Каким смыслом наполнено понятие тургеневские девушки. Тургеневская девушка: какая она? Тургеневская девушка в современном мире

Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.

Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.

Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.

В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.

В представлении Тургенева такая девушка - канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.

Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".

Ещё одна героиня - Елена Николаевна Стахова из романа "Накануне". "Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных". "Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором". Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!".

Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита". Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы. Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.

Есть ещё много других "тургеневских девушек": Лиза Калитина из "Дворянского гнезда", Марианна Синецкая из романа "Новь", Лиза из повести "Дневник лишнего человека", Вера из рассказа "Фауст". Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой. Наверное, в наше время этот "тургеневский идеал" становится всё более востребованным, хотя очень редким.

Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта "Памяти И. С. Тургенева" ("Уходят дни..."):

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, -

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Кармелаева Дарья Григорьевна

В данной работе проводится анализ рассказа С.Стрельцова "Тургеневская девушка" а даётся интерпретация образа главной героини рассказа Сьюзи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IX ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЭКО»

_____________________________________________________

Секция: литературоведение

Тема: Интерпретация образа «тургеневской девушки» в рассказе С.Стрельцова «Тургеневская девушка».

Научный руководитель: Кезина Елена Витальевна

Место выполнения работы: МОУ «Лицей №230» г. Заречный Пензенской обл.

2011

Предисловие 3

I. Введение 4

II. Основная часть 5

  1. Анализ понятия «тургеневская девушка» 5

1.1. Образ Аси из одноимённой повести 7

1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо» 8

1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин» 9

1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне» 11

1.5. Основные черты характера «тургеневскойдевушки» 12

2. Характеристика главной героини рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» 13

III. Заключение. 15

Послесловие 16

Список использованных источников и литературы 17

Приложение 18

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Одной из главных проблем нашего времени является проблема нравственного и культурного падения людей. В современном обществе больше ценятся такие качества, как хитрость, изворотливость, умение льстить и наживать деньги, часто нечестным путем. Мы больше уважаем человека богатого материально, чем богатого духовно. Но почему такие качества, как благородство, доброта, милосердие, сострадание, стремление к самосовершенствованию стали неактуальны?

Наверное, одной из главных причин можно считать сокращение читающих людей. Ведь книги – один из основных источников духовного обогащения человека. В них заложен опыт многих поколений людей. Они учат нас мыслить, анализировать чужие ошибки, а следовательно – не делать их в своей жизни. По – моему, произведения русских классиков лучше всего подходят в этом плане. В произведениях А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других так много действительно умных и нравственных мыслей. Их герои – настоящие образцы для подражания.

Так же и в произведениях И. С. Тургенева есть свои герои- идеалы. Это так называемые «тургеневские девушки», которые олицетворяли в себе все самые лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Они стали примерами для многих поколений женщин, оставивших свой след в истории.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Иван Сергеевич Тургенев является одним из общепризнанных гениев российской литературы. Его произведения живут и будут жить в веках, давая читателям и критикам возможность для мыслей и рассуждений о вечных философских вопросах. Ему принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века. Именно с именем И.С. Тургенева связано литературоведческое понятие «тургеневская девушка». Оно возникло прежде всего для обозначения ряда героинь И.С. Тургенева. А уже в двадцать первом веке (2008 г.) в журнале «Нева» появился рассказ современного писателя Сергея Стрельцова, который называется «Тургеневская девушка». Это свидетельствует о том, что творчество И.С. Тургенева не только не потеряло интереса у читателей, но и является актуальным по сей день.

В ходе предварительного обсуждения нами была выдвинута следующая гипотеза : если рассказ С. Стрельцова называется «Тургеневская девушка», значит в нем мы можем увидеть совпадение черт главной героини с общепризнанным понятием «тургеневской девушки».

Чтобы проверить верность гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи :

  • познакомиться с литературой по творчеству И.С. Тургенева и С. Стрельцова;
  • выяснить, в чем заключаются особенности понятия «тургеневская девушка»;
  • охарактеризовать героинь тургеневских произведений, которых принято считать истинно «Тургеневскими девушками»;
  • дать характеристику главной героине рассказа С. Стрельцова, Сьюзи;
  • сравнить образ главной героини рассказа с общепризнанным понятием «тургеневская девушка».

В ходе работы мы познакомились с работами следующих авторов: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, С.Н.Лапиной. Кроме того обратились к словарю школьника «Литературные герои» и Энциклопедии литературных героев, но исчерпывающего ответа на поставленный нами вопрос не нашли.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Анализ понятия «тургеневская девушка».

Значимость женских персонажей у Тургенева была отмечена еще его современниками. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица (1:57). Эту мысль, несомненно, поддерживал и сам автор, о чем свидетельствует тот факт, что во французском переводе роман назывался «Елена», а название было одобрено самим автором.

Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых.

В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять два типа женских образов (7: 2-3). Первая группа - те, кто живут собственными интересами, ибо сосредоточены на себе (хотя это может, конечно, по-разному выражаться). Это такие женщины, как Одинцова и Ротмирова. И вторая группа - это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. К ним относят следующих героинь: Асю, Лизу Калитину, Наталью Ласунскую, Елену Стахову.

Образ тургеневской девушки развивает пушкинскую традицию «идеального женского типа». По отношению к этим героиням справедливо утверждение Г. Б. Курляндской о том, что их «натура лишена противоположных начал, в той или иной степени отличается цельностью, поэтому их поведение, определяемое натурой, всегда однозначно и не страдает неожиданными поворотами».

Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. «Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности», - писал он в свое время Полине Виардо. В 50-е годы XIX века писатель был проникнут беспокойным желанием художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит».

Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви») Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и героиня видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.

1.1. Образ Аси из одноименной повести.

Идеалом истинно «тургеневской» девушки можно назвать Асю, героиню одноименной повести.

Главная героиня - это ярчайший образ в литературе (8: 40-41). Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывается трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Воспитывалась в доме отца как барышня, но быть его наследницей не могла. Всё это откладывает отпечаток на её характер. Она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит героиня. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность (6: 273-274, 7: 4). Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

Тургенев рассказывает о том, как ее впервые охватывает любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н.Н. Но его эти вести пугают, и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Не вполне ясные объяснения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать ей. Но больше всего изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Ася мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Это отличительная черта ее характера – жажда деятельности.

1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».

Главную героиню романа «Дворянское гнездо» Лизу Калитину относят к типичному образу «тургеневской девушки». Д.И.Писарев считал ее одним из самых грациозных женских образов Тургенева (5: 273-274). Это духовно одаренная девушка, ищущая натура, кристально чистая и честная. В Лизе совмещается покорность, смирение и твердая воля. Ее воспитанием родители не занимались, поэтому она и отличается от них. Лиза много размышляет, всякая несправедливость больно ранит ее сердце. Это приводит её к мысли, что люди ведут бессодержательную жизнь. Однако будучи мало образованной, она неправильно определяет смысл жизни, деятельности. «Любить всех, и никого в действительности» - вот ее девиз. В фальши и несовершенстве мира Лиза убеждается на примере своей семьи. Образ Лизы достаточно противоречив (3: 251,253). Автор не дает внутреннего монолога героини, но дает ее психологический рисунок: через восприятие других персонажей, портретную зарисовку. Тургенев все время сопоставляет поступки Лизы, диктуемые ее нравственным долгом, ее слова о смирении. Писатель дает понять, что аскетическая мораль приводит Лизу к отказу от счастья, но она тоскует по нормальной жизни. Жажда любви, счастья у нее остаётся. В силу обстоятельств она не может быть вместе с любимым, поэтому решает уйти в монастырь. Объясняет свое решение Лиза так: «Кончена моя жизнь с вами. Счастье ко мне не шло, даже когда у меня были надежды на счастье. Я все знаю, и свои и чужие грехи, и как папенька наше богатство нажил; я знаю все. Все это отмолить надо. Чувствую я, не жить мне здесь, отзывает меня что-то, тошно мне, хочется запереться навек».

1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин».

Еще одной яркой представительницей типа «тургеневской девушки» является героиня романа “Рудин” - Наталья Ласунская.

Это типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное - способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.

Основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные сочинения, но и - тайно от матери и гувернантки - Пушкина. Кроме того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась прилежно, читала и работала охотно”.

С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что “с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.

Сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных глазах.

Но Рудин повел себя как слабовольный и неуверенный человек в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.

Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.

В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам - в особенности.

1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне».

Елена Стахова - героиня романа И.С.Тургенева «Накануне» (1860). Автор изображает тип новой женщины, которая проходит путь от безотчетных порывов и неудовлетворенности привычным укладом жизни до самостоятельного выбора своей судьбы, до самопожертвования во имя родины ее мужа, Дмитрия Инсарова, борца за независимость Болгарии. Елене свойственны мечтательность, нравственная чистота, но у нее, в отличие от предшественниц, готовность к подвигу соединяется со способностью его совершить.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем ее облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому. Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали ее нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом ее забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это ее увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда. С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!»

Добролюбов не случайно придавал в романе «Накануне» большое значение образу Елены. Он считал ее настоящей героиней, во многом возвышающейся над Натальей Ласунской и Лизой Калитиной; по силе характера он ставил в один ряд с Еленой только Катерину из драмы Островского «Гроза». Елене свойственны необычайная жажда деятельности, целеустремленность, способность пренебречь мнением и условностями окружающей среды и, главное, непреодолимое стремление быть полезной народу.

1.5. Основные черты характера «тургеневской девушки».

Проанализировав эти образы, мы можем выделить общие черты, характерные для понятия «тургеневская девушка». Героини наделены доброй и чуткой душой, которая откликается на все прекрасное. И Лизе, и Асе, и другим героиням присуще чувство долга, их поступки можно назвать нравственными.

Ася не побоялась первой признаться в любви Н. Н., хотя в то время это было верхом неприличия, настолько сильно она любила. А Лиза, поняв, что не может быть вместе с любимым, бросает все и уходит в монастырь.

Все героини готовы на все ради любви. Но Ася горда, поэтому после объяснения с Н. Н. она немедленно уезжает в неизвестном направлении. Лиза, уйдя в монастырь, жертвует собой ради счастья других.

Каждая героиня живет мечтой о будущем, они строят планы, стараются воплотить их в жизнь.

Тургеневские девушки сами принимают все решения, будь то отъезд в другую страну или уход в монастырь, и вполне осознают ответственность перед другими людьми за свои поступки.

Главные герои неслучайно влюбляются в тургеневских девушек. Их душа покоряет всех.

Таким образом, общими чертами характера всех тургеневских девушек можно назвать следующие черты:

  • богатство внутреннего мира;
  • способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
  • устремленность в будущее;
  • сильный характер, способность к самопожертвованию;
  • активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

2. Характеристика главной героини рассказа С. Стрельцова
« Тургеневская девушка».

Сергей Стрельцов – современный русский писатель. Автор многих известных произведений. Родился в 1971 году. В 1991 году создал первый в истории мультимедиа учебник английского языка для детей. Был главным редактором Интернет-портала « The Saint George Journal». Живет в Москве (2: 88). Считается одним из лучших православных писателей современности.

Сергей Стрельцов в своем рассказе «Тургеневская девушка» представляет нам свое видение «тургеневской девушки» в образа главной героини рассказа – молодой американки Сьюзи.

Сьюзи - главная героиня рассказа. Это молодая американка, сирота. Она не знает своего отца, а мать умерла. Девушка провела все детство в приюте. Здесь она познакомилась с творчеством И. С. Тургенева и буквально влюбилась в его произведения. Для нее образ «тургеневской девушки» становится идеалом, которому она хочет следовать. Сьюзи начинает изучать русский язык, чтобы прочитать произведения своего любимого писателя в оригинале.

В надежде реализовать свою мечту она едет в Россию, где и находит счастье.

Сьюзи – неординарная и исключительная личность. Как это обычно было с героинями Тургенева, у девочки тяжелая судьба. С самого рождения она осталась одна, все детство прошло в детском доме. Одиночество приучило девушку рассчитывать только на себя. Героиня очень упорна в достижении своей цели. Она решает выучить русский язык- и она это делает, хотя было очень трудно. Сьюзи долго работает над произношением и ударением, для того чтобы совершенствовать свои навыки она даже устраивается няней в русскоговорящую семью. Мы видим то же упорство в Асе, когда она решает во что бы то ни стало быть вместе с любимым.

К тому же Сьюзи еще и творческая натура. Она пишет прекрасные стихи и прозу. Это ее способ самовыражения. Ее стихи печатаются в известном журнале, а влиятельный сайт признает ее поэтом года (4: 5, 8-9). Хотя мы не можем сказать ни об одной героине Тургенева, что она была поэтессой или писательницей, но стремление к самовыражению у них тоже было. Лиза нашла себя в религии. А Ася еще находилась в поиске. Она была то серьезной и чопорной, то веселой и резвой. Неслучайно Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» Сьюзи, как и Ася и Лиза, свято верит в свои силы. Для них всех характерно стремление к деятельности, желание сделать что-нибудь полезное для других. Если Ася мечтает совершить какой-нибудь подвиг, то для Сьюзи этим подвигом становится возможность ухаживать за своим женихом, бедным художником-инвалидом.

Наивность – еще одна отличительная черта героини рассказа Стрельцова, приближающая ее к тургеневским героиням. Можно заметить, что, несмотря на все суровые жизненные испытания, эти девушки сумели сохранить в себе лучшие чувства и мысли. Но детская мечтательность и доверчивость не приносят счастья Асе и Лизе, а Сьюзи, наоборот, помогают осуществить мечту.

Сергей Стрельцов неслучайно называет рассказ именно «Тургеневская девушка». И в названии, и в самом рассказе скрыт глубокий смысл. Показывая нам эту девушку, автор рисует образ человека, для которого важна не материальная, а духовная сторона жизни. Это характерно и для героинь Тургенева. В наш век, в котором всем заправляют деньги, люди чаще всего стремятся приобрести материальное благополучие и построить карьеру, а духовные запросы оставляют на втором плане. Но писатель С.Стрельцов нам показывает, что еще остались бескорыстные люди, для которых материальное благополучие не имеет значения. Автор заставляет нас невольно задуматься над тем, ради чего мы живем, над смыслом нашего существования. Сделав свою героиню американкой, автор говорит, что черты «тургеневской девушки» присущи не только русским женщинам. Это общечеловеческие черты, свойственные людям всех народов и национальностей.

Таким образом, главную героиню рассказа С. Стрельцова Сьюзи можно назвать «тургеневской девушкой», так как ей присущи черты, свойственные этому типу. Только в отличие от героинь Тургенева, судьбы которых сложились трагично, Сьюзи в конце рассказа обретает свое счастье.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своей исследовательской работе мы выявили сходство черт главной героини рассказа С. Стрельцова с общепринятым понятием «тургеневская девушка». На основании этого мы сделали вывод о том, что Сьюзи можно назвать истинно «тургеневской девушкой». Первоначальная гипотеза подтвердилась. Автор в своем рассказе продолжает традиции русской классической литературы и дает нам, читателям, уроки доброты, как это в свое время делал И.С. Тургенев. Можно сказать, что эти традиции продолжают свое существование в произведениях современных русских писателей.

Мы считаем, что данную работу можно использовать как на уроках литературы, посвящённых творчеству И.С.Тургенева, современных писателей, так и во внеклассной работе по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Таким образом, проблема падения нравственного и культурного уровня людей является одной из самых актуальных сегодня. И если ничего не предпринять, то в скором времени наверняка случится катастрофа.

Так что же нужно сделать, чтобы решить этот насущный вопрос? Конечно же, необходимо много читать. Книги – лучшие помощники в нравственном обогащении человека. Кроме того, необходимо сохранять традиции и обычаи, как это делает С. Стрельцов. Он сохраняет и развивает в своих произведениях традиции русской классической литературы. И поэтому необходимо включать таких современных авторов в школьную программу, чтобы уже со школьной скамьи развивать в детях лучшие человеческие качества.

Список использованных источников и литературы.

1. Добролюбов Н.А. Собр.соч.: В 9 томах. Т.2. М-Л, 1962.

2. Журнал «Нева» 2008 №10.

3. Классика для школы. И.С.Тургенев «Дворянское гнездо». Изд-во: «Стрекоза-пресс», 2002.

4. Лапина С.Н. Дискурсивный анализ рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» www. revolution.allbest.ru

5.Писарев Д.И. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» соч. в 4 томах. Т.1, статьи и рецензии 1859-1862г. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1955.

6. Словарь школьника «Литературные герои». Изд-во: «Современник», 1988.

7. Типология и своеобразие женских образов в произведениях И.С. Тургенева. revolution.allbest.ru

8. Энциклопедия литературных героев. Изд-во: «Аграф», 1998.

10. www. revolution.allbest.ru

Приложение.

С.Стрельцов

Тургеневская девушка

Сьюзи родилась сиротой, отец бросил ее мать, когда узнал, что та беременна. А мать ее умерла родами. С рождения Сьюзи скиталась по приютам, но ничуть не унывала. В шесть лет она выучила буквы и стала писать стихи.

Казенная еда, одежда и жилье нисколько не смущали ее, она чувствовала себя поэтессой. Она читала свои первые опыты и в классе, и в церкви, и в библиотеках, когда там проходили дни молодых поэтов. Любимым ее поэтом был царь Давид, выше него она ставила одного лишь Иисуса Христа, считая молитву Господню самым прекрасным стихотворением.

Когда ей исполнилось двенадцать, она решила попробовать печататься. Разослала свои стихи в журналы через Интернет. Единственным, кто напечатал ее в этот год, был Times Literary Supplement. Обычно там печатают только зрелых поэтов, а она попала на страницы издания потому, что не указала свой возраст. Она не знала этого. Отчаявшись, решила, что будет писать прозу. Чтобы решить, какую прозу следует писать, она стала читать книги известных авторов.

Когда ей было четырнадцать, в книге Генри Джеймса «Портрет леди» она прочла, что автор этой книги восторженно говорил о каком-то русском по имени Иван Тургенев, и нашла в библиотеке своего приюта книгу «Отцы и дети». Книга удивила ее уже тем, что американцы и англичане так не пишут. Она стала искать другие книги этого же автора и нашла еще две: «Рудин» и «Дворянское гнездо». Они были печально беспечальными, странными и раздразнили ее любопытство. Она решила, что ей следует выучить русский язык.

Она нашла русскую семью, где требовалось иногда сидеть с детьми, купила учебник с лазерными дисками. Алфавит она учила две недели, но на этом ее испытания не закончились. Попробовав читать, она поняла, как нелегко справиться с произношением. Трудно было все - от самых простых звуков до ударений. Через полгода регулярных разговоров с русскими и занятий в свободное время она поняла, что начинает говорить на новом для нее языке. Она стала брать русские книжки для детей и пыталась их читать, это было труднее, чем учебник. Так она узнала Пушкина, Лермонтова и Агнию Барто. Дело двигалось, и в шестнадцать лет она прочла всего Тургенева по-русски, скачивая его книги из Интернета. Радости ее не было границ. К тому же американские журналы стали печатать ее стихи и рассказы. Денег это не приносило никаких, но было приятно видеть свое слово напечатанным.

Когда она кончала школу лет, ее признали поэтом года на www.poetry.com, и она получила десять тысяч премии. На эти деньги она решила поехать летом в Россию. Собирая вещи, она написала разноцветными фломастерами в тетради: « Flight / to the sky / is / whatever / am I // dash / to the rot / is / whatever / I’m not » .

Стихотворение ей понравилось, и она отправилась в аэропорт. По дороге она открыла книгу - ее на прощание подарили русские, с ребенком которых она периодически сидела. В книге был аляповатый портрет какого-то старика. Она знала, что русские очень чтят такие изображения и называют их иконами. Она улыбнулась старику и сказала: «Если ты святой, то подари мне приключение». Старика звали святитель Николай.

По прилете в Москву она решила первым делом побывать на Красной площади. Не заезжая в гостиницу, направилась туда прямо из Шереметьево-2.

На площади она увидела церковь и удивилась, так как знала только про мавзолей Ленина. Она поднялась по лестнице и вошла в храм. Она нашла этого старика с иконы и сразу узнала его.

Где же мое приключение? - спросила она весело, и ей показалось, что он улыбнулся ей в ответ.

Выйдя из церкви, она обнаружила, что рюкзак с вещами, который она оставила у входа, пропал. В рюкзаке были все ее деньги и документы, кроме паспорта, который лежал у нее в кармане джинсов. Она заплакала не сразу, но когда зарыдала, зарыдала всерьез.

Что делать, она не знала.

Шла и рыдала. У стены Исторического музея сидели на скамеечке двое. Один был одет и загримирован под Ленина, другой - под Маркса.

Что случилось? - спросил он.

I’m robbed clean , - пролепетала она сквозь слезы.

Ты по-русски не разговариваешь? - спросил он ее.

Меня обокрали, - нашлась наконец она.

Ну, и дела, - сказал Ленин.

У меня остался только мой паспорт.

Тебе есть где жить? - спросил ее Ленин.

Нету, - ответила она, качая головой.

Тогда пойдем со мной, и мы разберемся, где ты будешь сегодня ночевать.

Я американка, - сказала она.

Это я понимаю, - улыбнулся он ей в ответ.

Выйдя из метро, она поняла, что они в каком-то пригороде. Они сели на автобус и вскоре вышли в ухоженном и застроенном одинаковыми домами месте.

Это Новогиреево, - обвел вокруг себя рукой Ленин.

Это уже не Москва? - спросила она.

Это еще Москва, - утешил ее он.

Они вошли в какой-то подъезд. Дом был дешевый, стены лестничных пролетов разрисованы, везде валялись бутылки и окурки.

Вот здесь ты и будешь пока жить, - сказал Ленин, открывая какую-то дверь.

Они вошли в бедную, но аккуратно убранную квартиру.

Папа, я думал, ты будешь позже, - донесся голос из соседней комнаты.

Коля, появись, у нас гости.

Из комнаты выкатился на инвалидном кресле молодой человек в тельняшке и тренировочных.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, я Сьюзи, - она протянула руку.

А я Коля, - он пожал ее легкую ладонь.

Я переберусь пока на диван на кухне, а она будет в моей комнате, - сказал сыну Ленин и пошел мыть руки.

Вечером, когда выяснилось, что у нее нет ни одной родной души на свете, они решили, что пока суд да дело, она останется у них и будет помогать Коле и по дому.

Мы бедные, а бедные должны друг другу помогать, - сказал Ленин и представился: - Николай Николаевич, сын Николая Николаевича и отец Николая Николаевича. Женщины у нас нет, жена моя померла уж года как от рака.

Я понимаю, - сказала Сьюзи.

Мне приходится скоморошествовать перед туристами, чтобы хоть как-то прожить. По профессии я физик.

Врач? - спросила она.

Нет, ученый, - ответил ей он.

Делали атомную бомбу, - сказала она, подумав.

Да, делал.

А я пишу стихи.

А Коля у нас художник. Ты видела? Вся его комната в холстах.

Да, это хорошо, - сказала Сьюзи.

Что ж хорошего? - спросил Коля-младший,- Инвалид, да еще и художник, так я никогда не женюсь.

Нет, женитесь, - сказала она и покраснела.

На ком? - спросил он, не видя, как она краснеет.

Я буду за вами ухаживать, - сказала она и покраснела еще больше.

Ты на него не смотри, что он не ходит, - сказал Николай-старший,- это его от пули в Чечне перекосило.

Вы солдат? - спросила она молодого человека.

Бывший, - сказал он и, взглянув в ее глаза, тоже покраснел.

Он еще и дворянин, - сказал отец. - У нас даже поместье есть свое. Флигелек в колхозной усадьбе нам отвели, в бывшей вотчине.

Как у Тургенева? - спросила она, затаив дыхание.

Почти, - сказал отец.

Я мечтала о таком несколько лет, - сказала она с серьезной улыбкой.

Тогда мы в твоем распоряжении, - сказал Николай-старший и вышел из кухни, чтобы оставить молодых наедине.

Полет в небеса - это то, что я. Стремление к падению мне не свойственно (англ .).

Меня обокрали начисто (англ .).

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

Тургеневская девушка, тургеневская барышня – типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа ряда его женских персонажей из произведений 1850–1880 гг.

Сам термин возник еще при жизни Тургенева, о чем известно из откликов его современников. Лев Толстой, с которым Тургенева связывали длительные непростые отношения, восхищался ими. Сегодня в России этот термин воспринимается как своеобразный код русской культуры. В средней школе постоянно предлагаются сочинения на эту тему. При этом обычно материалом служит образ Аси, реже – Натальи Ласунской, поскольку повесть «Ася» и роман «Рудин» (обзорно) входят в школьную программу.

Термин «тургеневская девушка» встречается и в современных художественных произведениях. В интернете размещены сочинения разных жанров с использованием этого образа. Например, можно привести следующее стихотворение Татьяны Муратовой «Тургеневская девушка» (2007) или пьесу Л.В. Лой под одноименным названием (2010).

В пьесе задается трагикомическая ситуация: в Россию приезжает английский филолог Фил, специалист по русской литературе, очарованный загадочной русской душой, который во что бы то ни стало хочет жениться на тургеневской девушке. Его друг, журналист Андрей, обещавший ему помочь в поисках, оказывается бессильным. Он делится своими затруднениями с подругой:

«Андрей: Этот интеллектуальный кретин начитался Тургенева до полного отупения и вбил себе в голову, что хочет жениться только на тургеневской девушке!»

Ирина, хохочет так, что «силы покидают ее, и она переползает на диван, продолжая смеяться, всхлипывать и даже икать от смеха».

Закономерно возникает вопрос, как англичанин представляет себе эту девушку.

«Андрей : Откуда я знаю? Наверное, славянского типа, с косой через плечо, чтобы верная была, преданная мужу и с идеалами.

Ирина: С идеалами? (Качает головой). С этим сейчас большие проблемы».

Она уговаривает знакомую, Настасью Ивановну, уже дважды побывавшую замужем и работающую в гламурном журнале, сыграть эту роль. И эта опытная женщина соглашается не из корысти, а из любопытства. У нее филологическое образование, она даже писала диссертацию по русской литературе XIX в., что позволяет ей отразить во взятой на себя роли свое понимание образа. Одежда, скромный облик Она появляется в «белой блузке, отделанной кружевами по вороту и на рукавах, и длинной темной юбке», «светлые волосы уложены в гладкую прическу». При этом Настасья Ивановна не ограничивается внешней стороной образа, но пытается воплотить и свое представление о внутреннем содержании тургеневской героини. Она говорит о своей любви к классической живописи (Брюллову, пейзажам) и классической музыке. Подведя Фила к открытому окну, она смотрит с ним на «чудесное вечное небо» и выходит к философским, экзистенциальным проблемам: «Звезды – глаза вселенной, которые оттуда, с высоты, наблюдают за нами, грешными. Глядя на них, я отстраняюсь от всего земного, отдыхаю душой, очищаюсь от всей налипшей на меня за день грязи». И надо признать, что в целом Настасья правильно воспроизводит внутренний мир идеальной тургеневской героини, демонстрируя весь набор стереотипа. Невольно вспоминается Лиза Калитина в ночном саду и другие ситуации.

Однако при появлении Федора, удачливого бизнесмена, беззаветно и безответно любящего Настасью, с ней происходит мгновенная метаморфоза. Вместо «скромной и деликатной тургеневской барышни» перед нами предстает сильная, решительная и грубая женщина: «Какого дьявола ты приперся?» В конце концов она назначает за себя цену в миллион евро «крупными купюрами», объясняя свою «дороговизну» тем, что она очень привлекательная, владеет тремя иностранными языками, умеет одеться и себя подать.

Далее следует конклавная сцена в духе «Идиота» Достоевского, когда этот миллион евро Настасья бросает в камин. И этот жест так потрясает Фила, что он отказывается от идеи жениться, возвращается в Англию и начинает работать над сравнительным анализом женских характеров Тургенева и Достоевского. Но сама мысль о тургеневской девушке, любви и идеалах благотворно действует на Андрея и Ирину, которые понимают, что любят друг друга и решают соединиться .

На бытовом уровне образ «тургеневской девушки» очень хорошо представлен в радиопередаче, которую провел в апреле 2004 г. Виктор Ерофеев. Ведущий пригласил на встречу четырех женщин: певицу Лолиту Милявскую, поэта Татьяну Шербину, сотрудницу французской фирмы косметики Машу Кузнецову и художника-фотографа Анну Броше.

Ерофеев начал дискуссию с вопроса о том, что собеседницы вкладывают в понятие «тургеневская девушка», и был ли этот образ «скандальным», или «успокоительным, ласковым, традиционно русским» . Все участники сошлись на том, что это романтический образ, в котором такое огромное «количество романтизма и идеализма», которое «легко могло быть перекодировано в политическую сферу». Лолита Милявская заявила, что каждая девушка изначально «тургеневская», а затем она перерождается либо в «стерву», либо в «террористку».

Сам В. Ерофеев назвал тип террористки «посттургеневской девушкой». Позвонила еще одна слушательница и рассказала грустную историю о, как ей представлялось, «тургеневской девушке», которую она встретила в электричке. Это была одинокая девушка, молодая и красивая, которая читала книжку: «Я с удивлением на картонной обложке прочитала ”Тургенев. Стихи в прозе“. Я подняла глаза и подумала: “Господи, ты сама настоящая тургеневская девушка ”, – такая нежная, и у нее даже коса была, и одета во все белое». И, как оказалось, эта воздушная поэтичная девушка, с «ускользающим взглядом» и спокойными руками, живет в психоневрологическом диспансере, куда ее привезли из детского дома .

В. Ерофеев, правильно, на мой взгляд, расставил точки в этом споре: есть два представления о «тургеневской девушке». Первое – это то, что мы все придумали, это стереотип романтической, очень нежной и душевной девушки; и другое – тот реальный тип "тургеневской девушки", которую Тургенев в разных романах и по-разному описал .

Идеальные героини Тургенева соединили в себе черты пушкинской Татьяны Лариной (самобытность характера, интенсивную духовную жизнь, признаки яркого самосознания личности), но одновременно и отличались от нее самостоятельностью, активностью в выборе своего жизненного пути. Тургеневскую девушку уже нельзя было «отдать» замуж. В отстаивании своей любви она готова была пойти (и шла, как Елена Стахова в романе «Накануне») против воли родителей, общепринятых норм поведения. И при всем том Тургенев наполнил образы Натальи Ласунской («Рудин»), Аси («Ася»), Елены Стаховой и некоторые другие таким высоким лиризмом, что не возникало и тени сомнения в его намерении поднять их до идеала. Только понятие нравственной чистоты у Тургенева уже не соответствовало традициям патриархально-семейного быта, а включало всю поднятую в России 1840-х гг. дискуссию о любви и браке.

В связи с этим Л.В. Пумпянский удачно заметил, что «над колыбелью» всех тургеневских женщин, ищущих деятельности, стояли образы Жорж Санд . Безусловно можно говорить о жорж-сандизме как важном идейно-нравственном движении в русской культуре середины XIX в. . Историк общественной мысли констатировал: «Жорж Занд сильно повлияла на изменение русской любви. В ее произведениях любовь возведена в идеал самого лучшего из человеческих чувств, и уважение к женщине освящено каким-то фанатическим культом» . Не случайно А.Ф. Писемский сделал кульминацией своего романа «Люди сороковых годов» главу «Жорж-зандизм». Жорж Санд произвела настоящую революцию в представлениях о любви и браке, заставила многих пересмотреть понятия «падшей» женщины, отказаться от идеи «святости» супружеского союза, не основанного на взаимной любви и т.д. .

Поскольку женские образы Жорж Санд, как впрочем, и Тургенева, воспринимались только в «связке» с мужскими, необходимо рассматривать их в совокупности. Для созданного Жорж Санд мужского культурно-исторического типа характерны такие свойства личности, как демократизм, республиканские идейные убеждения, гуманное отношение к окружающим, альтруизм, эстетическое развитие (талант музыканта, художника или хотя бы способность к наслаждению искусством). Но особенно важная его черта – деликатность в интимной сфере жизни, уважение прав женщины.

Женский вариант этого культурно-исторического типа предполагал сходные общечеловеческие черты, с той лишь разницей, что его доминирующими чертами становились гордость, врожденное чувство собственного достоинства и независимость от общепринятых (в свете или мещанской среде) норм поведения. Жорж-сандовская девушка имела также многочисленные психологические и социально обусловленные вариации.

Все эти разновидности типа, предполагающие сохранение инварианта, были усвоены культурным сознанием. В переработанной форме они обогатили русскую классику, в более обнаженном и легко узнаваемом виде они вошли в отечественные произведения беллетристического уровня.

Тургенев сконцентрировал свое внимание на изображении девушек-дворянок, выросших в усадебной культуре. Как и жорж-сандовская героиня, тургеневская девушка – это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради любви или какой-либо высокой идеи. Такие девушки у Тургенева ищут мужчину, который бы беззаветно был предан высокой идее, чтобы полюбить его, пойти за ним без оглядки и всю жизнь помогать ему в служении этой идее. Но, как правило, тургеневские девушки не находят таких мужчин. Вернее, сначала думают, что находят, а потом жестоко разочаровываются (вспомним, например, замечательный прощальный диалог типичной тургеневской девушки Наташи с велеречивым Рудиным, проповедником всяческих красивых идей).

В отличие от Жорж Санд, Тургенев делал свои мужские образы нравственно, идейно гораздо слабее женских. Казалось бы, героем, достойным тургеневской девушки Елены Николаевны Стаховой (роман «Накануне»), является Инсаров, спешащий сражаться за независимость и свободу своей родины. Но, во-первых, он – болгарин, а во-вторых, умирает от болезни, так и не совершив ничего великого или даже значительного, мало того – он даже не доехал до своей родины.

По-видимому, в российской действительности писатель не находил героев-мужчин, которые были бы под стать его идеальным девушкам. Вспомним проницательные замечания по этому поводу Н.Г. Чернышевского о «русском человеке на rendez-vous». В этом, возможно, и состояло главное отличие функционирования тургеневских девушек в сюжете от жорж-сандовской модели. Французская писательница иногда делала своих героев мужчин возвышеннее представительниц прекрасного пола.

Тургенев был очень избирательным по отношению к жорж-сандовским героиням. Его не интересовала проблематика женского протеста внутри брака («Индиана», «Жак», «Валентина»), которая была освоена в русской литературе 1840-х гг. (Герцен, Панаев, Кудрявцев, Дружинин). Что касается пересмотра традиционного образа «падшей» женщины («Лукреция Флориани»), то он начался в России несколько позднее и осуществлялся с демократических и религиозных позиций, как в творчестве шестидесятников, так и в произведениях Достоевского и Л. Толстого.

Тургенев, приступая к произведениям с ярко выраженным любовным сюжетом во второй половине 1850-х гг., все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви. Но у Жорж Санд среди ее «любимых» героинь был и этот тип, наиболее родственный тургеневскому идеалу. Уже в романах 1830-х гг. она дала разные варианты характера юной девушки, чистой и целомудренной, но смело пренебрегающей правилами приличия и поступающей часто довольно рискованно. Именно такой была пятнадцатилетняя Алезия Альдини, красавица-аристократка («La Dernière Aldini» /«Последняя Альдини», 1838), влюбившаяся в оперного певца Лелио, сына рыбака. Готовая соединить с ним свою судьбу, она не только назначала своему избраннику тайные свидания у себя дома, но могла одна отправиться к нему ночью ради решительного объяснения.

Однако, пожалуй, наиболее ярким и полнокровным образом, воплощающим тип незаурядной девушки, одаренной душевной красотой, нравственной чистотой и высокой идейностью, был образ Консуэло. Для Тургенева эта героиня, связанная с личностью Полины Виардо как основного прототипа, имела особую привлекательность. В дилогии о Консуэло – этом экспериментальном произведении со сложной подтекстовой структурой и многоуровневыми смыслами – Тургенева, по-видимому, прежде всего привлекал мотив пути главной героини-артистки, который в контексте всего произведения воспринимался как движение к подлинной любви, истине, сокровенному смыслу человеческого существования. Не случайно писатель работал над либретто оперы на этот сюжет.

В отличие от Жорж Санд, которая своих идеальных девушек помещала в прошлое (действие как в «Мопра», так и дилогии о Консуэло происходит в XVIII в.), не видя возможности их бытования в реальности, Тургенев утверждал идеал женщины – своей современницы.

Типологически близкий к жорж-сандовской героине, тип тургеневской девушки вызывал у современников противоречивые чувства и оценки от восхищения до полного неприятия. В дальнейшем с его рецепцией происходило примерно то же самое. Иннокентий Анненский в статье «Символы красоты у русских писателей» (1909) не без сарказма писал об однообразии отношения Тургенева к женской красоте. Он сравнил тургеневскую женщину с былинной «удалой поляницей», которая, будучи грандиозных размеров, сажает богатыря в карман вместе с лошадью, а затем предлагает ему «сотворить с ней любовь», после чего богатырь гибнет. Анненский отмечал «наглость властной красоты » тургеневских женщин, при этом мужчины оказывались «жертвами красоты» .

Несколько иную трактовку дал типу тургеневской девушки Николай Гумилев. В своем стихотворении «Девушке» из сборника «Чужое небо» (1912) он высвечивал свойственные ему рационализм и бесстрастие:

Мне не нравится томность

Ваших скрещенных рук,

И спокойная скромность,

И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,

Вы надменны, нежны и чисты,

В вас так много безбурно-осеннего

От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,

Прежде чем не сочтете, не смерите,

Никогда никуда не пойдете,

Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,

Что, взойдя на нагую скалу,

В пьяном счастье, в тоске безотчетной

Прямо в солнце пускает стрелу .

Другой поэт серебряного века, Константин Бальмонт, включил в свое стихотворения «Памяти И.С. Тургенева» восторженный гимн как тургеневским героиням, так и их создателю, впервые открывшему духовные потребности русской девушки:

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой,–

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты,–

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Не будь его, мы долго бы не знали

Страданий женской любящей души,

Ее заветных дум, немой печали;

Лишь с ним для нас впервые прозвучали

Те песни, что таилися в тиши .

Бальмонт объединил всех молодых героинь Тургенева, не замечая существенных различий. Наиболее репрезентативные «тургеневские девушки» – Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова. Каждая из них взрослеет и развивается до сложившейся личности у читателя на глазах, так как проходит через ряд испытаний – природой, музыкой (или искусством), гражданскими идеями и, конечно, любовью. Поэтому только пространство романа дает возможность для воссоздания и изображения «тургеневской девушки», идеальной в своей сущности во всей ее полноте.

У некоторых других тургеневских героинь сохраняются лишь отдельные черты созданного им культурно-исторического типа. Женские персонажи уже названных ранее повестей («Переписка», «Фауст») находятся на начальной (если уместно так выразиться) стадии развития «тургеневской девушки». Повесть можно назвать экспериментальной площадкой Тургенева для выработки его романных сюжетов и характеров. Пожалуй, ближе всего к модели «тургеневской девушки» Маша Перекатова из повести «Бретер», в которой есть два претендента и мотив испытания.

А вот Асю, наиболее часто «эксплуатируемую» в этом качестве в школьных сочинениях, вряд ли можно считать репрезентативным типом. Она не только совсем еще юное, не сформировавшееся существо, но к тому же внебрачная дочь дворовой крестьянки и барина. Первые девять лет ее жизни проходят на скотном дворе, после смерти матери она четыре года живет в доме нелюдимого, «почти разучившегося говорить» барина-отца, а в тринадцать лет переходит под покровительство своего сводного брата. Все это порождает в ней «фундаментальный дисбаланс», или деформированность сознания, дисгармоничность личности.

Как утверждает специалист по психоанализу, С.Н. Зимовец, Ася «живет в клиническом пространстве любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронарративов» . Конечно, Ася вызывала и вызывает сочувствие и симпатии как критиков (например, Чернышевского), так и читателей разных эпох, а также и самого автора, потому что она подкупает своей нравственной чистотой, поэзией своего первого любовного чувства. Но можно согласиться и с мнением специалиста, что «чувство Аси немотивировано и внезапно»: «Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция» . Примерно того же мнения был и А.Н. Островский, иронично заметивший, что у этой девушки – «золотуха, загнанная внутрь» .

По-видимому, следует выделить в созданных Тургеневым женских характерах особый тип «тургеневской девушки», доминантными чертами которого являются не только юность, невинность, нравственная чистота, но и цельность, гармоничность, стремление к развитию и поиску высокой любви. Она хочет любить достойного мужчину, служащего гражданским идеалам. Эта модель была сформирована потребностями 1840-х гг. В дальнейшем под влиянием новых запросов времени, появления трудов о женской психологии и собственного взросления Тургенев развивает найденный им характер, модифицирует его, наделяет каждую героиню свойственной только ей индивидуальностью. По мере исчезновения усадебной культуры исчезает и «тургеневская девушка» с присущими ей доминантными чертами.

Если воспользоваться структурой образов тургеневских героев, предложенной В.М. Головко, то можно и в тургеневской девушке выявить 4 уровня: онтологический, архетипический, историко-социальный и психологический. Она обязательно думает о смысле жизни, ищет свое предназначение; ей присуще интеллектуальное и эстетическое развитие со всеми вытекающими из этого интересами; она сформирована усадебной культурой 1840-1860-х гг. с присущей ей этикетом, ритуалом поведения. Наконец, психологический уровень – самый индивидуализированный, хотя общим признаком для всех является гордость

Тургеневская девушка как код вышла за пределы литературы и культуры, войдя в общественное сознание и общественную жизнь. Интересным явлением являются конкурсы тургеневских девушек. Впервые он был проведен в Орле в 2007 году в рамках международного фестиваля «Мода на русское». Поначалу он был обозначен как Конкурс интеллекта и творчества и проводился как яркое театрализованное представление –межрегиональный конкурс русского стиля и этикета. Инициатором его проведения стал Орловский областной центр народного творчества во взаимодействии с Управлением культуры и архивного дела Орловской области. Победительница конкурса получила звание «тургеневской девушки» и была награждена путешествием в «тургеневский» Париж. Для всех остальных участниц была организована поездка в Санкт-Петербург.

В настоящее время конкурс получил самостоятельный статус.

Цели и задачи конкурса

  • воспитание интеллектуальной, нравственной и творческой личности на духовных идеалах русской литературы;
  • формирование у молодежи инициативности и коммуникабельности, всестороннего развития личности, желания физически и духовно совершенствоваться;
  • выявление ярких, талантливых, увлеченных людей для дальнейшего развития и совершенствования в сфере творчества и искусства, активного участия в культурной и общественной жизни страны;
  • сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
  • развитие культурного потенциала нации;
  • изучение особенностей русского женского характера, ума, такта, душевной стойкости и проецирование их в мировоззрение и характер современной русской девушки;
  • укрепление общих культурных интересов и близости между поколениями;
  • популяризация творческого наследия выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева;
  • формирование стремления к изучению исторических и культурных традиций России и Орловской области.

Сроки и порядок проведения конкурса

Условия конкурса : в конкурсе могут принять участие девушки 16-22 лет (1996-2002 года рождения), проживающие на территории Российской Федерации, рекомендованные региональными органами и учреждениями субъектов Российской Федерации.

Конкурс проводится в два этапа:

  1. Предварительный этап (заочный).

Для участия в первом этапе необходимо не позднее 1 июля 2018 года представить в оргкомитет конкурса следующие конкурсные материалы:

1.Заявка на участие (Приложение № 2), анкета сопровождающего лица (представителя региона) (Приложение № 3)

2. Заполненный и подписанный бланк на обработку персональных данных , как участницы, так и сопровождающего (представителя региона). Для несовершеннолетних участниц оформляется родителями или законными представителями участницы (Приложение № 4);

3. Фотографии участницы (портрет и фото в полный рост);

4. Характеристика участницы ;

5.Видеоматериал реализованного социального проекта . Социальный проект – вид деятельности, направленный на развитие социальной сферы (например, помощь детям-сиротам, решение экологической проблемы, пропаганда здорового образа жизни, помощь бездомным животным и т.д.);

6.Эссе на тему «Письмо к Тургеневу» . Работа должна соответствовать жанру эссе. Это небольшое по объему мини-сочинение, в котором участник излагает свое видение темы, стараясь обосновать его, выразить свои мысли и чувства. (Приложение №5).

  1. Конкурсная программа.

19-20 октября в г. Орел состоится конкурсный отбор, где жюри выберет обладательницу звания «Тургеневская девушка – 2018».

Программа конкурсного отбора включает:

1.Конкурс «Визитная карточка» . Конкурсантка должна представить себя, рассказать о своих увлечениях, актуальности выбранного социального проекта. Возможно использование сценического костюма, показ видеоролика с обязательным комментированием (до 3 мин.) ;

2. Конкурс художественной декламации «Вне времени и пространства» , посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Конкурсантка декламирует любое стихотворение или логически законченный отрывок из произведений И.С. Тургенева на иностранном языке (английский, немецкий, французский) (до 2 мин.) ;

3.Конкурс «ART-Hall» (литературно-музыкальная гостиная). Конкурсантка показывает с участием группы поддержки логически законченный фрагмент в форме музыкального спектакля, литературно-музыкальной композиции, сочетающей в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и вокальное искусство, в основе которого – произведения И.С. Тургенева (до 8 минут) .

Организаторы оставляют за собой право изменить или дополнить перечень конкурсных этапов.

Орловский конкурс вызвал подражание: в Якутске 22 марта 2018 в одной из средних школ был организован по образцу Орловского «Разгадка тайны тургеневской девушки».

Оценивали оригинальность и своеобразие костюмов, пластику и соответствие образу, умение держать контакт со зрителем. Участницы рассказывали о своих увлечениях, интересах, а также о своем понимании образа «тургеневской девушки».

Для благовоспитанной девушки в 19 веке обязательным считалось знание английского, французского, немецкого языков, рукоделие, они обучались также живописи и музыке, танцам. Вторым был творческий конкурс, который состоял из двух заданий: участницы продемонстрировали свои творчески способности, а затем артистические и сценические навыки в прочтении отрывков из художественных произведений.

Третьим был интеллектуальный конкурс, который позволял жюри оценить кругозор, эрудицию, знание литературы, искусства, живописи. Каждая из участниц отвечала на вопросы, которые вынимала из «волшебной» шкатулки.

Эти конкурсы показывают актуальность этого литературного кода и оказывают благотворное влияние на современную, так как способствуют развитию ее эстетическому и этическому развитию. Поэтому оказывается, что Тургенев не просто русский классик, но и наш современник, который создал такой гармоничный образ русской девушки, которому хочется подражать.

Список литературы:

1. Анненский И. Символы красоты у русских писателей // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

2. Бальмонт К. Из книги стихов «Под северным небом». СПб., 1894. Стихотворение было прочитано автором 31-го октября 1893 года в Москве, на заседании Общества Любителей Российской Словесности, посвящённом памяти И. С. Тургенева

3. Белецкий А.И. Тургенев и русские писательницы 30-60-х гг. // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923.

4. Буренин В. Литературная деятельность Тургенева. СПб., 1884.

5. Воспоминания Прасковьи Николаевны Татлиной (1812–1854) // Русский архив. 1899. №№ 9–12. С. 220.

6. Гумилев Н. Стихи. Проза.

7. Доманский В.А. Русский усадебный текст: образ мира, эстетика, поэтика // Доманский В.А., Кафанова О.Б., Шарафадина К.И. Литература в синтезе искусств. Сад как город и текст. СПб., 2010. С. 14–25.

9. Зимовец С.Н. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта (опыт инвективного психоанализа) // Клиническая антропология. М., 2003.

10. Ерофеев В. Энциклопедия русской души Тургеневская девушка // Радио свобода. Электронный ресурс: http :// archive .svoboda .org /programs /encl /2004/ encl. 042404.as.

11. Кафанова О.Б. Русский жорж-сандизм // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб, 2003.

12. Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века. (Мифы и реальность.) 1830–1860 гг. Томск, 1998. – 410 с.

13. Кафанова О.Б. Феномен Жорж Санд в России XIX века // Жорж Санд. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. Под ред. член-корр. РАН А.Д. Михайлова. Т. 1. 1832-1900 гг. М., 2005.

14. Кийко Е.И. Героиня жоржсандовского типа в повести Тургенева «Переписка» // Русская литература. 1984. № 4.

15. Лой А. Тургеневская девушка. Электронный ресурс: http://samlib.ru/l/loj_a_w/turgen.shtml

16. Муратова Т. Тургеневская девушка // Электронный ресурс: http://www.stihi.ru/2009/07/06/760 .

17. Надточий Э.Топологическая проблематизация связи субъекта и аффекта в русской литературе. (Из философских наблюдений над эволюцией поэтики золотухи) //Логос, 1999. № 2 (12).

18. Николаев Ю. Тургенев. Критический этюд. М., 1894.

19. Павлова К.К. Собр. соч. М., 1915. Т. 2.

20. Пумпянский Л.В. Романы Тургенева и роман «Накануне». Историко-литературный очерк // Тургенев И.С. Соч. М.; Л., 1929. Т. 6.

21. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. М., 1978–1986. Письма: В 18 т. М., 1982–213. С. 179.

22. Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879.

23. Юферева Э. Будущее «тургеневской девушки» // Электронный ресурс: turgenev-archive. blogspot. com/2011 /03/blog-post.html‎.

Баллы: 0

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Образ "тургеневской девушки"

Творчество И. Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип. Речь идет о таком явлении как "тургеневская девушка".

В основу явления ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. В исследовательской литературе главными прообразами рассматриваемого стереотипа принято считать Наталью Ласунскую (роман "Рудин"), Марианну Синецкую (роман "Новь"), Елену Стахову (роман "Накануне"). Всех этих героинь объединяют неизменные характеристики.

Прежде всего, "тургеневская девушка" отличается наличием гармоничного и цельного внутреннего мира. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка потрясающе органично ощущает себя наедине с природой. Многих тургеневских героинь отличает врожденная скромность и простота, но за этой видимостью стоит крепкая воля и непреклонный характер. В большинстве случаев девушкам приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, однако каковы бы ни были преграды, в своем желании достигнуть цели девушки идут до самого конца.

Кроме того, "тургеневская девушка" предполагает не только наличие специфических черт характера, но и некоторые внешние особенности. Многие героини писателя обладают фарфоровой (и даже слегка прозрачной) белой кожей, на которой то и дело вспыхивает легкий румянец (способность девушек стесняться и краснеть писатель Тургенев подчеркивает особенно выразительно). Героиням также свойственна природная стройность, тонкие музыкальные пальцы, утонченность и правильность черт лица, тяготение к нежным пастельным тонам в выборе одежды.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...