М брусиловский библейские сюжеты. Брусиловский миша шаевич - художник-живописец и график

В четверг 3 ноября в Екатеринбурге скончался всемирно известный художник Миша Шаевич Брусиловский. Он умер в одиннадцатом часу утра у себя в квартире.

Сколько я себя знаю, столько мы были знакомы с Мишей Брусиловским, - поделился Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга. - Все последние годы он боролся со своей болезнью - онкологией. Много раз летал в Израиль , где его лечили. До последних дней он старался никому не показывать, что болен. В мае он еще работал. Добрый, хороший человек. Его все любили, причем не только в нашей стране. В Израиле вот хотели делать музей Миши Брусиловского. Но думаю, что мы в Екатеринбурге и сами его сделаем. Я все его работы, которые у меня есть передам туда, когда организую его.

Все, кто лично знал Мишу Шаевича, дружил и общался с ним, всегда будут помнить его как доброго товарища, невероятно талантливого мастера своего дела, человека с широким жизненным кругозором, особым восприятием мира. Скорблю вместе с родственниками и близкими Миши Брусиловского по поводу постигшей их утраты, - выразил соболезнования Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области. - Светлая, неугасаемая память об этом выдающемся человеке, прославившем наш регион, всегда будет жить в сердцах уральцев, всех почитателей его творчества в России и за рубежом.

Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве . Его отец был военным инженером. Мать работала в торговле. В 1944-м году Миша Шаевич попал в интернат для одаренных детей. После войны он поступил в художественную школу им. Т.Г. Шевченко . В 1953-м году Миша Брусиловский поехал в Москву , где работал художником-оформителем на ВДНХ . Спустя шесть лет, окончив ленинградский Институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина по распределению попал в Свердловск , где и остался жить.

Работы Миши Брусиловского пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Жил художник в доме на проспекте Ленина , в квартире, которая окнами выходит на скульптурную группу "Горожане.Разговор". Эта композиция изображает трех художников Германа Метелева, Виталия Воловича и Мишу Брусиловского.

Отметим, что 16 ноября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств должна открыться выставка картин Миши Брусиловского, приуроченная к 85-летию автора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Уральский художник Михаил Брусиловский: О создании музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге, скульптурах на улице Вайнера и о том, как он писал портреты бандитам ()




.
Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. С 1944 по 1945 год учился в Киевском художественном интернате для одарённых детей, затем перешёл в Киевскую художественную школу имени Т.Г.Шевченко, где проучился до 1952 года.
В 1953 году Миша Шаевич Брусиловский некоторое время работал художником-оформителем на ВДНХ, а затем поступил в АХ СССР (ИнЖСА).
В 1959 году Шаевич закончил учиться в институте и переехал в Свердловск, начал принимать участие в художественных выставках и начал работать учителем рисунка в Свердловском художественном училище имени И.Д.Шадра.
В 1963 году Брусиловский совместно с художником Геннадием Сидоровичем Мосиным (1930-1982) написал картину "1918-й", изображающую и других политических деятелей того времени (1918-й год) в довольно мрачном виде. По признанию Брусиловского, данная картина была изначально написана с целью "насолить" (1910-1968), бывшему в то время Первым секретарём правления и имевшим собственное видение того, как следует изображать Ленина в искусстве и добивающимся того, чтобы остальные художники придерживались того же видения.
Несмотря на попытки Серова запретить картину ещё на стадии создания, полотно "1918-й" всё таки попало на несколько крупных московских выставок, чему способствовало то, что художникам Мосину и Брусиловскому стала оказывать поддержку скульптор (1906-1971), в то время секретарь , стремящаяся к посту Первого секретаря, но проигравшая Серову.
По сути, художники Г.С.Мосин и М.Ш.Брусиловский стали мелкими инструментами внутренней борьбы руководителей Союза художников, а по итогам "войнушки", Миша Брусиловский был занесен в "чёрный список" художников, с которыми власти страны не сотрудничали. Вообще, сам факт написания картины с целью задеть определённого человека вызывает недоумение, так как по ходу своей жизни Брусиловский неоднократно заявлял: "Мне просто хотелось делать картины. У меня никогда не было амбиций: прославиться или сделаться великим". Если так хотелось быть "просто художником", то зачем надо было лезть в дрязги Союза художников, писать намеренно провокационные картины?..
Удивляет и другой эпизод из жизни Миши Шаевича Брусиловского, о том, как он поступил в Киевский художественный интернат для одарённых детей. Согласно жизнеописанию Брусиловского, через полгода после освобождения Киева от фашистских войск, мальчик вместе с братом и матерью вернулся в город, а спустя некоторое время примкнул к группе привокзальных мальчишек, занимающихся чисткой обуви.
Каждый вечер некий парень по кличке "Кот" забирал у детей большую часть прибыли, якобы он был связан с местными криминальными структурами. Однажды, ко дню рождения "Кота" тринадцатилетний Брусиловский нарисовал цветными карандашами портрет бандита.
"Кот" забрал рисунок себе, а спустя несколько дней привёл к вокзалу другого мальчика, заменившего Мишу Брусиловского. Представитель киевского бандитизма отвёл юного художника к директору Киевского художественного интерната для одарённых детей, которого взяткой и угрозами принудил взять маленького Мишу на обучение.
Наиболее вероятно, что вся эта данная история была выдумана для очернения : дескать, ребёнок был вынужден с раннего детства работать на бандитов. Это вполне укладывается в то, что в период 1960-1990 гг. Брусиловский активно работал в жанре антисоветской живописи и поддерживался западными СМИ. "Мне просто хотелось писать картины", говорил при жизни художник Миша Брусиловский, но забывал уточнить, что ему хотелось писать политически-ангажированные картины.
Миша Шаевич Брусиловский скончался 3 ноября 2016 года в , после затяжной онкологической болезни.

В современном мире каждый человек так или иначе связан с искусством. Репродукции знаменитых произведений виднеются на каждом шагу: и в журналах, и в книгах, и на телевидении. Последние пятьдесят лет особой популярностью пользуется современное искусство: импрессионизм, сюрреализм, кубизм… Именно к современным направлениям можно отнести творчество знаменитого русского художника, полное имя которого - Брусиловский Миша Шаевич. О нем далее в статье более подробно.

Жизнь и творчество Миши Шаевича Брусиловского

Родился художник в мае 1931 года в городе Киев, Украина. Его отец был военным инженером, мать - работником торговли. Миша был не единственным ребенком в семье - у него был младший брат, Всеволод.

Когда мальчику было всего десять лет, началась Великая Отечественная война, и семья Брусиловского была срочно эвакуирована на Южный Урал, в небольшой город Троицк. В те далекие времена никто не представлял, какой талант скрывает в себе Брусиловский Миша Шаевич. Семья будущего художника вернулась в Киев сразу после его освобождения от оккупации.

Жизнь во время войны

Отец Брусиловского погиб на фронте, тогда как мальчик со своим братом жил в Троицке в доме родной тети. Сестра отца была доктором - мобилизации подверглась и она. Большое впечатление на будущего художника произвела поездка в санитарном поезде. Здесь мальчик помогал медицинским работникам ухаживать за ранеными. Во время долгих остановок на станциях Брусиловский изучал близлежащие деревни, знакомился с местными жителями и производил с ними обмен соли на продукты.

Возвращение на Родину произошло в 1943 году. Голодные времена вынудили подростка подрабатывать на улице - вместе с другими мальчишками он чистил обувь на вокзальной площади. К сожалению, большую часть выручки следовало отдавать местным криминальным авторитетам. Одного из них звали "Кот". Как-то раз, в преддверии Дня рождения босса, Брусиловский нарисовал его протрет обычными цветными карандашами. Тот оценил талант мальчика по достоинству - благодаря ему Брусиловский поступил в интернат для одаренных детей, который и стал первым местом его обучения.

Образование Брусиловского

Ровно через год Брусиловский Миша Шаевич сменил направление учебы, и перешел в художественную школу им. Шевченко - эта организация состояла при Киевском художественном институте. Поступить в последний не удалось - гонения по национальному признаку сделали свое дело.

Профессиональным художником он стал после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. Брусиловский учился на факультете графики. Система распределения, действующая в то время, отправила Брусиловского в столицу Урала, город Свердловск (в настоящее время - Екатеринбург).

Работа на художественном поприще

Первым видом художественного заработка стала продажа репродукций картин знаменитых творцов живописи. Позже Брусиловский занял должность оформителя на ВДНХ. Однако работа мешала образованию, и художник ушел с не слишком престижной должности.

Получение профессионального образования сыграло решающую роль в последующей жизни Миши Шаевича. Прибыв в Екатеринбург, он стал преподавать в Художественном училище. Параллельно сотрудничая с издательством в качестве иллюстратора, Брусиловский завел множество интересных знакомств с людьми искусства. Среди них Виталий Волович и Андрей Антонов.

Первая выставка работ художника была организована в 1961 году. Тогда творчество Брусиловского подверглось жесткой критике - ни одна из его картин не была одобрена и оценена по достоинству.

Сейчас трудно найти человека, который не знает, кто такой Миша Шаевич Брусиловский. Биография художника не так известна, что не уменьшает ее насыщенности. Сложная судьба мальчишки, пережившего войну, оборвалась в возрасте 85 лет - художник скончался от рака 3 ноября 2016 года. Администрация Екатеринбурга в скором времени планирует открытие музея имени Михаила Брусиловского, чтобы увековечить его память на долгие годы.

Брусиловский Миша Шаевич: картины

Стиль творчества художника менялся со временем. Он работал и в графике, и в живописи; к тому же, был монументалистом. Работы, которые создал Брусиловский Миша Шаевич, выставлялись в знаменитых музеях Великобритании, Франции, Израиля и других развитых государств. В рейтинге самых высокооплачиваемых художников Российской Федерации Миша Брусиловский занимал 38 место из 50 возможных. Популярность художника обусловлена остротой поднимаемых тем, глубиной мысли и необычной подачей сюжетов.

"1918"

Одной из самых нашумевших в коммунистическом обществе картин является "1918". Начало работы над данным произведением пришлось на 1962 год, сразу после провальной первой выставки. Объединив усилия с Геннадием Мосиным, знакомым художнику еще со времен обучения в институте, Брусиловский создает полотно, которое означает вызов председателю Союза живописцев РСФСР В. Серову. Согласовав с Художественным советом набросок с изображением милого и спокойного дедушки-Ленина, Мосин с Брусиловским в окончательном варианте картины изображают вождя пролетариата решительным и жестоким человеком.

Реакция Художественного совета была незамедлительной: Серов выбивался из сил, чтобы предотвратить выход изображения в массы. Однако художники добились своего, и картина была выставлена в Москве. Однако и тут председатель Совета живописцев не сдался: он явился на выставку и поднял страшный шум. Тогда организаторы поставили рядом с полотном часового, которому было поручено отгонять особо впечатлительную публику.

Картина "1918" принесла всесоюзную славу не только Геннадию Мосину, но и Мише Брусиловскому. Начало самостоятельному, осознанному творчеству было положено.

Красочные фантазии

Брусиловский Миша Шаевич за свою долгую жизнь написал несколько сотен картин. Среди них такие как "Леда и Лебедь" - яркий пример красочной манеры и любви автора к контрасту и насыщенным цветам. Данное произведение написано на мифологический сюжет. Множество мелких деталей составляют единое полотно, а колорит навевает на мысли о чем-то приятном и непосредственном.

Французский шик

Картина "Агрессия" являлась лицом маркетинговой кампании, которая проводилась в Париже накануне выставки художника. Наиболее яркая и броская, она привлекла внимание публики и возбудила интерес к тому, кто такой этот смелый художник. Миша Шаевич Брусиловский выставлялся во Франции несколько раз.

Нацеленность на результат

Судьба Брусиловского была тяжела: в раннем возрасте он пережил войну, которая забрала у него отца. Начало карьеры не сложилось - провальная выставка могла подкосить его. Но художник не сдался и доказал всему миру, что по-настоящему любимое дело не терпит никаких ограничений. Стойкость, упорство, сила духа и талант соединились в одно - и мир увидел шедевры поистине гениального творца.

Брусиловский Миша – российский художник, живописец.

Фото: http://www.itsmycity.ru/blog/post/id/4809

Биография

Образование:

  • Интернат для одаренных детей, Киев.
  • Киевская художественная школа им. Т. Г. Шевченко, 1952 г.
  • Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина, факультет «Графики», Ленинград, 1959 г.

Творческий путь

После окончания творческой школы Михаил начал зарабатывать тем, что писал копии картин известных советских художников для дворцов культуры и прочих государственных учреждений.

В 1953 г. переехал в Москву, где работал художником-оформителем на ВДНХ, но вскоре перебрался в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где поступил в Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина.

В 1959 г. защитил диплом в Институте искусства в городе Ленинград и по распределению, был направлен в Свердловск (ныне Екатеринбург). В Свердловске Миша Брусиловский начал преподавать рисунок в Художественном училище им. И. Д. Шадра, а также сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора. Занялся станковыми картинами. Также принимал заказы на монументальные работы.

Потеряв работу в издательстве и став свободным от конъюнктуры, Миша Брусиловский много работал в своей мастерской, которая стала местом паломничества для художников. В своих работах он обращался к теме войны, мифологии, писал картины по мотивам народных сказок.

В советский период творчество художника вызвало много споров, так как стилистика картин не имела отношения к соцреализму, и часто рассматривалась как антисоветская. С наступлением перестройки еще в Советском Союзе отношение к творчеству художника изменилось и в 1986 г «запрет на Брусиловского» был снят.

Страны и выставки, на которых были представлены работы Миши Брусиловского

  • 1989 г. - выставка во Франции, организатор французский коллекционера и галерист Гарик Басмаджян. Выставка имела огромный успех, а французская пресса упоминала имя Брусиловского вместе с именами таких художников из России как Илья Кабаков, Эрик Булатов и Владимир Янкилевский.
  • 1992 г. - Михаил провел в США, где создал около ста картин.

Поездки во Францию и США повлияли на особенности живописной манеры и колорита художника и он начал по-новому переписывать свои любимые сюжеты.

  • 1993 г., - в Москве, в редакции журнала «Наше наследие», состоялась персональная выставка Миши Брусиловского, на которой были представлены работы, выполненные в новой живописной манере.
  • 1993-1997 гг. - Михаил написал ряд миниатюрных произведений для галереи «Автограф».
  • 1995, 1997 и 1999 гг. художник посещает Израиль.
  • 1999 г. - в Свердловской государственной филармонии состоялась выставка живописи Миши Брусиловского «Библейские сюжеты». На выставке были представлены картины, входящие в собрание Евгения Ройзмана.
  • В 2001 г. состоялась персональная выставка картин Михаила в галерее «Маноле» в городе, Айн-Ход, Израиль, передвижная выставка «Русское искусство. 300 лет» в Пекине, Шанхае, Гонконге, Китайе и персональная выставка в Екатеринбургскком музее изобразительных искусств.
  • В 2003 г. галерея-салон «Золотой скорпион» в ряду постоянных экспозиций «Ноев ковчег» представила совместную выставку Миши Брусиловского и скульптора Андрея Антонова.
  • 2004 г. - Брусиловский принимает участие в экспозиции Екатеринбургского музеея изобразительных искусств «Несение Креста».
  • 2008 г. - в центральном Лондоне проходшла выставка живописи Миши Брусиловского в рамках проекта «Арт-7».
  • В 2009 г. - художник принял участие в выставке современного американского и российского искусства «Контакт ветра и огня», организованной при поддержке Отдела Печати и Культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге.
  • 16 сентября 2011 года Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл ретроспективную выставку, посвящённую 80-летнему юбилею Миши Брусиловского.

Книги и фильмы о Мише Брусиловском

  • В 2002 г. «Уральский золотой фонд» и издательство журнала «Наше наследие» выпустило книгу «Миша Брусиловский. Мир Художника», автор-составитель Александр Рюмин. Книга посвящена творчеству Миши Брусиловского.
  • 28 апреля 2009 г. состоялась премьера документального фильма Светланы Абакумовой «Воскресенье в мастерской». Фильм посвящён жизни и творчеству Миши Брусиловского.
  • 9 ию ня 2011 года в Доме кино Екатеринбурга прошла премьера документального фильма Бориса Шапиро «Миша и его друзья», снятого на студии «Бо-Ша-фильм». Фильм рассказывает о жизни и творчестве Миши Брусиловского.

Награды Миши Брусиловского

  • В 1991 г, была присуждена премия имени Г. С. Мосина, за вклад в развитие художественного творчества на Урале.
  • В 2002 г. присуждена премия губернат ора Свердл овской области «За выдающиеся достижения в области литерат уры и ис кусства ».
  • В 2011 г. указом Президента Ро ссийской Федерации присвоено звание Заслуженно го художника Российской Федерации .
  • В 2013 г. вручена мантия Почётног о члена Российской академии художеств .
  • В 2016 г. награждён званием Почётного гражданина Свердловской области.

https://www.сайт/2016-11-03/o_zhizni_i_tvorchestve_hudozhnika_mishi_brusilovskogo_umershego_segodnya_v_ekaterinburge

«В одном ряду с Пикассо и Матиссом»

О жизни и творчестве художника Миши Брусиловского, умершего сегодня в Екатеринбурге

Миша Брусиловский«Областная газета»

В Екатеринбурге сегодня, 3 ноября, от онкологического заболевания умер художник Миша Брусиловский. Ему было 85 лет. сайт вспоминает жизнь и творческий путь Брусиловского, который входит в топ-50 самых дорогих российских художников и по праву считается мастером мирового уровня.

В Свердловске Миша Брусиловский оказался в 1959 году. Через пару лет он выставился в местном Доме художника - в честь собственного тридцатилетия. Картины, представленные на свердловском дебюте, были академическими, но выставку все равно не одобрили - говорили, что он приехал уже зараженным, покрытым «тленом формотворчества». Об этом Миша Брусиловский рассказывает в фильме Бориса Шапиро «Миша и друзья». Это было время борьбы с формализмом - в том числе и в Свердловске: здесь ее осуществлял художник-график и председатель местного Союза художников Александр Вязников. Прикрывался он словами о том, что в плане творческих методов «искать надо, но очень осторожно».

Академизму Мишу Брусиловского учили сначала в Киеве - в художественной школе Шевченко, потом - в Ленинграде, в Институте живописи Репина. Здесь стоит оговориться, что теперь уже «Почетный гражданин Свердловской области» родился в Киеве. В 1943-м, оставшись без отца, который погиб на фронте, и матери, уехавшей с Мишиным братом в Магадан, он оказался беспризорником. Зарабатывал тем, что чистил обувь прохожим на привокзальной площади, часть выручки отдавал местному авторитету - Коту. Однажды, помимо денег, двенадцатилетний Миша передал Коту и нарисованный собственноручно портрет. Тому понравилось, и он устроил Мишу в интернат для одаренных детей.

Брусиловский, возможно, остался бы в Киеве, но поступить в местный художественный институт было сложно из-за его еврейского происхождения: квота на поступление - один еврей в год, и она уже была занята сыном какого-то крупного начальника. Учиться Миша уехал в Ленинград - в Институт живописи. А там, несмотря на пропитанное идеологией время, преподавали люди довольно вольнодумные, не затачивающие молодых художников исключительно на соцреализм. В Свердловске Миша Брусиловский оказался по распределению после учебы, здесь он впервые основательно шагнул к антисоветскому, иначе - к антиканоническому.

Совместно с другом Геннадием Мосиным, уральским художником европейского уровня («если бы здесь что-нибудь соображали, сделали бы ему мемориальную комнату», - рассказывает Брусиловский о нем порталу «КультурМультур»), он создает нашумевшую тогда картину «1918 год». С нее, по словам специалиста по искусству Урала XX века Евгения Алексеева, и начинается развитие неофициального уральского искусства. Споры вызывало то, что Ленин, изображенный на красной трибуне, оказался не таким, каким привык его видеть советский зритель. Он «должен был быть добрым, душкой» - рассказывает Миша Шаевич «Областной газете», - но на картине Мосина и Брусиловского оказался жестким, решительным, способным на все ради своих целей - абсолютно антиканоническим.

При этом картины Брусиловского не были политически заряженными, что в определенной степени разочаровало тогдашний уральский андеграунд: после шума вокруг «1918» там ожидали продолжения - борьбу. Но боролись с соцреализмом не всегда откровенно политически. Иной способ был в том, чтобы демонстративно отказаться от эстетики соцреализма в пользу мистики авангарда или символизма (об этом рассказывает арт-критик Екатерина Андреева в книге «Постмодернизм»). В этом смысле основным путем художников 60-х была работа с формой - ее искажение и деформация. Поэтому и в картинах Миши Брусиловского сюжет (библейский ли, мифологический ли или антивоенный) - лишь способ взаимодействовать с формой, решать тем самым узкопрофессиональные художественные проблемы, давая зрителю широкое поле для интерпретаций; не просто изображать привычную действительность, но передавать свое внутреннее видение этой действительности. По поводу творчества Миши Брусиловского известно высказывание хранителя музея Прадо в Мадриде Хуана Фернандеса: «[он] явил родине и миру невиданный каскад трансформаций формы и крика цвета, что смело ставит его в ряд с такими явлениями нашего времени, как П. Пикассо, Х. Миро, А. Матисс».

urpur.ru

Вплоть до перестройки картины Миши Брусиловского - и единоличные, как «Театр Аркадия Райкина», и созданные совместно с Мосиным - как «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале», - оставались «вредными для советского изобразительного искусства», в частности, таковыми их назвал Борис Ельцин, еще будучи первым секретарем Свердловского обкома партии. Первый шаг к известности за границей Миша Шаевич делает ближе к девяностым: организовать выставку в Париже его приглашает известный французский коллекционер Гарик Басмаджян. Афиши с репродукцией картины Брусиловского «Агрессия», развешанные в публичных местах, парижане моментально расхватали. Для галериста это стало знаком успеха предстоящей выставки. И она действительно оказалась успешной - во французской прессе Миша Брусиловский занял место в ряду с такими советскими художниками, как Эрик Булатов или Илья Кабаков. Правда, на открытии выставки самого галериста не было - Гарик Басмаджян уехал в СССР по приглашению советского Минкульта и пропал. Исчез из своего номера в гостинице «Россия». Относительно недавно (в 2014 году) в Париже возобновили расследование по этому поводу - его итоги могут повлиять на то, будет ли отдана коллекция Басмаджяна его близким родственникам или нет, пока она остается в запасниках Эрмитажа. После исчезновения французского галериста сотрудничество Миши Брусиловского с его галерей было приостановлено, правда, это никак не повлияло на растущую мировую известность художника.

Сегодня она подкреплена тем, что Миша Шаевич входил в топ-50 самых дорогих российских художников (из ныне живущих; по данным издания «The Art Newspaper Russia»). В 2006 году его картина «Футбол» была продана за 108 тысяч фунтов стерлингов, иначе - по актуальному курсу: около 8 миллионов рублей. Правда, эти деньги достались не художнику лично - в свое время Брусиловский продал эту картину какому-то коллекционеру, и уже от него, спустя годы, она ушла за столь крупную сумму, правда, безусловно, это повлияло на рейтинг Брусиловского на рынке искусства. Еще до этой продажи ранний вариант картины «Футбол» Миша Брусиловский подарил Евгению Ройзману. Об этом на открытии екатеринбургской выставки художника в 2011 году рассказал Евгений Вадимович: «Мне на самом деле повезло - мне Миша Шаевич картинки дарил». Это собрание картин Евгений Ройзман теперь намерен передать в музей Миши Брусиловского, его планируют открыть в Екатеринбурге до конца этого года.

Не только у картины «Футбол» есть несколько вариантов. Такая история с повторением сюжета встречается у Миши Брусиловского и в серии «Красная Шапочка» или, к примеру, в серии, которую можно назвать «реквием» по погибшим в годы войны. Но повторяется всякий раз лишь сюжет, сама форма, с помощью которой Миша Шаевич ведет художественное размышление по уже знакомому поводу, всегда нова, это новое решение профессиональных задач художника. На бытовые вопросы о том, что значит та или иная картина или тот или иной ее вариант, Миша Брусиловский обычно не отвечает, точнее - говорит, что готов послушать интерпретации зрителей. Еще большей загадкой насыщает он свой творческий метод в фильме Бориса Шапиро, рассказывая о том, что художника ведет его рука - ведет в неизвестном направлении, а голова при этом «очень сильно отстает от руки художника». Таким новым способом, очередной импровизацией он мог продолжить серию-«реквием»: к картинам «Пьета жертвам войны», «Реквием», «Освенцим» добавилась бы и работа, посвященная Бабьему Яру - памяти расстрелянным мирным жителям, главным образом евреям украинского происхождения. Эскиз он сделал. Но саму работу не успел - на нее уже не хватило энергии. В интервью «Областной газете» Миша Брусиловский рассказывает, что хотел сделать эту картину не страшной, а возвышенной: «как торжественную мессу; это была бы белая картина с композициями из цветных ангелов». Он говорит и о том, что она получилась бы красивой, а это, возможно, потому, что трагедия Бабьего Яра связана с Брусиловским лично. Туда уехала его троюродная сестра, и была расстреляна - немцам ее сдал бывший сосед по квартире.

О значимости Миши Брусиловского как художника для свердловской творческой среды рассказывает его близкий друг художник-график Виталий Волович. В уже обозначенном фильме Бориса Шапиро он говорит о том, что творчество Миши Шаевича было как дрожжи: «Каждый раз после того, как мы приходили в его мастерскую, рождалась какая-то особая смелость и мы находили силы в том, чтобы и в своей работе пытаться быть независимыми и исходить только из того, что кажется тебе как художнику [важным и значимым]». Будучи таковым для художников-друзей, Брусиловский сам считал это свое окружение основополагающим для творчества - для того чтобы стать художником, обязательно нужно иметь друзей. В частности, два его близких друга - Виталий Волович и Герман Метелев - сопровождают его скульптурное воплощение в композиции «Горожане. Разговор» - что стоит в екатеринбургском сквере. Она видна из окна квартиры Миши Шаевича и смущает его, по словам художника - памятник Брусиловскому можно было сделать и посмешнее.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...