Гибралтарский пролив - "последняя точка земли". Гибралтарский пролив, гибралтар, испания

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Гибралтарский пролив или Гибралтар - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел - 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.

Международный статус пролива

До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.

В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.

Грузоперевозки через пролив

Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.

Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.

Связь Европы и Африки

С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.

О Гибралтарском проливе знали еще самые древние мореплаватели, но тогда его считали самым настоящим географическим концом земли и символической границей между миром людей и неизведанным миром. Некоторые полагали, что, если здесь споткнуться, то можно свалиться с Земли, упав за ее край.
Этот породивший множество мифов пролив разъединяет Европу и Африку и соединяет с . Он находится со стороны Европы у южной оконечности Пиренейского полуострова, а со стороны Африки - у ее северо-западных берегов. В самом узком месте пролив достигает всего 14 км, так что берега двух континентов можно видеть одновременно.
Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались «последними точками материка», и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами. Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских «столпов». По имени своего бога - покровителя мореплавания - финикийцы обозначали это место «Столпы Мелькарта». Греки его же называли «Столпами Геракла» и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы «Столпами Геркулеса». Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах - отсюда и слово «столпы». Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

История

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670-720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя - «Гора Тарика», что по-арабски звучало как «Джебель-ат-Тарик». Со временем это название упростилось до варианта «Джибралтар», от которого перешло к привычному нам «Гибралтар». Теперь так называют пролив, гору и город.
Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово «тариф».
В 1469 г брак Изабеллы I Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда II Арагонского (1452-1516 гг.) положил начало последующему объединению испанских провинций в единое государство, арабы постепенно были вытеснены с Пиренеев, а оставшееся мусульманское население подверглось насильственной христианизации. Тогда королева Изабелла и даровала городу Гибралтару, который вырос вокруг крепости, герб с символическим изображением золотого ключа, завещав своим потомкам удерживать Гибралтар любой ценой. Карл V (1500-1558 гг.) исполнил завещание Изабеллы и действительно превратил Гибралтарскую крепость в неприступный бастион, что и позволило испанцам удерживать ее вплоть до начала XVIII в. Предполагают, что с того времени во многих языках осталась поговорка «Неприступный, как скала», в которой под «скалой» подразумевают именно эту крепость.
Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: «Хибер», т е. Иберия (будущая Испания) и «алтар», означающий «жертвенник», «альтарь». В этом варианте значение названия приобретает иную символику: «Иберийский (т е. испанский) жертвенник».
Но в 1704 г крепость захватывают англичане - в ходе войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). По подписанному в 1713 г Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769-1821 гг.) франко-испанским флотом.
О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа «Трафальгарской».
Из-за этого многовекового территориального спора отношения Англии и Испании не раз осложнялись и даже прерывались. В 1985 г вступило соглашение о равенстве прав гибралтарцев в Испании и испанцев в Гибралтаре и тогда же была открыта граница между этими государствами.
У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874-1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность «офицера, отвечающего за обезьян».
Именно с воздушной базы Гибралтара 8 ноября 1942 г началась операция англо-американских войск по высадке на побережье Северной Африки под названием «Торч», т е. «Факел». Правда, гитлеровцам удалось сдержать этот напор.
Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.
Столица скалы-государства - город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют «спэнглиш». Гибралтар офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.
На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны - это, безусловно . У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912-1956 гг управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население «зоны» начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.
В итоге в 1956 г марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране - в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.
За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад - закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю «ожить». Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общая информация

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито - андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар: англичане - 27%, испанцы - 24%, генуэзцы и другие итальянцы - около 20%, португальцы - 10%, мальтийцы - 8%, евреи - 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты - индийцы, пакистанцы) - 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания: преимущественно испанцы; Марокко: марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).
Религии: Гибралтар: католицизм - 70%, ислам - 8%, англиканство - 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) - 11%; Испания: преимущественно католицизм; Марокко: ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

Цифры

Длина: 65 км.

Ширина: 14-44 км.

Глубина на фарватере: до 338 м.

Наибольшая глубина: 1181 м.

Среднее количество поступающей атлантической воды: 55 198 км 3 в год.

Средняя температура атлантической воды: +17°С.
Средняя соленость атлантической воды: более 36%.
Среднее количество уходящей средиземноморской воды: 51 886 км 3 в год.

Средняя температура средиземноморской воды: +13,5°С.

Средняя соленость средиземноморской воды: около 3%.

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Экономика

Промышленность: военно-морская верфь, судостроение и судоремонт.

Электроэнергетика.

Сфера услуг: туризм, перевозки (судоходство), торговля.

Климат и погода

Средняя температура января: + 13°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

Достопримечательности

■ Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания); искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней же; пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.). католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.); музей Гибралтара;
■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель «Континенталь».
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

Любопытные факты

■ Под одной из версий, Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую «S»-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной - U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.

■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное - на восток, а глубинное - на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи. которая в 2010 г переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.

■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него - и тогда подобный мост стал бы самым длинным 15 км) и самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.
■ По преданию, бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия».

Гибралтар, владение Великобритании на южной оконечности Пиренейского полуострова. Известен со стародавних времён, как один из двух «Геркулесовых столпов» По легенде Геркулес, когда направлялся совершать один из знаменитых подвигов «Кража коров Гериона», путь ему преградили горы Атлас. Тогда герой пробил их и раздвинул в стороны, чтоб освободить путь в Атлантический океан.

Карту можно увеличивать или уменьшать

Гибралтар. Карта со спутника

Учёные подтверждают, что легенда имеет обоснование и вероятно символизирует тектонический процесс, проломивший заслон, после чего воды океана хлынули в более низкое Средиземное море, затопив часть прибрежных земель. Только с датировками затрудняются, полагая что начался процесс соединения с Атлантикой около 5 миллионов лет назад. Конкретнее пока не известно – ведутся дополнительные исследования.

Местность здесь легендарная, поэтому и продолжаются легенды. В частности, одна из новейших связана с обезьянами маготами, что ещё называются магрибскими макаками. По местному поверью, пока живы маготы, Гибралтар будет британским. Обезьянки находятся под защитой ВМФ Великобритании. Известен ироничный ответ англичан, символизирующий, тем не менее решимость сохранять Гибралтар за собой: «Мы будем защищать обезьян, до последнего англичанина»

Ныне Гибралтар известен как военная база Великобритании и порт с отличными доками, в который ежедневно заходят до 200 кораблей. Ещё Гибралтар знаменит как оффшорная зона и, кроме ремонта получает немалый доход с реэкспорта нефтепродуктов.
_________________________________________________________________________
Государственный язык Гибралтара – английский, но местные говорят на его испанизированном варианте янито, который впитал в себя множество слов ещё из итальянского, мальтийского, арабского и иврита. И до последнего времени в ресторанах и на кухнях звучало традиционное «передай солонку». Однако ныне всё больше в моде меню бессолевая диета. Люди, перешедшие на неё, вдруг очень быстро избавляются от десятка-полутора лишних килограммов. Дело в том, что соль связывает воду, которую потом накапливают жировые клетки, образуя трясущийся студнеобразный жирок, характерный для многих.


Малага - относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест - и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку - мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.


Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар - заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар - это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль - для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал - зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос - промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко. Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж - едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) - и мы на берегу Гибралтарского пролива.

Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.

1. На улице вода стеной - хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.

2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих - что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.

3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.

4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.

5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег - это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная - вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. :)

6. Что ж - сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь - и вперед вдоль берега! :)

7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. :)

8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача - я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. :) Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил - причем в этот раз окончательно и бесповоротно. :)

9. Кабака в этот раз поблизости не было - я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. :)

10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем - и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк - страж этих мест.

11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней - вот такая картина: кругом вода - сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.

12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка:)

13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные - вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле - оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.

14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем - и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих - и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута - расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.

Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду - и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической - не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос - в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. :)

16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось - голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! :)

17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно - район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.

20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь - всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!

23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой - паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.

24. Между Европой и Африкой - фото на память.

26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами - они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.

28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.

29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко - добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. :)

30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.

34. А нам пора назад, в Альхесирос - по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! :)

35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.

36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!

38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...