Как создать игру вконтакте. Как сделать приложение "ВКонтакте" самому: бесплатный конструктор

Глядя на то, какой популярностью пользуются приложения в социальной сети «ВКонтакте» многие тоже желают повторить их успех и начинают искать пути реализации своих желаний. Но то, что можно увидеть с первого взгляда - всего только верхушка айсберга. И в данной статье вы сможете познакомиться со всем, что скрыто от вас, но, тем не менее, является важным для дальнейшей успешной деятельности. Итак, как сделать приложение «ВКонтакте» самому? Что для этого необходимо? И какие есть варианты?

Приложения «ВКонтакте»

Прежде всего, что собой являет поставленная цель? Приложение в «ВКонтакте» - это программное обеспечения, для разработки которого необходимо знание как минимум 4-х языков программирования. Также необходимо понимать API, которое предоставляется самой социальной сетью. Конечный результат должен быть (для успешного существования) представлен не только самой программой, но и базой данных, а также файлами и скриптами, которые будут осуществлять обмен информацией между ними.

Возможные типы

Прежде чем начинать, не лишним будет знать, что "ВК" предлагает два типа приложений. Более детальную информацию можно будет найти в сопровождающей документации, а в статье будут размещены только краткие обзоры:

  1. Flash-приложения. Сюда относят конечный продукт, который имеет расширение.swf. Он разрабатывается в среде потом проводиться его компиляция в готовую программу, и только после этого она загружается на сервер. Для написания программы необходимо знать язык ActionScript 3.0.
  2. Iframe-приложения. Данные программы могут разрабатываться с помощью различных технологий, которые поддерживаются современными браузерами. В момент использования перед пользователями будет создаваться окно, через которое можно будет передавать всю необходимую информацию. Передаются и принимаются данные в таких случаях с помощью языка программирования JavaScript.

Можно ли воспользоваться конструктором?

Может быть, у вас уже немного упало желание заниматься такой деятельностью после краткого ознакомления с тем, что нужно делать? И вы уповаете на конструкторы, которые превратят создание программ в весёлую прогулку? Но, увы, не всё так легко. Дело в том, что программы, выполняющие такой широкий функционал, не могут быть созданы с помощью подобных конструкторов. Максимум, на что они способны - это создание автономных приложений, которые будут обладать простейшим функционалом. А как же тогда сделать своё собственное приложение? Есть четыре основных варианта:

  1. С помощью конструктора.
  2. Своими силами.
  3. Создать и возглавить группу разработчиков.
  4. Заказать платное создание.

Используем конструктор

Следует понимать, что наиболее оптимальный вариант в данном случае - создать приложение "ВКонтакте" для "Андроид". В таких случаях вам смогут помочь различные онлайн-конструкторы. Но имейте в виду, что они не работают как обычное приложение "ВКонтакте" для "Андроид", а требуют установления через PlayMarket, и возможен их запуск путем взаимодействия в самой сети. Часть из них предлагают бесплатный режим, но для получения полноценного функционала вам придётся хорошо заплатить. Но если вы всё же думаете про приложение, где можно сделать его, вот вам небольшая наводка:

3. Mobile Roadie.

9. Appsmakerstore.

10. TheAppBuilder.

Любой вышеуказанный сервис позиционирует себя как бесплатный конструктор, но для полномасштабной работы в большинстве случаев будет очень полезной платная подписка.

Создание программы своими силами

Как сделать приложение "ВКонтакте" самому, опираясь только на себя или команду единомышленников? Рассмотрим второй и третий вариант. Следует понять, что создание приложений для "ВКонтакте" - это нелегкое дело, для которого понадобятся определённые умения и знания. Также на руку будет желание постоянно учиться и стремление совершенствоваться, как лично, так и в качестве разработчика. Поэтому приложение "ВКонтакте" для компьютера не будет легкой прогулкой. Вам необходимо быть готовым, что на своём пути придётся столкнуться с целым рядом трудностей.

Детально изучите документацию, которая предоставляется администрацией "ВКонтакте" специально для разработчиков. Там же вы сможете ознакомиться и с интерфейсом прикладного программирования, с помощью которого будет настроено сообщение между приложением и социальной сетью. Затем необходимо будет создать само приложение и отправить его на проверку должностным лицам "ВКонтакте". Они оценят функциональность и дизайн программы и решат, стоит ли заносить его в специальный каталог и давать доступ к оплате внутренней валютой. Поэтому обоим этим составляющим следует уделить должное внимание.

Что необходимо знать

В чем необходимо разбираться, прежде чем приступать к работе? В первую очередь необходимо понимать языки программирования и уметь писать на них программы. Сделать приложения без этих знаний не получится. Вот основные языки программирования, которые используются при создании своего ПО:

  1. ActionScript. Самый популярный язык, на котором пишется основная масса программ.
  2. Движки 3D. Как правило, используются для написания приложений, в которых много активных действий от 1-го лица.
  3. PHP. Язык, с помощью которого осуществляется передача данных между приложением и базой данных.
  4. MySQL. Язык, с помощью которого данные будут заноситься в БД.
  5. HTML. Может быть использован для написания простейших приложений.
  6. Java. Может применяться для создания режимов игры, когда одновременно действует много разных пользователей.
  7. JavaScript. Язык, предназначенный для передачи данных.
  8. JSON. Полезен для дешифровки полученных данных, если вы остановитесь на ActionScript в качестве языка написания программы.

Как уже писалось, потребуется вам выучить 4-5 из них + интерфейс прикладного программирования. Но на это уйдёт немало времени. Приложение "ВКонтакте" для компьютера будет быстрее разработано, если найти себе единомышленников.

Обучение

Успех и скорость продвижения будут напрямую зависеть от количества часов в сутки, которые будут тратиться вами на изучение. Если приложению будут уделяться дни и ночи, то это будет делом одного месяца. В качестве ознакомления подойдут видео, где всё будет рассказываться в общих чертах. Затем необходимо будет прочитать пару книг, которые объяснят нюансы программирования, - и можно приступать к практике. Не стесняйтесь пользоваться поиском в мировой сети: большинство того, что вы захотите реализовать, уже делали раньше, зачем изобретать заново велосипед, если его можно просто скопировать? И зачем выдумывать с нуля, как сделать приложение "ВКонтакте" самому, если уже какой-то уровень наработок есть?

Исходные документы

Большой потенциал использования предлагают исходные документы разных программ. Они могут вам предоставить не только реализацию каких-то моментов в виде кода, но и графическую составляющую. Поэтому запаситесь парой декомпиляторов, скачайте несколько готовых программ, которые имеют то, что нужно - и дело за малым. Возможно, кто-то выложит исходники своих приложений - это хорошо, потому как код может быть неправильно дешифрован, и не нужно будет тратить время на понимание того, что и как работает. Не ищите специальное приложение для скачивания «ВКонтакте». Всё нужное придётся вынимать вручную.

Платная разработка

И самый простой, хотя и затратный вариант - заказать разработку у команды специалистов. В зависимости от сложности функционала необходимо будет подождать недели или даже месяцы и выложить крупную сумму, но всё будет сделано более-менее, к тому же относительно быстро. Поскольку не факт, что вы сможете проводить за компьютером сутки напролет, разрабатывая желаемую программу, то это самый простой и одновременно сложный в реализации ответ на вопрос "Как сделать приложение "ВКонтакте" самому, чтобы оно было качественным?".

Как правило, у заказчиков «социальных» игр присутствует один из следующих мотивов. Примеряйте на себя:

  • Создать игру с очень простой, но такой гениальной механикой. Стать первым, кто додумался, открыть свой Клондайк, быстро заработать деньги, славу и всеобщую любовь.

Комментарий разработчика: Удивительно, но все тетрисы, пакмены и арканоиды давно придуманы. Изобрести, а потом еще и предложить рынку по-настоящему оригинальную идею - сложно. Никто не даст вам гарантий, что если бы тетрис сделали в наши дни, а не 30 лет назад, то он также стал бы повальным увлечением. Конкуренция, всё-таки.

В качестве примеров отлично служат цитаты про «набигающие домики » и прочие народные креативы. В продакшен такие проекты просто не попадают. Что ожидаемо. Второй мотив - чуть более приближенный к реальности:
  • Создать игру с уже известным геймплеем, велосипед не изобретать, но реализовать так, чтобы в это хотелось играть. Привлечь пользователей. Добавить монетизацию и зарабатывать.

Комментарий разработчика: Уже лучше, но всплывает другая проблема: почему люди станут играть в ваш новый симулятор фермера, а не в тот, который занимает первую строчку в каталоге «Популярное»? А привлечение игроков - вообще отдельный пункт (и отдельный бюджет, к слову), про который часто забывают.

За примерами далеко не пойдем - и заглянем в каталог VK. Выдергиваем несколько игр-миллионников наугад. Получаем:

Правая часть - оригинальные прародители, левая - «социализированные» варианты популярных игр.


Как видите, нововведений в проектах мало, но работа по обкатке интерфейсов, графики, звукового сопровождения и расчете систем монетизации - колоссальная.

Инвестировать в такие сложные проекты решается очень небольшой процент заказчиков. Оставшиеся - предпочитают ограничиться банальным переносом всем знакомого и простого геймплея в социальную сеть. Так рождаются:

  • Игры, знакомые с детства: крестики-нолики, «найди отличия», «балда» и проч.
  • Всевозможные карточные игры: от покера до «Magic: the Gathering».
  • Казуальные аркады: вроде знакомых всем Lines и Тетриса.
  • «Портированные» в VK игры с консолей двадцатилетней давности.

Примеры «несложных» по геймплею и механике игр в каталоге ВКонтакте.


Наконец, третий мотив заказчика, который приводит его к разработчику:

  • Разработать брендированную игру для социальной сети. Смысл ее - реклама бренда внутри игры, получение нематериального профита в виде коммуникации (общения «бренд-потребитель») и лидогенерации (создания сообщества лояльных пользователей через игру).

Комментарий разработчика: Брендированная игра выполняет немного другие, не «меркантильные» функции. Ее назначение - повысить доверие к бренду и привлечь трафик в группы. А дальше, например, если у вас есть интернет-магазин - вы можете обеспечить ему дополнительный поток посетителей.

Если вы намерились создать брендированную игру, у вас есть два сценария действий:

    Временное брендирование уже работающей игры. Если как следует попросить администрацию ВКонтакте (условия ). Конечно, чем больше игроков - тем дороже будет размещение.

    Разработка собственной игры для вашего бренда. Здесь вы берете на себя двойную ответственность: сделать интересный проект и ввести в него бренд так, чтобы он не вызывал раздражения у игроков.

Из существующего опыта:

Отличный способ брендировать игру и завоевать этим лояльность игроков: вводить бренд постепенно. Например, в «Счастливом фермере» (2009) на определенном этапе игры пользователям предоставили возможность приобрести завод чипсов Lay’s, в похожем проекте «Фармандия» (2011) - фабрику бренда «Быстров», в «Любимой ферме» - ресторан «Calve».

Брендированный элемент решал сразу две задачи:


  • Переходов в группу: 1 665 172.
  • Вступивших в сообщество пользователей: 150 000 человек.
  • Отток из группы после окончания периода брендирования: менее 3%.

Брендированные приложения и игры в социальных сетях становятся всё более подходящими для размещения рекламы. Причем это реклама «нового уровня» - не вызывающая негатива, ненавязчивая и - даже приятная. А бренд, избравший своей тактикой такой «гуманный» путь к потребителю - всегда останется в выигрыше.

Не для кого не секрет, что социальная сеть «Вконтакте» имеет большую популярность, как среди простых пользователей, так и среди тех кто пытается с ее помощью заработать деньги (компании, программисты, дизайнеры, разработчики игр и прочее). Сегодня мы рассмотрим как создать игру вконтакте.

Как создать игру вконтакте: Поэтапное руководство

I Этап

Создание концепта

Этот этап нужен нужен для того что бы наглядно видеть целевую аудиторию и позиционирование игры.

Создание геймплея

Данный пункт в больше части относится, когда создаются небольшие игры, ведь становится вопрос о том к какому жанру будет относится игра.

Игровая механика

II Этап

Разработка прототипа игры

Программисты должны разработать прототип «движка».

III Этап

Альфа-версия

На данном этапе разрабатывается концепция персонажей и графика в целом.

IV Этап

Разработка бета-версии

На этом этапе должно быть готова почти вся игра и 70% контента, в этот момент игра становится доступной для пользователей. В команду набирают тестеров. И время для запуска пиара.

V Этап

Релиз

Вот теперь игру можно открывать широкой публике, и конечно же тут возникнут многие проблемы, появится много правок.

Итак, мы рассмотрели этапы создания игры, но прежде чем перейти к этим этап вы должны понимать, что все игры работают на flash, а значит вам либо самому нужно знать программу либо нанимать специалиста. Так же прежде чем создавать игру необходимо изучить справку API «Вконтакте», которую можно найти прямо в соцсети.

Кроме того, для создания приложений вконтакте необходимо знать язык программирования Action Script.

Зачем нужна игра Вконтакте?

Все очень просто, многие люди зарабатывают на таких играх, ведь большинство игр вынуждают своих пользователей пополнять счет, покупать атрибуты. Так создатели и получают свои деньги, но важно помнить, что 50% от полученных денег забирает себе социальная сеть Вконтакте. Следовательно на первых этапах, можно даже не задумываться о прибыли, ведь она будет минимальна.

Если вам помогла или понравилась данная статья, не забудьте поставить свой лайк , это поможет другим пользователям найти её быстрей. А я смогу узнать, что интересует вас больше всего, чтобы подготовить и написать еще больше интересных и полезных статей! С уважением, Вячеслав.

Небольшие заметки о быстрой публикации игр в социальных сетях. На протяжении пары недель, я экспериментировал с популярными блогами, социальными сетями, с файловыми облаками и нашел немало полезной информации, которой спешу поделиться.

Как разработчика меня всегда интересовал этот аспект, но пока я занимался мобильными платформами и PC, он как-то ускользал от внимания. Все изменилось, когда я начитался бравурных success-историй некоторых девелоперов. А почему бы и нет…

Для работы с браузерными играми я остановился на Blend4Web , в силу его тесной интеграции с Blender и оптимальной поддержкой WebGL . Пока я только изучаю, экспериментирую с открытым игровым проектом и рассказываю об этом на страницах gcup. Но у меня зреет решение, что этот движок будет использован и для коммерческих игр. До заветного финиша еще ой, как далеко. Однако, познакомиться с особенностями распространения таких игр стоит на раннем этапе.

Главная особенность размещения приложений в социальных сетях - это не подключение и использование SDK, а наличие собственного сервера, причем с протоколом HTTPS. Если популярные порталы, наподобие Kongregate, позволяют закачивать игру к себе, то здесь эта забота перекладывается целиком на разработчика. Учитывайте этот момент в своих планах. Мне удалось найти альтернативы собственному серверу, но об этом в будущей статье.

Начну, пожалуй, с BKонтакте , так как эта социальная сеть гораздо дружелюбнее к разработчикам, нежели Facebook.

Если у вас уже есть личный аккаунт в сети, то считайте себя автоматически причисленным к армии разработчиков. Так что остается только зайти под своим логином и перейти на страницу девелоперов.

Эта страница встречает разработчика после нажатия кнопки “Создать приложение”. Нужно знать, что игры в VK размещаются всегда в контейнере IFrame. Причем неважно, что вы туда поместите. Это может быть самописный движок, копия вашего сайта, приложение Blend4Web или что-нибудь другое. Просто на этом этапе выберите вариант IFrame/Flash.

После подтверждения по смс, будет создано приложение VK. Я пропускаю заполнение данных об игре, заливке иконки и т.д. Куда интереснее панель “Настройки”.

В первую очередь обратите внимание на переключатель IFrame/Flash (да, он дублируется еще раз на другой странице). Для приложения HTML5 необходимо выбрать пункт IFrame. И только после выбора, появятся поля для ввода адреса вашего детища. Это может быть единый файл html, если вы экспортировали сцену через опцию Blend4Web (.html) или ссылка к плееру b4w, или просто путь к базовому файлу index.html.

Не надейтесь вбить в этом поле адрес обычного, не защищенного протокола HTTP. “ВКонтакте” автоматически перебрасывает на HTTPS, поэтому обмануть систему не удастся.

Собственно, на этом настройка приложения завершена и вы можете протестировать его на своей странице, а если измените текущее состояние на “видно всем”, то игру увидят все желающие (см. рис. выше). Ссылка на игру находится в списке Приложения.

Кстати интересно, что нет необходимости отправлять проект на модерацию, так как он уже виден всем. Модерация необходима в тех случаях, если вы используете рекламу и монетизацию с помощью API системы или желаете, чтобы игра была размещена в каталоге приложений. Для тестирования, отладки или презентации проекта на личной странице - этого достаточно.

Теперь перейдем к социальной сети Facebook . Здесь не все так просто и однозначно. Подобно VK, в фейсбуке логин пользователя автоматически считается и логином разработчика. Но вот сама регистрация нового приложения и его настройка несколько запутана.

Первоначально нужно определиться с целевой платформой. Так Facebook предлагает на выбор: iOS, Android, Facebook Canvas, Веб-сайт. В нашем случае необходимо выбрать Facebook Canvas. В дальнейшем, ничто не мешает подключить к одному проекту несколько вариантов платформ.

После несложной процедуры подтверждения нового проекта, вы попадете на страницу настроек. Опций на первый взгляд гораздо больше, чем в ВКонтакте и сначала все выглядит запутанно. Так я долго искал, где указывается путь к игре. Оказалось, что по каким-то непонятным мне причинам, начальный выбор платформы чисто фиктивный и уже в параметрах Settings нужно вторично добавить Facebook Canvas (кнопка Add Platform).

Дальше вставляете в поле Secure Canvas URL адрес своего приложения. Причем не ссылку на отдельный файл, а именно директорию (см. рис.). Учтите, что есть еще две тонкости. Во-первых, запускаемый файл должен называться index . Во-вторых, нужно расширение php, а не html. Кроме того, на этой странице вы можете указать размер контейнера или оставить все по умолчанию.

Теперь немного информации о хранении файлов. Уже понятно, что необходимо развертывать собственный сервер для работы с социальными сетями. Я не буду распространяться о выборе VDS, настройке Apache и т.д. Но есть одна проблема с которой сталкиваются большинство начинающих пользователей - получение сертификата SSL . Вкратце, SSL - это цифровая подпись вашего сайта, без которой не настроить протокол HTTPS. Обычно он покупается и за немалые деньги. Однако мне подсказали интересную о получении бесплатного SSL и настройке Apache для работы с ним. К сожалению, материал на английском, но очень подробный.

Как видите, разместить игру в Facebook и ВКонтакте совсем несложно. Я попытался описать только те “грабли”, на которые наступал самолично. Надеюсь, статья сбережет вам немного времени.

Вконтакте - самая популярная социальная сеть в России, которая была разработана Павлом Дуровым по аналогии Facebook. Общественность до сих пор двояко воспринимает этот проект, считая не совсем законным копирование стороннего ресурса, даже несмотря на существенные коррективы со стороны российских разработчиков. Однако отрицать популярность Вконтакте не стоит - каждый второй имеет свою персональную страничку и ежедневно ее посещает. Отдельная тема для разговора - игры в социальных сетях.

Играть любит каждый, особенно если необходимо эффективно и с удовольствием провести свободное время. На сегодняшний день насчитывается более миллиона различных игр и приложений в социальной сети, и эта цифра продолжает стремительно расти. При этом любой пользователь хочет иметь под рукой любимую игру или найти что-то свое. К сожалению, не всегда разработчики игр прислушиваются к мнению целевой аудитории, ведь их главная задача - получение максимальной прибыли от своего детища, что идет вразрез с желанием пользователей тратить минимум денежных средств на виртуальную валюту. Из-за такой рыночной ситуации становится актуальным вопрос, как создать игру Вконтакте.

Как создать игру вконтакте?

Создать собственную игру или приложения для социальной сети - затратное дело, на которое потребуется несколько миллионов, если не миллиардов, рублей. Однако разработчики предусмотрели желания пользователей и предложили более простой выход из ситуации, который заключается в добавлении любимых флеш игр. Такой подход позволит проводить время за любимым занятием, не покидая персональный страницы. Как это сделать?

Для интеграции флеш игры можно использовать уже встроенный сервис социальной сети. Чтобы открыть его, Вам потребуется зайти на свою страницу Вконтакте и перейти во вкладку «Разработчикам». Именно здесь программисты, дизайнеры и просто компании по разработке приложений загружают новые проекты в попытке угнаться за славой и богатством. На главной странице можно ознакомиться с возможностями внешней платформы социальной сети, а также добавить собственное приложение с помощью кнопки «Создать приложение».

Так как никто из нас не является полноценным разработчиком и не имеет за спиной целую студию по созданию полноценных игр, то можно заняться элементарным экспортом flash-игр, которые всегда будут под рукой на Вашей странице. Чтобы осуществить задуманное, Вам необходимо ввести название, описание игры, иконку, а также выбрать тип «iFrame\ Flash приложение».

После заполнения всех необходимых полей, можно перейти к загрузке приложения. На мобильный телефон, привязанный к учетной записи в социальной сети, придет сообщение с кодом доступа для создания игры. Это простая предосторожность, связанная с активной деятельностью автоматизированных систем, поэтому держите телефон при себе. Дальше несколько проще: загружаете файл SWF с компьютера или даете страницу на flash-приложение с интернета и подтверждаете действия. Готово! Можно приглашать друзей и просто наслаждаться простой аркадой, не выходя из Вконтакта.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...