Маковский не пущу описание картины. Этих картин русских художников нет в школьных учебниках:пьянство, освящение борделей и вино-водочных

Художественные произведения классиков русской живописи, отразившие в себе издевательства над детьми и женщинами, бесправие, беспробудное пьянство и насилие в семье, не найти на страницах школьных учебников. И тем не менее они существуют и хранятся в музеях как свидетельство порока и греха общества.

«История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.»- писал Ллойд Демос, американский историк, основатель психоистории.

«Порка»

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

Детей регулярно подвергали побоям, используя кнуты, хлысты, палки, розги. Даже отпрыски знатных семей не освобождались от наказания. Так родители всеми силами пытались направить свои чада на путь истинный.

С 19 века и до средины 20 воспитание заключало в себе уже не только подавление воли, но и ее «тренировке». В процесс воспитания уже были вовлечены отцы и,как правило, не всегда трезвые.

«Пьяный отец семейства»

Алексей Корзухин.«Пьяный отец семейства». 1861г.

Алексей Корзухин за эту работу был награжден малой золотой медалью Академии художеств. Художник был одним из первых, кто поднял такую злободневную тему в искусстве в средине 19 века, когда бесправие женщин и детей носило ужасающие масштабы: такие сцены были обыденными во многих российских семьях.
Художник И.Е. Репин говорил о зарождении нового направления в жанровой живописи: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!»

«Запил»

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).

Эту же тему в своем творчестве затронул почти пол века спустя художник Иван Горохов: захмелевший крестьянин, переступив порог дома с бутылкой водки, привел домочадцев в отчаяние. Но что могут сделать женщина и 10-летний мальчик, в гневе сжимающие кулаки?
Живописец Иван Горохов был выходец из крестьян и не по наслышке знал о суровых буднях деревенской жизни. Он знал, о чем писал.

«Не пущу!»

Владимир Маковский.«Не пущу!». 1892 г.

А на этом полотне Владимира Маковского видим, как отчаявшаяся жена пытается всеми силами удержать отца семейства от очередного похода в пивную лавку. Но судя по выражению лица настроившегося на выпивку мужа - ни женщина, ни ребенок ни за что его не остановят.

«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми»,- писал в своих записях о России английский дипломат Д.Флетчер.

«По примеру старших»

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

Подрастающие мальчики, беря пример со своих отцов, старались не отставать и рано приобщались к алкоголю. Обрекая свои будущие семьи на жизнь в пьяном угаре.

В бедных семьях к ребенку относились как к взрослому человеку. С трех лет дети выполняли иногда непосильную работу и в огороде, и по дому наравне со взрослыми. А тех, которые уже подросли, сдавали в подмастерья: на обучение ремеслу. А мастера-учителя были еще те «воспитатели»…

«Новичок»

Иван Богданов. 1893 г.

На картине Богданова видим как пьяный в стельку обувной мастер своего зареванного подмастерья «учит жизни» …

«Воспитатель»

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.

А вот еще один сапожник за рюмкой водочки да под огурчик «воспитывает» своих подмастерий. А перед этим еще и уши им надрал.

«Тихонько от жены»

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

А были и такие тихушники, которые боясь своих жен, выпивали втихаря. Они хоть и не издевались над своими семьями, но постоянно жили в хмельном угаре.

«Винодел»

Владимир Маковский. «Винодел». 1897 г.

Со времен правления Екатерины II, придерживающейся алкогольной политики: «Пьяным народом легче управлять», к 19 веку пьянство стало «национальной традицией» на Руси. Усугубилась ситуация с употреблением алкоголя в связи техническим прогрессом, который позволил наладить массовое производство сравнительно недорогой водки. «В 1913 году литр водки стоил 60 копеек при зарплатах квалифицированных рабочих от 30 до 50 рублей в месяц».

«Купеческие поминки»

Фирс Журавлев.«Купеческие поминки».1876 г.

На полотне видим сцену, когда упившиеся купцы призабыли по какому они поводу собрались, и кажется, что совсем немного, и некоторые из них пойдут в пляс. Притом всем известно, что обряд поминания усопших в православии - мероприятие религиозное и скорбное.

«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»

Николай Неврев. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.

Что тогда уж говорить об именинах…

«Освящение публичного дома» (Эскиз)

Владимир Маковский.«Освящение публичного дома» . 1900 г.

При виде этого неоконченного полотна на ум сразу же приходят вопросы: как богоугодным заведением может быть дом терпимости, и кто может взять на себя смелость «освятить» грех?
Маковский затронул горячую тему «критического реализма»: «бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности, совместившиеся вместе как общее социальное падение».

«Освящение водочного магазина»

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

Тем не менее на Руси церковь освящала все: и винно-водочные лавки и видеочат Рунетки, в том числе.

«Сельский крестный ход на Пасху»

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

На полотне Перова видим празднование Пасхи. Перепившие крестьяне уже не стоят на своих ногах, а те кто еще могут идти также мало что соображают: мужичек в центре несет икону перевернутую вверх ногами.

«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда»

Василий Пукирев.«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.

В те времена основы православной веры служили запугиванием и угнетением непросвещенного крестьянства.

Максим Горький в автобиографичной повести «Детство» писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…»

Прошло в среднем полтора столетия с тех времен, которые отражены на полотнах русских классиков, но совсем мало что изменилось в общественном устое страны, что касается алкоголизма.

Единственное, что в большей части семей детей перестали бить, ругать… им прощают все их проказы и истерики. Главным в семье стал - ребенок.

Москва, 29 мая - "Вести.Экономика". Произведения искусства вдохновляют людей на самые разные идеи и поступки. Настоящее искусство впечатляет и поражает воображение. Однако случается и так, что произведения искусства становятся жертвами вандалов.

Акты вандализма совершаются по самым разным причинам – от религиозных предубеждений до банальной зависти к их создателям.

Ниже мы расскажем о самых громких случаях вандализма.

1. "Иван Грозный и сын его Иван" Ильи Репина

25 мая этого года поступило сообщение о повреждении находящейся в Государственной Третьяковской галерее картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года".

Полицейские задержали злоумышленника, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно: в трех местах в центральной части работы, на изображении фигуры царевича был прорван холст, а от падения защитного стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Возбуждено уголовное дело.

Ущерб, нанесенный Третьяковской галерее мужчиной, который повредил картину Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван", составляет более 500 тыс. руб.

"Из представленных в суд материалов следует, что ущерб, нанесенный Третьяковской галерее, составляет более 500 тыс. рублей", - сказал судья на заседании по рассмотрению ходатайства дознания об аресте подозреваемого.

Это уже не первый случай повреждения картины.

29 января 1913 г. в Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком "Довольно крови!" изрезал ножом знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года". Три пореза прошли по лицу царевича, однако не затронув глаз. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена.

2. "Мадонна с младенцем со Святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем" Леонардо да Винчи

В июле 1987 г. Роберт Кембридж тайно пронес в Национальную галерею в Лондоне ружье и выстрелил в картину, которая находилась за защитным стеклом.

Стекло разбилось, и его осколки нанесли множественные повреждения полотну.

Кембридж заявил, что таким образом он протестует против политических, социальных и экономических условий в Великобритании.

После этого его поместили в психиатрическую лечебницу.

На восстановление картины ушло более года.

3. "Венера с зеркалом" Диего Веласкеса

10 марта 1914 г. суфражистка Мэри Ричардсон атаковала картину в Национальной галерее Лондона с мясным ножом в руках.

Ричардсон объяснила нападение на картину протестом против ареста суфражистки Эммелин Панкурст.

Она ударила полотно ножом семь раз, тем не менее картину удалось восстановить.

В 1952 г. Ричардсон заявила, что ей не нравится, как мужчины "пялятся на картину целыми днями".

4. "Даная" Рембрандта

В субботу 15 июня 1985 г. в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.

После этого он подошел к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым.

Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание.

По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 г. Майгис был признан душевнобольным (диагноз - вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провел 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза.

5. "Герника" Пабло Пикассо

28 февраля 1974 г. Тони Шафрази совершил акт вандализма, разбрызгав красную краску на полотно картины.

Таким образом он хотел выразить протест против освобождения Уильяма Келли, которого обвинили в убийстве 109 вьетнамцев из числа гражданского населения.

На картине он написал KILL LIES ALL. Тем не менее краску было достаточно легко убрать с картины, и полотно было быстро восстановлено.

6. "Мона Лиза" Леонардо да Винчи

Эта картина за историю своего существования подвергалась актам вандализма не раз.

В 1956 г. нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил ее кислотой.

30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в нее камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого "Мону Лизу" защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило ее от дальнейших серьезных атак.

В апреле 1974 г. на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов (которых не пускали на выставку, чтобы увеличить пропускную способность зала), попыталась распылить из баллончика красную краску.

2 апреля 2009 г. россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.

7. "Ночной дозор" Рембрандта

Эта картина Рембрандта обзавелась поклонниками не только в кругу ценителей искусства, но и среди вандалов: картину портили трижды.

Первый инцидент произошел в 1911 г. Мужчина попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски.

Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 г. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего "предшественника" и все-таки ударил картину ножом.

По словам учителя, его на этот поступок побудил слышимый им голос Господа.

А в 1990 г. "Ночной дозор" постигла участь уже упомянутой "Данаи": картину облили серной кислотой.

8. "Колыбельная" Винсента ван Гога

6 апреля 1978 г. 31-летний голландский художник нанес три пореза в центре картины, каждый из которых составил приблизительно 30-40 см в длину.

Картина в то время находилась в музее Stedelijik Museum в Амстердаме.

Таким образом художник попытался выразить протест против того, что власти Амстердама не платят ему пособие.

9. "Кто боится красного, желтого и синего III" Барнетта Ньюмана

Прочитав монограмму о современном искусстве, написанную в критическом ключе, Герар Ян ван Бладерен в 1986 г. порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III" американского абстракциониста Барнетта Ньюмана.

Инцидент произошел в голландском Стеделек-музее - ван Бладерен заявлял потом, что ему просто понравился террористический посыл статьи о вреде абстракционизма.

Картину отправили на реставрацию, однако принято считать, что там ее испортили во второй раз.

Реставрация стоила $400 тыс., но арт-критики заявили, что она сделана просто безобразно, а реставратор Дэниел Голдрейер "попросту воспользовался валиком и краской для стен".

10. "Стоящая Зора" Анри Матисса

В Риме в 1998 г. в Капитолийском музее на выставке Анри Матисса приключилось сразу несколько актов порчи картин.

Самая заметная из них - дырка на полотне "Стоящая Зора" ("Марокканка") из Эрмитажа.

Под правой ногой изображенной Матиссом девушки остался след, как если бы кто-то из посетителей проткнул картину карандашом.

Вандалы и их мотивы остаются неизвестными по сей день.


«Автопортрет»
1905
Картон, масло 34,3 x 38,6

Москва

В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества)
- Е. И. Маковского.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).

«Мальчик, продающий квас»
1861
Холст, масло. 69.7 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея

В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.


«Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника)»
1865
Холст, масло. 41.9 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея

Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...