Год рождения скрябина. Александр Скрябин: “Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”

  1. Юный музыкант и композитор
  2. Композитор Серебряного века

С овременники называли Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств - музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею.

Юный музыкант и композитор

Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец служил дипломатом в Константинополе, поэтому сына видел редко. Мать умерла, когда ребенку был год. Воспитывали Александра Скрябина бабушка и тетя, которая и стала его первой учительницей музыки. Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал услышанные однажды мелодии, а в восемь начал сочинять собственную музыку. Тетя отвела племянника к известному пианисту Антону Рубинштейну . Тот был так поражен музыкальным талантом Скрябина, что попросил родных не заставлять мальчика ни играть, ни сочинять, когда у него не было на то желания.

В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортове. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. На это же время пришлись и его дебютные композиторские опыты - в основном фортепианные миниатюры. На творчество Скрябина в то время повлияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой.

Александр Скрябин. Фотография: radioswissclassic.ch

Николай Зверев и студенты (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман, А. Скрябин, Н. Черняев, М. Пресман. Фотография: scriabin.ru

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. К моменту поступления в Консерваторию он написал более 70 музыкальных сочинений. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал». Скрябина отличала особая манера использования педалей: зажимая их, он продолжал звук предыдущих нот, которые накладывались на последующие. Сафонов говорил: «Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!» .

Александр Скрябин стремился к исполнительскому совершенству, поэтому много репетировал. Однажды он «переиграл» правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что знаменитый в то время врач Григорий Захарьин сказал юноше, что мышцы руки отказали навсегда. Василий Сафонов, узнав о болезни своего ученика, отправил его к себе на дачу в Кисловодск, где тот и вылечился.

Старшие курсы свободного сочинения вел профессор гармонии и контрапункта Антон Аренский, ему была близка лирическая камерная музыка. Его же ученик, Скрябин, напротив, не любил строгих композиторских канонов и создавал странные, на взгляд Аренского, произведения. За 1885–1889 годы Скрябин написал более 50 различных пьес - большинство из них не сохранилось или осталось в недоделанном виде. Творчество молодого музыканта уже тогда начало выбиваться из тесных рамок академической программы.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии Скрябин остался без композиторского диплома. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию только как пианист по классу Сафонова. Скрябин получил Малую золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску почета у входа в Малый зал Московской консерватории .

Композитор Серебряного века

Александр Скрябин. Фотография: classicalmusicnews.ru

Александр Скрябин. Фотография: scriabin.ru

Молодой пианист много играл. И вскоре после окончания консерватории у него обострилась болезнь правой руки. Чтобы продолжать выступать, Александр Скрябин написал произведения для левой руки - «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9». Однако болезнь повлияла на его душевное равновесие. Именно тогда он начал размышлять в своем дневнике на философские темы.

Первая серьезная неудача в жизни. Первое серьезное размышление: начало анализа. Сомнение в возможности выздороветь, но самое мрачное настроение. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге».

В это время композитор написал Первую сонату, в которой также отразились личные переживания. В своем дневнике он сравнил «сочинение 1-й сонаты с похоронным маршем». Однако Скрябин не поддавался унынию: он начал выполнять все рекомендации врачей и разработал собственные упражнения, которые развивали травмированную руку. Ему удалось восстановить подвижность кисти, но прежняя виртуозность была утрачена. Тогда пианист стал уделять внимание нюансировке - умению подчеркнуть тончайшие мимолетные звучания.

В 1893 году некоторые ранние сочинения Скрябина напечатал известный московский издатель Петр Юргенсон. Большинство произведений представляло собой музыкальные миниатюры - прелюдии, этюды, экспромты, ноктюрны, а также танцевальные пьесы - вальсы, мазурки. Эти жанры были характерны для творчества Шопена, которым восхищался Скрябин. В начале 1890-х годов композитор также написал Первую и Вторую сонату.

В 1894 году Василий Сафонов помог 22-летнему Скрябину организовать авторский концерт в Санкт-Петербурге . Здесь музыкант познакомился с известным русским лесопромышленником Митрофаном Беляевым. Предприниматель увлекался музыкой: он создал нотное издательство «М.П. Беляев», учредил и финансировал ежегодные премии имени Глинки, организовывал концерты. Беляев вскоре выпустил сочинения молодого композитора в своем издательстве. Среди них были этюды, экспромты, мазурки, но преимущественно прелюдии, всего в этот период их было написано около 50.

С тех пор Беляев долгие годы поддерживал музыканта и помогал ему материально. Меценат организовал большое турне Скрябина по Европе. О музыканте на Западе писали: «исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь - порыв и священное пламя». В 1898 году Скрябин возвратился в Москву и закончил Третью сонату, которую начал писать еще в Париже.

В этом же году Александр Скрябин занялся преподаванием: ему был необходим стабильный источник дохода, чтобы содержать семью. В 26 лет он стал профессором фортепианного класса Московской консерватории.

Я не понимаю, как можно теперь писать «просто музыку». Ведь это так неинтересно... Ведь музыка получает смысл и значение, когда она - звено в одном, едином плане, в цельности миросозерцания.

Несмотря на занятость в консерватории, Скрябин продолжал писать музыку: в 1900 году он закончил большое произведение для оркестра. Композитор пренебрег музыкальными традициями: в Первой симфонии не четыре, как обычно, а шесть частей, причем в последней поют солисты с хором. Вслед за Первой он закончил Вторую симфонию, еще более новаторскую, чем прошлые его работы. Ее премьера вызвала неоднозначную реакцию музыкального сообщества. Композитор Анатолий Лядов писал: «Ну уж и симфония… Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу… Господи, да куда же девалась музыка… Со всех концов, со всех щелей лезут декаденты» . Символистские и мистические произведения Скрябина стали отражением идей Серебряного века в музыке.

«Огненные языки» музыки Александра Скрябина

Александр Головин. Портрет Александра Скрябина. 1915. Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки

Александр Скрябин. Фотография: belcanto.ru

Александр Пирогов. Портрет Александра Скрябина. XX в. Российская академия ваяния, живописи и зодчества имени И.С. Глазунова

В 1903 году Скрябин начал работать над партитурой Третьей симфонии для огромного состава оркестра. В ней раскрылось мастерство Скрябина и как драматурга. Симфония, названная «Божественной поэмой», описывала развитие человеческого духа и состояла из трех частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера «Божественной поэмы» состоялась в Париже в 1905 году, через год - в Санкт-Петербурге.

Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое… Трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, до мальчишества, шаловливо стихийная и свободная, как падший ангел.

Борис Пастернак

Русский музыковед Александр Оссовский вспоминал, что симфония Скрябина «произвела ошеломляющее, грандиозное действие». Слушателям казалось, что композитор этим произведением «возвещает в искусстве новую эру».

В 1905 году умер покровитель Александра Скрябина, Митрофан Беляев, и композитор оказался в сложном материальном положении. Однако это не мешало ему работать: в это время он начал писать «Поэму экстаза». Сам автор говорил, что музыка была навеяна революцией и ее идеалами, поэтому эпиграфом поэмы он выбрал призыв «Вставай, поднимайся, рабочий народ!».

В это время Скрябин много концертировал и в 1906 году отправился на полгода на гастроли в Америку. Поездка оказалась удачной: концерты проходили с большим успехом. А во Франции в 1907 году некоторые произведения Скрябина исполнили в цикле «Русских сезонов» Сергея Дягилева . В это же время композитор завершил «Поэму экстаза».

В 1909 году Александр Скрябин вернулся в Россию, где к нему пришла настоящая слава. Его произведения играли на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, сам композитор отправился в концертное турне по волжским городам. Одновременно он продолжал свои музыкальные поиски, все дальше уходя от традиций. Он мечтал создать творение, которое объединило бы все виды искусства, и начал писать симфонию «Мистерия», которую задумал еще в начале 1900-х.

В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений - симфоническую поэму «Прометей». Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить свое визуальное восприятие в поэме.

У меня в «Прометее» будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности.

Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой - «Luce». В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии. Для постановки поэмы потребовалось девять репетиций вместо обычных трех. По воспоминаниям современников, знаменитый «прометеев аккорд» прозвучал как голос хаоса, рождающегося из недр. Все были в восторге от этого начала. Сергей Рахманинов спрашивал: «Как это у тебя так звучит? Ведь совсем просто оркестровано». На что Скрябин отвечал: «Да ты на самую гармонию-то клади что-нибудь. Гармония звучит» . «Прометей» стал первым наброском «Мистерии», в котором использовался синтез искусств.

Скрябина все более захватывала идея будущей «Мистерии». Ее контуры композитор выстраивал более 10 лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга. По задумке Скрябина, произведение должно было объединить все человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчет времени для обновленного мира.

Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось. Скрябину приходилось давать концерты, чтобы зарабатывать на жизнь. Он объехал многие города России, не раз выступал за границей. В начале Первой мировой войны Скрябин давал благотворительные концерты в помощь Красному Кресту и семьям, пострадавшим от войны.

В 1915 году Александр Скрябин умер в Москве. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря.

А. Н. Скрябин - композитор, чье творчество принято рассматривать вне всяких направлений. Хотя, если анализировать именно технику исполнения, его можно отнести к Новой Венской школе. Уникальность произведений этого композитора заключается не только в усложненной гармонии, но и во введении в музыку для лучшей выразительности цвета.

Александр Николаевич Скрябин. Биография: детские годы

Родился Александр в январе 1872 года. Оказать существенное влияние на становление гениальности ребенка его семье не довелось. Мать умерла от туберкулеза, когда Александр был еще маленьким. Отец был адвокатом и почти все время посвящал работе. Мальчик сам научился подбирать услышанные и понравившиеся мелодии на рояле, чем очень поражал окружающих.

Биография Скрябина А. Н.: начальное образование

Отец хотел, чтобы сын учился в лицее. Но сам Александр мечтал о кадетском корпусе. И родные уступили его желанию. В 10 лет он был зачислен в кадетский корпус г. Москвы. В будущем мальчик планировал поступать в консерваторию. В связи с этим параллельно с обучением в корпусе он стал посещать частные уроки музыки у и С. И. Танеева, известных педагогов Москвы.

Биография Скрябина А. Н.: поступление в консерваторию

Это событие произошло в январе 1888 года, когда юноше уже было 16 лет. Одновременно с этим его приняли в класс фортепиано. Учителем Александра стал дирижер и пианист В. И. Сафонов. Вскоре на Скрябина обратили внимание и товарищи, и педагоги. Вместе с Рахманиновым они подавали наибольшие надежды. В годы учения Скрябин много сочинял.

Почти все написанные в этот период произведения были предназначены для исполнения на рояле. Впервые со своими сочинениями он выступил в 1894 году в Петербурге. Здесь он познакомился с музыкальным деятелем, а через него с Лядовым, Глазуновым, Римским-Корсаковым и другими композиторами столицы.

Биография Скрябина А. Н.: исполнительская деятельность

Она началась во второй половине 1890-х годов, когда композитор выступил с концертами, состоящими из собственных сочинений, во многих городах России, а также за границей. Он посетил Париж, Гаагу. Незадолго до турне Скрябин женился. Его избранницей стала Вера Ивановна Исакович. Она была пианисткой и выступала вместе с мужем. В 1898 году Скрябин дал согласие на предложение Московской консерватории руководить классом фортепиано, стал ее профессором. В эти годы он создал цикл этюдов, много прелюдий, а также немало крупных произведений для фортепиано. В конце века он обратился к оркестру, посвятил ему много времени. Общение с членами философского общества, в которое он вступил, чтение соответствующей литературы привело Скрябина к замыслу написания «Мистерий». Отныне они стали главным делом его жизни. В этом произведении композитор планировал объединить в одно целое сразу несколько жанров: архитектуру, танец, музыку, поэзию и др. В это же время уже было написано две симфонии и велась работа над третьей.

Биография Скрябина А. Н.: выезд за границу

Зимой 1904 года композитор выехал за рубеж на несколько лет. В этом же году он завершил Третью симфонию и весной 1905 года исполнил ее в Париже. С гастролями Скрябин побывал в Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции и даже в Америке. В этот период Александр Николаевич с первой супругой развелся и женился во второй раз на Т. Ф. Шлецер, которая тоже имела музыкальную подготовку, но пожертвовала всем ради мужа.

А. Н. Скрябин - композитор. Биография: последние дни

Зимой 1915 года композитор дал много концертов, два из них прошли в Петрограде с грандиозным успехом. На апрель было назначено еще одно выступление. Оно оказалось последним. Сразу после возвращения в почувствовал себя нехорошо. На губе выскочил карбункул, нарыв был злокачественным, произошло заражение крови, быстро до высоких показателей поднялась температура. Александра Николаевича не стало 27 апреля, ранним утром.

Андрей Кузьменко, более известный как Кузьма Скрябин, создатель одноименного музыкального коллектива, считается основателем украинского поп-рока. Волею случая Андрей попал в музыку, посещал ненавистную музыкальную школу, а став взрослым, собирал десятитысячные концертные площадки своими песнями.

Детство и юность

Андрей Викторович Кузьменко (известный под псевдонимом Кузьма Скрябин) родился 17 августа 1968 года в городе Самбор Львовской области Украины на берегу Днестра. Мама мальчика, Ольга Михайловна, работала преподавателем музыки, а во времена студенчества собирала фольклор по окрестным селам. После окончания педагогического института в Драгобыче женщина создала детский народный ансамбль, исполнявший песни, которые записывала на старый кассетный магнитофон Ольга Михайловна.

А Виктор Кузьмич еще в юности получил серьезную специальность и работал инженером на заводе, связанном с химической промышленностью. Семью Кузьменко всегда связывала общая творческая жилка. Когда Андрею исполнилось 20 лет, семья увлеклась изготовлением глиняных колокольчиков, которые затем расписывали народными узорами. Это интересное ремесло семья переняла у литовцев после туристической поездки в Вильнюс.

Осознавая важность изучения иностранных языков, родители отдали сына в школу с акцентом на английский язык. Одновременно маленький Андрей учился игре на фортепиано в музыкальной школе по настоянию матери. Самого мальчика музыка совершенно не интересовала.


Кузьма Скрябин с родителями

Первым шагом к блестящей музыкальной карьере стала счастливая случайность. Андрей как-то услышал звучащую из динамиков песню «Lady Madonna», тогда еще не зная, что исполняют ее легендарные . Мальчику настолько понравилась мелодия, что он вырезал из куска фанеры гитару, нарисовал струны и «играл» на ней полюбившуюся мелодию. А позднее Андрей попробовал сыграть музыку на фортепиано. Удивившись собственным успехам, мальчик начал сочинять авторскую музыку.

В 1978 году Виктор Кузьмич на работе получил путевку в санаторий на черноморском побережье Болгарии. На отдыхе семья Кузьменко познакомилась со знаменитым советским кинорежиссером и его сыном . Предприимчивый Андрей подавал сыну режиссера мячи, пока тот играл в теннис, заработав тем самым свои первые деньги.


Вскоре семья переехала в небольшой городок Новояворовск. Там Андрей заканчивал школу все с тем же углубленным изучением английского, продолжал осваивать игру на фортепиано и начал посещать спортивную школу. Там будущий певец заработал и подтвердил звание КМС по биатлону. В свободное время юноша увлекался волейболом и плавал в бассейне.

В подростковом возрасте Андрей, свободно говоривший по-польски, с удовольствием слушал радиостанции, вещавшие из Польши. Тот период певец позже упоминал в тексте песни «Старі фотографії». Сам Скрябин вспоминал в интервью, что в период коммунизма польские радиостанции служили молодежи окном во внешний мир. Чтобы услышать в динамиках рок-музыку, Андрей с друзьями часто залезали на крыши 9-этажек, где было меньше помех в эфире.


Учитывая модные тенденции польской музыки, в середине 1980-х годов Андрей всерьез увлекся панк-роком, который со временем трансформировался в нью-вейв. Тем не менее, связывать с музыкой жизнь Кузьменко тогда еще не планировал. Получив аттестат о среднем (полном) общем образовании, Андрей отправился во Львов поступать в медицинский. Его привлекала карьера невропатолога. Но с медициной у Андрея не сложилось – во Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого молодой человек не поступил.

Расстроенный Андрей пошел учиться в училище, где освоил специальность штукатура. Но попрощаться с мечтой о медицине целеустремленный Кузьменко не захотел и после училища все-таки поступил в Петрозаводский государственный университет на медицинский факультет. Закончив 1 курс, Андрей пошел в армию, а затем перевелся во Львов, где и получил диплом стоматолога.

Музыка

Музыкальная карьера Андрея Кузьменко началась со знакомства с Игорем Яцышиным. Парни создали дуэт «Цепная реакция», исполнявший песни в стиле панк-рока. Тексты песен писал в основном сам Андрей. Часто он писал слова на английском языке, а затем уже переводил их на русский и украинский.


За короткий период времени Андрей выступал в составе еще 4 начинающих музыкальных коллективов, где выступал в роли вокалиста, гитариста, автора песен и композитора. Параллельно Андрей выступал на экспериментальных сценах и в качестве сольного исполнителя. В свободное от музыки время молодой человек часто путешествовал по Европе – посещал Польшу, Германию.

Создание группы «Скрябин» в первом ее составе датируется июнем 1989 года. Тогда Андрей с Ростиславом Домишевским (гитара, автор текстов и музыки), Сергеем Герой (клавишные), Игорем Яцышиным (ударник) и Александром Скрябиным (звукорежиссер) создали группу «Скрябин», лицом и сердцем которой стал сам Андрей Кузьменко.


Первым альбомом коллектива стала англо-украинская пластинка «Чуєш біль», которая сейчас считается утраченной. Тогда же, в 1989 году, ребята сняли первый в своей творческой биографии клип на заглавную композицию альбома. Название группы родилось уже после выхода в свет первого альбома и никак не связано с композитором . Группа названа в честь ее члена – тезки композитора.

Первый концерт молодой группы прошел в 1991 году перед военнослужащими, которые приняли ребят довольно равнодушно. Серьезная работа у «Скрябина» началась в 1992 году после заключения контракта с продюсерским центром. Но и здесь музыкантам не повезло. Центр вскоре закрылся, а альбом, над которым они работали, остался существовать лишь в виртуальном пространстве.


Только переезд в Киев и выход в свет альбома «Птахи» в 1995 году наконец принесли популярность «Скрябину». Песни с этой пластинки существенно отличались от предыдущих работ музыкантов, они стали молодежными и танцевальными.

Творчество Кузьмы Скрябина постепенно набирало популярность, хотя сольных концертов ребята пока не давали, но уже выступали «на разогреве» у других признанных звезд украинского шоу-бизнеса. А сам Андрей неожиданно для себя стал телевизионным ведущим.

Настоящий фурор в украинской музыке произвел альбом «Казки», вышедший в 1997 году. В мае того же года состоялся первый сольный концерт группы, после которого «Скрябин» заняла свое место в украинском шоу-бизнесе. Ребят не раз признавали лучшей группой, а их альбомы расходились миллионными тиражами. Вскоре о «Скрябине» узнали и в России, а география их концертов значительно расширилась.

В 2000 году внутри группы начались конфликты. Снова изменился стиль группы, дальнейшие альбомы записывались в стиле поп-рок, а тексты песен щедро сдабривались циничным юмором и насмешкой.


С 2002 года группа тесно сотрудничает с политическими силами. Так альбом «Озимые люди» выходит при поддержке избирательного блока «Команда озимого поколения», тогда же Рой Домишевский ушел из коллектива, а через год ушел и еще один член – Шура.

Осенью 2004 года в ходе политических событий на Украине ребята из первого состава «Скрябина» окончательно разорвали отношения (включая дружеские). А в ноябре 2007 года и сам Кузьма Скрябин задумывается о сольной карьере вне коллектива. В период с 2007 по 2015 группа выпустила еще 4 альбома, довольно разнообразные по настроению и звучанию.

Личная жизнь

В 1994 году Андрей женился на девушке из параллельного класса Светлане Бабийчук, а спустя 3 года у пары родилась дочь, которую назвали Мария-Барбара. Второе имя девочке дал отец в связи с тем, что обожал творчество . Андрей не раз подчеркивал в интервью внешнее сходство супруги и дочери с его любимой актрисой.


В свободное время Андрей любил путешествовать: объездив с женой полмира, певец отразил это в тексте песни «Места счастливых людей». Кроме того, певец любил читать, уважал философию и часто насыщал философским смыслом песни, например, «Люди как корабли».

Смерть Кузьмы Скрябина

В феврале 2015 года в Кривом роге Кузьма давал концерт, посвященный юбилею группы. А утром 2 февраля на трассе, ведущей из Кривого рога в Киев, произошла авария. Андрей Кузьменко, находившийся за рулем автомобиля, скончался на месте происшествия. Причиной смерти стали полученные травмы. 5 февраля во Львове состоялись похороны певца.


Водитель грузовика, с которым столкнулся джип Скрябина, пострадал, но выжил. В интервью журналистам мужчина рассказал, что дорога была скользкой после дождя, а Кузьменко мчался на огромной скорости. На фото с места аварии автомобиль Андрея напоминает груду искореженного металла – у певца просто не было шанса остаться в живых.

Уже после смерти супруга Светлана Бабийчук рассказывала в интервью о том, что среди личных вещей мужа нашлись тексты песен на политические темы. А несколько песен с резкими высказываниями Андрей уже успел спеть: «Сука вiйна», «Лист до президентiв» и другие. Учитывая сложную военно-политическую ситуацию в Украине в этот период, в СМИ стали появляться версии относительно убийства певца по политическим причинам.

Дискография

  • 1989 - «Чуєш біль»
  • 1992 - «Мова риб»
  • 1993 - «Технофайт»
  • 1995 - «Птахи»
  • 1997 - «Казки»
  • 1998 - «Танець пінгвіна»
  • 1999 - «Хробак»
  • 2000 - «Модна країна»
  • 2001 - «Стриптиз»
  • 2002 - «Озимые люди»
  • 2003 - «Натура»
  • 2005 - «Танго»
  • 2006 - «Гламур»
  • 2007 - «Про любов?»
  • 2009 - «Моя еволюція»
  • 2012 - «Радіо Любов»
  • 2013 - «Добряк»
  • 2014 - «25»

Дата рождения: 25 декабря 1871 года
Дата смерти: 14 апреля 1915 года
Место рождения: город Москва

Александр Скрябин - великий композитор. Скрябин Александр Николаевич был одним из когорты великих русских пианистов и композиторов конца 19 века. Пик его таланта пришелся на начало 20 века.

Александр появился на свет 25 декабря 1871 года в семье дипломата в городской усадьбе. Предки Скрябина не были родовиты и богаты. Мать, Любовь Петровна, была довольно известной пианисткой. К сожалению, ранняя смерть в 23-летнем возрасте не дала полностью раскрыться её таланту.

После смерти матери заботы о мальчике на себя взяла его родственница, Любовь Александровна. Именно она заметила, что малыш с раннего детства прислушивался к фортепианным звукам. А в трехлетнем возрасте Александр мог несколько часов подряд играть на пианино.

Отец мальчика был отправлен в дипломатический корпус Константинополя и большого участия в жизни сына не принимал. Вскоре он обзавелся второй семьей и практически разорвал связь с сыном.

Так как в окружении Александра было много военных, то и его отправили обучаться в кадетский корпус. Музыка манила к себе будущего композитора, и он начал регулярно заниматься ей у преподавателя консерватории. Вскоре он поступил в консерваторию и в 1892 году закончил с отличием. Хотя во время учебы он сяитался неуспевающим по классу композиции.

Началась гастрольная деятельность юного музыканта. Европейская публика тепло его принимает. Параллельно он работает над своими сочинениями, которые немедленно входят в репертуар его современников-музыкантов.

Все хорошо и в личной жизни – в 1897 г. происходит бракосочетание Александра и пианистки Верой Исакович. Впоследствии у них родится четверо детей.

Творчество занимало почти все свободное время пианиста. Будучи приглашенным на должность преподавателя Екатерининского института, он вскоре оставляет её из-за нехватки времени на любимое дело.

В 1902 году композитор знакомится с Т. Шлёцер и планирует жениться на ней. Но из-за отказа первой супруги дать развод, официальный брак так и не состоялся. В гражданском браке родилось трое детей.

Начало 20 века Скрябин дирижирует и выступает как пианист в основном в Париже. В 1915 г. он дал свой последний концерт.

Композитор долгое время вынашивал образ мистического произведения «Мистерия», в котором должен был соединиться весь философский и музыкальный опыт Музыканта. Он не раз упоминал, что это его главное предназначение. К сожалению, идея так и не была воплощена.
Умер композитор в 42 года от сепсиса. Причиной инфекции послужила небольшая инфекция на лице.

Достижения Александра Скрябина:

Написал около 90 прелюдий, 12 сонат для фортепиано, 3 симфонии
Симфонические поэмы «Прометей», «Божественная поэма»
Большое количество малых форм, таких как мазурки, экспромты, пьесы

Даты из биографии Александра Скрябина:

1871 г. 25 декабря родился в Москве
1878 г. написал первую оперу
1898 г. бракосочетание с пианисткой В. Исакович
1902 г. знакомство со второй женой Т. Шлёцер
1911 г. первое исполнение « Поэмы огня»
1915 г. 14 апреля скончался от заражения крови

Интересные факты Александра Скрябина:

Уже в 7 лет юный пианист создал оперу в честь первой любви.
Обучался музыке одновременно с С.Рахманиновым, но во взрослом возрасте они стали непримиримыми соперниками.
Скрябин всегда очень ревностно относился к гигиене. По стечению обстоятельств он умер от сепсиса, вызванного нарывом на губе.
Первым из музыкантом соединил музыку и цвет.
Скрябин очень любил бывать на солнце и всегда старался творить именно при солнечном свете.
Некоторые произведения Скрябина написаны своеобразным музыкальным языком и воспринимались современниками как какофония.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Скрябина Александра Николаевича

Александр Николаевич Скрябин – великий русский композитор и пианист.

Предисловие

В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее... Его современникам казалось, что он ушел слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его действительно коротка, но это жизнь гения, и тут обычные мерки не годятся. Музыка Скрябина самобытна и глубоко поэтична. В ней ослепительное ликование и хрустальная лирика, утонченный артистизм и порыв к свету, радости, счастью.

Детство и юность

Он родился в Москве 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в семье дипломата, рано потерял мать, и его взяла на воспитание родная тетушка Любовь Александровна Скрябина, давшая ему первые уроки музыки. Она вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепиано. А в три года уже часами просиживал за инструментом. К роялю мальчик относился как к живому существу. Он и сам их мастерил в детстве – маленькие игрушечные рояли... Антон Рубинштейн, некогда обучавший матушку Скрябина, кстати, блестящую пианистку, был поражен его музыкальными способностями.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его по семейной традиции отдали в московский кадетский корпус в Лефортове. Тогда же параллельно начались и его регулярные музыкальные занятия в классе известного преподавателя Московской консерватории Н.С. Зверева, у которого в ту пору уже учился . Два этих мальчика составят славу русской музыки, хотя поклонники их творчества будут разводить композиторов по разные стороны баррикады, окрестив архаиком и традиционалистом, а Скрябина – новатором, открывателем новых путей. Да и сами композиторы перестанут общаться. Это ведь только в школьных учебниках гении прошлого живут как одна большая дружная семья...

Музыку Скрябин стал сочинять рано – в семь лет он написал свою первую оперу, назвав ее именем девочки, в которую был тогда влюблен. В ранней юности его любимым композитором был , позднее – . Искусство композиции он изучал у С.И. Танеева, а Московскую консерваторию закончил в 1892 году по классу фортепиано, получив малую золотую медаль.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

В 19 лет он испытал большое чувство любви. Его избранницей была пятнадцатилетняя Наташа Секерина. На свое предложение он получил отказ, но чувство, испытанное к ней, осталось с ним на всю жизнь и больше не повторилось. Скрябин начинает рано и успешно гастролировать. Первая поездка за границу – Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя. Затем Париж. Рецензенты, как и публика, благосклонны к нему. "Он – весь порыв и священное пламя" , – пишет один. "Он раскрывает в своей игре неуловимое и своеобразное очарование славян – первых пианистов в мире" , – утверждает другой. Параллельно Скрябин много пишет, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. В 1897 году закончены его знаменитая Вторая соната (всего их будет 10) и Концерт для фортепиано с оркестром. В том же году он женится на Вере Ивановне Исакович, блестящей пианистке, тоже выпускнице Московской консерватории. Они давно знакомы, у них общие интересы, но брак будет неудачен и через семь лет кончится разрывом.

Кончался XIX век и вместе с ним старый уклад жизни. Многие, как и еще один гений той эпохи , предчувствовали "неслыханные перемены, невиданные мятежи" , то есть социальные бури и исторические потрясения, которые принесет с собой век ХХ-й. Одни ударялись в учения, занесенные в Россию с Востока, из Индии, другие – в домашнюю мистику, третьи – в символизм, четвертые – в революционный романтизм, пятые... Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же остался верен самому себе. "Искусство должно быть праздничным , – говорил он, – должно поднимать, должно чаровать" .

Но на деле музыка его оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что, например, исполнение его Второй симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала. Какофония – таким страшным словом назвал симфонию мэтр и учитель , а вслед за ним и десятки других музыкальных авторитетов. Но Скрябин ничуть не был смущен. Он уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии. Такой религией для него было искусство. Он верил в его преобразующую силу, он верил в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир. Он мыслил модными тогда планетарными масштабами. "Иду сказать им , – писал он в эти годы, – чтобы они... ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать... Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его" . При таком масштабе горести жизни как бы самоутрачивались.

Под влиянием такого воинствующего оптимизма Скрябин пишет в 1903 году свою знаменитую Четвертую сонату для фортепиано, в которой передано состояние неудержимого полета к манящей звезде, изливающей потоки света. Такова и Третья симфония, названная композитором "Божественной поэмой" (1904). Преодолев трагизм бытия, человек становится богоравным – тогда и открывается перед ним торжествующая красота мира.

В воспоминаниях о Скрябине есть эпизод, когда он уже со второй женой жил в 1905-1906 годах в итальянском городке Больяско. Не раз в прогулках по окрестностям его сопровождал оказавшийся в эмиграции русский философ Г.В. Плеханов, пропагандист марксизма. В ту пору Скрябин писал свою "Поэму экстаза" и вера его в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм. В одну из прогулок, проходя по высокому мосту через высохшее каменное русло, Скрябин вдруг заявил своему спутнику: "Я могу броситься с этого моста и не упасть головой на камни, а повиснуть в воздухе благодаря силе воли..." . Философ внимательно выслушал Скрябина и невозмутимо сказал: "Попробуйте, Александр Николаевич..." . Попробовать Скрябин не решился.

Но рядом с грандиозным, как бы надличным и сверхчеловеческим в музыке Скрябина звучало нежное, интимное. Это была тончайшая лирика, поэзия хрупких чувств и настроений, их прихотливые переменчивые нюансы, поэзия томления и истомы, тревоги и судорожного поиска.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды, и желание поправить свои материальные дела снова и снова гонит его по городам и весям. Гастроли в США, в Париже, в Брюсселе. "Поэма экстаза" триумфально шествует по европейским столицам, а Скрябин уже в лихорадке новой работы – он пишет своего "Прометея" ("Поэму огня", 1910). "Прометей" считается центральным образом всей музыки Скрябина, ведь этот титан, по не вполне понятным мотивам похитивший у богов с Олимпа огонь и даровавший его людям, так был похож на скрябинского творца. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить оркестр, включить хор, фортепиано, а, кроме того, ввести в партитуру нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру... Такое было впервые в истории музыки, хотя некую, пусть условную связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Премьера нового симфонического произведения стала главным событием русской музыкальной жизни. Это произошло 9 марта 1911 года в Петербурге в зале Дворянского собрания, том самом, который спустя много лет стал принадлежать Петербургской государственной филармонии. Дирижировал знаменитый Кусевицкий. За фортепиано был сам автор. Успех был огромный. Через неделю "Прометей" был повторен в Москве, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке. Светомузыка – так было названо изобретение Скрябина – заворожила тогда многих, тут и там конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Однако в XXI веке цветовое сопровождение музыки явление столь обычное, что никто уже не обращает на него внимание. К тому же, как оказалось, под цвет, да еще и с дымом, лучше всего получаются эстрадные песенки да танцы в стиле "диско".

Но и в то время к новациям Скрябина многие отнеслись скептически – тот же , который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина "Прометея", спросил не без иронии, какой тут цвет. Скрябин обиделся...

Семья, дети

Со своей первой супругой Верой Александр прожил недолго, всего лишь несколько лет. Вера Исакович за столь короткий срок успела подарить мужу четырех деток – трех девочек и одного мальчика. До совершеннолетия дожила только одна девочка, остальные дети погибли еще в нежном возрасте.

Вторая жена композитора Татьяна Шлецер родила трех детей – двух девочек и мальчика. Второй сын Скрябина оказался очень талантливым, он с ранних лет изумительно играл на фортепиано и сочинял великолепную музыку. Увы, подающий надежды наследник звучной фамилии погиб в возрасте одиннадцати лет.

Закат жизни

Этот хрупкий, небольшого роста человек, вынашивавший титанические замыслы и отличавшийся необыкновенной работоспособностью, обладал, несмотря на известную заносчивость, редким обаянием, привлекавшим к нему людей. Подкупала его простота, детская непосредственность, открытая доверчивость его души. Были у него и свои маленькие чудачества – долгие годы поглаживал пальцами кончик носа, полагая, что таким образом избавится от курносости, был мнителен, боялся всяческих инфекций и на улицу без перчаток не выходил, не брал в руки денег, за чаепитием предупреждал, чтобы не поднимали со скатерти сушку, упавшую с тарелки – на скатерти могли оказаться микробы...

Из композиторов-современников, похоже, его не интересовал никто. Из тех, кто был до него, он называл лишь два-три имени. Себя ненавязчиво мнил мессией, считая, что главное его произведение впереди. Под впечатлением от до сих пор не расшифрованной философии Е.П. Блаватской, захватившей тогда воображение многих, писал некую "Мистерию", в которой должно было принять участие все человечество. За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир. В результате этого действа люди должны были перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. Скрябин мечтал о новом, синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. "Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!" , – с беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось...

Странно и то, что, казалось бы, сочиненная "Мистерия" так и не была записана. Сохранились лишь нотные отрывки из так называемого "Предварительного действа" к "Мистерии". 27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года в самом расцвете сил и таланта Скрябин умер от общего заражения крови. Ему было сорок три года. В пределах пяти лет до и после него умерло еще несколько гениев того больного поколения России: сорокалетние Врубель и

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...