Тьютор (tutor) — профессия будущего. Кто такие тьюторы и для чего они нужны

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме.



Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой - нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.

Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую . Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк - знаменитый английский педагог, живший в XVII в. - указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников .

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство .

1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство - сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство - фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Основные виды тьюторства в высшем образовании

В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.

Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажёр» . Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.

«Академический тьютор» - магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» - прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» - профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании

Тьютор - это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремиться направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно.

Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.

Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП».

Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.

Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся…

Помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;

Помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;

Помощь в организации самостоятельной работы;

Помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;

Контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;

Контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

Помощь в подготовке дипломной работы.

Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций .

Выводы

Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании.

Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.

Использованные источники
1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. С. 38.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы. - 2001. - 107 с.
3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

Случайные материалы:

Научно-техническая революция кардинальным образом преобразила систему образования в мире. Взрывной рост площадок с онлайн-курсами, постоянная перестройка обучающих программ, новые форматы обучения и использование прогрессивных технологий - все это сегодня распространяется с бешеной скоростью. В этих условиях информационная среда порождает новые профессии. И тьюторство - одна из них! Так кто же такой тьютор и что такое тьюторство?

Кто такой тьютор?

Это персональный наставник, который помогает получать конкретные навыки и повышать квалификацию как молодым, так и зрелым людям вне зависимости от сферы их деятельности.

Термин «тьютор» в переводе с английского языка означает «наставник», «опекун», «попечитель». Первые тьюторы появились в университетах Оксфорда и Кембриджа в 14 веке. После прибытия в среднюю школу к ученику прикреплялся наставник, который сопровождал его не только до момента поступления в ВУЗ, но и до его окончания. В то время применялась свободная форма обучения - преподаватели читали лекции, а студенты сами выбирали, какую из них посещать. И как раз тьютор помогал студенту сделать правильный выбор занятия.

Современный тьютор - это организатор, преподаватель-консультант
и личный наставник в онлайн-обучении.

Тьюторство в дистанционном образовании

Дистанционное обучение (E-learning) - это образовательный мейнстрим, который уже успел завоевать западный рынок и идеально вписался в сумасшедшую динамику новой жизни. В 2016 году рынок российского дистанционного образования вырос на 30%, что в 2 раза быстрее мирового показателя. Все больше ВУЗов и специализированных центров обучения делают ставку именно на этот формат, поскольку он позволяет получать исключительно необходимые знания быстро, эффективно и качественно, а также сокращать до 50% расходов временных, денежных и прочих ресурсов.

По прогнозам экспертов, уже в 2017 году обучение онлайн займет около 50% образовательного пространства России и примерно половина из этих 50% придется на повышение квалификации уже практикующих специалистов. Но, какого бы пика не достигали современные технологии, получение знаний и навыков через Интернет невозможно без участия «живого» преподавателя - тютора.

Профессия тьютор

Сегодня профессия тьютора перестала быть второстепенной и вышла далеко за пределы школ и ВУЗов. Это глобальный супертренд! За последние 5 лет ее востребованность стремительно возросла на фоне проявления массового интереса к онлайн-обучению и повышению квалификации. Современный тьютор - это преподаватель, работающий со своей аудиторией в онлайн-режиме. Именно от онлайн тьютора зависит образовательный эффект, который за счет правильной организации учебного процесса и персонализации может в разы превзойти эффект от очного обучения.

Работа тьютора

Главное отличие тьютора от преподавателя или лектора состоит в том, что он стремится поглубже узнать своего слушателя, увидеть его личные цели, стремления, предпочтения, возможности, выявить пробелы и помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения. Работа тьютора сопровождает образовательный процесс «от и до»: где-то он контролирует, где-то поддерживает, где-то мотивирует.

Поэтому квалификация тьютора должна позволять ему вести занятия на высоком уровне диалогичности, видеть учебный процесс глазами студентов, быть организованным, терпеливым, открытым для аудитории, уметь мотивировать и заинтересовать слушателей, и конечно, обеспечить максимальную эффективность, удобство и грамотность онлайн-обучения.

Тьюторство в образовании

Интересно и то, что реализовать себя в тьюторстве сегодня могут не только опытные преподаватели, бизнес-тренеры и лекторы, но и молодые специалисты, вне зависимости от пола, возраста и образования. Они без проблем могут вести преподавательскую деятельность и делиться знаниями/навыками в любое удобное время, из любой точки мира. Более того, сегодня начинают набирать популярность специализированные курсы тьюторского мастерства , где ведущие спикеры и бизнес-тренеры на своем личном опыте обучают всем тонкостям, инструментам и техникам онлайн-преподавания.

Оплата труда тьютора и перспективы профессии

Доход тьютора зависит от его квалификации и профессионализма, а также от актуальности дисциплины, которую он преподает и количества слушателей на курсе. В среднем, оплата тьюторов колеблется в пределах 500 – 1000 руб./час, или 30 000 - 50 000 рублей в месяц. Однако, самые успешные деятели профессии могут зарабатывать и более 70 000 рублей в месяц.

Подводя итог, можно сказать, что развитие таких современных тенденций, как рост числа корпоративных университетов и учебных центров, глобализация технологии e-learning, увеличение количества онлайн-курсов и появление новых форматов дистанционного обучения, будет только усиливать роль тьюторов в системе образования.

Итак, Вы хотите успешно реализовать себя в тьюторстве и осознали необходимость проведения вебинаров. Ваш следующий шаг - выбор надежной платформы. Предлагаем протестировать полный функционал платформы eTutorium БЕСПЛАТНО в течение 14 дней! Тестировать платформу БЕСПЛАТНО


Верю, что с помощью качественного контента можно обогнать конкурентов, завоевать доверие читателя и превратить его в благодарного клиента.


Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.

Зачем нужен тьютор

Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, найти свой интерес и его реализовывать.

Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.

С кем работает тьютор

Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.

Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.

Тьютор — это не репетитор

На родине тьюторства, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.

В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.

Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.

Как работает тьютор

Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.

Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.

Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.

Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.

Результаты работы тьютора

Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.

Кто может быть тьютором

Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.

Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.

На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.

Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.

Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.

Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.

Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.

Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.

Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.

Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.

В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.

Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.

Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Для полного усвоения обучающего материала некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.

Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Несмотря на то, что эта профессия тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Кто такой тьютор?


Педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о "бродячих студентах" Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием - репетитор . Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах. Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного. В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?


Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника . Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями. Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний.

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего , поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.


Недостатки профессии тьютор

Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.

Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.

Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.

Где можно получить профессию тьютор?

В отличие от западных ВУЗов, которые уже давно включили эту специальность в свои программы обучения, российские университеты начали готовить тьюторов относительно недавно. Но популярность профессии набирает обороты, и уже в скором времени планируется увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку этих специалистов.

.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...