В каком городе жил островский. Загадка первой жены александра островского

Александр Николаевич Островский* (1823-1886)

...только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "театр Островского". И.А. Гончаров

*Внимание! В русской литературе два писателя по фамилии Островский: Александр Николаевич , российский драматург 19 века, и Николай Алексеевич , советский прозаик 1920-30-х гг., автор романа "Как закалялась сталь". Не путайте, пожалуйста!

Пьесы А.Н. Островского
  1. «Семейная картина» (1847)
  2. «Свои люди - сочтёмся » (1849 )
  3. «Неожиданный случай » (1850 )
  4. «Утро молодого человека » (1850)
  5. «Бедная невеста » (1851 )
  6. «Не в свои сани не садись » (1852 )
  7. «Бедность не порок » (1853 )
  8. «Не так живи, как хочется » (1854 )
  9. «В чужом пиру похмелье » (1856 )
  10. «Доходное место » (1856)
  11. «Праздничный сон до обеда » (1857 )
  12. «Не сошлись характерами! » (1858 )
  13. «Воспитанница » (1859 )
  14. «Гроза » (1859)
  15. «Старый друг лучше новых двух » (1860 )
  16. «Свои собаки грызутся, чужая не приставай » (1861 )
  17. «За чем пойдёшь, то и найдёшь, или Женитьба Бальзаминова » (1861)
  18. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук » (1861 )
  19. «Тяжёлые дни » (1863 )
  20. «Грех да беда на кого не живёт » (1863)
  21. «Воевода » (1864 )
  22. «Шутник» (1864)
  23. «На бойком месте» (1865)
  24. «Пучина » (1866 )
  25. «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский » (1866 )
  26. «Тушино » (1866)
  27. «Василиса Мелентьева » (1867 ) , в соавторстве с С. А. Гедеоновым
  28. «На всякого мудреца довольно простоты » (1868 )
  29. «Горячее сердце » (1869 )
  30. «Бешеные деньги » (1870 )
  31. «Лес » (1870)
  32. «Не всё коту масленица » (1871 )
  33. «Не было ни гроша, да вдруг алтын » (1872 )
  34. «Комик XVII столетия » (1873 )
  35. «Снегурочка » (1873)
  36. «Поздняя любовь » (1874 )
  37. «Трудовой хлеб » (1874)
  38. «Волки и овцы » (1875 )
  39. «Богатые невесты» (1876)
  40. «Правда хорошо, а счастье лучше » (1877 )
  41. «Женитьба Белугина » (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
  42. «Последняя жертва » (1878 )
  43. «Бесприданница » (1878)
  44. «Добрый барин » (1879 )
  45. «Дикарка » (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
  46. «Сердце не камень » (1880 )
  47. «Невольницы » (1881 )
  48. «Светит, да не греет » (1881)
  49. «Без вины виноватые » (1881-1883)
  50. «Таланты и поклонники » (1882 )
  51. «Красавец мужчина » (1883 )
  52. «Не от мира сего » (1885 )

Уникальность таланта Островского заключалась в том, что в нём сочетались дарование литератора и способности театрального деятеля. Впервые в истории русской культуры появился человек, сумевший не только сказать новое слово в драматургии, но и заложить основу русского национального театра. До середины 19 века русская драматургия была представлена лишь несколькими произведениями, среди которых можно выделить 2 комедии Фонвизина, 1 комедию Грибоедова 5 трагедий Пушкина, 3 комедии Гоголя. А.Н. Островский же написал 52 пьесы (из них 47 оригинальных), в одиночку фактически создав репертуар русского театра.

Детство Островского, родившегося 12 апреля 1823 года в Москве на ул. Малая Ордынка, не предвещало ему великого будущего. Род Островских принадлежал к духовному сословию. Дед будущего писателя был протоиереем, а затем схимником Донского монастыря в Москве. Отец, Николай Фёдорович , окончив семинарию в Костроме и Московскую духовную академию, предпочёл служить по гражданской части и поселился в Замоскоречье. Мать, Любовь Ивановна Савина , к моменту брака с отцом будущего драматурга была вдовой пономаря. К концу 1830-х отец Островского выслужил чины, получил дворянский титул и сколотил приличное состояние. Мать умерла в 1831 году, а через пять лет отец женился на дочери шведского дворянина Эмилии Андреевне фон Тессин . В семье было по разным данным от 4 до 10 детей, и отец уделял пристальное внимание их воспитанию и обучению.

Детство и юность Островского прошли в Замоскворечье. Описание нравов и быта этого старинного московского района станут причиной того, что Островского будут называть "Колумбом Замоскоречья".

Панорама Замоскворечья 19 века со стороны Кремля (источник: Википедия). Указаны названия основных храмов Замоскворечья

Получив домашнее и гимназическое (1835-1840) образование, Островский почувствовал интерес к литературе и театру, но по настоянию отца, мечтавшего сделать сына чиновником, вынужден был поступить на юридический факультет. Не испытывая интереса к навязанной профессии, он уходит со второго курса и поступает на службу в московский суд, где прослужит 8 лет (за это время жалованье молодого чиновника вырастет с 4 до 16 рублей). Как выяснится позднее, будущий драматург не столько занимался делами службы, сколько собирал материал для своих пока не написанных пьес.

Одновременно Островский является постоянным зрителем Малого театра, с которым в скором будущем его свяжет драматургическая деятельность. Впечатления от спектаклей подкреплялись впечатлениями от работы в суде, где Островскому приходилось иметь дело с бытовой стороной человеческих отношений. Не случайно впоследствии писательский труд Островский сравнит с работой судьи: писатель творит собственный суд над жизнью. Выбор в пользу драматургии был связан с тем, что театр по сравнению с обычной литературой ближе к народу.

К середине 1840-х гг. Островский определяет своё литературно кредо, в связи с чем первый период его творчества называют "нравственно-обличительным" . Уже имея опыт в жанре физиологического очерка ("Записки замоскворецкого жителя"), начинает работу над двумя первыми комедиями. Первая называется "Семейная картина" , вторая дважды переименовывалась: сначала "Несостоятельный должник", затем "Банкрот", наконец, "Свои люди - сочтёмся" . Обе комедии прочитаны на литературных вечерах у М.П. Погодина: первая - в 1847 году, вторая - в 1849.

Комедия "Свои люди - сочтёмся" получает положительный отзыв Н.В. Гоголя, да и в целом была воспринята как новое слово в русской драматургии. Сильное впечатление комедия произведёт на декабриста, друга Пушкина В.Ф. Раевского, который поставит "Свои люди - сочтёмся" в один ряд с "Недорослем", "Горем от ума" и "Ревизором". Комедия была опубликована в непопулярном журнале "Москвитянин", но запрещена к постановке: "Напрасно печатано, играть же запретить ", - такова была резолюция Николая Первого. Эта пьеса разрушала миф о патриархальных нравах русского купечества, показывая мир, где человек человеку волк, а отношения строятся на жажде наживы.

В 1853 году Островский признает, что его взгляд на действительность был слишком жёстким. Так начнётся второй период его творчества, называемый славянофильским . В это время совместно с Аполлоном Григорьевым и Львом Меем Островский редактирует литературно-художественный раздел славянофильского журнала "Москвитянин" и публикует там свои пьесы "Не в свои сани не садись" (1852) - это первая пьеса Островского, которая попадает на сцену, да ещё и главного драматического театра страны - Александринского, "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Во всех названных пьесах отразилась концепция Аполлона Григорьева о патриархальности и духовности средних классов, в которых "залог будущего России". И если в первой пьесе Островского "Свои люди - сочтёмся" положительных героев не было, то в пьесах 50-х гг. отрицательные герои чудесным образом "исправляются".

В 1856 году журнал "Москвитянин" прекратил своё существование. Сотрудничество с "Современником" обозначило третий период творчества Островского - революционно-демократический . Тематика пьес драматурга расширяется, конфликты становятся более острыми и глубокими. Среди пьес начала этого периода стоит выделить комедию "Доходное место" (1856) и первую пьесу из трилогии о Бальзаминове "Праздничный сон до обеда" (1857). Всего у Некрасова драматург опубликует 30 своих пьес: 8 в "Современнике" и 22 в "Отечественных записках". За долгие годы даже сложится традиция: первый номер в году всегда открывался пьесой Островского.

В апреле-августе 1856 и в мае-августе 1857 года Островский путешествует по Волге. Это произошло благодаря организованной великим князем Константином Николаевичем экспедиции "для даровитых литераторов". Именно из поволжских наблюдений и впечатлений родятся самые знаменитые драмы Островского - "Гроза" и "Бесприданница".

Драма "Гроза"

В 1859 году было опубликовано двухтомное собрание сочинений Островского, в связи с чем критик Николай Добролюбов посвящает творчеству Островского статью "Тёмное царство", в которой называет драматурга "объективным талантом", отразившим ключевые пороки современности. В статье прозвучал и вопрос: "Кто бросит луч света в безобразный мрак тёмного царства?", на который драматург ответил в 1860 году своей самой знаменитой пьесой "Гроза", ставшей первым (если не считать лермонтовский "Маскарад") в русской литературе произведением в жанре драмы .

Берег Волги. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе "Гроза"

Замысел пьесы возник в июле 1859 года, а в январе 1860 она была опубликована в журнале "Библиотека для чтения". В центре пьесы - жизнь провинциального города Калинова, в котором царят "жестокие нравы" и процветает мракобесие, поддерживаемое самыми богатыми и влиятельными жителями (купец Дикой и вдова Кабаниха). Одни калиновцы приспосабливаются к существующему порядку (такова, например, дочь Кабанихи Варвара), другие отличаются бесхарактерностью и бесхребетностью (Тихон и Борис). Образованностью и кругозором мог бы похвастаться Кулигин, но ему не хватает воли противостоять грубой силе Дикого.

Среди всех действующих лиц пьесы автор выделяет Катерину Кабанову - жену Тихона и невестку Кабанихи. Она искренна, живёт не страхом, как другие, а по велению сердца. Она знает, что должна любить своего мужа, но не может заставить себя чувствовать то, чего нет. К тому же Тихон не смеет перед матерью проявлять свои нежные чувства к жене. Завязкой конфликта служит отъезд Тихона в Москву и признание Катерины в тайной любви к Борису. Именно любовь провоцирует Катерину открыто выступить против самодурства Кабанихи. Нравственные метания героини с одной стороны и открытое противостояние с властной свекровью составляют основу действия пьесы. Душевная драма Катерины символически переплетается со стихией грозы, предвещающей трагическую развязку. Образ грозы охватывает всё, что происходит в Калинове, и вырастает в сложный драматический символ: гроза мыслится персонажами пьесы как божья кара, наказание за грехи, однако любовь Катерины и её борьба - это гроза для калиновского патриархального мира. Молния во время грозы освещает погружённый во мрак город.

Прототипом образа Катерины Кабановой стала любовница Островского, актриса Любовь Павловна Косицкая (Никулина) . Косицкая стала также первой исполнительницей её роли. Оба имели семьи: Косицкая была замужем за актёром И. Никулиным, а Островский с 1848 по 1867 гг. жил в незарегистрированном браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной . Все их незаконнорождённые дети умерли в раннем возрасте. В 1869 году писатель обвенчался с Марией Васильевной Бахметьевой . которая станет матерью шестерых детей Островского.

Новаторство Островского проявилось и в соединении социального, семейного конфликта с внутренним конфликтом героини, и в сочетании драматургии пейзажа с драматургией человеческих отношений . В целом конфликт драмы складывается из нескольких составляющих:

1) самодурство богатых: "жестокие нравы" города связаны с неограниченной властью самодура Савёла Прокофьевича Дикого, человека тёмного, необразованного, грубого, но обеспеченного; противостоять ему не может никто: ни самый образованный человек в городе Кулигин, ни городовой;

2) семейная тирания: конфликт Катерины со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой, которая "домашних заела совсем";

3) конфликт прошлого и настоящего в сознании Катерины, противоречие между прежней вольной жизнью Катерины в родительском доме и нынешней жизнью "из-под неволи" в доме свекрови;

4) внутренний конфликт героини по причине невозможности соединить чувство любви и брачные отношения с Тихоном;

5) конфликт, связанный с ощущением Катерины собственной ненужности ни мужу, ни возлюбленному Борису.

Пьеса вызвала большой общественный резонанс и споры в критике .

Николай Добролюбов в статье "Луч света в тёмном царстве" назвал "Грозу" самым решительным произведением Островского, в котором "ободряющее и освежающее впечатление достигается характером Катерины". Самоубийство героини критик считает проявлением решительности её характера и вызовом "самодурной силе".

Из статьи Добролюбова

Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперёд не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе.
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьёзного значения.
Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она ещё и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности... Но когда она поймёт, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьётся своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках.
Катерина...не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твёрдость характера, а даже напротив - является в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется в её поступках. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного. Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет.
...В последний момент особенно живо мелькают в её воображении все домашние ужасы. Она вскрикивает: «А поймают меня да воротят домой насильно!.. Скорей, скорей...» И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!..
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее.

Мы уже сказали, что конец этот кажется нам отрадным; легко понять почему: в нём дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с её насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Другой критик, Дмитрий Писарев , в 1864 году опубликовал статью "Мотивы русской драмы" , где дал в целом отрицательную характеристику Катерине, чья жизнь "состоит из постоянных внутренних противоречий".

Из статьи Писарева

"...там, где Добролюбов поддался порыву эстетического чувства, мы постараемся рассуждать хладнокровно и увидим, что наша семейная патриархальность подавляет всякое здоровое развитие. Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в тёмном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлёкся симпатиею к характеру Катерины и принял её личность за светлое явление.

[Борис] заглядывается на Катерину. Катерина влюбляется в него, но желает сохранить в целости свою добродетель. Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?

В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную черту; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» , обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он взглянул спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который привел бы разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера, ни развитого ума.

Каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в её мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною. Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем в начале своего монолога находила даже, что ключ жжёт ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон, начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток ума. Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом. Катерина убегает из дома с неопределённой надежде увидеть своего Бориса; она не думает о самоубийстве; она жалеет о том, что прежде убивали, а теперь не убивают; она находит неудобным, что смерть не является; является Борис; когда Катерина остаётся одна, она спрашивает себя: «Куда теперь? домой идти?» и отвечает: «Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно». Потом слово «могила» наводит её на новый ряд мыслей, и она начинает рассматривать могилу с чисто эстетической точки зрения, с которой людям до сих пор удавалось смотреть только на чужие могилы. При этом совершенно упускает из виду геенну огненную, а между тем она вовсе не равнодушна к этой последней мысли.

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой.

После "Грозы"

Среди сатирических произведений Островского 1860-х гг. обращает на себя внимание комедия "На всякого мудреца довольно простоты" , сюжет которой является переосмыслением сюжета грибоедовской комедии "Горе от ума". Её главный герой Егор Глумов отличается, как и Чацкий, острым умом, проницательностью, способностью давать людям меткие характеристики. Однако, в отличие от Чацкого, Глумов не борется открыто с глупостью и пошлостью окружающих, а пользуется их слабостями, благодаря чему получает и выгодную должность, и перспективную невесту. Все свои настоящие мысли он доверяет только дневнику, который называет "Записки подлеца, им самим написанные".

Глумов легко завоёвывает расположение своего богатого родственника Мамаева, любящего давать советы и наставления; литературно обрабатывает трактат Крутицкого "О вреде реформ вообще"; пишет "спич" важному господину Городулину; по просьбе самого Мамаева ухаживает за его женой Клеопатрой Львовной. Герой убеждён, что из чужой мерзости следует извлекать выгоду, и оказывается прав: даже после разоблачения он оказывается нужным тем "господам", которых едко высмеял в своём дневнике.

1870-е годы считаются периодом расцвета творчества Островского. Он создаёт свои лучшие пьесы: "Лес", "Снегурочка", "Волки и овцы", "Бесприданница".

Пьеса-сказка "Снегурочка " родилась из сюжета, описанного русским фольклористом А.Н. Афанасьевым в работе "Поэтические воззрения славян на природу": крестьяне Иван да Марья любили друг друга, но детей у них не было, и тогда слепили они из снега Снежевиночку (они её назвали Снегуркой), и она ожила, но по весне растаяла. В пьесе Островского Снегурочка - пятнадцатилетняя дочь Морозко (Деда Мороза) и Весны-Красны. Ярило-солнце собирается зажечь в сердце Снегурочки огонь любви, а до этого земля будет погружена в морозы и длительную зиму. В Снегурочку влюбляется Мизгирь, жених Купавы. Через некоторое время и в холодном сердце Снегурочки загорается огонь любви. Она гибнет, но благодарит мать Весну-Красну за то, что познала чувство любви. Пьеса-сказка окажется настолько неожиданной (реалиста-сатирика Островского привыкли видеть автором комедий и драм), что читатели её поначалу не примут, а Некрасов откажется публиковать её в "Отечественных записках" как бессодержательную и фантастическую. Лишь в 1881 году благодаря опере Римского-Корсакова "Снегурочка" заслужит признание.

Как традиционные новогодние персонажи Дед Мороз и Снегурочка (теперь уже почему-то в статусе внучки) впервые появятся в московском Доме Союзов на встрече нового, 1937 года. Причём родиной Деда Мороза считается Великий Устюг, а родиной Снегурочки - Кострома. Однако новогодние традиции напрямую не связаны с содержанием пьесы-сказки Островского.

Драма "Бесприданница "

Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.
А.Н. Островский

Самая значительная психологическая драма 19 века создавалась в течение четырёх лет и была завершена осенью 1878 года. Источником сюжета послужило дело убившего из ревности свою молодую жену Ивана Коновалова, жителя приволжского города Кинешмы, где Островский занимал должность почётного мирового судьи. Драма имела успех у читателей, однако премьерные показы в Малом и Александринском театрах потерпели провал, что вызвало ряд отрицательных оценок в критике. Однако в действительности пьеса требовала нового подхода к актёрской игре и в этом смысле предвосхитила, как указывал критик Александр Скабичевский, поэтику чеховской драматургии.

В драме "Бесприданница", как и в "Грозе", показана жизнь провинциального приволжского города Бряхимова. Как будто ушли в прошлое патриархальность и домостроевские порядки, а купцы стали образованными хозяевами жизни, которые не общаются с земляками, а "разговаривать" в Париж ездят. Однако установленные ими законы, согласно которым всё продаётся и покупается, приводят к трагедии талантливую и красивую девушку Ларису Огудалову, которая становится предметом торга влиятельных людей, вещью в руках богатых купцов Кнурова и Вожеватова с одной стороны и бедного, но самолюбивого чиновника Карандышева, каждый из которых стремится использовать Ларису для удовлетворения собственных амбиций.

В сущности, Ларису, которая "любви искала и не нашла", на самом деле никто не любит. Друг её Вожеватов спокойно воспринимает свой проигрыш Кнурову, которому теперь должна "достаться" Лариса. Кнуров, в свою очередь, расчётливо ждёт, когда свою роль сыграет Паратов: "блестящий барин" увезёт её из-под носа жениха Карандышева, соблазнит и бросит её, и вот уже тогда сломленную Ларису Кнуров готов отвезти в Париж в роли своей содержанки-любовницы. Мелкий чиновник Карандышев, казалось бы, так же беден, как и Лариса, и по сравнению с богатыми купцами выглядит "маленьким человеком", которого до поры до времени безнаказанно обижают и унижают "большие" люди города Бряхимова. Однако Карандышев не жертва, а такая же часть "жестокого мира", как Паратов, Кнуров и Вожеватов: для него предстоящая женитьба на Ларисе - повод расквитаться со своими обидчиками, попытка продемонстрировать своё "моральное превосходство". В этом смысле Юлий Капитоныч Карандышев весьма далёк от "маленьких людей" Пушкина, Гоголя и раннего Достоевского.

В последние годы Островский пишет пьесы "Таланты и поклонники", "Красавец мужчина", "Без вины виноватые". К этому времени Островский - самый уважаемый российский литератор. В 1883 году император Александр Третий пожаловал драматургу, бывшему к тому времени председателем Общества драматических писателей и оперных композиторов, ежегодную пенсию 3000 рублей. После смерти драматурга 14 июня 1886 года в селе Щёлыково Костромской губернии император выделил немалые суммы на погребение, на поддержку вдовы писателя Марии Бахметьевой и их четверых детей.

Театр как дело серьезное и народное
начался у нас тоже недавно,
начался настоящим образом с Островского.

А.А. Григорьев

Детство и юность

Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. "Я с молодости бросил все и весь отдался искусству", – вспоминал он впоследствии.

Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по "словесному столу", т.е. по приему от просителей устных просьб.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

1847–1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" – первого варианта комедии "Свои люди – сочтемся!", – комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией "Свои люди – сочтемся!".

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе "Свои люди – сочтемся" уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут "прирастать" новые черты.

Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

1852–1855 гг. – «Москвитянский период»

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов.

В 1850 году Островский становится членом так называемой "молодой редакции" славянофильского журнала "Москвитянин". Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.

1855–1860 гг. – предреформенный период

В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими в "Современнике".

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

1860–1886 гг. – пореформенный период

В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию.

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. "Исписал всю русскую жизнь" – от доисторических, сказочных времен ("Снегурочка"), и событий прошлого (хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук") до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский умер в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал:

"Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр", Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского".


Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I, Аванта+ , М., 1999


драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра

Александр Островский

Краткая биография

Александр Николаевич Островский 12 апреля 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве). Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский. Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери Александра отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал cклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» - они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

А. Н. Островский.

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» (Александр Островский) и «Д. Г.». Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя , И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись», написанная в 1852 г. и поставленная впервые в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 г.

Более тридцати лет, начиная с 1853 года новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

А. Н. Островский, 1856 г.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский , И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой , П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира - любимого драматурга Александра Николаевича. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребение Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были захоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья

  • Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Любовью Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала: «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но будучи женщиной умной, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а в 1869 году, через два года после её кончины, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Творчество

«Колумб Замоскворечья»

Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского.

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала ее смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нем участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.»

- «Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:

«Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я <…> в этом произведении выхожу на новую дорогу»; о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна». И. С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский, работая над «Снегурочкой», писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал жемчужиной творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».

Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».

Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ - сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Критика

Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке - Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Память

  • Центральная библиотека имени А. Н. Островского (Ржев, Тверская обл.).
  • Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Уральский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского (Ирбит, Свердловская обл.).
  • Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского (Ивановская обл.).
  • Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А. Н. Островского.
  • Улицы в ряде городов бывшего СССР.
  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков) (жюри отдало ему предпочтение перед памятником Островскому, представленному на конкурс А. С. Голубкиной, изобразившей великого драматурга в момент захватывающего зрителя творческого порыва).
  • В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург - памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина - Дом-музей А. Н. Островского.
  • Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
  • Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийским театральным обществом).
  • Мемориальная доска в Твери, на улице Советской (бывш. Миллионная), дом 7, информирует о том, что в этом доме, гостинице Барсукова, драматург жил весной-летом 1856 года, во время своего путешествия по Верхневолжью.
  • Раз в два года, начиная с 1993 года, в Малом театре проходит фестиваль «Островский в Доме Островского», на который в Москву привозят свои спектакли по пьесам драматурга театры со всей России.
  • Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
  • К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли - Г. Вицин).
  • Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
  • В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет» ) одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского „Без вины виноватые“ в фильме „Анна“ » (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли - оперная певица Любовь Казарновская).

В филателии

Почтовые марки СССР

Портрет А. Н. Островского - почтовая марка СССР. 1948 год.

Портрет А. Н. Островского по картине В. Перова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.

Почтовая марка СССР, 1959 год.

Драматург А. Н. Островский (1823-1886), актёры М. Н. Ермолова (1853-1928), П. С. Мочалов (1800-1848), М. С. Щепкин (1788-1863) и П. М. Садовский (1818-1872). Почтовая марка СССР 1949 год.

Пьесы

  • «Семейная картина» (1847)
  • «Свои люди - сочтёмся» (1849)
  • «Неожиданный случай» (1850)
  • «Утро молодого человека» (1850)
  • «Бедная невеста» (1851)
  • «Не в свои сани не садись» (1852)
  • «Бедность не порок» (1853)
  • «Не так живи, как хочется» (1854)
  • «В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.
  • «Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой.
  • «Праздничный сон до обеда» (1857)
  • «Не сошлись характерами!» (1858)
  • «Воспитанница» (1859)
  • «Гроза» (1859)
  • «Старый друг лучше новых двух» (1860)
  • «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
  • «Женитьба Бальзаминова» (1861)
  • «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
  • «Тяжёлые дни» (1863)
  • «Грех да беда на кого не живёт» (1863)
  • «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
  • «Шутник» (1864)
  • «На бойком месте» (1865)
  • «Пучина» (1866)
  • «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
  • «Тушино» (1866)
  • «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
  • «Горячее сердце» (1869)
  • «Бешеные деньги» (1870)
  • «Лес» (1870)
  • «Не всё коту масленица» (1871)
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст 10 декабря 1872 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Комик XVII столетия» (1873)
  • «Снегурочка» (1873) текст. В 1881 году состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра
  • «Поздняя любовь» (1874) текст 22 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Трудовой хлеб» (1874) текст 28 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Волки и овцы» (1875)
  • «Богатые невесты» (1876) текст 30 ноября 1876 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст 18 ноября 1877 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
  • «Последняя жертва» (1878)текст 8 ноября 1878 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля
  • «Бесприданница» (1878) текст 10 ноября 1878 состоялось первое представление драмы в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Добрый барин» (1879)
  • «Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
  • «Сердце не камень» (1880)
  • «Невольницы» (1881)
  • «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина.
  • «Без вины виноватые» (1881-1883)
  • «Таланты и поклонники» (1882)
  • «Красавец мужчина» (1883)
  • «Не от мира сего» (1885)

Экранизации произведений

  • 1911 - Василиса Мелентьева
  • 1911 - На бойком месте (фильм, 1911)
  • 1916 - Без вины виноватые
  • 1916 - На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
  • 1916 - На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге )
  • 1933 - Гроза
  • 1936 - Бесприданница
  • 1945 - Без вины виноватые
  • 1951 - Правда - хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
  • 1952 - Волки и овцы (телеспектакль)
  • 1952 - На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
  • 1952 - Снегурочка (мультфильм)
  • 1953 - Горячее сердце (фильм-спектакль)
  • 1955 - На бойком месте (фильм-спектакль)
  • 1955 - Таланты и поклонники (фильм-спектакль)
  • 1958 - Пучина (телефильм, экранизация спектакля Ленинградского академического театра драмы им.

Дата рождения: 12 апреля 1823 года
Дата смерти: 14 июня 1886 года
Место рождения: город Москва

Александр Николаевич Островский - известный русский драматург, Островский А.Н. - общественный деятель, родился 12 апреля 1823 года. Его отец был обычным судейским служащим в Москве и жил в Замоскворечье. Он был просвещенным человеком, окончил духовную семинарию Москвы и семинарию Костромы, но его карьера священника не пошла в гору и он работал судебным стряпчим, отвечая за коммерческие и имущественные дела.

Мать Александра происходила из бедной семьи, умерла, когда ему было всего 7 лет. В семье кроме Александра было еще трое детей. После смерти его матери его отец вновь женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, которая взяла на себя заботы о воспитании и образовании детей.

В 1835 Александр поступил в Московскую гимназию, а в 1840 году поступил на отделение юриспруденции в университете Москвы. Он тут же проявил огромный интерес не только к отечественной литературе, но и к театру.

Он был завсегдатаем театров Петровский и Малый. Его образование было прервано ссорой с учителем, после которой Александр ушел из университета по собственному желанию. Он устроился работать писцом в московский суд. Его деятельность касалась имущественных тяжб между детьми и родителями.

В 1845 он перешел в коммерческий суд, где продолжил работать в канцелярии. В течение длительного времени он собирал информацию для своей последующей литературной деятельности. Примерно в это же время он написал комедию "Свои люди - сочтемся!", которая была поставлена на сцене и сразу же получила успех.

Этот успех и стал импульсом для Островского посвятить себя драматургии и литературе. Его первой публикацией стали несколько сцен из комедии "Ожидание жениха" ("Несостоятельный должник"), появившиеся на страницах "Московского городского листа" в 1847. Эти сцены и стали основой для комедии "Свои люди - сочтемся!". Многие исследователи полагают, что его первые драматические творения были написаны в период с 43 по 47 годы девятнадцатого века, но черновики не сохранились, а в печать они не попали.

Комедия "Свои люди - сочтемся!" Была несомненным успехом. Общество и независимые критики отнеслись к ней с большой теплотой, но при этом оппозиционный характер и откровенная сатира стали причиной гонений со стороны властей. Эта пьеса была запрещена к постановке на сцене всех театров, а сам драматург был под надзором цензоров и полиции целых пять лет. Эта пьеса была переиздана в 1859, но после существенных переделок, включая совершенно другой финал.

Островский в 1850 вступил в кружок литераторов журнала "Москвитянин" и получил негласный титул "певец нетронутой фальшью цивилизации". В том же году Москвитянин и печатает первую редакцию комедии "Свои люди - сочтемся!" Примечательно, что черновик этого произведения носил имя "Банкрот". С 1853 года его пьесы ставят на самых разных театральных подмостках.

В 1856 году журнал "Современник" включает его в число своих постоянных авторов. Вместе со своими коллегами по журналу в том же году он отправился в этнографическую экспедицию, организованную Морским министерством. Основной задачей этой экспедиции было описание народов России, которые жили на берегах морей и рек европейской части России.

Сам Островский изучал быт верховьев Волги. В это время он написал обширную исследовательскую статью "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода", в которой были отражены основные этнические черты жителей этих мест, их быт и труд. Драматург собрал огромное количество информации, которая стала потом важной частью его литературного творчества. В 1860 году увидела свет самая известная пьеса мастера "Гроза", о героине которой Добролюбов написал "Луч света в темном царстве". Эта пьеса была закончена еще в октябре 1859 года, но долго проходила цензорский надзор. Действие этой пьесы разворачивается на берегах Волги.

Островский был дважды женат. Первой его женой стала Агафья Ивановна, выходка из простого люда, история не сохранила ее фамилии. Островский прожил с ней в гражданском браке двадцать лет. К сожалению, дети от первого брака умерли, когда были детьми. Он женился второй раз на Марии Васильевне Бахметьевой через два года после смерти своей первой жены. Второй брак был официальным, с Бахметьевой он обвенчался. У него было шестеро детей от второго брака - четверо сыновей и две дочери.

14 июня 1886 Островский умер и был похоронен в селе Николо-Бережки. Несмотря на ранние гонения со стороны властей его влияние на развитие русского театра трудно переоценить. Его драматургический талант был по достоинству оценен еще при жизни. В 1863 году он получил Уваровскую премию, а также стал членом-корреспондентом Академии наук.

В 1865 году под руководством Островского был создан артистический кружок, который выпустил в свет немало талантливых актеров театра. В 1870 году он создал Общество русских драматических писателей, в котором сам же и председательствовал вплоть до своей кончины.

Важные вехи жизни Александра Островского:

Родился 12 апрелся 1823
- Начал обучение в московской гимназии в 1835
- Публикация сцен из комедии "Несостоятельный должник" в 1847
- Начал работать с журналом "Москвитянин" и опубликовал комедию "Свои люди - сочтемся!" в 1850
- Начал сотрудничество с журналом "Современник" и отправился в этнографическую экспедицию в 1856
- Публикация пьесы "Гроза" в 1860
- Европейское путешествие в 1862
- Получение Уваровской премии и членство в Петербургской академии наук в 1863
- Создание Артистического кружка в 1865
- Основание Общества русских драматических писателей в 1874
- Работа в комисии по пересмотру законов об императорских театрах в 1881-1884

Занимательные факты из биографии Александра Островского:

Театральная школа, основанная Островским, развивалась в дальнейшем под руководством Булгакова и Станиславского
- Его концептуальный взгляд на театральную постановку заключался в построении театра на различных условностях, использовании богатства русского языка, правильном использовании родной речи на сцене и глубоком анализе психологии героев
- Островский был глубоко убежден в том, что игра актеров является важнейшей частью театра, ведь пьесу можно и прочитать
- Некоторые актеры и руководители театров были против нововведений Островского, современник Островского актер М.С. Щепкин ушел с генеральной репетиции грозы, которая проходила под руководством драматурга.


Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге. Так же он получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
1823 Родился Александр Островский
1835 Начало учебы в Московской гимназии
1840 Поступление в Московский университет
1847 Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850 Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853 Появление пьесы «Бедность не порок»
1860 Публикация пьесы «Гроза»
1873 Выход пьесы «Снегурочка»
1879 Появление пьесы «Бесприданница»
1886 Не стало Александра Островского
  • Островский был полиглотом: знал много европейских языков.
  • Литературная деятельность писателя длилась около 40 лет.
  • Александр Островский – отец современного театрального искусства.
  • Писатель с любовью относился к своим работам и сильно обижался на критику.

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...