Тест по "культурологии". Тест тест по "культурологии" преимущественное развитие практических знаний

его и явились своего рода передаточным механизмом между человеком и природой.

Но было бы неверным видеть в средневековом крестьянском труде одну лишь «дурную» сторону. Аграрный труд воспринимался крестьянином как интегральная часть круговорота природы. Христианство не уничтожило веры народа в хронические силы. Земледелец включен в природные ритмы, и отношение между людьми и природными явлениями мыслится в виде взаимодействия и даже взаимной помощи. Церковь преследовала народную магию, в том числе и производственную, но вместе с тем не могла не уступить напору крестьянских верований, и в церковных благословениях воды, земли, огня и других элементов нашло свое выражение поверхностно христианизированное традиционное отношение крестьян к природным силам. Такой же характер имели и «паралитургии», направленные на заклинание хлеба, масла, вина, соли, земных плодов, колодцев, сосудов, лодок, рыболовных снастей и иных предметов и орудий труда (148). Особое понимание мира вещей, присущее еще варварам, которые ощущали свою магическую сопричастность с ним, не было изжито и в христианскую эпоху.

Человек средневековья был способен и к поэтизации своих производственных занятий. Порталы готических соборов украшают наряду с фигурами персонажей Священного писания барельефы и статуи, изображающие тружеников, занятых различными сельскохозяйственными работами. Скульптурные календари последовательно воспроизводят трудовые процессы, характерные для разных месяцев и времен года. Пахота, посев, жатва, молотьба, сбор плодов, виноградарство, посадка и окапывание деревьев, наладка косы, косьба, охота, рубка леса - картины, продолжающие старинную художественную традицию, обновляемую постоянным непосредственным наблюдением,- выполнены с несомненным интересом художника к простым людям, поглощенным производственной деятельностью. Воздействующий на природу человек трудом прославляет творца. Жизнь деятельная получает свое место бок о бок с жизнью созерцательной. Они в равной мере священны. В Шартрском соборе фигуры добродетелей и трудолюбивых дев расположены симметрично, причем последние - справа (известно, что правая сторона обладала большим достоинством, чем левая). Труд постепенно находит свою моральнорелигиозную санкцию. Сцены сельских работ, несомненно, отражают возросшее самосознание народа, понимание им важности производительного труда в общем устройстве мира.

Под давлением нового отношения трудящихся к своей деятельности начинают пересматривать воззрения на труд и теологи. Опираясь на Библию, они в свое время утверждали, что труд - наказание, ниспосланное людям за грехи. Но в XII-XIII веках в той же Книге Бытия (2,15) богословы стали подчеркивать другие идеи, а именно что Адам возделывал сад Эдемский и, следовательно, прежде чем стать покаянием, труд был благословенным богом занятием.

Вырабатывается «теология труда». Труд угоден богу. Первым работником

был сам творец, «архитектор мира». Соответственно и созданный им мир теологи называли «вселенской мастерской». В Ланском соборе бог изображен в образе работника: он считает на пальцах дни, необходимые для творения, сидит, отдыхая от проделанной работы. Уподобление бога рачительному хозяину, который распоряжается на «фабрике мира» и творит подобно плотникам и каменщикам, встречаем и в конце средневековой эпохи в рассуждениях итальянского мельника Меноккьо (158, 64-66). В соборах немало картин ремесленного труда. Изображение трудовых усилий, ремесел и сезонных сельскохозяйственных работ в иконографии - одна из отличительных черт средневековой европейской цивилизации. Витражи в Шартре, пожертвованные городскими цехами, как бы сопоставляют мастеров со святыми, ибо и труд имеет свое достоинство и святость. В соборе Нотр Дам в Семюре на витражах вообще нет сцен из жизни святых - зато во всех подробностях здесь изображен процесс изготовления сукон (203, 28, 65 и след., 131). Нередко производительный труд прославляется в иконографии, посвященной священным сюжетам. Таковы картины постройки Ноева ковчега или Вавилонской башни. Художники стремятся передать энтузиазм строителей, переносящих камни и возводящих здание; лица и фигуры не индивидуализированы, массы работников движутся слитно, в едином ритме, охваченные высоким порывом и радостью артельного труда, В украшении храмов архитекторы и художники не могли избирать сюжеты вполне свободно, собор, выполнявший функции «Библии для неграмотных», должен был быть украшен лишь в строгом соответствии с богословскими тезисами и канонами. То, что ремесленные и сельскохозяйственные занятия могли найти себе почетное место в храме, свидетельствует о признании высокого назначения труда как заповеди божьей, одного из путей, ведущих ко спасению, если цель труда - добродетель. Высшие силы покровительствуют производительному труду, и цехи брали себе святых в качестве небесных патронов. Самый собор, прославляя бога, одновременно увековечивал трудолюбие, талант и опыт создавшего его человека.

Реабилитация активной жизни отражала рост самосознания людей, принадлежавших к разным производственным профессиям и цехам. Получает признание учение о том, что все профессии обладают христианским достоинством. Каждый человек имеет свое призвание (vocatio) и спасается благодаря ему (195, 162-180). Обращаясь к пастве, францисканские проповедники призывали разумно тратить время - не на развлечения и танцы, не на злое и пустое, но на богоугодные дела, и среди них - на труд

Наряду с осмыслением достоинства физического труда средневековье постепенно пришло к осознанию важности труда умственного. В раннее средневековье было распространено мнение, что интеллектуальная деятельность не требует материального вознаграждения, в частности, учителя не получали жалованья, ибо мудрость расценивалась как дар божий, которым, следовательно, нельзя торговать; учителю можно было лишь делать подарки в благодарность за сообщенные знания (225). Однако подобный взгляд мог

преобладать лишь до тех пор, пока наука и образование оставались монополией духовенства; с распространением же городских школ и с возрастанием общественной потребности в знающих людях эта точка зрения была пересмотрена, и ученые профессии получили права гражданства наряду с другими ремеслами. Всякая плата стала считаться законной, если была получена pro labore. Известно, какой популярностью пользовались выдающиеся профессора университетов: к ним стекались ученики из разных стран, их знания казались всеобъемлющими, на их авторитет постоянно ссылались. Противоположность «образованный» - «необразованный» оставалась одной из основных оппозиций средневековой культуры.

Однако отношение к поэту долгое время оставалось пренебрежительным, и жить ему за счет доходов от сочинительства было почти невозможно - он мог рассчитывать преимущественно лишь на подарки знатных господ. О жизни одного из крупнейших средневековых германских поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде сохранилось (помимо его сочинений) лишь одно документальное свидетельство: в путевых счетах епископа Пассауского упомянуты 5 солидов, дарованных поэту на приобретение шубы. Поэт, если он не занимал должности школьного учителя, оказывался близким по положению к скомороху. Многие светские поэты и были бродячими актерами - вагантами, голиардами. Жалобы на нищету и лишения, сопряженные с занятиями поэтическим творчеством, в средние века не менее часты, чем в другие эпохи. Самосознание же поэта в период раннего средневековья не было развито. Преобладало анонимное творчество. О поэтах их современники, а подчас и они сами упоминали в связи с похвалами их рыцарским доблестям, подвигам, совершенным в крестовых походах, или их благочестию, при этом не касаясь того, что они были поэтами. Только с XII века положение меняется, начинает возрастать самосознание поэта как творца (259,239-285).

Выше уже упоминалось об отношении средневековых ремесленников к произведениям своего труда, отношении, существенно отличавшемся от безразличия рабочего и предпринимателя буржуазного общества к выпускаемой продукции. Относительная узость средневекового городского рынка, распространенность работы на заказ, высокие требования, предъявляемые цехами к качеству изделий,- таковы некоторые из условий, определявших это особое отношение мастера к плоду своих рук.

Следует иметь в виду, что ремесленное изделие в прямом смысле слова было результатом «рукомесла»: как и в сельском хозяйстве, в ремесле между производителем и продуктом долгое время не было сколько-нибудь сложного технико-механического промежуточного звена, изделие выходило непосредственно из рук ремесленника, работавшего над ним от начала и до конца производственного процесса. Такая manufactura, естественно, создавала очень тесную связь между ней и мастером. Труд в цехе «еще не дошел до безразличного отношения к своему содержанию» (1, 536). Готовый продукт, воплощавший навыки, вкусы и рабочее время его создателя, был ему внутренне близок, нес на себе отпечаток его личности. Все это вело к известной поэтизации или, если угодно, «героизации» цеховой

деятельности. Этические и эстетические моменты не могли быть элиминированы из ремесленного производства. Членам ремесленной корпорации присуще высокое сознание достоинства своего труда. Мастер неохотно расставался со своим изделием. «Старик-кустарь воюет за трубку, которую у него хочет купить торговец» (34, 12). Ремесленник не мог видеть в готовом продукте одной только голой меновой стоимости, средства получения денег и других благ. Работая, мастер заботится не о наживе любыми средствами, а об обеспечении себе достойного существования. «...Наши предки были не дураки,- гласила немецкая «Реформация Сигизмунда» (ок. 1439),- ремесла придуманы для того, чтобы каждый ими зарабатывал свой хлеб насущный, и никто не должен вмешиваться в чужое ремесло; этим свет прогоняет свою нужду, и каждый может прокормиться» (226, 270). Следовательно, ремесло существует не для потребителя прежде всего, а для самого мастера, пекущегося о своем доходе и достоинстве. Понятие достоинства в данном случае предполагает наряду с сытостью и материальным достатком также и способность принимать участие в общественных делах города в надлежащих и установленных формах. В этом обществе мелких производителей изделие ценится преимущественно как потребительская стоимость, а затем уже и как меновая,- к последней оно не сводится.

Труд имел не только экономическое содержание - он мог быть источником морального удовлетворения. Мастер, изготовляющий ремесленный шедевр, утверждая свое право на членство в цехе, вместе с тем утверждал и свое личное достоинство, общественное положение, принадлежность к корпорации. Именно в качестве члена группы мог он определиться как правовой индивид, как человеческая личность. Средневековый ремесленник в процессе своего труда воспроизводил себя «во всей своей целостности» (2, т. 46, ч. 1, 476). Труд понимается в этом обществе как общая социальная ответственность: своей производственной деятельностью человек участвует в жизнедеятельности целого - цеха, города, общества. Поэтому ремесленник сознает важность своего труда. С этим сознанием можно встретиться и у крестьян. В начале XIV века один французский крестьянин, находившийся под церковным отлучением, заявил, что оно его не страшит, ибо «его труд спасет его» (256, 55). Труд, истолковываемый духовенством как наказание, наложенное на род человеческий за первородный грех, понимается крестьянами как средство, открывающее врата небесные и путь ко спасению души. Когда в 40-е годы XII века тысячи нормандских паломников явились в Шартр с намерением принять участие в возведении западных башен собора Богоматери и на протяжении нескольких месяцев вкатывали на крутой склон, на котором происходило строительство, тяжелые возы с камнями, распевая при этом гимны в честь святой Девы и подвергая себя бичеваниям, то ими руководило убеждение в праведности и спасительности их труда.

Более того, труд мог восприниматься и как социальное преимущество крестьян перед сеньорами. Известно, какой популярностью пользовались в

Англии в XIV веке проповеди лоллардов на тему: «Когда Адам копал землю, а Ева пряла, кто был дворянином?» (69, 22). Здесь труд прародителей - не проклятие, а искони присущее человеку занятие, дворянин же - излишний член общества, ибо он не выполняет полезной функции и вообще в этом своем качестве не сотворен богом. За словами Мильтона о том, что труд Адама в раю - доказательство его достоинства (60, 126), стояла многовековая традиция. Труд обязателен для христианина так же, как деятельная любовь, говорит английский поэт XIV века Ленгленд в поэме «Видение Уильяма о Петре Пахаре». Труд земледельца праведен, и лишь он открывает путь к истине. Своим трудом Петр Пахарь спасает всех, «кто помогал ему пахать, сажать или сеять или в другом каком занятии мог пособлять Петру» (46, 19 - 20).

Выше уже упоминалось, что сельскохозяйственный год был вместе с тем и литургическим годом. Природный и производственный циклы сливались в цикл религиозных ритуалов, церемоний и праздников. Начало важнейших производственных процессов знаменовалось молебнами и религиозномагическими действами, окончание сельскохозяйственного цикла - праздниками. Раз навсегда заведенный ритм жизни казался богоустановленным и тем самым приобретал нравственное значение.

Но в условиях антагонистического общества труд неизбежно внушал и отрицательные эмоции. В значительной мере он был подневольным и чрезмерным с точки зрения крестьян: им приходилось работать гораздо больше, чем это было необходимо, для того чтобы расплатиться с господином. Епископ Ланский Адальберон, развивая учение об органическом строении общества, все «разряды» которого - духовенство, рыцарство и крестьяне - служат пользе целого, признавал: «Доставлять все золото, пищу и одежду - такова обязанность сословия сервов... Это несчастное сословие не владеет ничем, что бы оно ни приобрело тяжким трудом... Кто мог бы счесть... все трудности, проклятия и мучения, которые приходится выносить бедным сервам?» (PL, t. 141, 781-782). Социальная утопия средневековья была сопряжена с мечтой о блаженном состоянии, когда нет необходимости трудиться. Счастливая страна Cockaigne, или Schlaraffenland, о которой ходили басни и легенды, это страна, где никто не трудится, где все в изобилии и само попадает в рот. В царстве «пятой монархии» революционных сектантов конца средневековья не предполагалось тяжелого труда, и вся земля должна была стать общим достоянием.

Не следует вместе с тем забывать и о специфичности категории прибавочного рабочего времени в применении к средним векам. В обществе, основывавшемся на натуральном хозяйстве и традиционном в самом своем существе, труд не мог отнимать такой большой доли времени, как в раннекапиталистическом обществе. Известно, сколь многочисленными были нерабочие дни: к их числу наряду с воскресеньями относились дни святых и другие церковные праздники, в общей сложности составлявшие до трети и более дней в году. Зато в рабочие дни труд мог быть чрезвычайно продолжительным. Согласно цеховым уставам, ремесленники работали от

Бог и маммона

восхода до захода солнца. Медленно развивавшемуся средневековому обществу с его особым отношением к времени не свойственна спешка в труде. Ему присущи основательность и добротность в обработке изделия, стремление ремесленника достичь высот мастерства, подняться до уровня искусства. В продукте труда ценится прежде всего качественная, а не количественная сторона. Как уже упоминалось, понятия «ремесло» и «искусство» в ту эпоху еще не разошлись. Изделие несло на себе отпечаток индивидуальности своего творца (индивидуальности, действовавшей в рамках канона!) и должно было быть достойным его. Вещь не заслоняет ее создателя

Она органически с ним связана.

Так средневековье переосмысливало значение труда, Из проклятия, тяготеющего над родом человеческим» труд превращался в призвание. Уяснение достоинства трудовой деятельности было составной частью общего процесса роста человеческого самосознания. Однако это повышение общественной оценки труда до конца средних веков оставалось все же не более как тенденцией. Получить полную реабилитацию в феодальных условиях труд не мог.

Бог и маммона

Средневековую европейскую цивилизацию называют «цивилизацией труда» (268, 9). Действительно, место, которое занимает труд в ряду основных ценностей и понятий, образующих костяк этой цивилизации, исключительно велико, если сопоставить ее с другими, предшествующими или синхронными ей мировыми цивилизациями. Это определение нуждается, однако, в некотором уточнении. Мы бы сказали - цивилизация труда крестьян и ремесленников. Принципы хозяйственной этики были почти целиком позаимствованы средневековьем у раннего христианства, но огромное их влияние на протяжении всей феодальной эпохи вряд ли объяснимо одной лишь силою традиции и верой в церковные авторитеты. Эти принципы оказались во многом соответствующими потребностям мелких производителей. Положительная оценка труда как средства спасения и как единственного нравственно оправданного источника собственности, признание правомерности обладания имуществом в объеме, необходимом для удовлетворения личных потребностей, возвеличение бедности перед богатством - все это находило благоприятную почву в сознании мелких производителей и придавало высокую духовную ценность их труду. Образ жизни господствующего класса, праздно существовавшего за счет крестьян и ремесленников, не отвечал ни одному из этих принципов. Феодалам и богатым людям приходилось платить угнетаемым нравственную дань. Благотворительность, щедрость, молитвы и покаяния, паломничество, отдача младших сыновей в священники, а дочерей в монастыри, духовные завещания в пользу церкви, наконец, уход в монашескую жизнь отдельных знатных лиц - таковы некоторые из способов компенсации за неправедность, неизбежно, с точки зрения средневекового христианина, сопутствовавшую богатству и высокому положению в обществе. Потребность в этих очистительных актах была велика и у самого класса феодалов,

нуждавшегося во внутреннем примирении с религиозными требованиями, которым противоречило обычное их поведение. Низшие же слои общества, несомненно, получали моральное удовлетворение при виде кающихся магнатов, более далеких от достижения райского спасения, нежели бедняки.

Конечно, церковь ни от кого не требовала буквального следования на практике идеалу евангельской бедности и отказа от своего имущества. Речь шла о духовном истолковании этого идеала. Еще Климент Александрийский, рассуждая на тему «какой богач может спастись?», говорил по поводу слов Христа, обращенных к богатому юноше, «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Евангелие от Матфея, 19, 21): дело не в том, чтобы бросить имущество и освободиться от богатства, главное - «устранить из души неверные мнения относительно богатства, жадность и стремление к нему, скорби о нем, терния жизни, заглушающие семя слова» (38, 38). Следовательно, существенно было достижение внутренней свободы от богатства, сопротивление порабощающей его силе. Бросать же имущество не следует, так как оно полезно и ближнему и с помощью его можно совершить благие дела. Природа богатства - «в том, чтоб служить, а не господствовать». Искусство приобретать деньги, учил Фома Аквинский, имеет подчиненное значение по сравнению с искусством использовать деньги. Превратить же деньги из средства в цель значило погубить человеческую душу (ST, II, 2, quaest. 50, art. 3).

Следовательно, весь вопрос состоял в том, как применяется богатство, каким целям оно служит.

Оценка средневековой цивилизации как цивилизации мелких собственников-производителей находит свое подтверждение при анализе ее отношения к деньгам и распоряжению ими. Если всякое богатство в средние века могло вызвать известные подозрения морального порядка, то в наибольшей степени это относилось к денежному богатству. Торговля играла в средневековом обществе большую и все возраставшую роль, и купечество со временем превратилось в значительную социальную силу в городах, оказывавшую влияние и на политическую жизнь. Тем не менее на протяжении всего средневековья держались сильнейшие предубеждения против людей, занятых не производительным трудом, а торговыми и в особенности ростовщическими операциями. Торговля имеет в себе нечто безобразное, постыдное, грязное, писал Фома Аквинский (ST, II, 2, quaest. 77, art. 4). Каин, согласно Библии,- основатель первого города.

В одной английской проповеди XIV века священники, рыцари и трудящиеся, сотворенные богом, противопоставляются бюргерам и ростовщикам - порождению демонических сил (194, 326). Подобное отношение к денежным людям в высшей степени характерно именно для мелких производителей, которым свойственно понимание богатства как результата трудовых усилий; в аграрном обществе деньги неизбежно получают оценку низшей и неблагородной формы собственности по сравнению с земельным владением. По мере своего развития торговый и ростовщический капитал превращался в угрозу хозяйственной самостоятельности мелких

собственников, и их враждебность к нему возрастала.

Для понимания той неусыпной подозрительности, с какой в средние века относились к денежному богатству, необходимо напомнить о некоторых основополагающих философско-этических принципах эпохи. Прежде всего это принцип преобладания общего над индивидуальным. Часть не существует сама по себе и не автономна, но включается в некую всеобщность. Как природа, так и общество представляют собой целостные комплексы, от которых зависят образующие их элементы. Любая песчинка отражает целое и воплощает премудрость творца, создавшего мир с его гармонической согласованностью и связанностью всех его частей. Свой смысл и значение всякое индивидуальное явление получает от общего. В человеческих делах universitas имеет приоритет над составляющими ее индивидами. Человек не мыслится в качестве вполне самостоятельной единицы, в самой себе находящей основание своего бытия. Неограниченный индивидуализм буржуазного общества совершенно чужд члену общества феодального. Его частный интерес в той или иной степени подчинен интересам целого - группы, церкви, нации. Пекущийся об общем добре достигает и собственного блага, ибо последнее немыслимо без первого или вопреки ему (ST, И, 2, quaest. 47, art. 10; quaest. 152, art. 4). Средневековый универсализм имел не только социальнопрактический, но и концептуальный характер. Взгляд на мир охватывал его прежде всего в целостности, чтобы уже затем перейти к ее частям, ибо целостность, была реальна, индивиды же представляли собой продукты этой реальности и должны были дедуцироваться из нее мыслью.

С этим связан другой принцип, о котором уже шла речь ранее,- принцип всеобщего господства справедливости. На справедливости строится мир, и нарушение ее грозит всеобщим хаосом и разрушением. Справедливость - одновременно и нравственное и космическое начало. Ему должна быть подчинена вся человеческая деятельность. Отход от этого принципа означает нарушение божественных установлений и естественного права. Справедливость понималась чрезвычайно широко и многообразно. Она предполагала и благость бога, и основу политического устройства и правосудия, и одну из главнейших христианских добродетелей - чистоту и святость жизни, личную справедливость, проявлявшуюся в поведении, и состояние правоты, и врожденное стремление к добру всех божьих творений; социальную справедливость Гуго из Сей Виктора определял как «то, чем поддерживается гармония общего и что не отказывает каждому в его заслугах» (100, 60). Справедливость понимается как сверхиндивидуальная категория, которой подчиняются все поступки и помышления отдельных лиц. Поэтому в принципе справедливости реализовалось отношение частного и целого: индивид должен был подчинять свои интересы социуму вследствие требований высшей справедливости. Это не вело к забвению конечной цели человеческого бытия - спасения индивидуальной души, но выражало идею, что никто не имеет права произвольно распоряжаться своей собственностью. Однако учение о справедливости в средневековой ее интерпретации не имело ничего общего с понятием равенства. Теологи проводили радикальное

различие между безгрешным состоянием первых людей до грехопадения и состоянием падшего человечества. В этом последнем состоянии оказываются неизбежными и частная собственность и неравенство людей, вызванное происхождением, успехом, имущественным достатком. Неравенство людей на земле аксиоматично для католических мыслителей.

Эти принципы образовывали понятийную форму, в которую отливались концепции средневековых богословов, в частности и развиваемые ими положения о «справедливой цене» и недопустимости ростовщической наживы. Отправной материал для своих построений они находили в Евангелии - источнике всей средневековой мудрости. «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7, 12).

Однако для католической теологии характерно стремление обосновывать моральные нормы не одними только ссылками на божественное откровение и волю творца, но также и рациональными рассуждениями и аналогиями. Поэтому большое значение богословы придавали анализу человеческой природы и природы вещей, исходя из постулатов разума и принципов естественного права. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский рассматривал справедливость как выражение пропорциональности и эквивалентности отношений между людьми, взаимно воздающими друг другу должное. В этом смысле понятие justitia могло быть применено и к торговым делам. Материальные отношения должны строиться на основе взаимной помощи и эквивалентности служб и услуг, но не на односторонней выгоде и эксплуатации. Отправной момент - опять-таки справедливость, «постоянное и твердое желание давать каждому то, на что он имеет право» (ST, II, 2, quaest, 58, art. 11).

Строго говоря, никакой экономической доктрины в собственном смысле слова средневековое богословие не знало и не формулировало. Хозяйственная деятельность не представляла для схоластов самостоятельного интереса и не могла выступать в их сознании в качестве цели анализа. Вопросов ростовщичества и цены, равно как и проблем труда и собственности, теологи касались постольку, поскольку они оказывались связанными с высшими и конечными проблемами бытия. Поэтому неверно было бы говорить о политикоэкономической мысли или об экономических учениях средневековья. Богословы стремились не столько теоретически осмыслить хозяйственную практику, сколько повлиять на нее, подчинив религиозно-этическим идеалам, и решать вопросы ценообразования в свете метафизической проблемы ценностей. Общество в их глазах представляет собой духовный организм, а не экономический механизм, вследствие чего хозяйственная деятельность должна контролироваться и обуздываться в моральных целях, для достижения которых она дает средства. В этой перспективе экономика вообще не есть самостоятельная реальность - свое значение она получает в рамках более обширного идеального целого. Экономические проблемы выражались в категориях человеческого поведения.

Речь, собственно, шла об анализе понятия справедливости. Ведь и отношение богословов к частной собственности, как мы видели, тоже

Вопрос Ответ Верно

8. Что происходит, согласно Шпенглеру, когда душа культуры исчерпывает весь свой творческий потенциал? Перерождение этой души в другую культуру нет

12. Когда появляется самостоятельная наука о культуре? В XX веке нет

14. Результаты исследования каких наук интегрирует культурология? Теология, оккультизм, эзотерические знания нет

15. Что составляет предмет культурсоциологии как части культурологии? Место культуры среди других общественных явлений, особенности функционирования и развития культуры в той или иной социальной среде да

22. Для какой эпохи характерно понимание культуры как реализации гуманистических идеалов и универсальных возможностей личности? Возрожд ение да

23. Какое из определений культуры является наиболее общим – философским? Культура как совокупность духовных ценностей, создаваемых людьми нет

28. Какая форма культуры здесь определяется: культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, и включающая мифы, легенды, сказки, песни и танцы? Народная культура да

33. Какие природные факторы влияют на формирование своеобразного восприятия культурного времени народа? Величина границ освоенного природного мира нет

41. С помощью какого метода можно изучать первобытную культуру? Археологический да

43. Как называется процесс становления человека как биологического вида? Эволюция нет

44. Что такое синкретизм первобытной культуры? Преобладание базовых потребностей первобытного человека нет

47. Как называется уподобление человеческому обличию и человеческим качествам предметов и явлений природы и сверхъестественного мира (очеловечивание)? Антропоморфизм да

51. Какова этимология слова " цивилизация"? Гражданский да

63. Как определялся идеал красоты в античной Греции? Уравновешенность, естественность, зрелость да

79. Какой элемент рыцарской культуры можно считать исключительно светским? Кодекс рыцарской чести нет

82. Какое из определений наиболее точно подходит для характеристики принципа гуманизма эпохи Ренессанса? Мировоззрение, основанное на личностном самосознании и провозглашающее свободу, творческую самостоятельность и достоинство человека да

83. Кто из перечисленных деятелей является виднейшим мыслителем- гуманистом - представителем движения внутри культурной элиты Европы 14 – 16 вв.? Лоренцо Валла да

87. Что характерно для кульры Север Возрождения?Прямое влияние античной культуры нет

89. Выделить основную черту протестантской этики: Гедонизм нет

93. В чем заключается смысл феномена Просвещения в западноевропейской культуре 18в.? Провозглашение необходимости"просвещенной веры"и развития религиоз образования нет

100. Выделить идею, лежащую в основе стиля романтизм: Мучительные поиски истины, стремление к идеалу и невозможность его достижения да

101. Какая характика наиболее подходит для определения модернизма?Антитрадиционализм да

106. Какое из направлений модернистского искусства базируется на учении З.Фрейда о ключевой роли бессознательного в творчестве? Абстракционизм нет

112. Почему Коран в религиозном культе используется только на арабском языке? Перевод Корана на другие языки искажает его изначальный смысл нет

125. В чем заключалось влияние татаро-монгольской культуры на русскую культуру? Государственность нет

129. Как меняются задачи искусства в России на рубеже XIX-XX веков? Искусство стремится выйти за привычные пределы и преобразовать мир по законам красоты да

Количество правильных ответов: 15

Количество не правильных ответов: 15

Количество вопросов: 30

% правильных ответов: 50

2. В каком из направлений современной западной культурологии культура определяется как сублимация бессознательного начала человека?В психоаналитических теориях (З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.) да

4. Что означает в ницшеанстве понятие " контркультуры"? Обозначение молодежного движения на Западе 60-70-х годов как протеста против культуры "отцов" нет

22. Для какой эпохи характерно понимание культуры как реализации гуманистических идеалов и универсальных возможностей личности? Возрождение да

32. Что из перечисленного характеризует динамику культуры? Традиция нет

34. Что может быть причиной циклических изменений в культуре? Природно- биологический цикл (смена времен года, циклы жизни человека, смена поколений и т.п.) да

39. Как называется процесс усвоения новых ценностей и поглощения (полного или частичного) одной культуры другой (как правило, более сильной)? Культурная ассимиляция да

43. Как называется процесс становления человека как биологического вида?Антропогенез да

45. Какие потребности первобытного человека можно отнести к " базовым"?Физиологические да

46. Как называются фундаментальные формы человеческой жизни и мышления, существующие независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества, которые начали формироваться в первобытную эпоху? Традиции нет

52. Что было не характерно для культур Древнего Востока? Антропоцентризм да

53. Значение слова "лугаль": Представитель знати, правитель города или вождь в государствах Месопотамии да

65. Как называлось в Древней Греции соединение в человеке физического совершенства (красота и сила) и высоких нравственных достоинств (справедливость, разумность, целомудрие и мужество)? Калокагатия да

68. Выбрать наиболее подходящую характеристику культуры Древнего Рима:Эстетизм нет

75. Что является теоретическим источником христианства? Даосизм нет

76. Что такое Септуагинта? Название греческого перевода Ветхого Завета (III в. до н.э.) для иудеев, живших за пределами Палестины да

77. В чем заключается основная функция иконописи в христианстве?Религиозная: создание молельных образов, воплощающих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах да

79. Какой элемент рыцарской культуры мож считать исключительно светским?Рыцарские турнирыда

88. Какой характер носило движение Реформации в сев Европе 16-17 веков?Антикатолический да

96. Кто из ученых Нового времени открыл законы относительности движения, падения тел, колебания маятника, а также изобрел телескоп и благодаря этому открыл спутники Юпитера, фазы Венеры, горы на Луне и солнечные пятна? И.Ньютон нет

99. Кто из перечисленных деятелей является русским просветителем? Петр I нет

103. Какая культура ориентируется на "среднего потребителя", стандартное восприятие и "сиюминутные запросы"? Массовая да

107. Представителями какого авангардистского направления в искусстве были В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Р. и С.Делоне, Ф.Купка? Абстракционизм да

108. Характеристики какой эпохи в развитии мировой цивилизации здесь перечислены: переход от производства товаров к производству услуг, преобладание профессионалов и классных специалистов, ведущая роль теоретического знания, ускорение темпов развития и "мПостиндустриальная да

109. Какая культурная ситуация здесь описывается? "Развитие технических средств коммуникаций приводит не к подлинному общению людей, а к культурному смешению, в котором нельзя нащупать живого бытия. Мир видится не как органическое, а как случайное, механи Модернизм нет

113. Что такое шариат в арабо- мусульманской культуре? Система религиозных, юридических и моральных норм традиционного ислама да

122. Кого славяне называли волхвами? Жрецов языческих культов и прорицателей да

Количество правильных ответов: 22

Количество не правильных ответов: 8

Количество пропущенных вопросов: 0

Количество вопросов: 30

% правильных ответов: 73.33

1. Наиболее характерная черта культурологии 20 века: Историзм нет

3. Какая идея характерна для культурологии ницшеанства? Идея переоценки всех ценностей да

7. Выбрать наиболее подходящую характеристику для описания "души культуры" у О.Шпенглера: Вечность нет

9. Какая реальность субстанциализируется в культурологии постмодернизма? Языковая да

22. Для какой эпохи характерно понимание культуры как реализации гуманистических идеалов и универсальных возможностей личности? Возрождение да

27. Какие формы культуры являются регуляторами общественной жизни? Правовые нормы да

33. Какие природные факторы влияют на формирование своеобразного восприятия культурного времени народа? Величина границ освоенного природного мира нет

35. Как в культурологии определяется "традиция"? Способ существования социального или культурного наследия, передаваемого от одного поколения к другому да

38. Каким понятием характеризуется противодействие традиции, отрицание традиционных норм и ценностей, отказ от любых культурных форм, "сдерживающих свободную самореализацию личности"? Контркультура да

39. Как называется процесс усвоения новых ценностей и поглощения (полного или частичного) одной культуры другой (как правило, более сильной)? Культурная ассимиляция да

50. Какова основная функция первобытного искусства? Магико-религиозная да

53. Значение слова "лугаль": Представитель знати, правитель города или вождь в государствах Месопотамии да

55. Что изобрели древние египтяне? Бумагу нет

57. Как называется действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание в буддизме? Сансара нет

58. Что такое "ахимса"? Буддийская община, членами которой являются монахи; нет

73. К основам христианского вероучения не относится:Идея богоизбранничества одного народа да

77. В чем заключается основная функция иконописи в христианстве? Религиозная: создание молельных образов, воплощающих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах да

79. Какой элемент рыцарской культуры можно считать исключительно светским?Рыцарск турнирыда

81. Что означает термин "Возрождение" применительно к западноевропейской культуре 14-16 вв.? Синтез нового гуманистического мировоззрения с античными и христианскими идеями да

82. Какое из определений наиболее точно подходит для характеристики принципа гуманизма эпохи Ренессанса? Человеколюбие – провозгл любви главным принц человеч отношений нет

83. Кто из перечисленных деятелей является виднейшим мыслителем- гуманистом - представителем движения внутри культурной элиты Европы 14 – 16 вв.? Лоренцо Валла да

87. Что характерно для культуры Северного Возрождения? Религиозность да

92. Что не характерно для западноевропейской культуры Нового времени? Пессимизм да

97. Выделить определение механицизма: Замена ручных средств труда машинами и механизмами; внедрение технических средств в различные области деятельности человека нет

104. Что означает слово "символизм" как название направления в литературе и искусстве конца XIX – начала XХ века? Представление об искусстве как символе непознаваемых сущностей и мистических смыслов, выходящих за пределы реального земного бытия и постигаемых лишь интуитивно да

116. Почему в искусстве ислама существует правило воздерживаться от изображения людей и животных? Считается, что "формовщиком" живого может быть только Аллах, который один способен дать своим творениям душу да

120. Что относится к славянским корням русской культуры? Язычество древних славян да

123. Какие элементы славянской языческой веры сохранились в русском православии? Вера в загробное воздаяние (рай или ад) нет

126. Какие функции были у русских князей до образования государства? Военные да

Количество правильных ответов: 20

Количество не правильных ответов: 10

Количество пропущенных вопросов: 0

Количество вопросов: 30

% правильных ответов: 66.67

4. Что означает в ницшеанстве понятие "контркультуры"?Отрицание традиции в самых разнообразных сферах общественной жизни – в экономике, политике, морали, искусстве, воспитании да

1. Одной из характеристик современной культуры является

1) ориентация на науку *

3) стандартизация культурных ценностей

2. Особенности, характеризующие развитие общества и государства в западном типе культуры, - это…Два варианта ответа.

1) деспотический характер власти

2) подавляющая роль государства

3) разделение властей *

4) политический плюрализм *

3. Одной из характеристик глобальной культуры является

1) стандартизация культурных ценностей *

2) ориентация на религиозные ценности

3) ориентация на науку

4. Характерной чертой современной эпохи является

1) усиление различий между культурами

2) всеобщая американизация

3) унификация самобытных локальных культур

4) выравнивание уровня развития культуры *

5. Для современной культуры не характерен (но), (ны)

1) быстрые процессы, происходящие в условиях беспрерывной модернизации

2) отсутствие письменности и индустриального производства *

3) ярко выражен конфликт поколений

4) отчуждение человека от человека, нарушение общения

6. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях

Средневековья

2) постиндустриального типа *

3) Новой эпохи

4) раннегородских цивилизации

7. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для…

1) управления и манипулирования людьми *

2) создания «закрытых обществ»

3) реализации идея равноправия

4) забвения собственных интересов ради интересов общества

8. Назовите характерные признаки постиндустриального общества. Два варианта ответа.

1) сохранение и укрепление существующего порядка

2) деятельность ученых, специалистов *

3) сотрудничество природы и общества

4) высоко развита сфера обслуживания *

5) нетерпимость к проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности

9. В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить –

1) внедрению модели жёсткого администрирования

2) выработке принципов и норм культурной идентичности неконфронтационного типа *

3) разработки технологий функционирования многопартийной системы

4) выработке представлений об особом типе технически эрудированной личности

10. Философскую базу постмодернизма составляет –



1) признание однообразия культуры как позитивного состояния

2) отрицание приделов вмешательства человека в видоизменение культуры

3) вмешательство человека в естественные изменения природы

4) осознание разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры *

11. Преобладающей формой современных социальных отношений является...

1) разработка технологий мягких социальных взаимодействий*

2) развитие мультикультуральности

3) развитие процессов стихийной локализации исторических традиций

4) национальная замкнутость

12. Чертой современной глобальной культуры является…

1) религиозность

2) духовность

3) прагматизм *

4) национализм.

13. В современном отношении к миру преувеличивается значение...

1) религии

2) природы

3) субъекта *

14. Процесс развития отношений между группами людей от полной нетерпимости к более сложным и толерантным формам взаимодействия, отражает следующая последовательность понятий:

1) геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция

2) интеграция, геноцид, ассимиляция, сегрегация

3) геноцид, сегрегация, ассимиляция, интеграция *

4) интеграция, сегрегация, ассимиляция, геноцид



15) В культурно-этническом плане постмодернизм выступает как последователь...

1) классицизма

2) импрессионизма

3) авангардизма *

4) романтизма

16. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам, называется...

1) сегрегацией

2) дискриминацией

3) депортацией

4) геноцидом *

17. Примером процесса глобализации политической жизни является...Два варианта ответа.

1) конфликт мусульманской и западной цивилизации

2) создание конфессиональных союзов *

3) формирование национальных государств

4) создание европейского союза *

18. Идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов, выступающая базой построения научных теорий,- ________ картина мира.

1) религиозная

2) культурная

3) философская

4) научная *

19. Для современной глобальной культуры характерна вера в безграничные возможности...

2) коллектива

4) прогресса *

20. Процесс_______, противоположный по смыслу глобализации культуры, наблюдается в современном мире.

1) разделение сфер влияния *

2) интеграция

3) этнизация

4) ассимиляция

21. Ощущения своей абсолютной чуждости окружающему миру, утрата жизни, получили название____________

1) модернизм

2) сублимации

3) утраты идентичности*

4) девиации

22. Какие стилевые направления не относятся к XX веку?

1) сюрреализм

2) классицизм *

3) абстракционизм

23. Какие из перечисленных особенностей не относятся к постмодернистскому искусству?

1) стремление к цитате, коллажу.

2) смешение центра и периферии, главного и второстепенного.

3) активное участие зрителя в художественном действии.

4) представление о том, что искусство должно служить каким-либо высшим ценностям *

24. Основной причиной «культурного апокалипсиса» XXI в. считают…

1) исчерпанность «просвещенской» картины мира

2) массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий

3) утрату людьми системного характера своих ценностей ориентаций в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику*

4) ухудшение системы образования, медицинского обслуживания

25. Формирование глобальной культуры произошло…

1) в эпоху эллинизма

2) в эпоху средневековья

3) в конце XX в.*

4) в римскую эпоху

26. Для современной ситуации в культуре характерно…

1) монолинейность

2) локальные культурно-исторические процессы сливаются и образуют единый культурный мир *

3) существование автономных, независимых культурных миров, каждый из которых развивается самобытно

4) полилинейность

27. Отказ от попыток систематизации мира, размывание граней между искусством и неискусством, прекрасным и безобразным – характерно для…

1) неклассической модели культуры

2) постмодернистской модели культуры *

3) концепции постиндустриального общества

4) классической модели культуры

28. Особенность современной культурной ситуации - …

1) коллективизм

2) стремление к национальной замкнутости

3) стремление к духовным ценностям

4) стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека *

29. Характерной чертой современной эпохи является…

1) всеобщая американизация

2) стирание различий между культурами *

3) выравнивание уровня развития культур

4) унификация самобытных и своеобразных локальных культур

30. Процесс превращения традиционного, аграрного общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, называется….

1) универсализацией

2) маргинализацией

3) глобализацией

4) модернизацией *

31. Современное государство при выборке социальной политики в первую очередь должно учитывать…

1) накопленные веками принципами солидарности людей *

2) использование новых политических технологий при формировании Государственной Думы

3) изменение климатических условий на Земле

4) использование ноу-хау в добывающих отраслях промышленности

32. Предпосылкой процесса глобализации является…

1) приоритет семейных и национальных ценностей

2) этническая замкнутость

3) создание национальных институтов *

4) отказ от технического прогресса

33. Постмодерн как новый тип культуры…

1) возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры

2) предлагает эстетический гедонизм

3) разрушает систему символических противоположностей *

4) навязывает систему ценностей

34. Эпоха, духовно конституировавшаяся в XVIII и получившая чрезвычайно быстрое развитие в ХХ столетии, время наступления духовного единства человечества - …

1) прометеевская эпоха

2) осевое время

3) эпоха великих культур древности

4) эпоха техники *

35. Для современной культуры характерно (ен)…

1) существование центра и периферии

2) предельно устойчивый характер, отрицание любых новаций, очень медленные изменения

3) существование преимущественно в городах в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса *

4) представление о ритуале, как цели и смысле жизни

36. В рамках процесса модернизации культурные ценностей того или иного народа необходимо рассматривать как…

1) основу развития художественной культуры

2) консервацию традиций

3) образцовые художественные методы

4) основу для социокультурного творчества *

37. Инновацией называется…

1) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления

2) появление и распространение раннее не имевшейся черты *

3) нормальный образец

4) совокупность смыслов, заключенных в любом предмете культуры

38. В современную картину модернизации не вписывается…

1) представление о том, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный Запад *

2) идея о том, что все результаты модернизации – благо, что модернизационные процессы не могут быть обращены вспять,что традиции препятствуют модернизации

3) оценка модернизации не только по экономическим, но и по нравственным показателям

4) идея движущих центров современности и образцовых обществ не только США, Запад, но и Япония, «азиатские тигры».

39. Признанными художественными методами постмодернизма является(ются)…

1) Компиляция и цитирование культурных образцов *

2) замкнутые концептуальные построения

3) отрицание иронии

4) отрицание коллажа.

40. Современная ситуация в мировой культуре характеризуется…

1) монолинейность

2) мультилинеиность *

3) полилинейность

4) сочетание поли - и монолинейности.

41. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь…

1) классицизма

2) авангардизма *

3) импрессионизма

4) романтизма

42. Глобализация – это …

1) этап развития европоцентризма

2) трансформация знания в информационные потоки

3) вестернизация, то есть процесс экспансии западной модели культуры

4) процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба *

43. Современная концепция модернизации исходов из того, что …

1) достаточно показать преимущество западной цивилизации, как все народы пойдут в этом направлении

2) существует единая универсальная модель мирового развития, которой следует все народы

3) процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой

4) нет единой универсальной модели современности, которой долго считались США *

44. В культурологии теории модернизации связывается с именем американского исследователя…

1) Д.Белла

2) П.Сорокина

3) О. Тоффлера

4) С.Ф. Хангтинтона *

@Русская культура

1. Характерными чертами русской духовной культуры являются… (Два варианта ответа).

1) антропоцентризм

2) идея равенства *

3) соборность *

4) дух соперничества

2. По мнению славянофилов, «святая Русь»…

1) противостоит инертному Востоку

2) противостоит гнилому Западу *

3) близка Востоку

4) идет европейским путем

3. Здание Сената в Москве было творением:

1) М.Ф. Казаковым *

2) О.И. Бове

3) В.И. Баженовым

4) Д. Жилярди

5) К. Мельниковым

4. Шляхетские и кадетские корпуса для дворянских детей были открыты при:

1) Алексее Михайловиче

2) Царевне Софье

4) Анне Ивановне

5) Екатерине II *

5. Архитектурный стиль, получивший распространение в конце ХVII в.:

1) московское барокко *

2) шатровый

3) классицизм

5) арт-деко

6. Идея организации и открытия первого естественно-исторического музея – Кунсткамеры и Академии наук принадлежала:

1) Елизавете Петровне

2) Екатерине II

3) Петру I *

4) Екатерине I

7. В правление Петра I проведены следующие мероприятия.(Два варианта ответа)

1) введены в обращение бумажные деньги

2) осуществлен выход России к Балтийскому морю *

3) осуществлен выход России к Черному морю

4)учрежден Правительствующий Сенат *

8. Атрибутом российской культуры выступает…

1) рационализм, сциентизм

2) коллективизм, общинность *

3) иррационализм, прагматизм

4) европоцентризм, индивидуализм.

9. Известными скульпторами XVIII века были. (Два варианта ответа).

1) Никитин И.Н.

2) Шубин Ф.И. *

3) ФальконеМ.Э. *

4) Аргунов И.П.

5) Трезини Д.

10. Какие из перечисленных зданий выстроены в стиле классицизма?(Два варианта ответа).

1) собор Покрова на Нерли

2) здание Исторического музея в Москве *

3) дом Пашкова *

4) Царскосельский большой Екатерининский дворец.

11. В повседневной жизни русским людям присущ (е, а) –

1) уважение интересов других людей

2) жесткая дисциплина

3) уважение к законам

4) правовой нигилизм *

12. В XVI-XVII в.в. Русь представляется (Два варианта ответа).

1) единственным православным царством *

2) частью Европы

3) центром мира *

4) сильнейшим государством в Европе

13. Согласно русскому народному мифологизированному сознанию –

1) источник власти - народ

2) царь не интересуется судьбами простых людей

3) бунт – путь к воле

4) царь добр к простому люду *

14. Принятие христианства….

1) привело к культурному разрыву с Западом

2) привело в будущем к культурному, научному и техническому отставанию России

3) позволили Руси остаться независимой от духовно – религиозной власти Римского папства *

4) способствовало приближению Руси к духовно – религиозной власти Римского папства

15. По мнению Н. Бердяева, русскому человеку свойствен (на)...

2) способность к самоорганизации

3) рационализм и прагматизм

4) способность к сознанию налаженного быта

5) контрастность поведения, отсутствие склонности к компромиссам*

16. Высший орган по делам законодательства и государственного управления, учрежденный в России Петром I, ..

17. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как…

1) духовность

2) индивидуальность

3) ориентация на личный успех

4) коллективизм *

18. Россия смогла приблизиться к Европейской цивилизации, обогатилась культурными традициями Византии благодаря…

1) освобождению от монгольского нашествия

2) объединению разрозненных русских княжеств в единое – деспотическое государство

3) принятию христианства *

4) выбору в пользу «восточного» деспотизма царского самодержавия

4. Теодор Жерико.

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г

Больше всего художник любил изображать …

Ответ: лошадь

Первые произведения Ф. Жерико, в том числе и представленная картина «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г., вдохновлены …

Ответ: идеями Великой Французской революции, победами армии Наполеона

Французский художник Теодор Жерико является родоначальником _____ в живописи.

Ответ: романтизма

5. Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Описанный и представленный на рисунке собор является …

Ответ: главным собором Северо-Восточной Руси, образцом для строительства русских храмов

Описанный в тексте и представленный на фото собор был заложен князем …

Ответ: Андреем Боголюбским

Описанный в тексте изображённый на фото собор называется ______ собор во Владимире.

Ответ: Успенский

6. П. С. Гуревич:

«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.

Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…

Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».

Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

Ответ: Реформации

Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Ответ: Жан Кальвин, Мартин Лютер

Понимание труда как предназначения человека характерно для _______ этики.

Ответ: протестантской

7. Из былины «Садко»:

«…Ай как был Садко да гусельщик-от,

Ай как только он ходил по честным пирам,

Спотешал как он да купцей, бояр,

Веселил как он их на честных пирах.

…Ай пошел Садко да ко Ильмень он озеру,

Ай садился он на синь на горючь камень,

Ай как начал он играть во гусли во яровчаты,

А играл с утра как день теперь до вечера.

… Ай как сделал церковь соборную

Николы да Можайскому,

Ай как другую церковь сделал Пресвятыи богородицы,

Ай как начал господу богу он да молиться,

Ай о своих грехах да он прощатися».

Былины про Садко относятся к сказаниям _______ цикла.

Ответ: Новгородского

Возникновение сказаний о Садко исследователи относят к XII веку –

1. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

2. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Понимание труда как предназначения человека характерно для ________ этики.

3. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

4. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Понимание труда как предназначения человека характерно для ________ этики.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...