Что такое вифлеемская звезда. Как выглядят звезды: вифлеемская, рождественская, морская, звезда Давида на фото

4266 0

От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа... Рождество на родине Христа отмечают трижды, причем даже мусульмане. Фоторепортаж.

На родине Христа мне посчастливилось побывать дважды: в 2010 году - в составе делегации, сопровождающей предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира, и в 2011 году.

Когда же рассказать об этих путешествиях, как не в преддверии Рождества...

ТАМ, ГДЕ РОДИЛСЯ СПАСИТЕЛЬ МИРА

Сами израильтяне в Вифлеем не ездят. Многие хотели бы побывать там хотя бы из любопытства, но на Палестинские территории обладателей израильских паспортов не пускает заботливое правительство.
Надо сказать, израильтяне любили посещать палестинские города, пока их там не стали убивать средь бела дня их же арабские сограждане.

Храм Рождества Христового в Вифлееме.

Результатом многолетних мирных переговоров стала современная Палестина - автономия на Западном берегу Иордана и Сектора Газа с крупными арабскими городами Вифлеем, Рамалла, Шхем, Дженин и Хеврон. Сегодня Израиль и арабские территории разделяет восьмиметровая бетонная стена.

Израильская власть переживает за еврейский народ и не желает отвечать за любителей острых впечатлений на арабских территориях.
При этом туристов и паломников в Вифлеем пропускают без проблем. Трезубцы на поднятых вверх украинских паспортах обычно развеивают у военных на КПП всякий интерес. Израиль контролирует лишь внешние границы автономии.

С момента пересечения кордона де-юре безопасность паломников переходит к палестинским силам. За пребывание граждан Украины на родине Христа Израиль ответственности не несет.

Рынок на одной из центральных улиц Вифлеема.

ВИФЛЕЕМ НА ИВРИТЕ – «ГОРОД ХЛЕБА»

На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» - «Город хлеба», так как рождение Христа стало для мира Хлебом жизни. Над главной святыней города - пещерой, в которой родился младенец Иисус, - находится древнейший храм Палестины – храм Рождества Христова. Подъезжая к нему по узким улочкам, невольно наблюдаешь на стенах множество унылых граффити на военную тематику. Бойцов палестинского сопротивления на улицах Вифлеема я не видела.

Родина царя Давида, улочки, где ходила Богородица, и где провел первые годы земной жизни Богомладенец, сегодня замусорены. Арабы, в большинстве своем, не особенно чистоплотны. Наверное, поэтому в Вифлееме не хочется задерживаться надолго.

Рождественский вертеп в одной из сувенирных лавок.

Обычно паломники, выйдя из храма Рождества, спешат к автобусам, их везут в лавки по договоренностям гида, а затем - обратно в Иерусалим.
Местным арабам повезло – пребывание на родине Спасителя мира отлично располагает приезжих к покупкам сувениров.
Правда, говорят, производство этой продукции сегодня приносит небольшие деньги. Лавки завалены китайским ширпотребом, который вытесняет изделия ручной работы местных жителей.

Тем не менее, деньги, которые оставляют паломники - существенный источник доходов палестинцев. К счастью, палестинские власти осознали это в полной мере и объявили о полной реставрации церкви Рождества Христова - впервые со времени ее строительства в IV веке.



Храм Рождества ежегодно его посещают около 2 миллионов человек.

Из-за частых конфликтов в регионе и из-за споров за право владения храмом - между католической, греческой православной и армянской церквями, за состоянием святыни не следили. Влага уничтожила бесценные фрески и мозаики на своде храма. Говорят, что прогнившие балки могут в любой момент обрушиться на паломников, ведь крышу не ремонтировали уже более 500 лет.

Церковь Рождества Христова отреставрируют впервые со времен ее строительства в IV веке.

Реставрация храма обойдется в 10-15 миллионов долларов, которые обещает выделить палестинское руководство и международные доноры. В первую очередь будет отремонтирована протекающая деревянная кровля.

Первая базилика Рождества в Вифлееме была построена св. Еленой, матерью императора Константина Великого, в 333 году над пещерой, где, по преданию, родился Христос. В VI веке храм был сожжен, а в 565 году отстроен заново по указу императора Юстиниана. Храм был достроен крестоносцами, короновавшими здесь своего первого короля Иерусалима. Базилика неоднократно перестраивалась и расширялась, и сегодня ее площадь составляет около 12 тыс. кв. м.


Влага уничтожила бесценные фрески и мозаики на своде храма.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА

Рождество в Вифлееме – праздник абсолютно для всех. На родине Христа его отмечают трижды, причем даже мусульмане. Они почитают Иисуса как Ису - одного из пророков, и по-своему чтят Его рождение.
Первыми чудо рождения Спасителя отмечают католики - 25 декабря, затем – православные - 7 января, потом – представители Армянской церкви. Последние отмечают Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления - 19 января.

25 декабря - день Рождества Христова утвердил в 337 г. папа римский Юлий I. Православная церковь также празднует Рождество 25 декабря, но по юлианскому календарю, который отстает от западного католического на 13 дней. Церковь не приняла реформу папы Григория XIII. Но светский мир живет по новому, григорианскому стилю, поэтому «наше» Рождество наступает 7 января.

Право служить Божественные литургии в храме Рождества Христова есть у православных греков, армян-монофизитов и у католиков.
По словам нашего гида из Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные рождественские торжества в Вифлееме начинаются утром 6 января. Из Иерусалимской патриархии к месту рождения Христа отправляется крестный ход, который возглавляет Иерусалимский патриарх Феофил III. Из Иерусалима до Вифлеема 2 часа ходьбы.

В ночь на 7 января в базилике Рождества собираются представители палестинской администрации, гости Иерусалимской патриархии, православные христиане, которым посчастливилось встретить Рождество в Вифлееме. Патриарх служит утреню, переходящую в литургию.


От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа.

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ

В храм Рождества Христова ведет низкий вход, который называют «вратами смирения»: все, кто переступает порог, вынуждены низко наклониться. Когда-то мусульмане, желая надругаться над святыней, заезжали в храм на ослах. Тогда ворота в базилику заложили, вход стал низким, с тех пор пройти в него можно лишь склонив голову. В базилику, к месту рождения Христа ведут тридцать ступенек. Сама пещера длиной около 12 метров, ее ширина – метра 4, и высота - около 3 метров.

Вифлеемская звезда находится в небольшой на вид мраморной нише. Чтобы приложиться к великой святыне, нужно преклонить колени перед Звездой, отмечающей место рождения Спасителя, и податься немного вперед. На серебряном обрамлении надпись на латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» - «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». До места рождения Христа можно дотронуться, пробравшись рукой в круглое отверстие в центре Звезды.

От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17).

15 лампад, которые горят вокруг ниши, принадлежат разным конфессиям: из них 6 - православным грекам, 5 - армянам, 4 - католикам. Всего в пещере горят 32 лампады. Место рождения Христа находится под опекой православного Греческого патриархата.

Если предварительно взять с собой маленькую бутылочку и шприц, можно спросить благословение, чтобы набрать масло прямо из лампады над местом рождения Христа. Разрешают не всем и не всегда, но если предложить новое лампадное масло взамен, шансы получить просимое увеличиваются.

Справа от Звезды находятся ясли, где лежит восковое изображение Младенца Христа, здесь же находится престол поклонения волхвов – все это под присмотром католиков.

Чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.

В храме Рождества Христова пребывает еще одна великая святыня православия - чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери - единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся.
Ведь именно здесь, в Вифлееме, она была по-настоящему счастлива. Здесь она привела в мир Спасителя. Состоялась великая тайна воплощения - соединение с человеческим родом, для примирения своих теперь уже сродников через Сына с Отцом.

Поле пастушков.

Покупаю на память дудочку на Поле пастушков - где ангелы возвестили о рождении Богомладенца, пытаюсь изобразить на ней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..». Каждый раз по-настоящему счастливой уезжаю из Вифлеема и я.

Анна Горпинченко, «УНИАН-Религии».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Реальность и миф о Вифлеемской звезде

Вифлеемская звезда — таинственное небесное явление, которое волхвы назвали «звездой», согласно Евангелию от Матфея.

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время, как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П.Джеймс и Н.Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.


Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение - хотя одного здравого смысла было бы достаточно - «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно - в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки как правило очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi - маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из , чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду - от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Известно, что Ирод и волхвы это реальные исторические персонажи. А Вифлеемская звезда? Какое светило могло привести волхвов с востока (Парфия), а потом вновь появиться над Вифлеемом, указывая на место рождения Иисуса? Предположения охватывают широкий круг небесных явлений - от огненных шаров (метеоры и метеориты), комет, новых и сверхновых звезд до астрономического соединения планет и даже шаровых молний и НЛО.

Возможно ли ответить на этот вопрос, опираясь только на скудные сведения из Евангелия от Матфея? Д-р Дэвид Хьюджес из Шеффилдского университета в Великобритании выделил ряд критериев для определения природы звезды, включая такие:

Первое. Звезда вроде бы появляется дважды - вначале как знамение для волхвов в их собственной стране, а после как путеводный знак над Вифлеемом на последнем этапе их путешествия.

Второе. Звезда должна была иметь конкретное астрологическое значение для волхвов.

Третье. Вначале звезду видели «на востоке». Греческая фраза ex en anatole, использованная св. Матфеем, считается некоторыми учеными техническим термином, обозначающим «акроническое восхождение» - т. е. восход планеты или звезды на востоке тогда, когда солнце садится на западе.

Четвертое. Звезда могла «остановиться» над Вифлеемом таким образом, что она указывала на местонахождение Иисуса.

Мы добавим к анализу Хьюджеса пятый, не менее важный фактор.

Пятое. Звезда двигалась - она «шла перед ними». Только комета может соответствовать всем этим условиям. Кометы часто появляются дважды: вначале перед приближением к Солнцу, а потом после прохождения перигелия (ближайшей точки орбиты небесного тела по отношению к Солнцу).

Кометы могут появляться в разных местах небосвода, включая восточное направление, и двигаться по небу со скоростью 10 угловых градусов в день, переходя от одного созвездия к следующему каждые 3–4 дня. Они могут также «останавливаться» над отдельными местами, на которые указывает хвост кометы.

Иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что комета с хвостом в виде меча (должно быть, комета Галлея) «стояла» над Иерусалимом в 66 г. н. э. как знамение рока. Фактически Иосиф Флавий и св. Матфей пользуются одним и тем же греческим глаголом что бы описать необычное поведение Вифлеемской звезды и кометы над Иерусалимом.

В греко-римском мире считали, что кометы предсказывают важные события в судьбе государств, как правило катастрофического характера - к примеру смерть правителя. Их появление зачастую вызывало панику.

Но если кометы имели дурную репутацию и считались вестницами рока, то почему для одной из них было сделано исключение и она стала чудесным знамением о рождении нового Мессии? Именно такой аргумент против «кометной теории» выдвинул Дэвид Хьюджес. Но римляне могли по другому интерпретировать такие предзнаменования: комета, которая появилась на небе после смерти в 44 г. н. э., считалась душой великого человека, поднимающейся на небо, чтобы занять свое место рядом с богами.

Но что за комета «стояла» над Вифлеемом во время рождения Иисуса? Здесь мы сталкиваемся с почти непреодолимой проблемой - точным определением даты рождения Иисуса.

По общепринятому мнению дата рождения Христа не соответствует 25 декабря 1 года н. э. Большинство исследователей Библии сходятся на том, что Иисус родился не поздней 4 года до н. э., по той простой причине, что смерть короля Ирода, в чье царствование Он появился на свет, датируется именно этим годом по ряду надежных источников.

Согласно Евангелию от Луки родители Иисуса отправились в свой родной город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения, проводимую римлянами с целью упорядочить сбор налогов в Иудее. Считается, что эта перепись была проведена в 8 году до н. э. Таким образом Рождество традиционно датируется промежутком от 7 до 4 гг. до н. э. Китайские летописи упоминают о двух незначительных кометах, наблюдавшихся на небе за эти годы, а греческие, римские и вавилонские источники об этом хранят молчание - по крайней мере, там нет даже намека на подобное небесное явление, описанное св. Матфеем.

Имеются и другие версии астрономического объяснения Вифлеемской звезды. Метеоры («огненные шары»). Огненные полосы, образующиеся при сгорании метеоров в верхних слоях атмосферы, - очень красивый феномен, но его продолжительность в лучшем случае только несколько секунд; волхвы не успели бы даже собрать вещи в дорогу, не говоря уже о продолжительном путешествии.

Появление новой звезды - весьма редкое явление, происходящее приблизительно один раз в несколько столетий. Во временном интервале, принятом для рождения Христа, есть одна яркая новая звезда, о которой есть упоминания в китайских астрономических записях, но она не привлекла внимания в греко-римском мире. И хотя вспышка новой звезды может наблюдаться на протяжении нескольких недель, в ней отсутствуют качества, которые необходимы для сложных астрологических расчетов и предсказаний: она просто появляется, а потом исчезает. К тому же новая звезда не может перемещаться по небу, а тем более «указать» на определенное место.

Между тем одним из небесных феноменов, всегда представлявших интерес для астрологов, является астрономическое соединение планет. Это происходит, когда две или несколько планет с точки зрения земного наблюдателя сходятся довольно близко друг с другом, порой даже сливаясь в одно целое и создавая впечатление яркой «звезды». Могла ли Вифлеемская звезда возникнуть в результате астрономического соединения?

Возможность такой связи впервые предложил Иоганн Кеплер (1571–1630), великий математик и мистик, один из основоположников современной астрономии. В ночь на 17 декабря 1603 года Кеплер в телескоп наблюдал за движениями Юпитера и Сатурна, приближавшихся к точке астрономического соединения (в скором времени после этого к ним присоединился и Марс). А спустя два года Кеплер наблюдал сверхновую звезду, вспыхнувшую в созвездии Змееносца.

Памятуя о старинном раввинском комментарии к книге пророка Даниила, где говорится о том, что соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб имеет особенное значение для народа Израиля, Кеплер предположил, что волхвы могли стать свидетелями такого события.

Расчеты Кеплера показывали, что такое соединение должно было произойти в 7 году до н. э. Он пришел к выводу, что это была дата непорочного зачатия, а Рождество состоялось в 6 году до н. э.

Потребовалось почти 60 лет, чтобы рассеять миф о кеплеровской теории планетного происхождения звезды Рождества. Детективная работа, проведенная д-ом Кристофером Уолкером из Британского музея в сотрудничестве с профессором Абрахамом Саксом, американским ученым, переводчиком вавилонских астрономических текстов, привела к абсолютно другому открытию. Вавилонские тексты были скорей предсказаниями, а не наблюдениями. В любом случае, вавилонские астрологи той эпохи могли предсказывать астрономическое соединение планет за несколько лет до этого события. Но, как показали Уолкер и Сакс, хотя в текстах весьма подробно предсказаны движения Юпитера и Сатурна, там не упоминается о астрономическом соединении.

1980 год — д-р Никос Коккинос предложил абсолютно другую хронологию жизни Иисуса. Детальное исследование римских источников и Нового Завета показывает, что Христа распяли в 36 году от Р.Х. (а не в 33-м, как принято считать).

Предстояло выяснить, сколько лет было Христу в тот год, когда Он был распят на кресте. Счтается, что Иисус Христос был довольно молодым человеком, в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Коккиноса, это звучит неправдоподобно. Чтобы человека могли считать рабби (религиозным учителем) в древнееврейском обществе, он должен был достигнуть не менее чем 50-ти летнего возраста. Многие другие свидетельства приводят нас к такому же выводу.

Например, епископ Ириней во II веке н. э. утверждал, что Иисусу было около 50-ти лет, когда Он начал учить людей. (Ириней был учеником Поликарпа, знавшего людей, которые говорили, что своими глазами видели Иисуса Христа.) Но самое недвусмысленное указание содержится в Евангелии от Иоанна (8:57), где сказано, что Христу «нет еще 50-ти лет». В другом отрывке из св. Иоанна Иисус сравнивает свое тело - а на самом деле свою жизнь - с Иерусалимским храмом, который строился «46 лет».

Но ни один из трех сменявших друг друга Иерусалимских храмов не строили так долго. По мнению Коккиноса, Христос говорил, что они с храмом одного возраста - т. е. обоим было по 46 лет. Строительство храма, стоявшего в Иерусалиме во время жизни Христа, закончилось при царе Ироде в 12 году до Р.Х. Прибавив 46 лет, получаем 34 г. от Р.Х. - первый год Христовой проповеди, согласно Коккиносу. Отсюда следует, что Христос был распят в 36 г. от Р.Х. в возрасте 48 лет!

По этой теории, Иисус Христос родился в 12 году до Р.Х. Если Коккинос прав, то мы можем с легким сердцем отказаться от всех теорий астрономического соединения звезд или планет для объяснения Вифлеемской звезды. Только после того, как он обосновал датировку 12 года до Р.Х., Коккинос заметил совпадение этой даты с появлением на небе кометы Галлея в 12–11 гг. до Р.Х.!

Согласно новой датировке, комета Галлея становится идеальным кандидатом на роль Вифлеемской звезды. Это было ясное знамение, которое появлялось дважды и двигалось по небосводу, направляя волхвов. Хвост кометы вполне мог указывать на Вифлеем точно так же, как в 66 году от Р.Х. (во время следующего визита кометы Галлея), когда в ней увидели «гигантский меч» в небесах, угрожающе нависший над Иерусалимом.

Детальная компьютерная проработка движений кометы, которую видели в Риме, Парфии и Иерусалиме в 12–11 гг. до Р.Х., могла бы в конце концов подтвердить эту идею. Теперь, 7 столетий спустя, мы наконец узнаем, был ли прав великий Джотто, в порыве вдохновения изобразивший на своем полотне комету Галлея над яслями в Вифлееме.

В есть свои символы. Восьмиконечная звезда является одним из них. Каждый из символов характеризует определенным образом православие. Наверное, каждый хоть раз задумывался о том, что означает в религии и не только. Ведь встречалась она в культуре многих народов в разные эпохи. Наверняка и значение ее многообразно. Чтобы разобраться во всем этом, нужно проследить появление ее в истории человечества и в символике православного христианства.

Звезда с восемью лучами

В христианстве это Вифлеемская звезда или символ По Священному Писанию она зажглась на небе, когда появился на свет Мессия. Ее восемь лучей были ярче других звезд. Увидев их, древние мудрецы (волхвы) вспомнили пророчества и поняли, что долгожданный Спаситель родился. Они поспешили на восток поклониться Сыну Божьему. Вифлеемская звезда указывала старцам путь, двигаясь впереди, пока не остановилась над тем местом, где появился на свет Иисус.

В пещере Рождества Христова есть Вифлеемская звезда. Сколько лучей на ней, известно доподлинно. Место появления Иисуса на свет указывает серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Это число неслучайно. Оно символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме.

Вифлеемская звезда. История возникновения

Сегодня в православных храмах встречается восьмиконечная звезда, значение которой можно понять, обратившись к истории ее появления.

Но изначально Вифлеемская звезда была с пятью лучами, по количеству ран Иисуса Христа. Она также символизировала здоровье: количество пальцев, органов чувств. Но главный смысл ее был в человеческой природе Христа.

В эпоху Возрождения звезду связали с оккультизмом. А в перевернутом виде она стала символом сатаны. Но вот христиане этот вариант считали знаком перерождения Христа. И даже причисленный церковью к лику святых, Константин имел печать с перевернутой пятиконечной звездой. Именно он государственной религией сделал христианство.

Для России исторически символ в виде звезды с пятью лучами чужд. Его больше принято олицетворять с иудаизмом и масонством. Хотя в годы Советской власти была выбрана именно звезда с пятью лучами в качестве государственного символа.

Восьмиконечная звезда в православии. Предпосылки появления

Пятиконечную Вифлеемскую звезду сменила шестилучевая примерно в пятнадцатом веке. Вообще, этот символ возник в начале периода неолита. Он означал шесть сторон света. Всем известно, что их четыре но, к примеру, жители Древней Индии, видя символ с таким количеством лучей, понимали его значение как "шесть сторон горизонта."

Затем, в какой-то из периодов, в России была семиконечная Вифлеемская звезда. Когда-то маги носили такой же символ, как отличительный знак, но с указанием планеты возле каждого луча.

Значение восьмилучевой звезды на Руси

И, наконец, появилась восьмиконечная звезда - символ, известный на Руси с давних времен. Задолго до двадцатого века, у жителей Древней Руси, еще в языческие времена, он означал присутствие главного божества. Изображение такой звезды помещали на воинские стяги, одежду и на различные предметы быта и культа.

В Православной Руси восьмиконечная звезда значение имела не менее важное. Ведь она загорелась на небосводе в момент Рождения нашего Спасителя и привела волхвов к месту появления на свет Иисуса.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Сегодня этот знак присутствует во всех православных храмах, символизируя Россию. Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ у нас, в России, говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская.

Как уже говорилось выше, на иконах Пресвятой Девы Марии изображается восьмиконечная звезда, значение которой очень важно в православии. Это понятно лишь только по одному факту, что символ располагается на плечах и голове Богородицы. На иконе "Неопалимая купина" и вовсе образ Божьей Матери вписан в октограмму (так еще называется символ с двумя наложенными друг на друга квадратами, образующими восьмиконечный символ). Звезда тесно связана с Богородицей, ее тайной.

Если вспомнить значение символа с восемью лучами, то по традиции его понимали как вечность, непоколебимую устойчивость и выход за пределы этого мира. Также октограмма - знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Значение звезды у разных народов

Восьмиконечная звезда - символ равновесия, порядка, созидания, если ее вписать в окружность. Так в древности обозначали календарь, времена года (все материальное меняется, но главное остается неизменным).

Восьмилучевая звезда встречается в культе латышей, удмуртов. В виде сдвоенного креста или с раздвоенными концами ее можно увидеть в народных орнаментах у финнов и карел, а также у северных народов (например, финно-угорских). Здесь она означает путеводность и возрождение, является символом света и славы.

Кроме того, звезду с восемью лучами можно встретить на Карелия, Лихославля и его района (жителями которых тоже являются карелы), Колумбии, Перу. На флагах Великобритании и Филиппин тоже прослеживается восьмеричная символика.

Восьмиконечная звезда, значение которой у египтян было тождеством божественного знака, встречается и у шумеров. В их языке именно этим символом обозначали слово, которое переводится как "бог, звезда, небо".

Считается, что восьмиконечный знак символизирует семь периодов в истории человечества, а восьмой луч - жизнь будущего века. То есть то время, когда наступит царство Божье.

Звезда в традициях христиан

Восьмиконечная всегда была главной на верхушках праздничных елей. Она же служила убранством в домах и на улице. Во времена СССР звезда была заменена на пятиконечную.

Детям дарили восьмиконечную Вифлеемскую звезду на благополучие и счастье.

Как гласит церковное предание, один из апостолов раньше всех принес в русскую землю весть о христианской вере. Видимо, поэтому в царской России высшая награда, имевшая форму восьмиконечной звезды, носила название ордена Андрея Первозванного. Сегодня также он имеет высокий статус, возвращенный указом президента в 1998 году.

Вифлеемская звезда, сколько лучей бы ни имела, имеет огромное значение в истории христианства. Волхвы, ведомые ею, узнали, где Спаситель, и поведали миру о его Рождении. Сегодня этот символ, как и всегда, является путеводным для верующих, напоминая, что материальное и духовное взаимосвязано. Но если одно проходит без следа, то другое вечно и нетленно. Стремясь к жизни в царстве Божьем, нужно помнить, что в этом мире каждый может стать путеводной звездой для кого-то, творя добрые дела и тем самым приближаясь к Господу. Может именно в этом и заключается истинный смысл символа с восемью лучами. Мира вам и гармонии!

Звезда о восьми концах. Такая засияла на небосклоне, когда рождался Иисус. Младенец появился на свет в Вифлееме. Поэтому, и оповестившее об этом светило, назвали Вифлеемским. Увидев новую звезду, трое мудрецов из далеких земель поняли, что на Землю пришел спаситель человечества, как о том говорило пророчество.

Существует и научная точка зрения на появление Вифлеемской звезды. Некоторые астрологи считают, что в основу библейского сюжета лег, так называемый, парад планет. В одну линию встали Земля, Сатурн и Юпитер. В научных кругах замечают, что простое появление на небе новой звезды могло привлечь внимание только астрономов. Светило могло просматриваться не со всех точек. Чтобы знак увидели мудрецы из Вавилона, он должен был быть гораздо заметнее стандартной звезды. Именно такой эффект, замечают астрономы, дает наложение двух ярких планет одна на другую.

Вифлеемская звезда что означает ? Вифлеемская звезда из серебра нанесена на пол пещеры, где родился Иисус. Небесное светило стало предвестником его появления на свет. На небе засияла новая звезда, а это был символ из легенд, гласивших, что придет царь Израиля и покорит весь мир.

Узрев изменения на небе, к месту, на которым зажглось светило устремились волхвы – мудрецы на современный лад. С тех пор, Вифлеемская звезда – знак Бога и символ Рождества Христова.

Изображается, как правило, восьмигранной. Разделения в значении для мужчин и женщин не имеет. Изделия в форме светила для обоих полов – признание их веры в Иисуса и веры в спасение человечества, ради которого Бог и послал сына на Землю.

Однако, большинство христиан стараются не носить изображения звезды на теле. Ссылаются на 20-ый исход Библии. 4-ый стих из него гласит: — «Не делай себе кумира и никаких изображений того, что на Небе, наверху, не поклоняйся им, ибо я Бог твой, Бог ревнитель».

Есть группа ученых, склоняющихся к мнению, что библейский символ был кометой. Астрономы из Китая описали яркую комету, появившуюся на небосклоне в 5-ом году до нашей эры. Это как раз время библейских событий.


Поскольку образ Вифлеемской звезды связывают с появлением на свет Иисуса Христа, восьмиконечный символ используют в оформлении религиозных праздников. Украшение Вифлеемская звезда надевается, к примеру, на верхушки рождественских елок. В России традицию изменили, пользуются пятиконечной звездой. Она прижилась в советское время, когда не признавали религию и все, что с ней связано. После распада СССР, традиция размещать на новогодних деревьях восьмиконечные светила возвращается. Так, на главной елке страны в Кремле сияет именно .

В России даже утверждена премия «Золотая ». Знак отличия присуждает Академия словесности. Библейский символ отпечатан на медали, выполненной из золота. Еще одно изображение на награде – ангел. Одним из первых премию «Золотая » получил Алексей – Патриарх Московский и всея Руси.



Почетная награда дается не всем. Но, получить свою золотую звезду могут многие, ведь есть Вифлеемская звезда ювелирное украшение. Обычно, его предлагают православные магазины или отделы в обычных салонах, посвященные религиозным символам. Найти звезду о восьми концах просто рядом с крестиками, кулонами в виде икон. Драгоценные экземпляры стоят, в среднем 2-е тысячи рублей, если сделаны из серебра и 3-4-ре тысячи, если выполнены в золоте.

Над Вифлеемскими звездами работают и производители бижутерии. Интернет-магазин «Лилит» предлагает восьмиконечный знак за 280 рублей. В строке «материал» указано – «ювелирный сплав». Что именно в него входит, не уточняется. Судя по стоимости, символ явно не из благородных металлов. Тем не менее, Вифлеемская звезда цену имеет больше духовную, нежели материальную. По статистике, украшения в виде библейского символа, приобретают люди верующие. Для них важнее история знака, нежели материалы, из которых он сделан.


часто оформляется не как отдельное украшение, а как его часть. Так, библейское светило изображают в центральной части крестов. Это делает изделия более сложными, массивными, эффектными. На портале «Ярмарка Мастеров», к примеру, предлагают вниманию гостей крест «Вифлеемская звезда» с лазуритом.

Интернет-магазин «София» реализует ожерелья, где присутствует Вифлеемская звезда кулон . Образ светила из серебра 925-ой пробы прикреплен к драгоценной цепочке наравне с ювелирным ангелом, библией, несколькими иконками и крестиком. Весит украшение около 8-ми граммов, а стоит 6 тысяч рублей.


Восьмиконечный знак присутствует и почти на всех иконах матери Божьей. Богородицу считают покровительницей Руси. В связи с этим, Вифлеемскую звезду принято называть русской.

За тысячи километров от России в пещере рождества Христова есть колодец. В него, по приданию, упала Вифлеемская звезда, оповестившая мир о появлении спасителя человечества. Верующие утверждают, что при пристальном взгляде вглубь колодца, видно мерцание небесного светила, лежащего на дне. Внешняя часть колодца оформлено серебром. Из драгоценного металла вокруг отверстия выложена звезда о восьми концах. Над самой же пещерой выстроен храм. Ежегодно его стремятся посетить миллионы паломников.


Именем знаменитой звезды называют религиозные труды и общественные организации. В России есть детский православный лагерь «Звезда Вифлеема». Проживая в лагере, дети не только отдыхают, но и познают основы христианства, знакомятся с историей этой религии.

Именем звезды названо даже одно растение. На Западе оно сопровождает рождественские празднования. Научное название цветка – Пуансеттия, но в народе представителя флоры именуют Вифлеемским светилом. Молодые листья растения лиловые, поэтому на концах каждого отростка находится яркий сгусток. Листья расположены таким образом, что складываются в звезду, зачастую, о восьми концах. Пуансеттия неприхотлива, считается домашним, декоративным цветком.

Имя библейского символа получило и еще одно растение – Птицемлечник. Его листья имеют восемь концов и напоминают Вифлеемскую звезду.

Вифлеемской звезде, правда, не растению, посвящены десятки художественных полотен. Одно из самых известных – картина Фредерика Лейтона. Художественное произведение так и называется — «Вифлеемская звезда».

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Евангелие от Матфея, 2:1-2)
Что же это была за звезда, возвестившая рождение Сына Божьего? По этому поводу много спорили и библеисты, и астрономы. Возможно, это была комета. Появление ярких комет всегда отмечалось в античных хрониках. А для рубежа тысячелетий таких свидетельств нет.
Возможно, это была вспышка сверхновой? Но такие космические события бывают крайне редко. В период рубежа тысячелетий известны только два таких явления - в 134 году до нашей эры и 185-м нашей эры.
Значит, Вифлеемская звезда - не комета и не вспышка сверхновой. Что же это было, если её видели на большом пространстве от Месопотамии до Палестины?

Сближение планет?

17 декабря 1603 года астроном и математик Иоганн Кеплер наблюдал в своей пражской обсерватории сближение (в астрономии говорят - соединение) двух планет, Юпитера и Сатурна, в знаке Рыб. Для наблюдателя с Земли две, а то и три планеты могут сойтись почти в одной точке, приобретая вид единого, более крупного и яркого светила.
Кеплер решил выяснить, не была ли упоминаемая в Евангелии Вифлеемская звезда, связанная с рождением Иисуса Христа, таким соединением планет. В результате сложных математических вычислений ему удалось установить, что в 7 году до нашей эры произошло подряд три таких соединения.
Данные Кеплера нашли неожиданное подтверждение. В 1923 году немецкий учёный П. Шнабель, расшифровывая архивы древней астрологической школы в Сиппаре (Вавилония), обнаружил на глиняных табличках запись, что Юпитер и Сатурн находились близко друг от друга в знаке Рыб на протяжении целых пяти месяцев. По современному календарю эти месяцы приходятся на 7 год до нашей эры.
Вычислительные возможности нынешней астрономии позволяют воссоздать более конкретную картину происшедшего. В том году сближение Юпитера и Сатурна началось в конце февраля. До середины апреля это соединение терялось в лучах Солнца, которое тоже находилось в знаке Рыб. 23 мая произошло первое полное сближение (соединение) этих двух планет. По долготе они полностью совпадали, по широте расходились только 0,98 градуса. На утреннем небе это соединение наблюдалось в течение двух часов.
Вероятно, именно это астрономическое явление было зафиксировано обсерваторией в Сиппаре. Какое толкование древние могли дать такому ясно видимому соединению планет? Юпитер всегда считался планетой царственной, счастливой. А Сатурн, согласно древнееврейской традиции, был защитником и покровителем Израиля. Вавилонские астрологи тоже полагали, что эта планета покровительствует народам Сирии и Палестины. Большая еврейская диаспора в Вавилонии истолковала, видимо, это соединение планет как знак появления нового иудейского царя, который будет добрым защитником своего народа. Царя же Ирода, ставленника Рима, ненавидели.
В 1909 году Марк Твен писал: «Я пришёл в этот мир с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Он родился в 1835-м и умер в 1910 году, как раз тоща, когда мимо Земли пролетала комета Галлея.
Волхвы идут на запад

Вавилонские звездочёты уже могли тогда рассчитать, что следующее соединение двух планет произойдёт 3 октября. Около этого времени, вероятно, волхвы (мудрецы) и отправились из Месопотамии на запад, в Палестину, узнать, кто же теперь царь в Иудее. В мае-июне они вряд ли решились бы на такое путешествие через пышущую жаром Аравийскую пустыню.
На дорогу в Иерусалим им требовалось никак не меньше шести недель, и это на самых быстрых верблюдах. Значит, в столицу Иудеи волхвы могли прибыть не раньше середины ноября. В Иерусалиме они стали расспрашивать всех о новом иудейском царе. Ирод сразу же забеспокоился и призвал волхвов к себе. Те ему объяснили, что Ирод - конечно, правитель, но звёзды им сказали, что уже родился новый царь Иудейский, и они идут вслед за звездой поклониться ему. Ирод попросил волхвов обязательно найти царственного младенца и сообщить ему. Якобы он сам хочет съездить туда, где тот окажется, и поклониться. Подлинные намерения Ирода были, конечно, совсем иными. Человек он был крайне жестокий. Сравнительно недавно Ирод казнил свою жену, её мать и троих своих сыновей, решив, что они угрожают его власти.
Тем временем наступило 4 декабря, когда произошло последнее в том году соединение Юпитера и Сатурна. Евангелист Матфей рассказывает, что «звезда» буквально вела волхвов из Иерусалима к тому месту, где находился Младенец. Волхвы прошли около десяти километров по дороге на Хеврон и в небольшом городке Вифлееме нашли Младенца, поклонились ему и принесли дары. А потом отправились на родину, не заходя больше в Иерусалим.
Ирод, впрочем, всё-таки узнал, что волхвы нашли Младенца где-то в Вифлееме, и приказал перебить всех младенцев мужского пола до двух лет как в самом городе, так и в окрестностях. Этот страшный приказ был выполнен, но Сын Божий был уже далеко. К Иосифу, мужу Марии, ещё раньше явился ангел Господень и велел немедленно всем семейством бежать в Египет.

Когда родился Христос?

Мы точно не знаем, когда и в каком месяце родился Иисус. Празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено только в 354 году. Связано это было с тем, что в тот день сразу после зимнего солнцестояния отмечался римский праздник - День Непобедимого Солнца. И христиане, отмечая свой праздник Рождества, могли не опасаться преследований.
Однако, судя по всему, Христос родился не в декабре, а раньше. Евангелист Лука сообщает, что вифлеемским пастухам, которые ночью стерегли скот в поле неподалёку, явился ангел Господень и объявил, что только что родился Спаситель мира. Эти пастухи и были первыми, кто пришёл и поклонился новорождённому. В тех местах как тогда, так и теперь скот перестают пасти и содержат в хлевах уже в начале ноября, поскольку позднее нередки заморозки.
Таким образом, если Вифлеемская звезда действительно была соединением двух планет, Иисус Христос родился в 7 году до нашей эры, вероятнее всего, в сентябре или октябре. И последнее. Царь Ирод умер в 4 году до нашей эры. Это установленный факт. А в 7 году до нашей эры он был ещё жив и мог совершать свои злодейства.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...