Политические учения древней греции. Древняя Греция

Тема 1

1. Политическая мысль древнего мира Древний восток, древняя греция, Рим 2. Политическая мысль эпохи средневековья и эпохи Возрождения 3. Политическая мысль нового времени (Гобс, Гегель, Маркс, Фурье, Жан-Жак Руссо)

1. Политическая мысль древнего мира Древний восток, древняя греция, Рим

Политическая мысль Древнего Востока

На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологичная, а китайская мысль - рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистические представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь- отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие-либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство.

Древняя Индия дала нам буддизм, самую древнюю мировую религию, проповедующую цикл перерождений души человека через страдания. Именно там возникла кастовая система деления общества (существовало 4 касты: брахманы – мудрецы и философы, кшатрии - воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги).

В древней Индии страной правили при помощи «дхармы» и «данды». « Дхарма» – это праведное исполнение своих обязанностей (о природе и содержании «дхармы» писали дхармашастры), а «данда» – принуждение, наказание» (о ней писали артхашастры). Суть правления заключалась в том, чтобы при помощи «данды» поддерживать « дхарму». Древнеиндийский ученый Каутильи в 1У веке до нашей эры говорил, что деятельность мудрого государя заключается в умении править при помощи закона, войны и дипломатии.

1) Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием “Артхашастра “ (“Наставление о пользе”). Его автором считается брахман Каутилья.

“Артхашастра” - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Его рассуждения о искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реальны.

Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.

Царь, объявленный наместником богов, заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания- данды. Слабый царь стремится к миру, а сильный – к войне. И благо человека состоит в подчинении власти царя, это его священный долг.

2) Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Против некоторых положений конфунцианства (предопределенности судьбы) выступили моисты (представитель Мо-цзы), призывавшие человека оказывать помощь другим, жить в соответствии с принципами всеобщей любви в мире без войн и насилия.

Другое направление политической мысли – легисты выступили за строгие регламенты, соблюдение законов, наказания. Их представитель Шан Ян (400 –338 годы до нашей эры) считал, что государство – это война между правителями и подданными, что людей нужно постоянно контролировать. Чиновники вынуждены были сдавать государственные экзамены, подтверждая свою компетентность. В области промышленности и торговли царила государственная монополия. Шан Ян считал, что народ – простой материал, из которого можно делать что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла в укреплении военной мощи государства. В конце концов, он пал жертвой собственных законов, так как хозяин постоялого двора отказал ему в ночлеге (закон запрещал ночевать на постоялом дворе незнакомым людям) и его убили разбойники.

Наконец, даосизм (представитель Лао-цзы – У1 –У века до нашей эры) говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей – дао. Человек не должен вмешиваться в этот закон и менять его, так как, в конечном счете, справедливость все равно восторжествует, и слабые со временем станут сильными. А кто попытается изменить ход событий, потерпит неудачу. Это вызвало к жизни парадоксальное утверждение – человек должен ничего не делать, ни во что не вмешиваться. Основной метод правления – недеяние, уход от политической жизни. Именно это приводит к стабильности, порядку и благополучию.

· Основой политико-правовой мысли выступало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Религия отводилось ведущее место (Правили в основном жречество). Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

· На формирование политико-правовой мысли Древнего Востока большое влияние оказывала мораль, поэтому многие концепции представляют собой этико-политические доктрины, а не политико-правовые концепции. (Примером может служить Конфуцианство как более этическая чем политико-правовая доктрина).

Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоящими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве.

Политическая мысль Древней Греции

1 период – IХ – XI века до нашей эры. Это эпоха становления греческой государственности. Среди ученых той поры следует назвать Гесиода, Гераклита, Пифагора, среди государственных деятелей – архонта Солона, издавшего свод первых афинских законов.

Пифагору принадлежит приоритет в разработке понятия равенства, Гераклит первый сказал: « Все течет, все изменяется и в одну реку нельзя войти дважды».

II период - X – XI века до нашей эры – это расцвет политической мысли и демократии в Древней Греции. Это время дало миру славные имена - Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Перикл.

Демокрит (460 - начало IX века до нашей эры)- выходец из фракийского города-полиса Абдеры, из богатой семьи. Демокрит остался в веках как создатель атомистической теории. Политику он рассматривал, как важнейшее искусство, задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан при демократии. Он был активным сторонником демократии и писал: « Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».

Сократ (469 –399 годы до нашей эры) жил между двумя войнами – Персидской и Пелопонесской. Его юность как раз совпала с поражением Афин в Пелопонесской войне против Спарты, кризисом, а затем восстановлением афинской демократии и ее расцветом. Сократу было 7 лет, когда восстановили демократию. Всю жизнь он боролся против нее и в 70 лет добровольно выпил яд по приговору афинского суда, обвинявшего его в выступлениях против демократии. Идеалом Сократа были аристократические Спарта и Крит, где соблюдались законы и правление осуществляли образованные люди. Произвол одного он называл тиранией, произвол богатых – плутократией. Недостаток демократии (власти всех) Сократ видел в некомпетентности. Он говорил, – мы же не выбираем с помощью бобов плотника или кормчего, почему же мы должны выбирать себе правителей при помощи бобов? (В Древней Греции голосовали при помощи бобов – « за» –белые бобы, «против» – черные). Свои высказывания философ не записывал, это сделали впоследствии его ученики.

Один из наиболее талантливых учеников Сократа – Платон (427 – 347 годы до нашей эры) родился в аристократической семье на острове Эгина. В области политики им было написано много исследований – «Государство», « Политик», «Законы». Несовершенными типами государств он считал тимократию (форма государственного устройства, в которой право на участие в правительственной власти распределяется сообразно с имуществом или доходом.) , олигархию, тиранию, демократию. А идеальным типом государства - компетентное правление мудрецов - философов, аристократов, в котором функции защиты выполняли бы воины, а крестьяне и ремесленники работали. Так как семья и собственность представлялись ему источником противоположных интересов, то он выступал против личной собственности, за общность жен и государственное воспитание детей.

Великий философ древности Аристотель (384 - 322 годы до нашей эры) был сыном придворного врача македонского царя Филиппа Никомаха, впоследствии стал учителем Александра Македонского. В своем труде « Политика» он первый выделил политическое знание, теоретический, эмпирический (опытный) и нормативный подходы к политике. Он сказал, что человек – животное политическое, рассмотрел развитие общества от семьи к общине, селению, а потом – к государству (городу – полису). Аристотель считал, что целое предшествует части, человек – лишь часть государства и подчинен ему. Граждане должны быть свободными, иметь частную собственность. Чем больше среднего класса, тем стабильнее общество. А причина всех переворотов – имущественное неравенство. Аристотель выделял три правильные формы правления, стремящиеся к общей пользе (монархия, аристократия и полития), и три неправильные, ориентированные на личное благо (тирания, олигархия, демократия).

III период – называется эллинский. Представители его Эпикур, Полибий и стоики проповедовали аполитичность, неучастие в общественных делах и главной целью государства ставили преодоление страха, обеспечение безопасности людей. Полибий писал о совершенстве Римского строя, сочетавшего преимущества царства (консул), аристократии (сенат) и демократии. Древняя Греция испытывает упадок и города-государства, полисы исчезают, уступив место Древнему Риму.

Политическая мысль Древнего Рима

Политико-правовая теория Древнего Рима развивалась под влиянием уже существующей теории Древней Греции (Платон, Аристотель,Сократ, эпикурейцы, стоики). Однако в данном случае нельзя говорить лишь о простом заимствовании положений своих предшественников,

так как римляне развивали свою теорию, взяв за основу все самое рациональное у древних греков.

Древний Рим в области политического оставил нам два больших достижения – это Цицерон и Римское право. Великий оратор, писатель и государственный деятель древности Марк Тулий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры) верил в справедливость закона, естественные права людей, свято соблюдал долг сам и призывал к этому других. Древние греки говорили о нем – он украл у нас последнее, чем могла гордиться Греция, - ораторское искусство. Лучшей формой правления Цицерон считал смешанную, которая и господствовала в Древнем Риме – власть царская, оптиматов и народная.

Выступая мыслителем-эклетиком, Цицерон попытался соединить в своей теории самые разнообразные взгляды мыслителей древности. Государство у Цицерона имеет естественное происхождение, вырастая из семьи в результате развития природных склонностей людей к

общению. Сущность такого государства сводится к охране имущественных интересов граждан. Его основополагающим принципом выступает право. Само право Цицерон выводит из непосредственного естественного закона, “ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание умного человека, он – мерило права и бесправия”. Политический идеал Цицерон видит в смешанной форме правления: аристократической сенатской республике, соединяющей начало

монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Уделяя внимание рабству, Цицерон говорит о нем как о явлении,о бусловленном самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым и сведущим в учениях о государстве, владеть основами права. Правовой принцип Цицерона гласит: под действие закона должны попадать все.

Если правовым документом Греции была Драконта, то созданный Цицероном правовой документ для римлян назывался “римское право”.

В составе римского права различаются три части: естественное право – право народов на брак, семью, на воспитание детей, на ряд других естественных потребностей, данных человеку самой природой; право народов – это отношение римлян к другим народам и государствам, включая военные события, международную торговлю, вопросы основания государства; право граждан, или цивильное право, – это отношение между цивильными римлянами. Кроме того, право в Древнем Риме делилось на публичное, которое относится к положению государства, и частное, относящееся к пользе частных лиц.

Римское право – основное наследие, которое оставил Дренвий Рим Европе. Оно родилось в 1 –11 веках до нашей эры. Суть римского права состояла в том, что частная собственность была объявлена священной и неприкосновенной. Частное право стало цивильным правом всего римского народа В ранний период оформления римского права большая роль в этом деле принадлежала юристу древности Гаю, составившему свои “ Институции”. В данном труде он подразделял римское право на три части: 1. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения в обществе. 2.Право с точки зрения человека – собственника той или иной вещи. 3. Процедура, тип действий, который осуществляется по отношению к людям-собственникам и вещам. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. К концу истории Древнего Рима, она состояла из следующих частей: римское право для начального обучения; дигесты – 38 отрывков из римских юристов; собрание императорских конституций.

Политика.

492* год - Первый поход персов в Грецию под командованием Мардония .

Поход Мардония прежде всего преследовал цель восстановить власть персов во Франции и Македонии и лишь после этого начать вторжение в Грецию. Завоевание Греции представлялось персам необходимым для прочного утверждения своей власти в районе Эгейского моря. Обладание Эгейским морем ставило под контроль Персии все торговые пути восточного Средиземноморья. Македония признала власть персов, но в то время как персидский флот огибал мыс Афон (полуостров Халкида), началась буря и значительная часть флота погибла. А сухопутные войска изрядно потрепали так и не подчинившиеся фракийцы.

Таким образом, Мардоний выполнил лишь часть поставленной задачи и при этом с большими потерями в кораблях и людях.

493-492 года - Антиперсидская демократическая партия в Афинах одержала победу на выборах. Фемистокла выбрали в Архоны.

Антиперсидской демократической партии в Афинах удалось одержать большую победу, добившись выбора Фемистокла в архоны. Фемистокл снискал в народе популярность как враг персов, что было немаловажно в виду роста угрозы персидского нападения. В год своего архонства Фемистокл начал укрепление Пирея. В 487-486 гг. Фемистоклу удалось провести важную реформу - в архоны отныне стали выберать по жребию и из более широкого круга кондидатов.

490 год - Второй поход персов в Грецию. Марафонское сражение.

Во втором походе персов в Грецию войско возглавлял полководец Датис, а флот - Артеферн, племянник царя Персии Дария. Официальным поводом к походу послужило наказание Эретрии и Афин за их участие в ионийском восстании (произошло около 500 года); тем самым персы пытались создать впечатление, что они воюют только с этими двумя городами, а не с греками вообще.

После взятия Эретрии персидский флот подошел к Марафонской равнине,где произошло крупное сражение, вошедшее в историю под названием Марафонская битва. В этой битве греки с небольшими потерями разбили персов.

Оставшийся персидский флот отплыл к Персии, не рискнув после такого поражения взять Афины.

Моральное значение победы афинян было очень велико, так как многие греческие города были террорезированы расправой с Эретрией и персидское нашествие казалось уже неотвратимым. После этой победы греки воспрянули духом.

480 год - Третий поход персов в Грецию под предводительством Ксеркса.

Теперь речь шла уже о полном завоевании Греции. Когда греки поняли это, произошло объединение полисов в общегреческий союз, возглавляемый Спартой.

Первые серьёзные сражения произошли при Фермопилах. Тактика греков состояла в выматывании сил противника и уничтожении их небольшими отрядами в ущелье. Поняв это, Ксеркс нашел обходной путь и начал окружать греков. Чтобы дать отойти войскам, спартанский полководец Леонид с небольшим отрядом остался на защите Фермапил. Все оставшиеся защитники погибли, но основные силы успели отойти.

Следующим крупным сражением была морская битва у острова Саламин. Сначала персы смогли напугать спартанцев, и совет принял срочное решение об отзыве кораблей к Истму. Но Фемистокл и командующий флотом спартанцев Еврибиад хитростью заманили персидские корабли и вынудили их вступить в бой в самом узком месте пролива, где большее преимущество имели небольшие быстроходные греческие корабли. В этом сражении была уничтожена довольно большая часть персидского флота. Персы были вынуждены отступить.

Последняя и решительная битва, повлекшая за собой освобождение земель всей материковой Греции и Фракийского побережья, произошла при Платеях.

Это был тяжелый бой, но более совершенное вооружение и более высокое военное мастерство гоплитов, защищающих Родину, создали грекам преимущество, и из упорной и кровопролитной битвы греки вышли победителями.

480 год - Исократ пишет Панегерик Афинам.

Исократ - афинский учитель, публицист. В панегерике Афинам он призывал греков объеденится под гегемонией Афин, указывал на необходимость завоевания Персии. Впоследствии Исократ своими речами содействовал объединению греков под властью македонского царя Филиппа. Филиппу же он рекомендовал использовать объединенные греко-македонские силы для похода в малую Азию.

478 год - Делосский союз или первый Афинский Союз.

Представители всех тех греческих государств, которые были заинтересованы в продолжении войны с персами в 478 году собрались на острове Делос и учредили так называемый Делосский союз или первый Афинский морской союз.

Верховным органом этого объединения считалось общее собрание представителей союзников, собирав-

шееся на острове Делос. Союзники обязались поставлять для объединенного флота установленное число кораблей с экипажами и определенное количество воиновю Была также учреждена общая казна союза, пополнявшаяся денежными взносами союзников по особой раскладке (эти взносы называли форосом). Средства из этой казны шли на покрытие общих военных расходов.

Афины заняли в этом объединении первое место, как обладавшие самым многочисленным и сильным флотом, и им было поручено главное руководство военными действиями.

В военном отношении возникновение нового объединения сразу же себя оправдало. Под командованием Кимона, сына Мильтиада, союзники открыли активные военные действия против персидских гарнизонов, остав-

шихся на Фракийском побережье Понта и берегах Геллеспонта. Вскоре весь этот район был освобожден от персов.

467 год - Заговор Павсания.

Павсаний был назначен регентом во время малолетства царя Плистарха, сына погибшего при Фермопилах Леонида. Он хотел свергнуть власть спартанской аристократии. Ему обещала свою помощь Персия, после не-

давнего поражения похода Ксеркса, заинтересованная в увеличение числа своих сторонников в Греции. Но Павсаний главным образом опирался на силы порабощенных илотов, всегда готовых к восстанию, но неорга-

низованных. За помощь в востании он обещал илотам свободу и права гражданства. Но заговор был раскрыт и Павсаний казнен.

464-454 года - Восстание илотов.

Через три года после смерти Павсания восстание илотов все же произошло. В Спарте произошло сильное землятрясение, во время которого погибло около 20000 человек. Когда илоты увидели, что большая часть спартанцев погибла, они начали войну против лакедемонян. Но царь Спарты Архидам, благодаря своей преду-сматрительности, спас многих граждан из-под развалин и начал готовиться к войне с повстанцами.

Чтобы справиться с илотами, Спарта обратилась за помощью в Афины и получила оттуда вспомогательное войско. Также оказали помощь Спарте и другие полисы. Таким образом, Архидам не только выравнял свои силы с поистанцами, но и даже превзошел их. Но потом спартанцы заподозрили афинян в том, что они скланяются на сторону илотов, и отказались от помощи Афин. Теперь силы были практически равными, и противники, нанося время от времени друг другу поражения, затянули войну на 10 лет.

457 год - На должность архонта впервые был избран представитель среднего класса.

Перикл и его единомышленники в ходе борьбы с олигархами поставили перед собой цель последовательно демократизировать общественный строй Афин. Первым результатом их труда было избрание в 457 году на должность архона зевгита, то есть представителя средних классов. В дальнейшем зегвиты и беднейшие граждане - феты - получили доступ почти ко всем государствунным должностям. Старый способ голосования стал все чаще заменятся на жеребьевку, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином занимать любой пост в государстве. Исключение состовляли лишь несколько высших должностей (например должность стратега), исполнение которых требовало специальных знаний.

449 год - Афины и Персия заключили мир.

В 449 году между Грецией и Персией был заключен мир, по которому Персия удерживала Кипр, но отказыва-

лась от малоазиатских владений. Кроме того, персидский флот не имел права появлятся в Эгейском море.

443-430 года - Правление Перикла.

Перикл был выходцем из аристократии, но посвятил себя афинскому демосу. Он не ходил на званые обеды, прекратил всякое светское общение. Он целиком отдался политической деятельности.

При Перикле было развернуто большое строительство, превратившее Афины в прекраснейший город Греции. Было проведено много новых реформ, в основном, для борьбы с бедностью. Перикл был самым справедливым правителем Афин.

443 год - Афиняне организовали в Италии колонию Фурии.

Афины заключают торговые соглашения Керкирой, с Сегестой и Леонтинами в Сицилии, с Регием в Италии. Чтобы укрепить связи с этими государствами и усилить свое влияние в Италии, Афины организовали на ее южном побережье колонию Фурии. Эта колония повысила авторитет Афин в глазах всего греческого мира.

437 год - Понтийская экспедиция.

Чтобы обеспечить интересы Афин на черном море и расширить морской союз за счет включения в него причерноморских городов, Перикл предпринял около 437 года Понтийскую экспедицию - большой морской поход в Черное море. В результате похода Афины укрепили свое влияние на южном побережье Черного моря. В состав союза также вступили и некоторые города Западного Причерноморья.

431-404 года - Пелопонесская война.

Возвышение Афин и расширение их влияния раздражало многие города Пелопоннесского союза, который возглавляла Спарта. Постоянные конфликты на почве торговли в конце концов привели к войне между двумя большими группировками греческих государств - Пелопоннесским союзом и Афинской морской державой. Война шла с переменным успехом. На удары пелопоннесцев на суше афиняни отвечали действиями на море.

Но около 425 года начал разваливаться Афинский союз. Полисы, вымотанные войной, один за другим пытались получить независимость. Но и в Спарте начались внутренние волнения. Таким образом, и в Афинах и в Спарте усилились мирные настроения. В 421 году был заключен мир, основным условием которого было восстановление существовавшего до войны положения. Практически выполнение этого условия оказалось неосуществимым. Такие полисы, как Коринф и Мегары, жизненно заинтересованные в сокрушении Афинской державы и принесшие много оказавшихся теперь напрасными жертв, были недовольны политикой Спарты. Политическая обстановка после заключения мира оставалась напряженной.

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Вступление

Идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания эпохи античности. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем многие из этих идей имеют непреходящее значение. Они в своей совокупности образуют тот фундамент, на который опираются мыслители последующих эпох, когда строят здание новой политической теории. Поэтому изучение истории политической мысли облегчает понимание современных политических проблем.

Политическое знание в античности существовало в философско-этической форме. Политические представления древнегреческих мыслителей являются составной частью их космоцентрического мировоззрения, в котором господствует идея о целостности мира, о взаимосвязи природы, общества и человека, о подобии их структур, об общих основаниях всех уровней жизни. В них нет ещё дифференциации общества и политики, политика выступает выражением целостных свойств социума. Реальной основой для построения первых политических концепций мыслителей античности является полис -город-государство, в котором не было четкого разграничения функций и элементов государства и общества. Каждый гражданин полиса выступает одновременно и как частное лицо, входящее в городскую общину, и как субъект государственно-публичной жизни, участвующий в процессе управления. Слово «политика» буквально означало «участие в управлении полисом».

Целью настоящей работы будет изучение политических воззрений древнегреческих мыслителей. В задачи входит рассмотрение трёх основных периодов развития политической мысли: раннего (IX-VI вв. до н.э), периода расцвета политической мысли(V- первая половина IV в. до н.э.) , эллинистического периода (вторая половина IV- IIв. до н.э.)

Краткая политическая история Древней Греции

Формированию своеобразия греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек, преобладание каменистых почв - всё это благоприятствовало формированию мелких независимых государств. политический мысль древний греция

Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н.э. Примерно в это время на острове Крит складывается так называемая Минойская цивилизация. Уже в XXI веке до н. э. на Крите начинается строительство дворцов, которые являлись политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами.

На территории материковой Греции в начале 2-го тыс. до н.э. под влиянием минойской культуры возникли свои государства, центрами которых стали Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. Политическая история этого времени известна мало, крупнейшим событием была Троянская война рубежа XIII- XII веков до н.э.

XI-IX вв. до нашей эры в Греции историки называют «темными веками». В этот период греческие земли были захвачены племенами дорийцев, которые находились ещё на стадии разложения первобытного общества. В целом в этот период развитие Греции временно затормозилось, одно именно в это время сложились предпосылки дальнейшего социально-политического расцвета греческих земель.

В VIII- VI вв. до н. э. происходит становление греческих полисов. Полис представлял собой соединение частных землевладельцев, а так же граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Жители полисов делились на граждан полиса, рабов и представителей свободного населения, не имеющих гражданских прав. Для большинства полисов на первом этапе характерна борьба между демосом (от греч. народ) и аристократией. С конца VVII века до н.э. во многих полисах для нормализации обстановки устанавливается особая форма государственной власти - тирания, то есть единоличное правление. К концу VI века в большинстве полисов тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства: демократия и олигархия.

Кризис древнегреческих полисов относится к социально-политической сфере и связан с активным развитием экономики. Рост товарно-денежных отношений способствовал возрастанию роли неграждан в жизни городов-государств, возрастанию роли денег, разрушению традиционной коллективистской полисной морали, обострению социальной борьбы в полисах, постоянным конфликтам между ними. Всё это ослабило Грецию, она была завоёвана македонскими царями, затем разделена на множество независимых государств и оказалась во власти Римской империи.

Все эти процессы нашли отражение и теоретическое осмысление в политических учениях Древней Греции.

Формированию государственности в Греции поспособствовало расположение государства на территории с благоприятными для жизни условиями.

На этих землях находились природные ископаемые, незамерзающее побережье моря, множество островов. Какой была внешняя и внутренняя политика Древней Греции? Какие цели преследовались? Обо всем этом вы узнаете, прочитав статью.

Возникновение городов и внутренняя политика

На греческих островах первые города стали появляться еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Приблизительно тогда же на Крите зародилась Минойская цивилизация.

Возводились дворцы, которые в дальнейшем стали политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами Греции. На материке постепенно стали формироваться самостоятельные государства.

Мало что известно о политике Древней Греции в то время. До наших времен дошли только сведения о событиях Троянской войны. Даже выдающиеся греческие историки называли эти времена «веками темными».

Далее истории известен факт, что территорию Греции захватили первобытные племена дорийцев. Развитие страны затормозилось. Но созданные предпосылки дали дальнейший политический и экономический толчок развитию. Государство вступило в эпоху расцвета, в том числе и социального. К шестому веку до нашей эры начинается довольно бурное развитие

Города назывались полисами, в них проживали люди, владеющие землей, просто граждане, промышленники и ремесленники. Они обладали собственностью и, как следствие, гражданством.

Проживающие в городах разделялись на свободных и рабов, поэтому в полисах происходила борьба между разными слоями населения. Простые граждане постоянно боролись с аристократией. Со временем обстановка нормализовалась, и установилось государственное правление - тирания, что в переводе означает «правление единоличное».

Подобные изменения поспособствовали развитию экономики. Появились товары и первые деньги, повысилась роль граждан без имущества. Возросла роль денег, стали меняться традиции и нормы морали, принятые в городах. Обострились социальные конфликты между разными слоями населения, проживавшего в городах. Это ослабило страну, поэтому в скором времени Грецию завоевал царь из Македонии.

Греция распалась. Появилось много самостоятельных объединений, которые попали под иго римлян. Философы будущего в своих трактатах долго осмысливали, как такое могло случиться.

Формы правления

Испокон веков известно, что начало мировой демократии было положено в Древней Греции. Но были в этой стране формы правления, резко отличающиеся от демократии.

Великий Аристотель назвал демократию «политией», предполагая, что правление может быть и аристократическим, и монархическим. Формы государственного устройства он делил на три типа, при которых все делается ради общего блага. Соответственно выделял он и три отклонения правления, называя их извращенными. При таком положении правящая верхушка руководствовалась исключительно эгоистическими интересами. Как называлась форма правления в этот период, так и называли правителя страны (тирания - тиран). Всё зависело от режима, который господствовал в данный момент.

Довольно широко мир политики Греции известен в крито-микенский период. Для него характерен монархический строй правления, который называли ванака, что в переводе означает «хозяин, владыка, царь». Властью заправляли басилевсы. Они были главными и в военных делах.

Правители

Только благодаря произведениям Гомера, до современников дошли имена многих правителей Древней Греции и просто известных личностей. Мы знаем Одиссея, Диомеда, Нестора, Ахилла, династии Атридов, Лабдакидов, Нелеидов. Считалось, что они потомки богов, но, несмотря на это, династии монархов в Греции не прижились.

В 7-6 веках до нашей эры в стране стали править тираны. Несмотря на их безжалостность, именно они внесли наибольший вклад в развитие страны, которую мы сейчас знаем.

Вспомним Периандра, Писистрата, Кипсела и многих других, о которых нам поведали древнегреческие историки и писатели. Их нахождение у власти оказалось быстротечным, чего не скажешь о правлении Дионисия, тирана и правителя Сиракузов. Его избрали стратегом-автократом на время ведения войны. Война закончилась, а он так и правил до конца своей жизни, который настиг его прямо на троне.

Управление городами осуществляла магистратура, которую возглавляли так называемые архонты (вожди). Но данный орган присутствовал только во времена демократических периодов правления.

Правитель Древней Греции назывался тагом. Одним из таких тагов был и Ясон Ферский, который внес большой вклад в формирование Греции.

Большинство полисов Древней Греции были демократическими или олигархическими. При демократии все свободные граждане имели право голосовать, при олигархии - только те, кто был богат. Перикл - это наглядный пример вождя-демократа. Благодаря его большому влиянию на народ, его довольно часто называли демагогом, то есть «властвующим над народом».

При Александре Македонском его стратеги и воины высшего эшелона Деметрий и Антигон уже назвали себя царями. Прошло время и монархов стали возводить до уровня богов. Каждый из правителей считал, что он царь и потому может передать власть по наследству.

Внешняя политика

Внешняя политика Древней Греции носила оккупационный характер. Правители стремились завоевать как можно больше земель и народов. Греки подчиняли себе близлежащие города и страны в результате победоносных войн или же путем подписания договора о добровольном присоединении.

Герои

В Древней Греции считалось, что герои могли рождаться только от смертного человека и бога с Олимпа. Рожденные таким образом дети обладали необычными возможностями и огромной силой, но были смертными. Нахождение полубогов на земле являлось результатом выполнения воли их родителей. Они должны были следить, чтобы в мире людей царили справедливость и порядок. Героев почитали, сказания о них и их поступках передавались от одного поколения к другому.

Героический поступок — это не обязательно воинский подвиг. Героем Древней Греции мог быть воин, врач, путешественник, муж какой-нибудь богини, родоначальник или пророк. Все они были смертны, но их жизнь после смерти удивительна. Окончив свой земной путь, они продолжали жить на островах для блаженных или на о. Левка, а некоторые, самые выдающиеся герои, - на Олимпе.

Которые погибали в битвах, хоронили в земле. Места захоронения одновременно были и местами поклонения, которые именовались героонами. Случались казусы, когда один и тот же персонаж имел несколько святилищ.

Ни для кого не секрет, что древнегреческие сказания и мифы имеют такое количество героев, что запомнить их совсем непросто. Вот лишь самые известные:

  • основатель Кадмеи был победителем драконов;
  • Персей отрубил Горгоне и победил страшное чудище — Кита;
  • Тесей убил Минотавра, который поедал людей;
  • Ясон привез в Грецию золотое руно;
  • Дедал покорил небо.

Античных героев можно перечислять бесконечно. Все они совершили какие-то подвиги или поступки, которые принесли пользу людям. Но сумели они это сделать только благодаря поддержке своих небесных родственников.

Есть в этих мифах и герои, о которых знают практически все. Например, сын Зевса — Геракл. Он находился на службе у недостойного царя в течение двадцати лет и именно по желанию этого правителя совершил свои двенадцать подвигов, о которых знает весь мир. Это и убитая им Гидра с постоянно вырастающими головами, и победа над драконом, и прорытый Гибралтарский пролив, и поверженный трехглавый пёс Цербер. Подвиги Геракла вызывают восхищение. В конечном итоге он принял участие в войне олимпийцев с младшими богами, которые подняли мятеж. Следует заметить, что Геракл был простым человеком, который помогал небожителям.

Один из его последних подвигов — это освобождение указал герою путь к Гесперидам, а тот в благодарность убил стрелой огромного орла, ежедневного прилетавшего клевать печень титана.

Семь мудрецов

Это очень почитаемые в древнегреческой политике мыслители и общественные деятели. Мудрость их состояла в том, что они давали чисто житейские советы, которые могли пригодиться любому человеку. Это не наука и не философия. Это сознание на чисто бытовом уровне. Пословицы, поговорки, обладающие очень глубоким и поучительным смыслом.

О мудрости семи мудрецов писали Карл Маркс, Гегель и многие другие выдающиеся люди. Их имена были обнародованы при архонте Дамасии в Афинах (582-581 гг. до н. э.). Историки приводят различные комбинации имен в соответствии с древними источниками, однако неизменными остаются четыре: Фалес Милетский, Биант Приенский, Солон Афинский, Питтак Митиленский. Причем математик и философ из Милета всегда стоит на первом месте.

Самый ранний список семи мудрецов был приведен Платоном в «Протагоре», где также впервые излагается предание о них. Помимо упомянутых лиц, в него включены Хилон из Спарты, Клеобул из Линда и Мисон из Хены.

Диоген Лаэрций включал в список Анаксагора, Аристодерма, Лина, Писистрата, Памфила, Орфея и др.

Илоты и их восстание

В третьем веке до нашей эры произошло восстание илотов. Они вторглись на Пелопонесс. Захватчиками были заняты самые плодородные земли. Местные жители покидали насиженные места, а оставшиеся люди оказались в зависимом от чужеземцев положении. Это представили как восстановление справедливости и законной власти на территориях потомков Геракла.

Захватчики сделали Спарту главным городом. Здесь обосновались и правители, и царские войска. Царских династий стало две. Правили они вместе, а основой правления стали гражданское единство и равенство. Здесь регламентировалось жизненное устройство общества. Рабы были государственными и прикреплялись к участкам земли, которые принадлежали семьям из правящих династий. Илоты отдавали хозяевам только часть из собранного ими урожая, которая был строго фиксирована. Основы этого государства заложил царь Ликург, который являлся почти легендой.

Принадлежащие к верхушке власти обучались военному делу и занимались спортом. Мужское население было физически крепким, организованным, знающим военное ремесло и науки, очень дисциплинированным. Всему, что не соответствовало таким принципам и понятиям, давался отпор. Таким образом, верхушка власти и близкие к ней сословия стали необычайно сильными и сплоченными.

Одни из илотов имели некоторые привилегии, другие были совсем бесправны. Из их рядов набирали солдат для пополнения войск. Им разрешали жениться на вдовах погибших. В этом случае они могли претендовать на то, чтобы стать полноправными гражданами.

В пятом веке до нашей эры в Спарте случилось сильное землетрясение. Разрушения были катастрофическими. Многие жители того периода считали, что причиной этому стало осквернение храма Посейдона. Традиции предписывали, что преступивший закон, успевший укрыться в стенах храма, был неприкосновенным, но местные власти не последовали традициям, они схватили, арестовали и казнили виновных. Эта религиозная истерия и послужила причиной восстания илотов. Бунт был преподнесен как воля богов, которые хотят, чтобы илоты обрели свободу.

Мятеж охватил Лаконику и Мессину. Лаконское восстание было неорганизованным и стихийно распространилось на спартанские поместья. Мессинцы за это время успели разгромить гарнизоны спартанцев, отобрали у них оружие, организовали войска и пошли к Спарте. По дороге к ним стали присоединяться отряды других взбунтовавшихся.

Спарта не пала после штурма. Дала о себе знать спартанская организованная, вымуштрованная и закаленная армия. Она сумела отстоять город, невзирая на большие разрушения от землетрясения. Илоты приняли решение отступить и взяли крепость на горе Итома. На помощь спартанцам пришли многие города, но это не помогло. Такая ситуация продолжалась долгих десять лет. Все закончилось заключением мира. Крепость освободили, война прекратилась. Илотам дали возможность свободного выхода из крепости на территорию Афин.

Илоты не имели оружия и опыта проведения военных действий, но сумели организованно восстать против правящей верхушки и армии, одержать победу, пусть и частичную. В результате они обрели свободу. История илотского восстания очень показательна: революция может быть успешной, если ее двигающей силой являются такие идеи и принципы, ради которых можно и умереть.

Коринфский конгресс

В конце зимы 338 года до нашей эры в Коринфе состоялась учредительная сессия конгресса. На нее приехали посланцы от всех государств, кроме Спарты, которая на обращение не обратила внимания. Проще говоря, она проигнорировала его.

О чем будет идти речь на конгрессе, было изложено македонским царем Филиппом II в документе, который был разослан всем приглашенным заранее. Главной целью конгресса было установление мира во всей Элладе. Для стран-участниц устанавливались порядки, которые становились незыблемыми. Каждое из государств должно было дать присягу, что будет свято чтить власть Филиппа II и не посягать даже на его потомков. В целом это были довольно приемлемые для любого государства обязательства. Но нужно было учесть и то, хотели ли они присягать на верность данному правителю. Так ли уж нравилось им то, что именно Филипп II хотел сохранить престол для себя и своих потомков. В документе говорилось о гражданском и политическом мире. Если же кто-либо его нарушал, остальные государства, подписавшие этот договор, должны были вместе дать отпор нарушителю.

Было предложено освободить греков от всяких видов налогов, устанавливалась квота на поставку в рамках союза военной силы и военных кораблей. Предложили создать высший политический орган — синедрион, куда должны были войти представители всех союзных государств. Царь Македонии в союз не входил, он олицетворял собой высшую власть, являлся полноправным господином всех этих государств.

Объединение было названо панэллинским союзом. Данное мероприятие по факту завершило процесс подчинения македонскому царю балканской части Греции.

Антиперсидские настроения

Мечтой персов было завоевать Грецию. Это было необходимо им для установления господства в Эгейском море. Установив его, они получили бы возможность контролировать торговлю в этом регионе. Македонцы уже подчинились персидской власти, но когда флот персов подходил к Халкиду, произошел страшный шторм, и затонула большая часть кораблей. Фракийцы нанесли сухопутным войскам большой урон.

К концу четырехсотых годов антиперсидская демократическая партия в Афинах победила на выборах. Фемистокл стал архоном.

Он был очень популярен в народе, поскольку являлся непримиримым врагом персов. Это имело огромное значение, так как персы угрожали набегами, вероятность которых была действительно очень высока. Фемистокл начал укреплять Пирею. Затем воплотил в жизнь важнейшую из реформ. Согласно его распоряжению, должность архона стала выборной. Правителя стали выбирать по жребию, а круг кандидатов значительно расширился.

Перикл и его реформы

Значительную роль в развитии городов Древней Греции сыграли реформы Перикла. Он являлся представителем одной из самых знатных семей страны и длительное время не хотел принимать никакого участия в политической деятельности. Но из-за наступления трудных времен в его родном городе Периклу пришлось изменить своё решение. На тот период шла серьёзная борьба между демократической партией и олигархической, Перикл принял решение поддержать демократов.

Во главе Афин стоял Буле (государственный совет), в состав которого входило 500 взрослых представителей мужского пола, обладающих полноценным гражданством. Кроме того, верховным органом власти считался ареопаг, представителями которого являлись 9 архонтов, выбрать которых можно было с помощью голосования. После первой реформы Перикла было отменено голосование, теперь выбор архонтов выполнялся с помощью жребия.

Изменения в мире политики коснулись и народа. Теперь гражданами Афин являлись те люди, родители которых были афинянами. Для того чтобы люди из нижних слоев могли занимать высокие должности, Перикл установил, что они должны быть платными. Внеся определённую сумму денег, можно было ее без труда занять.

Политики

Самые выдающиеся политики Древней Греции:

  • Аристен. За свою политическую деятельность он трижды занимал должность стратега Ахейского союза. Поспособствовал разрыву союза между ахейцами и Македонией и их переходу под римское покровительство.
  • Архон. Три раза назначался стратегом Ахейского союза. Причислен к рядам умеренной партии Ликорта, которая выступала за независимость и суверенитет Ахейского союза.
  • Тимоксен. Трижды находился на должности стратега Ахейского союза. Стал участником Клеоменовой войны.

Кроме того, широко известными были ещё и такие древнегреческие политики, как Арат Сикионский, Диэй, Лидиад, Филопемен и другие.

Греко-персидские войны

Персидская монархия образовалась на Востоке в середине шестого столетия. Её основателем был Кир старший. Именно при его правлении были обложены данью греческие города.

В 499 году Аристогор призвал города Греции восстать против персов. Греки сожгли центр персидского управления в Малой Азии - Сарды. К сожалению, Спарта, от которой они ждали помощи, им не помогла. На призыв откликнулись только афиняне. Восстание подавили, и греки были жестоко наказаны. Результатом стало увеличение дани с городов. Персидский царь получил возможность развязать новые войны против греков, мотивируя это их непокорностью.

Надо добавить, что много значил и патриотизм греческого народа, который не желал находиться под игом варваров. Именно так относились греки к персам. Такие отношения между греками и персами продолжались в течение долгих столетий.

Военные баталии

Между Грецией и Персией постоянно происходили морские баталии. Была поставлена цель: освободиться от персов в полисах Древней Греции.

Греческий флот освобождал города от персов один за другим. И они сразу же начинали вступать в Союз, чтобы присоединиться к грекам и бороться с общим врагом. Но, как и всегда, не обошлось без разногласий. Афины призывали продолжать войну до победного конца, а Спарта протестовала против такого решения, так как не была заинтересована продолжать военные действия. Отношения стали напряженными.

Как же такое могло случиться, чтобы страны, которые объединились против общего врага, вдруг начали ссориться? Произошло следующее. Греки установили вокруг своих городов сооружения и высокие стены для обороны. Такие действия Спарта восприняла как выпад в свою сторону. Конфликт удалось кое-как затушить. После того как Спарта вышла из Союза, вся тяжесть военного бремени грузом опустилась на плечи Афин. Афины стали создавать союзы с другими городами, которые боялись персидского нашествия. Таким образом продолжалась борьба против персов.

Противостояние с персами закончилось поражением Афин. в Средиземноморье изменилась. Но морской союз придавал Афинам силы. Полководец и политический деятель Кимон организовывает экспедицию, чтобы поддержать повстанцев в египетских городах, которые осаждают персы. Военные действия переместились на Кипр. Кимону удалось все же нанести вражескому флоту поражение и освободить некоторые города. Все эти склоки разрушили существующие договора и, как следствие, сам союз.

Остров, называющийся Делосом, как и оговаривалось в договоре, долгое время оставался главным центром и хранилищем общей казны Союза. Отсюда и происходит название.

Сильнейшими из всех входящих в Союз являлись Афины. Флот афинян был основой вооруженных сил объединения. Другие его участники пополняли флот имеющимися у них кораблями и снабжали его деньгами. Афины были освобождены от всех видов взносов. Они были только военной силой. Со временем Афины стали набирать все большую и большую силу. В определенный момент казна союзного государства была перенесена в Акрополь афинян. Так было нарушено соглашение о равноправии его членов. Военные действия с Персией продолжались, освобождались все новые города, которые и вступали в объединение. Делосский союз приобрел исключительную важность на десятилетия вперед.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...