Назначает с согласия государственной думы председателя правительства. Права и обязанности президента рф по конституции кратко

Статья 83.

А) Назначает с согласия Государственной думы председателя правительства РФ.

Президент не имеет право принять единоличное решение о назначении председателя правительства РФ. Только с согласия Государственной Думы.

Статья 111.

Из постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" следует, что Президент Российской Федерации вправе вторично представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру на указанную должность, представление одной и той же кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации три раза подряд не допускается. Государственная Дума не может бытьраспущенапо основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, вследствие трехкратного отклонения одной и той же кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации.

Статья 83.

Г) Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя центрального банка России.

В (ст. 103, п. в), написано что Государственная дума назначает на должность, и освобождает главу ЦБ от должности. Далее из ФЗ «О Центральном Банке России» в статье 14 говориться что, в случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Т.е. процедура автоматическая, Президент не влияет на принятие решения, и не может назначит и даже рекомендовать более двух раз ту кандидатуру, которая будет не угодна.

Д) По предложению председателя правительства РФ назначает на должность заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров.

Назначение это только по предложению председателя правительства, сам Президент не может выбрать кандидатуру, он может ее отклонить, только председатель правительства предложит другую, которая будет идти все равно от него. А реально положение из статьи «назначает на должность» означает, что он просто подписывает, а выбор кандидатуры не входит в его полномочия.

Е) Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ.

При этом Президент только вносит предложения о соответствующих кандидатурах, а само назначение производит Совет Федерации. Решение об освобождении от должности Генерального Прокурора также принимается Советом Федерации.

Статья 84.

А) назначает выборы в Гос. Думу в соответствии с конституцией РФ и федеральным законом.

Президент РФ назначает выборы Государственной Думы при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок.

В) назначает референдум в порядке, установленном федеральным законом.

А если посмотреть этот ФКЗ «О референдуме РФ», то там написано про инициаторов референдума, и Президента там нет. Не имеет право Президент проводить референдум.

Е) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием.

Послание Президента не является нормативным актом, обязательным для исполнения органами государственной власти. Это одно из основных средств общения главы государства и парламента. Послание лишь субъективное мнение Президента, которое никто не обязан выполнять. В идеале задача по его выполнению должна ложиться и на Правительство, ответственное за реализацию основных направлений политики, но в реальности послание саботируется правительством.

Статья 85.

1. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Т.е. Президент ничего решить не может, не имеет никаких полномочий для решения столь важных вопросов. Здесь его можно сравнить с курьером, который просто должен отнести соответствующие бумаги в суд.

Т.е. Президент может только приостановить акт, но не может отменить его. Лишь на время приостановил, и передал в суд. Опять же курьерские полномочия.

Статья 89.

А) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Но не имеет право лишить гражданства.

Статья 87.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
А в (статье 102 пункте б) написано, что Государственная дума принимает решение об утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; и также утверждается указ о чрезвычайном положении из статьи (102, п. в). Президент опять же ничего не решает, а только предлагает решить вопрос Государственной думе, а в свою очередь дума может и не принять решение об утверждении указа Президента.

Статья 90.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
То есть Президент РФ должен действовать и следовать оккупационным положениям которые прописаны в Конституции, и Президента нет никакого право ни Конституцию поменять, ни федеральный закон отменить. Вот вам и «Президентская республика».

Статья 91.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Статья 92.

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.
Очень интересный вариант второй. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов. Вот вам и одна из форм свержения Президента прописанная в Конституции.

Статья 93

При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции ввели меру, которая предусматривала возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР. Чего не было не в Конституция 1977г. и 1936г. Никто даже в мыслях не смогли бы представить, что Председателя Президиума Верховного Совета мог кто то отрешить от должности. С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ.

Статья 107

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 80

Гарантом Конституции.

То есть у Президента нет выхода, если он даже не хочет подписывать, то должен действовать в рамках своих обязанностей прописанных в Конституции. Он должен подписать.

В России формирование гражданского общества заложилось в период "перестройки". В РФ президент впервые был избран в 1991 году. У главы РФ есть обязанности и права после вступления в должность, которым он должен следовать.

Функции президента

В России, согласно основному документу страны, власть принадлежит народу. Народ в стране многонационален. Задача главы государства - обеспечение прав граждан страны. Он также должен отследить выполнение обязанностей судебными органами, законодательной и исполнительной властями. Кого назначает президент РФ на различные должности, прописано в конституции РФ.

Президент не представляет одну или несколько из основных ветвей власти, он занимает особое положение. Но глава государства выбирает курс, по которому будет двигаться страна. При этом президент обязан руководствоваться конституцией.

Глава представляет страну внутри государства и за его пределами. Он является представителем за рубежом и руководит внешней политикой. При необходимости отдает приказы для обеспечения суверенитета страны, потому что является

Руководитель страны формирует правительство или инициирует его отставку. Кого назначает президент РФ внутри правительства, зависит от взаимодействия председателя правительства и президента. - вершина исполнительной власти, а глава государства отслеживает соблюдение конституции РФ и взаимодействие трех ветвей власти.

Права президента по конституции

В России народ имеет право выбирать президента, следовательно, глава государства ответственен перед народом. Глава имеет право контролировать власть, но не относится к ней. В исполнительной власти верхушкой является правительство страны, законодательной руководит парламент, судебная власть принадлежит верховному суду. Предполагается, что у главы особая власть. Правительство РФ назначает президент, с согласия

Независимость от других ветвей власти приводит к ситуации, что в случае государственной измены и отставки, привлечь к ответственности главу страны сложно.

Президент при работе с правительством может:

  • накладывать вето на решение правительства;
  • предлагать кандидатуры на государственные должности;
  • назначать выборы в парламент, в том числе, и внеочередные;
  • создавать указы или другие документы, которые могут иметь силу до тех пор, пока не появится аналогичный закон;
  • вести международные переговоры и подписывать законы;
  • вводить чрезвычайное положение на территории страны.

Обязанности президента

Обязанности главы государства неразрывно связаны с его правами. Все функции и обязанности руководителя страны сводятся к обеспечению суверенитета и взаимодействию внутри страны.

Основные обязанности главы государства включают список, кого назначает президент РФ:

  • назначение премьер-министра;
  • определение высшего командования вооруженных сил РФ;
  • назначение верховного судьи;
  • предложение законопроектов для решения ГД;
  • определение необходимости референдума;
  • обращение к Федеральному Собранию с ежегодным обращением;
  • определение военной тактики государства;
  • предоставление политического убежища;
  • предоставление гражданства РФ;
  • контроль соблюдения Конституции.

Акты президента РФ

Глава государства может издавать два вида актов - указы и распоряжения. Документы имеют действие на все территории страны. Акты не могут не соответствовать основным законам страны. Конституция РФ - основной документ и указы президента носят подзаконный характер.

Индивидуальные распоряжения о назначении или освобождении от должности имеют отношение к лицам, указанным в документе.

Часто акты главы государства необходимы, чтобы восполнить пробел в законодательной базе. Не всегда закон позволяет находить выход из ситуации, тогда появляется необходимость в дополнительных документах. При утверждении закона, достаточного для принятия решения, теряют силу.

Назначение правительства РФ

Согласно конституции назначает председателя правительства. Смена председателя происходит в двух случаях:

  • выборы нового президента РФ;
  • отставка председателя правительства.

В обоих случаях глава государства должен в течение двух недель предложить новую кандидатуру на этот пост. В случае смены руководителя страны срок отсчитывается со дня вступления президента в свои полномочия. Если по решению президента председатель правительства отстранен от должности, то две недели считают со дня отставки предыдущего главы.

На практике, требуется меньше времени, чтобы определиться с кандидатом.

Выборы председателя государственной думы

Председатель государственной думы в России - лицо значимое. Полномочия председателя длятся 5 лет и заканчиваются вместе с окончанием созыва думы.

В обязанности председателя входит:

  • предоставление информации о законопроектах действующим депутатам;
  • решать спорные вопросы между федеральными и региональными элементами;
  • проводить заседания палаты;
  • руководить думой, назначать руководителей.

Должность значимая и можно предположить, что президент РФ назначает но это не так. Избранные депутаты путем тайного голосования выбирают председателя из числа кандидатов. Каждая фракция выдвигает своего претендента. Выборы считаются состоявшимися, если за одного кандидата отдано не менее 50% голосов. В противном случае назначается второй этап, в котором принимают участие 2 кандидата, набравших максимальное количество голосов.

Кто назначает прокурора

Прокуратура представляет собой централизованную систему во главе с генеральным прокурором. Согласно ст. 129 Конституции РФ, Генеральный прокурор представляет высшую ступень судебной власти.

Создается впечатление, что президент РФ назначает прокуроров на разных уровнях, но, на самом деле, глава государства может предложить кандидата на должность главного прокурора РФ. Решение о том, кто займет эту должность, остается за Советом Федерации, который может утвердить предложенного кандидата или отказаться от него.

Генеральный прокурор несет ответственность перед народом и приносит присягу на Конституции РФ перед Советом Федерации. Прокурор имеет титул главного советника юстиции.

Выборы Федерального собрания РФ

Федеральное собрание в России - высший орган власти. Кого назначает президент РФ в этой структуре?

Федеральное собрание принимает решающую роль в создании законов, может выступать с обращениями к главе государства или составлять заявление.

Федеральное собрание состоит из Государственной думы и Совета Федерации. От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя. В верхнюю палату федерального собрания РФ президент назначает представителей РФ, которые составляют до 10% членов верхней палаты.

Заседания Совета Федерации и Государственной думы проходят отдельно, один и тот же человек не может работать в обеих палатах Федерального Собрания. Но иногда случаются ситуации, при которых все депутаты собираются вместе:

  • при заслушивании посланий президента;
  • при выступлении глав других государств;
  • при заслушивании послания Конституционного суда.

При составлении законов в Государственной думе они проходит несколько чтений. Далее закон должен быть согласован Федеральным собранием. Президент подписывает закон или накладывает на него вето. Совместная работа всех органов власти способствует развитию государства.


Решение, Верховный Суд Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, от 27.4.2001 г., № ВКПИ 01-24

Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерацииtc "Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации"
Решение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. ВКПИ 01-24 по жалобе Терентьева А.В. об отмене Указа Президента Российской Федерации от 11 апреля 1997 г.
· 336, согласно которому он освобожден от должности начальника Главного управления боевой подготовки
· заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке, в связи с тем, что в постановлении военного прокурора ставился вопрос об отстранении, а не об освобождении его от должности, а также в связи с тем, что в отношении его вынесен оправдательный приговор
Генерал-полковник Терентьев А.В. обратился в Верховный Суд с жалобой, в которой просит признать Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1997 г.
· 336 в части освобождения его от занимаемой должности незаконным и обязать министра обороны РФ восстановить его в прежней или равной должности.
По мнению заявителя и его представителя, высказанному в судебном заседании, Президентом Российской Федерации при издании упомянутого Указа был нарушен Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР», в частности ст. 153 УПК РСФСР, согласно которой прокурором вынесено постановление об отстранении Терентьева от занимаемой должности, а Президент Российской Федерации своим Указом от занимаемой должности его освободил.
Кроме того, после вынесения 5 марта 2001 г. в отношении Терентьева оправдательного приговора, вступившего в законную силу, по мнению заявителя, отпали основания для отстранения его от должности и он подлежит восстановлению в прежней или равной должности.
Представитель Президента Российской Федерации и министра обороны Российской Федерации против доводов заявителя и его представителя возражал и просил суд жалобу Терентьева оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав Терентьева и его представителя, представителя Президента Российской Федерации и министра обороны Российской Федерации и заключение прокурора, полагавшего жалобу Тереньтева необоснованной, Верховный Суд РФ находит жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
17 марта 1997 г. Терентьеву было предъявлено обвинение в мошенничестве в крупном размере и в злоупотреблении должностными полномочиями, в связи с чем 18 марта 1997 г. заместителем Главного военного прокурора было санкционировано постановление об отстранении его от должности начальника Главного управления боевой подготовки
· заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке и в тот же день направлено министру обороны РФ для исполнения.
В связи с этим министром обороны Российской Федерации было направлено представление об освобождении Терентьева от занимаемой должности Президенту Российской Федерации, который в соответствии с п. «л» ст. 83 Конституции Российской Федерации издал обжалуемый заявителем Указ от 11 апреля 1997 г.
· 336, освободив Терентьева от занимаемой должности.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Какие существуют обязанности у президента РФ? В статье мы подробнее осветим данную тему. В скобках будут указы статьи из Конституции РФ, если не будет пояснения на иные нормативно-правовые акты.

Институт президентства

Многие думают, что должность президента появилась в нашей стране после распада Советского Союза. На самом деле это не так: впервые этот пост был введен в 1990 году в СССР.

Это произошло в результате нового закона "О демократизации" 1988 года. М.С. Горбачев провел демократические реформы, после чего высшим органом в стране стал Съезд народных депутатов. Президент СССР - глава исполнительной власти - избирался на этом Съезде и юридически подчинялся ему. Т.е. в СССР, в конце своего существования, создали некое подобие демократической парламентской республики, которая отдаленно напоминала современную систему ФРГ- с канцлером и Италии - с премьер-министром. Но существенными отличия были в том, что советский парламент состоял из 2250 депутатов, который собирался примерно один раз в год, а также в том, что существовала одна партия - КПСС.

Конечно, в конце существования СССР последняя особенность была ликвидирована: вводились многопартийность и гласность, однако до западных демократий Союзу было еще далеко. Тем не менее современная Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была организована еще при СССР (1989 год) и носила название ЛДПСС. Сегодня это не принято вспоминать, так как считается, что мы разрушили старую тоталитарную систему и создали новую, демократическую. Но справедливости ради мы должны отметить то, что в СССР - на закате своего существования - всё же наметились политические и экономические реформы.

Политический кризис в России: принятие Конституции и декларирование прав и обязанностей президента страны

История нашего государства могла повернуться так, что должности президента могло и не быть. Обязанности президента РФ были продекларированы только в декабре когда приняли новую Конституцию, однако до этого времени в политическом руководстве нашей страны произошел раскол на два лагеря:

  1. Первые хотели видеть во главе государства Верховный совет РФ, которому бы и подчинялся президент. Они направляли вектор политического развития нового государства по старому советскому пути. Возможно, что этот вектор и трансформировался бы со временем в парламентскую республику, но люди хотели кардинальных перемен во всех сферах общества.
  2. Вторые были сторонниками президентско-парламентской республики. Они считали, что именно выбранный народом президент страны должен быть наделен более широкими полномочиями.

И президент Б.Н. Ельцин, и члены Верховного Совета РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым отстаивали свою точку зрения. В результате в стране разразился политический кризис, который продолжался с начала 1992 до осени 1993 года, и мог привести к гражданской войне в нашей стране.

Осенью 1993-го в столице появились баррикады, а в некоторых местах столкновения двух противоборствующих сторон перерастали в уличные бои. Верховный Совет РФ отстранил а последний своим указом распустил выборный орган. Стоит сказать, что легитимность была всё же на стороне Совета, так как до декабря 1993 года страна жила по Конституции СССР 1977 года, поэтому указ президента не имел никакой юридической силы.

Однако Б.Н. Ельцин ссылался на проведенный в апреле 1993 года референдум, на котором около 58% избирателей его поддержали.Но всё же 42% сторонников Совета - существенный процент, и дальнейшая эскалация конфликта могла привести к катастрофическим последствиям. Повсюду были люди с автоматами, произошли вооруженные столкновения за Останкинскую телебашню.

4 октября 1993 года в столицу ввели танки Таманской дивизии, формально подчинявшейся министру обороны, входившему в Верховный Совет РФ. Они произвели залпы по Белому Дому, в котором укрылись сторонники Верховного Совета. Последние сдались, и их обвинили в попытке государственного переворота. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция РФ. Окончательно власть президента была легитимизирована на выборах 1996 года.

Статус президента

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).

Источники права не указывают на наличие четвертого вида власти - «президентской власти». Однако этот термин употребляется в юриспруденции для акцентирования внимания на особый статус главы государства в правовой системе: на наличие у него собственных полномочий и разнообразных прав, и обязанностей при взаимодействии с другими видами власти, особенно исполнительной.

Что входит в обязанности президента РФ? Подробнее разберем далее в статье.

Гарантия прав и свобод

Главные обязанности президента РФ заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80). Следует пояснить, что данная статья указывает и на понятие "права и свободы гражданина", и на "права и свободы человека". Разберем это подробнее.

Под первыми понимаются устойчивые связи отношения граждан с государством (государственной властью). Здесь имеется в виду то, что глава нашего государства должен обеспечить права, вытекающие из положения статуса именно гражданина, например, политические права (реализация права избирать и быть избранным, участвовать в мирных политических митингах и собраниях, принимать участие в деятельности политических партий, профсоюзных комитетов и др.).

Под "правами человека" подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Под «свободами» следует понимать отсутствие каких-либо препятствий и ограничений в чём-либо, которые могут вводиться государством в силу различных причин и в различных объемах. В качестве примера можно привести свободу выбора вероисповедания, право выбора профессии и др.

Издание подзаконных актов

Глава государства имеет право издавать собственные подзаконные акты - указы и распоряжения, которые обязательны для всех граждан. Если они не противоречат федеральному законодательству.

Указ - это нормативно-правовой акт долговременного плана, относящийся к неопределенному кругу лиц.

Распоряжение - это индивидуальный акт, относящийся к определенному лицу - юридическому или физическому, - либо к органу государственной власти.

В основном законе страны не используется понятие «подзаконные акты» применительно к указам и распоряжением главы государства. Однако они таковыми являются согласно действующей правовой классификации источников права, так как не должны противоречить ни федеральным законам, ни нормам Конституции.

Указы нормативного характера начинают действовать на всей территории страны по истечении 7 дней после подписания. Иные распоряжения - немедленно.

Гарант Конституции

Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обязан соблюдать сохранение ее норм, не допускать ревизий гарантированных прав и свобод. Ему помогают исполнять эти обязанности Администрация президента и Уполномоченные по правам ребенка при президенте РФ и правам человека.

Гарант независимости

Продолжаем разбирать Конституционные обязанности президента РФ. Первое лицо государства является и гарантом суверенитета. Эту обязанность он выполняет за счет обладания особыми полномочиями, например, правом введения военного положения. Также глава государства является вооруженных и военно-морских сил.

Представительские функции

Президент представляет государство как во внешней, так и во внутренней политике. Например, он уполномочен подписывать от имени всего государства, отстаивать интересы российских компаний на международной арене и др.

Что касается внутренней представительской функции, то здесь нужно пояснить особенность территориально-административного устройства. Россия является федеративным государством, состоящим из субъектов и городов Федерального значения. Субъекты являются отдельными мини-государствами в составе Федерации. Они имеют право иметь свои внутренние конституции, уставы, устанавливать свои законодательные органы власти, издающие внутренние нормативно-правовые акты, национальные республики имеют право на второй государственный язык и т.д. Главным при такой системе является то, что законы субъектов не должны противоречить нормам Конституции и федеральным законам. Глава государства представляет федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами страны.

Обязанности, связанные со взаимодействием с органами власти (ст. 83-85)

Президент РФ выполняет обязанности, связанные со взаимодействиями с органами власти:

  1. Назначает премьер-министра с согласия Государственной Думы.
  2. Принимает решение об отставке Правительства, приостанавливает действия его актов.
  3. Назначает и освобождает высшее командования Вооруженных сил РФ.
  4. Утверждает военную доктрину государства.
  5. Назначает судей и главу Центрального Банка РФ.
  6. Инициирует законопроекты на голосование в Государственную Думу.
  7. Подписывает и обнародует подписание федеральных законов, принятых Парламентом страны.
  8. Назначает референдумы.
  9. Обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию.

Срок полномочий президента РФ (ст. 81)

Изначально по Конституции 1993 года глава государства избирался на всеобщих демократических выборах на 4 года. В 2008 году произошла Теперь с 2012 года срок полномочий президента РФ - 6 лет. И следующие выборы главы государства пройдут в нашей стране в марте 2018 года.

Требования к кандидату в президенты РФ

Что нужно, чтобы стать главной государства? Существует обязательный законодательный минимум, который прописан в Конституции страны:

  • возраст не моложе 35 лет;
  • проживание на территории нашей страны не менее десяти лет;
  • отсутствие непогашенной судимости.

Права и обязанности президента РФ по Конституции (кратко)

Итак, подведем итоги и перечислим компетенцию главы государства:

  • независимости, прав и свобод граждан;
  • поддержание системы работы органов государственной власти;
  • представительство во внутренней и внешней политике;
  • обеспечение безопасности страны;
  • контроль за соблюдением Конституции;
  • принятие экстренных мер в чрезвычайных ситуацийях, объявление военного положения;
  • контроль деятельности всех ветвей власти;
  • решение вопросов, связанных с гражданством и предоставлением политического убежища;
  • формирование Совета Безопасности страны;
  • назначение референдумов;
  • председательство на заседаниях исполнительной власти, принятие решения об отставке Правительства и назначении нового Председателя с согласия Думы;
  • принятие решения о награждении и о помиловании;
  • назначение главы Центрального Банка с согласия Думы;
  • назначение судей;
  • издание собственных указов и распоряжений, не противоречащих федеральным законам и Конституции;
  • иные обязанности.

Надеемся, что ваши познания в данной области расширились.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...