Рисуем с детьми 5 6 интересное. Значение процесса рисования в развитии восприятия у детей

Наталья
Занятия по рисованию, их виды и значение в развитии восприятия у детей 5–6 лет и 6–7 лет

1 Виды занятий по рисованию и их значение в развитии восприятия у детей .

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида : рисование отдельных предметов , сюжетное и декоративное.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует : отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть , он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни : ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков .

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей . При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) . Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи , удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании . Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке-передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применять в детских играх. Детям 5-7 лет доступна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декоративных работ (лепка и украшение декоративных пластин, посуды и т. д.) ;

Основное место на занятиях лепкой занимает глина как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время.

Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания и в то же время в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий .

Занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета , ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

2 Значение процесса рисования в развитии восприятия у детей

Детское рисование также базируется на культуре восприятий . В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Рисование служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей .

Известный советский психолог Б. М. Теплов отмечает особый характер восприятий , связанных с последующим изображением :

«В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия , подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Поэтому художественное воспитание всегда связано с воспитанием способности наблюдать.

Развитие восприятий , предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.

Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях , прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием и т . п. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по рисованию . Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах, где значительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширяется тематика их работ.

Расширение тематики детских работ связано с решением и второй задачи по развитию восприятий -уточнением прпредставлений о предметах. У детей 5-6 лет повышается критическое отно-шение к своей работе, их не удовлетворяет отсутствие сходства с изображаемым предметом, что обычно обусловлено неясностью представлений. Способность изображать предметы требует детального их изучения, которое возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия или в процессе его .

Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изо-бразительной деятельности может быть организовано в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей-познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств , которые усилят эмоциональную сторону восприятия , что особенно важно для последующего изображения.

Предлагаем вашему вниманию развивающие игры в картинках для детей 5 — 6 лет, которая поможет подготовить ребенка к обучению в школе.

Эти задания и упражнения, направленны на закрепление математических понятий (цифры и числа, прямой счет от 1 до 10, состав числа, число и количество предметов, форма и величина предметов, геометрические фигуры), а также на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и мелкой моторики руки.

Прочитайте ребенку задание, убедитесь, что он понял ваши инструкции. Переходите к следующему заданию только после того, как ребенок успешно справился с предыдущим.

Не забывайте хвалить малыша даже за незначительные успехи.

Следите за осанкой ребенка, не допускайте переутомления: рекомендуемая длительность занятия — 15 — 20 минут.

Желаем успехов!

Задание 1

Весёлый счёт

Определи соседние числа


Задание 2

Задачки для ума

У девочек — Тани, Маши и Кати — разные головные уборы: шапочка, кепка и берет. У Маши не шапочка, у Тани — не шапочка и не кепка. Подумай и скажи, как зовут каждую из этих девочек.


Задание 3

Волшебная картинка

Дорисуй узоры, не выходя за контуры предметов


Задание 4

Сравни по величине

Покажи неваляшек по порядку от самой большой до самой маленькой. Расставь цифры в квадратах по порядку от 1 до 7.


Задание 5

Подбери по форме

Сколько углов у каждой из этих геометрических фигур? Напиши нужные цифры в кружочках рядом с фигурами. Покажи фигуры, у которых одинаковое количество углов. У какой фигуры нет углов?


Задание 6

Готовим руку к письму


Задание 7

Цветная страничка

Раскрась картинку. Назови все цвета радуги


Задание 8

Будь внимательным

Найди пару каждому цветку. Раскрась картинки так чтобы цветы в каждой паре стали одинаковыми.


Задание 9

Запомни картинки

Назови и запомни предметы, которые здесь нарисованы. Закрой страницу и перечисли эти предметы.


Задание 10

Пройди пo дорожке

Обведи точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.


Задание 11

Весёлый счёт

Соедини картинки линиями с нужными цифрами


Задание 12

Задачки для ума

Подбери пару к предметам, которые нарисованы в рамках. Объясни свой выбор.


Задание 13

Волшебная картинка

Выполни штриховку по образцу


Задание 14

Сравни по величине

Каких предметов не хватает в таблице? Дорисуй их. Расскажи, какие они по размеру (самый большой, поменьше, еще меньше... самый маленький).


Задание 15

Подбери по форме

Нарисуй справа точно такие же многоугольники, какие нарисованы слева.


Задание 16

Помоги пчелке добраться до бочки с медом, проходя только по многоугольникам, в которых нарисованы круги.


Задание 17

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки


Задание 18

Цветная страничка

Какие цвета получатся при смешении желтой и синей, красной и желтой красок? Раскрась предметы в подходящие цвета.


Задание 19

Будь внимательным

Какого предмета не хватает в каждой из рамок по сравнению с остальными?


Задание 20

Запомни картинки

Назови предметы, которые нарисованы в верхней таблице. Запомни, в каких именно клетках они нарисованы. Закрой верхнюю таблицу бумагой и нарисуй в нижней те же предметы в тех же клетках.


Задание 21

Пройди по дорожке

Обведи рисунки по точкам. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги.

Решила объединить 2 года развития ребенка от 4 до 5 и от 5 до 6 лет в одну статью. Несомненно, в эти годы ребенок стремительно развивается, и для этого отрезка времени он делает гигантские успехи.

Что касается рисования. Главная задача для ребенка 4-6 лет заключается в практике. Чем больше он будет рисовать, тем лучше. Надо стремиться к разнообразию выполняемых заданий. Старайтесь предлагать малышу новые и интересные упражнения.

В этом возрасте дети уже более осознанно подходят к творческому процессу. Они стремятся получить желаемый результат, четко следуя поставленным задачам. А к пяти, шести годам будут сравнивать свои работы с окружающими работами, если занятия происходят в группе детей.

Придется более внимательно подходить к выбору задания, которое не должно быть слишком легким или тяжелым. Ваше пояснение к работе должно быть четким и понятным. Техники должны усложняться, а пройденные ранее закрепляться. Занятия лучше всего проводить в игровой форме. Не забывайте хвалить ребенка, ему всегда будет нужна ваша поддержка.

Стоит еще раз напомнить, что занятия рисованием помогают развить в ребенке творческое начало . Развивает чувство красоты, вкуса и стиля, делает из ребенка гармоничную личность, помогает ему стать внимательным к окружающему миру.

Основная задача рисования в этом возрасте – двигаться вперед, постоянно рисовать, практиковать разные техники, что поможет вашему ребенку стать профессионалом в будущем.

На нашем портале Вы сможете найти все необходимые материалы по рисованию для детей от 4 до 6 лет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...