Древние государства мира: названия, история и интересные факты. Самые старые страны Европы: время зарождения

17.09.2011

Сегодня в мире существует 257 стран, 193 из которых входят в состав ООН, а другие имеют определенный статус. Многие из этих стран стали независимыми совсем недавно, другие же - только борются за свое право быть суверенными.
Историкам хорошо известны даты основания молодых государств, а что касается первых стран на планете Земля, то их история окутана мраком тысячелетий, сокрыта под слоем древней пыли.
Точится множество споров по поводу самой методологии определения наиболее древних государств. Ведь у каждой нации есть свои мифы и легенды основания их государства. Например, легендарное основание одного из самых маленьких современных государств Сан-Марино относится к началу IV века. Согласно легенде, в 301 году член одной из первых христианских общин нашёл убежище на Апеннинах, на вершине горы Монте-Титано. Таким образом, формально Сан-Марино считается независимым государством с 3 сентября 301 года. Фактически же о какой-то независимости основанного поселения можно говорить только начиная с VI века, когда Италия распалась на множество зависимых и независимых территорий.
Согласно японским мифам Страна восходящего солнца была основана еще в 660 году до н. э., но первое государство на территории Японии - Ямато возникло в период Кофу, который датируется 250 - 538 гг.
Древняя Греция считается одной из наиболее древних цивилизаций, колыбелью философии, культуры, науки. Но по-настоящему независимой страной Греция стала только в 1821 году после того, как вышла из состава Османской империи.
Поэтому для того чтобы составить корректный рейтинг мы учли только те формы организации общества, которые соответствуют современным признакам государства: суверенитет, собственная территория, государственные символы, язык и так далее. К тому же учитывались только те государства, которые есть и на современной карте мира.
Итак, рейтинг наиболее древних государств составили 10 современных стран с трех континентов.

1. Элам, 3200 г. до н. э. (Иран)

Современное государство в юго-западной Азии - Исламская республика Иран было основано 1 апреля 1979 года в результате Исламской революции. Но история государственности в Иране - одна из древнейших в мире. На протяжении веков эта страна играла ключевую роль на Востоке. Первое государство на территории Ирана - Элам - возникло в 3200 году до н. э. Персидская империя при Дарии I простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. В средние века Персия была сильным и влиятельным государством.

2. Египет, 3000 г. до н. э.

Египет - древнейшее государство мира, об истории кото­рого сохранилось немало интересных сведений. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов роди­лись многие виды и формы искусства, которые впоследст­вии получили развитие в Азии и Европе. Они послужили основой и для античной эстетики - исходной точки всех искусств нашего времени.
Египет - крупнейшая страна Арабского Востока, один из центров его политической и культурной жизни, «туристическая Мекка» мира. Египет занимает уникальное географическое положение, располагаясь на стыке трех континентов - Африки, Азии и Европы и двух крупнейших мировых цивилизаций - христианской и исламской.
Египет, возник на территории, где некогда существовала одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, история которой исчисляется веками и тысячелетиями. В 3000 г. до н. э. фараон Минес объединил египетские земли и создал государство, которое египтологи сегодня называют Ранним царством.
Отголоски той эпохи - Великие египетские Пирамиды, загадочные Сфинксы и грандиозные Храмы фараонов.

3. Ванланг, 2897 г. до н. э. (Вьетнам)

Вьетнам - государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Название страны состоит из двух слов и переводится как «страна вьетов на Юге». Цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной. По преданию вьеты произошли от дракона и феи-птицы. Первое государство на территории Вьетнама, Ванланг, появилось в 2897 году до н. э. Некоторое время Вьетнам входил в состав Китая. Во второй половине XIX века Вьетнам попал в колониальную зависимость от Франции. Летом 1954 года Вьетнам стал независимым государством.

4. Шан-Инь, 1600 г. до н. э. (Китай)

Китай - государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).
Государство Шан-Инь, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры на территории современного Китая, является первым государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками.
В 221 году до н. э. император Цинь Шихуанди объединил все китайские земли и создал империю Цинь, территория которой соответствует современному Китаю.

5. Куш, 1070 г. до н. э. (Судан)

Современное государство Судан на северо-востоке Африки по площади равно всей Западной Европе, а его население составляет всего 29,5 млн человек. Страна расположена в среднем течении реки Нила на окружающих его равнинах, плато и прилегающем побережье Красного моря.
Куш (Мероитское царство)- древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана с 1070 по 350 год до н. э. Существование царство Куш находит свое подтверждении в остатках храмов, скульптурах богов и царей. Есть сведения, что уже в то время в Куше была развита письменность, астрономия и медицина.

6. Шри-Ланка, 377 г. до н. э.

Шри-Ланка («Благословенная земля») - государство в Южной Азии, на одноимённом острове у юго-восточного побережья Индостана. История Шри-Ланки начинается с периода Неолита, когда на Шри-Ланке были обнаружены первые поселения. Письменная история начинается с прибытия сюда Арийцев из Индии, которые распространили среди местного населения зачатки знаний по металлургии, мореплаванию, и письменности.
В 247 г. до н. э. на Шри-Ланку проник буддизм, который оказал решающее воздействие на формирование страны и ее государственного строя.
В 377 году до н.э. на острове возникло королевство со столицей в древнем городе Анурадхапура.

7. Чин, 300 г. до н. э. (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея)

Корея - географическая территория, включающая Корейский полуостров и прилегающие острова и объединенная общим культурно-историческим наследием. В прошлом единое государство. В 1945 году после поражения Японии во Второй мировой войне территория Кореи, являвшейся в то время японской колонией, была разграничена на две зоны военной ответственности: советскую - к северу от параллели 38° с. ш. и американскую - к югу от неё. Впоследствии, в 1948 году, на территории этих зон возникли два государства: Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере.
По легенде первое корейское государство было основано сыном женщины-медведицы и небожителя Тангуном в 2333 году до н. э. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом государства Ко Чосон. Большинство современных историков сходятся во мнении, что дата 2333 год до н. э. является сильно преувеличенной, поскольку не подтверждается никакими историческими документами кроме отдельных средневековых корейских хроник.
Считается, что на заре своего развития Древний Чосон был племенным союзом, состоявшим из отдельно управлявшихся городов-государств, а централизованным государством он стал в 300 году до н. э. Примерно в это же время на юге полуострова образовалось протогосударство Чин.

7. Иберия, 299 г. до н. э. (Грузия)

Современная Грузия считается молодым независимым государством. Но история становления грузинской государственности своими корнями уходит в древность. Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации.
Историки полагают, что первые государства на территории Грузии сформировались еще в III-II тыс. до н. э. Это были Колхидское царство, располагавшееся на восточном побережье Чёрного моря, и Иберия, современная восточная Грузия. В 299 году до н. э. ко власти в Иберии пришел Фарнаваз. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия достигла большого могущества и стала государством со значительными территориями. В IX веке на территории Грузии возникло новое объединенное государство, правителем которого стал царь из династии Багратиони.

8. Великая Армения, 190 г. до н. э. (Армения)

Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э., также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.). На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
Великую Армению, крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, созданное в 190 году до н.э. историки и называют первым государством на территории современной республики.

9. Ямато, 250 г. (Япония)

Япония - островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Согласно японской легенде в 660 году до н. э. Дзимму основал Страну восходящего Солнца и стал первым ее императорам.
Первые письменные упоминания о древней Японии, как едином государстве, содержатся в исторических хрониках 1 века н. э. китайской империи Хань. В своде 3 века китайской империи Вей упоминается 30 японских стран, среди которых самым мощным является Яматай. Сообщается, что её правительница Химико удерживала власть, используя «чары».
С 250 - 538 гг. , период Кофун, возникает государство Ямато. Предполагают, что Ямато была федерацией.
Период кофун называется так благодаря культуре курганов кофун, которая была распространена в Японии в течение пяти столетий. На фото изображен курган Дайсэнрё, могила императора Нинтоку, начало V века.

10. Великая Болгария, 632 г. (Болгария)

Болгария - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Первым государством болгар, о котором сохранились точные исторические сведения, была Великая Болгария, государство, объединявшее племена протоболгар и просуществовавшее в причерноморских и азовских степях в течение всего несколько десятилетий с 632 по 671 год. Столицей государства был город Фанагория, а его основателем и правителем был хан Кубрат. С этого началась история Болгарии как государства.

февраля 04, 2014

Старый свет

Недаром Европа именуется "старым светом". Континент с многовековой историей, расположенный в Северном полушарии между Африкой и Азией, свое название получил по имени финикийской царевны Европы – героини античной мифологии.

На территории современной Европы расположено 43 государства. Известно, что первые люди пришли сюда 35 тысяч лет назад из Индии и Африки. А самые старые страны европейского континента возникли в IV-VI веках до н. э. Многие из них исчезли или стали частью других государств. Например, древнейшее государство на острове Крит, которое появилось за 500 лет до основания древнегреческих поселений, погибло в результате извержения вулкана. Но есть страны, которые существуют вот уже много веков подряд.

Древнейшей из ныне существующих стран Европейского континента считается Светлейшая республика Сан-Марино. Расположена небольшая страна на территории Италии на востоке Апеннинского полуострова. Ее площадь составляет 61 кв. км. Не смотря на свои более чем скромные размеры, Сан-Марино имеет все атрибуты государственности: свой флаг, гимн, парламент, который осуществляет контроль за 9 округами-крепостями. Государство полностью оправдывает свой девиз - "Свобода! " На протяжении 17 веков своего существования и по сей день страна не вовлекается в политические противостояния и войны.

Сан-Марино

Днем основания свободной республики Сан-Марино считается 3 сентября 301 года, а государственная конституция датируется 8 октября 1600 года. Первое поселение основал каменотес Марино на горе Титано, где по сегодняшний день располагается одноименная столица Сан-Марино, носящая имя своего основателя.

Марино был одним из первых представителей христианства, который с единомышленниками бежал из родной Далмации от древнеримского правителя Диоклетиана, славившегося жестокостью по отношению к христианам. На плато горы Титано обосновалась христианская община во главе с Марино, которая и стала началом поселения.

Болгария по праву относится к категории старые страны и насчитывает 1332 года своей истории. Первые предки болгар переселились на территорию Причерноморья, Приазовья и Северного Кавказа в I-IIIвеках. Возникновение Старой Великой Болгарии датируется 632 годом. Государство основал хан Кубрат, который сумел освободить территории от власти аваров. До этого периода болгары не были объединены в одно государство, их земли переходили от одних могущественных воителей к другим.

При хане Кубрате Болгарское ханство стало крупной военно-политической силой. Но, через несколько десятков лет, страна распалась. В 681 году появилась Дунайская Болгария, которая расширила свои земли за счет соседних территорий в дельте Дуная и в Мезии.

К красивейшим городам Болгарии относится София, где располагаются древнейшие соборы и исторические архитектурные памятники. Постройка церкви Св. Софии относится к VI веку. Собор Александра Невского - крупнейший православный храм Балканского полуострова площадью 2600 кв. м.

Бавария - область на территории современной Германии сохраняет свое название без изменений с VII века. Эти земли в древние времена населяли кельты, нация которых позднее смешалась с римлянами и германцами.

Начало своей истории Бавария берет с римских поселений. Римляне основали ряд городов-крепостей: Регенсбург, Аугсбург, Пассау. Тогда здесь были герцогства, завоеванные в конце VIII века Карлом Великим. Баварские земли вошли в состав Франкской империи.

Музеи под открытым небом

Сегодня Бавария свободное, динамично развивающееся государство на территории Германии.

Европейские города по праву считаются музеями под открытым небом. Посещение мест древних поселений на территории Европы могут стать путешествием в древние государства с их многочисленными замками, соборами и крепостями.

6 самых древних государств мира


Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название. Отметим 6 государств, которые в той или иной степени сохранили связь с Древним миром. 1. Армения

Армению по праву можно назвать одной из самых древних государств мира, если не самой древней. История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Армянское присутствие в Малой Азии длится уже около 20 000 - 30 000 лет. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ. Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.

2. Иран

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии. Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.

3. Китай

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями. Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах. Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.


4. Греция

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию. Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.

5. Египет

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта. Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.

6. Япония

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем. Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения. Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.

Государство в обществах Древнего Востока. На Восто­ке сложилось несколько типов государственного устройства.

В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных сис­тем. Характерна неограниченная власть правителя и раз­ветвленный государственный аппарат, состоящий из чинов­ников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.

В военной монархии на первое место выступала соот­ветствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).

Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государ­ства была тесно связана с транзитной торговлей (государ­ства Восточного Средиземноморья - Тир, Сидон, Угарит).

Военно-административное государство отличалось от во­енной монархии тем, что во всех завоеванных странах уста­навливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, - Новоас­сирийского, Нововавилонского и Персидского царств.

Картина мира древних людей.

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со­ставляющих:

    самоощущение человека;

    представление им о пространстве, видение его;

    ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира - это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих его предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-

ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования - фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф - особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества - появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий - христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на его основе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

Первобытные культы доцивилизационного периода яв­ляются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскаль­ные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты

лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь тем­ные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изобража­лись группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был спо­собен влиять на происходящие процессы, его жизнь цели­ком зависела от окружающего мира. Он испытывал жест­кую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм - система верований, со­гласно которой отдельный род, племя вели свое происхож­дение от общего предка - какого-либо животного или расте­ния. Племя, род носили имя своего тотема, который пред­ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ­ность осознать причины и суть происходящих в нем явле­ний способствовали возникновению магии и гадания. Ма­гия была более активной формой выражения, предполагаю­щей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот­ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и достав­шимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире яв­лений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой сис­темы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал га­дать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Человек - представитель первобытной эпохи - во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотво­рялись. Так сложился анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.

Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающе­го человек переходит к производящему хозяйству. Появ­ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Ме­няется и картина мира. Она приобретает большую систем­ность и упорядоченность, ощущение времени, формирует­ся мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред­ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су­ществовал целый пантеон богов, каждый из которых яв­лялся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Сре­ди них постепенно выделяется один, обладающий выдаю­щимися способностями и качествами. В определенные мо­менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона бо­гов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общи­ны экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и голова­ми различных животных. Последнее можно считать не толь­ко отголоском предыдущих верований, но и просто спосо­бом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Усложняются представления о потустороннем существо­вании души, вследствие чего в сознании человека расшири­лось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви­тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяют­ся, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло­ гия постулировала принцип гармоничности и завершеннос­ти мира. Важное значение приобретает слово, которое пони­мается и как обозначение явления, и как знание, и как про­цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури­рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэто­му мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к син­тезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завер­шенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваи­вал пространство, теперь он стал осваивать время.

На смену мифологии приходят более сложные религиоз­ные учения. Так, в VI - V вв. до нашей эры в Индии зарож­дается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека не­изменно представляет страдание. Страдание является след­ствием нескончаемых и все возрастающих желаний челове­ка, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нир­ваны (просветления). Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Перерождения происходят вследствие постоянного по­тока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания - дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны - отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным. Простран­ство в буддизме еще более расширилось, охватив мир эле­ментарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконеч­ность.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника - это Кун-цзы, или Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю - «чжун», верность дол­гу - «и», сыновнюю почтительность - «сяо», великоду­шие - «куань» и ряд других положительных характерис­тик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» - «благород­ный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Необычным, весьма интересным явлением в истории че­ловечества является иудаизм. Появление этой религии свя­зывается с кардинальной перестройкой представлений че­ловека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между че­ловеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира стано­вились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структу­ру. Из ограниченного он становится бесконечным, в со­гласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относи­тельно аморфного и сферического - четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию - подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.

Следующим этапом в развитии человеческого мировоззре­ния стало христианство. Оно символизировало кризис ан­тичных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-

теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолют­ным властелином и творцом мира, в отличие от олимпий­ских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христи­анстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творе­ния, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способнос­тью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивиду­ума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.

Но меняется и сам мир. Время перестает быть циклич­ным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в буду­щем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдаю­щейся» песчинкой.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros - «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой - 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские - в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь - в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры яв­ляется создание своеобразной системы письменности - клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-

ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи - произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни - зиккураты - вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом - одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III - П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения - «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей - дорического и ионического. Доричес­кий стиль - строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

В мире насчитывается 256 стран. Есть страны, которые совсем еще молодые и недавно получившие свою независимость, и статус страны. Другие страны ведут свою историю уже не одну сотню лет, а некоторые государства, история которых особенно привлекательна и покрыта многовековыми тайнами, которые открываются нам только сейчас.

Самое древнее государство в мире считается Египет, которое возникло еще 3500 лет до н.э. Ни одно государство на сегодняшний день не может похвастаться такой разнообразной культурой и оставленным богатым наследием своим потомкам. Великолепные статуи, настенные росписи, пирамиды и дворцы поражают до сих пор своей красотой и могуществом, которыми восторгается весь мир. Культурное наследство Древнего Египта оказывало и оказывает до сих пор большое влияние на всю мировую цивилизацию. Ведь именно здесь был создан календарь, появилась первая бумага и чернила, мыло и дезодорант, был изобретен цемент, появилась первая косметика и обувь на каблуках. Многие модельеры и дизайнеры используют элементы древней египетской моды в своих современных коллекциях, а древние предметы искусства копируют художники и скульпторы для создания своих шедевров.

Древний Египет или как его называли сами египтяне Та-кемет, что означает «Черная земля» или Та-мери то есть «Земля мотыги», расположился на северо-востоке Африки вдоль реки Нил. Процветание древнеегипетской цивилизации было в основном умелая способность адаптации к природным условиям и правильной организации животного и сельского хозяйства. Ежегодные разливы реки Нила удобряли почву плодородным илом позволяли выращивать в избыточном количестве зерновые культуры, тем самым развивая и расширяя многие отрасли такие как животноводство и торговлю. Постепенно развивалось и горнодобывающее дело, приносящее государству медь, свинец, золото, полудрагоценные камни. Повышалась и развивалась строительная технология, которая позволила организовать и создать коллективное, масштабное строительство монументальных сооружений.


Организующей силой Древнего Египта был хорошо развитый административный аппарат, состоящий из фараонов, чиновников, писцов и жрецов, которые по изначально сложенной культовой традиции часто обожествлялись и издаваемые ими приказы и поручения выполнялись простым людом беспрекословно.

Правящим монархом страны на высшей ступени социальной иерархии стоял фараон.

Ему принадлежали все земли и ее ресурсы. Кроме того, он был главным военачальником и принимал все важнейшие государственные и судебные решения страны. Ниже фараона по социальной лестнице были чиновники и писцы.

В функцию чиновников входило управление государственной казной, осуществлялся контроль над областями страны, сбором налогов и выполнением судебных функций. Писцы помогали взымать налоги, писать законы, оценивали себестоимость земель, вели учет всему богатству фараона.

Жрецы управляли храмами и дворцами, помогали в организации культовых праздников и были преданными советниками фараона. Под этим правящим классом находились доминирующий класс: солдаты, ремесленники и крестьяне, составлявшие большую часть населения. Вся экономика страны строго контролировалась и велся письменный и подробный учет всему что происходило внутри страны.

Древние египтяне на протяжении почти четырех тысячелетий создали высокую, сложную и богатую культуру, которая оказала огромное воздействие на все культурное развитие других стран. Созданные египтянами культурные ценности вошли в сокровищницу мировой культуры и до сих пор изучаются, открывая миру все новые и новые подробности и тайны древней цивилизации Египта.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...