Что помогает строить добрые отношения между народами. Межнациональные отношения

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

(5-й класс)

Урок 14.

Тема: «Мир добрых соседей». (Второй урок по теме.)

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство .

Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.

Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания .

Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.

2-я линия развития личности:

Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.

Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.

Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которых основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Предметные умения:

Объяснять значение понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение .

Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.

Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.


Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.

Заслушиваются ответы детей, внимание обращается на выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Мы рассмотрели случаи из жизни людей разных национальностей. Что же общего у людей всех национальностей в соседских взаимоотношениях ? (Все стремятся к доброжелательности.) Почему это считается важным?

– К чему приводят доброжелательные отношения? (К взаимоподдержке, взаимовыручке в трудных ситуациях.)

– Вернёмся к разговору Володи и его отца. Почему отец настаивает на выполнении просьбы соседей?

– Что будет с теми, кто не умеет поддерживать доброжелательные отношения с соседями? (Будет труднее жить.)

Работа с текстом «Что такое толерантность?» до чтения.

– Какое слово в заглавии вы считаете ключевым?

– Как вы понимаете его значение?

– Обратите внимание на иллюстрацию. Кого изобразил художник? Выскажите свои предположения о содержание текста.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Работа с текстом «Что такое толерантность?» после чтения.

– Почему от толерантного отношения людей друг к другу выигрывают все люди?

– Какими будут последствия агрессивного поведения людей по отношению друг к другу?

– Будут ли в этой ситуации победители? Объясните своё мнение.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.)

– Как вы это объясните Володе?

Современный мир сделал разных людей ближе друг другу, но не избавил от различий. Живя рядом, мы не станем одинаковыми, но можем быть добрыми соседями, помогать друг другу в беде, делить радости, строить общую жизнь. Для этого нужно лишь признать право каждого быть не похожим на других, а вместе с этим правом принять на себя обязанность уважать чужие обычаи и традиции.

1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3

– Нужно ли учиться добрососедским отношениям? Каким образом?

– Давайте попробуем составить несколько правил. А поможет нам в этом дедушка Ахмеда Магомед, который прожил долгую жизнь и много чего видел.

(с. 100– 101) и в парах вставить в текст пропущенные слова.

Меня отец учил, а моего отца его отец наставлял: cтарайся жить дружно с … (соседями ). Обращайся с ними, как с близкими …(родственниками ), старайся … (помогать ) им, как можешь. Заслужи их … (уважение ) и … (дружбу ) – тогда и ты сможешь рассчитывать на их … (помощь ) в трудную минуту».

– Когда же можно рассчитывать на отклик соседей? Что для этого нужно сделать? Как об этом говорит дедушка Магомед?

Радуйся их счастью и грусти вместе с ними.

– Какие советы дедушки вам показались самыми важными?

Учащиеся в группах формулируют правила добрососедских отношений, пишут их маркерами на листах бумаги, затем представители групп вывешивают их на доску и комментируют.

– А сейчас давайте сравним несколько пословиц:

«Соседей, как и родственников, не выбираешь».

«Где ни жить, везде служить и с соседом дружить».

«Без брата проживёшь, а без соседа не прожить».

«С соседом жить в миру – всё к добру».

«Соседство – взаимное дело».

«Можно жить без друзей, но нельзя без соседей».

«Близкий сосед лучше дальнего родственника».

– С какими из этих пословиц вы согласны? Посоветуйтесь в парах и приведите пример жизненной ситуации, к которой можно было бы подобрать одну из них.

Ребята совещаются и приводят примеры жизненных ситуаций. Также можно предложить для выполнения продуктивные задания на с. 107.

Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски, отметить учеников, которые привели свой пример жизненной ситуации.

Итог урока.

* Отметить учеников, которые сделали грамотные выводы по теме урока.

  • Как определяется национальность человека?
  • Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»?
  • Почему возникают межнациональные конфликты?
  • Как их предотвратить?

Отношения между нациями . В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека - это его принадлежность к определенной нации или народности.

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт развернулся между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое - хорошо, все чужое (т. е. свойственное другой нации) - плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа,- и хорошее, и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988 г. в Армении представители других народов нашей страны и других стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села.

Но бывают и другие традиции, например кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что - осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР, возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тыс. Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране,- великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе . Во второй половине 80-х гг. XX в. в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате - 1986 г., Сумгаите - 1987 г., Абхазии - 1988 г., Фергане - 1989 г., с 1988 г. Нагорный Карабах стал зоной армяно-азербайджанского конфликта и т. д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковы причины этих конфликтов? Одна из главных причин - территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылались на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение каких-то народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - все это могло стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты обучать детей на родном языке, возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Некоторые конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц. Бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма .

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

    Основные понятия

  • Этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений.

    Термины

  • Термины: Племя, народность.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
  2. Каковы различные понятия о национальной гордости?
  3. Какое значение имеют национальные традиции?
  4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
  5. В чем опасность межнациональных конфликтов?
  6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?
  7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

Задания

  1. Найдите в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в период древней истории и истории Средних веков, вам известны? Назовите известные вам нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
  2. Приведите примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
  3. В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба.

    Подумайте, о чем говорит эта притча. Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику.

  4. Проиллюстрируйте на материале из газет тему национальных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

    Французский писатель В. Гюго писал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом».

    Согласны ли вы с писателем? Покажите на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

  5. В России, кроме русских, проживают 24 млн представителей других национальностей, а 24 млн русских живут в других государствах СНГ. На Украине, кроме украинцев, живут 13 млн человек других национальностей, а почти 6 млн украинцев живут за пределами Украины.

    Сделайте вывод, используя эти данные.

  6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать другой. Объясните, о чем свидетельствует этот факт.

    Предположите, как бы вы определили национальную принадлежность их детей.

  7. Некоторые считают, что люди разных наций не могут ужиться друг с другом. А как думаете вы? Дайте обоснование своей точки зрения.
  8. Когда в 1988 г. обострились отношения между армянами и азербайджанцами в Нагорно-Карабахской автономной области, здесь остановились промышленные предприятия. Следствием их остановки было нарушение ритма работы сотен предприятий в других республиках, в разных районах страны. Это отразилось на доходах многих семей, нанесло им ущерб.

    Подумайте, о чем свидетельствует этот факт. Только ли в этом состоит опасность местных национальных конфликтов?

  9. Попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.

Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе - проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме, автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое искреннее недоумение у рассказчика вызывает нежелание собеседников воспринимать проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои. Не случайно он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист показывает, как «много ценного для ми-ровой культуры и науки» даёт сотрудничество русских, татар, мордвы, марийцев. Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному обмену «научным опытом между народами». Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь другим народам - «это есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя -подростка: Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции», хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором в людях ценятся умение понимать друг друга, верность, грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии: ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...