Зарождение государственности у восточных славян. Факторы возникновения и особенности государства у восточных славян

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Отечественная история

Тема: «Возникновение государственности у славян»

Введение.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных близостью языков и общностью проис­хождения. Возникновение государственности у славян, всегда остается самым интересным и до конца не раскрытым вопросом. Русские историки уже не раз обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII-XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Современное понимание этого вопроса также неоднозначно. Основным источником исторических данных являлась летопись «Повесть Временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и преданиях, ее трактовки различаются в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, сказания, и другие сохранившиеся произведения позволяют предполагать более вероятные ходы развития событий.

Вопросы зарождения государственности у Восточных славян в IХ-XIII веках остаются актуальными. Именно события этого времени положили основу дальнейшему пути, по которому развивалось Российское государство. В данной работе представлены мнения наиболее известных последователей и противников каждой теории. Однако однозначных сведений по этому вопросу до сих пор не получено, поэтому описание многих исторических периодов строится на основе предположений о возможном ходе развития событий.

Цель данной работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Изучая историю Руси во времена появления первых признаков государственности, нужно более углубленно изучить происхождение славянских племён, их быт, занятия, основные этапы складывания древнерусского государства

Я выбрала эту тему потому, что, именно сейчас в современном мире мы очень часто сталкиваемся с вопросами о государственности. Перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. И вообще не зная как, появилось наше государство, нельзя рассуждать о том, как оно будет развиваться дальше.

Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

I. Восточные славяне. Занятия восточных славян.

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Предков славян, которые населяли бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территорию от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.

В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен – поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Такой племенной союз включал в себя от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.

Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне, на юге ­– печенеги и хазары, на востоке – волжские болгары и многочисленные угро-финские племена.

Основным занятием у восточных славян являлись земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда). Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда сжигали полевые травы. С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XXв. Для сбора урожая использовали серп. К IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства.

II. Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли.

Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город− это явление не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в условиях классового и феодального общества, возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности. На рубеже VIII−IX вв. впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла – кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Города, из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесел и торговли. В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - Х вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. П. Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Исходя из всего этого, видно, что в Древнерусском государстве уже складываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

Большое значение впоследствии также будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Великий водный путь «из варяг в греки» связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям – волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этого пути возникали такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян.

Вторым торговым путем, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. По времени возникновения он был одним из древнейших на территории Восточной Европы.

III. Религия восточных славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.

Итоги княжения первых Рюриковичей:

а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;

в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;

г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

1) система данничества;

2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

4) династическая (родовая) княжеская власть;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):

1) изгнание из Киева варягов‑наемников;

2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. — принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства;

— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;

— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

— расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:

— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

— ограничил взимание процентов при займе;

— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Теории возникновения государства у восточных славян

  1. Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.
  2. Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.
  3. Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.

История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.

Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1. Знание фактов истории;
2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;
3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;
4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:
1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть "плохой" или "хорошей".
2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".

Происхождение славян. Возникновение государственности у восточных славян.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев. считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1. Норманнская теория
2. Антинорманизм (славянская теория)
3. Неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. Распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. Образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный: Южный – с центром в Киеве, Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

3. Общественно-политическое устройство древнерусского государства.

Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Форма правления в Киевской Руси - типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх - киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.

На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

Переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

Отсутствие юридической ответственности правителя;

Отсутствие институтов власти;

Отсутствие регламентации деятельности совета при князе;

Вече не было постоянным представительным органом;

Ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI- XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной. Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, а зависимые - закупами.

Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители).

Политический режим на Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).

Примерные вопросы История России.

Восточные славяне в древности: их расселение и быт.

(Древние славяне)

В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.

Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, - пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра - кривичи, у оз. Ильмень - словене, по Оке- вятичи, в Белоруссии - дреговичи и радимичи, на среднем Днестре - тиверцы, между Днепром и Днестром - уличи, в Прикарпатье -дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины - верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун - бог войны и грома, Велес - скота и торговли, Даждьбог - солнца, Стрибог- ветров, Мокошь - верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Возникновение государства у восточных славян (VIII-IХ вв.).

(образование государства у восточных славян)

План:

1. Причины и предпосылки образования государства.

2. Возникновение государственности.

3. Норманнская теория.

Основными причинами перехода восточных славян от первобытнообщинного строя сразу к феодальному, минуя рабовладельческий строй, являлись следующие:

1) Рабовладельческий строй уже изживал себя, когда у славян складывались предпосылки распада первобытнообщинного строя и зарождения социальных отношений.

2) Сравнительно высокий уровень производительных сил у восточных славян (овладение техникой обработки железа, развитие сельского хозяйства, трехполье, выделение городского ремесла и его разграничение) требовал от восточных славян уже рабовладельческих, а феодальных отношений.


3) Крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов.

4) Географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах.

5) Восточные славяне не имели постоянных источников пополнения рабов, так как они жили в труднодоступных местах.

В VIII-IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей.

Образование государства у восточных славян было вызвано внутренними предпосылками .

1) развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли),

2) возникновение имущественного и общественного неравенства,

3) образование частной собственности и появление крупных феодальных владений,

4) создание основных социальных групп: феодалов и крестьян.

Внешние предпосылки образования государства у восточных славян :

1) оборона от вторжений других племен и кочевников,

2) завоевание новых территорий и земель.

Арабские и среднеазиатские писатели, и географы IХ-Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша. Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, за тысячу лет до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в, когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако... Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны) . У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки Волги находился могущественный Хазарский каганат , которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи , чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладаге , а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере , а Трувор – в Изборске . Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862 г. по «Повести временных лет», который принято считать годом начала правления династии рюриковичей. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян . Далее по «Повести временных лет» в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом). Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманнской проблемы». Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и др., работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sinehus, thruwaring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в . В середине IХ в ., когда варяги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII- IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ-ХI вв ., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку («Випланд»). В середине IХ в. по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов». Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена.

В этой статье будет рассказано кратко о появлении государства у восточных славян. В отдельных главах материала раскрыты такие важные моменты, как норманнская и антинорманская теории, особенности процесса объединения русских земель и многое другое. Кроме того, необходимым вопросом для рассмотрения являются причины появления государства Киевская Русь.

Три предположения

Исторической науке известно три главные теории возникновения государства у восточных славян. Все эти гипотезы будут рассмотрены в настоящей статье. Как правило, споры о том, какая из точек зрения является истинной, носят идеологический характер. Поэтому в разные времена официальными провозглашались различные теории. Как ни странно, но первыми учеными, ставшими разрабатывать данную тему, были немецкие историки, приглашенные в качестве профессоров Академии наук в семнадцатом веке.

Этим исследователям необходимо было провозгласить превосходство Германии и других европейских государств над Россией. Поэтому ученые мужи с радостью восприняли факт приглашения варяжских князей на русские земли в девятом веке, найденный ими в «Повести временных лет».

Они тут же объявили, что именно норманнские правители принесли славянам представления о государственности и тем самым приобщили невежественные и дикие племена к благам европейской цивилизации. Несмотря на то что многие их доводы звучали явно натянуто, труды этих ученых отложили свой отпечаток на дальнейшем исследовании отечественной истории. Подобной теории появления государства у восточных славян придерживался один из самых известных ученых в этой области Николай Карамзин.

Первый противник норманнской теории

Уже в первые годы после своего появления эта гипотеза подверглась серьезной критике. Одним из первых ее оппонентов стал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Он вел горячие споры с иностранными профессорами Академии наук. Он говорил о нелепости некоторых предположений, высказываемых этими деятелями в своих трудах. Например, Михаил Васильевич однажды высмеял попытку немецкого профессора объяснить иностранным заимствованием происхождение географического названия Холмогоры.

Критика

Далее будут приведены положения, на которых чаще всего основывается критика этой гипотезы появления государства у восточных славян. Кратко их можно изложить следующим образом. Во-первых, для развития государственности недостаточно усилий одной исторической личности. Не может эта форма организации общества появится вследствие усилий целой группы людей по воплощению эту идеи в жизнь. Какими бы талантливыми ни были специалисты, их труд будет безуспешным при отсутствии необходимых предпосылок.

Какие же условия требуются для образования государства? Об этом пойдет речь в следующих главах.

Восточные славяне в 6-8 веках нашей эры

Именно к этому времени относятся первые упоминания о предках русских, украинцев и белорусов в литературных источниках. Все они принадлежат иностранным авторам, так как собственная письменность у этих народов возникла несколько позже.

Уже в первых записях, сделанных иноземными путешественниками о Руси, эта территория часто называется Гардарикой, то есть местностью с большим количеством городов.

Развитие ремесел

К восьмому веку нашей эры среди представителей восточнославянских племен уже было много людей, имевших в качестве основного занятия не земледелие, а какое-либо ремесло. Кузнецы, пекари, гончары и многие другие, чье дело приносило достаточный доход для того, чтобы прокормить себя и свою семью, начали селиться отдельно от тех, кто занимался сельским хозяйством.

Так постепенно появлялись города. К 8 веку их уже насчитывалось несколько десятков на территории современной России. Это обстоятельство заслуживает внимания, так как именно образование крупных населенных пунктов является одним из предвестников возникновения государства (у восточных славян в том в числе).

Военная демократия

Появление городов, в свою очередь, было результатом еще одного исторического процесса.

Новые способы ведения сельского хозяйства, оказались более продуктивными, по сравнению со старыми. Поэтому земледелие уже не требовало, чтобы в нем было задействовано такое количество людей, как раньше. Поэтому населению уже не обязательно было жить большими общинами. Вследствие этого произошла смена общественного строя.

Вместо родового, существовавшего у славян в течение нескольких веков, стал формироваться новый, получивший в исторической литературе название военной демократии. Под этим термином подразумевается такое устройство общественной жизни, при котором все ее члены являются равными между собой. Важные вопросы решаются на общем собрании.

Каждый мужчина в то время был обязан участвовать в военных конфликтах с соседними племенами, то есть по умолчанию был бойцом так называемого народного ополчения.

Появление такой социальной формации у какого-либо племени является непременной предпосылкой к возникновению государства. У восточных славян к восьмому веку военная демократия уже прочно закрепилась в качестве общественного строя.

Появление знати

Постоянная необходимость участия в силовых столкновениях вызвала потребность в высококлассных полководцах. Если до этого роль военачальника всегда исполнял вождь племени, то теперь эту должность мог занимать и другой человек, наделенный соответствующими способностями.

Некоторые историки склонны считать, что князьями изначально назывались именно главнокомандующие. Не случайно на всех изображениях того времени люди, носящие этот титул, обязательно восседают на лошади. У таких предводителей появляется собственная дружина. Участие в ней становится почетным и выделяет человека из числа других членов племени. Так возникает элита. А значит, процесс расслоения общества берет свое начало именно на этом этапе. Это разделение на классы в дальнейшем станет одной из причин появления государства у восточных славян.

Правители, но не основатели страны

Можно с уверенностью сказать, что у предков русских, украинцев и белорусов, задолго до приглашения на княжение Рюрика и его соплеменников, были все необходимые предпосылки для возникновения государства. А значит, представляется вполне возможным, что иноплеменников позвали не прививать славянам новый вид общественно-политического устройства, а всего лишь занять вакантную должность.

Такого мнения придерживался историк Эта теория называется центристской. То есть она представляет собой нечто среднее между норманнской и антинорманнской гипотезами.

Позиция Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов выдвигал предположение о том, что Рюрик и его сподвижники пришли на Русь вовсе не из Скандинавии, а из других, более отдаленных славянских племен. Таким образом, этот русский ученый стал первым антинорманнистом.

Последователи его говорили о том, что викинги или варяги не могли принести в нашу страну идеи государственности, так как у них на родине в это время еще процветал родовой строй с элементами военной демократии. К тому же на территории России существует очень мало географических названий, заимствованных из языков норманнов, в то время как в Великобритании, которая некогда находилась под властью этого народа, число таких собственных имен достигает нескольких сотен.

Государственный переворот

Говоря кратко о появлении государства у восточных славян, необходимо упомянуть и еще об одной версии этого исторического события.

Некоторые ученые предполагают, что скандинавы были изначально приглашены на Русь не в качестве правителей, а как наемные главнокомандующие. Но в результате государственного переворота они захватили власть.

Эта гипотеза звучит вполне правдоподобно, так как в мировой истории существует не так много примеров, когда на высшие государственные посты были приглашены специалисты из других стран. В военном же деле принятие на работу иностранцев - весьма распространенная практика.

Образование государства

Так или иначе, Рюрик стал новгородским князем. Известно, что он со своим войском предпринял несколько походов на Константинополь.

Некоторые историки говорят о том, что сведения о манере ведения боя, которая была принята при этом правителе, свидетельствует о его явных скандинавских корнях.

Киевская Русь

Восточных славян берет свое начало в Новгороде. Является ли Рюрик основателем страны или нет - этот вопрос является не разрешенным до сих пор. Но, так или иначе, его приемник, князь Олег завершил процесс формирования государства. Этот человек правил в Новгороде после смерти Рюрика, так как сын первого князя не достиг еще к тому времени совершеннолетнего возраста.

Этот политический деятель захватил власть в Киеве, объединив тем самым две обширные территории.

Так закончилась история появления государства у восточных славян. Кратко об этом процессе можно прочитать в предыдущих главах. Судьба Рюрика и его потомков, помимо трудов историков, отражена также во множестве художественных литературных произведений.

Так, легенда о смерти его приемника, Олега, пересказана Александром Сергеевичем Пушкиным в знаменитой поэме, а один из военных походов сына Рюрика описан в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Заключение

В данной статье был рассмотрен вопрос об образовании государства у восточных славян. Соединившись друг с другом, эти племена создали страну, которая впоследствии была названа Русью, а через несколько веков получила и свое нынешнее имя - Россия. Эта статья может оказаться полезной как школьникам при подготовке к экзаменам, так и широкому кругу любителей отечественной истории.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...