Мегалиты: менгиры, дольмены, кромлехи. Мегалитические постройки бронзового века (менгиры, алиньеманы, дольмены, кромлехи) Мегалиты, вызывающие множество вопросов

У древних все, что было живым, в том числе и камень, имело священное содержание как носитель жизни, и в этом они, с точки зрения философской, были более «продвинутыми», чем мы.

Луи Шарпантье.

В эпоху позднего палеолита зарождается архитектура, что приводит к новому эстетическому осмыслению строительной деятельности. Постройкам придается образное содержание.

А после того как в бронзовом веке появляются металлические орудия труда, которые позволяют обрабатывать каменные глыбы, широкое распространение получают мегалитические сооружения: дольмены, менгиры и кромлехи. Это древнейшие памятники, окутанные мистическим ореолом и разбросанные по всей планете.

Мегалиты, вызывающие множество вопросов

Сооружения, при помощи которых люди обозначали важные для них места, возводились до самого Средневековья. Наши предки владели информацией, недоступной для большинства непосвященных, и часто строили каменные объекты в геопатогенных зонах.

По поводу происхождения артефактов много веков спорят археологи, выдвигающие самые разные версии. А обыватели уверены в том, что их возвели не люди, а инопланетные существа или ранее жившие на земле великаны.

Считается, что эпоха, когда появились мегалиты, предшествовала древним цивилизациям, оставившим сотни загадок потомкам. Многочисленные дольмены Кавказа и знаменитый Стоунхендж построены умелыми руками людей, обладающих к тому времени огромным опытом в создании подобного рода артефактов.

Что представляет собой кромлех

Интерес к мегалитической архитектуре не затихает и по сей день. Считается, что кромлехи - это самый сложный тип сооружений, которые представляют собой несколько поставленных вертикально продолговатых или бесформенных камней, образующих окружность. Иногда внутри конструкции находится какой-то другой объект.

В бретонском языке слово cromlech переводится как "круг из камней". Форма мегалитов чаще всего овальная или круглая, но существуют и прямоугольные сооружения, и конструкции, напоминающие лепестки цветов.

Несколько версий ученых

По поводу назначения кромлехов идут ожесточенные споры, и пока ясно одно: каменные глыбы окружают то место, которое люди считали важным. И именно ради него они строили памятники.

Ученые выдвигают несколько версий. Одни считают, что артефакт представляет собой каменный храм под открытым небом. Первобытные люди таким образом ритуально ограждали священное пространство.

Другие выдвигают теорию, согласно которой сооружения использовались как обсерватории, где наблюдали за светилами и фиксировали их положения.

Третьи уверяют, что кромлехи - это средство, помогающее предотвратить разрушение искусственных холмов, и люди специально обкладывали камнями высокие курганы.

А в некоторых артефактах проявляются сразу несколько названных функций.

Своеобразные танцплощадки

Существует еще одна версия, к которой склоняются многие исследователи. По их мнению, кромлехи - это своеобразные "танцевальные залы", где люди приобщались к ритмам Вселенной. Танец, который является религиозным средством связи, устанавливающейся между человеком и природой, в геопатогенных зонах открывал новые горизонты, наполняя тело энергией Земли.

Поэтому ученые и предполагают, что круговые кромлехи играли роль танцплощадок, а вот прямоугольные выполняли все другие функции.

Самый знаменитый кромлех мира

Самым известным мегалитом на нашей планете, собирающим более одного миллиона туристов в год, считается Stonehenge, находящийся в Великобритании, недалеко от города Солсбери.

Вокруг древнейшей постройки ходит множество слухов, и многие считают, что к возведению достопримечательности, охраняемой ЮНЕСКО, причастны внеземные цивилизации. Сейчас ученые уверены, что это древнейшая обсерватория в мире, появившаяся примерно в 2300 году до нашей эры.

Мистический монумент Великобритании

Кромлех Стоунхендж, являющийся самым знаменитым мегалитом, - это храм, связанный с культом Солнца, который, скорее всего, возвели древние племена, проживавшие в Британии.

Каменное сооружение на юге страны изначально представляло собой окруженный глубоким рвом кольцеобразный вал, вдоль внутренней стороны которого археологи обнаружили более пятидесяти лунок.

Позднее из мощных камней сине-серого оттенка были воздвигнуты два круга, а в сердце кольца установлена многотонная глыба, получившая название "алтарь". Через несколько десятков лет голубоватые плиты кромлеха Стоунхендж заменили на песчаные монолиты.

21 июня мистический монумент собирает невероятное количество туристов и паломников, спешащих сюда, чтобы отметить фестиваль летнего солнцестояния. Когда светило поднимается над исполинским кольцом, разношерстная публика танцует и благодарит Солнце на разных языках.

Артефакты Северного Кавказа

Тем, кто хочет приобщиться к памятникам мегалитической культуры, не обязательно ехать в Англию, чтобы взглянуть своими глазами на древний Стоунхендж. Не менее любопытные артефакты находятся буквально у нас под боком - на причерноморском побережье Кавказа.

В районе Туапсе, Геленджика, Сочи разбросаны гранитные сооружения, напоминающие домики с круглым лазом. Причем отверстие настолько узкое, что в него не забраться взрослому человеку. Частенько рядом с постройками находят своеобразные пробки, точно подходящие к лазу.

Такие разные мегалиты

Дольмены Кавказа бывают монолитные и составные, состоящие из нескольких каменных плит. Ученые считают, что построены они примерно десять тысяч лет до нашей эры. Сооружения ориентированы по сторонам света, и каждое место постройки выбрано неслучайно.

Черноморское побережье Краснодарского края признано самым большим скоплением мегалитов на земле, хранящих в себе древнее знание.

Рядом с поселком Красная Поляна, в ущелье Ачишхо, высятся десять дольменов. А порядка 20 находятся глубоко под землей.

В Лазаревском районе Сочи славится удивительным корытообразным дольменом, который создан для того, чтобы указывать на точку восхода Солнца в дни равноденствий. Причем по форме он очень напоминает пирамиду, у которой срезали вершину.

Монолитный ставший популярным туристическим объектом, отлично сохранился. Расположенный в он являлся погребальным и культовым сооружением. Камера окутанного легендами монумента высечена через небольшой лаз в скале.

Кроме того, в Краснодарском крае были найдены около 500 каменных исполинов со следами обработки. Лежащие на земле плиты с углублениями в форме чаши или отверстиями вряд ли можно назвать астрономическими инструментами, и ученые до сих пор ломают голову над тем, для чего строились кромлехи.

Запорожские мегалиты

Археологи уверяют, что колыбелью множества древнейших цивилизаций является территория междуречья Днепра и Волги - прародина индоевропейских народов. Здесь сохранилось невероятное количество археологических памятников, начиная от скифских курганов и заканчивая сакральными стелами и кромлехами.

В Приднепровье археологи изучают языческие сооружения - очень сложные конструкции, отдаленно напоминающие Стоунхендж. В Запорожской области, на располагаются несколько десятков артефактов. Ученые обнаружили культовый комплекс, состоящий из 12 кромлехов, в котором найдены останки святилища. Оказывается, что несколько тысячелетий назад на этом месте находился единый сакральный комплекс исполинских размеров - древнейшее строение на планете. После реставрации оно доступно всем гостям острова, посещающих историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь".

Удивительно, но археологи уверяют, что известный кромлех, расположенный в селе Никольское-на-Днепре, построен в те времена, когда создатели английского Стоунхенджа еще не появились на свет.

Имеющее овальную форму сооружение, скорее всего, являлось местом обитания духа предков и источником мощной силы. Интересная конструкция, получившая название "Храм семи врат", представляла собой священное место язычников, общавшихся здесь с мертвыми и приносивших им жертвоприношения.

Открытия не за горами?

Возможно, в скором времени археологи откроют новые следы исчезнувших с лица земли цивилизаций, и люди узнают много интересного о прошедших эпохах. Будущие великие открытия помогут точно узнать технологию строительства уникальных сооружений, вес которых превышает десять тонн. Да и как люди, жившие во времена, когда не было машин и хороших дорог, транспортировали каменные блоки? И самые известные мегалиты, построенные как астрономические обсерватории, никак не вяжутся с образом первобытного человека, живущего в пещере и охотящегося на мамонта.

Пока мы задаем множество вопросов, на которые, к сожалению, нет ответов.

Мегалитические сооружения появились и широко распространились в эпоху бронзы. К мегалитам можно отнести такие сооружения:

  • менгиры;
  • дольмены;
  • алиньеманы;
  • кромлехи;
  • крытые проходы;
  • и другие постройки из крупных каменных глыб и плит.

Мегалитические сооружения можно встретить в любом уголке земного шара: на Кавказе, в Крыму, в Западной и Северной Европе (Англия, Франция, Дания, Голландия), в Индии, Иране, на Балканском полуострове, в Северной Африке и других странах.

Рисунок 1. Мегалитические сооружения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

История появления мегалитических сооружений и виды

Появление различных видов мегалитических сооружений зачастую связывают с культами почитания предков, солнца или огня, тотема. Масштабная работа по обработке и перемещению каменных глыб производилась при помощи огромного количества людей при первобытной общине организации труда. Самыми распространенными памятниками такого типа являются дольмены.

Определение 1

Дольмены – это погребальные сооружения, которые состоят из нескольких плит, расположенных вертикально, и накрытых горизонтальной плитой.

В весе плиты достигали нескольких десятков тонн. Изначально дольмены достигали в длину двух метров, высота их не превышала 150 сантиметров. Однако со временем им размер их становился больше, подход к ним был устроен в виде каменной галереи. Протяженность таких галерей могла достигать 20 метров. Другим видом мегалитических сооружений являются менгиры.

Определение 2

Менгиры – это вертикально установленные каменные столбы, которые имеют округлое сечение, высоту до 20 метров, вес порядка 300 тонн.

Менгиры находятся вблизи дольменов, поэтому существует предположение, что связывают их погребальные обряды. Менгиры часто можно встретить в виде небольших групп, которые расположены параллельными рядами. Бывает, что протяженность таких рядов достигает 30 километров.

В качестве примера можно привести Карнак в Бретани, где количество менгиров достигает 3000. Считается, что каждый менгир – это памятник усопшему человеку.

Замечание 1

Менгиры возникли не из-за жизненной необходимости, когда человеку нужно было строить жилище или склады. В создание менгиров была заложена идея, которая не связана с борьбой за существование. Но, несмотря на это, были приложены немалые усилия для того, чтобы добыть, доставить и водрузить эти глыбы, которые достигали внушительных размеров и немалого веса.

Факт столь стремительного распространения данного вида мегалитических сооружений указывает на то, что менгиры были неким выражением идей, которые были одинаковыми для людей той эпохи, независимо от них фактического местонахождения.

Эти камни не случайно имели огромные размеры и вес. Если учитывать их историческую взаимосвязь с последующими сооружениями, которые обладали архитектурными чертами, то менгир – это надгробный монумент или памятник, что подобен по своей мемориальной колонне, а вот дольмен – это склеп, гробница или саркофаг. Кромлех в Стоунхендже – это уже, своего рода, храм, пусть и весьма примитивный.

Определение 3

Кромлехи – это крупные группы менгиров, которые располагаются замкнутыми кругами. Иногда круги состоят из нескольких рядов вертикально расположенных камней.

В качестве примера сложного мегалитического сооружения можно привести Стоунхендж. Это круг диаметром 30 метров, который состоит из вертикально поставленных камней. Сверху они перекрыты горизонтальными плитами. В средине сооружения размещены два кольца невысоких камней, а между ними располагается третье кольцо из попарно составленных высоких глыб. В центре расположен одиночный камень, который предположительно считается алтарем. Стоунхендж – это известное мегалитическое сооружение, в котором уже имеются такие архитектурные элементы, как центр, ритм, симметрия.

В этом типе можно увидеть сооружение, в котором техническая задача отыскала не только определенный вид решения, но и получила эстетическое воплощение, что свидетельствует об овладении архитектором чувством ритма, пространства, формы, масштаба и пропорций. Другие мегалиты такими качествами не обладают, поскольку по всем вышеуказанным признаками все они ближе к аморфным природным созданиям, нежели к произведению человеческих рук.

Несмотря на это, кромлех, что расположен в Стоунхендже, также нельзя назвать архитектурным сооружением. Он излишне массивен, по отношению к горизонталям, его вертикали слишком тяжелые. Техничность облика в данном случае преобладает над его художественной композицией. Точно так же, как и во всех других сооружениях, что предшествовали формированию кромлеха:

  • землянки;
  • полуземлянки;
  • шалаши;
  • наземные глинобитные сооружения, что имели утилитарное назначение.

Художественная форма возникла лишь тогда, когда утилитарная форма достигла совершенства. Так же была на завершительном этапе бронзового периода, когда активно возникают ремесла и художественная промышленность.

Огромное количество мегалитических сооружений собрано на Кавказе. Тут широкое распространение получили каменные аллеи, которые в Армении получили название каменное войско. Также встречаются каменные изображения рыб, что были олицетворением божества плодородия.

Волшебная архитектура мегалитических сооружений

Истоки архитектуры свое начало берут еще со времен позднего неолита. Тогда камень уже использовался для создания монументальных сооружений. Все мегалиты древности можно разделить на две большие группы:

  • Древние архитектурные сооружения доисторических обществ: кромлехи, менгиры, дольмена, храмы Мальты. Для постройки таких сооружений использовались практически необработанные камни. Культуры, которые применяли такие сооружения, называются мегалитические. К данной культуре также можно отнести лабиринты из небольших камней, а также отдельные каменные глыбы с петроглифами. Также к мегалитической архитектуре можно отнести дольмены корейской знати и гробницы японских императоров.
  • Мегалитические сооружения более развитой архитектуры. Это сооружения из крупных каменных глыб, которые имеют правильную геометрическую форму. Подобная мегалитическая архитектура характерна для ранних держав, которые не строились в поздние времена. Сюда можно отнести памятники Средиземноморья: мегалитические сооружения микенской цивилизации, пирамиды в Египте, храмовая гора, что расположена в Иерусалиме.

Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Гёбекли-Тепе, Турция. Комплекс, что расположена на Армянском нагорье. Данное мегалитическое сооружение считается самым древним в мире. По историческим данным, оно было сформировано в X–IX тысячелетием до нашей эры. Люди в то время занимались собирательством и охотой. Форма этого мегалитического храма напоминает окружности, которых насчитывается более 20 штук. По словам специалистов, этот архитектурный комплекс намеренно был засыпан песком. Его высота достигала 15 метров, а диаметр – 300 метров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция. Многие мегалитические сооружения были представлены в виде церемониальных центров, в которых проводились культу по захоронению мертвых. Сюда можно отнести комплекс мегалитов в Карнаке (Бретань), что расположен во Франции. Он насчитывает около 3000 камней. Мегалиты достигали высоты 4 метров, они были расставлены в виде аллеи, ряды шли параллельно друг другу. Этот архитектурный комплекс можно датировать V–IV тысячелетием до нашей эры. Ходили легенды, что Мерлин приказал, чтобы шеренги римских легионеров окаменели.

Рисунок 8. Мегалиты в Карнаке (Бретань), Франция. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Обсерватория Набты, Нубия , что расположена в Сахаре. Некоторые мегалитические сооружения использовались ранее для определения астрономических событий (равноденствие и солнцестояние). В то время в нубийской пустыне в районе Набта-Плайя было найдено мегалитическое сооружение, которое использовалось для астрономических целей. Благодаря специальному расположению мегалитов можно было определить день летнего солнцестояния. Археологи полагают, что люди тогда жили сезонно, только лишь, когда была вода в озере. Именно поэтому они нуждались в календаре.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери . Стоунхендж – это мегалитическое сооружение, которое представлено в виде 82 колонн, 30 каменных блоков и пяти огромных трилитов. Вес колонн достигает 5 тонн, каменные блоки – 25 тонн, а огромные камни имеют вес 50 тонн. Сложенные блоки формируют арки, которые ранее указывали на стороны света. По мнению ученых, это сооружение было возведено в 3100 году до нашей эры. Древний монолит был не только лунным и солнечным календарем, но и был точной копией солнечной системы в поперечном разрезе.

Рисунок 9. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сравнивая математические параметры геометрических фигур кромлеха, удалось установить, что все они отражают параметры различных планет солнечной системы, а также моделируют орбиты их вращения. Удивительно то, что Стоунхендж – это отображение 12 планет солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно считают, что существует еще две планеты за внешней орбитой Плутона, а пояс астероидов – это останки ранее существовавшей 12-ой планеты. Как же об этом могли знать древние строители кромлеха?

Существует еще одна интересная версия о предназначении Стоунхенджа. Во время раскопки тропы, по которой производились ритуальные процессии, в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что кромлех был выстроен вдоль рельефа ледникового периода. Это место было особенным: природный ландшафт был расположен вдоль оси солнцестояния, соединяя небо и землю.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова . Изначально это сооружение имело 60 элементов, но на сегодняшний день сохранились лишь 27 скал. Место, где расположен кромлех, ритуальное. Она «нашпигована» различными курганами и захоронениями. Все памятники тут объединены в единый архитектурный комплекс, который сохранен ЮНЕСКО. На сегодняшний день на островах проводятся археологические раскопки.

Храмы Джгантия в Шаре . Он расположен в центральной части острова Гозо и является одной из важнейших мировых достопримечательностей. Мегалитическое сооружение представлено в виде двух отдельных храмов, каждый из которых имеет вогнутый фасад. Перед входом расположена платформа из каменных блоков. Самый древний храм архитектурного комплекса состоит из нескольких полукруглых комнат, что расположены в форме трилистника.

Рисунок 10. Храмы Джгантия в Шаре. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Ученые полагают, что такая троичность – это символ прошлого, настоящего и будущего. По версии историков, храмовый комплекс – это святилище для поклонников богини плодородия. Однако существует версия, что храм Джгантия – это гробница, ведь население мегалитической эпохи соблюдали традиции. Они почитали предков и возводили гробницы, а уже позже эти места становились святилищами, на которых поклонялись богам.

Страной мегалитов можно назвать Бретань. Именно из слов бретонского языка, в конце XVII в., и были составлены названия основных типов мегалитических построек (дольмен: daol - стол, men - камень; менгир: men - камень, hir - длинный; кромлех: кromm - закругленный, lec"h - место). Культовые камни в мифологии северо-запада // www.perpettum.narod.ru/essari.htm В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5000 до н.э. и завершилась около 2500 до н.э. Строители мегалитов не являлись автохтонным населением Арморики. Они пришли с берегов Средиземноморья, постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья.

Дольмены

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Речь идет о следах захоронений, в основном коллективных, небольших или колоссальных, первоначально покрытых камнями (каирны) или землей (курганы), и, несомненно, снабженных дополнительными конструкциями из дерева. Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

Вариации дольменов очень многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние, были большого размера, но погребальные камеры в них были сокращены; это позволяет предположить, что они были предназначены для некоторых, наиболее значительных деятелей племени. Со временем, объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли, и они стали настоящими коллективными могилами. В местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussйe-Tirancourt), в Парижском Бассейне, во время исследования подобного захоронения, археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке, захоронения снова становятся индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем говорят найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Менгиры

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры находятся в Бретани:

Менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.

Менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.

Менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м. Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1975. С. 63

Существуют, также, менгиры, выстроенные в линию, иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3000 менгиров. Он, безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире.

Предназначение менгиров, которые не являются надгробными памятниками, остается загадкой. Из-за отсутствия инструкции по употреблению, оставленной строителями для будущих поколений, археологи осторожно манипулируют несколькими гипотезами. Эти гипотезы, не исключающие друг друга, варьируются в каждом конкретном случае и зависят от самых разных факторов: менгиры изолированные или нет; ряды камней составлены из одного ряда или нескольких, более или менее параллельных; менгиры ориентированные читаемым способом, и т.д. Некоторые могли отмечать территорию, указывать на могилы, или относится к культу вод.

Но гипотеза наиболее часто высказываемая, относится к нескольким большим, сориентированным между востоком и западом рядам камней. Есть предположение, что это атрибуты cолярно-лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями, и собиравшие возле себя, большие скопления людей, например во время зимнего и летнего cолнцестояний. «Направление некоторых блоков согласно привилегированным направлениям, поддается анализу, - подчеркивает Мишель Ле Гоффи, бретонский археолог, - и когда случаи повторяются, иногда по четко отслеживаемой системе, с полным правом можно думать, что это не случайно. Это почти точно во многих случаях, как в Сен-Жюст и в Карнаке. Но сомнения будут существовать всегда, из-за отсутствия прямых доказательств. Археологические находки среди рядов камней - действительно очень туманны, было найдено немного глиняной посуды и обработанных кремней, но остатки ритуальных костров, датирующихся тем же временем, что и возведение мегалитов, позволяют думать, что они находились вне зоны проживания». Культовые камни в мифологии северо-запада // www.perpettum.narod.ru/essari.htm

Кромлехи

В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник. На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" (в форме двух соприкасающихся кругов).

Кем были строители мегалитов? Их нельзя назвать, но можно с большей или меньшей степенью точности, обрисовать их образ жизни.

В период регионального неолита (4500-2500 до н.э.), произошло радикальное изменение в способе жизни людей. Освоив азы сельского хозяйства и разведение скота, они переходят в этот период к "производительной" стадии (сельское хозяйство - разведение скота). Это изменение приводят людей к оседлому образу жизни и к развитию таких технологий как гончарное дело, ткачество, обработка камня.

Для чего эти народы воздвигали камни? Опыт показывает, что в каждой эпохе люди находили им какое-либо применение, в зависимости от временного контекста и личной фантазии. Люди эпохи бронзы устраивали могилы в дольменах и в рядах менгиров. Галлы, галло-римское население и крестьяне Средних веков, были, вероятно, восхищены возможностью использовать такие красивые камни, в укреплении или строительстве домов. Даже христианство, стремящееся к искоренению языческих культов, сделало это не самым радикальным способом, состоявшим в разрушении мегалитов, вместо этого многочисленные камни были "христианизированы", путем переделывания их в кресты, как в менгир Сен-Узе в Племёр-Боду (Pleumeur-Bodou), департамент Кот-д`Армор. Ну а американские "Джи-Ай" в 1945 собирались использовать ряды карнакских камней как противотанковую защиту от немцев.

Менгиры Дольмены Кромлехи - от самих слов веет чем-то каменным и очень старым. Провожая нас в бретонский городок Локмариакер, друзья напутствовали:

Городок, конечно, маленький, но скучать вам не придется - вокруг одни дольмены и менгиры. Будет чем заняться.

Действительно, буквально на каждом шагу, стоило только выйти из города (а он заканчивался, не успев начаться), мы обнаруживали огромные камни: некоторые стояли, как столбы, другие громоздились один на другом, как гигантские столы, а из третьих были сложены целые галереи. Об этих камнях на протяжении веков, если не тысячелетий, слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда, под видом ничем не подтверждаемых якобы научных гипотез.

Менгиры Дольмены Кромлехи - послания?

Долгое время считайтесь, что все эти сооружения (они встречаются в Западной Европе, а также кое-где на Кавказе) возвели кельты - суровый и воинственный народ. Камни эти, мол, служили храмами под открытым небом, и друиды, жрецы кельтов, совершали возле них кровавые жертвоприношения.

Что ж, многие и до сих пор так считают, хотя доказано, что загадочные камни стоят на земле уже более трех тысяч лет, а некоторые еще постарше - археологи называют дату 4800 лет до нашей эры. А множество племен, которых мы называем кельтами, появилось гораздо позже - в середине первого тысячелетия до нашей эры. К тому же, если говорить о тех гигантских камнях, которые находятся на территории Великобритании и Франции, то их, скорее всего, действительно использовали друиды, пришедшие на смену неизвестным нам более древним жрецам; ведь эти сооружения строились как языческие капища, а свято место пусто не бывает, и каждая новая религия использует его по-своему. Только вот ведь незадача: на Кавказе, например, друидов и в помине не было, откуда же там взялись такие камни? Впрочем, в фантастических и ненаучно-популярных книжках можно встретить самые неожиданные объяснения всему. Например, что друиды - это засланные к нам инопланетяне или чудом выжившие жители Атлантиды. Если так, то все возможно...

Но настоящие ученые мужественно признаются в собственном неведении: мы не знаем, говорят они, как назывались народы, построившие эти сооружения, не знаем. для чего и как эти постройки использовались. Мы только можем установить их возраст и предположить, что они как-то связаны с культовыми действами. Это не так интересно, как гипотезы романтиков-псевдоученых. но. по крайней мере, честно.

На самом деле никто даже толком не знает, как правильно назвать эти памятники глубокой старины. Стоячие камни принято называть менгирами. Те, которые похожи на столы, - дольменами. Камни, расположенные по кругу, как английский Стоунхендж, кромлехами. В любом путеводителе написано, что эти слова - бретонские, первое означает "длинный камень", второе "стол-камень", а третье "закругленное место". Это так и не так. Да, слово "менгир" пришло во французский язык. а вслед за ним и во все другие из бретонского. Но в бретонском языке такого слова нет, а стоячий камень обозначают совсем другим словом "пельван" - "столбкамень". Как же так получилось? Дело вот в чем: когда ученые, да и просто любители древностей, впервые заинтересовались этими диковинными сооружениями (а было это еще в начале XIX века). они решили выспросить у местного населения, как эти странные штуки называются. Местное население по-французски в те времена изъяснялось с трудом.

Так что с самого начала пошли сплошные недоразумения и недопонимания между носителями местной традиции и исследователями.

Дальше - больше. Те "новые легенды", которые создавали в своих произведениях писатели-романтики - про друидов и певцов-бардов, черпавших свое вдохновение в тени менгиров, ничего не имеют общего с теми преданиями, которые из уст в уста передавали бретонские крестьяне. Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные. Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда в Бретань пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были умными людьми и понимали, что раз местные жители привыкли поклоняться камням-идолам на протяжении не одной тысячи лет, глупо, а то и опасно пытаться в одночасье убедить их в том, что это - грех. И вместо того, чтобы бороться с языческими камнями, священники решили их "приручить", как когда-то уже не раз делали жрецы других религий. Стали же священными источники, почитавшиеся волшебными еще в древности. Чаще всего достаточно было высечь на вершине менгира крест. Иногда даже и этого не делали: просто какая-нибудь старинная церемония с шествием к камню превращалась в крестный ход. И волки сыты, и овцы целы. А что народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды - так это естественно.

Особым почитанием всегда была окружена аллея из дольменов, которая находится в Верхней , неподалеку от местечка Эссе называемая "камни фей". Говорят, что для того, чтобы ее построить, знаменитый Мерлин силой своего волшебства перенес тяжелые камни издалека. Что интересно, археологи с удивлением подтверждают: многотонные плиты, из которых сложена аллея, действительно проделали многокилометровый путь, прежде чем их установили около Эссе. Только вот как это делали? И кому, а главное, зачем это понадобилось?

По другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая из них должна была за один раз принести три огромных камня для постройки - по одному в каждой руке и один на голове. И горе той фее, которая не удержит хотя бы один камень. Уронив его на землю, она уже не сможет поднять его и продолжать путь - ей приходилось возвращаться и начинать все сначала.

Говорят, что те, кто построил эту аллею, не прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число - кто сорок два камня, кто - сорок три, а кто и сорок пять. Даже если один и тот же человек возьмется пересчитывать их по несколько раз, у него ничего не получится каждый раз число камней будет разным. "С дьявольской силой не шути, - говорили в старину, - никто и никогда не мог сосчитать эти камни. Дьявола не перехитришь".

Но влюбленные верили, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В старые времена юноши и девушки приходили в ночь новолуния к аллее старинных камней. Юноша обходил их справа, а девушка - слева. Сделав полный круг, они встречались. Если оба насчитали одинаковое число камней, то их союз должен был быть счастливым. Если кто-то из них насчитывал на один или два камня больше - то судьба им предстояла далеко не безоблачная, но, в общем-то, счастливая. Ну а если разница между двумя числами оказывалась слишком большая, то о свадьбе, по поверьям, лучше было и не думать. Впрочем, влюбленных не останавливали даже предостережения фей.

О менгирах тоже ходили легенды. В старину верили, что под стоячими камнями хранятся клады. Например, под менгиром близ города Фужер. Рассказывали, что каждый год в ночь под Рождество к камню прилетает дрозд и приподнимает его, так что можно увидеть лежащие на земле луидоры. Но если ктонибудь захочет воспользоваться этим моментом и выхватить деньги, то огромный менгир раздавит его своей тяжестью.

А есть еще менгиры, которые в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сами идут к ручью на водопой, а потом возвращаются на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Однако, как гласят предания, находятся любители рискнуть: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, запросто может оказаться сокровище. Если успеть его забрать, пока менгиры на водопое, остаток жизни проживешь безбедно. Правда, выжить мало кому удавалось: разгневанный менгир обычно гнался за вором, как разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку.

Мы, конечно, не собирались искать сокровища, тем более, что до Рождества было еще далеко. Просто было любопытно посмотреть на камни, о которых столько говорят и пишут. Первым делом мы отправились в небольшой музей под открытым небом, где за скромную плату можно было лицезреть самый большой менгир Бретани - 20 метров в длину, весящий примерно 280 тонн. Правда, гигант не стоял, как положено порядочному менгиру, а лежал на земле, расколотый на несколько частей. Случилось это, скорее всего еще в древности, а от чего - никто не знает. Может быть, древних строителей подвела гигантомания, и они просто не смогли установить чудо-камень и уронили его. Возможно, камень все же постоял какое-то время, но потом обрушился из-за землетрясения. Местные жители утверждают, что его разбила молния. Кто знает, как было на самом деле?

Кстати, далеко не все менгиры и дольмены гигантские. Однажды, еще в студенческие годы (я училась в бретонском городе Ренн), со мной произошел забавный случай. Это было в городке Пон-Лаббе, куда нас с подругой пригласил однокурсник, уроженец этого городка. В числе прочих достопримечательностей он решил показать нам целую поляну дольменов. Мы дружно погрузились в его старенький "форд" и проехали расстояние, которое вполне смогли бы осилить пешком. Выйдя из машины, я начала недоуменно оглядываться: а где же обещанные дольмены?

Да вот же они, - подсказали мне. - посмотри вокруг.

И действительно, полянка была усеяна дольменами. Маленькими: самый высокий доходил мне до колена. Я невольно рассмеялась, однако мой гид стал защищать карликовые дольмены, утверждая, что они не менее древние, чем те многометровые гиганты, которые так любят показывать туристам. Этого я отрицать не стала, но все же полянка произвела на меня несколько гнетущее впечатление и вовсе не из-за размера дольменов. Вспомнились московские лесопарки после майских праздников: под дольменами валялись фантики, окурки и несметное количество пустых бутылок, говоривших о том, что здесь регулярно совершались отнюдь не ритуальные возлияния.

Да, - вздохнул мой провожатый, - не берегут у нас дольмены с менгирами, не берегут... Это еще ничего, это убрать можно, а вот лет двадцать-тридцать назад у нас насмотрелись фильмов про вашу целину и тоже принялись объединять мелкие поля, уничтожать межи... Под горячую руку и менгиры подворачивались: представь себе, стоит посреди поля менгир, вроде никому не мешает. В список памятников не занесен по причине маленького роста. Конечно, можно каждый раз аккуратно объезжать его на тракторе, только это и времени требует, и внимания, и лишней траты топлива. А как же экономия? Вот и выкорчевывали менгиры, о которых ученые и не слышали. Сколько таких камней пропало, никто не знает.

Большим менгирам с дольменами действительно повезло. Их усиленно охраняет государство. В Локмариакере вплотную к ним не подойдешь: они огорожены веревочками, и десятки посетителей бродят толпами по узким дорожкам, глазея направо и налево. За пределами города, правда, есть подземные галереи, по которым можно свободно полазить. Около каждой установлен указатель и панно, объясняющее историю памятника на четырех языках: французском, бретонском, английском и немецком.

Самой красивой мне показалась галерея в местечке Керере, у мыса Керпенхир, километрах в двух от Локмариакера. Мы отправились туда с утра пораньше, чтобы насладиться красотой древнего памятника, не сталкиваясь лбами с себе подобными. Снаружи вид не ахти какой: каменные плиты на вершине небольшого холма, некое подобие норы, у входа в которую небольшой - чуть выше человеческого роста - менгир. Спускаемся в галерею. Пахнет солью и сыростью не мудрено, ведь море совсем рядом. Идти приходится на четвереньках: за несколько тысячелетий огромные плиты успели основательно врасти в землю. Хотя, скорее всего, изначально своды галереи и не были очень высокими; люди были гораздо меньше: вспомните хотя бы рыцарские доспехи в музеях в них влезет не каждый тринадцатилетний мальчик. Что уж говорить про людей пятитысячелетней давности! Имто, наверное, такие галереи казались высокими и просторными. Как бы то ни было, но нам, людям двадцатого века, приходится беречь головы. В полный рост можно распрямиться только в конце галереи, в маленьком зале. И то если рост у вас не выше среднего.

На панно, установленном неподалеку, нарисован план галереи и обозначены две плиты, на которых высечены загадочные рисунки. Однако увидеть их невозможно: в галерее царит мрак, и только изредка кое-где сквозь щель между потолочными плитами пробивается лучик солнца. Пробираться приходится на ощупь, отчего галерея кажется еще более таинственной: неожиданно поворачивает, так же неожиданно оканчивается. Однако нащупать плиты с рисунками мне удалось. Более того, удалось их сфотографировать со вспышкой. И только когда фотографии были готовы, мы смогли узреть послание, оставленное нам древними художниками.

Что обозначают орнаменты из галереи Керере - неизвестно, однако один из них очень напоминает традиционный мотив бретонской вышивки. Надо полагать, что местные кустари испокон веков повторяли орнамент, когда-то увиденный при свете факела в подземных галереях. Рассказывают удивительные вещи: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена половина какого-то животного. Вторая половина находится на плите дольмена острова Гавриниз (что в переводе с бретонскою значит "Козий остров"), отстоящего от Локмариакера на четыре километра. Ученые предполагают, что это две части одной, когда-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стелы, которую поделили между собой два храма. Только неизвестно, на чем можно было вести такую тяжесть по морю до самого острова Гавриниз?

После кромешной темноты летнее солнце ослепляет. Такое впечатление, что мы совершили путешествие во тьму веков - в буквальном смысле этого слова...

Анна Мурадова

В конце эпохи неолита возникают первые мегалитические постройки. Мегалиты - сооружения культового характера из грубообработанных или необработанных больших каменных глыб. Различают три основных типа мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - продолговатые камни, одиночные или образующие длинные аллеи. Высота таких камней — от 1 до 20 м. и более. Алея менгиров в Карнаке (Бретань, Франция) насчитывает 2813 камней, составленных в 13 рядов. Больше всего они распространены в Западной Европе и по-видимому связаны с культом мёртвых. В некоторых случаях такие камни имеют ясно обозначенные голову и сложенные на груди руки. (Часто встречается изображение посоха, булавы, человеческой стопы - особенно в эпоху бронзы (З-к.2 тыс. до н.э.).- Хоть половые признаки не указаны, некоторые косвенные данные указывают, что это "каменные бабы". Во Франции такие соображения считаются олицетворением неолитической "богини мёртвых").

Дольмены - мегалитические сооружения, состоящие из нескольких вертикальных каменных блоков, перекрытых каменной плитой. Во многих случаях дольмены использовались для погребений. Самые ранние дольмены относятся к 4 тыс. до н.э., и являются самыми ранними мегалитами.

Стоунхендж
Кромлехи - мегалитические сооружения культового назначения, состоящие из больших каменных блоков и образующие в плане круг или несколько концентрических кругов до 100 м. в диаметре. Встречаются разных районах Старого и Нового Света, Наиболее известен Стоунхендж (Англия) - самое крупное, имеет 90 м. в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до 25 т, (СКАЗАТЬ - причём горы из которых они доставлены, находятся в 280 км от Стоунхенджа). Сооружение датировано 2 тыс, до н.э.

(Сравнительно однотипный характер этих древнейших сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки, огромное количество мегалитов и необычайно широкое их распространение свидетельствуют о существовании каких то однородных верований, бытовавших у различных народов Европы, Азии и Африки.)

На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает то, что такие комплексы как Стоунхендж, ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.

Дольмены и кромлехи — это самые ранние типы сооружение возведённые на основе применения вертикальных опор с горизонтальным покрытием. В этих сооружениях наиболее ярко (в сравнении с предыдущим периодом) проявились приёмы архитектурной композиции; геометрические формы, выявление центра, ритм, симметрия (СТОУНХЕНДЖ).

В конце неолита, в 4 тыс. до н.э., также появились такие погребальные сооружения как курганы - земляные полусферические насыпи над захоронением.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...