Виды икон божией матери. Сколько всего чудотворных икон Божией Матери

Особенности Богородичной иконографии

Древняя христианская легенда говорит, что начало первые иконы Богородицы появились во времена апостолов. Сохранились упоминания, что Святой апостол Лука, владевший искусством живописи является автором одной из первых Богородичных икон.

Во все времена, изображая Пречистую Деву, мастера иконописи использовали все своё мастерство, чтобы придать лику Богородицы красоту, величие, достоинство и безграничную нежность. На всех иконах Богородица всегда изображена в печали, но печаль эта разная – скорбная или выражающая надежду. Неизменно всегда одно – духовная сила, которая всегда исходит от Божией Матери. Богородица обычно изображается со своим Божественным Сыном, но достаточно икон, где Она изображена без Него. На некоторых образах Она нежно поддерживает Его, на других - тепло прижимает Младенца к Себе. Но на всех иконах Богородица полна благоговения перед Спасителем и кротко смиряется с неизбежностью предстоящей жертвы. Главными чертами, наиболее характерными для изображения Богоматери на русских иконах, являются трогательная лиричность, отрешенность и одухотворенность.

Самыми распространёнными иконографическими типами изображения Богородицы являются иконы «Знамение» (Оранта), «Умиление» (Елеуса) и «Путеводительница» (Одигитрия).

Знамение (Оранта)

Оранта - значит «молящийся», в переводе с латыни.

Иконы такого типа еще называют «Великая Панагая». На образах Богородица изображается как заступница, в молитве с поднятыми руками и ладонями, обращенными в сторону богомольцев. Первые аналогичные изображения Божьей Матери обнаружены еще в римских катакомбах. Христиане дали иконам типа «Знамение» второе название - «Нерушимая стена», обозначая великую силу Заступничества Богоматери,

Наиболее известные иконы типа «Оранта»: «Знамение», Абалацкая, Серафимо-Понетаевская, Мирожская, Никейская, Царскосельская иконы Божией Матери, Ярославская Оранта, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша».

Умиление (Елеуса)

Елеуса обозначает «милующая», «сострадание» и «сочувствие», в переводе с греческого языка. Умиление – один из наиболее любимых христианами вариантов изображения Богородицы. На иконах данного типа Дева Мария изображается соприкасающейся щеками с Младенцем Иисусом, которого она бережно держит на руках. На подобных образах между Девой Марией, символом рода человеческого и всей Церкви Христовой, и Спасителем, символом божественной сущности, совсем нет расстояния, и их любовь воистину безгранична. Эти образы выражают любовь Бога ко всему роду человеческому. В греческом искусстве этот тип иконографичии именовался обычно «Гликофилусса» (от греч. «сладко любящая»), что иногда переводят как «Сладколобзающая» или «Сладкое лобзание».

Наиболее известные иконы типа «Умиление»: Владимирская, Донская и Феодоровская иконы Богоматери, Икона «Достойно есть», «Взыграние Младенца», «Взыскание погибших».

Путеводительница (Одигитрия)

Одигитрия обозначает «путеводительница» или «указывающая путь», в переводе с греческого языка.

Иконы этого типа - одни из самых распространённых изображений Божьей Матери. На этих иконах Богородица пишется со своим Божественным сыном на руках. Одной ладонью Младенец Иисус благословляет смотрящего на икону, а второй держит книгу или свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Обычно Богородица изображена по пояс, но известны также сокращенные оплечные варианты (Казанская икона Божией Матери), а также иконы на которых Богородица изображена в полный рост.

Отличием этой иконографии от близкого ей типа "Умиление" является взаимное отношение Матери и Сына: здесь композиционным центром является Христос, обращенный к смотрящему на икону. Дева Мария в этой иконографии указывает рукой на Младенца Иисуса, указывая на праведность и незыблемость христианского пути.

Наиболее известные иконы типа «Путеводительница»: Казанская, Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, Иверская, Иерусалимская, Влахернская, Грузинская, «Избавительница», «Скоропослушница», «Троеручица».

Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой – особым грунтом.

Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.

Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.

Иконография (греч. – описание образа) – описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.

Киот - украшенная рама для иконы или застекленный шкаф для нескольких икон.

Левкас (греч.) – белый грунт для иконной живописи. Состоит из толченого мела (или гипса) и клея. Наносится постепенно, многослойно на поверхность доски, предназначенной для написания иконы. Поверхность левкаса тщательно шлифуют.

Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками. Предназначен для путешествующих.

"Умиление" Серафимо-Дивеевская – икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому . Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.

"Утоли моя печали" – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите..." Празднование 7 февраля.

- чудотворная икона. По преданию, написана евангелистом Лукой . В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре. При нашествии Батыя и Городец, и монастырь были опустошены, жители бежали, а икону взять с собой не успели. Спустя несколько десятилетий, 16 августа 1239 года, она явилась младшему брату Александра Невского Костромскому князю Василию Ярославичу в лесу, на древе, во время охоты. Накануне многие жители Костромы видели, как по улицам города прошёл какой-то воин, а в руках он держал икону. Лик этого воина напомнил жителям иконописное изображение святого великомученика Феодора Стратилата . Обретенная икона была поставлена в храме святого Феодора Стратилата в Костроме и получила название Феодоровской. На месте обретения иконы князь основал монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1260 году чудотворный образ спас Кострому от татарских полчищ. В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен на царствование юный Михаил Федорович Романов, первый государь из династии Романовых. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Костромы. Перед этой иконой по традиции молятся о благополучных родах. Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.

"Целительница" - икона, на которой Царица Небесная изображается стоящею у одра больного, на устах больного видно млеко. История этого изображения такова. Один благочестивый клирик тяжело заболел и обратился к Богоматери с молитвой, в ту же минуту он увидел у своей постели Ангела-Хранителя, просящего Богоматерь об исцелении болящего, и явившуюся Богородицу, которая источила на уста больного спасительную каплю млека из сосцов Своих и стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и поведал всем о произошедшем чуде. Перед этой иконой молятся об исцелении болящих. Празднование иконе - 1 октября.

– чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой . В 326 году святая царица Елена , получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Затем перенесена была в Россию, где и прославилась многими чудесами. Отнятая поляками, попала в руки татар, которые начали расстреливать ее из луков, но, когда из иконы потекла кровь, в испуге бежали. В настоящее время находится в Польше в монастыре близ города Ченстохова. Празднование 19 марта.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению .


Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.


Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.


Отличительной особенностью иконы "Утоли моя печали" является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.


«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
"Почаевская икона" Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же "стопочка" на камне (но не всегда) .

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.


Отличительная особенность иконы "Достойно есть" - крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.


Киккская икона. Ее главная отличительная особенность - сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова - в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери. Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки.Кроме того, на Киккской иконе Христос изображён уже не младенцем, а повзрослевшим отроком.

Нет возможности написать все отличия икон, их очень много. Все иконы Богородицы деляться на пять групп. Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) . Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса .

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный - путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

икона «Троеручица»,

икона «Скоропослушница»,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

"Оранта" - это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и протягивают свои руки в млитве за нас. Оранта перводится "Молящаяся".

Самые известные образы, это:

"Знамение"
"Неупиваемая чаша"


Иконы "Панахранта" . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.


  • Кипрская ;

  • Киево-Печерская;

  • Ярославская (Печерская) ;

  • Псково-Покровская ;

  • «Державная»;

  • «Всецарица».

Ну и наконец Агиосорити́сса . один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

    римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

    церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

    «Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

    «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

    «Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

    Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

    В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

    В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

    В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

    Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

    Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

    Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Молитва 3

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...