Тематика рисования в старшей группе. Перспективное планирование по рисованию в старшей группе

МБДОУ « Гдовский детский сад № 1 »

Перспективный

план работы по

нетрадиционному рисованию

В оспитатель: Баранова Лидия Викторовна

Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель.

Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

    Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

    Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

    Развивать творчество, фантазию.

    Активизировать детей при выборе тематики.

    Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

    Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности,

от 3 -х до 7-и лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

Режим занятий

В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МБДОУ « Гдовский детский сад №1 » с 15 октября по 15 апреля.

Во второй младшей группе темы по нетрадиционному рисованию включены в непрерывную образовательную деятельность один раз в неделю в первую половину дня.

В средней группе один раз в неделю, в среду, с 15.25до 15.50.

В старшей группе один раз в неделю, в среду, с 15.25 до 15.50.

В подготовительной к школе группе один раз в неделю, во вторник, с 15.25 до 15.55.

Формы проведения

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение.

1. Листы бумаги.

2. Гуашь.

3. Трафареты.

4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).

5. Тампон.

6. Стекло или пластик.

7. Нитки.

8. Щётка и стека.

9. Крупа.

10. Подносы.

11. Использованные фломастеры.

12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Литература.

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.

8. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду.2008. №5 с. 43-45.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе.

Тема

Программное содержание

Рассыпались бусы.

Соберём ягоды.

Разноцветный дождь.

Кисть рябинки, гроздь калинки.

Украсим ёлку к Новому году.

Кто здесь прошёл?

Ветка мимозы.

Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Рисование ладошкой.

10.

Цветок.

Ёжик.

Рыбки .

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату .
Рисование по крупе.

11.

12.

13.

Солнышко.

Цветы.

Домик.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Тампонирование.

Облака.

Снеговик.

Продолжать знакомить с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Рисование методом тычка.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Салют.

Котёнок.

Ёлка.

Ёж.

Щенок.

Утёнок.

Цыплёнок.

Жёлтый одуванчик.

Мишка косолапый.

Солнечные цветы.

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в средней группе.

Тема

Программное содержание.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Ягоды в тарелке.

Осенний вечер.

Украшение блузки.

Ветка сирени.

Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Рисование ладошкой.

Деревья.

Рыбка.

Осьминог.

Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

Тампонирование.

Ёлки в лесу.

Цветы на поляне.

Кораблики.

Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

11.

12.

13.

14.

Домик (кубики).

Узор (печатка).

Украсим салфетку.

Украсим тарелку.

Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Рисование методом тычка.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Астры в вазе.

Подсолнух.

На выставке кошек.

Поможем зайцу найти друзей.

Гусь.

Грачи прилетели.

Расцвели одуванчики.

Пушистые зверята.

Цыплята.

Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Кляксография.

24.

25.

Чудесные превращения кляксы.

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе.

Тема.

Программное содержание.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Украшение платья.

Солнечный осенний денёк.

Следы животных

Продолжать совершенствовать рисование пальцем или ватной палочкой. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

Рисование ладошкой.

Утка.

Кот.

Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. Расширять знания детей об окружающем мире.

Печатание подручными материалами.

Украшение сумочки.

Украшение шапочки от солнца.

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения.

Монотипия.

На что похож круг?

Бабочка.

Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

Рисование цветными ниточками.

10.

11.

Угадай, что это?

Угадай, что это?

Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

Рисование в технике « пуантилизм ».

12.

13.

Бабочка.

Рыбка в аквариуме.

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.

Рисование методом тычка.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

В садах поспели яблоки.

Мой маленький друг.

Утята на пруду. Снежная семья.

Шишки на ветке. Мимоза.

Ежата на полянке.

Черешня.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать любовь ко всему живому.

Набрызг.

22.

23.

Салфетка.

Листопад.

Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность.

Разнообразные техники.

24.

25.

Красивые цветы.

Листочки для ёжика.

Учить рисовать цветы, используя способы « вращения кисточки » и « примакивания ».

Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату.

Продолжать воспитывать желание прийти на помощь ближнему. Учить пользоваться краской, используя печатку из картофеля и ватную палочку.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе.

Тема.

Программное содержание.

Рисование пальцем и ватной палочкой.

Гроздь винограда.

Стручки гороха.

Яблони в цвету.

Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца.

Печатка.

Узор в круге.

Украсим ёлочную игрушку.

Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.

Рисование ладошкой.

Сказочная птица.

Морское дно.

Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей.

Рисование методом тычка.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Осень вновь пришла.

Лягушки.

Домовые мыши.

Пингвины на льдинах.

Зимний лес.

Новогодняя история.

Снегири на ветках.

Совы.

Подарок маме.

Белые лебеди.

Черепахи.

Бабочки.

Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской

Печатание природными материалами.

20.

21.

22.

23.

Листочки.

Солнце.

Пейзаж.

Пейзаж.

Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.

Экспериментирование.

24.

25.

Я рисую море.

Цветы.

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.

Рисовать гуашевыми красками с добавлением опилок. Развивать интерес к созданию нового материала.

Ну, что же, я обещала мега-план, и я наконец-то его собрала (потратила на это дело почти полдня).
Здесь не будет ничего о планировании, эффективности и прочем, здесь о структуре обучения рисованию.

В прошлом посте я упоминала стрим с Олегом Шеховцевым . Так вот, в этом стриме Олег постарался и сделал упор на информацию для начинающих художников (неважно, концепт или нет) и сослался на некоего Виталия Ивлева (его канал на ютубе). Я, как порядочный гражданин, пошла и посмотрела.

У Виталия есть совершенно замечательный очень короткий ролик о том, из чего же состоит рисование и как структурировать свое обучение. Очень рекомендую к просмотру - 11 с копейками минут концентрированной полезной информации. Еще и с картинками. Картинки я себе зарисовала. И в целом мой план основан именно на рекомендациях Виталия.

Итак, первый план. Я назвала его «Большой план», т.к. он показывает мне картину обучения в целом:

Да, мне придется откатиться в самые азы, а именно в работу с линией и формой. А то я сейчас почему-то пытаюсь быть на этапе цвета и даже дальше, а основ при этом не знаю.

Еще мне очень понравились принципы, которыми Виталий рекомендует руководствоваться во время обучения. Посмотрите видео, там для каждого принципа Виталий даже нарисовал маленький поясняющий рисуночек! :) Принципы я тоже выписала:

И хочу здесь пояснить некоторые принципы с учетом своих каких-то особенностей:


  1. Каждый день. Ну, здесь все понятно, плавали-знаем.

  2. Быть в курсе, смотреть вокруг. Здесь Виталий рекомендует смотреть и изучать, что происходит вокруг, читать про других людей - как они добивались того, чего добились, и все в таком духе. Я итак довольно регулярно читаю и смотрю всякое, просто придется немного уменьшить время на это, чтобы осталось время для занятий.

  3. Доверять учителю, но не ограничиваться. Очень важный пункт для меня, т.к. я люблю тырить приемы, пробовать новое и часто застреваю в этом. Так вот, мне важно не застревать. Попробовал, усвоил, молодец, поехали дальше.

  4. Исследовать учителя. Как профессионала и как учителя. Это я люблю:)

  5. Держать будущее в голове. Именно для этого я нарисовала все эти бумажки и повесила их на видное место. Именно поэтому сокращенная версия этого поста будет прикреплена вверху журнала. Чтобы помнить, куда я собралась:)

  6. Искать сложное, искать вопросы. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Главное, продолжать напирать на сложное и формулировать свои вопросы, а не расстраиваться и бросать все после первых неудач.

  7. Начинаешь и делаешь. Тоже сложный принцип с точки зрения реализации: страх - очень сильный тормоз. Поэтому да, просто берешь и делаешь, главное - начать.

  8. Не спешить. Очень важный для меня пункт, потому что всегда же хочется скорее-скорее туда, к стадии цвета и прочим интересным штукам. Однако такое перепрыгивание важных стадий ничего хорошего мне не принесет, а заставит потом возвращаться к тому, что я перепрыгнула. Что, собственно, я и делаю сейчас.

  9. Фиксировать, где ты. Виталий судя по всему ставил себе конкретный срок, а я вот не очень понимаю, как он это сделал: откуда я знаю, сколько времени у меня займет то, что я не знаю? Поэтому буду как-то фиксировать свои результаты. Поэтому я добавила этот пункт (его нет у Виталия).

Дальше у меня детальная схемка по первому квадратику - по форме:

Все это я потырила у Виталия (по форме - вот ), потому что он очень хорошо объяснил и нарисовал. Отдельно меня порадовало то, что Виталий сформулировал результат обучения! То есть, чего ждать в конце стадии изучения формы, к чему стремиться. Это очень круто, по-моему. Я даже радостно этот итог выделила маркером:)

И теперь, собственно, мой план по изучению формы. Виталий рекомендует уделять по 2 часа каждому аспекту - gesture, объем, линия. У меня, к сожалению, нет столько времени из-за работы. Я могу выделять 1,5 - 3 часа. Сложность еще в том, что все три аспекта желательно изучать пачкой (опять же - по рекомендации Виталия), а не так, что день на gesture, другой день на объем и т.д. Поэтому у меня полчаса по полчаса-час на каждый аспект. А учитывая прогноз Виталия по длительности изучения формы в 0.5 - 1 год (при условии занятий по 6 часов), мне страшно подумать, сколько же я потрачу на это времени.

Ну да ладно, к делу, конкретный списочек, что изучать и что делать.

Gesture
Виталий изучал последовательно по видео - начал с Glenn Vilppu. Я нашла только «тизеры» его уроков на ютубе, в которых он кратко что-то показывает и рассказывает. Полное обучение уже за деньги, как я поняла.
Дальше Виталий продолжал по Michael Hampton. Я нашла его книгу Figure Drawing: design and invention в формате PDF и подборку уроков на ютубе .
Виталий сделал очень интересное замечание по поводу просмотра лекций: очень важно повторять каждое движение преподавателя, чтобы понять, о чем он говорит.

Дополнительно :


  • Walt Stanchfield, «Gesture drawing for animation» (нашла PDF). По словам Виталия книжка больше «философская», практики в ней мало, а больше «идеологического подкрепления художника, аниматора, дизайнера..».

  • Mike Mattesi, «Force: dynamic life drawing for animators» (нашла PDF)

  • Видео Stan Prokopenko - How to draw gesture , и другие его видео.

  • Курс Alex Woo , стоит денег, так что пока нет.

Объем
Сначала смотреть лекции Gary Meyer «Fundamentals of Perspective», узнавать основы перспективы, как это работает, терминология. Я нашла все его видео-лекции и скачала на просторах энторнета.
Дальше - разбиение объектов на простые формы и перспектива простых форм. Хорошее упражнение: из простых форм строить сочетания в перспективе.
Потом метод рисования с помощью сечений Scott Robertson (серия видеоуроков). После - рисование сложных технических объектов по книге Scott Robertson, Thomas Bertling - How to Draw: drawing and sketching objects and environments from your imagination (также нашла в PDF).
И дальше можно переходить к окружению, пейзажам.

Дополнительно :


  • Peter Han Dynamic Sketching, нашла только демо-версии , остальное за деньги. Учит быстро скетчить, быстро анализировать форму.

  • Koos Eissen - Sketching Drawing the Techniques for product designers (нашла в PDF). Много примеров, Виталий на этих примерах учился - перерисовывал, понимал, как промышленные скетчеры строят объекты.

  • Roselien Steur Sketching The Basics не нашла в свободном доступе.

  • канал на ютубе , где довольно просто рассматриваются перспектива, построение, быстрый скетчинг.

Линия
По ходу изучения двух других аспектов. Упражнения есть у Робертсона и Хана. И еще смотрим других художников, смотрим как они используют линии и пробуем сами.

Такой план) Согласитесь, выглядит страшно. Еще и на английском все - на первых порах это может сильно замедлить мою скорость обучения, но когда же надо начинать читать иностранную литературу)

Если вам до 25 и есть возможность потратить 5 лет, вперед поступать в учебное заведение. Если не хватает денег поступайте на бюджет и подрабатывайте. Многие так делают и не умерли еще. Молодой организм может выдержать студенческие пьянки и бессонные сессии, значит выдержит и совмещение учебы и работы.

Так же во многих учебных заведения есть возможность записаться вольным слушателем. Очень советую. Если приложить достаточно усилий можно договориться с преподавателями ходить на постановки. Попробуйте, за спросить еще не били.

Если же варианта с учебой нет, я думаю таких большинство, предлагаю себя в бесплатные учителя - советники. Вы работаете - я проверяю. Не контролирую, не утираю слезы. Даю четкие и внятные советы.

Безусловно я написала это для усредненного человека-новичка в вакууме. Вы можете растягивать или наоборот бежать впереди паровоза, но минимум нужно сделать.

План следующие дни месяцы и годы будет изменяться и дополняться. Я поставила себе целью сделать четкий и всем понятный план учебы. Так что предложения, советы и отзывы приветствуются.

План делится на месяцы. В каждом месяце есть 4 предмета. Наброски, История Искусств, Пластическая Анатомия и Учебный Рисунок.

О набросках FAQ.

Час набросков в день. Почему час, а не 50 штук, как у Яны Франк. Потому что в первый месяц вы еще карандаш толком не умеете держать, а цифра 50 вас убьет. Рисуйте час. Сколько получится - на столько вы молодец, не гонитесь за количеством. Смотрите сколько у вас получается и на следующий день делайте больше. Сейчас вы учитесь, а не набираете портфолио.

Что рисовать? Все что видите. Вашу кошку, бабушку, мужа, любимого человека, цветок в горшке, соседей в метро, коллег на работе, одноклассников, бардак на столе и в доме, дом снаружи и внутри.

Я строго категорически запрещаю рисовать с фотографий и видео . Самое главное рисовать с живых объектов. С живых, в смысле не сфотографированных. Давайте договоримся быть старомодными.

Советую не пользоваться стирательными резинками в набросках. Пусть они остаются живыми, так быстрее станет твердой рука.

Карандаши версус Ручки. Если есть возможность рисуйте линерами или маркерами, ручками фломастерами, чтобы не было возможности исправить.

Бумага. Самый привычный и удобный многим формат А5, не нужно тратится на бумагу. Подойдут обычные листы для печати, сложенные пополам. Но для полноценных заданий нужны карандаши, стирательные резинки и хорошая бумага, госзнак подойдет.

Что понадобиться (материалы)

Карандаши от 2В до 8В.

Флейц (подойдет обычная широкая малярная кисть)

Учебник "Основы академического рисунка" Н.Ли

Бумага, много бумаги. Обычная писчая А5 и А4 и поплотнее и лучше качеством А3.

Натура.

Дерзайте!

План на год.

В плане даю четкие и колличественные задания. Лучше всего посвящать занятиям не меньше двух часов день, хотя бы первые месяца три. Час набросков, час задания в день. Потом время само будет корректироваться. У кого-то увеличится до шести, а кто-то плюнет и забросит. Это всего лишь 60 часов в месяц, а это чуть меньше двух полноценных трудовых недель. Теорию и историю искусств читаете в свободное время.
Как найти время? А просто замените бездумное сидение в интернете на вдумчивое обучение рисунку. План сработает если рисовать каждый день, буквально каждый.

Ставьте себе минимум и каждый день немного превышайте план. Пятилетка в три года - это ваш девиз теперь.

Строго настрого запрещаю подписывать учебные работы, а тем более продавать, не нужно обманывать ни себя ни покупателя. Ставите дату - кладете на полочку. Можете дарить.

Весной пора выбираться на пленэр. Как только пальцы рук перестают коченеть на улице, берите любые карандаши и/или акварель с бумагой и марш на улицу рисовать. Поезжайте в парки, в лес, выходите просто во двор.


Первый месяц.

Основа основ. В первый месяц важно осознать всю значимость решения научится рисовать, и осознать, что все тлен . Испугаться, поплакать, разозлиться на себя и начать. За один месяц вам нужно понять основы композиции, перспективы и светотени. Сразу будет не понятно, понятно станет в конце. Сначала нужно просто знать: где располагать объект в листе, откуда свет и как падает тень, с удивлением узнать о рефлексе. Полюбить и начать видеть воздушную перспективу.

Более подробно все будет описано в следующих постах про первый месяц.


  1. Рисуем все что видим. Не особо разбираемся красиво это или нет. Носим с собой стопочку листов и при любой возможности делаем наброски. Учимся держать карандаш, нарабатываем боевую мозоль. Что конкретно: чашки, вашу комнату, кухню, простые натюрморты из двух - трех предметов, вазы, кошки, столы, сову.

  2. Начинаем читать "Основы академического рисунка" Н.Ли. Прямо с первых страниц. Бойтесь но читайте. Это нужно и скучно. Минут по 15 в день вполне достаточно. До главы "Изучение и изображения головы человека" (с. 128)

  3. Задание. Светотень + композиция + перспектива. "Улица вашего города" - применяем на практике науку о перспективе. "Кувшин с построением" - учимся рисовать сложные объекты простыми формами. "Натюрморт из простых фигур" - прорабатываем знание о конструктивном построении форм и выявляем объемы форм светотенью. Обо всем этом хорошо описано в учебнике Ли.

  4. Задание на композицию. Берем любую цветную бумагу. Вырезаем разного размера треугольники, круги и квадраты. Делаем 5 работ: Статика, движение, симметрия, асимметрия, узнаваемый предмет из простых форм.

Второй месяц.

Первый страх ушел. Первый месяц пройден. Начинаем изучать историю искусств. Берем в руки череп, удивляемся Божьему замыслу и лаконичности. Достаем наброски с января и сравниваем первый и последний (для лучшего эффекта советую сравнивать одинаковые темы). Сильно отличаются? Виден прогресс? Даю слово, если не халтурили разница между ними колоссальна. Хвалим себя чем-нибудь запретным, шоколадкой там или внеочередной покупкой книги.


  1. Все так же в день минимум час набросков. На второй месяц вы уже привыкаете. Делайте более вдумчивые. Рисуя человека смотрите на его свето-теневые пятна. Не старайтесь делать похоже. Научитесь видеть свет и тень, линию контура силуэт. Где находится тень? Начните замечать что окна в тени на здании светлее стены, а на светлой части здания темные. Соотношение размеров. и пропорций.

  2. Открываем учебник по истории искусств. Февраль - месяц искусства Античности. Прямо с первобытного искусства и до древнего Рима включительно. Тщательно изучаем и рассматриваем все предметы искусства. Стараемся научится отличать одну статую от другой. Там просто потрясающе. Да, скорее всего вам станет скучно. Может быть вы будете через силу заставлять себя читать. Но надо. Без истории никуда. Да всю античность за месяц. Не страшно. Вам нужно пробежать по основам.

  3. Начинаем изучать голову человека. (Учебник страницы 128-141, 148-162) Череп (Было бы очень круто если сможете повертеть в руках и порисовать с натуры череп, если нет натуры рисуем с фоток). Запоминаем все основные кости черепа. Учим, чтобы ночью разбуди и вы смогли ответить где находятся теменные бугры. Смотрим внимательным и безумным взглядом на знакомых и видим рентгеном их черепа. Пугаем друзей и становимся счастливы.

  4. Задание. Формат А3. Рисуем 5 натюрмортов. В двух останавливаемся на этапе построения. Остальные три рисуем со светотенью.Учимся штриховать. Не растираем карандаш по бумаге. Ставим правильно руку, не елозим ей по работе. Запомните: грязное ребро ладони - грязная работа. Подкладывайте по руку лист бумаги или салфетку. Катышки от резинки убираем флейцем а не рукой.

Третий месяц.

Наступает самый волнительный и приятный момент. Приступаем к внимательному и вдумчивому изучению частей лица. Читаем про скучное средневековье. Если под конец месяца вы начинаете шарахаться от любого кто говорит что любит готику и ВиллеВалло , значит все идет как надо.


  1. Наброски. На третий месяц рука уже тверже, уже не страшно провести линию и обозначить глаз просто пятном. Смотрим и замечаем на сколько разные глаза нос и уши у людей. Можете утрировать, рисуя людей. Здесь важно понять пластику лица, из чего строится портрет, как это все передает характер.

  2. Искусство Европейского Средневековья

  3. Пластическая анатомия лица человека. (с 142-148, 164-199) Изучаем и понимаем строение глаза, рта, носа и ушей. По опыту знаю, что самое сложное для многих это ухо человека, на него многие плюют, а зря. Плохо нарисованное ухо выдает в художнике новичка.

  4. Задание. Формат А3. Один портрет, только голова и плечи. Не сильно стараемся делать человека похожим (оно и не получится), сейчас главное нарисовать правильно, соблюдая пропорции, правила построения. Если трудно найти натуру, рисуем автопортрет. Ставим зеркало (желательно большое, чтобы видно было всю голову).

Четвертый месяц.

В этом месяце оттачиваем навыки построения.


  1. Наброски. Усложняем наброски. Вводим многофигурные композиции. Учимся располагать фигуры за фигурами, выделять первый план. Располагаем пятна предметов в листе.

  2. Возрождение

  3. Анатомия "Гипсовые головы". Если у вас нет возможности порисовать Лаокоона, Сократа, Геракла, Давида, Зевса, Венеры и Вольтера с натуры. То есть два пути. Первый - сделать копии с классических рисунков гипсовых голов (Здесь будет ссылка на облако с картинками). Второй вариант: найти в городе памятники, рисовать с натуры наших вождей, пионеров)) или походить по музеям, поискать.

  4. Задание. Формат А3. Два портрета. Один ракурс, но разные источники света. Смотрим как меняется лицо, если свет идет с разных сторон. Как глубокие тени задают определенное настроение.

Пятый месяц.

Влюбляемся в Тициана, Караваджо и Дюрера. С этого месяца учимся самому главному - композиционным наброскам. Поиск и улучшение композиции, разработка материала. Поиск натуры, продумывание сюжета и способов передачи. Все это неотъемлемые ежедневные дела любого художника.


  1. Наброски. Начинаем делать задания на композиционные наброски. Пять тем по пять набросков. Стараемся решить задачи композиции, передачи темы, тоновые решения.

  2. Новое время. Барокко и Рококо

  3. Анатомия. Живая голова. Складываем знания полученные до этого. Понимаем что глаза, нос, уши и рот - это еще не портрет. Это просто отдельные части лица. Теперь понятна структура и методы построения. Осталось научится все складывать вместе.

  4. Задание. Формат А3. Находим троих человек и пишем их портрет. Желательно найти людей постарше, бабушек и дедушек. Люди до 30 лет мало подходят для учебного портрета. В гладком лице не за что зацепится взгляду. Нет фактуры человека. Уверяю нарисовать молодое и красивое лицо вы еще успеете. Если не найдете троих, пишите с одного в трех классических ракурсах: в пол-оборота, в три-четверти, фас.

Шестой месяц.

Примерно к этому месяцу у вас должны начать чесаться руки начать рисовать картины, не меньше. Подъем творческих сил и открытие второго художественного дыхания.


  1. Наброски. Прорабатываем на выбор 2 темы из предыдущего месяца. Что имеется в виду: Делаем отдельные зарисовки деталей общей картины, прорабатываем ракурсы, улучшаем и пробуем другие композиционные решения. И берем еще три новых темы.

  2. Классицизм и Романтизм

  3. Анатомия. Анатомия рук (верхних конечностей)

  4. Задание. Формат А3. Опять ищем натуру, рисуем портрет с руками. Ищем такое положение рук, которое улучшит портрет, дополнит характер, покажет то чего не может показать только один портрет. Три работы, лучше если это будет портрет одного человека, решенный в трех вариантах. Попробуйте найти такие положения головы, торса и рук, которые расскажут свою оригинальную историю.

Седьмой месяц.

Половина пути пройдена. Хвалим себя. Уже не боимся рисовать в общественных местах и на днях рождения. Всегда и везде с собой блокнот и карандаш. С любопытством и жаждой рассматриваем незнакомых людей на улице. Восхищаемся узловатыми пальцами и мясистыми носами.


  1. Наброски. И опять. Прорабатываем на выбор 2 темы из предыдущего месяца. Что имеется в виду: Делаем отдельные зарисовки деталей общей картины, прорабатываем ракурсы, улучшаем и пробуем другие композиционные решения. И берем еще три новых темы.

  2. Сентиментализм, Прерафаэлизм, Историзм (эклектика)


  3. Анатомия ног (нижних конечностей)


  4. Задание. Формат А3. Рисуем портрет в интерьере. Садим натурщика возле стола / книжной полки / подоконника, расставляем предметы вазы книги чашки, что душе угодно и красиво смотрится. Рисуем две таких работы. Стараемся выделять главное и опускать второстепенное. Показать человека в окружении предметов, а не человека и предметы на одном листе.

Восьмой месяц.

На восьмой месяц начинаем изучать торс человека. Стараемся понять механизмы и крепления мышц.


  1. Наброски. Теперь интересно достать старые наброски с натуры и нарисовать новые в тех же ракурсах, сравнить их. Результат будет впечатляющий, уверяю. Продолжаем делать наброски с натуры.

  2. Реализм

  3. Анатомия. Пластика туловища.

  4. Задание. Формат А3. 2 портрета в полный рост, один стоя, один сидя, желательно обнаженную натуру. Если есть любимый человек - рисуйте его. Убедите свою натуру, что получится все равно не похоже, да и показывать вы это никому не будите.

Девятый месяц.


  1. Наброски. Придумываем 2 своих темы и прорабатываем их. Продолжаем делать наброски с натуры.

  2. Модернизм и авангард

  3. Изучаем скелет.

  4. Задание. Формат А3. Берем самую интересную и проработанную тему из набросков и рисуем на большом листе не пользуясь натурой и референсами из интернета. Создаем настоящий эскиз к живописной работе. Всего одну работу, но настолько тщательную и хорошую, чтобы не стыдно было похвастаться.

Десятый месяц.


  1. Наброски. Придумываем свою тему и прорабатываем ее. Продолжаем делать наброски с натуры.

  2. Современное искусство.

  3. Изучаем мышцы

  4. Задание. Формат А3. Делаем эскиз на придуманную тему из сделанных в этом месяце набросков.

Одиннадцатый месяц.

Добрались до рисования человека в движении.


  1. Наброски. Делаем наброски людей в движении. Стараемся запечатлеть через пару линий и пятен ощущение движения . В ком позиционных набросках прорабатываем темы спорта.

  2. Искусство востока

  3. Фигура человека / фигура в движении

  4. Задание. Формат А3. Рисуем полноценный эскиз на тему, где есть движение

Двенадцатый месяц.

Год подошел к концу. Уже можно себя хвалить. Посвящаем месяц подведению итогов и составлению планов на будущее.


  1. Наброски. Рисуем что душе угодно.

  2. Достаем все работы, любуемся. Критически осматриваем каждую. Решаем ее ценность. Может ли какой-то набросок вылиться в настоящую картину? Если набросок или работа не вызывает никаких эмоций, то просто рвем ее и выбрасываем. Это один из самых ценных уроков. Нужно уметь избавляться от ненужного, и не лелеять каждую свою закорючку. Если один раз вы смогли это нарисовать, значит нарисуете еще тысячу, а то и больше.

  3. Берем Формат А3. и рисуем автопортрет. Счастливого и уставшего человека.

  4. Ради эксперимента можете сделать такое же задание как в первый месяц: композиции из простых фигур.

Я буду очень признательна за любую помощь в распространении бесплатных и хороших знаний.

елена зубанова
Перспективный план работы по рисованию в старшей группе. (соответствует ФГОС)

СЕНТЯБРЬ

Неделя Тема занятия Программное содержание Методические приемы Материалы и оборудование Литература

1 «Веселое

лето» Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты , передавая движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках. Белые листы бумаги одно-го размера для составления общего альбома рисунков «Веселое лето» ; цветные карандаши и фломастеры

(на выбор) ; простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Веселое лето» . И. А. Лыко-ва, стр. 20

2 «Лето красное прошло» Учить детей составлять гармоничную композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге (упражнение «линии на прогулке» ). Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой. Четыре абстрактные цветовые композиции : летняя (зелено-салатово-красно-желто-голубая, осенняя (желто-оранжево-коричнево-серо-голубая, зимняя (бело-сине-фиолетово-голубая, весенняя (нежно-зелено-бело-розово-голубая) . И. А. Лыко-ва, стр. 26

СЕНТЯБРЬ

3 «Загадки с грядки» Учить передавать форму и характерные особенности по их описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых предметных объектах. Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные и муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде. И. А. Лыкова, стр. 44

4 «Деревья в нашем парке»

Учить рисовать лиственные деревья , передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами , красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина) . Репродукция картины И. Левитана «Березовая

роща». И. А. Лыко-ва, стр. 32

1 «Вот эта улица, вот этот дом…»

Познакомить детей с понятиями «архитектура» , «архитектор» , «фасад» ; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (стена, крыша, дверь, балкон и т. д. расширять представление о различных прямоугольниках – широких и узких; учить создавать несложную композицию современной городской улицы; закрепить приёмы рисования краской , учить готовить оттенки цвета путём разбавления водой на палитре. Бумага, краски, кисти, вода, салфетки, фотографии различных зданий. В. Н. Волчкова, стр. 28

2 «Золотая хохлома и золотой лес» . Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы «золотой хохломы» : материал, технология, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти , всей кистью, двигать ею в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре. Рассматривание из-делий расписанных хохломской росписью, рассказ воспитателя о хохломе, показ способов ри-сования элементов хохломской росписи, рассматривание золотого леса, нарисованного детьми . Альбом для детского творчества «Золотая хохлома» , пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно-прикладного искусства.

И. А. Лыкова, стр. 66

3 «Сервизы всех пора-дуют и позовут на чай»

Дать детям понятие стилевого единства; развивать чувство стиля, цвета; учить располагать элементы узора на поверхности предмета; развивать фантазию придумать свой сервиз, название к нему.

Бумага, краски, вода, гуашь, акварельные краски, палитра, простой карандаш, иллюстрации с изображением посуды, сервизов.

В. Н. Волчкова, стр. 85

4 «Веселый клоун»

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.

Гуашевые краски, кисточки 2 – 3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера, баночки с водой, палитры.

Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста.

И. А. Лыкова, стр. 120

1 «Моя семья»

Продолжить знакомить детей с жанром портрета (групповым , учить изображать группу людей – семью , стремиться открыть в её членах привлекательные качества, известные только художнику, продолжать учить рисовать фигуру человека , добиваться чёткого изображения пропорций, выразительности позы, воспитывать любовь к семье, заботы о ней.

Бумага – альбомный лист, восковые мелки, карандаши, фломастеры, рамки для портретов.

В. Н. Волчкова, стр. 71

2 «Не обижай-те муравья!»

Познакомить детей со сказкой «Мура-вей и одуванчик» , предложить приду-мать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трёх частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту. Сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.

Бумага, карандаши, краски, салфетки, вода, печатки, штамповки.

В. Н. Волчкова, стр. 40

3 «Осенние листья»

Учить детей рисовать с натуры , передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску, и «печатать» ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы. Уточнение их цвета и формы, выставка работ детей .

Акварельные краски, белые листы бумаги, палит-ры, кисточки, баночки с водой, простые карандаши, или уголь, ластики. Осенние листья, собранные детьми на прогулке. Репродукции картин рус-ских пейзажистов. Посыл-ка (коробка) с листочками. И. А. Лыко-ва, стр. 50

4 «Фантастические цветы» Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приём видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные) . Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность. в. Бумага белая и цветная (тонированная) для фона, художественные материалы на выбор детям - краски гуашевые и акварельные. И. А. Лыко-ва, стр. 132

1 «Белая береза под моим окном»

Вызвать интерес к созданию вырази-тельного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование ) . Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью : рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом). Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона) .

Листы бумаги синего, розового и ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования .

И. А. Лыко-ва, стр. 92

2 «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Учить детей создавать сюжетную кар-тину «Пожар» ; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к смелым людям – пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту; учить рисовать огонь , дым, фигуры людей в движении.

Черная бумага, красная, желтая, чёрная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная плёнка, карандаши.

В. Н. Волчкова, стр. 39

3 «Рисуем штрихом»

Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа; поупражнять в рисовании данным способом ; развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, творческие способности.

Сухие материалы, карандаши, фломастеры, ручки, белая бумага, картинки с изображением животных.

В. Н. Волчкова, стр. 50

4 «Еловые веточки»

Учить детей рисовать с натуры еловую веточку, передавая особенности ее настроения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы . Развивать координацию в системе «глаз-рука» . Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору) .

Две-три композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишками, мишурой) ; поздравительные открытки с изображением елочек, еловых веток, рождественских венков; листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые.

В. Н. Волчкова, стр. 52

2 «Начинается январь, открываем календарь»

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками : смешивать разные краски, получая «зимние» , «летние» , «осенние» , «весенние» цвета и оттенки (голубой, розовый и сиреневый, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парах , желание создать самодельный календарь. Развивать чувство цвета и композиции.

Для календаря – 12 листов бумаги одного формата и размера, но разного цвета (3 листа зимы – голубой, сиреневый, фиолетовый; 3 листа весны – светло-зеленый, розовый, нежно-голубой, ярко-желтый; 3 листа лето – зеленый, красный, малиновый; 3 листа осени – жёлтый, оранжевый, серо-голубой); 12 одинаковых силуэтов деревьев (ствол и ветки без листвы) ; гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой.

И. А. Лыко-ва, стр. 106

3 «Кружевные рыбки"

Продолжать знакомить детей с графическим изображением предметов, научить передавать признаки необычности, сказочности образов с помощью различных средств выразительности – линий, цвета, пятна, декора. Учить рисовать пером (тушью) .

Бумага, тушь, перо, акварельные краски, тонкая кисть.

И. А. Лыкова, стр. 100

4 «Волшебные снежинки»

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета. Ис-пользовать в узоре разнообразные приемы, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом , всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок , вырезанных звездочек для украшения интерьера группы .

Бумажные квадраты одно-го размера, но разного цвета – темно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, черного; гуашевые краски белого цвета, тонкие кисточки, баночки с водой, салфетки. Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания (для показа детям) . Основа для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги, на котором можно будет разместить (по типу лоскутного одеяла) рисунки детей.

И. А. Лыкова, стр. 94 .

1 «Весело качусь я под гору в сугроб…»

Учить передавать сюжет доступными средствами. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами; выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменения формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) . Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат, цветные и простые карандаши, фломастеры; цветная бумага, клей, салфетки, клеёнки.

И. А. Лыкова, стр. 116

2 «Я рисую море» Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей до-говариваться и планировать коллективную работу . Листы белой бумаги разного размера (удлинённые прямоугольники или полосы) ; кисточки разного размера, поролоновые губки, щётки, плакаты «Цвет» , раскраски на морскую тему. И. А. Лыкова, стр. 172

3 «Папин портрет» Учить рисовать мужской портрет , стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди) . Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами жанрами изобразительного искусства (портрет) .

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии, репродукции картин известных художников, опорные рисунки для показа этапов работы , цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков. И. А. Лыко-ва, стр. 136

4 «Водоноски – франтихи» Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Вылепленные из глины водоноски, гуашевые краски. Ромбики из золотистой фольги, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, таблицы с элементами дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на барынях и водоносках.

И. А. Лыко-ва, стр. 164

1 «Милой мамочки портрет»

Учить рисовать женский портрет . Инициировать самостоятельный поиск изобразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти) . Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет) .

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии, репродукции картин известных художников-портретистов, опорные рисунки для показа этапов работы .

И. А. Лыкова, стр. 142

2 «Чудесные превращения кляксы»

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми) . Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс) . Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс) . Развивать творческое воображение.

Краски – акварельные, гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щетки , срезы овощей (картофель, свекла, тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля.

И. А. Лыкова, стр. 80

3 «Весеннее небо»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому» . Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весна - красна» , акварельные краски, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры (на выбор) .

И. А. Лыкова, стр. 168

4 «Лиса – ку-мушка и лисонька – голубушка»

Учить рисовать , раскрывая тему лите-ратурного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета : выделять главное, изображая более крупно на переднем плане . Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов ) .

Книжки – самоделки, иллюстрированные на занятии по рисованию «Зайчишки – трусишка и храбришка» , художественные материалы на выбор детям – цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Иллюстрации к сказкам.

И. А. Лыкова, стр. 74

1 "Я рисую море"

Последовательно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить с понятием «азбука» , «алфавит» . Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Бумажные квадратики или прямоугольники с печатными буквами в уголках (от А до Я, фломастеры или цветные карандаши, основа – лист тонированной бумаги (синяя, картинки с изображением морских обитателей. И. А. Лыко-ва, стр. 178

2 «Солнечный цвет» (опытному) освоению цвета. Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных оттенков» (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий) . Развивать воображение. Активизировать словарь качественными прилагательными, обозначающими цвета и оттенки. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Краски гуашевые и акварельные, палитры, кисточки разных размеров, щётки, тампоны. Ватные палочки, салфетки, баночки с водой. Обложки для коллективного альбома «Солнечные картинки» . И. А. Лыкова, стр. 154

3 «Радуга - дуга»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы белой и голубой бумаги большого формата (одного размера, акварельные краски, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки

И. А. Лыкова, стр. 202

4 «Солнышко, нарядись!»

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам) ; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр., объяснить символику; развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом , всей кистью) .

Гуашевые краски, кисточки 2-3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера, баночки с водой, палитры, цветовые модели «Радуга» .

И. А. Лыкова, стр. 152

2 «Зелёный май» Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Краски гуашевые и акварельные, палитры, баночки с водой, кисти разных размеров, щётки, салфетки, ватные палочки. И. А. Лыкова, стр. 196

3 «Букет ромашек, божья коровка и птичка» Продолжать знакомить детей с натюрмортами. Учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величины, расположения на стебле, передавать цвет натуры. Рисовать божью коровку и птиц с помощью трафаретов и шаблонов. Воспитывать любовь к природе. Тонированные листы бумаги. Гуашь, палитра, баночки с водой, салфетки муляжи птички, божьей коровки, шаблоны птичек, простые карандаши. В. Н. Волчкова, стр. 12

4 «Чем пахнет лето?» Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств. Обогатить межсенсорные связи (цвет – форма – запах) . Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии - графические символы запахов. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве. Пустые флаконы, баночки, компоненты для ароматических композиций : сухофрукты, лимон, апельсин, мята, роза, приправы, зелень, смола, шишки, леденцы, шоколад; цветные карандаши, фломастеры, тонированная бумага. И. А. Лыкова, стр. 206

План работы кружка «Волшебные краски» в средней группе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам план работы кружка «Волшебные краски» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми среднего дошкольного возраста. Это план работы кружка по использованию нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей.

Цель
Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность.
Задачи
Учить использовать в рисовании разнообразные материалы и нетрадиционные техники, разные способы создания изображения.
Познакомить с жанрами изобразительного искусства, их особенностями.
Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству (нетрадиционному рисованию), эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка.

План работы кружка «Волшебные краски»

Сентябрь
«Мухомор»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – монотипия.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.

«Ветка рябины»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – пастель.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки.

«Яблочный компот»
Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватной палочкой.
Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.
Оборудование: Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

«Деревья осенью»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.

Октябрь
«Осенний лес» (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием салфеток.
Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3), салфетки (красные, желтые), вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки).

«Листопад» (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Пуантилизм (рисование точками).
Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.

«Фрукты» (натюрморт)
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков.
Задачи: Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки.

«Паутина»
Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком.
Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.
Оборудование: Листы бумаги, крышка от коробки, гуашь, шарики.

Ноябрь
«Белочка в дупле»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками.
Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование:

«Моя любимая игрушка»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки.

«Волшебные зонтики»
Нетрадиционная техника: Пластилинография.
Задачи: Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы цветного картона, пластилин.

«Котенок»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.
Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки.

Декабрь
«Домик»
Нетрадиционная техника: Оттиск пенопластом.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, штампы из пенопласта.

«Зимнее дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

«Елочка»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

«Укрась елочку бусами»
Нетрадиционная техника: Рисование палочками, оттиск пробкой.
Задачи: Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.
Оборудование: Изображения елок (предыдущее занятие), гуашь, пробки, салфетки.

Январь
«Красивые снежинки»
Нетрадиционная техника: Свеча, акварель.
Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: Листы бумаги, свеча, акварель, кисти.

«Снеговик»
Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватными палочками.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике.
Оборудование: Листы бумаги синего цвета, штампы из моркови, ватные палочки, гуашь, кисти.

«Зима»
Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.
Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.
Оборудование:

«Метель»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, нитки.

Февраль
«Укрась варежки»
Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.
Задачи: Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

«Северное сияние»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Литы бумаги, акварель, кисти.

«Придумай и дорисуй»
Нетрадиционная техника: Создание образов.
Задачи: Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши, восковые мелки.

«Кораблик»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон, пластилин.

Март
«Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

«Волшебный цветок»
Нетрадиционная техника: Рисование пастелью.
Задачи: Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, пастель.

«Облака»
Нетрадиционная техника: Рисование по сырому.
Задачи: Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

«Весеннее солнышко»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками
Задачи: Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.
Оборудование: Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.

Апрель
«Деревья смотрят в лужу»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.

«Космос»
Нетрадиционная техника: Граттаж.
Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.

«Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков.

«Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, аппликация.
Задачи: Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки.

Май
«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель.
Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.
Оборудование: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

«Красивые бабочки»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой.
Задачи: Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.

«Бабочка»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.

«День защиты детей» (плакат)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.
Оборудование: Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...