Дефицитные товары на российском рынке. Рыночное равновесие. Избыток и дефицит

, талонная система). Елена Осокина пишет, что «воспроизводство и обострение дефицита было заложено в самой природе централизованного распределения, что делало перебои, кризисы и карточки в торговле хроническими» .

Первый пик был вызван индустриализацией , сворачиванием НЭПа и внедрением новой организации экономики . Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе пищевые продукты, и с конца 1928 года в городах вновь вводится многозвенная карточная система , то есть нормированное распределение по группам населения. При этом сохранялась свободная коммерческая продажа этих продуктов по очень высоким ценам . Этот пик, как утверждала официальная идеология, постепенно сошёл на нет к концу 1930-х годов с подъёмом стахановского движения .

Считается, что поводом для этого послабления послужил бунт в городе Вичуга Ивановской области рабочих Объединённой мануфактуры им. Шагова, фабрики им. Красина и фабрики «Красный Профинтерн» по причине резкого снижения карточной нормы выдачи хлеба с 1 апреля 1932 года.

Своего апогея первый пик достиг в начале 40-х годов.

Второй пик был вызван Великой Отечественной войной и закончился с завершением послевоенного восстановления экономики .

Третий пик товарного дефицита в СССР был вызван последствиями экономических реформ 60-х годов (крах и свертывание «косыгинской реформы ») и, в дальнейшем, после некоторой (связанной с высокими нефтяными ценами) стабилизации - в период Перестройки (особенно в последние, 1989-1991-й годы), когда, в результате резкого увеличения номинальных денежных доходов населения, дефицитными стали практически все пользующиеся хоть каким-либо спросом товары

В промежутках между этими пиками товарный дефицит продолжал существование, но не доходил до введения карточного распределения. Предвоенные годы целиком прошли под знаком борьбы Политбюро с массовым наплывом покупателей в крупные промышленные центры. До осени 1939 года «товарный десант» в крупные города не имел продовольственного характера. Жители сёл и небольших городов ездили по стране в поисках мануфактуры, обуви, одежды. С осени 1939 года стали расти очереди и за продуктами. Центром притяжения оставалась Москва. Московские очереди явно имели многонациональное лицо, по ним можно было изучать географию Советского Союза - по сообщениям НКВД , в конце 1930-х годов москвичи в московских очередях составляли не более трети.

В течение 1938 года поток иногородних покупателей в Москву нарастал, и к весне 1939 года положение в Москве напоминало стихийное бедствие. НКВД рапортовал: «В ночь с 13 на 14 апреля общее количество покупателей у магазинов ко времени их открытия составляло 30 000 человек. В ночь с 16 на 17 апреля - 43 800 человек и т. д.». У каждого крупного универмага стояли тысячные толпы.

Подобная ситуация повторилась и позже, в 80-х годах («колбасные поезда» и т. п. явления).

Дефицит мог возникать не только по причине недопроизводства, но и из-за неорганизованности снабжения и распределения товаров, разгильдяйства на местах:

Склады переполнены товарами.

Основная товарная станция Ленинграда и станции складов клиентуры забиты товарами ширпотреба, которые систематически не вывозятся, так как Октябрьская дорога не даёт вагонов. Образовались огромные залежи товаров, предназначенных к отправке на село. По сводке на 30 ноября на Октябрьской дороге находилось свыше 800 вагонов товаров широкого потребления. Более свежими данными управление дороги не располагает. Однако по словам начальника грузовой части дороги Марголина положение на сегодня существенно не изменилось.

Склады Союзтранса (основного отправителя ленинградских товаров ширпотреба) настолько переполнены, что не в состоянии принимать товары, поступающие с фабрик. Ждут отправки десятки вагонов тетрадей, мыла, готовой одежды, обуви, спичек и папирос.

В условиях перебоев в обеспечении определенным товаром, население начинало делать запасы, увеличивая закупки и тем самым усугубляя ситуацию с дефицитом.

В начале 60-х годов существовал дефицит хлеба и некоторых других видов продуктов питания , одной из причин которого была засуха. В 1963 году обсуждался вопрос о введении карточного распределения , а во многих регионах оно фактически было введено - мука и крупы выдавались жителям населённых пунктов по спискам раз в месяц в строго ограниченном количестве. Дефицит во многом был ликвидирован благодаря повышению розничных цен, в частности на хлебные изделия, мясо и масло.

Существует мнение, что глубина товарного дефицита в начале 60-х годов наглядно характеризуется документом о материальном поощрении первого космонавта Юрия Гагарина : наряду с его же денежным вознаграждением в размере 15 000 рублей ему и его родственникам были выданы десятки предметов одежды и другие товары .

Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к одной из четырёх «категорий снабжения» (особая , первая , вторая и третья ). Преимущества в снабжении имели особый и первый списки, куда вошли Москва, Ленинград, крупные промышленные центры, Литва, Латвия, Эстония и курорты союзного значения. Жители этих городов должны были получать из фондов централизованного снабжения хлеб, муку, крупу, мясо, рыбу, масло, сахар, чай, яйца в первую очередь и по более высоким нормам. Потребители особого и первого списков составляли только 40 % в числе снабжаемых, но получали львиную долю государственного снабжения - 70-80 % поступавших в торговлю фондов. Хуже всего продуктами питания и промышленными товарами снабжалось население РСФСР, живущее в населённых пунктах, не попавших в особый или первый списки .

Во второй и третий списки снабжения попали малые и неиндустриальные города. Они должны были получать из центральных фондов только хлеб, сахар, крупу и чай, к тому же по более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Остальные продукты следовало брать из местных ресурсов.

В данный момент у нас находится на централизованном снабжении 40,3 млн человек, считая вместе с семьями. Особый список - 10,3 млн человек, первый список - 11,8 млн человек, второй список - 9,6 млн, третий список - 8,6 млн.

Дефицит сырья и комплектующих в промышленности (и распределение их производителям по разнарядке) привёл к появлению особой касты снабженцев («толкачей»), могущих при помощи связей и подарков достать (выбить, протолкнуть) у поставщиков «буквально всё». Таковые очень ценились директорами предприятий.

Дефицит касался не только продовольственных, но и промышленных товаров. Здесь тоже существовала распределительная система. Многие дефицитные вещи (в том числе автомобили) разыгрывались в государственных лотереях .

Дефицит легковых автомобилей

Ярким примером хронически дефицитного советского потребительского рынка был строго фондированный рынок «частных» (автолюбительских) легковых автомобилей. Так, производство легковых автомобилей в СССР (см. Автомобильная промышленность СССР), хотя и возросло в 5,5 раз с 1965 по 1975 гг. (с 0,22 до 1,2 млн, соответственно), потребительский рынок совершенно не насытило, а по мере роста продаж привело лишь к первой волне массовой автомобилизации . Тем более, что, например, во второй половине 1960-х до 55 % годового производства автомобилей «Москвич », едва достигавшего 100 тыс. в год, несмотря на наличие значительного неудовлетворенного потребительского спроса, шло на экспорт . Позже, в 70-80-х, из СССР экспортировалось до 0,4 млн легковых автомобилей, из которых 3/4 составляли автомобили Lada производства АвтоВАЗа . При этом производство легковых автомобилей, достигшее в 1982 году пика в 1,3 миллиона машин в год, оставалось примерно на том же уровне (и даже несколько снижалось на излёте перестройки) вплоть до распада СССР в 1991 г. и разумеется после.

Помимо «списочных» автомобильных очередей на предприятиях, имевших разную длительность от 2-3 до 10-12 лет (в зависимости от категории и статуса предприятия или учреждения, например, предприятия ВПК и партийные органы имели приоритет), совграждане могли достаточно быстро (за 1,5-3 года) и легально накопить на легковой автомобиль, став загранработниками, то есть работая или служа за границей на различных строительных и прочих объектах, ведшихся в 1960-1990 гг. СССР, но лишь с тем условием, чтобы затем приобрести советскую легковую машину непосредственно в СССР через систему магазинов «Внешпосылторга » за чеки Внешторгбанка .

Ещё не менее 10 % выпускавшихся в СССР легковых автомобилей (включая не менее 60 % престижных автомобилей марки «Волга » и практически 100 % внедорожников УАЗ) шли в госорганизации и могли быть выкуплены затем гражданами лишь в сильно подержанном или аварийном состоянии (после или вместо капремонта), да и то лишь в виде исключения. А номенклатурные «Чайки» и «ЗИЛы» не продавались «частникам» в принципе (после списания их утилизировали). Поэтому перманентный дефицит на легковые автомобили сохранялся практически на протяжении всего послевоенного периода существования СССР.

Единственным реальным относительно массовым «рыночным» средством покупки легкового автомобиля в СССР оставался чёрный рынок , где цена на различные модели колебалась от 1,2 до 2-кратной от государственной (при этом в продажу попадали даже единичные экземпляры иномарок, включая старые трофейные), а наценка за наиболее престижную «Волгу» доходила до 2,5 номиналов практически вне зависимости от пробега. Кроме того, в разные исторические периоды (при разных генсеках) на продажу подержанных автомобилей властями (иногда совсем местного ранга) накладывались различные «социальные» ограничения - например, регулярно нарушалось право наследования автомобиля как имущества и родственников умершего владельца автомобиля заставляли продавать его, то есть фактически выкупать заново через комиссионный магазин (иногда запрещалось и это) , новый автомобиль нельзя было также продать ранее, чем через 2 или 3 года владения, а рядовых работников, уже имевших автомобиль, вне зависимости от сроков его эксплуатации, во многих организациях не ставили в очередь на новую машину.

Также надо отметить, что в период 1983-1985 гг. (до проведения в жизнь антиалкогольной кампании) дефицит на легковые автомобили стал ассортиментным: из-за падения престижа некоторых марок (как-то: «Москвич», Иж, ЗАЗ и ЛуАЗ), по причине низкого качества и завышенных госцен, во многих городах продавались без очереди и даже (но в очень редких случаях) в кредит. А на отдельные модели, вроде ЗАЗ-968М «Запорожец» и ВАЗ-2121 «Ниву», цену пришлось снижать, так как она оказалась выше платежеспособного спроса ориентированных на данные модели социальных слоев потребителей (селян и пенсионеров).

Всё это привело к решению начать закупки фуражного зерна за рубежом, в основном в странах Северной Америки .

Дефицит информации

Дефицит книг

Обладание хорошими книгами в красивых обложках в условиях дефицита стало также мерилом престижа и благосостояния . Об этом ярко свидетельствовало (а отчасти и пропагандировало) то, что в популярнейшей телевизионной игре Что? Где? Когда? , с момента её появления в сентябре 1975 года и до кончины СССР, в качестве приза неизменно оставались книги.

Очереди

Для приобретения дефицитного товара, который зачастую выкладывали на прилавок внезапно, как говорили - «выбросили», необходимо было отстоять очередь, а то и несколько очередей за каждым видом товара отдельно. Многие люди на подобный случай всегда носили с собой специальную сетку-авоську («на авось»), так как пластиковых пакетов в продаже в продуктовых магазинах не было и сами эти пакеты были дефицитным товаром.

Очереди за дефицитным товаром могли достигать огромных размеров. В 1940 году, когда в провинции уже было невозможно что-либо купить, очереди в Москве достигали 8 тысяч человек, несмотря на ограничения по въезду в столицу . Нечто подобное наблюдалось и на закате СССР.

Люди изобретали множество способов, дабы избежать многодневных изнуряющих стояний в очередях, которые к тому же не гарантировали покупки товара. В магазин, например, можно было прорваться с помощью грубой физической силы. Места в очереди продавались (цена зависела от того, насколько близко к голове очереди находилось место, насколько дефицитен был товар) - имелась даже поговорка «Если хорошо постоять в очереди, то можно и не работать », можно было и нанять «стояльщика» (трамитадора), который отстаивал бы очередь за вас.

На товары длительного пользования также «записывались в очередь». Существовали определённые дни записи и, чтобы попасть в список, люди вставали в очередь с вечера, посменно с родственниками выстаивая ночь, чтобы с утра к началу записи оказаться как можно ближе к началу списка. Причем запись была непонятного свойства: помимо отметки в магазине нужно ещё было в определённые дни приходить отмечаться у непонятных инициативных людей, чтобы не быть вычеркнутым из списка. Чтобы не забыть трёх-четырёхзначный номер во время переклички, его записывали шариковой ручкой или химическим карандашом на ладони.

Карточная и талонные системы

Когда дефицит становится постоянным и нарастает, государство вынуждено вводить нормирование распределения товаров. В СССР одним из вариантов такого нормирования была карточная система или «талоны». Помимо введения этой системы в военное и послевоенное время, в СССР такое распределение существовало и в мирные годы, в частности в конце 1980-х , в отдельных регионах на некоторые продукты (животное масло, мясо, мясопродукты) - с начала 1980-х (например, в Вологде с 1982 , Свердловске - с 1983 , в Новосибирске карточки для работников заводов «Приглашение в гастроном на приобретение 300 гр колбасы в месяц на работающего » - с конца 1970-х) и даже раньше.

Параллельные розничной системы торговли

Кроме того, существовала и целая система распределения непродовольственных товаров через место работы - например, именно таким образом многие приобретали автомобили , выделявшиеся на трудовой коллектив конкретной организации «по распределению». Естественно, распределение было неравномерным - скажем, на коллектив оборонного НИИ могло быть выделено несколько десятков автомобилей в год, а другая организация в тот же срок могла не получить ни одного. Для относительно объективного распределения автомобилей на предприятиях, которым они выделялись, организовывались общественные комиссии, осуществлявшие распределение согласно очерёдности включения в список, подобно распределению квартир. Там также существовал список внеочередников, имеющих определённые государством льготы на получение автомобилей.

В 1987-1989 годах, в условиях нарастающего дефицита, власти пытались организовать равномерное распределение продуктов и промышленных товаров через т. н. «предварительные заказы» по месту работы. Так, в Ленинграде, оборот выездной торговли промтоварами, в которую включался данный метод продаж, вырос в 1989 году более чем в 6 раз по сравнения с 1988 и составил 7%от всего оборота промторговли в городе.

Приобрести товары можно было и на так называемых «колхозных рынках », действовавших в крупных городах, однако по ценам, значительно, в разы, превышающим государственные .

Негосударственная торговля

Исключением из системы товарного дефицита являлся «свободный рынок », элементы которого сохранялись в СССР в виде «колхозных рынков » и «комиссионок ». Торговля (продажа/перепродажа) товаров у спекулянтов и у людей, приехавших «из-за бугра» (то есть из-за границы) также происходила на полуофициальных рынках (зачастую располагавшихся на территории «колхозных») - «толкучках», «толчках» - где торговля происходила «с рук», по выходным дням.

Существовавшие рынки или так называемые «колхозные рынки», действовавшие в крупных городах, могли предложить более широкий ассортимент продуктов, однако цены на них были в разы выше , чем дотированные, но и дефицитные государственные (которые на некоторые виды продуктов питания могли быть ниже, чем закупочные цены для производителей).

Однако основная масса потребления (до 98 %) приходилась именно на государственную систему торговли, а цены на «колхозных рынках» и на «чёрном » (нелегальном) рынке традиционно воспринимались населением, как сильно завышенные (по сравнению с установленными государством, которые, как потом оказалось, были занижены примерно в 10 раз).

По обследованию 1980-х годов, в Москве и Ленинграде государственной торговлей, где цены были наиболее низкими, пользовались 97 % покупателей, в столицах союзных республик - 79 %. Здесь 17 % покупателей пользовались услугами потребкооперации, 10 % покупало продукцию на колхозных рынках (сумма необязательно равна 100 %, поскольку некоторые из опрошенных пользовались разными источниками снабжения). В областных центрах всего 36 % опрошенных имели возможность купить мясо, колбасу в государственных магазинах, 37 % пользовались магазинами потребкооперации. 35 % покупали на рынках. Чем выше был уровень среднедушевого совокупного дохода семьи, тем больше мясных продуктов она покупала в государственных магазинах (чаще всего в закрытых - при учреждениях, предприятиях ВПК и т. п.) по субсидированным ценам.

Например, механизм искусственного создания дефицита запасных частей к легковым автомобилям, по описанию прессы тех лет , выглядел так.

После создания в СССР в 70-х годах сети «фирменных» станций техобслуживания (СТО), основная часть запасных частей стала поставляться именно им. Специализированные магазины получали лишь небольшой процент запчастей, которые немедленно раскупались. Причём общий их выпуск на каждый период времени был подсчитан с учётом естественного износа автопарка, без большого запаса. Однако, вместо ожидавшегося быстрого и удобного для автолюбителя ремонта на практике это привело к неожиданному эффекту в виде возникновения всё более усугублявшегося со временем дефицита запасных частей к легковым автомобилям.

Дело же было в том, что созданные на складах СТО запасы запчастей работниками утаивались. Склады в основной своей массе великолепно снабжавшихся запчастями СТО буквально ломились - внезапные проверки ОБХСС выявляли наличие десятков и сотен деталей каждого наименования, в том числе и наиболее «дефицитных» - при этом обращавшиеся на СТО граждане получали от диспетчеров неизменный отказ под предлогом отсутствия запчастей. Естественно, подобное было бы невозможно без ведома начальства самого различного уровня, хотя доказать наличие преступного сговора было обычно крайне непросто.

Следующим шагом криминального промысла было вовлечение наиболее «сговорчивых» автолюбителей в схему по незаконной продаже запчастей со склада «из-под полы», осуществляемой «на местах» самими работниками СТО или их доверенными лицами. При этом «клиент» оплачивал помимо запчасти ещё и «труд» «посредников», а также - фиктивную работу по её установке, за счёт чего СТО «выполняла» спущенный ей план, хотя реально никаких или практически никаких работ в отчётный период могла и не производить. В результате, помимо многократной переплаты автовладелец ещё и был вынужден сам устанавливать запчасть на свой автомобиль. В созданной таким образом ситуации, тем не менее, он был доволен и этим.

Торговля похищенными запчастями велась также на стихийных рынках, как правило расположенных вблизи крупных автотрасс. Там можно было купить запчасти всегда, в любом количестве и ассортименте, но с огромной переплатой. Например, в середине 80-х госцена комплекта вкладышей коленвала для «Жигулей» составляла вполне доступные 7 руб. 20 коп., но «из-под полы» они продавались по 140 руб., что сравнимо со средней месячной зарплатой в те годы.

Прочие аспекты

В СМИ и массовой культуре

Перманентный дефицит товаров - источник вдохновения и критическая цель для множества советских юмористов и сатириков : А. Райкин («сюшай, достал дифст, вкюс - спцфсский »), М. Жванецкий («Никогда не знаешь - что завтра пропадет.. »), Хазанов («Искусственный дефицит» - «белый яд … чёрный яд … ») и др.

Средние зарплаты рабочих на тот период составляли 200-250 рублей.

1940-е -1950-е

С 1941 по 1947 годы в СССР в связи с тяжёлым экономическим положением, связанным с войной, была введена карточная система распределения. После её отмены и одновременного проведения конфискационной денежной реформы низкие доходы населения и высокие по отношению к ним цены в условиях низких потребностей подавляющего большинства советского народа сдерживали появление широкого дефицита продуктов и товаров.

В то же время сохранялся острый дефицит на товары первой необходимости. Критическая ситуация сложилась в аптеках с большинством лекарств и медикаментов, в том числе самых необходимых. В декабре 1947 года председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) Матвей Шкирятов направил члену Политбюро Андрею Жданову записку, в которой говорилось: «Во время войны мне приходилось проверять работу аптек в части снабжения населения лекарствами, но такого положения, как сейчас, не было».

В годы войны даже на снабжающихся в первую очередь по системе рабочего снабжения оборонных предприятиях недоставало продуктов для того, чтобы полностью обеспечить нормированное карточной системой питание рабочих, служащих и их семей. Например, на уфимском заводе № 26 НКАП (ныне УМПО) продовольственные карточки членов семей рабочих этого завода не отоваривались по 6-7 месяцев.

Тяжёлое положение с товарами первой необходимости, продовольствием и кормами для скота сложилось в колхозах к концу сталинского правления. Не отражающие реалий планы сельхоззаготовок, нерадивость руководителей и отсутствие стимулов к труду у колхозников разоряли деревню и приводили к оттоку населения в города.

В конце 50-х годов мясо-молочный дефицит спровоцировало недальновидное решение руководства страны во главе с

Дефицит – ситуация на рынке, когда количество произведенного товара меньше количества, которое люди готовы купить. Дефицит или избыток могут быть естественными явлениями только на короткий срок.

Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.

Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.

Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д. Нельзя рассматривать экономику какой-то отдельной современной страны, потому что она напрямую связана с мировой ситуацией. И если в какой-либо значимой стране происходит неприятность, это сказывается на всех.

Откуда берется избыток и каковы его последствия

За последние 10 лет в России не было дефицита в каких-либо значительных масштабах. Избыток товара имеет не менее значимые последствия. А ведь, казалось бы, что может быть плохого, когда товаров много?

Причин избытка товаров на рынке и складах может быть две. Первая и самая страшная, когда экономика страны стремительно росла, а затем произошел спад. В результате этого производители не успевают перестроиться на новый объем работы, и выпускается больше товаров. В зависимости от величины спада могут пропадать рабочие места, происходить увольнения и даже закрытия целых предприятий.

Второй вариант возникновения избытка - исчезновение возможности экспорта продукции в том объеме, как до этого. Причины могут быть все те же, что и с дефицитом.

Задача экономистов предвидеть возникновение подобных ситуаций на рынке и влиять на него. Преимущество смешанной экономики над рыночной как раз в том, что государство может вмешиваться в отдельные сферы. Еще Джон Кейнс создал теорию, суть которой в том, что рынок не может регулировать себя сам.

Сегодня избежать таких проблем в России помогает поэтапное внедрение роли государства в экономические процессы и экспорт сырья, который сглаживает острые углы.

Когда суммарное кол-во товара, предложенное производителями, в точности совпадает с кол-вом товара, которое потребители планируют купить, т.е. и планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять - рынок находится в состоянии равновесия.

Смысл равновесия : в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.

Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.

Кривые спроса и предложения , отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия.

Если мы сравним планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то заметим, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают. Эта цена - 0,40 доллара за фунт - является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться на ходу.

Товарный дефицит. Предположим, что цена равна всего 0,20 доллара за фунт, и по этой цене потребители планируют купить 2,5 млрд.фунтов продукции в год, но продавцы планируют предложить на рынок только 1,5 млрд. фунтов. Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом . На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, то есть тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.

Когда кол-во запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию. Когда цена достигает 0,40 доллара за фунт, дефицит исчезнет.


Дефицит на рынке услуг. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами, но запасы невозможны на рынках услуг - в парикмахерских, прачечных и т.д. На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь - это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.

Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, рассмотрим противоположный случай. Предположим, что по какой- то причине покупатели продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной (0,60 доллара за фунт) и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.

Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса. Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результате этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения. Так как чрезмерные товарные запасы оказывают давление на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, они двигаются вниз и вправо по кривой, рынок приходит в состояние равновесия.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...