Натюрморт ромашка кувшин клубника разбросанная на столе. Подготовка к сочинению-описанию по картине «Клубника и белый кувшин

Илья Иванович Машков – русский художник. Основным направление его творчества стало написание натюрмортов. В своих работах художник стремился показать красоту ягод, фруктов, домашней утвари, статуэток и других предметов. Наиболее известной работой Машкова является картина «Клубника и белый кувшин». Она выполнена, как и большинство картин художника, в ярких насыщенных тонах крупными мазками. Основной цвет композиции красный, при помощи разных оттенков этого цвета Машков смог передать красоту спелых сочных ягод, дара летней поры. Фон картины темно-молочного цвета, он не останавливает на себе внимание зрителя, позволяя насладится более важными деталями натюрморта.

На переднем плане полотна изображены ягоды спелой клубники и малины. Две самые спелые и крупные ягоды клубники оказались в левой части картины. От того, что на них падает свет, ягодки блестят и переливаются в лучиках солнца. Веточки с малиной разместились в центре композиции: две веточки желтой и одна красной. На их листики также падает свет, и они кажутся белыми, даже прозрачными. Остальное пространство стола занимают хаотично разложенная клубника. Две ягодки в правом углу еще не успели созреть, они имеют зеленоватый оттенок. На заднем плане картины также есть клубника. Она горкой красуется на серебряном блюде.

В центральной части стола расположилась тарелочка с черной и белой смородиной. Рядом с ней стоит прозрачная стеклянная вазочка, в которой также стоят веточки смородины с висящими на них ягодами. Свет, падающий на них, делает белые ягодки прозрачными, а черным придает насыщенности оттенком. От этого смородина сверкает как драгоценные камни. Резные листья смородины зеленые, темные, они украшают макушку веточек. Освещенным является только передний и центральный план картины, на заднем плане лежит тень. От того, что свет не попадает на другой конец стола, клубника на серебряном блюде кажется темно-красной.

Немаловажной частью натюрморта является белый глиняный кувшин. Он оттеняет спелые ягоды, на его фоне они становятся более яркими, насыщенными. Глядя на картину, возникает невольный вопрос, что же находится в кувшине? Может быть, там свежая вода или молоко, а может быть сладкий морс, сваренный из спелых ягод.

Картина Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин» наполнена теплой атмосферой, ароматом ягод и светом. В ней нашел отражение солнечный летний день, который преподнес человеку чудесные дары. Как удивительна и прекрасна летняя природа.

2 вариант

На переднем плане хаотично разбросанные по столу крупные ягоды клубники. Есть здесь целые гроздья, а есть ягоды неправильной, причудливой формы. Все они еще сохраняют свои зеленые веточки, и поэтому кажется, что их только что сорвали с кустиков. Художник использовал разные тона красного, оранжевого, чтобы изобразить ягоды. Некоторые из них еще не совсем созрели, у них белый бок, а другие просто манят к себе своей душистой спелостью. Клубникой наполнен и жестяной поднос на заднем плане. Все ягоды в нем отборные: крупные и очень спелые.

Кроме клубники зритель видит на столе ягоды малины и смородины. Белая и черная смородина лежат в глубокой белой тарелке с синей полоской по краю. А целые веточки смородины, с листиками и ягодами, стоят в простой стеклянной банке. На банке заметен солнечный блик. Особенно аппетитной выглядит белая смородина. Ее ягоды с тонкой кожицей словно просвечивают насквозь. Если приглядеться, мы даже заметим в них маленькие косточки.

Весь натюрморт освещен естественным дневным светом, проникающим, возможно, из окна деревенского дома.

Композицию завершает белый кувшин округлой формы на заднем плане. На его глянцевой поверхности тоже играет солнце. Кувшин очень простой, повседневный, лишенный каких бы то ни было украшений или росписи. Но при этом он кажется таким удобным и домашним. Видно, что он часто использовался в быту и еще не раз пригодится хозяйке. Возможно, в нем молоко для вкусного деревенского завтрака, или в него скоро нальют ароматный компот из ягод.

Ягоды и кувшин художник поместил на темном, коричневатом фоне, который позволяет сосредоточить всё внимание зрителя именно на яркой клубнике. Можно предположить, что предметы натюрморта находятся на простом столе, покрытом сероватой холщовой скатертью, который придвинут к деревянной стене дома.

Вся картина в целом дарит ощущение летнего тепла, позволяет зрителю испытать радость от простых, обыденных вещей: сочной клубники, домашнего тепла, уюта.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Должен ли разумный человек жить чувствами?

    Все люди условно делятся на два типа: живущие «головой» и живущие «сердцем». Считается, что люди, живущие «головой», при совершении тех или иных поступков руководствуются разумом. А живущие «сердцем» руководствуются только чувствами.

  • Сочинение-описание по картине Летний сад осенью Бродского (7 класс)

    На картине Исаака Израилевича Бродского «Летний сад осенью» изображена золотая осень. Автор очень любил это время года, поэтому у него очень много картин с изображением осенних пейзажей. Эта картина одна из его лучших работ.

  • Сочинение Конфликт разума и чувств

    Как говорил знаменитый русский писатель М. Пришвин, есть чувства, которые восполняют и затемняют разум, также есть и разум, который способен охладить даже самые искренние чувства.

Цели урока:

Оборудование: репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой»; репродукции картин художников, рисующих в жанре натюрморта (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.), портрет: Илья Иванович Машков (1881 - 1944)

Натюрморты И.И. Машкова

не только правдивы до своеобразной иллюзии,

но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки.

А.В. Луначарский.

Ход урока.

I . Сообщение темы и задач урока:

Сегодня на уроке развития речи мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», а потом напишем сочинение по ней. В Волгограде есть областной музей имени данного художника.

Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни.

Илья Машков (1881 – 1944)

Рассмотрите репродукцию картины Машкова «Клубника и белый кувшин» . Попробуйте определить, к какому виду живописи она относится.

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

( звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине...»)

II . Запись в тетрадь: Натюрморт ( фр. Nature morte - «мёртвая природа») - картина или рисунок, на которых изображены неживые предметы (цветы, фрукты, посуда, дичь).

Какие жанры живописи вы уже знаете?

Ш. Особенности натюрморта:

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами. ( Учащимся предлагается рассмотреть натюрморты разных художников (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.)

Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы ли по цвету?

Вывод: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Художники используют в своих картинах закон натюрморта - принцип классического треугольника (на любых натюрмортах изображённые предметы можно объединить в треугольник).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.).

Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

IV . Беседа по картине Машкова.

Как вы думаете, почему художник назвал этот натюрморт «Клубника и белый кувшин», хотя на полотне изображены и другие предметы?

(Именно клубника и кувшин сразу бросаются в глаза при взгляде на картину. Автор любуется ими. Клубники очень много, она разложена по всему столу. А белый глиняный кувшин очень выделяется на тёмном фоне).

Что художник изобразил на переднем плане?

(Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов).

Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её.

(Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная).

Что находится рядом с клубникой?

(Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная).

Рассмотрим тарелку. Какая она?

(Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина).

Что находится посередине столе?

(Стеклянная банка с несколькими веточками смородины).

Опишите веточки смородины.

(Изящные веточки опущены в воду. На них изумрудные листочки и крупные сочные ягодки смородины).

(Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем).

Почему кувшин изображён сзади?

(Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней).

Какое настроение остаётся от картины?

(Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами).

V . Словарная работа.

Записанные на доске слова и словосочетания можно использовать в своем сочинении.

Искусство, художник (автор, живописец),картина (работа, произведение),репродукция, мольберт (холст, полотно), передать колорит (оттенки), глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.

VI . Составление плана сочинения по картине

VII . Составление устного рассказа по картине (2-3 ученика).

На втором уроке ученики пишут сочинение.

Я очень люблю картины, на которых изображен натюрморт или пейзаж.
Они такие яркие, красочные, насыщенные.
Каждая прорисованная деталь в них, игра света и тени помогают максимально раскрыть задуманный образ.
Когда я увидел картину «Клубника и белый кувшин», я была просто поражена, как можно так точно передать всю цветовую палитру, весь летний колорит.

Для своей работы художник выбрал нейтральный фон, чтобы ничего не отвлекало нас от нарисованных ягод.
На этой картине Машков нарисовал не только клубнику, но и черную, белую смородину и малину.
Она показана как в виде кустарника, который стоит в банке с водой, так и отдельно в глубокой тарелке с каемкой.
Картина показывает, какие богатства нам приносят летние месяцы.
Клубника изображена как с веточками, так и без них, лежащей отдельно на столе, и в серебряной посуде.
Ягоды клубники огромны и, наверняка, очень вкусны.

С правой стороны картины стоит белый пузатый кувшин.
Он изображен пустым.
Думаю, что автор нарисовал его для контраста, чтобы яркие, красивые ягоды смотрелись еще более аппетитно.
От картины буквально веет ароматами этих плодов.
Так и хочется взять и попробовать одну из этих ягод, окунуться в летнюю свежесть.
Тем более, что она была совсем недавно и мы не успели еще ее забыть.

Художник с большой любовью прорисовывает каждую деталь, каждый изгиб на клубнике.
Слева лежат две самые крупные, спелые ягоды.
На их фоне, лежащая рядом малина немного теряется.
Хочу отметить, что нет ни одной ягодки, которая была бы нарисована небрежно.
На мой взгляд, картина получилась по-домашнему простой, но, в то же время, гениальной.
Именно глядя на такие произведения, мы начинаем задумываться о простых радостях жизни, которые в повседневной суете успеваем забыть.
Художник предоставил еще одну возможность полюбоваться летними дарами природы, которые наполнены солнечным теплом.

Иван Иванович Машков известен не только в мире искусства, но и всем любителям живописи. Его творчество относится к началу двадцатого века, когда многие художники пытались отразить в своих картинах реальность и тяжелую правду жизни. Но живописец Иван Машков все-таки отдавал предпочтение прекрасным и великолепным натюрмортам, где основное центральное место занимали ягоды, фигурки из фарфора и цветы, а также любая другая утварь, которую часто можно встретить в уютной домашней обстановке. Но все это, самые обычные вещи он показывал своим зрителям так, чтобы доказать, что даже среди самых обыкновенных и простых вещей можно найти что-то интересное.

Картина «Клубника и белый кувшин» была написана художником Иваном Машковым в 1943 году. Она по праву считается самой знаменитой его работой. Мастерство Ивана Ивановича прослеживается в его крупных мазках, которые насыщены цветовыми оттенками. Каждый живописный мазок талантливого художника передает то, чем так богато одарила нас земля.

На полотне Ивана Машкова изображены сочные и уже спелые ягоды. Их художник разместил на переднем плане. Каждая ягоды клубники - это целая история. Они лежат так на картине Ивана Машкова, словно желают поведать людям о себе, сообщить о том, что уже поспели и ими можно полакомиться. Две самые крупные клубнички художник Иван Машков поместил слева, чтобы их спелость и насыщенность смогла проявиться во всей красе под яркими солнечными лучами.

Наверное, слева в небольшой комнате расположено окно, откуда и просачиваются яркие солнечные лучи, падая на стену, стол и пол. Темная скатерть на столе с левой стороны хорошо освещена солнечными лучами, такие же яркие блики на темном полу. Остальные ягоды клубники, которые солнечные лучи не одарили своим светом, тоже спелые, но они выглядят не такими спелыми. Для их изображения живописец использовал уже другие цветовые оттенки.

Среди всех ягод выделяются две, которые не такие спелые, как все остальные. Они еще не успели дозреть, но их тоже сорвали и принесли в комнату, чтобы создать этот восхитительный и живописный натюрморт. И эти две недозревшие ягодки справа, и небольшая кисть таких же ягод с листочком, и слева кисть еще недозревшей клубники, которая только начинает розоветь и на которую падают солнечные лучи - это все прорисовано художником так талантливо, что кажется, будто они живые, настоящие.

Ягоды клубники у художника Ивана Машкова повсюду: на столе, на серебряном блюдце. На блюдце, стоящем на заднем плане картины, в конце стола, тоже аккуратно уложена крупная спелая ягода. Блюдце необычного серебряного цвета, поэтому цветовое сочетание подобрано художником интересно и оригинально.

В самом центре картины живописец Иван Машков поместил небольшую мисочку белого цвета с небольшой каемочкой темно-синего цвета. Она неглубокая, но зато наполнена не клубникой, а другими летними ягодами: белой и черной смородиной, которая изображена художником аппетитно. С одной стороны и эта тарелка, и ягоды на ней прекрасно освещаются яркими солнечными лучами. Те небольшие ягоды смородины, куда попадает солнечный цвет, выглядят так, словно это черные жемчужины, драгоценные и дорогие. А белая смородина, ярко озаренная солнцем, похожа на горсть бриллиантов, небрежно рассыпанных на белоснежной тарелке среди черных ягод–жемчужин.

Но не только ягоды и тарелки с ними изображены на картине выдающегося живописца Ивана Машкова. Ближе к стеночке среди всего этого ягодного многообразия стоит небольшая и практически незаметная вазочка. Она прозрачная и немного наполнена чистой водой. В нее аккуратно поставлено несколько веточке смородины с ягодами белого и черного цвета. И во всю эту композицию легко вписывается белый глиняный кувшин, который живописец поместил на задний план. Он немного смягчает весь натюрморт, делая его чище и свежее. Может быть, в нем чистая вода, а скорее всего, парное и вкусное молоко. Им приятно полакомиться и освежиться будний летний день, когда ярко припекает солнышко и когда природа так щедра.

Вся картина известного живописца Ивана Машкова светлая, чудесная и напоминает о лете, которое вскоре придет и наступит прекрасная пора. В такие дни особенно чувствуется, насколько богата природа, которая дарит людям не только свое тепло, негу и наслаждение, но и лето богато богатым урожаем. Особенно летом хочется лакомиться сладкими и кислыми ягодами, которые не только дают заряд бодрости, но и очень полезны для организма человека.

От полотна Ивана Ивановича Машкова веет теплом и яркостью солнечного дня, поражает его насыщенность и сладость. Прекрасна русская земля, которая может дарить такие подарки людям, ведь клубника и смородина - это самая лучшая летняя ягода. Полотно Машкова - это настоящее мастерство таланта.

Описание темы: Легкое и красиво описание натюрморта в прекрасной работе художника. Признаться честно, глядя на картину начинаешь чувствовать вкус лета.

Дары природы

Илья Иванович Машков – знаменитый русский художник начала двадцатого века. В своих работах автор отдавал предпочтение натюрмортам, изображая красоту ягод, цветов, фарфоровых фигурок и других предметов домашней утвари. Наиболее известным натюрмортом мастера кисти была картина «Клубника и белый кувшин», написанная в 1943 году. В ее создании использованы типичные для Машкова яркие, сочные краски и крупные мазки. На картине изображены спелые, сочные ягоды - прекрасное дарование русской земли.

На переднем плане картины искусно красуются спелые крупные ягоды клубники. Каждая из них как будто расположена таким образом, чтобы показать себя с наилучшей стороны. Две самых спелых и больших клубнички изображены слева, их спелость еще более выразительна в подсветке солнечными лучами, которые падают слева на стол. Остальные ягоды клубники расположены правее на столе, они уже не настолько яркие, но тоже спелые. Хотя есть справа две некрупных ягодки и чуть-чуть недозревших. На заднем плане картины тоже есть клубника, она горкой уложена на серебряном блюде.

В центре картины расположена мисочка с синей каемочкой, наполненная ягодами черной и белой смородины. В центре слева смородина очень хорошо подсвечивается солнечными лучами. И от этого блеска ягоды черной смородины выглядят как драгоценные черные жемчужины, а ягоды белой смородины создают впечатление рассыпанных бриллиантов. В центре картины стоит прозрачная ваза с веточками черной и белой смородины. И завершает композицию на темном фоне заднего плана большой пузатый глиняный кувшин. Он выполнен в белом цвете и тем самым уравновешивает цветовую композицию всей картины. Интересно, что в этом кувшине? Возможно свежее парное молочко. Картина как будто излучает тепло прекрасного летнего солнечного дня. Как чудесно летом! Как прекрасны дары природы!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...