Международный день родного языка сценарий. Международный день родного языка

Во всем мире 21 февраля человечество отмечает День родного языка. Именно с его помощью люди способны выразить красочно и ярко все свои мысли, переживания, эмоции, превращая их в песни, стихотворения или прозу. Это и составляет основу культурного наследия нации, которую желают познать многие другие народы.

Чтобы показать, насколько важно уважать и изучать иностранные языки, Генеральная ассамблея решила учредить этот праздник и назначила дату – 21 февраля. Толчком к принятию такого решения стала просьба ЮНЕСКО о создании этого праздника с целью развить в людях стремление к многоязычию и уважению других языков.

Для россиян День родного языка – это способ выразить признательность и благодарность всем творцам российской истории. Ведь за все времена на нашей территории существовало приблизительно 193 языка, со временем эта цифра снизилась до 40-ка.

Сегодня в честь праздника многие учебные учреждения проводят соревнования, в которых нужно написать стихотворение, прозу либо сочинение на любом понравившемся языке, где победитель получает заслуженную награду. Также в культурных кругах принято проводить литературные вечера, творческие фестивали, на которых молодые и опытные поэты делятся своими произведениями.


Международный день родного языка 2020 - поздравления

Родного языка прекрасней нет,
И от души хочу я пожелать –
Его любите много-много лет,
И чтобы никогда не забывать,

Общайтесь вы на языке родном –
Ведь он, порою, ключ от всех дверей!
Родной язык – как светлый отчий дом,
Нет языка чудесней и нежней!

Как мать, прекрасен он, как мать, один!
Ценить его должны и уважать!
Родной язык… есть тысяча причин,
Чтоб никогда его не забывать!

Что ближе есть родного языка,
И что на свете есть его роднее?
Так близкие, чудесные слова
И сердце нам, и душу очень греют!

Родной язык… Для каждого – он свой.
Но он звучит всегда светло и нежно.
Так пусть же не обходят стороной
Тебя любовь, и радость, и надежда.

Цени ты то, что рядом есть с тобой.
Люби ты тех, кто в жизни помогает.
И уважай всегда язык родной –
Пускай он в твоем сердце расцветает!

В День родного языка
Я желаю, что всегда
Твой родной язык звучал,
Чтоб его не забывал!

Пусть удача в жизни ждёт,
В дверь успех пускай войдёт!
И родной язык несет
Тебе новый в жизни взлет!

Пожелаю я чудес,
Повод чтоб грустить исчез.
Ты родной язык цени –
Сбудутся мечты твои!

Открытка на Международный день родного языка 2020

Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он был установлен 17 ноября 1999 года на 30-й генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с целью сохранения и развития языкового и культурного разнообразия и поддержки многоязычного образования. Дата - 21 февраля - была выбрана в память о событиях в Дакке (в то время - столица провинции в составе Пакистана, в настоящее время - столица Бангладеш) в 1952 году. Тогда от пуль полицейских погибли студенты-демонстранты, требовавшие придать языку бенгали государственный статус (язык стал официальным в 1956 году). День отмечается ежегодно с 2000 года.

Темы Дня

Каждый год День посвящается определенной теме. В разные годы они касались взаимосвязи между родным языком и многоязычием, системы Брайля (специальный шрифт для незрячих людей) и языка жестов, охраны нематериального наследия человечества и сохранения культурного разнообразия, издания книг для обучения на родном языке. Тема 2018 года: "Сохранение лингвистического разнообразия и продвижение многоязычия в рамках достижения целей в области устойчивого развития".

Мероприятия

В этот день во многих государствах проходят акции по защите государственного языка, устраиваются лекции и конференции, выставки и презентации, проводятся конкурсы среди знатоков родного языка. В некоторых странах придерживаются определенных традиций. Так, жители Бангладеш возлагают цветы к монументу "Шахид минар" в память о событиях в Дакке. В регионах России к Международному дню родного языка приурочены "Недели родного языка", заседания круглых столов с участием носителей языка, книжные выставки, фестивали и конкурсы.

Статистика

Согласно данным международной некоммерческой организации SIL International, в настоящее время в мире существует свыше 7 тыс. языков. Из них примерно 32% приходится на Азию, 30% - на Африку, 19% - на Тихоокеанский регион, 15% - на Американский континент и 4% - на Европу. Из общего количества языков только 560 активно используются в государственной сфере и в системе образования.

На 40 самых распространенных языках разговаривает примерно две трети населения Земли. Наиболее употребительными из них являются китайский, английский, русский, хинди, испанский, португальский, французский и арабский. Русским языком, то по разным оценкам, владеют от 240 до 260 млн человек в мире. 2007 год, объявленный в России Годом русского языка, отмечался в 76 странах.

Языки, находящиеся под угрозой исчезновения

В 1996 году ЮНЕСКО впервые опубликовала "Атлас языков мира, находящихся под угрозой" (переиздавался в 2001 и 2010 годах при поддержке правительства Норвегии) с целью привлечь внимание общественности и правительств разных стран к проблеме сохранения языкового разнообразия. В последней версии атласа числится около 2500 языков (в 2001 году данная цифра была практически в три раза меньше - 900 языков), жизнеспособность которых оценивается от "уязвимых" до "вымерших" (указано 230 языков, исчезнувших с 1950 года).

Под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народов. Так, в Соединенных Штатах из нескольких сотен индейских языков, на которых говорили местные жители до прихода европейцев, сохранилось менее 150. В Центральной и Южной Америке исчезло большинство индейских языков, а оставшиеся вытесняются испанским и португальским. Сохранение редких языков осложняется, если власти ограничивают их использование в школах, в госадминистрации, в СМИ. По оценкам ЮНЕСКО, язык находится под угрозой или серьезной угрозой исчезновения, если его изучают менее 70% детей или на нем говорят лишь немногочисленные представители старшего поколения. Считается, что для сохранения языка необходимо, чтобы на нем говорили не менее 100 тыс. человек.

Согласно последнему изданию атласа ЮНЕСКО, на территории России вымершими признаны 16 языков. Так, в 2003 году умер последний носитель бабинского саамского (Магаданская область), исчезли убыхский (Краснодарский край), южно-мансийский и западно-мансийский языки. Уязвимыми признаны 20 языков, в том числе адыгейский (300 тыс. носителей), тувинский (242 тыс.), бурятский (125 тыс). В числе языков, находящихся на грани исчезновения, водский, сохранившийся лишь в двух деревнях в Ленинградской области на границе с Эстонией. По данным переписи населения России 2010 года, на тот момент им владели 68 человек. В ноябре 2015 года сотрудники Института языкознания РАН отметили, что по-водски в повседневной жизни уже никто не говорит. Всего в атласе значится 136 вымирающих языков на территории России.

Меры по сохранению языков

Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению умирающих языков. Так, при содействии ЮНЕСКО в Республике Корея поддерживается исчезающий язык чеджу (в 2010 году им пользовались от 5 до 10 тыс. человек преимущественно преклонного возраста), на Соломоновых Островах разрабатывается экологическая энциклопедия на местном языке марово, в Никарагуа проводится работа по сохранению языка маянгна. В Великобритании в последние годы жители острова Мэн (в Ирландском море) вновь начали изучать мэнский язык, последний носитель которого скончался в 1974 году, а в графстве Корнуолл успешно возрождается корнский язык (движение за его восстановление возникло в начале XX века). В селе Ёна на Кольском полуострове пытаются восстановить бабинский саамский язык - издана грамматика, имеются аудиозаписи. Есть сведения, что в последние годы повысился интерес к водскому языку среди молодежи. Например, устраиваются этнические праздники, во время которых исполняются песни на этом языке.

Самым известным примером возрожденного языка является иврит (считавшийся только книжным в течение 18 веков, в XX века стал языком повседневного общения и государственным языком Израиля).

Документы

Несколько международных документов содержат положения, касающиеся вопросов сохранения языков. В их числе Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (1966), декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и о правах коренных народов (1992 и 2007), конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), об охране нематериального культурного наследия (2003), об охране и поощрении форм культурного самовыражения (2005).

2008 год был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом языков. 2010 год был объявлен Международным годом во имя сближения культур.

Организация Объединенных Наций в конце XX века установила, что 21 февраля каждого года будет отмечаться Всемирный день родного языка. Этот праздник был создан в память о трагических происшествиях 1952 г. в Бангладеше.

В 1952 г. Бангладеш входил в состав Пакистана под названием Восточный Пакистан. Большая часть жителей этого региона говорили на бенгальском языке, а в западных провинциях главенствовал урду, за которым в 1948 г. законодательством был закреплён статус единственного официального языка государства. После принятия этого закона в восточных частях страны начались протесты.

Правительство запретило любые митинги и акции, поддерживающие бенгальский язык, 21 февраля в Дакке прошла массовая студенческая демонстрация. Десятки участников погибли из-за действий силовых структур. Эта трагедия стала отправной точкой сопротивления и массовых протестов.

Решение Генассамблеи ООН

В 1999 г. 30-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО учредила Международный день родного языка, чтобы почтить память участников сопротивления. Впервые празднование прошло в 2000 году. Цель мероприятия - сохранение многообразия мировых языков.

Специалисты ЮНЕСКО полагают, что почти половина всех существующих в мире языков находится на грани исчезновения, 139 из них - языки малых народов России. Организация планирует создать мониторинговых систему, позволяющую отслеживать состояние этих языков и вовремя принимать меры для их поддержки.

Генассамблея ООН призывает все государства, входящие в состав организации защищать и сохранять существующие на данный момент языки. ООН считает, что шаги к их сохранению и поддержке содействуют культурному разнообразию, способствуют укреплению общности и солидарности, основанных на толерантности и взаимопонимании между народами мира.

21 февраля 2018 года ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» проводит мероприятие, приуроченное к Международному дню родного языка.

Провозглашенный Генеральной ассамблеей ООН в целях содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию в мире, Международный день родного языка проводится в вузах и образовательных организациях российской системы образования с целью поддержки и содействия распространению родного языка, утверждению значимости государственного русского языка, поддержки лингвистического разнообразия и культурных традиций разных народов.

К участию в мероприятии приглашаются студенты и преподаватели МПГУ, в том числе учащиеся факультета русского языка и межкультурной коммуникации для иностранных граждан, педагоги и учащиеся старших классов образовательных комплексов города Москвы, представители интерклубов и землячеств московских вузов.

Насыщенная программа мероприятия предлагает разный формат участия .

Выставка. В основе концепции выставки лежит задача представления языков разных народов мира, в том числе народов России, на которых говорят и которые изучают студенты МПГУ. Выставка представляет собой развитие проекта «Языки главного педагогического вуза страны», старт которому был дан на мероприятии День родного языка-2017. Проект призван представить культурно-языковое многообразие мира и России как многонационального государства, а также мультиязычную среду университета, развитие которой является одной из стратегических задач университета. Выставка готовится объединенными силами студентов и педагогов МПГУ.

Работа молодежных дискуссионных площадок по проблематике Международного дня родного языка. Работа студентов, аспирантов и молодых педагогов под руководством модераторов на дискуссионных площадках ставит целью обсуждение актуальных, в том числе спорных, вопросов, связанных с функционированием языков и сохранением культурно-языкового разнообразия в современном глобально-информационном пространстве. Результаты работы площадок выносятся на общее обсуждение в конце мероприятия и закрепляются в итоговых рекомендациях участников.

Интерактивная программа. Работа творческих площадок в пространстве выставки рассматривается как форма проявления инициативы и творчества студентов, объединенных знанием и интересом к теме культурно-языкового разнообразия народов мира и России. Приветствуется любой формат интерактивной деятельности в едином пространстве выставки: мастер-классы, тесты и квесты, виртуальные экскурсии и конкурсы по теме многообразия языков и культур. Проводят студенты МПГУ для участников мероприятия, в том числе школьников образовательных комплексов Москвы и широкого круга гостей.

Место проведения: Корпус гуманитарных факультетов МПГУ

Адрес: проспект Вернадского, дом 88 (проезд до станции метро «Юго-Западная»)

Дополнительная информация: Координацию подготовки и проведения мероприятия осуществляет Управление межрегионального сотрудничества МПГУ.

Контактные лица: Кривенькая Марина Александровна [email protected] (+7 916 678 4623), Самойлова Надежда Борисовна [email protected] (+7 916 158-8527)

ЮНЕСКО содействует многоязычному и поликультурному образованию в контексте Образования в целях устойчивого развития и Образования в области глобальной гражданственности с самых ранних лет обучения. Тем самым, повышая осведомленность по этому вопросу в Международный день родного языка , который проходит 21 февраля.

Тема Дня 2018 года: Сохранение лингвистического разнообразия и продвижение многоязычия в рамках достижения целей в области устойчивого развития по качественному образованию и цели 6: «Обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная часть взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать».
Для обеспечения устойчивого развития учащиеся должны иметь доступ к обучению на родном языке и других языках. Базовые навыки в области чтения, правописания и арифметики приобретаются в процессе познания родного языка. Переход к многоязычному образованию обеспечивает устойчивое развитие, как предусмотрено в цели устойчивого развития 4 и 6, направленных на то, чтобы к 2030 году все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать.

Что такое многоязычное образование?

Многоязычное образование облегчает доступ к образованию, одновременно содействуя справедливости для людей, принадлежащих к группе меньшинства или коренных народов, особенно девочек и женщин:

  • Подчеркивая качество преподавания и обучения, в котором уделяется особое внимание пониманию и творчеству;
  • Укрепляя когнитивный аспект обучения, который обеспечивает непосредственное применение результатов обучения к жизни учащегося через родной язык;
  • Расширяя диалог и взаимодействие между учеником и учителем, позволяя подлинное общение с самого начала.
  • Способствует участию и деятельности в обществе и дает доступ к новым знаниям и культурному самовыражению, обеспечивая тем самым гармоничные взаимоотношения между глобальными и местными условиями.
Региональное бюро ЮНЕСКО в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Бангкоке, в рамках развития родного языка и многоязычного образования, разработало набор материалов для многоязычного образования на родном языке для трех групп заинтересованных людей: руководителей, исполнителей программ и представителей общества. Пять буклетов в комплекте представляют собой «общую картину» успешных программ многоязычного образования на основе родного языка и предложений для тех ролей, которые каждая группа может принимать, планируя, внедряя и поддерживая свои программы.

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

4 - 8 декабря 2017 года в Шымкенте, прошел Региональный семинар по многоязычному и поликультурному образованию в Казахстане. Семинар был организован Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) в сотрудничестве с Национальным центром профессионального развития «ОРЛЕУ» Казахстан, Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, и ЮНИСЕФ в Киргизской Республике.
Полный текст статьи доступен

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...