События на площади тяньаньмэнь 1989 выводы. Тяньаньмэнь

Перед мавзолеем можно увидеть две скульптурные композиции. Первая носит название “Великий вклад” (на фото справа). Она показывает счастливую жизнь китайского народа и все достижения народа Китая под руководством коммунистической партии.

Такой стиль называется “социалистическим реализмом”. В России самым знаменитым произведением искусства в этом стиле является статуя “Рабочий и Колхозница” в Москве на ВДНХ.

Обе скульптурные композиции весьма гармонично вписываются в архитектурный ансамбль площади. Китайский соцреализм не страдал той манией гигантизма, которая была характерна для произведений соцреализма в СССР. В Советском союзе скорее стремились к большому размеру в ущерб гармонии.

Вторая композиция олицетворяет вооруженную борьбу китайского народа за светлое будущее и стремление продолжать пролетарскую революцию.

Первая из них находится справа от главного входа в мавзолей, вторая слева от него.

За зданием мавзолея площадь заканчивается воротами Цианмен, что переводится как “внешние ворота”. Это внушительное сооружение 42 метра в высоту. Когда-то они были частью общей стены по периметру города, но сейчас от этого оборонительного сооружения остались только эти ворота. Внутри находится музей старого Пекина и выставка изобразительного искусства.

Стоит обратить внимание на два здания слева и справа от мавзолея. Первое из них находится справа и называется “Великий зал народа”, хотя чаще его называют “Домом народных собраний”. Здесь ежегодно проходят заседания собрания народных представителей и съезды Коммунистической партии Китая.

В остальное время он открыт для посещения туристами. Вы сможете посетить главный зал заседаний, вмещающий 10 000 делегатов. Еще 34 зала в здании посвящены провинциям Китая. Интересно, что зал Тайваня там тоже есть. (прим. Тайвань является полностью независимым от КНР государством)


4 июня исполнилось 28 лет со дня разгона китайскими силовиками массовых волнений на площади Тяньаньмэнь. Они были подавлены в разгар советской «перестройки» и всего за два года до распада СССР. В Китае тоже была своя «перестройка», известная под названием «политики открытости и реформ», она была начата ещё в 1979 г., а идейным вдохновителем и организатором разгона «майдана» в центре Пекина стал «архитектор реформ» Дэн Сяопин .

Конечно, между этими «перестройками» не стоит ставить знак равенства. При назначении того или иного китайского функционера в качестве местного «Горбачёва» или «Ельцина» надо учитывать и разницу в партийном и государственном устройстве КНР и СССР. Пришедший после смерти Мао Цзэдуна к власти Дэн Сяопин к 1989 г. не занимал высших руководящих постов, но негласно оставался идеологическим лидером партии. На посту генерального секретаря КПК Ху Яобана сменил Чжао Цзыян . Практика, характерная для настоящего времени, когда руководителем Компартии и председателем КНР является один и тот же человек, тогда не применялась . В конце 1980-х гг. ЦК партии возглавляли либерально настроенные руководители, но в политическом отношении её всё равно контролировала «старая гвардия». Говорить о том, что в 1989 г. китайское руководство начало политику, сравнимую с горбачёвской, или о том, что в КНР существовал «ельцинский вариант», когда председатель парламента позволял бы себе критиковать руководителя страны и выйти из партии, в корне неверно. Все аналогии такого рода весьма условны. При этом, несмотря на отсутствие свобод по западным лекалам и движения в сторону многопартийности, первый этап реформ уже дал свой положительный результат, а в 1984—1992 гг. страна готовилась войти в число ведущих экономик мира. Однако в те годы ещё остро стояла необходимость преодоления последствий перегибов политики Мао.

Ху Яаобан , о котором порой говорят как о «китайском Ельцине» , пришёл в высшие эшелоны власти из Коммунистического союза молодёжи Китая, и в ходе своей карьеры, проходившей преимущественно в центре, обзавёлся в этой организации и статусом, и связями. Став генсеком ЦК КПК, он начал реабилитацию репрессированных в годы «культурной революции». Также по должности он много работал с молодёжью и пользовался в её среде огромным авторитетом. Кроме того, Ху считался человеком, не запятнанным в коррупционных преступлениях. Поэтому его отставка и внезапная смерть вызвали студенческие волнения. Именно его похороны 22 апреля 1989 г. стали началом массовых уличных акций в центре китайской столицы.

Чжао Цзыян , или «китайский Горбачёв» , наоборот, до 1980 г. большую часть времени работал в провинции и поэтому, оказавшись в Пекине, был не в курсе многих закулисных интриг. Во время руководства провинцией Сычуань он сумел провести там ряд успешных реформ. Как отмечает китаист, доктор исторических наук Юрий Галенович в книге «Чжао Цзыян и реформы в Китае», Дэн Сяопин, имея политическую волю к проведению преобразований, не был тем мыслителем, который знает, что именно нужно делать. Поэтому он был вынужден искать и поддерживать тех функционеров, кто желал проводить реформы и обладал необходимыми знаниями. Чжао как раз был таким человеком.

Главное различие во взглядах между Дэн Сяопином и Ху Яобаном заключалось как раз в понимании демократии. Ху был привержен тому, что Дэн считал «буржуазной либерализацией». Кроме того, Ху Яобан и Чжао Цзыян пришли к выводу о том, что положение дел при Мао Цзэдуне и в политике, и в сфере экономики, во-первых, нельзя называть социализмом, а, во-вторых, стране нужны системные реформы. Позже Чжао пришёл к выводу о необходимости одновременного проведения политических и экономических реформ, однако до середины 1980-х гг. занимался исключительно экономическими преобразованиями. В 1987 г. он занял пост генерального секретаря ЦК КПК и стал всё больше вовлекаться в политические вопросы и замечать растущую напряжённость в отношениях между партийной элитой и интеллигенцией.

С 1980 г. и до самого 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин много говорил о противостоянии либерализму. С другой стороны, он говорил о том, что политические реформы необходимы. Однако, те реформы, о которых он говорил, предполагали только регулирование специфического характера, организацию, методологию и мораль общего плана. Дэн считал, что предпосылка реформ состоит в том, чтобы твёрдо придерживаться однопартийного правления Коммунистической партии. Он со всей твёрдостью отрицал любые реформы, которые ослабляли это правление. Дэн был противником многопартийности и разделения властей и парламентской системы, существующей на Западе. Так, в 1987 г. он сказал гостям из Югославии: «Демократия буржуазии это фактически демократия для тех, в руках у кого находится монополия на капитал (…) как мы можем пойти на это? Одно из величайших преимуществ социалистических стран состоит в том, что как только что-то решено и решение принято, оно может быть исполнено немедленно и без каких-либо ограничений, это совсем не похоже на парламентский процесс (…) в этом наша сила, и мы должны сохранять наше преимущество» . Вот почему тогда, когда он говорил о политических реформах, он с уверенностью напоминал людям о необходимости сохранять и использовать преимущества социалистической системы.

Вместе с тем, Дэн Сяопин не был и человеком, ничего не знавшим о недостатках внутри социалистической системы, он часто говорил о расширении демократии внутри партии и общества, об упразднении патриархальной системы и т.д.

Таким образом, собравшиеся на площади Тяньаньмэнь демонстранты считали Чжао Цзыяна своим идейным лидером, он, в свою очередь, относился к ним снисходительно и выступал против силового разгона палаточного городка. По некоторым данным, через людей Чжао даже осуществлялось снабжение митингующих всем необходимым. С другой стороны, «китайский Горбачёв», как уже говорилось, не был мастером политических интриг, поэтому сложно сказать, действительно ли он координировал действия демонстрантов. Юрий Галенович полагает, что раздувание протеста в центре Пекина могло быть выгодно и Дэн Сяопину с тем, чтобы иметь повод для устранения Чжао Цзыяна от руководства.

В самый разгар волнений, в середине мая, состоялся визит в Пекин генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва . К тому времени он уже провозгласил курс на перестройку, однако повестка визита заключалась в ином. Впервые после ухудшения двусторонних отношений при Хрущёве должны были встретиться лидеры СССР и КНР. Страны должны были согласовать территориальный вопрос. Однако само присутствие «архитектора перестройки» и то, как он затронул вопросы политических реформ в беседах с китайским руководством, сыграли огромную роль в развитии дальнейшей ситуации, в том числе, и на пекинских улицах.

Согласно протоколу, Горбачёв должен был посетить площадь Тяньаньмэнь и возложить венок к монументу Народным героям, расположенному в самом её центре. Китайскому почётному караулу надлежало приветствовать лидера СССР салютом. Митингующие, для многих из которых Михаил Сергеевич был желаемым образцом правителя, готовились приветствовать его и даже заготовили транспаранты на русском языке. Но китайское руководство объяснило тогда советской делегации, что площадь якобы занята студенческой демонстрацией по поводу юбилея событий 4 мая 1919 г. и, впервые в истории КНР, Горбачёву не дали возложить венок. Более того, в Дом Народных Собраний Горбачёв попал не с парадного, обращённого к площади, а с чёрного хода.

При встрече с Чжао Цзыяном Михаил Горбачёв сказал: «Встреча генеральных секретарей наших двух партий показывает, что отношения между нашими двумя партиями нормализовались; это имеет важное историческое значение». В ответ на это китайский коллега заявил ему: «Утром Вы встречались с товарищем Дэн Сяопином. Это и была встреча на высшем уровне (…) на 1-м пленуме ЦК КПК мы приняли решение по самым важным вопросам и по-прежнему просим товарища Дэн Сяопина держать руль в своих руках».

В своих мемуарах «Жизнь и реформы» Горбачёв пишет: «Когда Чжао Цзыян говорил о направленности, масштабности, глубине реформ, темпах преобразований, у меня перед глазами все время стояла собственная страна. Через китайский опыт, через их реформы, которые к тому времени уже шли 10 лет, я получал дополнительные аргументы в пользу темпов и последовательности преобразований, в каких они проводились у нас. Особенно интересный разговор пошел о соотношении политической и экономической реформ. Мой собеседник живо откликнулся на утверждение, что последняя у нас буксует, потому что на ее пути стоят командно-административная система, вся старая надстройка. Мы видим - без политической реформы не обойтись, да и народ надо шире привлекать, без этого гаснут импульсы сверху» .

Однако, вопреки утверждениям Горбачёва, сам Чжао не высказывался за утверждение в Китае многопартийной системы. Как позже он напишет в мемуарах: "Я слышал, но никогда не читал сам, что в воспоминаниях Горбачёва содержится заявление, будто во время его визита в 1989 г. я намекал на то, что Китай должен двигаться в направлении многопартийной и парламентской системы. Я не имел в виду доносить никаких такого рода идей в моих замечаниях. Положение КПК как правящей партии не должно меняться, но должны измениться методы, с помощью которых она правила. Я намеренно употребил в данном случае термин «правила, нормы, правление», вместо «система, строй» ".

Юрий Галенович отмечает, что Горбачёв не сумел понять, что, с точки зрения китайской стороны, единственным символом нормализации межгосударственных и межпартийных отношений была исключительно его встреча с Дэн Сяопином. Его заявления в ходе переговоров с Чжао Цзыяном, вероятно, привели патриарха китайской политики в гнев и ранили его чувства.

Уже на следующий день, вечером 17 марта, в доме Дэн Сяопина состоялось заседание руководства Компартии Китая, на котором Чжао Цзыяну были выдвинуты четыре обвинения. Во-первых, он осуществлял экономику капиталистического рынка, во-вторых, поддерживал студенческие беспорядки; в-третьих, это раскол партии и, в-четвёртых, двое сыновей Чжао были крупными «разложившимися чиновниками». Затем было принято решение о введении чрезвычайного положения, а Чжао Цзыян был вынужден уйти с поста генерального секретаря КПК. При этом его не исключили из партии. До самой смерти в 2005 г. Чжао жил под домашним арестом в доме в центре Пекина.

После того, как было объявлено о введении чрезвычайного положения, на площади Тяньаньмэнь собралось до миллиона человек, что стало полной противоположностью событиям 1976 г.

Протест начал стремительно радикализироваться. О разгоне собравшихся некоторые СМИ писали как о «бойне», однако множество свидетельств опровергает эту точку зрения — гонконгская South China Morning Post опубликовала воспоминания фотографа Артур Цанга , прибывшего в Пекин 24 мая 1989 г., как сотрудник агентства «Рейтерс». К тому времени китайская столица уже находилась в хаосе из-за масштабных уличных акций. Сам Цанг сочувственно относился к протестующим, но и он стал свидетелем далеко не мирного характера их акций: «Когда мы с репортёром подошли к Дому Народных Собраний, то увидели, как некоторые студенты и другие люди останавливают бронированный автомобиль. Они хотели разбить его кирпичами. Когда я подошёл ближе, чтобы сфотографировать, они заметили меня. Так как я не был иностранцем и они не знали меня, они начали избивать меня. Кто-то бил кулаком, кто-то пинал, некоторые били кирпичами». Тогда Цанга спасли западные коллеги, оттащившие его от протестующих, и объяснившие им, что он был журналистом. После этого они отправились на проспект Чанъань, который пересекает площадь Тяньаньмэнь. Там гнев был ещё более ощутим – демонстранты пытались останавливать армейскую технику и поджигать её. Вскоре, однако, появились дополнительные силы и послышались выстрелы. Цанг вспоминает, что задумал тогда вернуться на площадь, но репортёр сказал: «Я не собираюсь умирать за твою страну» и отвёл в близлежащий отель «Пекин», где как раз находилось много других журналистов. Там Цанга перевязали, а тем временем части НОАК начали зачищать площадь. Сотрудники сил безопасности не давали никому выходить из гостиницы на улицу. С балкона было видно только солдат, движущихся по проспекту Чанъань, но не сами столкновения на Тяньаньмэне.

Часть протестующих вела себя крайне агрессивно и забрасывала бронетехнику бутылками с зажигательной смесью. Даже западный Hidden Harmonies China Blog отмечает, что появление «коктейлей Молотова» у провокаторов удивительно: в то время бензин в Пекине выдавался строго по карточкам, таким образом, спонтанно получить топливо и научиться изготавливать зажигательную смесь протестующие вряд ли смогли бы. Провокаторов-поджигателей, которые «больше походили на панков, нежели на студентов», не было заметно в предыдущие дни, похоже, они появились на улице непосредственно перед началом конфликта. Есть сведения, что разъярённая толпа добивала солдат, выбиравшихся из подожжённых машин, несколько военнослужащих, попавших в руки «мирных демонстрантов», были повешены. В ходе восстания 1280 автомобилей были сожжены или повреждены в том числе более 1000 военных грузовиков, более 60 бронированных машин, более 30 полицейских автомобилей, более 120 городских автобусов и троллейбусов и более 70 автомашин других видов. В руках антиправительственных сил оказались оружие, боеприпасы и рации.

Таким образом, военным неизбежно пришлось стрелять, чтобы продвинуться вперёд. При этом погибли как участники беспорядков, так и случайные прохожие. Полный список погибших не опубликован до сих пор, однако, по официальным данным, в ночь на 4 июня 1989 г. речь идёт о примерно 3 тыс. пострадавших. Около 200 человек, среди которых 36 студентов и несколько десятков силовиков, были убиты. Кроме того, столкновения проходили в основном на проспекте Чанъань и других подступах к центру, но нет ни одного достоверного свидетельства о стрельбе на самой площади. С неё митингующие разошлись уже добровольно, после переговоров с солдатами. Уже после этого на Тяньаньмэнь были задействованы бульдозеры, которыми сносились палатки и мусор, оставленный после долгого стояния масс людей. Вероятно, отсюда и родились слухи о тысячах, якобы раздавленных на площади.

Многие лидеры протеста через Гонконг бежали на Тайвань и в США, где получили хорошую работу, в том числе, и в подконтрольных ЦРУ консультационных центрах. Один из них, Уэр Кайси , позже рассказывал, как видел тысячи людей раздавленными и расстрелянными из пулемётов, однако, иностранные журналисты, видевшие Уэра в дальнем, самом безопасном углу площади, разоблачили его ложь.

Рассекреченные документы показывают, что правду о событиях на Тяньаньмэни на Западе знали с самого начала, но использовали миф о тысячах безоружных студентов, расстрелянных на площади, для очернения китайского руководства и давления на КНР.

По прошествии почти уже 30 лет можно судить, что Китай, сохранив политическую структуру и проведя экономические преобразования, сделал правильный выбор. Страна, по некоторым оценкам, уже стала первой экономикой мира, благосостояние граждан КНР значительно повысилось. Горбачёвская «перестройка» привела к распаду СССР и к прекращению деятельности Компартии как руководящей и направляющей силы в стране.

КПК в настоящий момент является крупнейшей политической партией в мире и контролирует государство с почти полуторамиллиардным населением. Как ещё в 2012 г. писал Юрий Галенович: «Нынешний Китай уже стал частью многообразного глобализирующегося мира, состоящего из самоутверждающихся наций». И значение Китая так велико, что «появляются основания делить мир на две части: Китай и остальное человечество». И теперь стране «придётся приспосабливаться к остальному миру, а остальному миру приспосабливаться к Китаю».

Вместе с тем, это не означает, что внутри КНР не осталось никаких противоречий: имущественное расслоение общества и коррупция чиновничества на всех уровнях, нерешённый вопрос о характере собственности на землю, внутренняя миграция, дефицит ресурсов, таких как вода, посевные площади и т.д. За последние годы политика Си Цзиньпина показывает, что КНР и впредь намерена придерживаться сохранения роли партии — в своём теоретическом труде он говорит о важности народного контроля за деятельностью чиновников и о том, что власть даётся народом. В 2016 г. Си Цзиньпин был объявлен «ядром партии», наряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Таким образом, китайская власть продолжает решать задачу «великого возрождения нации» с опорой на традиционные представления о государственности и власть Коммунистической партии. Ведь именно политическая стабильность позволила Китаю создать своё экономическое чудо. Именно об опирающейся на закон власти КПК думал «технократ» Чжао Цзыян. Что же касается демократических преобразований, то они в КНР, во-первых, никогда не проводились, поэтому их возможный успех — это сугубо умозрительная конструкция, а практический опыт СССР однозначно показывает негативные итоги от практически одномоментного слома социалистической системы и перехода к западным «демократическим преобразованиям».

Фотография демонстранта, одиноко стоящего перед танком, стала одной из самых известных в истории ХХ века. События на китайской площади Таньаньмэнь в 1989 году стали переломным моментом для истории Китая и косвенно - для всего мира. Между тем у провалившегося восстания имеется своеобразный и не всегда очевидный контекст.

К концу бурного правления Мао Цзедуна Китай подошёл с серьёзными перекосами развития. С одной стороны, Великий Кормчий заложил основы промышленности и современной социальной инфраструктуры, с другой - в стране ещё не была решена даже проблема голода. Урбанизация шла огромными темпами в абсолютных цифрах, но Китай сам по себе громаден, и основную массу населения до сих пор составляли крестьяне. Вдобавок, репрессии и чистки, которыми Мао так увлекался, вызвали неудовольствие и у партийной элиты, и вообще у горожан.

Вскоре после смерти властителя Поднебесной кормило власти взял в свои руки Дэн Сяопин. Период борьбы за власть оказался недолгим. Новый правитель предпочитал более умеренный и осторожный курс. Это выразилось даже в том, как Сяопин обошёлся с наследием Мао: того оставили в роли объединяющей фигуры, но политику прежнего правителя аккуратно свернули, наиболее очевидные перегибы публично критиковали, а ответственность за сомнительные решения возложили на ближайших сподвижников покойного вождя. Китайский вариант "доклада о культе личности" оказался более выдержанным, чем в Советском Союзе.

Однако главным в деятельности Дэн Сяопина, конечно, были не дискуссии о роли личности в истории. Новый лидер в первую очередь намеревался сосредоточиться на повышении уровня жизни и росте могущества Китая. Сяопин начал проводить в жизнь план реформ, которые уводили страну от плановой экономики к рыночному хозяйству, но при этом велись под жёстким государственным контролем.

Сяопин вместе со своей командой "прагматиков" предпочитал действовать постепенно и осторожно, опасаясь, как бы ситуация не вышла из-под контроля. В Китае поощрялись мелкие производители и крестьянские хозяйства, приватизация государственной собственности велась плавно и без фанатизма, так что страна менялась на глазах, но это не вело к грандиозным потрясениям и крушению общества и государства. Благо, внешняя конъюнктура тоже была до поры до времени удачной: Китай рассматривался западными странами как важный союзник в борьбе против советского блока.

С точки зрения современного европейца Китай вовсе не кажется идиллическим местом. Реформы опирались на очень низкую оплату труда работников и экономию на создании условий для их труда. Правда, с точки зрения самих тружеников "потогонок" они только выигрывали: бедный и много трудящийся рабочий всё равно жил намного лучше совсем нищего и замученного крестьянина.

Смута в Поднебесной

При всей эффективности реформы Дэн Сяопина не шли гладко. Для части китайского общества смягчение контроля над зарегулированной экономикой означало необходимость и политических реформ. Особенно на либерализацию политики было настроено университетское сообщество. Студенты, а также часть профессуры и недавние выпускники надеялись на быстрый переход сразу к демократическому государству западного образца. Идея демократизации была популярной, хотя сами её сторонники не совсем чётко понимали, за что именно они борются.

На взгляд Дэн Сяопина и его приближённых, слишком быстрые и радикальные реформы вели к распаду страны и, возможно, гражданской войне. Дэн Сяопин опирался на доминировавший в стране настрой. К концу 80-х годов грандиозная внутренняя смута, окончившаяся только в 50-е годы, была ещё относительно свежа в памяти. Для людей старшего поколения гражданская война была частью непосредственного жизненного опыта, китайцы прожили полвека внутри работающей мясорубки, и стабильность в государстве ценили.

К тому же Дэна волновала возможность нового раздробления Китая на части в случае ослабления власти Пекина. Следует помнить, что Китай в силу своих размеров и населённости неоднороден внутри. Там существуют многочисленные национальные (а кое-где и религиозные) меньшинства, а руководители на местах далеко не всегда чрезвычайно лояльны центру. Романтичные студенты всего этого, разумеется, не учитывали.

Однако, что менее известно, существовала и "оппозиция слева". Сторонники Мао также существовали, и с их точки зрения, напротив, стране угрожало развитие рынка и появление могущественной буржуазии. Кроме того, всех волновали экономические проблемы, прежде всего инфляция и коррупция среди чиновников.

Наконец, внутри китайского истеблишмента также не существовало единства по поводу будущего страны. Так, один из ключевых чиновников, Чжао Цзыян, стоявший во главе правительства, настаивал на более интенсивных и глубоких реформах, затрагивающих не только экономику, но и политическую сферу - включая снижение роли коммунистической партии. Он сыграет существенную роль в драме, произошедшей на улицах Пекина. Однако человеком, который запустил (хоть и не по своей воле) дальнейшие события, был не он.

Врата небесного спокойствия

В течение нескольких лет генеральным секретарём Коммунистической партии Китая был Ху Яобан. Один из сподвижников Дэн Сяопина, он считался либеральным чиновником и усиленно модернизировал страну. Однако на его карьере поставили крест волнения студенчества в Пекине и других крупных городах в 1986 году под лозунгами требований свободы слова. Беспорядки на кампусах рикошетом поразили реформатора.

Ху Яобан мало того что пользовался стойкой репутацией либерала, он долго работал в китайских молодёжных организациях и пользовался популярностью у молодых китайцев. Теперь ему поставили в вину попустительство беспорядкам. Дэн Сяопин раскритиковал бывшего соратника за "буржуазный либерализм" и добился его отставки. Падение Ху Яобана само по себе не обещало особых проблем.

Однако в апреле 1989 года случилось непредвиденное. Прямо во время партийного заседания с Ху Яобаном случился сердечный приступ, и 15 апреля он скончался от инфаркта.

Конечно, смерть популярного деятеля стала только толчком для массовых выступлений. Однако с точки зрения Дэн Сяопина он умер очень не вовремя.

На волне эмоций после смерти Ху Яобана снова начались массовые волнения студентов. Протесты быстро набирали размах, к ним присоединялись самые разные люди. Требования демонстрантов в конечном счёте сводились к бессмертной формуле "За всё хорошее против всего плохого".

По ключевым пунктам они вообще исключали друг друга. Демократизация по западным образцам, на которой настаивали интеллектуалы и студенты, и требования свернуть экономические реформы, ведущие к инфляции (чего требовали рабочие), сочетались слабо. Однако митинги быстро росли численно. Ходили слухи, что за их организацией стоит Чжао Цзыян, оппонент Дэн Сяопина, настаивавший на более быстрых и глубоких реформах.

Местом сосредоточения основной массы митингующих в тот апрель стала пекинская площадь Тяньаньмэнь, что переводится на русский как "Врата небесного спокойствия". Это центральная площадь Пекина, выходящая на древний Императорский город. Там организовался палаточный лагерь. Май прошёл в митингах и речах. Некоторые митингующие объявили голодовку. Всего там собралось невероятное количество людей, точные подсчёты затруднены, но предполагается, что в пиковые моменты - сотни тысяч. В центре площади поставили десятиметровую пенопластовую статую "Богиня демократии", напоминавшую Статую Свободы.

Пока на площади голодали и митинговали, в руководстве КПК шли дебаты по поводу того, какие меры следует предпринять. Часть функционеров выступала за применение силы, другие предлагали более мягкие варианты. Демонстрантов увещевали, сбрасывая с вертолётов листовки с призывами разойтись. Однако эти просьбы эффекта не имели. Чжао Цзыян пытался наладить коммуникацию между правительством и восставшими, но ему приходилось маневрировать между радикалами на площади и консерваторами в верхушке партии.

В конце концов в верхушке КПК созрело решение о применении силы. Дэн Сяопин был уверен (трудно судить, насколько обоснованно), что, если не применить силу, это приведёт к войне.

19 мая Чжао Цзыян выступил перед толпой, призывая демонстрантов разойтись. Его речь была выдержана в примирительном и даже извиняющемся тоне. Он едва ли не со слезами на глазах призывал закончить митинг. На следующий день Чжао Цзыяна отправили под домашний арест и отрешили от должности. "Силовая" линия победила окончательно.

В Пекине ввели военное положение, к столице стягивались армейские соединения. Вблизи Пекина военные колонны блокировали демонстранты, солдаты натыкались на баррикады, многие вообще не желали участвовать в каких-либо силовых акциях. Судя по всему, это просто испугало многих в руководстве КПК. Риторика сильно ужесточилась, мятежных студентов называли даже террористами. В это время на площади начали вооружаться арматурой и коктейлями Молотова. На дорогах возводились баррикады из автобусов. Однако вторая попытка армейских отрядов прорваться в город была более решительной. Вечером 3 июня жителей Пекина призвали по ТВ оставаться дома, а ближе к ночи в город начала входить бронетехника.

Как ни странно, поначалу никакой стрельбы не велось. Танки и бронетранспортёры подошли к площади. Демонстрантов разогнали, но поначалу никаких убийств на площади не происходило. Однако затем начались столкновения на улицах вокруг неё. Трудно сказать, у военных не выдержали нервы или демонстранты начали метать в технику бутылки с горючей смесью. Ходил слух, что где-то на окраине армейская машина задавила людей и это спровоцировало последующую схватку.

Однако это уже детали: в Пекине началась стрельба. Бронетехнику пытались поджечь коктейлями Молотова (некоторые машины успешно спалили), солдат пытались избивать, техника металась по ночному городу, сослепу давя людей, солдаты, боящиеся не меньше самих демонстрантов, били в толпу. Больше всего людей погибло не на площади, а на прилегающем проспекте Чанъань. Стороны быстро распалялись, бой становился всё более жестоким, отбившихся от своих солдат безжалостно линчевали. Подступы к площади оцепили солдаты, бульдозеры и БТР давили палаточный лагерь.

В течение дня 4 июня всё было кончено. 241 человек погиб, в том числе 10 солдат и 13 полицейских. Число раненых доходило до семи тысяч. Китайская революция окончилась полным провалом. Чжао Цзыян провёл под домашним арестом последующие годы до своей смерти. Многие участники протестов бежали за рубеж. Другие подверглись наказаниям.

События на площади Тяньаньмэнь были не уникальны для Восточной Азии. Так, в Южной Корее в 1980 году разыгрались аналогичные события в городе Кванджу. И в Китае, и в Корее трагические события вызывались эволюцией "диктатуры развития": авторитарные стратеги, имевшие некие планы государственного строительства, сталкивались с интеллигентской фрондой и силой разрешали кризис. Реформирование Китая правительством Дэн Сяопина замедлилось, но не остановилось: вскоре правитель Поднебесной вернулся к прежнему курсу на постепенные реформы. Трудно сказать, что произошло бы с Китаем в случае победы демонстрантов или компромисса между митингующими и властями. Однако современный Китай, безусловно, стал таким, какой он есть, в том числе в результате разгона волнений в ночь на 4 июня 1989 года.


Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в журнале "Экономические стратегии" , № 4.2004.

На этот раз авторы рубрики "Искусство мысли" рассматривают события новейшей истории Китая (события на площади Тяньаньмэнь и изменения в китайском руководстве в конце 1980-х годов) через призму одного из положений древнего трактата "36 стратагем": "стремясь к Прибыли, нужно применять Убавление". Они считают, что для Китая конца 1980-х годов "убавление" в политической сфере ради "прибыли" в экономике и повседневной жизни народа было весьма актуальным решением.

Бронислав Виногродский, Сергей Мстиславский

В апреле-июне 1989 года, ровно 15 лет назад, в Китае произошли события, отзвуки которых слышны до сих пор. Мы решили посвятить нынешний выпуск рубрики этому эпизоду современной китайской истории не только в связи с круглой датой. События на площади Тяньаньмэнь являются весьма поучительным примером преодоления кризиса с учетом стратегии долгосрочного развития.

Для того чтобы уяснить смысл произошедшего, важно представлять себе исторический контекст. 1 октября 1949 года Председатель Мао провозгласил с трибуны на площади Тяньаньмэнь: "Китай встал с колен!" Так была основана Китайская Народная Республика и закончилась длившаяся почти полвека смута, сопровождавшаяся японской оккупацией и гражданской войной. После десятилетия преодоления разрухи и активного сотрудничества с СССР в области мирного строительства в 1958 году опять же Председатель Мао провозгласил, что за три года упорного труда можно достичь десяти тысяч лет счастья. Так началась пятилетка Большого скачка, последовавшие за ним "три года стихийных бедствий" и недолгий период "стабилизации", когда "Великий кормчий" даже немного отошел от дел и удалился из Пекина. Однако уже в 1966 году, успешно преодолев вплавь несколько километров весьма коварной реки Янцзы, Мао Цзэдун вернулся к активной политике с идеей нового "грандиозного революционного потрясения". В течение последующего десятилетия страну потрясали раскаты Великой пролетарской культурной революции. Основной задачей этого движения было покончить с "буржуазной и феодальной" культурой и утвердить новую "пролетарскую" культуру с тем, чтобы навсегда предотвратить возвращение Китая к капитализму. Нынешние историки КНР называют этот период "Большой смутой", а зарубежные историки оценивают его очень по-разному. Для многих представителей левой западной интеллигенции Культурная революция остается примером настоящей народной демократии. В 1968 году, во время студенческих беспорядков в Европе, хиппи несли по улицам портреты китайских вождей, знаменитые "газеты больших иероглифов" - дацзыбао - и размахивали "драгоценными красными книжечками" - цитатниками изречений Мао, точь-в-точь как их сверстники-хунвэйбины из Китая.

Период Культурной революции во многих смыслах стал переломным для современного Китая, и влияние ценностей, выработанных в ту пору, ощущается по сей день. Можно даже сказать, что после Октябрьской революции 1917 года в России это было второе, сравнимое по масштабам, событие, оказавшее глубокое воздействие на социальную жизнь всего человечества. Достаточно упомянуть тот факт, что, хотя до начала 1970-х годов КНР не поддерживала дипломатических отношений с большинством иностранных держав, оставаясь закрытой страной во враждебном окружении (отношения с "социалистическим лагерем" также были весьма натянутыми), тем не менее, пропаганда Культурной революции достигла самых удаленных от Китая уголков мира и нашла широкий отклик у городской молодежи Запада. Поэтому трудно согласиться с распространенным мнением отечественных китаеведов, считающих Культурную революцию "ошибочной линией Мао". 1960-е годы были переломными не только для Китая. Влияние событий, происходивших тогда в разных странах, на современный мир по-прежнему велико. Что до Китая, то оценка последствий Культурной революции негативна практически у всех, кто берется за ее анализ: экономика страны действительно находилась в плачевном состоянии, миллионы людей погибли от репрессий, голода и болезней. В то же время, именно на период Культурной революции приходится резкий рост народонаселения Китая, приведший к его удвоению в течение последующего двадцатилетия. В Китае рост населения всегда указывал на социальную стабилизацию между "упорядочиванием" и "процветанием" в обычной четырехчленной схеме династийного цикла (установление хаоса, упорядочивание, процветание, упадок).

Характерной чертой Культурной революции, помимо беспрестанного разучивания цитат, была митинговая демократия, когда юные активисты, объединявшиеся в группы "красных защитников" (хунвэйбинов) или "бунтарей" (цзаофаней) могли кого угодно выволочь на помост и заставить отчитываться перед "революционными массами" за свои "контрреволюционные действия". "Проработке" на "митингах борьбы" подверглись многие: от "людей с сомнительным прошлым" до Председателя КНР и сподвижника Мао, Лю Шаоци. Еще одним священным правом масс было свободное выражение своих мнений в виде листовок-дацзыбао, в которых критике мог подвергнуться опять-таки любой. Дацзыбао покрыли стены домов, витрины и даже (в зимнее время) мостовые китайских городов; миллионы людей упражнялись в искусстве политической сатиры, склоки и откровенного доносительства. Следующей особенностью Культурной революции было "революционное действие". Мао настаивал на праве "масс" "повсеместно брать власть в свои руки", что вылилось в масштабные кровавые столкновения между разными группами "революционеров" по всей стране. Многие города превратились в настоящие поля сражений, в которых иногда участвовали и регулярные части Народно-освободительной армии. Современники упоминают о применении стрелкового оружия, а также артиллерии и самоходок в ходе таких боев.

Некоторые исследователи считают, что в ходе Культурной революции Мао инспирировал гражданскую войну. Мы сомневаемся, что между гражданской войной и тем, что было в Китае в 1966-1976 годах, можно поставить знак равенства. В Культурной революции все политические достижения новой республики достигли своей высшей точки. Каждый гражданин на деле стал участником решения государственных вопросов, получил прямой доступ к власти. Это был подлинный расцвет власти большинства, воплощавшейся в институтах массовых митингов и "прямого действия революционных масс" вместо традиционной многоступенчатой системы государственных органов.

Китай в период правления Мао был страной практически тотальной бедности. В то же время исполнилась мечта нескольких поколений китайцев, которые сначала страдали от унижения страны и ее народа иностранными державами, а затем - от многолетней гражданской войны и интервенции. В 1949 году с провозглашением КНР в истории Китая прекратился период, начавшийся в 1840 году позором Опиумных войн и неравноправных договоров. По сравнению с этим, мелкие бытовые проблемы могли показаться не столь значительными. Страна переживала патриотический подъем, народ смотрел в будущее с оптимизмом. На этой волне идеи Мао о близком наступлении коммунизма, всеобщего равенства и изобилия не казались фантастикой. Поэтому большинство, в особенности молодежь, интересовало лишь то, как поскорее воплотить в жизнь эти идеи. Всем хотелось жить по-новому, но ни у кого не было представления о том, как в реальности выглядит новая жизнь. В прессе первого десятилетия народной власти было множество дискуссий об устройстве коммунистического общества. Идеи Мао о приобщении к коммунизму через "народные коммуны", о новой культуре, которая должна заменить старую, нашли широкий отклик и поддержку. Благодаря этому общему настрою многие на время, а некоторые навсегда потеряли чувство реальности, ибо критерием действия стало не настоящее, а умозрительное будущее "справедливое общество". "Митинги критики" и дискуссии по поводу устройства коммун, "классовая борьба" и разучивание цитат были признаны более важными занятиями, чем общеобразовательная и профессиональная подготовка молодого поколения. В то время высказывание Дэн Сяопина (тогда секретаря ЦК КПК) о том, что не стоит увлекаться цитатами в ущерб нормальной учебе, было воспринято в штыки, и в тысячах учебных заведений по всей стране немедленно прошла серия митингов, осуждающих "платформу Дэна".

Говоря о последующем развитии Китая, нужно точно представлять себе социальные последствия Культурной революции:

1. Впервые за всю историю Китая, начиная с III века до н. э., были официально поддержаны гонения на древность и подвергнута сомнению ценность традиционных знаний. В ходе Культурной революции целое поколение молодых китайцев отвергло традиционную культуру. В то же время эти люди не получили практически никакого современного образования. Следующему поколению они смогли передать лишь опыт "классовых боев".

2. Власть на местах фактически была представлена митингами и собраниями "революционных масс", которые могли аннулировать любое решение местных органов власти. В период 1966-1969 годов почти ни один губернатор провинции не избежал шельмования на "митингах борьбы". Авторитет власти был подорван, каждый мог ей не подчиниться, например, на том основании, что в органах государственного управления "окопались каппутисты" (т. е. "идущие по капиталистическому пути").

3. Подверглась пересмотру традиционная система взаимоотношений между старшими и младшими. Молодые люди - "юные застрельщики революции" - считали себя вправе шельмовать старших, независимо от их возраста. Весьма серьезное потрясение для страны, в которой на протяжении тысячелетий неподчинение старшему в семье было уголовным преступлением.

К 1976 году Культурная революция угасала, и Мао, уходя, не в силах больше бороться с реалиями жизни, требовавшей "поступиться принципами" ради умиротворения нации, фактически оставил Дэн Сяопина в качестве своего преемника. На эту тему существует множество домыслов, однако факт остается фактом: именно с подачи Мао бывший в опале "главный каппутист в высшем руководстве" Дэн Сяопин был не просто возвращен в политику, но и назначен Генеральным секретарем. Зная Дэна много лет, Мао не мог питать иллюзий по поводу того, составят ли ему конкуренцию выдвиженцы Культурной революции, такие, как Хуа Гофэн (которому якобы была завещана власть) или Цзян Цин, последняя жена Председателя.

В 1989 году КНР отмечала 10-летие памятного пленума ЦК КПК, на котором Дэн Сяопин провозгласил курс на "реформы и открытость". Новое руководство страны очень бережно отнеслось к наследию Мао, сохранив в Уставе партии слова о верности "идеям Мао Цзэдуна". На деле же курс на реформирование социалистического хозяйства, создание "свободных экономических зон" со своим собственным административным управлением, в котором роль парткомов сводилась к минимуму, не мог не привести к серьезным противоречиям. Еще в начале 1980-х годов Дэн говорил о том, что в целях достижения "малого изобилия" (первой стадии построения "социализма с китайской спецификой") нужно "сначала позволить части населения разбогатеть", и это тоже не могло не вызвать определенного смятения и дискомфорта в рядах людей, настроенных на построение "общества всеобщей справедливости".

Сценарий, по которому развивались события на площади Тяньаньмэнь в апреле-мае 1989 года, при внимательном рассмотрении вызывает вполне определенные ассоциации. Стихийные митинги начались после того, как от сердечного приступа умер один из руководителей КПК, многими воспринимавшийся как оппонент линии Дэн Сяопина. На площади появились траурные венки, а в студенческих городках - рукописные воззвания, по стилю весьма похожие на пресловутые дацзыбао. Они содержали резкие обвинения в адрес правящей верхушки, "погрязшей в коррупции и притесняющей народ". Нельзя не отметить, что все политические чистки времен Мао проходили именно под такими лозунгами, а первый этап Культурной революции ознаменовался кампанией "огонь по штабам", в ходе которой "революционные массы" должны были "отбирать власть" у "перерожденцев-бюрократов".

Даже тот факт, что сигналом к началу брожений послужила смерть 73-летнего партийного функционера, весьма показателен. "Классовая борьба" времен Культурной революции всегда фокусировалась вокруг определенных персоналий, "проработка" или поддержка которых составляла важную часть митинговой риторики. Столь глубокая чувствительность к перемещениям руководителей по вертикалям и горизонталям власти отражает высокую степень политической "наэлектризованности" общества. Вряд ли, например, в современной России смерть кого-либо из высоких чиновников вызовет народные волнения. И даже в период перестройки страшные истории о покушениях на некоторые знаковые фигуры со стороны "всесильных спецслужб" не вызвали ничего подобного тому, что имело место 15 лет назад в КНР.

Как очевидцы, так и исследователи событий отмечают, что у собравшихся на площади не было единой программы и политической платформы. Говорят о "широком спектре" лозунгов, значительная часть которых повторяет опять-таки лозунги времен Культурной революции. Требования митингующих полны громких фраз о "подлинной демократии" и "власти народа", но весьма расплывчаты. Провозглашается создание множества всяческих объединений и движений, которые тут же вступают в полемику друг с другом и соперничают за право вести переговоры с властями и выступать с заявлениями для прессы от имени собравшихся на площади. Общее требование - отставка Дэна и замена его на более молодого и "прогрессивного" Чжао Цзыяна, которого Дэн и так готовил себе в преемники и к тому времени уже выдвинул Генеральным секретарем ЦК. Собственно говоря, если бы не Тяньаньмэнь, то Чжао, а не Цзян Цзэминь (в ту пору - секретарь Шанхайского горкома), вполне мог стать лидером "нового поколения руководителей КНР". Так что на самом деле "революционные массы" нанесли удар в прямо противоположном направлении.

Главное требование, которое митингующие на Тяньаньмэнь предъявили власти, - сохранение самого права на "митинги борьбы". Это право долгое время не подвергалось сомнению даже после того, как Культурная революция угасла. В 1976-1989 годы на площади Тяньаньмэнь и других больших площадях в разных городах Китая регулярно собирались молодые люди и кого-нибудь клеймили в связи, как правило, со смертью или годовщиной смерти одного из представителей партийной элиты. Как и во времена Мао, партийные лидеры заигрывали с толпой, митинги транслировались по телевидению. Чжао и его приближенные также активно пытались найти общий язык с разношерстной толпой митингующих, но все их попытки повлиять на настроения "революционных масс" не увенчались успехом, потому что поддержка Генерального секретаря ЦК, конечно, не была подлинной целью этих масс.

Митинговая демократия - в первую очередь деструктивный, а не конструктивный элемент общественного механизма. Людям, которые работают и созидают, не до митингов. На митинге можно поставить вопросы, но нельзя их решить, ибо для решения проблем, которые встали перед Китаем в последней четверти прошлого века, нужно было запустить сложные и тонкие общественные механизмы, не терпящие митинговой "рубки с плеча". В том Китае, который начал заново создавать Дэн Сяопин, места для "митингов борьбы" не оставалось, и митинговой демократии нужно было положить конец.

Кровавая развязка событий на Тяньаньмэнь повергла в шок мировую либеральную общественность. Но никто не считал, сколько людей в течение 10 лет Культурной революции ежедневно становились жертвами митинговой демократии. Лидеры страны, если они чувствовали свою ответственность за ее будущее, не могли допустить сохранение системы, произвольно порождающей беспорядки в любой момент. К тому же, все участники событий были честно предупреждены о последствиях неподчинения. Некоторые исследователи полагают, что, поскольку накал страстей на площади спал и большая часть митингующих к концу мая покинула Тяньаньмэнь, можно было бы властям не усердствовать и подождать, пока все разойдутся сами. Однако после того, как в конце мая в Пекине было введено военное положение, правительство уже не имело права спустить дело на тормозах, показав, таким образом, свою слабость и дав повод считать, что время митинговой демократии еще не прошло.

После Тяньаньмэнь дух бунтарства вдруг куда-то улетучился из студенческой среды, зато вернулся характерный для старого Китая конфуцианский дух упорства и настойчивости в учебе. Власть показала, что она и есть власть. Заметим, кстати, что это было подкреплено не только танками: практически все планы в экономической сфере, в частности, рост ВВП и благосостояния народа, намеченные в начале 1980-х годов, выполнены в обозначенные сроки.

Действия "архитектора реформ" в условиях разброда и кризиса, охватившего руководство страны в связи с событиями на Тяньаньмэнь, достойны особого внимания. Чжао Цзыян, не понявший истинной сути происходящего на Тяньаньмэнь и пытавшийся поиграть в "народного лидера", был отстранен в пользу "консерваторов" Ли Пэна и Цзян Цзэминя. Это было нелегкое решение: Чжао был протеже и надеждой Дэна, сторонником активных экономических реформ, динамичным руководителем. Ли Пэн всегда имел репутацию "ортодокса". Однако в данном случае он сыграл совсем другую роль. Во-первых, именно Ли Пэн взял на себя ответственность за жесткое решение 3 июня о вооруженном штурме баррикад в Пекине; во-вторых, он стал проводником линии Дэна после Тяньаньмэнь, вместе с Цзян Цзэминем заменив Чжао, покинувшего политическую сцену в результате событий 1989 года.

В древнем трактате "36 стратагем", на который мы регулярно ссылаемся, эта ситуация описана стратагемой "Убить человека чужим клинком". Она относится к группе "Победных сражений", то есть сражений, когда имеется явное преимущество над противником. Комментарий к стратагеме звучит так: "Когда враг уже очевиден, а друг еще не определен, привлекают друга, чтобы убить врага, не используют свои силы, действуют по схеме знака СУНЬ". В данном случае стоит обратить внимание, что "друг" - это символическое условное обозначение сил, которые волею ситуации могут стать вашими союзниками. Соответственно, подлинным другом здесь может оказаться совсем не тот человек, которому отводилась данная роль. Эта мысль подчеркнута ссылкой на знак СУНЬ, основной мотив которого в том, что, "стремясь к прибыли, нужно применять Убавление". То есть пришло время по своей воле отказаться от некоторых ценностей (или людей), чье влияние на ситуацию негативно, вопреки тому, чего можно было бы ожидать с учетом предыдущего опыта и наших пристрастий.

Для Китая конца 1980-х годов "убавление" в политической сфере ради "прибыли" в экономике и повседневной жизни народа было весьма актуальным решением. Достижения первых десятилетий существования КНР должны были подвергнуться определенной ревизии. Однако "в применении Убыли нужна предельная чуткость и предельная тонкость, нельзя зависеть от существующих правил", как говорится в комментарии к знаку СУНЬ. На наш взгляд, эта рекомендация была выдержана на достаточно высоком уровне. Ситуация Убыли (СУНЬ) не может не сопровождаться определенным кризисом взглядов, и если не суметь отрешиться от некоторых штампов восприятия (т. е. "зависеть от существующих правил"), то тяжелые последствия неизбежны. В этом смысле весьма показательна судьба Чжао Цзыяна, бывшего Генерального секретаря ЦК КПК.

События на площади Тяньаньмэнь 1989 года, также известные как "события 4 июня" - серия демонстраций в Китайской Народной Республике, продолжавшихся с 15 апреля по 4 июня 1989 года.

Основные акции проходили на центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине. Главными участниками выступлений были студенты, которые требовали от властей ответа: почему обещанные политические реформы отстают от экономических. Количество митингующих увеличивалось, к студентам присоединялись рабочие, служащие, бизнесмены и даже полицейские. Интеллектуалы полагали, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, рабочие считали, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям.

Протестующие разбили на площади палаточный лагерь. Бывали дни, когда на площади собиралось до миллиона человек. Под влиянием событий в Пекине начались демонстрации в других городах и, прежде всего, в Шанхае.

События на площади Тяньаньмэнь происходили накануне важнейшего государственного визита в КНР Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева (15-18 мая), имевшего целью нормализацию отношений между Советским Союзом и Китаем. В центре Пекина советский руководитель должен был возложить венок к Памятнику народным героям. Студенты приготовились его приветствовать и даже изготовили для этого плакаты на русском языке: "Демократия - наша общая мечта!". Однако на площадь Тяньаньмэнь Михаил Горбачев не пришел и на все вопросы корреспондентов о его отношении к происходящему неизменно отвечал, что это - внутреннее дело Китая.

19 мая правительство КНР специальным указом запретило все манифестации. После того, как участники протестов отказались подчиниться призывам правительства разойтись, мнения руководства компартии Китая на предмет разрешения ситуации разделились. В итоге было принято решение отвергнуть все требования протестующих и использовать для подавления беспорядков силовые методы. 20 мая правительство ввело военное положение.

30 мая была предпринята попытка мирно вытеснить людей с площади Тяньаньмэнь. Однако манифестанты воспрепятствовали продвижению колонн бронетехники.

В ночь с 3 на 4 июня в Пекин вошли армейские подразделения с танками, которым протестующие оказали вооруженное сопротивление, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. Демонстранты забрасывали танки камнями и бутылками с зажигательной смесью. Войска применили слезоточивый газ и оружие.

В результате столкновений в центре Пекина погибли как мирные жители, так и военнослужащие, однако о конкретном количестве жертв до сих пор идут споры.

Китайское правительство объявило о 241 жертве , но список погибших опубликован не был. Оценки количества погибших среди гражданского населения разнятся от 400-800 человек до 3000 человек. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч. Некоторые источники говорят о трех тысячах раненых гражданских и шести тысячах раненых военных.

После подавления акций правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Подавление демонстраций вызвало волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...