Секреты заработка на создании мобильных приложений. Как начать разработку приложений под Android

Сомневаетесь, стоит ли инвестировать в разработку мобильного приложения ? Его можно сделать самостоятельно и абсолютно бесплатно. У вас может получиться тестовый вариант, с помощью которого удобно оценивать эффективность мобильной стратегии. А если постараетесь, вы сделаете приличное мобильное приложение, которое станет основным инструментом онлайн-взаимодействия с владельцами смартфонов и планшетов.

Свяжитесь с нами Обсудим?

Стоит ли делать свое мобильное приложение

Стоит. Если не верите на слово, вот несколько фактов:

  • По данным Flurry Analytics и comScore, владельцы смартфонов и планшетов пользуются браузером только 14 % от общего времени работы с девайсом. А 86 % времени они тратят на разные приложения.
  • Установленное приложение - ваш прямой канал связи с потребителем. Только подумайте: вам не нужно тратить деньги на рекламу или ждать, когда человек найдет вас с помощью «Яндекса». Остается поддерживать нужную пользователю функциональность и предоставлять ему релевантный контент.
  • Число покупок, сделанных с помощью планшетов и смартфонов, растет как в интернете в целом, так и в рунете. По информации маркетингового агентства Criteo , уже в 2016 году более половины онлайн-транзакций в рунете будут совершаться с помощью мобильных девайсов.

Если хотите, приложение - это мобильный браузер, в котором открывается только ваш сайт. В каком случае пользователь установил бы такой интернет-обозреватель? Только в том, если он заинтересован вашим продуктом или информацией. Поэтому помните: установивший приложение клиент - лояльный и готовый покупать представитель целевой аудитории.

В таком случае, стоит ли рисковать и предлагать лояльным клиентам DIY-приложения, а не сделанные профессионалами штучные программы для Android и iOS? Давайте разбираться.

Когда можно создать приложение самостоятельно

Вы помните, что нужно посетителям сайтов? Они приходят из-за контента или функциональности ресурса. Люди хотят получить информацию, что-либо купить, посмотреть и прокомментировать фотографии друзей и так далее. Пользователям мобильных приложений нужно то же самое. Они ищут информацию или совершают какие-либо транзакции.

Вы помните, когда бизнесу можно самостоятельно сделать сайт? Правильно, когда денег на сотрудничество с профессионалами еще нет, а время и желание разобраться с WordPress или «Джумлой» есть. Такая же ситуация с приложениями. Созданные самостоятельно программы для iOS и Android можно условно сравнить с сайтами на «движках» с открытым кодом.

Чтобы начать работать, регистрироваться не придется. Нажмите кнопку Create Now на главной странице или выберите меню Create App в правом верхнем углу на любой странице сервиса.


Выберите подходящий шаблон приложения. Если речь идет о контент-проекте, вас могут заинтересовать такие варианты:

  • Manual . Этот шаблон позволяет сделать программу-гайд.
  • Blog . Приложение поможет аудитории вашего блога читать новые заметки с экрана смартфона или планшета.
  • Website . Шаблон конвертирует в приложение сайт.
  • Pages . С помощью этого шаблона можно сконвертировать в приложение с простой функциональностью любой контент.
  • News . Шаблон позволяет создать приложение агрегатор отраслевых или региональных новостей.
  • Page . Шаблон конвертирует в приложение офлайн-контент, например, электронную книгу.
  • VK Page и Facebook Page . Создайте приложение, позволяющее следить за обновлениями открытых групп во «Вконтакте» и в Facebook.
  • YouTube . Используйте шаблон для продвижения своего канала на YouTube.

Как создать приложение для блога

Воспользуйтесь шаблоном Blog. В соответствующем поле укажите URL блога или RSS-канала. Выберите цвет заголовка заметок.


Укажите название приложения.


Добавьте описание.


Выберите стандартную или добавьте произвольную иконку. Подходящий размер изображения - 512 на 512 пикселей.


Для создания загрузочного файла нажмите кнопку Create App. После этого необходимо зарегистрироваться в системе. Подтвердите регистрацию и перейдите в личный кабинет. Здесь вы можете установить приложение на свое мобильное устройство, опубликовать его в Google Play и Amazon App Store. Также система предлагает опцию монетизации. Если вы воспользуетесь этой функцией, в приложении будет отображаться реклама.


Проверьте, как работает приложение на вашем мобильном устройстве. На планшете программа должна отображать список публикаций в блоге в формате заголовка и анонса.

Откройте шаблон и настройте внешний вид приложения. Выберите способ отображения контента: по одному шагу на экране или список шагов.


С помощью редактора добавьте текст, изображения, видео или ссылки. Чтобы добавить в программу фото, загрузите его на хостинг Imgur и вставьте ссылку в соответствующее поле.


После редактирования контента укажите название приложения, добавьте описание и иконку. Нажмите кнопку Create App. После создания загрузочного файла установите его на мобильное устройство и проверьте работоспособность.

Обратите внимание, большинство мобильных устройств по умолчанию блокирует установку приложений из неизвестных источников. Если пользователь скачает программу с вашего сайта или с сайта конструктора приложений, при попытке установить ее он увидит предупреждение о нарушении безопасности. Часть клиентов наверняка откажутся от установки программы.


8 конструкторов аналогичных AppsGeyser

Если универсальный конструктор AppsGeyser вам не подошел, обратите внимание на аналогичные сервисы:

  • AppsMakerStore . С помощью сервиса можно создавать приложения разных типов: от программ для Ecommerce до решений для контент-проектов. Конструктор делает приложения для iOS и Android. Интерфейс сервиса русифицирован. Для новичков есть информативное руководство по использованию конструктора. Сервис платный.
  • Mobincube . Инструмент для создания и монетизации iOS и Android-приложений. Базовая функциональность сервиса доступна бесплатно. Конструктор позволяет сделать приложения разных типов.
  • Good Barber . С помощью этого сервиса можно разрабатывать Android- и iOS-приложения. Конструктор платный, стоимость использования составляет 16 USD в месяц.

Большая часть предложенных сервисов имеет англоязычный интерфейс. Если вам неудобно работать с конструкторами на английском языке, выбирайте платформы с русифицированным контентом.

Конструкторы приложений: каменный топор или тонкий современный инструмент?

Не бросайтесь из крайности в крайность. С помощью предложенных сервисов действительно можно создавать работоспособные функциональные приложения. Полученные программы можно использовать для решения разных задач: от обеспечения онлайн-торговли до распространения контента и обучения аудитории. Созданные в конструкторе приложения можно опубликовать в Google Play и App Store, редактировать, монетизировать с помощью рекламы или платных установок.

Помните, что недостаточно просто создать приложение. Необходимо вложить много сил в его продвижение. Обращайтесь к нам , если хотите доверить эту работу профессионалам, которые точно знают, что нужно делать, чтобы привлечь новых пользователей.

Не стоит переоценивать предложенные сервисы. Их очевидным недостатком остается шаблонность. Речь идет как о дизайне, так и о функциональности программ. Кроме того, доступ к платформам с приличной функциональностью платный. Что лучше: один раз оплатить работу разработчиков или много лет платить владельцам конструктора? Считайте сами.

И еще: если у вас нет времени на самостоятельное создание мобильного приложения, обращайтесь в нашу компанию. Мы занимаемся разработкой мобильных приложений, и .

Свяжитесь с нами Обсудим? Закажите бесплатную консультацию

– это не так сложно как может показаться. Однако без минимальных знаний в программировании и разработке кода все же не обойтись.

В сети есть множество сервисов, предоставляющих готовые шаблоны для написания программ, но создать по-настоящему прибыльное приложение можно только при помощи кода.

Перед тем как начать разрабатывать свое первое приложение самостоятельно пользователю нужно скачать и установить следующие программные продукты .

Установка Java Development Kit

После окончания инсталляции необходимо открыть приложение и проставить отметки напротив всех неустановленных пакетов и ресурсов.

В следующем этапе необходимо обязательно добавить в интегрированную среду разработки плагин Android SDK. На примере среды Eclipse добавить плагин можно следующим образом:

  1. Во вкладке «Помощь» необходимо нажать «Добавить новое программное обеспечение».
  1. Нажать кнопку «Добавить» и ввести название плагина и адрес.

  1. Кликнуть «ОК» и поставить отметку напротив «Developer Tools’».
  2. Нажать «Далее» и начать установку плагина.

После установки пользователь введет в своей интегрированной среде новые иконки.

Настройка эмуляторов для тестирования

Эмулятор избавляет программистов от необходимости иметь все типы устройств с операционной системой Android для тестирования новых приложений.

Так выглядит Android SDK

Чтобы добавить новое устройство необходимо кликнуть на кнопку «Новый» и создать виртуальное устройство, введя основные данные и его характеристики.

  • Name;

Необходимо ввести имя, которое бы обозначало максимально информативно, что из себя представляет данное устройство.

  • Target;

Здесь нужно выбрать версию Android, на которой будет производиться тестирование.

Совет! Зачастую тестирование проводится на последних версиях операционной системы, однако, если программист решает сделать это на более ранних версиях, то возникает необходимость в установке SDK manager.

  • SD card;

Необходимо указать количество дискового пространства, которое будет использоваться в устройстве.

  • Skin;

Позволяет создать и изменять внешний вид виртуального устройства.

  • Hardware;

Добавляет оснащения, которые будут использоваться во время тестирования.

На самом деле воплотить в жизнь эту затею не так сложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь достаточно хорошо представить, чего именно вы ожидаете от мобильного приложения и определить, какими способами достичь поставленных целей.

Вам нравится разработка мобильных приложений для бизнеса, блога, продукта или услуги, или вы просто ищите новый источник заработка? Думаете, как это осуществить и просчитывать будущие расходы? На самом деле воплотить в жизнь эту затею не так сложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь достаточно хорошо представить, чего именно вы ожидаете от приложения для мобильного телефона или планшета и определить, какими способами достичь поставленных целей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Перед тем как создать мобильное приложение, стоит определиться в следующих моментах:

  • Есть ли у меня конкретное видение того, что будет представлять собой готовый продукт и каким будет его функционал?
  • Какие задачи программа призвана решать и какова будет польза для конкретного пользователя?
  • На каких платформах будет работать готовый программный продукт (iOS, Android, Windows Phone)?
  • Потребуется ли ежедневный контроль за его функционированием?
  • Какую сумму я готов потратить?
  • Буду ли я создавать приложение самостоятельно или же обращусь к разработчикам-профессионалам.

Также учитывайте, что к созданию мобильных программ для бизнеса, например для кафе, пиццерии или фитнес-клуба, следует подходить особенно серьезно. Ведь наличие у компании такого современного инструмента - это серьезный имиджевый фактор, который будет способствовать большей лояльности клиентов к бренду и значительному росту количества повторных посещений.

СПОСОБЫ И СТОИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

В создании приложений для мобильных устройств есть два пути. Первый подразумевает самостоятельное формирование программ для электронных устройств на основе Андроид или IOS по шаблонному типу при помощи специальных сайтов-конструкторов. Второй путь, более затратный, однако в результате позволяющий получить серьезные и функциональные продукты, - обратиться за помощью к частным лицам или компаниям, занимающимся написанием программного обеспечения. Второй вариант подходит, если речь идет о создании серьезных программных продуктов с конкретными характеристиками, которые выходят за пределы готовых наборов, доступных на сайтах-конструкторах. Следует учитывать также, что профессиональная разработка для iOS или Android требует значительных расходов. Какова стоимость создания приложения для платформ Android и IOS на российском рынке? Диапазон цен достаточно широкий - от нескольких сотен до десятков тысяч долларов - все зависит типа программного обеспечения и его функционала. Однако такие серьезные вложения с лихвой окупаются в перспективе. При планировании конечной стоимости также стоит учесть и расходы на размещения нового продукта в AppStore и Android Market. Если Вы ограничены небольшим бюджетом и у Вас совсем нет времени, тогда можно попробовать сконструировать приложение для электронных устройств самостоятельно. Для этого не нужно быть программистом. О том как это легко сделать, читайте далее.

КАК СОЗДАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ БЕСПЛАТНО

На сегодняшний день в сети доступно достаточно отечественных и зарубежных платформ, которые позволяют самостоятельно условно бесплатно сконструировать приложение по готовому типу. На сайтах-конструкторах размещены сотни готовых вариантов аппликаций, рассортированных по различным категориям: малый бизнес, образование, развлечения, спорт, блоги и тому подобное. На таких ресурсах бесплатно создаются программы со стандартным и ограниченным набором функций. Ограничения касаются количества установок и просмотров Вашего приложения, количества позиций в каталоге, возможности публикации в магазинах, наличия системы приема платежей, присутствия сторонней рекламы и возможности доработки функционала под Ваши нужды. Для снятия ограничений на сайтах можно выбрать определенный пакет с фиксированной месячной платой, размер которой определяется в зависимости от количества включенных опций. Примеры сайтов-конструкторов условно-бесплатных мобильных приложений для Андроид, iPhone, iPad.

  1. Appsgeyser.com (appsgeyser.ru - русскоязычный вариант).

А теперь рассмотрим, как за несколько минут осуществляется разработка мобильного приложения на примере сайта ibuildapp. Мы выбрали именно эту площадку, так как она очень проста и понятна в использовании. Кстати, ресурс iBuidApp имеет и русскоязычную версию, что еще больше облегчает пользование конструктором. Перед началом работы регистрируемся на сайте. Далее на главной страничке кликаем вкладку “Создать” и выбираем подходящий нам шаблон.

ВЫБОР ШАБЛОНА И КАТЕГОРИИ

Данная площадка предлагает достаточно большой выбор стандартных вариантов, ознакомиться с которыми можно в каталоге категорий в левом меню странички сайта. Для примера мы выбрали категорию “Фотография” и шаблон “Фотостудия”. После выбора дизайна и соответствующей категории, начинаем редактирование пунктов меню.

РЕДАКТИРОВАНИЕ КОНТЕНТА

Административная панель конструктора открывает широкие возможности для редактирования элементов меню. Можно изменить фон, добавить логотип, настроить навигацию главного и нижнего меню на экране электронного устройства, редактировать содержимое внутренних страниц. Кстати, в правой части экрана можно увидеть, как внесенные изменения будут выглядеть на экране электронного устройства. Конструктор позволяет также протестировать ваше приложение на планшете или смартфоне. Также готовую программу можно публиковать в Appstore или в Google Play, однако эта функция доступна только для платных версий. Сайт предлагает 3 платных пакета стоимостью 490 руб., 2400 руб., 3700 руб. в месяц.

ПЛАТНЫЕ ПАКЕТЫ

Если вас не устраивает внешний вид доступных на сайте шаблонов, вы можете создать собственный дизайн, нажав в учетной записи вкладку “Мои шаблоны”. Возможности индивидуального конструктора достаточно ограничены, они позволяют наделить программный продукт только самыми необходимыми элементами.
Теперь Ваша очередь взяться за создание приложений и установить его на свой смартфон. Попробуйте, это достаточно просто!

В статье описаны основные трудности создания приложений под Android.
Рассматриваются базовые понятия программирования Android.
Для примера описано создание игры Sudoku из книги Hello, Android – Ed Burnette .
Осторожно много скриншотов.

1. Трудности разработки

Android это уникальная операционная система. Разработчик приложений должен знать ее особенности и нюансы для получения хорошего результата. Существуют некоторые трудности, которые нужно учитывать при разработке (). Перечислим их кратко:
1) Приложение требует для установки в два раза (или даже в четыре) больше места чем оригинальный размер приложения.
2) Скорость работы с файлами на встроенной флэшке падает в десятки раз при уменьшении свободного места.
3) Каждый процесс может использовать до 16 Мб (иногда 24 Мб) оперативной памяти.

2. Принципы разработки производительных приложений под Android

Для работы нужен Android SDK и Eclipse. О том как все установить и начать написано .

Для загрузки проекта в Eclipse ножно выполнить такую последовательность действий:
1) Разархивировать проект в отдельную папку в рабочем пространстве Eclipse.
2) Выбрать пункт меню File->New->Android Project.
3) В диалоге New Android Project выбрать опцию Create project from existing source.
4) В поле Location указать путь к папке с проектом. Нажать Next.

Меню программы

Игровое меню описано в файле res/layout/main.xml. Описание интерфейса можно редактировать в виде XML или в виде визуализированного интерфейса. Для переключения служат вкладки внизу области отображения содержимого.

Обычно элементы управления содержатся внутри контейнера, в нашем случае это LinearLayout. Он располагает все элементы в виде одной колонки.

Ресурсы

Обратите внимание, что все текстовые надписи (android:text) берут данные из ресурсов. Например, запись android:text="@string/main_title" указывает, что текст нужно искать в файле res/values/string.xml в узле с именем main_title (Android Sudoku). Цвет фона также содержится в ресурсах (android:background="@color/background") но в файле color.xml (#3500ffff). При открытии файлов ресурсов в редакторе может возникнуть ошибка. Но всегда можно перейти к отображению XML.

Элементы управления к которым нужно получить доступ из кода должны иметь id. У кнопок есть id (android:id="@+id/continue_button") для того что бы было можно присоединить к кнопке обработчик нажатия. Знак плюс указывает, что для кнопки нужно создать идентификатор в файле /gen/org.example.sudoku/R.java (public static final int continue_button=0x7f0b000b;). Этот файл генерируется автоматически и не рекомендуется его изменять. Файл содержит класс R через него можно обратиться к любому элементу интерфейса и другим ресурсам.

Создание окон

Рассмотрим создание окна с информацией о программе. Разметка этого окна находится в файле /res/layout/about.xml. Activity класс описан в файле /src/org.example.sudoku/About.java. Activity связана с разметкой в файле AndroidManifest.xml. Этот файл можно просматривать или через редактор или в виде XML. На разных вкладках редактора можно выбрать различные разделы файла. В разделе Application находятся параметры Activity. Обратите внимание, что параметр Theme имеет значение :style/Theme.Dialog. Благодаря этому стиль окна больше похож на модальный диалог.

Вызов окна с информацией о программе осуществляется из класса Sudoku по нажатию кнопки About. Класс Sudoku написан так, что сам обрабатывает событие Click (public class Sudoku extends Activity implements OnClickListener). В методе public void onClick(View v) определяется какая кнопка вызвала событие и выполняется соответствующий код. Для показа окна About вызывается соответствующий Intent.
case R.id.about_button:
Intent i = new Intent(this, About.class);
startActivity(i);
break;

Обработчики событий также могут устанавливаться на конкретные элементы управления. Например в классе Keypad при создании класса в методе setListeners() устанавливаются обработчики для отдельных кнопок.

Простой диалог

Пользователю нужно дать возможность выбрать уровень сложности. Это маленький диалог, в котором нужно выбрать один из нескольких вариантов. Очень радует, что для этого не нужно создавать отдельный Intent, а достаточно воспользоваться классом AlertDialog.
Разберем процес старта новой игры. Пользователь нажимает на кнопку New Game. Обработчик нажатия это метод класса Sudoku – onClick. Далее вызывается метод openNewGameDialog, который показывает диалог выбора сложности и стартует игру с выбранным уровнем сложности. Это диалог строится с помощью класса AlertDialog.

Private void openNewGameDialog() { new AlertDialog.Builder(this) .setTitle(R.string.new_game_title) .setItems(R.array.difficulty, new DialogInterface.OnClickListener() { public void onClick(DialogInterface dialoginterface, int i) { startGame(i); } }) .show(); }

Обратите внимание, что содержимое диалога (набор кнопок) строится из массива строк R.array.difficulty. Тут же назначается обработчик нажатия на кнопки диалога, который по номеру нажатой кнопки запускает новую игру с заданным уровнем сложности, вызывая метод startGame.

Графика

За игровую логику отвечает класс Game. Тут загружаются задания, проверяются условия выигрыша. Класс Game есть Activity но интерфейс описан не в XML, а создается кодом. В методе onCreate создается View:

PuzzleView = new PuzzleView(this);
setContentView(puzzleView);
puzzleView.requestFocus();

PazzleView это класс производный от View, в нем рисуется игровое поле и происходит обработка событий касания экрана (метод onTouchEvent) и нажатия клавиш (метод onKeyDown).

Разберем процесс рисования в Android. Для рисования нужно перегрузить метод onDraw. Метод получает объект Canvas через который осуществляется рисование. Для задания цветов создаются обьекты класса Paint. Цвет задается в формате ARGB. Цвет лучше хранить в виде ресурсов (файл colors.xml). Paint это не только класс для хранения информации о цвете. Например при рисовании текста он содержит информацию о способе закрашивания, шрифте и выравнивании текста.

Canvas содержит набор методов для рисования графики (drawRect, drawLine, drawPath, drawText и другие).

Для оптимизации графики, лучше воздержаться от создания объектов и лишних вычислений внутри метода onDraw (рассматриваемый пример реализации графики не оптимален).

Музыка

Для воспроизведения музыки используется класс MediaPlayer. Музыка для игры добавлена в ресурсы. Нужно просто скопировать нужные файлы в папку /res/raw (форматы WAV, AAC, MP3, WMA, AMR, OGG, MIDI).
Для начала нужно создать экземпляр класса MediaPlayer:
mp = MediaPlayer.create(context, resource);
тут context это обычно класс, который инициирует запуск музыки, resource – идентификатор ресурса с музыкой. Для управления воспроизведением используют методы start, stop и release.

В игре музыка воспроизводится в главном меню (запуск из класса Sudoku) и в игровом процессе (запуск из класса Game). Для управления воспроизведением создан класс Music. Класс содержит статический экземпляр MediaPlayer, что позволяет не создавать отдельный проект для каждого запуска звукового ресурса.

В классах Sudoku и Game переопределены методы onResume и onPause, в которых запускается музыка при старте Activity и останавливается при деактивации.

Выводы

Пример, который рассматривается в статье не слишком сложный, что позволяет в нем разобраться без особых усилий. При этом он затрагивает различные аспекты разработки под Android.

P.S. Большое спасибо пользователю

Создать новое мобильное приложение — задача далеко не простая. Для этого нужно осваивать языки программирования и писать софт с нуля. Однако можно воспользоваться специальными конструкторами, которые упрощают работу за счет унификации множества задач и интерфейсов. Большинство подобных сервисов требуют оплату за предоставленные возможности, однако среди них есть и полностью бесплатные программы. В данной статье мы подробно рассмотрим, как можно создать свое приложение для Android при помощи нескольких популярных конструкторов.

[ Скрыть ]

TheAppBuilder

Первым конструктором для создания приложений под ОС Андроид рассмотрим TheAppBuilder. Эта программа является десктопным сервисом с некоторыми дополнительными онлайн инструментами. С ее помощью можно самостоятельно создать приложение под такие мобильные ОС как Андроид и iOS.
Для разработки новых программ TheAppBuilder использует конструктор и стандартные шаблоны — для спорта, науки, бизнеса и другие. Также здесь присутствует большой набор инструментов для создания дизайна. Кроме этого за 5 долларов можно полностью отключить назойливую рекламу в созданном приложении. После того как вы закончили свой проект, его желательно раскрутить, что бы он пользовался спросом.

Достоинства и недостатки

Конструктор TheAppBuilder будет оптимальным решением для программирования новичкам и создания приложений, которые могут быть весьма полезными для пользователей. К основным его достоинствам следует отнести такие пункты:

  • Возможность создавать бесплатные версии приложений, дополнительные функции в которых будут предоставляться за определенную плату.
  • Наличие простого и доступного самоучителя, найти который не трудно на просторах интернета.
  • Возможность создавать новые приложения, не имея навыков программирования.

К слабым сторонам этого сервиса можно отнести то, что интерфейс конструктора не доступен на русском языке. Эта проблема частично решаемая, ведь можно воспользоваться переводчиком.

Из этого видео вы узнаете о создании приложений на Android с помощью приложения The AppBuilder.


Скачать


AppsGeyser

Если вы не знаете как создать приложение для Android, то можно воспользоваться этим сервисом. Конструктор AppsGeyser использует в качестве инструмента довольно простой и наглядный мастер шаблонов. Кроме этого, он позволяет создать свое приложение абсолютно бесплатно.
С его помощью можно достаточно просто сконвертировать какой-либо файл с вашего сайта в полезное приложение, а в дальнейшем распространить apk дистрибутив через фирменный магазин Google play. Создаваемые приложения можно просто продавать другим пользователям, которым оно будет полезно, так и размещать в них рекламу для получения прибыли. В качестве контента для создания неограниченного количества мобильных программ можно использовать 3 основных источника, среди которых сайты, обычные html страницы и видео с Ютуб.

Достоинства и недостатки

Конструктор AppGeyser станет оптимальным выбором для создания приложений под Android для начинающих. Несмотря на это, он обладает достаточно большим набором возможностей. Главные его достоинства можно представить в виде списка:

  • Создание приложение не занимает много времени и доступно пользователям без навыков программирования.
  • Быстрый онлайн-редактор.
  • Пользоваться приложением можно абсолютно бесплатно.

Из недостатков можно отметить ограниченный контент для создания приложений. Этот конструктор не подойдет для разработки новых игр под Android. Если эти минусы не являются для вас значимыми, то AppGeyser имеет все шансы стать для вас наиболее оптимальным решением.

Скачать

IbuildApp

Еще одним конструктором, позволяющим разрабатывать приложения под мобильные платформы (Android и iOS) и публикационные материалы без опыта программирования, является IbuildApp. С его помощью, пользователи могут в считанные минуты создавать собственные галереи, каталоги, флаеры, отчеты и другие виды документов. Перечисленные материалы можно удобным способом представить в виде программного обеспечения как услуги (SaaS). Приятным бонусом является то, что данная среда разработки доступна в двух языковых версиях: английской и русской.
К сожалению, IbuildApp не относится к категории бесплатных конструкторов. Разработчики предоставляют пользователям на выбор несколько пакетов услуг:

  • Бизнес. Данный пакет обойдется почти в 2500 рублей в месяц и имеет до 3000 установок. В него также входит полное отсутствие рекламы, возможность публикации своего приложения в фирменном магазине и неограниченное количество просмотров мобильного сайта.
  • Коорпоративный. Этот пакет можно приобрести за почти 4 тысячи рублей. В нем пользователю предоставляется неограниченное количество установок.

Остальные преимущества полностью повторяют бизнес пакет.

Достоинства и недостатки

Разработка приложений для Android с помощью IbuildApp — это хороший способ познакомиться с конструкторами для мобильных платформ. Он не требователен к системным ресурсам, хорошо оптимизирует созданные приложения и имеет понятный интерфейс. Выделим его главные плюсы:

  • Полностью русский интерфейс.
  • Большое количество разнообразных шаблонов для создания бизнес-предложений.
  • Подключение к рекламной сети.

К минусам относится отсутствие бесплатной версии конструктора. В результате чего, что бы начать программирование под Android и зарабатывать на этом деньги, потребуется сперва купить один из предлагаемых пакетов.

Скачать

AppsMakerstore

Как и большинство предыдущих ресурсов, AppsMakerstore для работы использует уже заготовленные шаблоны. Среди них: юридические услуги, рестораны, салоны красоты и много других. Перед началом работы лучше уточнить, сколько стоит нужный вам пакет данного ресурса. В зависимости от того, каким образом вы хотите использовать конструктор, вам могут понадобится разные варианты услуг:

  • Сделай сам. Такой пакет обойдется в почти 10 долларов в месяц.
  • Мы делаем приложение для Вас. Стоимость этого плана составляет 249 долларов.
  • Reseller. Этот пакет имеет специальную цену, которую лучше уточнить на сайте разработчиков.

Приобретая любой из вышеописанных планов, пользователь получает право отправлять неограниченное количество push уведомлений, получать и пользоваться обновлениями системы и т.д.

Достоинства и недостатки.

Разработка мобильных приложений под Android с помощью Appsmakerstore будет хорошим решением как для новичков, так и для опытных пользователей. Постоянное обновление системы, следование новейшим тенденциям рекламы и большой выбор готовых шаблонов представляют собой инструмент для создания качественных мобильных программ. К основным плюсам AppsMakerstore можно отнести:

  • Приложение доступно в более чем в 15 странах и на 23 языках мира, включая русский.
  • Большое количество шаблонов для работы.
  • Созданное приложение распространяется автоматически по всем ресурсам.
  • Регистрация аккаунта — бесплатна.

Appsmakerstore имеет один существенный недостаток. Разработка под Android приложений на данном онлайн ресурсе обойдется в некоторую сумму. Поэтому, прежде чем приступать к работе, целесообразно подтянуть свои навыки не бесплатных конструкторах.

Подведение итогов

Создавать новые приложение для мобильных платформ можно по разным причинам. Кто-то использует их для развития и популяризации своего бизнеса, другие — в качестве повышения навыков программирования, а третьи — сугубо в коммерческих целях. Отметим, что если вам нравится программирование игр, то воспользоваться подобными ресурсами не получиться, так как они имеют другое предназначение.
Каждый из приведенных ресурсов удобен для работы и создания программ под мобильные платформы и не требует от пользователя навыков программирования. Для этого не обязательно создавать приложение на Android с нуля, а можно воспользоваться заготовленными шаблонами, которых в большинстве случаев достаточно. Перед тем как пользоваться любым из приведенных ресурсов, рекомендуется скачать самоучитель и потратить время на ознакомление со всеми возможностями конструктора.

Опрос

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как создать приложение на Android»

Из этого видео Вы узнаете о том, как создать собственное мобильное приложение с помощью Appsmakerstore.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...