Виктор драгунский автобиография для детей. Виктор драгунский биография для детей

Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.

Лучшие дня

Нерешительный красавец

Виктор Юзефович Драгунский (30.11.1913 – 06.05.1972) появился на свет в Нью-Йорке. Его родители, белорусские евреи, отправившиеся незадолго до рождения будущего классика детской литературы искать лучшей доли за океан, вскоре были вынуждены вернуться домой. Виктор Драгунский рано лишился отца – он умер от тифа во время Первой мировой войны. Мать еще дважды выходила замуж: первый раз – за красного комиссара Войцеховского, второй – за актёра еврейского театра Михаила Рубина. Благодаря своему второму отчиму Виктор Драгунский рано познал все тяготы гастрольной жизни. Будучи активным участником представлений, ему пришлось освоить искусство декламации, научиться бить чечётку, вести конферанс. Все эти «премудрости» давались мальчишке без особого труда благодаря врожденному артистизму, великолепной памяти, тонкому чувству юмора. С 1925 года семья стала постоянно жить в Москве. После того как Рубин однажды не вернулся домой с очередных гастролей, Виктор Драгунский был вынужден добывать хлеб самостоятельно. За несколько лет он сменил множество профессий (ему даже довелось поработать лодочником, катая влюблённые пары по Москве-реке у Нескучного сада), но ни одна из них не стала для него делом жизни. Семнадцатилетним парнишкой Виктор Драгунский случайно увидел объявление о том, что Литературно-театральные мастерские Алексея Дикого проводят набор желающих учиться актёрскому мастерству. Окончив их в 1935 году, некоторое время выступал на сцене Театра транспорта. После смотра молодых талантов, где Виктор Драгунский очень удачно выступил, ему предложило работу руководство Театра сатиры. К этому же времени относятся первые литературные опыты молодого актёра – фельетоны, юморески, цирковые репризы. Во время Великой Отечественной войны, Виктор Драгунский , которого из-за астмы освободили от прохождения воинской службы, стал ополченцем. Затем, как артист фронтовых концертных бригад, выступал бойцами и тружениками тыла. Первые послевоенные годы Виктор Драгунский искал себя: был киноактёром, клоуном, занимался режиссурой. В 1948 году организовал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка». После ряда успешных выступлений его пригласили поставить несколько концертных программ для Мосэстрады. За десять лет своего существования, ансамбль «Синяя птичка» стал «родным домом» для многих замечательных актёров: Всеволода Санаева, Бориса Сичкина, Сергея Мартинсона, Евгения Весника, Зиновия Гердта, Ролана Быкова, Юрия Яковлева. В конце 50-х годов Виктор Драгунский стал охладевать к своему детищу. Ему хотелось уйти от ставшей рутиной театральной работы, найти для себя новое интересное дело. Зимой 1959 года Виктор Драгунский взял отпуск, заперся на подмосковной даче и написал тринадцать рассказов для детей. Это были первые рассказы о Дениске Кораблёве. Прообразом литературного героя стал реальный мальчик – сын писателя. Эти произведения также отразили многие подлинные события из жизни семьи Виктора Драгунского. Впервые рассказы о Дениске Кораблёве были опубликованы в 1961 году, став частью сборника «Он живой и светится…». Успех превзошёл все ожидания: книги о приключениях непоседливого мальчишки выходили практически ежегодно, многократно переиздавались. Именно благодаря им Виктор Драгунский узнал, что такое настоящая слава. Как профессиональный литератор он проработал около десяти лет. Помимо рассказов для детей Виктор Драгунский написал две повести, которые предназначаются главным образом взрослым читателям – «Он упал на траву…», «Сегодня и ежедневно». Уже после смерти писателя, в 1980 году, была издана еще одна его книга – «Что я люблю».

Драгунский Виктор Юзефович - выдающийся русский писатель-прозаик 20-го столетия. Наибольшую известность получил по циклу­ «Денискины рассказы». Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов. В 1914 году они вернулись в родной Гомель, где умер отец Виктора. С этих пор мальчик воспитывался матерью и отчимом, который был актером еврейского театра. Вместе с ним они часто гастролировали по стране, а затем переехали в Москву. Из-за тяжелого материального состояния мальчик рано начал работать. В свободное время он увлекался литературой и даже посещал литературно-театральный кружок.

В юности писателю посчастливилось выступать в Театре транспорта. Параллельно он занимался написанием фельетонов, различных сценок, монологов и юморесок. На его счету и выступления в цирке, и съемки в кино. Вскоре его приняли в Театр киноактера, но на фоне именитых артистов его никто не замечал. Тогда молодой писатель решил создать свою мини труппу. Он организовал ансамбль литературно-театральной пародии, который просуществовал десять лет. В военные годы он выступал в ополчении, готовил фронтовые концерты. В 1940-х годах о Драгунском говорили, как об авторе успешных эстрадных и цирковых фельетонов. Он также сочинял тексты к песням вместе с Людмилой Давидович.

Однако настоящую славу принесли ему «Денискины рассказы» - юмористические рассказы о мальчике по имени Дениска Кораблев. Эти рассказы неоднократно переиздавались и становились основой для киносценариев и театральных постановок. Прототипом Дениски послужил сын писателя. По многим произведениями писателя были сняты киноальманахи. Среди них, «Девочка на шаре», «Капитан», «По секрету всему свету». Писатель скончался 6 мая 1972 года. При жизни он был женат дважды и имел трех детей. Дети от второго брака, Денис и Ксения, пошли по стопам отца.

Драгунский Виктор Юзефович - русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).
Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Драгунский создал пародийный «театр в театре» - придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком - это произошло как бы в одночасье.
Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Все это отразилось в Денискиных рассказах.
Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах.
Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и ежедневно» (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой - и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

(1913-1972) русский писатель

Несмотря на широкую известность Виктора Юзефовича Драгунского, биографические сведения о писателе скупы и отрывочны. Известно, что Виктор родился в Нью-Йорке. Его отец рано умер от сыпного тифа, и мальчика воспитал комиссар Войцехович. В шестнадцать лет началась трудовая биография Драгунского, он перепробовал множество профессий: был рабочим, шорником, лодочником.

Впервые он смог реализовать себя в качестве актера, когда поступил в Литературно-театральные мастерские, где преподавали А. Дикий, В. Качалов, В. Топорков.

С 1935 года, Виктор Драгунский работал актером в Московском театре транспорта (в настоящее время - театр имени Н. Гоголя), Театре Сатиры, Театре-студии киноактера. Он также участвовал в цирковых представлениях и даже снялся в кино, сыграв небольшую роль в картине «Русский вопрос». Возможно, работа в театре обусловила особую структуру его рассказов: каждый из них построен на диалоге и представляет собой законченную сценку или миниатюру.

В годы войны, Виктор Драгунский сражался в рядах народного ополчения. Вернувшись с фронта, он продолжил работу в театрах Москвы. В 1948-1958 годах руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка», выросшем из капустников, которые устраивались в Геатре-студии киноактера. Вместе со своим соратником по «Синей птичке» Л. Давидовичем пробовал сочинять песни, а позже сотрудничал с композиторами Л. Лядовой и А. Цфасманом.

Литературная биография Виктора Юзефовича Драгунского началась в 1940 году, когда он начал сочинять фельетоны, тексты для реприз клоунов, сценки для эстрадных номеров. Известна его миниаютюра «Волшебная сила искусства», в течение некоторого времени исполнявшаяся А. Райкиным. Некоторые произведения Драгунский позже собрал в книге «Железный характер» (1960).

Известность приходит к писателю в 1961 году, когда появляются первые шестнадцать рассказов о мальчике по имени Дениска. Обычно Виктор Драгунский давал название сборникам по одному из рассказов - «Он живой и светится» (1961), «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966).

За десятилетие активной творческой деятельности Драгунский создал более 90 произведений. На их основе были созданы сценарии к фильмам и постановкам («Веселые истории»,1962).

Образ Дениски - собирательный, в нем переплелись и черты его прототипа - сына писателя, и штрихи, подсмотренные у ребят-ровесников, возможно, отразились и детские впечатления самого Виктора Драгунского.

Дениска активно воспринимает мир, находится в постоянном движении, с ним все время что-то происходит, и он живо реагирует на происходящее. В этой неувядающей непосредственности и заключен секрет обаяния маленького героя.

Главным для писателя становится исследование поведения ребенка и отчасти взрослого в конкретной житейской или бытовой ситуации. Поэтому повествование обычно ведется от первого лица, что придает ему особую доверительную интонацию. Дениска является и комментатором, и главным действующим лицом рассказов.

Вместе с Носовым, Виктору Драгунскому удалось создать новую разновидность рассказа, в котором комизм положения определяет расстановку действующих лиц и позволяет автору прийти к необходимым выводам. Он не учит и не морализирует, а просто представляет возможные варианты поведения.

Автор постоянно разграничивает мир ребенка и мир взрослых. Явления внешнего мира объясняются через понятные герою реалии. Характеристика Дениски дается в рассказах «Что я люблю» и «Что я не люблю», ставших свооебразной автобиографической характеристикой писателя. Автор не идеализирует Дениску, показывает и сильные, и слабые стороны его характера. Денис боится темноты («Двадцать лет под кроватью»), любит задаваться («Надо иметь чувство юмора»), любит командовать и быть лидером («И мы!»).

Особое место среди других персонажей занимает образ друга детства Мишки, интересно дополняющего первоначальную характеристику Дениски («Что любит Мишка», «Друг детства», «Космические дали», «Ровно 25 кило», «Пожар во флигеле»).

В рассказах Виктора Юзефовича Драгунского точно переданы временные реалии. Разговаривая о щенке, отец и сын мечтают о том времени, когда они станут жить в более просторной квартире. Герои увлеченно играют в космонавтов, смотрят фильмы, поют песни. Из подобных деталей и складывается атмосфера действия, происходящего в шестидесятых годах XX века.

Типичность создаваемых ситуаций, блестящее раскрытие психологии ребенка не позволяют устареть рассказам писателя. Используя односоставные предложения, риторические обращения, конкретную лексику, простой и яркий язык, автор создает динамичное повествование.

Кроме рассказов для детей, Виктор Драгунский написал две повести, также созданные на биографической основе, но адресованные взрослому читателю. Первая, «Он упал на траву»(1961), посвящена событиям Великой Отечественной войны, вторая - «Сегодня и ежедневно» - цирку и цирковым артистам.

Особые уроки нравственности, преподносимые писателем в его книгах, привлекают все новые поколения читателей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...