесятилетний художник, ученый и мыслитель приступил к работе. Между 1503 и 1505 годами мастер исполнил картон, а в 1505 году приступил к самой росписи, которую оставил незаконченной к моменту своего вторичного отъезда (30 мая 1506 года) в Милан.

Одну стену было поручено украсить Леонардо, уже художнику с мировым именем, другую — Микеланджело. Тот еще молод, но уже успел прославиться благодаря скульптуре Давида. Два художника, два соперника.

Леонардо в качестве сюжета выбирает сражение при Ангиари, состоявшееся 29 июня 1440 года между флорентийским отрядом и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разбиты небольшим отрядом флорентийцев. Хотя в битве 1440 года между флорентийцами и миланцами около маленького городка Ангиари погиб всего один человек, это не изменило отношения Леонардо да Винчи к войнам, которые он называл «самым зверским сумасшествием».

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 м х 17,4 м) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. Для работы над картоном (картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками), происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя.

Сохранились копии с картона для этой фрески. Одним из лучших рисунков признан рисунок Рубенса, на котором можно увидеть одну из сцен фрески — битву за знамя.

Рисунок Рубенса

Людские и конские тела сцепились в единый змеиный клубок, кони — в бешенстве, на лицах людей — звериная ярость. Где миланцы, где флорентийцы, где свои, где чужие — непонятно. На картине нет людей, там только кони и звери. Нет, это не прославление воинской доблести, это — воплощенный ужас войны, которую сам художник ненавидел.

В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре. Поскольку ясных свидетельств не существует, сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной грядой на горизонте.

Копия картона Микеланджело Буонарроти (1503—1506) Аристотеля да Сангалло. Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Два великих мастера того времени единственный раз работали над украшением одного и того же зала. Каждый постарался блеснуть сильной стороной своего дарования. Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Эта фреска должна была показать флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника.

Пьер Содерини, занимавший в то время должность гонфалоньера, видя великий талант Микеланджело, заказал ему расписать другую часть той же залы, что и стало причиной его соревнования с Леонардо, в которое он вступил, взявшись за роспись другой стены на тему пизанской войны. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Он заполнил его обнаженными телами, купающимися в жаркий день в реке Арно, но в это мгновение раздается в лагере боевая тревога, извещающая о вражеском нападении; и в то время как солдаты вылезают из воды, чтобы одеться, божественной рукой Микеланджело было показано, как одни вооружаются, чтобы помочь товарищам, другие застегивают свой панцирь, многие хватаются за оружие и бесчисленное множество остальных, вскочив на коней, уже вступает в бой. Среди других фигур был там один старик, надевший на голову венок из плюща; он сел, чтобы натянуть штаны, а они не лезут, так как ноги у него после купанья мокрые, и, слыша шум битвы и крики и грохот барабанов, он второпях с трудом натянул одну штанину; и помимо того что видны все мышцы и жилы его фигуры, он скривил рот так, что было ясно, как он страдает и как он весь напряжен до кончиков пальцев на ногах. Там были изображены и барабанщики, и люди, запутавшиеся в одежде и голыми бегущие в сражение; и можно было увидеть там самые необыкновенные положения: кто стоит, кто упал на колени или согнулся, или падает и как бы повис в воздухе в труднейшем ракурсе. Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами — так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве. Потому-то поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе. И вот, посмотрев на фигуры столь божественные, некоторые, их видевшие, говорят, что из всего сделанного им и другими ничего подобного до сих пор они не видели и что ни один другой талант до такой божественности в искусстве никогда подняться не сможет.

Когда за картоном никакого присмотра не было, его разорвали на отдельные куски.

Оба картона в течение нескольких месяцев были представлены на обозрение публики. Позднее Бенвенуто Челлини, видевший картоны, когда они ещё были целы, назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».

Несмотря на то, что работы по украшению Палаццо Веккьо так и не были осуществлены (Микеланджело даже не приступал к росписи), два гения совершили переворот в развитии западноевропейской живописи, приведший к развитию новых стилей - классицизма и барокко. Одна из первых копий (набросок чернилами) с оригинального картона да Винчи принадлежит Рафаэлю и хранится в Оксфорде, в Университетской галерее. В Уффици имеется незаконченная копия, возможно принадлежащая художнику-любителю. По предположению Миланези она могла быть использована Лоренцо Заччиа да Лука при создании гравюры в 1558 году с надписью: «ех tabella propria Leonard! Vincii manu picta opus sumptum a Laurentio Zaccia Lucensi ob eodemque nunc excussum, 1558». Предполагается, что именно с гравюры Заччиа около 1605 года сделал свой рисунок Рубенс.

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

Эскиз к «Битве при Ангиари»

Однако ни фрески ни картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней.

В 1555 — 1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано» (Battaglia di Marciano).

Аллегорические картины на потолке и стенах великолепного Салона пятисот, предназначавшегося для проведения заседаний Большого Народного Совета после вторичного изгнания Медичи в 1494 г. из Флоренции, повествуют о деяниях тосканского герцога Козимо I.

Зал пятисот

Фреска Вазари

Фреска Вазари

Работы по декорированию зала возглавлял Вазари с учениками. В 1563 году Вазари получил заказ на работу в знаменитом Зале пятисот (Salone dei Cinquecento). Они уничтожили всякое напоминание о годах республиканского правления, включая созданные в то время шедевры «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине» Микеланджело. Работы Вазари были призваны продемонстрировать могущество и славу герцога и его государства.

Мнения экспертов относительно судьбы творения Леонардо расходятся.

«Cerca, trova» — «.........Пытайся и найдешь». Эти слова на фреске в зале Большого совета Палаццо Синьория во Флоренции могут стать ключом к разгадке судьбы одного из лучших творений Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», которое последний раз видели пять столетий назад.

В 1975 году итальянский искусствовед Маурицио Серачини (Maurizio Seracini) предположил, что фреска Леонардо вовсе не была в таком плачевном состоянии, как считалось ранее. Доказательство он видел в гравюре, сделанной, по его предположению не с картона, а с самой фрески, и датированной 1553 годом. На гравюре отчётливо видны все детали росписи, следовательно «Битва при Ангиари» была в отличном состоянии и через пятьдесят лет после создания. Серачини был уверен, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской.

Вазари, сам великий художник, написавший книгу об истории живописи, биограф многих художников, с величайшим трепетом относившийся к творчеству Леонардо, не мог не попытаться ее сохранить.

Профессор полагает, что фреска Вазари хранит подсказку. «Послание» заключается в надписи на изображенном военном флаге. Надпись гласит «Cerca Trova», что означает «Ищи и найдешь». «Ни в одних исторических источниках не упоминается, что картина была уничтожена, повреждена или перемещена в другое место», — утверждает профессор. Исследователь обнаружил надпись 30 лет назад, но лишь сейчас современные технологии позволят заглянуть под слои краски фрески Вазари. Ученые используют нейтронный излучатель, чтобы найти краску на основе льняного масла, которой пользовался Да Винчи.

Акустические исследования показали наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (1 - 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы вместить фреску Леонардо. Серачини предположил, что Вазари не стал создавать свою феску поверх фрески да Винчи, а просто построил перед ней новую стену, спрятав тем самым «Битву при Ангиари». Осуществляя в середине ХVI века реконструкцию зала Большого совета, художник и архитектор Вазари, закрасил, как полагали до сих пор, фреску да Винчи своей собственной. При этом он поднял крышу зала на 7 метров и для этого спроектировал верхний ряд стен. Однако исследования показали, что в одном месте между стенами оставлена ниша, вполне достаточная по размерам, чтобы в ней поместилось творение да Винчи размером 6 х 4 метра.

В 2002 году власти Флоренции запретили Серачини поиски, опасаясь, что будет нанесён вред фреске Вазари. Однако, в августе 2006 года было разрешено продолжить исследования. Для финансирования проекта «Anghiari» создан специальный фонд. В целях проведения тестирования было принято решение выстроить уменьшенную модель из двух, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, стен. Для создания копии специалисты главного института реконструкции Италии Opificio delle Pietre Dure должны были применить материалы, использованные при возведении восточной стены Салона Пятисот, за которой, как предполагал Серачини, спрятана фреска Леонардо. На стены предполагалось нанести краски, которые применяли Леонардо и Вазари. Однако, данные о новых открытиях на сегодняшний день отсутствуют.

Теперь группа ученых под руководством Серачини пытаются просверлить небольшие отверстия в нескольких частях стены, чтобы при помощи микрокамер выяснить, что именно скрывается за ней.

Несмотря на слова мэра Флоренции о том, что отверстия были проделаны в тех местах, которые были повреждены ранее, многие искусствоведы возмущены столь неделикатными методами обращения с произведением Вазари.

По их мнению, вероятность того, что художник оставил что-то существенное за внешней стеной крайне невелика, а фреска Леонардо, согласно ряду документов, и вовсе находилась на противоположенной стене.

Один из экспертов-реставраторов, Сесилия Фроциноне, покинула проект по этическим соображениям.

Около 150 искусствоведов со всего мира подписали петицию, призывающую прекратить высверливание стены, на которой сейчас красуется фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Просверлив отверстие во внешнем покрытии, исследователи надеются добраться до скрытой внутренней стены, на которой якобы изображена незавершенная фреска Да Винчи «Битва при Ангиари».

«Битва при Ангиари», предположительно, в три раза больше «Тайной вечери». По словам профессора, произведение Да Винчи знаменует величайшее достижение в мире искусства эпохи раннего возрождения. Если картину обнаружат, перед властями Флоренции станет вопрос о замене работы Вазари произведением гениального художника.

Использованы материалы

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...