Смотреть что такое "Послевузовское профессиональное образование" в других словарях

Послевузовское профессиональное образование - это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. По ее результатам соискателю присваивается соответствующая ученая степень или определенная профессиональная квалификация.

Ступени в академической карьере

Сегодняшнее послевузовское образование включает две ступени:

  • Адъюнктура, или аспирантура. На этом этапе образования студенты занимаются подготовкой диссертации, основанной на самостоятельных исследованиях. По результатам защиты работы присваивается ученая степень кандидата наук. Если соискатель прикреплен к научной организации или высшему учебному заведению для работы над диссертацией, то срок подготовки к защите не ограничивается.
  • Докторантура. На этом этапе работа направлена на соискание степени доктора наук.

До вступления в 2013 году в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ступени послевузовского образования отличались от существующих сейчас. Как и в СССР, в России к послевузовскому образованию до 1 сентября 2013 года относились аспирантура, докторантура, интернатура, ординатура и ассистентура-стажировка.

Современное послевузовское образование включает отдельные специализированные формы подготовки:

  • Ассистентура-стажировка. Рассчитана на имеющих высшее образование в сфере искусств представителей творческих профессий и педагогов творческо-исполнительских направлений.
  • Адъюнктура. Аспирантура вузов, занимающихся подготовкой служащих силовых структур - МЧС, МВД, Вооруженных Сил РФ, ФСНК и т. д.
  • Ординатура. Специализированное послевузовское профессиональное образование врачей и фармацевтов - выпускников медицинских и фармацевтических вузов. Проходит на базе медвузов, научно-исследовательских заведений или институтов усовершенствования с целью углубленной подготовки высококвалифицированных врачей и фармацевтов. После ординатуры первые получают право самостоятельно оказывать специализированную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения или в виде частной практики, вторые – занимать определенные должности фармацевтических работников.

Таким образом, с 2013 года в адъюнктуре, ассистентуре и ординатуре ведется подготовка профессионалов высшей квалификации, в докторантуре – научных сотрудников.

Законодательная база послевузовского образования

Закон об образовании в редакции 2014 года защищает права будущих кандидатов наук. Согласно его положениям аспиранты имеют право:

  • на отсрочку от призыва на военную службу;
  • сохранение за собой занимаемой до поступления в аспирантуру должности и предоставление отпуска без потери заработной платы в случае необходимости повышения квалификации;
  • ежегодное пособие в размере двух стипендий, предназначенное для покупки учебных материалов;
  • место в общежитии на время работы над диссертацией и сдачи экзаменов;
  • минимум один оплачиваемый выходной (тариф – половина дневной заработной платы);
  • стипендию (те, кто обучается на бюджетной основе).

Также Федеральный закон № 273-ФЗ, заменивший два действовавших до 2013 года закона – «Об образовании» в прежних редакциях и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», защищает и права тех, кто обучается в докторантуре. Соискатели степени доктора могут:

  • получать ежегодное пособие и стипендии, в случае если они обучаются на бюджете;
  • бесплатно использовать лаборатории, библиотеки и пособия, предоставляемые высшим учебным заведением;
  • сохранить за собой место работы.

Все вопросы, связанные с материальным обеспечением будущих кандидатов и докторов наук, решаются местными и федеральными органами власти.

Условия поступления в докторантуру и аспирантуру

Поступление в аспирантуру и докторантуру также регламентируется законом об образовании. Право повысить свою квалификацию в аспирантуре предоставляется лицам, уже получившим высшее образование по программам специалитета или магистратуры, в докторантуре – обладателям степени кандидата наук.

Для приема в докторантуру соискатель должен иметь:

  • трудовой стаж (минимум год) в направляющей организации;
  • научные достижения, исследования, патенты и т. д.
  • план подготовки диссертации.

Послевузовское обучение в аспирантуре и докторантуре осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе. Сроки подачи документов регулируются образовательным заведением. Все сведения об экзаменах и пакете необходимых документов образовательные организации публикуют в свободном доступе.

Преимущества послевузовского образования

Послевузовское профессиональное обучение дает возможность полностью реализовать личностный творческий потенциал. Послевузовское профессиональное образование врачей, педагогов, деятелей искусства и сотрудников правоохранительных органов – обязательный этап, без которого получить работу на серьезной должности просто невозможно.

Как правило, обучение в аспирантуре, докторантуре или по дополнительным программам занимает два-три года, и только для некоторых специальностей технических и естественных отраслей наук срок может быть увеличен до 4–5 лет. Этого времени вполне достаточно, чтобы способные молодые люди смогли зарекомендовать себя как перспективные сотрудники и после окончания аспирантуры, ординатуры или докторантуры получить хорошую должность.

После получения высшего образования в отечественных странах многие специалисты хотят получить дополнительное образование за границей. Такое желание может быть обусловлено разными причинами — кому-то необходимо повысить собственный профессиональный уровень, кто-то хочет получить знания, которые даются за рубежом, а кто-то хочет выбрать новую стезю. Вне зависимости от причин, все большее количество людей интересуются возможностью получения послевузовского образования за границей. И сегодня мы рассмотрим, что для этого нужно, что представляет собой такое образование и насколько возможно его получить нашим соотечественникам.

Что включает в себя образование после вуза?

После получения диплома в отечественном вузе проходит некоторое время и действующие специалисты задумываются о повышении квалификации или о получении дополнительной. Послевузовское образование — понятие широкое, поэтому включает в себя следующие разновидности:

  • Магистратура за рубежом. Предусматривает получение международной степени магистра наук с возможностью дальнейшего продолжения научной деятельности. Подходит для тех, кто хочет большее внимание уделить теоретическим аспектам изучаемой науки и, при возможности, продолжить её углубленное изучение.
  • Аспирантура за рубежом. Если у человека уже имеется степень магистра наук, полученная в отечественном или зарубежном вузе, он может претендовать на дальнейшую ученую деятельность, поступив в аспирантуру. Данное направление предусматривает подготовку кадров с наивысшей квалификацией, которые в итоге будут идеально владеть как теоретическими, так и практическими аспектами изучаемой науки.
  • Второе высшее образование за рубежом. В данном случае все просто — при необходимости или желании, человек может получить второе высшее образование, которое никак не связано с предыдущим (в отличие от предыдущих пунктов). Подходит для тех, кто желает освоить новые науки и получить дополнительные знания в отрасли.
  • Стажировки за рубежом. Предусматривают участие лиц в различных программах по разным направлениям деятельности — практически для каждой специальности существуют программы стажировок, на которых учащиеся могут получить международный опыт деятельности.

Отметим, что послевузовское образование не включает в себя различные программы обмена — данные направления доступны не только для выпускников, но и для студентов вузов.

Насколько популярно послевузовское образование за границей?

Популярность дополнительного образования за границей растет с каждым днем. Об этом свидетельствуют и данные в Интернете (все большее количество школ и компаний, предлагающих услуги для соотечественников), так и статистические данные заграничных учебных заведений. В качестве примера приведем дистанционные программы обучения — если в начале/середине 2000-х они не пользовались популярностью, то сегодня вузы с дистанционным обучением предоставляют данные, свидетельствующие о большом количестве учащихся из стран СНГ.

Популярностью пользуются страны Восточной Европы (Чехия, Польша, Словакия) благодаря относительно низкой стоимости обучения и проживания, США и Западная Европа (Германия, Франция и Британия), благодаря высокому уровню предоставляемых знаний и опыта, а в последнее время популярность приобрели и развитые страны Азии — Япония и Китай, которые успешно объединяют в себе преимущества двух вышеперечисленных категорий.

Преимущества послевузовского образования за рубежом

Среди всех преимуществ отметим наиболее существенные:


Сложно ли попасть на обучение за границу и насколько сложно учиться за рубежом?

Ответим следующим образом: поступить в зарубежный вуз или на стажировку намного проще, чем продолжать учиться и получать знания. Фактически, для поступления необходим стандартный пакет документов (диплом о высшем образовании, загранпаспорт с визой, приглашение от вуза, справки о несудимости/отсутствии заболеваний и справки о наличии достаточного количества средств для нахождения в стране), плюс документы, которые могут требоваться отдельными вузами. Для поступления в престижные вузы необходимо и наличие сертификатов IELTS/TOEFL, подтверждающих высокий уровень владения английским языком и, при необходимости, сертификаты знания национального языка.

Учиться за рубежом или проходить стажировку сложнее, чем в отечественных вузах. Преподавательский состав и управление заботятся о собственной репутации, поэтому учеба не покажется легкой, а возникающие проблемы в обучении придется решать не привычными в отечественных вузах способами, а собственными силами. Но есть и приятный момент — если студент или стажер действительно хочет получить образование, для него не будут создавать никаких препятствий, а преподаватели и работодатели будут только способствовать обучению, помогая при необходимости и предоставляя дополнительные знания.

Стоимость послевузовского обучения

Стоимость зависит от множества факторов — типа обучения (цены на магистратуре, аспирантуре, стажировке или втором высшем образовании будут разными), престижности вуза (те же Сорбонна или высшая школа бизнеса Лондона будут иметь очень высокие цены), длительности обучения, стоимости проживания в стране и т.д. При неограниченном бюджете и обширных знаниях можно выбирать престижные вузы, которые дают высочайший уровень образования, при ограниченном бюджете можно ориентироваться на новые частные вузы или на государственные вузы с возможностью бесплатного обучения. В среднем, год обучения в европейских странах или США обойдется в 15-20 тысяч долларов (хотя стоимость престижного образования MBA за рубежом может достигать и более 100 тысяч долларов в год).

Можно ли бесплатно получить послевузовское образование за границей?

Да, это не составляет никаких проблем. Во многих государственных вузах Европы, Азии и США есть стипендиальные и другие программы, позволяющие бесплатно учиться студентам из отечественных стран. Однако в каждом случае учащимся предъявляются требования, необходимые для бесплатного обучения. Учитывая практический опыт, отметим, что много отечественных студентов, аспирантов и стажеров проходят бесплатное обучение по специальным программам, а уровень их образования ничем не отличается от тех студентов, которые находятся на платном обучении.

1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.

(в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 N 232-ФЗ , от 16.06.2011 N 144-ФЗ )

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ , от 29.12.2006 N 258-ФЗ , от 24.10.2007 N 232-ФЗ , от 16.06.2011 N 144-ФЗ )

(см. текст в предыдущей редакции )

2.1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются соответственно этими университетами.

Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

3. Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования:

диплом бакалавра;

диплом специалиста;

диплом магистра.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

редакции )

5. Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени ( диплом кандидата наук или диплом доктора наук).

Лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование при обучении в форме ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, лицам, получившим такое образование в ординатуре, интернатуре, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии со статьей 21 “Закона об образовании” подготовка профес­сорско-преподавательских кадров осуществляется через систему послевузов­ского образования в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре при образовательных и научных учреждениях. Видное место занимают многие НИИ Российской академии образования (РАО) и Российской академии наук (РАН).

Спецификой организации фундаментальных исследований в России явля­ется наличие крупных научных школ в институтах РАН и вузах, играющих пере­довую роль в мировой науке. Сформировалась система образования, основанная на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличная от многих других систем Европы и США. На фундаменте этой системы ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагоги­ческие кадры математиков, физиков, биологов и других специалистов для всех вузов страны и других учреждений. Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки предусматривалась федеральной целевой программой “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.”

Подготовка молодых вузовских преподавателей осуществляется за счет выпускников вузов, проявивших за время учебы склонность к научной работе и по рекомендации кафедр сразу по окончания вуза для продолжения образования в аспирантуре (либо через два года работы). За время учебы в аспирантуре надо сдать экзамены кандидатского минимума, подготовить и защитить диссертацию

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания, либо изложены обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий см. в Российской газете от 10.10.94.

Докторантами становятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть квалификационной работой, в которой на основе выполненных ав­тором исследований разработаны теоретические положения, совокупность кото­рых можно квалифицировать как новое крупное достижение, имеющее важное значение, или изложены технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

К 1995 г. в России аспирантура имелась при 1332 учреждениях, в т.ч. при 477 вузах, численность аспирантов составляла 53,5 тыс. Из 12,3 тыс. выпуска ас­пирантов 1994 г. защитили диссертации 2,7 тысяч, а из 464 докторантов защи­тили диссертации 16 человек, что вряд ли можно считать достаточным.

Ученое звание профессора может быть присвоено, как правило, лицу, имеющему ученую степень доктора наук, ведущего преподавательскую, научную и методическую работу в области образования. Ученое звание доцента присваи­вается лицу, имеющему ученую степень кандидата наук, ведущего преподава­тельскую, научную и методическую работу в области образования.

С начала 90-х гг. в количественной и качественной структуре научно-педа­гогических кадров все более проявлялись негативные тенденции: увеличивался отток наиболее квалифицированных специалистов. Высшую школу покинул ка­ждый шестой профессор, и каждый десятый доцент.

Для повышения эффективности воспроизводства научно-педагогических кадров можно выделить следующие направления:

предоставление вузам гарантированное бюджетное финансирование, опти­мальное использование ресурсов и средств;

сконцентрировать подготовку научно-педагогических кадров в крупных вузах, располагающих высоким уровнем специалистов - докторов и профес­соров;

развитие специализации и кооперации при подготовке и использовании на­учно-педагогических кадров;

полнее использовать возможности вузовского сектора на путях разумной и эффективной коммерциализации научной деятельности.

Многоуровневая система подготовки специалистов по Зако­ну “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” закрепляет такие ступени высшего профессионального образования, рассчитанные:

œ не менее чем на 4 года, подтверждаемое присвоением лицу, прошедшему итоговую атте­стацию, квалификацию “бакалавр”;

œ не менее чем на 5 лет, подтверждаемое присвоением лицу, прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию “дипломированный специа­лист”;

œ не менее чем на 6 лет, подтверждаемое присвоением лицу, прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию “магистр”.

Часть вузов перешла на двухступенчатую систему обучения 2 и 4 года. По­сле завершения первой ступени, дающей широкую общеобразовательную подго­товку, студент получает степень бакалавра, и при получении углубленных специ­альных знаний и степени магистра.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономика образования

Введение Предмет и задачи курса Экономика образования Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным... Введение... Предмет и задачи курса Экономика образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отраслевой аспект образования.
Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйс

Особенности образовательных услуг.
Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наиме­нование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему з

Научные подходы к системе образования
Ядром всей системы экономических наук является экономическая теория. Она служит методологическим ключом других экономических наук, вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономически

Экономика образования как учебная дисциплина.
Главную содержательную часть учебной дисциплины составляют на­учные знания. С другой стороны, и наука не может развиваться без изучения и освоения системы этих знаний подрастающим поколением.

Основные элементы системы образования
Система профессионального образования является сложной и иерархической, ди­намично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой

Профессиональные учебные заведения.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного обще

Многоуровневая система высшего образования
После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ста­вившая целью подготовку специалистов к решени

Профессиональная подготовка и профессиональное образование
Профессиональная подготовка имеет целью приобретение человеком умений и навыков для выполнения работы, предназначенной для рабочих профессий. Эта под­готовка не является повышением образоват

Программы магистратуры
Магистратура в России является третьим уровнем высшего профессионального образования. Полный нормативный срок освоения профессиональной образователь­ной программы по очной форме обучения - 6 лет. С

Характеристика системы образования
Показатели системы образования в России за период с 1985 по 2000 гг. приведены в табл. 1.2, где можно пронаблюдать следующие тенденции (по сравнению с 1985 г.): 1. Число учебных заведений.

Международные показатели в области образования
Важным методом оценки существующего состояния системы образования Россий­ской Федерации по отношению к высокоразвитым странам является сравнение показа­телей на международном уровне, это позволяет

Проблемы системы образования
Существующая система образования является симбиозом административной сис­темы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода Рос­сийской Федерации. Рассмотрим основные недостатки и

Общие проблемы образования России
1. Социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кри­зисное положение экономики, острый дефицит бюджета привели к неудовлетвори­тельному финансированию образования. В 90-х гг.

Ведущие тенденции нового столетия
Сокращенный вариант доклада.министра образования РФ В.М. Филиппова. Осмысливая происходящее в нашей стране и в мире, трудно удержаться от вывода, что мы стоим на пороге новой эпохи. Эпохи, в которо

Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческ

Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов всего государства и его институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить: - реализацию конституционного права и равные

Ожидаемые результаты реализации Доктрины
Качество образования: - создание демократической системы образования, гарантирующей необходи­мые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; - индив

Федеральная программа развития образования
Принята Государственной думой РФ 15 марта 2000 г. как Федеральный Закон, регламентирующий государственную политику в области образования, и в качестве основы выделения средств из федерального бюдже

Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р. Она не толь­ко "вобрала" в себя актуальные положения предыдущих, но и развила их, расширила спектр целей и задач реформирова

Качество образования
Качество образования включает ряд компонентов, среди которых можно выделить следующие. 1. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные

Возрастание роли внебюджетных средств
Впоследнее время увеличивается доля внебюджетных средств в образовании. Они формируются за счет привлечения средств населения по следующим направлениям: -введение платы за образование;

Традиционная европейская (германская) модель
Традиционная система высшего образования, существующая в настоящее время во всех европейских странах, обязана своим развитием прежде всего Германии и, отчасти, Франции. Образование в облас

Стратегия реформирования системы образования
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения постав­ленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффектив­ного распределения ресурсов. Стратеги

Основы бюджетного законодательства РФ
Основным документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность бюджетных учреждений является Бюджетный кодекс Российской Федерации, приня­тый Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ и введ

Смета доходов и расходов ГОУ
Смета является основным финансовым планом государственного образователь­ного учреждения (ГОУ). Она составляется в виде баланса доходов и расходов. При разработке сметы решаются следующие

Современное состояние учебно-материальной базы.
Состояние учебно-материальной базы сферы образования, обеспе­чен­ность средних общеобразовательных школ учебными кабинетами, мастер­скими дана в таблице.

Базы образования в РФ
Программа строительства учебных заведений предусматривает на 2001-2995 гг.: Капстроительство - 843 млрд. руб. (при 40% индексе цен); дошкольные учреждения –1150 тыс. мест; школы – 302 тыс. мест; ПТ

Роль преподавательского потенциала в развитии образования.
Отрасль образования готовит квалифицированные кадры для всех отраслей экономики, в т.ч. и для себя. Подготовку преподавателей и воспитателей для всех ступеней образовательных учреждений осуществляю

Воспроизводство педагогических кадров в современных ус­ловиях.
Педагогические кадры готовятся в высших и средне специальных учеб­ных заведениях. В системе образования на педагогическое приходится более пятой части вузов страны, и каждый третий студент. Наиболь

Сущность и структура оплаты труда
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовн

Системы оплаты труда
Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная. Формы оп­латы труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-пр

Трудовые договоры
Труд в образовательном комплексе является важной составной частью совокупно­го труда в масштабе народного хозяйства и имеет немало общего с другими видами трудовой деятельности, особенно в сфере на

Трудовой договор
Трудовые отношения в системе образования регламентируются ст. 331-336 Тру­дового кодекса РФ и Законом РФ "Об образовании". В соответствии со ст. 56 Закона РФ "Об образовании

Рабочее время работников образования
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам об­разовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабоче­го времени, а также минимальная продол

Сущность эффективности образования
Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комп

Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построен

В Российской Федерации сложились 3 формы послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров - интернатура, ординатура и аспирантура (докторантура) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Оно предоставляет специалистам возможность повышать уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Обучающиеся в ординатуре и интернатуре медицинских и иных высших учебных заведений - слушатели, правовое положение которых при получении образования соответствует статусу студента высшего учебного заведения.

Врачу, завершившему обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшему итоговую аттестацию, выдают документ о соответствующем образовании. При этом высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документ государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. Форма такого документа утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования - необходимое условие для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении следующего уровня образования.

Интернатура (первичная специализация) - одна из форм послевузовского профессионального образования; цель ее - совершенствование практической (клинической) подготовки врачей (провизоров) и повышение их профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной работе по специальности.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) - обязательная форма профессиональной подготовки для врачей, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, которая служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Одногодичная интернатура впервые открыта в 1967 г. Первые специальности - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, неврология и инфекционные болезни, в настоящее время существует 30 специальностей. Порядок обучения определен приказом Министерства здравоохранения «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» от 20 января 1982 г. № 44.

Отличительные организационные характеристики интернатуры - очное обучение по клиническим специальностям с началом учебного года 1 августа, окончание - 1 июля. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатуры) - не более 1 года.

Образовательная программа обучения включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

Обязательные дисциплины (ОД.И.00);

Факультативные дисциплины (ФД.И.ОО);

Обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00);

Практика (П.И.ОО);

Итоговая государственная аттестация (ИГА.И.00).

Врачам, окончившим интернатуру, выдают удостоверение, а с 2013 г. - диплом. с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста и сертификат специалиста.

Статус интернатуры из всех трех форм послевузовского образования медицинских (фармацевтических) кадров законодательством в явном виде не определен. С одной стороны, закон «Об образовании» определяет ее как «первичную годичную послевузовскую подготовку». С другой стороны, в статье 25 «Послевузовское профессиональное образование» этого закона к формам послевузовского профессионального образования отнесены только ординатура, аспирантура (адъюнктура) и докторантура, интернатура в этот перечень не входит. В то же время приказ Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. № 148 «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» объединяет интернатуру, ординатуру, аспирантуру, докторантуру понятием «послевузовская подготовка». Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1996 г. интернатура тоже отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.

В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» отсутствует упоминание об интернатуре как одной из форм послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров.

Ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого для подготовки или переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

Основная задача обучения врачей в клинической ординатуре - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Обучение в клинической ординатуре происходит с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения - 2 года.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют врачи, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу. Наряду с этим до настоящего времени сохранена «целевая клиническая ординатура», в которую набирают по плану Минздрава России или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

Клинических ординаторов готовят по индивидуальному плану, разработанному ординатором совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры.

Образовательная программа обучения в ординатуре включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

Обязательные дисциплины (ОД.О.00);

Факультативные дисциплины (ФД.О.00);

Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00);

Практика (П.О.00);

Итоговая государственная аттестация (ИГА.О.00).

Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, само-

стоятельно определяют сроки проведения практики (П.0.00) и форму контроля и отчетности о ней.

По результатам итоговой государственной аттестации решением аттестационной комиссии врачам, окончившим обучение в клинической ординатуре, выдают сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную работу. Кроме того, выдают удостоверение об окончании ординатуры.

Научно-педагогические и научные кадры готовят в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право заниматься послевузовским профессиональным образованием.

Предоставление возможности специалистам с высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в аспирантуре и докторантуре регламентировано Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

Аспирант - специалист, который имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант - специалист, имеющий ученую степень кандидата наук и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимают граждан Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре происходит в очной или заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений в очной форме - не более 3 лет, в заочной форме - 4 лет.

В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимают граждан Российской Федерации, имеющих ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре - не более 3 лет.

Специалистам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивают ученую степень и выдают соответствующий документ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...