Как развивать в человеке совесть сжатое изложение. Сжатое изложение по тексту «Каждый человек знаком со своим внутренним голосом …

Тексты для написания сжатого изложения взяты

из пособия для подготовки к ГИА-2014 (9 класс)

под ред. Н.А.Сениной (Легион 2013).

Они актуальны и в 2015 году!

ТЕКСТ №1 «Мир детства»


Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.


Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.


Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.

(По В.И.Белову) 184 слова

ТЕКСТ №2 «Дерево»

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.

(По А.Камкину) 198 слов

ТЕКСТ №3 «Леса»

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К.Паустовскому) 187 слов

ТЕКСТ №4

Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.

…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

(Г.Троепольский) 183 слова

ТЕКСТ №5 «Доблесть»

А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.

Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси.

(По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов

ТЕКСТ №6 «Добрые чувства»

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.


Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.

ТЕКСТ №7 «Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

ТЕКСТ №8 «Музыка»

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.


Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили. (В.Астафьев) 190 слов


Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок. (По Д.Шеварову) 235 слов

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

(По материалам учебного пособия «Основы нравственности») 197 слов


Вариант № 1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в распорядке нашей жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, дружеское общение сокращается и перестаёт быть значимым.

Но вот парадокс. Раньше круг общения был ограниченным. Сейчас же человек угнетён избыточностью общения. Поэтому он везде стремится обособиться.

И всё-таки отношения с друзьями остаются на первом месте. Потребность в дружеском общении не уменьшается. Дружба согревает душу человека. Людям важно знать, что им есть к кому обратиться в минуты радости или в трудной ситуации.

Вариант № 2

У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. Мы храним о них светлые и яркие воспоминания.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все современные гаджеты, игрушка незаменима. Она развивает ребёнка, учит его общению.

Игрушка – ключ к пониманию сознания ребёнка. Чтобы развить в маленьком человеке положительные качества, сформировать в нём верное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушки. Негативные игрушки не способны воспитать полноценного человека.

Вариант № 3 Когда мне было лет десять чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других знаю, что для них «будильником» чувства природы были разные события. Интерес к великому таинству жизни в ребёнке может разбудить многое.

Вырастая, человек умом постигает, как сложно всё в живом мире взаимосвязано. Наша жизнь во многом зависит от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит любовь. Она делает познание мира увлекательным. С нею человек обретает точку опоры. Любовь к природе – это любовь, приближающая человека к счастью.

Вариант № 4

Какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, он обездолен, если не прочёл драгоценных книг. Такие утраты не восполнимы.

Взрослый может прочесть книгу в любое время. В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытие. И острота восприятия в детстве такова, что ранние воспоминания могут повлиять потом на всю жизнь. Впечатления детства - фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Биография человеческой души – постепенное прорастание этих семян.

Последующая жизнь человека сложна. Она состоит из поступков. Но очевидно, что каждый поступок человека был посеян в детстве.

Вариант № 5

Мы часто говорим о сложностях воспитания молодого человека. И самая большая проблема – ослабление семейных уз. А если в детстве семья не заложила в человека ничего прочного в нравственном смысле, потом у общества будет много хлопот с таким гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители, не додав в детстве тепла ребёнку, пытаются загладить вину запоздалой опекой, материальными благами.

Мир изменяется. Но если родители не сумели установить внутренний контакт с ребёнком, то жизнь его обедняется.

Вариант № 6

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. «Не может быть! Я ведь не сделал для него ничего хорошего!» - воскликнул человек. Вот алгоритм чёрной неблагодарности.

В жизни этот человек не раз встречался с людьми безнравственными. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если вести себя неблагодарно по отношению к другим, то и люди вправе ответить тебе тем же.

К этому явлению следует относиться философски. Совершая добро и зная, что оно окупится, вы будете счастливы. А это и есть цель жизни – прожить её счастливо.

Вариант № 7

Времена меняются, и у новых поколений жизненные цели, интересы совсем другие. Но трудные личные вопросы остаются неизменными. Во все времена подростков волнует, как отличить увлечение от настоящей любви.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку необходимо реализовать себя в общении со сверстниками. Он стремится показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь - это безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие раскрывает всё лучшее в личности. Настоящая любовь включает в себя не только дружеские отношения. Она всегда больше дружбы. Ведь только в любви мы признаём полное право другого человека на наш мир.

Вариант № 8

Неуверенность в себе - проблема древняя. Но она привлекла к себе внимание сравнительно недавно. Тогда стало понятно, что неуверенность в себе может стать причиной неприятностей и серьёзных заболеваний.

А проблемы психологические? Ведь нерешительность в себе - хорошая почва для постоянной зависимости от чужого мнения. Зависимый человек видит свои поступки глазами окружающих людей. Ему хочется одобрения ото всех, поэтому он не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Учёные ищут ответ на этот вопрос. Ясно, что преодолеть неуверенность может человек, умеющий правильно ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Вариант № 9

Сущность понятия «власть» - в возможности одного человека заставить другого сделать что-то, противоречащее воле последнего. Дерево всегда растёт ровно вверх, обходя любые препятствия.

Человек тоже однажды захочет выйти из повиновения. Люди покорные страдают. Но сбросив однажды эту ношу, они нередко превращаются в тиранов. Человек, командующий везде и всеми, обязательно будет одинок в конце жизни. Ведь на равных он общаться не может и чувствует тревогу, когда не выполняют его распоряжений.

Командовать и управлять людьми – разные вещи. Умеющий управлять берёт ответственность за поступки на себя, сохраняя психическое здоровье людей.

Вариант № 10

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это познание мира и человека.

В искусстве человек создает образ как свой след в истории. Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство человек и народ осмысляют свою жизнь и место в мире.

Искусство позволяет нам не только соприкоснуться с личностями и цивилизациями, но и узнать и понять их. Ведь язык искусства универсален и даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Поэтому издавна мы относимся к искусству как к могучей силе, передающей потомкам образ времени и человека.

Вариант № 11

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в окопах. Они ещё не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности простых вещей. Война наполнила их душевный опыт до предела, и они могли хранить в душе тепло ушедшей юности.

Выжившие сохранили веру и надежду. Они стали непримиримее к несправедливости и добрее к добру.

Память о войне должна жить. Ведь главные участники истории – это люди и время. Не забывать о времени – это значит не забывать людей, и наоборот.

Вариант № 12

Универсального рецепта того, как выбрать правильный жизненный путь, не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в этот ответственный период человек выбирает самое главное и на всю жизнь.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. Ошибки нельзя исправить, а неверное решение будет иметь последствия. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и упорно идёт к намеченной цели.

Вариант № 13

Среди человеческих ценностей есть те, которые не изменяются с течением времени и имеют большое значение для людей. Это вечные ценности. Одна из них – дружба.

Люди часто употребляют это слово. Но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Все определения сходны в одном. Дружба – это взаимопонимание, основанное на доверии и взаимопомощи.

Настоящая дружба объединяет людей с общими жизненными ценностями и духовными ориентирами. На такую дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут редко встречаться, но остаются друзьями. Подобное постоянство – черта настоящей дружбы.

Вариант № 14

Слово «мама» - особое, оно рождается с человеком и сопровождает его всю жизнь. Оно нежно звучит на всех языках мира.

Место матери в жизни человека – особое. Мать всегда поймёт своего ребёнка, её любовь окрыляет. В сложных ситуациях человек вспоминает мать и верит, что она поможет. Слово «мама» становится равноценным слову «жизнь».

Сколько произведений искусства посвящено матери! «Берегите мать!» - писал Расул Гамзатов. Но часто мы слишком поздно понимаем, что дарить матери радость надо каждый день. Благодарные дети – лучший подарок для матери.

Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть - это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины - это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

(По материалам учебного пособия «Основы нравственности»)

Сжатое изложение

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство - совесть. Это своего рода духовный инстинкт, который лучше отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя помимо нашего желания. Мы не можем себя убедить в том, что поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Трудно определить, что такое совесть. Это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины - это неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Сознание вины возникает тогда, когда совесть выражает неодобрение, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

Изложение 1.

Испытания дружбы

Вариант 1

Сегодняшнее время диктует новое испытание для дружбы. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Чтобы добиться цели, нужно экономить время. В результате человек общается с друзьями всё меньше.

Но вот парадокс: человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Сейчас мы стремимся обособиться, уединиться.

Несмотря на все это, отношения с друзьями остаются для нас на первом месте.

Из Интернета

Вариант 2

Наше насыщенное делами и событиями время – огромное испытание для дружбы, потому что стремление быстро реализовать себя принесло для людей понимание значимости времени. Каждый из нас осознает: чтобы добиться цели, нужно экономить не только день, но и час…. В результате человеку на общение с друзьями остается всё меньше времени.

Но что удивительно: времени становится все меньше, а человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Вот люди и стремятся обособиться, уединиться.

Вариант 3

Главное испытание для дружбы на сегодня – перемены в образе и распорядке жизни людей, которые изменились в связи с ускорением темпа бытия. Так, гостеприимство перестало быть значимым, и встречи друзей стали редкими.

В нашем мире человека угнетает избыточность вынужденного общения, особенно в больших городах. Защищаясь, люди стремятся обособиться. Казалось бы, это должно свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так.

Отношения с друзьями остаются на первом месте, так как дружба согревает душу уверенностью, что и в радости, и в горе мы не будем одиноки. (85 слов)

Ира

Изложение 2

О роли игрушки

Вариант 1

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (83 слова)

Из Интернета

Вариант 2

Любимая игрушка, которая была у каждого, - это самое яркое детское воспоминание.

В современный компьютерный век виртуальные игрушки, кажется, должны заменить реальные. Но это не так: традиционная игрушка остается незаменимой, развивая малыша, обогащая его жизненный опыт.

Так как игрушка – ключ к сознанию ребенка, необходимо тщательно выбирать ее, потому что игрушка укрепляет в нём положительные качества, формирует правильное понимание добра и зла. Необходимо помнить: воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности невозможно. (72 слова.)

Настя

Изложение 3

«Будильник» чувства природы

Вариант 1

У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. Для меня им стала книга «Животные-герои», для кого-то – месяц, проведённый летом в деревне, первый поход с ночёвкой в лесу...

Надо ли перечислять всё, что может пробудить интерес ребёнка к природе? Вырастая, человек должен постигать умом, как всё взаимосвязано в живом мире, как этот мир прочен и уязвим одновременно.

Но всё-таки не ум, а Любовь ко всему живому делает познание мира столь интересным и даёт некую точку опоры в отсчёте всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки… Любовь, приближающая человека к счастью. (93 слова)

Из Интернета

Вариант 2

Для многих людей «будильником» чувства природы стали путешествия с рюкзаком, прогулки в лесу с друзьями, а для меня – книга «Животные-герои».

Совершенно неважно, что именно вызывает в детстве интерес и благоговейное чувство к лесам и полям, рекам и горам. Взрослея, человек понимает, что все в живом мире взаимосвязано: наша жизнь зависит от здоровья природы.

Но в начале всего стоит Любовь ко всему живому. Она помогает нам познать мир, обрести важную точку опоры и отсчета жизненных ценностей. Именно Любовь к природе приводит человека к счастью. (83 слова)

Ира

Изложение 4

Впечатления детства

Вариант 1

Без прочтения книг домашняя и школьная жизнь ребёнка становится обделённой. Нельзя восполнить упущенное в детстве время, потому что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные, они составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка.

Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Очевидно, что все качества личности взрослого человека были заложены в детстве, имели своё семечко. (77 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Если в детстве ребенок не прочел драгоценных книг – он обделён: ранние впечатления влияют потом на всю жизнь. Впечатления детства – фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена. Не все они расцветут. Но биография человеческой души такова, что большинство из этих семян постепенно прорастут.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Но всякая черта характера взрослого человека, всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, своё семечко. (71 слово)

Егор

Изложение 5

Воспитание ребенка

Вариант 1

Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы семья не заложила человеку ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, переложили свои обязанности на других, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой. (91 слово)

Из Интернета

Вариант 2

Несомненно, воспитать ребенка очень сложно! И главная проблема в этом деле - уменьшение значения семьи. Если основная ячейка общества в детстве не заложит в ребенка ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями. Они не додали ему душевного тепла в малом возрасте и, ощущая свою вину, стремятся в будущем оплатить мелочной опекой и материальной заинтересованностью.

Если родители так и не смогли установить контакт с ребенком, то не стоит удивляться тому, что он вырастет циничным, а жизнь его будет нравственно бедной. (93 слова)

Изложение 6

О добре и зле

Вариант 1

Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть: ведь он ничего хорошего для него не сделал. В жизни, видимо, он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.

К этому явлению надо относиться философски. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Добро творят возвышенные натуры. (92 слова)

Из Интернета

Вариант 2

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. « Но я ведь ничего хорошего для него не сделал!»- удивился тот, имея в виду, что большинство людей на добро отвечают злом.

Нравственность – это путеводитель по жизни, и если о нем забыть, то можно не просто сбиться с жизненного пути, но и растерять всех тех, кто всегда относился к тебе хорошо.

Как же воспринимать это явление? Философски. Совершать добро и помнить, что оно наверняка окупится. И вы от этого будете счастливы, потому что выполните главную цель своей жизни. И помните: творят добро возвышенные натуры. (93 слова)

Изложение 7

О любви

Вариант 1

У каждого нового поколения свои вкусы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь – это безусловное доверие, раскрывающее в каждом все лучшее, на что способна личность. Настоящая любовь всегда больше дружбы. Только в любви мы признаём за другим человеком полное право на все, что составляет наш мир. (89 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Каждое новое поколение имеет другие жизненные цели, вкусы. Не меняются лишь личные вопросы, которые разрешить трудно: как привлечь к себе внимание того, кто нравится и как отличить привязанность от любви?

Первая мечта о любви - это мечта о взаимопонимании, которое поможет девушке или юноше реализовать себя, проявить свою индивидуальность перед тем, кто готов его понять.

Любовь, несомненно, основывается на доверии двоих друг к другу, раскрывающем в каждом всё то лучшее, что есть в его душе. Настоящая любовь включает в себя дружеские отношения, но она всегда больше дружбы, так как только в любви мы делимся с другим человеком всем тем, что составляет наш мир. (103 слова.)

Изложение 8

Как преодолеть неуверенность?

Вариант 1

Неуверенность в себе – проблема древняя, но лишь в середине XX века стало понятно, что

она может стать причиной массы неприятностей, вплоть до серьёзных заболеваний.

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения,

при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать

жизненные ситуации в своих интересах.

Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит

цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты. (75

Из Интернета

Вариант 2

Совсем недавно внимание ученых привлекла проблема, известная с древности, - неуверенность в себе. Привлекла потому, что все усиливающаяся неуверенность приносит массу неприятностей.

Неуверенность в себе может стать причиной зависимости от мнения других людей. И как итог: мнение окружающих кажется более важным и значимым, чем собственное. Хочется одобрения ото всех, а раз это невозможно, то такой человек становится нерешительным.

Как же избавиться от неуверенности в себе? Необходимо преодолеть робость, правильно ставить жизненные цели и позитивно оценивать свои результаты. (77 слов)

Влада

Изложение 9

Сущность понятия «власть»

Вариант 1

Власть – это возможность заставить делать другого человека то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек, подобно дереву, стремящемуся обойти препятствия, которые мешают ему расти, хочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но и нередко сами становятся тиранами.

Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество, так как он не умеет общаться на равных. Внутри у него тревога, сменяющаяся спокойствием лишь при выполнении его распоряжений. Командиры – нечестные люди, плодящие несчастье.

Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя. (86 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Возможность заставить другого человека делать то, что тот не желает, – это и есть «власть». Но не всякий из нас хочет подчиняться. Как деревья, которым мешают расти вверх, изгибаясь под препятствиями, тянутся к солнцу, так и человек старается выйти из подчинения. А вот покорные люди чаще всего страдают…

Несчастен и тот человек, который привык командовать. Он на равных общаться не умеет, поэтому всегда одинок. И чувствует себя спокойно «командир», лишь когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения.

Но есть способ остаться счастливым и психически здоровым тому, кто обличен властью. Нужно не командовать, а управлять людьми, умея ответственность за поступки брать на себя. (100 слов)

Изложение 10

Что такое искусство?

Вариант 1

Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории.

Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. (72 слова)

Из Интернета

Вариант 2

Искусство нельзя определить одной формулой: ведь оно очарование и колдовство, познание мира и человечества. В искусстве человек создает свой образ, который остается в истории на века

Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием, благодаря которому он может осмыслить свою жизнь и свое место в мире, соприкоснуться с разными личностями и народами. Язык искусства универсален, и именно он дает человечеству ощутить себя как единое целое.

С глубокой древности отношение к искусству сформировалось не как к развлечению, а как к могучей силе, способной передать своим потомкам образ времени. (88 слов)

Изложение 11

Война- жестокая школа для детей

Вариант 1

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время. (89 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а оружие. Не обладая жизненным опытом, дети не понимали истинной ценности простых вещей.

Война заставила их быстро повзрослеть: плакали они не от горя, а от ненависти. Те, кто остался в живых, вернулись с полей сражений, сумев сохранить в себе чистую душу, став непримиримее к злу, добрее к добру.

Память о войне должна жить: ведь главные участники истории - это Люди и Время. Ни то, ни другое забывать нельзя! (89 слов)

Вариант 3

Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.

Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.

Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (111 слов)

Тренинг на сайте

Изложение 12

Выбор жизненного пути

Вариант 1

Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (87 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Совершенного рецепта, как выбрать верный путь в жизни, нет. Нужно помнить, что окончательный выбор всегда остается за человеком.

И его мы делаем еще в раннем детстве, но, по мнению ученых, самый ответственный период – это подростковый. Именно тогда выбирается самое главное: ближайший друг, круг интересов, профессия.

Такой выбор - дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то, конечно, удастся изменить, но не все. Успех приходит к тем, кто знает, чего хочет, решительно делает выбор, упорно достигает намеченных целей. (86 слов)

Изложение 13

О дружбе

Вариант 1

Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (86 слов)

Из Интернета

Вариант 2

В человеческом обществе есть ценности, которые изменяются, пропадают, становясь пылью времени, и вечные ценности, сохраняющиеся в веках. К ним, несомненно, относится дружба.

Слово это произносится нами очень часто, но мало кто может четко ответить, что такое дружба. Взаимоотношения, основанные на полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь, – это и есть дружба.

На настоящую дружбу не влияют время и расстояние. Настоящие друзья могу редко встречаться, не часто разговаривать, но это не мешает им оставаться близкими людьми. И все потому, что у них одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. (90 слов)

Вариант 3

Есть ценности, которые пропадают, становясь пылью времени. Но есть и такие, которые, как бы ни изменялось общество, имеют большое значение для людей. Среди таких вечных ценностей свое место занимает дружба.

Люди постоянно употребляют это слово, но не всегда могут объяснить его значение. Дружба- это взаимоотношения людей, основанные на доверии друг к другу и готовности прийти на помощь в любое время.

На дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке много лет, но всё равно оставаться близкими друзьями. (86 слов)

Изложение 14

О маме

Вариант 1

Слово «мама» - особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа, и везде оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.(99 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Есть слово в языке любого народа, которое звучит с особой нежностью и сопровождает нас всю жизнь. Это слово «мама»…

Оно равнозначно слову «жизнь», потому что в трудные минуты именно она приходит на помощь, делит с нами и горе, и радость.

Художники, композиторы, поэты создали замечательные произведения о матери! К сожалению, слова известного поэта Расула Гамзатова: «Берегите матерей!»- мы часто забываем и поздно осознаем, что забыли сказать много добрых слов своей маме. Чтобы потом не жалеть об этом, нужно дарить ей радость постоянно: ведь благодарные дети – лучший подарок для матери. (89 слово)

Изложение 15

Взаимовыручка и взаимопомощь

Вариант 1

Человеческое общество сформировалось и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым. В современном обществе, где царствует идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. К чему это ведет?

Ведет к тому, что индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

Но если мы хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть, то мы должны помогать друг другу, а не жить по принципу примитивного эгоизма. Помогать просто так, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно. (94 слова)

Вариант 2

Многие люди сейчас забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. Но человеческое общество сформировалось и существует именно благодаря общему делу и помощи слабым.

Разве мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения: нет других интересов,кроме наших собственных?! Вот он, индивидуализм, разрушающий общество и ослабляющий нас. И только взаимная поддержка может сохранить и сплотить людей. Что же важнее – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Конечно, первое!

Чтобы ни от кого не зависеть, мы должны понимать и помогать друг другу, при этом не искать собственной выгоды. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно. (87 слов)

Ира

Изложение 16

О доброте

Вариант 1

Мальчишки на вопрос, каким человеком хотят стать, перечисляют многие лучшие черты, забывая о доброте. Но ведь без доброты невозможна душевная красота личности.

Добрые чувства необходимо воспитывать в детстве, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых истин. Человечность, доброта рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире достаточно зла, нам стоит быть терпимее по отношению друг к другу и совершать смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. (82 слова)

Вариант 2

На вопрос: «Каким человеком тебе хочется стать?» - сотни мальчишек отвечали по-всякому, но никто не ответил – добрым. Почему же доброта для ребят не столь важна, как храбрость и мужество: ведь без нее невозможна душевная красота человека?

Добрые чувства уходят корнями в детство. В тот период их и нужно воспитывать, помня, что человечность и доброта рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства - это средоточие человечности. Нам стоит быть терпеливее и добрее по отношению к другим и окружающему миру: ведь в нем достаточно зла. Путь добра - это самый приемлемый путь для человека. (92 слова)

Милана

Изложение 17

Почему в детстве человек счастлив?

Вариант 1

Почему в детстве человек счастлив? Потому что по природе своей ребенок – существо, предрасположенное к счастью. И потому, что ему пока не с чем сравнить жизнь. Но главное состоит в том, что душа ребенка более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

Повзрослев, человек всегда найдет повод почувствовать себя глубоко несчастными. Он придумывает несуществующую драму, искренне жалуется на нее друзьям, тратя на переживания здоровье, душевные силы.

И лишь когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы были выдуманные страдания. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе, что были глупы, страдая из-за какой-то ерунды. (94 слова)

Оля

Вариант 2

В детстве человек счастлив по нескольким причинам. Во-первых, ребенок – существо предрасположенное к счастью. Во-вторых, ему пока не с чем сравнить жизнь. И, в-третьих, душа его еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру, чем душа взрослого человека.

А вот взрослые люди, как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, не успокоятся, пока не найдут в ней некую занозу, чтобы почувствовать себя глубоко несчастными. И они верят в придуманную драму, тратя на переживания время и здоровье.

И лишь перед лицом истинного горя они понимают, сколь были нелепы выдуманные страдания и как бездарно потеряно время, когда они могли быть счастливы.(99 слов)

Вика

Изложение 18

О предательстве

Вариант 1

Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага.

Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть. Но её у него нет. Один раз предав, человек предаст снова и снова.

Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной. (76 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Нередко слышим высказывания о том, что нас предали. Чаще всего предают те, в кого мы вкладываем душу. Чем больше делаешь для человека, тем больнее воспринимаешь предательство.

Многие надеются, что у предателя проснется совесть, но у него ее нет. Первое предательство дает толчок новым вероломствам.

Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели ведут себя по-разному: оправдывают свое поведение или стараются все забыть. Ясно одно: жизнь предателя становится никчемной, пустой и лишенной смысла. (70 слов)

Изложение 19

Память о войне

Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам исчезает сначала второстепенное, а затем - и существенное. Уходят из жизни ветераны, те, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Поэтому, если в документах и в произведениях искусства не будет отражено самопожертвование народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает искусство: снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные книги. И все потому, что остается боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней.(115 слов)

Вариант 2

Почему память о Великой Отечественной войне жива в сердцах и душах людей? Потому что нельзя забыть наш беспримерный подвиг во имя победы над немецким фашизмом.

Но все-таки память человека со временем ослабевает, многое из пережитого забывается… К тому же уходят ветераны, которые могли бы рассказать о войне. Остаются документы и произведения искусства, где отражены самопожертвование и стойкость народа.

Тема Великой Отечественной войны до сих пор питает литературу и искусство. Сняты прекрасные фильмы, написаны замечательные произведения литературы. И все потому, что боль, не покидающая душу народа, не стихает. Единственное, что должны мы учитывать, - это правдивость и достоверность в изображении войны.(100 слов)

Изложение 20

В современном мире нет человека, который бы не соприкасался с искусством, значение которого велико: книги, кино, театр прочно вошли в нашу жизнь. Но особое воздействие на человека оказывает художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость, дает возможность отдохнуть и развлечься. Но неправильно было бы видеть в нем только средство получения удовольствия, так как его значение в нашей жизни серьезней: искусство помогает лучше познать мир и самого себя.

Оно способно сохранять черты эпохи, становясь хранилищем памяти для последующих поколений. Искусство незаметно формирует характер и взгляды человека, поэтому люди и обращаются к этому источнику духовной и нравственной силы.

Ира

Изложение 21

Что нужно сделать, чтобы оценить доброту и понять ее значение?

Вариант 1

Что нужно сделать, чтобы оценить доброту и понять ее значение? Для этого необходимо ее испытать, проникнуться лучом чьей-то доброты, почувствовать, как этот луч овладевает сердцем.

Чужая доброта – это теплота, от которой согревается душа. Человек, раз испытавший доброту, не может рано или поздно не ответить тем же.

Почувствовать в своем сердце пламя доброты – это большое счастье. В такие моменты человек находит в себе свое лучшее, и для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (74 слова)

Вариант 2

Доброта приходит не по обязанности, а как дар. Чтобы оценить и понять ее, надо самому воспринять луч чужой доброты и пожить в нем.

И эта чужая доброта не только согреет сердце, но и вызовет ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить тем же.

Почувствовать в своем сердце огонь доброты - это великое счастье! В этот миг человек находит в своей душе лучшее. И сразу исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». Для вражды и ненависти не остаётся места в душе.(84 слова)

Изложение 22

О мечте

Вариант 1

Если отнять у человека способность мечтать, то у него отпадёт желание борьбы во имя будущего, которое мы должны предугадать. Отсутствие мечты у людей приведет и к тому, что не будут развиваться культура и наука.

В чем ценность мечты? В том, что она тревожит человека и заставляет его желать более совершенной жизни, вызывает волнение, источник высоких чувств. Поэтому мечта нужна не только детям, но и взрослым.

Только лицемер может сказать, что нужно успокоиться на достигнутом. Но тогда у нас не будет прекрасного будущего, поэтому нужно уметь мечтать, мечтать страстно и глубоко, красиво и действенно. (93 слова)

Вариант 2

Способность человека мечтать есть побудительная причина, рождающая культуру, искусство, науку. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Предугадывая будущее, они должны создавать у нас ощущение, что мы живём в этом будущем.

Мечта вызывает волнение, тревожит и заставляет страстно желать новой жизни. В этом её ценность. Поэтому она нужна не только детям, но и взрослым.

Нужно уметь мечтать страстно, глубоко, воспитывать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.(70 слов)

Изложение 23

В чем польза чтения?

Вариант 1

Польза чтения книг очевидна. Оно расширяет кругозор, обогащая внутренний мир человека, увеличивает словарный запас, вырабатывает четкое мышление. Убедиться в этом легко. Стоит вдумчиво прочесть классическое произведение, и сразу заметишь, что стало проще выражать мысли. Чтение серьезных произведений заставляет постоянно думать, потому что оно развивает логическое мышление.

Вариант 2

Польза чтения книг очевидна. Во-первых, они расширяют кругозор человека, делают его умнее. Во-вторых, читающий человек грамотнее говорит. В-третьих, чтение увеличивает наш словарный запас, вырабатывает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла и убедитесь, что после прочтения будете соображать быстрее, ваш ум станет острее. Чтение полезно и потому, что влияет на нас нравственно. После прочтения классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (80 слов)

Соня

Изложение 24

Какой должна быть хорошая книга?

Вариант 1

Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, заставлять вас задуматься, выразить эмоции. Она должна нести глубокий смысл, который делает книгу полезной.

С чего начать чтение? С книг из школьной программы, если вы их читали в сокращённом виде, потому что это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Расширяет ваш кругозор и научно-популярная литература, которая даст возможность саморазвитию. Сделайте книгу вашим лучшим другом. (91 слово)

Вариант 2

Какой должна быть хорошая книга? Интересной, написанной богатым языком, заставляющей задуматься над жизнью.

Не стоит увлекаться одним жанром литературы. Так, чтение только фантастики способно превратить читателей в никчемных мечтателей.

Если вы не читали книг из школьной программы, то следует начать именно с них, потому что классическая литература – это обязательная база для каждого человека. Она научит вас быть чуткими, эмоциональными, поможет увидеть красоту мира, понять себя и людей. Полезно читать и научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире. (81 слово)

Изложение 25

О семье

Вариант 1

Иметь семью и детей необходимо и естественно. Главой семьи издавна считался отец, которого дети уважали и слушались. Он занимался тяжелым трудом, а старшие сыновья помогали ему.

В руках женщины было управление домашним хозяйством. Она ведала всем: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Дети понемногу помогали ей.

В хорошей семье всегда царила взаимная любовь. Сварливость и неуживчивость вызывали жалость к их носителям. Любовь к родным давала начало любви за пределами дома: если ты не любишь родственников, то трудно ждать уважения к чужим людям. (86 слов)

Вариант 2

Наличие семьи и детей для человека - необходимость. Главой семьи традиционно считался отец, которого дети уважали и слушались. Отец был кормильцем: он пахал, сеял, строил, заготавливал лес и дрова. Взрослые сыновья помогали ему.

Вся домашняя работа ложилась на плечи жены и матери. Она присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Ей всегда помогали дети.

Взаимная любовь и согласие отличали хорошую семью. Они давали начало любви за пределами дома, так как от человека, который рос в сварливой и неуживчивой семье, трудно было ждать хорошего семьянина. (86 слов)

Вариант 3

Домашним хозяйством руководила жена и мать. Она ведала всеми делами в доме. Ей помогали младшие дети.

Доброта, терпимость, взаимопомощь - основа взаимной любви в семье. Она служила началом любви за пределами дома. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы. (73 слово)

Изложение 26

О культуре

Вариант 1

Слово «культура» несет в себе понятие духовности, света и истинной красоты. Если люди это поймут, то наша страна станет процветать. Было бы хорошо иметь в каждом городе или селе свой центр культуры.

Настоящая культура направлена на воспитание и образование, поэтому во главе этих центров должны стоять люди грамотные и точно понимающие роль культуры.

Ключевой нотой культуры являются такие понятия, как мир, истина, красота, поэтому заниматься культурой должны люди честные и бескорыстные. В культуре, огромном океане творчества, каждый найдет себе дело. И тогда наша планета станет прекрасней.

Вариант 2

Понятие культуры включает в себя духовность, свет, знание и истинную красоту, которые можно развить, если в каждом городе и посёлке будет свой центр культуры. Тогда наша страна станет процветающей.

Главными направлениями культуры являются воспитание и образование, поэтому во главе таких центров должны стоять люди, осознающие, что такое настоящая культура.

Истинный работник культуры - человек честный и бескорыстный, любящий свое дело и уважающий других. Именно он сможет добиться того, что ключевой нотой культуры станут такие понятия, как мир, истина, красота. (79 слов)

И зложение 27

Что значит быть культурным человеком?

Вариант 1

Культурным человеком считается тот, кто образован, воспитан, ответственен, кто умеет быть благодарным, проявляет сострадание к ближнему.

Такой человек всегда стремится к счастью и приумножению добра в мире. Вот его цель! Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

Сейчас люди даже не задумываются о приобщении к культуре. Может, потому, что процесс этот не происходит с детства. А ребёнок просто обязан знакомиться с традициями семьи и народа, познавая культурные ценности. Вот тогда он сможет быть полезным обществу. (74 слов)

Вариант 2

Кого можно назвать человеком культурным? Культурным считают человека образованного, воспитанного, ответственного, гуманного, любящего природу и родину.

Культурный человек всегда честен и спокоен. Он имеет чётко поставленную цель: увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. Хорошо, если у человека процесс приобщения к ней происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (80 слов)

Изложение 28

Кого мы считаем взрослым?

Вариант 1

Когда человек взрослеет? Единого мнения по этому вопросу нет.

Взрослость означает умение обходиться без чьей-либо помощи. Если человек всё делает сам и не ждёт поддержки от других, значит, он взрослый. Бывают ситуации, когда человеку одному не справиться, тогда на помощь приходят друзья, родные.

Самостоятельный человек умеет отвечать не только за себя, но и за кого-то ещё. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. (84 слова)

Вариант 2

Единого мнения, в какой период человек взрослеет, нет.

Когда он всё делает сам и понимает, что преодолеть трудности должен самостоятельно, это означает, что он взрослый человек, который не должен надеяться на других.

Быть взрослым - значит отвечать и за себя, и за кого-то ещё. Взрослый человек обязан быть ответственным, самостоятельно планирующим свою жизнь, да и себя оценивающим, не полагаясь на чьё-то мнение. Взрослость зависит от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. (71 слово)

Изложение 29

Кто становится друзьями?

Вариант 1

Кто становятся друзьями? Те, кого объединяет судьба, профессия, общие помыслы. Но могут подружиться люди, которых, кажется, в жизни ничего и не связывает.

Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Один дружит и делится своим мастерством, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая молодому другу, познаёт свою силу, зрелость, а слабый видит в друге свой образец для подражания.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках. (84 слова)

Вариант 2

Кто становятся друзьями? Чаще всего люди общей судьбы или профессии. Но не всегда подобная общность лежит в основе дружбы.

Дружить могут люди с разными характерами, разным опытом, силой и зрелостью. Не все друзья получают от дружбы поровну. Один дарит свой опыт, познавая свою силу и зрелость, а другой обогащается этим опытом. Один в дружбе делится, а другой радуется подаркам. И все потому, что дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии.

Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих сомнениях и недостатках. (82 слова)

Изложение 30

Что такое дружба?

Вариант 1

Дружба - это не что-то внешнее, так как лежит глубоко в сердце. Заставить кого-то дружить с тобой нельзя, это не будет настоящей дружбой.

Два основных и главных условия для дружбы – это уважение и доверие. Уважать - это считаться с мнением друга, а доверять - значит быть уверенным, что друг не предаст и не обманет. Для дружбы важны общие нравственные ценности и одинаковые интересы. Люди, по-разному понимающие, что есть добро, а что зло, не будут друзьями.

Дружба – это навсегда, и она не зависит от возраста. Без неё жизнь немыслима. (88 слов)

Вариант 2

Дружба лежит глубоко в сердце, поэтому нельзя заставить себя дружить.

Для дружбы важно взаимное уважение и доверие, которые проявляются в словах и делах людей. Друг всегда чувствует, что его ценят как личность, помогают ему во всех делах. Уверенность в искренности друга и в том, что тот никогда не предаст, так же важны. У друзей должны быть общие нравственные ценности: людям, которые по-разному смотрят на жизнь, тяжело быть друзьями. Укрепляют дружбу и общие интересы, увлечения.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Без дружбы жизнь немыслима. (84 слова)

Влада

Вариант 3

Дружба – это не что-то внешнее. Она лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то.

Для дружбы важно уважение. Друг, к которому проявляют его, чувствует, что его ценят как личность. Важна и уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст. Конечно, друг может совершать ошибки, но все мы не совершенны. Важны и общие нравственные ценности и интересы. Людям, которые по-разному смотрят на то, что такое добро и зло, будет тяжело быть друзьями.

Дружеские чувства не зависят от возраста, они могу быть сильными и приносить множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима! (94 слова)

Ира

Изложение 31

Текст

Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Изложение

Изложение 32

Текст

Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним - это познавать себя.

Изложение

Многие считают, что быть искренним, значит открыто говорить то, что думаешь. Но человек, сразу озвучивающий свои мысли, может показаться невоспитанным и глупым. Искренен тот, кто умеет быть самим собой!

Главная проблема в том, то мы, плохо зная себя, гонимся за призрачными целями. Нужно заглянуть в свое сердце, проанализировать свои желания и планы, чтобы понять, что искреннее, а что навязанное кем-то. Иначе мы рисуем потратить жизнь на ненужные цели.

Единственный способ стать искренним – это познавать себя. Заглянув в свою душу, можно увидеть целый мир! Надо только изучать его. Тогда ты найдешь свой жизненный путь.

Изложение 33

Текст

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Изложение

Каждый человек ищет место в жизни, стараясь утвердить свое «я». Это естественно. Вопрос в том, как он его находит и какие моральные ценности имеют вес в его глазах.

Многие не могут признаться, что из-за раздутого чувства достоинства люди поступают неправильно. Однако не лучше и те, кто разменивают свое достоинство. В жизни каждого бывают моменты, когда мы обязаны проявить свое самолюбие, но сделать это не так просто.

Истинная цена человека всегда обнаруживается. И чем она выше, тем меньше мы любим себя и больше – других. Л.Толстой подчеркивал, что каждый из нас – лицо историческое, несущее ответственность за весь мир.

Изложение 34

Текст

Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы. Не теряйте друзей! Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: `Береги честь смолоду`. В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не дадут спать.
По Д.С. Лихачёву

Изложение

В детстве мне казалось, что во взрослой жизни меня будут окружать другие люди. Но все сложилось иначе: мои сверстники остались со мной, друзья молодости оказались самыми верными. Потому что молодость – время сближения.

Следует помнить и беречь настоящих друзей, которые разделяют с тобой и горе, и радость. Ведь, чтобы ощутить счастье, нужна помощь. Неразделенная радость – не радостью. Несчастье человеку, если он один.

Берегите молодость, цените все хорошее, что приобрели в ту пору, потому что ничего из приобретенного не проходит без следа. Хорошее поведение в молодости облегчает жизнь. Необходимо помнить русскую пословицу: «Береги честь смолоду!». В памяти останутся все поступки. Хорошие будут радовать, дурные – не дадут спать.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...