Рабочая программа кружка Смастеримка! Программа кружка (дополнительное образование).

Программа принята УТВЕРЖДАЮ

«___» ___________20___г.

«___» __________2013 г.

Программа «Мастерская фантазий»

Составители программы:

Юсовских Надежда Александровна –

зам.директора по ВР,

Рудакова Зинаида Алексеевна –

учитель технологии

г. Нижний Новгород

2013г.

Информационная карта программы

Полное название программы прогр

ГКОУ НОС(К)О школа-интернат III - IV вида

«Мастерская фантазий» (для детей 7-15 лет)

Юсовских Надежда Александровна - зам.директора по ВР, Рудакова Зинаида Алексеевна-учитель технологии

Руководитель программы

Юсовских Надежда Александровна зам.директора по ВР

Территория, представившая программы

Г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Название, проводящей организации

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV вида»

Адрес организации

603114 г. Н. Новгород, ул. Юбилейная, 5

Телефон

Форма проведения

Групповые, индивидуальные занятия, мероприятия

Цель программы

Обеспечение учащихся необходимой информацией, позволяющей развивать творческие способности

Сроки реализации

программы

Официальный язык

Общее количество воспитанников, задействованных в программе

10 человек

Условия участия в программе

Желание ребенка и родителей

Краткое содержание программы

Мероприятия, направленные на развитие гармоничной личности школьников, формирование творческого,креативного мышления.

История осуществления программы

Программа существует с 2013 года, постоянно дорабатывается.

Паспорт программы

Название программы

Программа воспитательной деятельности

«Мастерская фантазий»

Основание для разработки

Программы

Соцализация и адаптация школьников с патологией зрения

Основные разработчики программы

Юсовских Надежда Александровна,

Рудакова Зинаида Алексеевна

Цели и задачи программы

Цель программы:

формирование и развитие творческих способностей школьников как необходимого условия их социальной адаптации

Задачи:

    Создать условия (школьные, внешкольные) для развития творческих способностей в рамках механизма реализации программы;

    обеспечить психолого-медико-педагогическую поддержку учебно-воспитательного процесса через систему валеологических мероприятий;

    совершенствовать систему дополнительного образования с учетом интересов и потребностей учащихся различных возрастныхгрупп

    способствовать самоопределению и самореализации учащихся через активизацию деятельности по развитию самоуправления в школе-интернате.

Развитие творческих способностей учащихся

Художественно-творческое

Расширение зоны социума

Основные направления программы

Сроки реализации программы

Ожидаемые результаты

Обеспечение активной адаптации слепых и слабовидящих школьников к жизни в современном обществе, формирование гармонично-развитой личности.

Система контроля

Анализ диагностики результатов деятельности педагогов и воспитанников по теме.

Анкетирование детей по темам.

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III -IV вида»

Программа принята УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор

«___» ___________20___г.

Протокол №_____от_________2013 г. ___________ Е.Д.Морозова

«___» __________2013 г.

Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Мастерская фантазий»

учитель технологии

г. Нижний Новгород

2013г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА______________________

2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ________

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ_______

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ_______________________

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ____________________

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ__________________

7. СТУПЕНИ РОСТА__________________________________

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – развитие творческих способностей школьников.

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционные решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.

Новизна данной программы заключается в:

Использовании новых технологий,

Тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,

А также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.

Программа «Мастерская фантазий» рассчитана на 34 часа и состоит из двух модулей: «Нетрадиционные материалы», «Ожившие ткани», на которые отводится по 17 часов. Составлено учебно-тематическое планирование на год обучения, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: аппликация, квиллинг, выжигание, изготовление искусственных цветов из ткани и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 15 лет, предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.

Цель : знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в таких видах декоративно – прикладного творчества, как аппликация, квиллинг, выжигание, изготовление цветов из тканей. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

- научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала, с историей квиллинга, выжиганием;

- развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

-воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками

Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Техническое оснащение : иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы «зигзаг», карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки ткани, бутылки разных форм, баночки, краски для ткани, штрих, гуашь, акриловые краски, рамки, лак, электровыжигатель, паяльник, пинцеты, шило, утюги, бульки, молоток, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина (бортовка,), газеты, скрепки, лак для волос, блестки, бисер, пластилин, альбомы, тетрадь для записей.

Программа рассчитана на младший, средний и старший школьный возраст воспитанников. Это дает возможность создать интересный микроклимат в коллективе, где старшие помогают младшим, выступая в роли консультантов, а младшие дети стремятся достичь успехов старших товарищей.

Количество обучающихся в учебных группах: первого года обучения - от 10 до 12 человек. В творческой группе, в которой предусматривается индивидуально- групповое обучение, не более 5 человек.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей и подростков. Работа с воспитанниками строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Программа может быть использована в системе дополнительного образования (в детских подростковых клубах, в центрах творчества детей, в школах).

Срок реализации дополнительной образовательной программы объединения «Мастерская фантазий»: 1 года.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий :

  • практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием воспитанников;

    выставка;

    экскурсия;

    викторина;

    конкурс и другие.

Программа рассчитана на следующий режим работы :

1 год обучения- 204 часа в год, 2 часа в неделю (1 раз в неделю по 2 часа с обязательным 10-15 минутным перерывом в трех группах);

Ожидаемые результаты

К концу 1 –го года обучения воспитанники должны

знать:

Правила поведения, ТБ

Основы материаловедения

Основы цветоведения

Историю данного вида декоративно- прикладного творчества

Основные приемы и техники работы с различными материалами

Терминологию и условные обозначения

Правила и последовательность изготовления различных декоративных изделий (панно, поделок)

уметь:

Подбирать материал для панно и поделок

Гармонично сочетать цвета при выполнении простых поделок

Различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и х/б.\

Выжигать несложные узора на ткани

Изготавливать цветы из ткани

Изготавливать поделки из нетрадиционных материалов (крупа, кофе, бумага и др.)

Формами подведения итогов реализации программы являются:

    выставки детских работ, конкурсы, викторины;

    открытые занятия, мастер - классы для родителей;

    участие в мероприятиях разного уровня.

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет воспитанникам, родителям и педагогу увидеть результаты своего труда, выявит заранее одаренных детей, что создает в коллективе хороший психологический климат.

Наблюдая за группой в целом, педагог отмечает наиболее успешные работы воспитанников и не справляющихся с заданием. В данной ситуации важно на конкретном примере показать остальным правильность выполнения, ошибки и возможности их исправления.

Объяснения теоретического материала и практических заданий сопровождаются демонстрацией различного рода наглядных материалов и изделий.

Для проверки знаний и умений проводятся викторины на теоретические знания, конкурсы мастерства. В конце года планируется проведение итоговой выставки детских работ.

Для расширения кругозора воспитанников планируются экскурсии в музеи и посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Характеристика качества изделия

■ Аккуратное выполнение изделия.

■ Чистота и аккуратность в работе с нетрадиционными материалами

■ Сборка и отделка готового декоративного изделия.

Характеристика художественного уровня

■ Красота изделия.

■ Оригинальность

■ Эстетика изделия.

■ Гармоничное сочетание цвета и формы.

■ Теплота и наполняемость живой человеческой энергией.

Педагогический срез

Критерии оценки: знания и умения выражены:

отлично «5»

хорошо «4»

удовлетворительно «3»

плохо «2»

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________

Направления оценки:

●- знание правил поведения, ТБ

●- знание основ материаловедения

●- знание основ цветоведения

●- знание данного вида декоративно- прикладного творчества

●- знание терминологии и условных обозначений

●- умение работать по печатному и схематичному материалу

●- умение организовать свое рабочее место

●- умение работать по готовому рисунку

Материально- техническое обеспечение программы

Учебно-материальная база:

    Помещение с хорошим освещением;

    Столы, стулья;

    Стенды для образцов изделий;

    Шкафы для размещения наглядного материала и методической литературы;

    Утюг и гладильная доска,выжигательный аппарат

    Дидактический материал и методические разработки;

    Программа.

Помещение и оборудование.

Помещение для занятий рукоделия просторное, светлое, отвечающее санитарно-техническим нормам, соответствует правилам пожарной безопасности. Красивое оформление учебного кабинета, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует воспитанников, способствует повышению культуры труда, творческой активности.

Учебное оборудование включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показов наглядных пособий.

Инструменты и приспособления хранятся так, чтобы не портилась их рабочая часть. Размещенные каждого вида инструменты в различные ящики, в определенном порядке, обеспечивает быстроту раздачи их во время занятий.

Наглядные пособия.

Применяются наглядные пособия, которые играют огромную роль, в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать воспитанникам разностороннее понятие об изготовлении изделий или о выполнении определенного задания, способствует прогнозу усвоения материала. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся образцы изделий, красочные иллюстрации, фотографии, схемы.

Материалы, инструменты, приспособления.

Для выполнения работ необходимы определенные материалы:

    Куски тканей;

    Выжигательный оппарат, оргстекло;

    Рамки для панно;

    Различные крупы, зерна кофе, мука, соль;

    Клей ПВА, клей «Момент»;

    Ножницы;

    Пластелин;

    Линейка;

    Цветная бумага,картон;

    Калька, простые карандаши, ластик.

    Бумага для квилинга

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ

Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво, т.е. творить красоту вокруг себя – своим поведением, оформлением быта, своим внешним обликом.

Автор считает, что сама специфика занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, способствует духовному становлению личности, ее художественному и эстетическому развитию. Ведь именно в произведениях искусства вообще и в декоративно-прикладном искусстве в частности, изначально заложен нравственный потенциал. И развивая эстетическую культуру будущего гражданина, вырабатываем у него высокую нравственность. У ребенка формируется эстетическое отношение к миру – а это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты, а также идет развитие индивидуальных способностей, раскрытие творческого потенциала.

Изучение декоративно-прикладного творчества помогает ребенку глубже понять свой народ, историю своей страны, осознанно любить, уважать, хранить традиции и создавая новое привносить во все национальный колорит.

Основные принципы разработки программы:

    Единство теоретических и практических занятий;

    Связь с другими видами рукоделий;

    Побуждение воспитанников к собственному творчеству и новациям;

    Формирование эстетического вкуса;

    Развитие стремления к достижению результата, труду на общую пользу;

    Системность и последовательность;

    Доступность и наглядность;

    Единство воспитания и обучения;

    Учет индивидуальных особенностей;

    Сотрудничество педагога и детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-ый год обучения

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Введение

Вводное занятие

Историческая справка.

Материалы и инструменты

Нетрадиционные материалы

Приготовление теста для поделок

Разработка рисунка декор.

Изготовление элементов для панно (поделки)

Изготовление самого панно

Изготовление эскиза для панно из бумаги(крупы)

Подбор и подготовка материалов для поделки

Изготовление самого панно

Выжигание по ткани

Подбор ткани рисунка для работы

Подбор материалов для панно

Нанесение рисунка на ткань

Выжигание рисунка

Изготовление цветов из ткани

Подбор материалов для работы

Изготовление цветов из тканей

Оформление выставки работ

Итого:

Введение

Вводное занятие.

Теория (2 часа):

    знакомство с коллективом;

    знакомство с расписанием;

    обсуждение плана работы на год;

    ознакомление с правилами техники безопасности на занятиях;

    выставка работ.

Историческая справка. Материалы и инструменты.

Теория (2 часа):

    экскурс в историю одного из древнейших видов декоративно- прикладного творчества;

    ознакомление с влиянием декоративно- прикладного творчества на духовное развитие человека;

    знакомство с материалами: картон, крупа, ткань, пластилин,ракушки.

    знакомство с инструментами для изготовления панно (поделок): ножницы,булавки

Нетрадиционные материалы

Изготовление поделок (панно) из теста

Теория (10 часов):

    приготовление теста, работа с тестом;

    построение композиции изделия, определение центра композиции.

Практика (44 часа) :

    работа с тестом, изготовление деталей композиции,окрашивание деталей,изготовление самой композиции.

Изготовление декоративных изделий из картона, крупы, макаронных изделий

Теория (14 часов):

    технология изготовления картин, панно из картона, крупы, макаронных изделий.

Практика (44 часа):

    выполнение панно и поделок (подставок для карандашей), рамок для фото работ

    укладывание деталей на основу, приклеивание.

Выжигание по ткани

Изготовление панно на ткани

Теория (16 часов):

Чтение рисунка;

    правило работы с выжигательным прибором.

Практика (34 часа):

    нанесение рисунка на ткань;

    выжигание рисунка;

    декорирование рисунка.

Изготовление цветов из ткани

Теория (14 часа):

    последовательность изготовления изделия;

    правила техники работы с тканью.

Практика (16 часов):

    выкраивание деталей для изделия;

    сборка изделия (цветка).

Оформление выставки работ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1-ый год обучения

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение дидактического материала

Форма подведения итогов

Введение

Вводное занятие

Групповое

Рассказ, беседа, показ иллюстраций, книг и журналов

Пособия, книги, журналы, иллюстрации

Историческая справка

Групповое

Беседа, показ материалов, исследование, объяснение

Материалы и инструменты: ножницы, иглы, клей,краски

Опрос, беседа, просмотр образцов

Нетрадиционные материалы

Изготовление поделок из теста

Групповое

Рассказ, показ иллюстраций, практическая работа

Материалы и инструменты; иллюстрации

Беседа, опрос

Изготовление декоративных изделий из крупы, картона

Групповое

Рассказ, беседа, показ иллюстраций, практическая работа

Материалы: крупа, картон, клей; инструменты: ножницы, крючки, иглы; иллюстрации

Опрос, просмотр образцов, оценка, выставка

Выжигание по ткани

Изготовление поделок, панно из ткани

Групповое,

индивидуальное

Показ образцов, иллюстраций, показ выполнения работ, практические работы

Материалы и инструменты, иллюстрации, образцы, выжигательный аппарат

Опрос, просмотр образцов, оценка, зачет

Изготовление цветов из ткани

Подбор материала для работы

Групповое,

индивидуальное

Практические работы, показ образцов, схем, наглядных пособий, показ выполнения работы

Материалы и инструменты образцы, схемы, наглядные пособия

Выкраивание деталей для изделия

Групповое

Показ образцов, схем, наглядных пособий, показ выполнения работы, практические работы

Материалы и инструменты, образцы, схемы, наглядные пособия

Опрос, просмотр образцов, беседа, оценка качества,

Изготовление цветов из ткани

Групповое,

индивидуальное

Практические работы, показ образцов, схем, наглядных пособий, готовых изделий

Материалы и инструменты, образцы, схемы, наглядные пособия, готовые изделия

Опрос, просмотр работ, беседа, оценка качества, выставка

Экскурсии и выставки

Оформление выставки

Групповое

Подготовка экспонатов

Творческие работы

Беседа, опрос, обсуждение сценариев, подведение итогов праздника

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов дополнительного образования:

    Конвенция о правах ребенка. Одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89

    Закон РФ «Об образовании» (в последней редакции). - М.: ТЦ Сфера, 2010

    Технология: 5-7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко. 2-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007

    Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П.Чкалова. Воспитание творчеством.- Н.Н., 2006

    Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Игрушка в культуре России. книга 1 – Сергиев Посад: Изд дом «Весь Сергиев Посад», 2010

    ЗайцеваА.В. Искусство квилинга.-М."Эксмо",2008

    Абизяева Т.П. Тунисское вязание.- М.: «Мода и рукоделие», 2005

    Шали. Вяжем на спицах, крючком и на машине.- М.: «Мода и рукоделие», 2005

    ДжейнДжейсинк Узоры и мотивы из бумажных лент.-М."Эксмо",2008

    Вязаные цветы и плоды.- М.: АРТ-РОДНИК, 2002

    Экснер Е. Цветы и фрукты круглый год.- М.: АРТ-РОДНИК, 2005

Детей - это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой - приносить пользу обществу.

Кружковая деятельность - форма свободного творчества в том смысле, что ребенок ее выбирает добровольно. Она строго соответствует той системе обучения, которую представляет программа кружка дополнительного образования, определяющая объем, содержание и формы образовательной услуги для детей. Наличие программы является обязательным условием для организации работы кружка.

Структура программы кружка дополнительного образования

При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:

  • Назначение . Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
  • Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
  • Содержание . Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
  • Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
  • Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.

Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.

Программы развития по направлениям деятельности

Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:

  • Художественного.
  • Технического.
  • Естественнонаучного.
  • Спортивного.
  • Музыкального.
  • Социально-педагогического.

При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.

Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.

Где реализуются программы дополнительного образования?

Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.

Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.

Назначение

Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.

Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:

  • область интересов, в которой она реализуется;
  • возраст детей;
  • обучающие циклы;
  • продолжительность обучения;
  • задачи, которые она решает.

Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.

Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.

Цель и задачи программы

Программа - это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.

Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования - предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.

Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:

  • Знания о сфере предметного интереса.
  • Умения применить знания на практике.
  • Навыки использования знаний в предметной области.

Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.

Краткое содержание программы дополнительного образования

Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.

Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.

Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий - основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.

Критерии оценки усвоения программы

В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.

В качестве критериев выступают:

1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.

2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат - изготовление поделки.

Дополнительное образование детей в кружках - это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).

Тематическое планирование работы кружков

Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.

В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.

Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.

Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат - умение ребенка правильно рисовать карандашом.

Дополнительное образование в школе. Кружки

Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.

Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:

  • Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
  • Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
  • Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в

Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся.Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.

Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Программы в ДОУ

В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.

Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.

  • Программа дополнительного образования Цель - знакомство с классическими и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
  • Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования - пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
  • Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями - значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
  • обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.

Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.

Показаны публикации 1-10 из 65 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира , полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо вобрал в себя все лучшие качества спортивной игры : и простоту и зрелищность, и доступность,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»

Публикация «Программа кружка художественно-эстетической направленности для...» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до...


Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины по мотивам народного искусства используя технику рельефной лепки; 2. Продолжать учить детей пользоваться стекой, удаляя лишнюю глину;...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С.Я.Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело». В.Г.Белинский. Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»


Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и...

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль 1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1.Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение ветки ели с шишками, прорисовывать контуры простым карандашом. Закрепить навык раскрашивания изображения полусухой жесткой кистью. Итог...

В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы в том, что она направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности.

Так же актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа кружка «Радуга» предназначена и разработана для детей начальной школы (1-4 классы) от 7 до 11 лет. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем художественных способностей.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической и декоративно-прикладной деятельностью, знакомство с произведениями искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Накануне каждого праздника проходит выставка детских работ: новогодние открытки, карнавальные маски, рисунки. Выставка постоянно обновляется, что позволяет учащимся испытывать радость и чувство успеха от проделанной работы.

Программа рассчитана на 128 часов:

  • 1 год – 28 часов (1 час в неделю);
  • 2 год – 33 часа (1 час в неделю);
  • 3 год - 33 часа (1 час в неделю);
  • 4 год - 33 часа (1 час в неделю).

Продолжительность 1 занятия – 1 час.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными и декоративно-прикладными средствами.

Задачи:

  • Развивать воображения, фантазии, художественного вкуса;
  • расширять методов познания окружающей действительности;
  • формировать культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
  • воспитывать нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  • приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью через виды декоративно-прикладного искусства и дизайн, развивать важнейшие способности.
  • Помогать увидеть школьникам деятельность художника в доме, на улице, в общественных местах.
  • Учить работать индивидуально и в коллективе.

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Разделы

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Введение

  1. Знать технику безопасно-сти;
  2. Заинтересовать детей.

«Фантазируй и развивайся». Основная часть

  1. Уметь аккуратно, ровно вырезать ножницами;
  2. уметь правильно держать в руках кисточку, каран-даш, ножницы;
  3. уметь составлять простой орнамент из геометрических фигур;
  4. знать различные техники лепки (барильеф, плос-костная и объемная лепка);
  5. знать народные промыслы (матрешка);

Заключение

  1. уметь работать коллектив-но;
  2. развитие моторики паль-чиков;
  3. развитие воображения и фантазии ребенка.

Учебно-тематический план (1 год обучения)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Зернограда

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

заместитель директора приказом

по ВР от «___»_______ 20___г.№__

Директор гимназии

А.М.Савченко г. Зернограда

__________________

Н.И.Мокрушина

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кружок

« Оформитель»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД

Руководитель: учитель

изобразительного искусства

высшей квалификационной

Орлова О.Ф.

Время проведения:

Суббота – 14.00

г.Зерноград

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования образовательной области «Искусство» направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности». Но собственная художественная деятельность, то есть детское творчество, должно опираться на познавательный интерес, развитием которого и обязан заниматься учитель.

Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа :

    Закон российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

    Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».

    Конвенция ООН о правах ребенка.

    Устав гимназии.

    Инструкции по технике безопасности.

Программа кружка «Оформитель» по содержательной, тематической направле-нности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной, по форме организации – студийной, групповой, по времени реализации – годичной.

Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспече-ние дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Комбинация различных подходов к структурированию содержания дополнительного образования может обеспечить разнообразие вариантов образовательного процесса, его учебных планов и программ в русле современных образов, тенденций, с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей:

    Обучающимся, обучающимся по данной образовательной программе, гарантируется полное образование, соответствующее государственному стандарту.

    Возможностью обучаться по данной образовательной программе могут воспользоваться все желающие дети по соглашению с родителями.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой вгимназии, программа курса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

    Обучение обучающихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления. Создание условий для проявления образовательных и творческих потребностей и интересов детей.

    Развивать стремление к углублению знаний.

    Формировать интерес к художественно-эстетической деятельности.

    Развитие образного мышления и творческой активности обучающихся.

    Формировать чувство коллективизма.

    Расширение образовательного пространства за счет включения в образовательный процесс новых форм взаимодействия основного и дополнительного внутри образовательной программы и взаимодействие с другими образовательными программами (развивающее обучение, региональный компонент).

7. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность, самостоятельность).

8.Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях.

9.Развивать активную деятельность.

10.Развивать аккуратность, опрятность.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

1. Многообразия.

    разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

    разнообразие видов деятельности, доступных обучающимся образовательного пространства;

    разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:

1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса, построенная на добровольном выборе видов деятельности.

Кружковые занятия предназначены для учащихся 5-6-ых классов.

Формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы проверки.

Работа с обучающимися в кружке проводится 1раз в неделю:

суббота – 14.00

Формы занятий:

    беседы;

    практические занятия;

    создание проектов;

    индивидуальные и групповые занятия;

    коллективная работа;

    экскурсии.

В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:

    понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.

    овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

    стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

    и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

должны уметь:

    умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

    видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;

    воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли;

    составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

    пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, ассимметрии, ритма в решении работы;

    навыки работы с бумагой (бумажная пластика);

    навыки в оформительской деятельности;

    первичные навыки работы пером и тушью;

    оформление работ.

Ожидаемые результаты

Календарно-тематический план.

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

По плану

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

06.09

13.09

Вводное занятие

1. Рабочее место. 2. Разновидности декоративно-оформительских работ. 3. Материалы, инструменты, приспособления. 4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

20.09

27.09

04.10

Оформительская деятельность

1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». 2. «Наш край Донской – крупиночка России…» (Региональный компонент).

11.10

18.10

25.10

15.11

22.11

Иллюстрация

1. Правила, приемы и средства композиции. 2. Сказочная тема в ИЗО. 3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

29.11

06.12

13.12

1. Открытки. 2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». 3. Бумажные ангелочки. 4. Рождественские елочные игрушки.

20.12

27.12

Шрифт.

1. Краткий очерк истории развития шрифта. 2. Виды шрифта. 3. Классификация шрифтов: а) рекламные шрифты; б) стилизованные под письменность; в) рубленные шрифты.

Полиграфический дизайн.

1. Многообразие видов. 2. От визитки до книги. 3. Соединение текста и изо бражения. 4. Шрифтовая композиция текста: а) Обложка книги. б) Титульный лист. в) Буквица. г) Концовка.

Плакат.

1. Виды плакатов. 2. Афиша. 3. Пригласительный билет. 4. Эмблема.

Орнамент.

1. Краткие исторические сведения. 2. Виды орнамента. 3. Построение орнамента.

1. Стилизация природных форм. 2. Работа с природным материалом. 3. Декоративно - оформи-тельская работа в гимназии.

Итого:

35ч.

Краткое содержание учебных тем.

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Очень важно правильное положение ученика при работе, т.к. неправильная посадка приводит к сутулости, искривлению позвоночника, близорукости.

Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. Образы положительных героев в сказках.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцвет-ных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. 2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. 3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Графика букв. модификация шрифта.

Задания: 1. Создание композиции из произвольного количества букв. 2. Создание композиции из линии строкового текста. 3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв. 4. Изобразить выбранное вами слово так, чтобы каждая буква несла на себе смысловую нагрузку всего слова. 5. Изобразить слово так, чтобы только одна буква была опредмечена.

Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». 2. Практическая работа «Я художник оформи-тель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул. буквица. концовка).

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художе-ственного языка плаката. Связь художественного образа с цветом. Стилевое единство графики шрифта и декора в приглашении.

1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др. 2. Разработка эскиза приглашения. 3. Разработка эмблемы школы, класса.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растите льные, зооморфные элементы орнамента. работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов. 2.Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. 3. Проектирование объектов с изображением орнамента.

Природа, ребе –нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды. заготовка листьев. цветов. камней. лоскутков и другого бросового материала. Раскрыть задачи по составлению композиций из бросового материала. Чтение энциклопедического материала по теме дизайн.

Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования осуществляется за счет разработки методических пособий, программ, указаний, рекомендаций, подготовленных руководителем, мастерами-специалистами.

Учитель демонстрирует использование и результативность современных образовательных технологий в процессе преподавания предмета, так и в процессе воспитания. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Методы и формы работы

Методы и формы (беседы, викторины, интеллектуальные игры, тесты), по каждой теме способствуют сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.

Используются:

    выставки;

    конкурсы;

    экскурсии;

    экскурсии с элементами практических занятий;

    просмотр видеофильмов, мультимедийных дисков;

    встречи-беседы с народными умельцами,

    практические занятия (индивидуальная работа учащегося),

    коллективная изобразительная работа над единым замыслом (фронтальная, комплексная, коллективно – производственная формы).

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные темы, задания. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.

Для того, чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой, помогать детям организовать рабочие места, чётко ставить цели и задачи перед учениками, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно, проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.

Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознать саму логику их следования. поэтому важным методом обучения художественной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций. Например, в результате изучения шрифтов у школьников формируется эстетическое восприятие и оценка вещей и явлений. Благодаря смысловому содержанию формируется сознательное отношение к проблемам сегодняшнего дня. Шрифт играет важную роль в процессе популяризации культурных ценностей. Он обладает способностью формирования сознания, воспитания понимания и осмысления эстетической информации. Удачно скомпонованный плакат, со вкусом оформлена изящная упаковка играют более эффективную роль в формировании визуальной культуры, чем целая серия научно – популярных лекций. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, разнообразие форм деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. Например: игра-головоломка по теме «Искусство». В основе игры – головоломки – занимательное задание, в которой умственная нагрузка замаскирована занимательным внешним сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Подсказка – справа слово – сюжетная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Цели:

    закрепление полученных раннее теоретических знаний;

    развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти;

    формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.

В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование ребенка, содействие в ознакомлении с творчеством работ худож-ников, в посещении театров, художественных выставок, в организации экскурсий, способствующих расширению кругозора.

Необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных конкурсах, выставках.

График текущего контроля

Раздел

Форма занятий

Изобразительный материал. Наглядность

Техническое оснащение занятий

Форма подведение итогов

Набор детей в кружок

Беседа.

Вводное занятие.

Лекция, беседа

Иллюстрации, простой карандаш, бумага, краски.

Магнитофон

Оформительс-кая деят-ность

Беседа. Практическая Индивидуальна, коллективная (фронтальная) работа, диалоги об искусстве Донского края.

Живописные материалы по выбору учащихся. Методические рисунки.

Мультимедийная презента-ция «Мой край Донской

ЭкскурсияВыставка.

Иллюстрация

Индивидуальна, коллективная (фронтальная, комплексная)

Художествен. рисунки и иллюстрации, детские работы, материалы по выбору уч-ся.

Магнитофон

Мультимедийная презента-ция «Жанры ИЗО»

Конкурс, викторина. тест.

Художественное констуиро-вание

Индивидуальна, коллективная

Аппликация, коллаж, бумаго-пластика, клей, ножницы, бумаг

Просмотр видеофильма

Выставка

Шрифт

Индивидуальна, коллективная (фронтальная)

Простой каран-даш, бумага, черная тушь, ге-левая ручка.

Мультимедийная презента-ция «Шрифт»

Графический проект. тест.

Полиграфический дизайн

Графические материалы по выбору учащихся.

Мультимедийная презента-ция

Выставка

Плакат

Индивидуальна, коллективная

Графический карандаш, перо, кисть, тушь.

Магнитофон

Конкурс

Орнамент

Индивидуальна, коллективная

Живописные материалы по выбору учащихся.

Просмотр видеофильма «Народное творчество»

Выставка, встреча-беседа с народными умельцами, тест.

Природа. ребенок, творчество и дизайн

Индивидуальна, коллективная (коллективно-производственная).

Природный материал,различные виды бумаги

Магнитофон Мультимед. технология обучения (Энциклопед).

Доклад, интеллектуальная игра

Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому учащиеся принимают участие в выставках кабинета ИЗО, в школьных, районных и областных конкурсах.

Ожидаемые результаты

    Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

    Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

    Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой. Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом

Результативность: высокий познавательный эффект занятий. Дети используют полученные знания на других уроках: истории, литературе, музыке. Коммуникативные способности детей значительно повысились, формируется эстетический вкус.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие разноуровневых заданий, индивидуальных карточек, тестов, кроссвордов и др.

Условия выполнения программы.

Для занятий по программе «Оформитель» необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастеры, тушь, перья, гуашевые и акварельные краски, ауди-, видеозаписи, репродукции работ художников, иллюстрации, инвентарь, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Оформитель».

Педагог, создавая условия для реализации творческого потенциала ребенка, использует новые формы отношений совместно с ребенком, выстраивая путь его развития в образовательном пространстве и в выбранной образовательной области.

В результате такой деятельности появились:

    творческие работы (выставки);

    участие в конкурсах, олимпиадах;

Участие в учебно-исследовательских конференциях

Таким образом, деятельность, выбранная самим ребенком , даже начатая в традиционных формах, порождает творчество самих детей, повышает мотивацию к освоению новых предметных областей, созданию собственных проектов, которые могут активно влиять на окружающую жизнь. В течение года возможны изменения в планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, помощь кружкам, участие в предметной неделе школы, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.

Литература для учителя .

    Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008

    Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2009

    А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2007.

    Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.

    Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

    В.П.Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирование/ Ярославль: Академия Развития:: Академия Холдинг, 2001.

    С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2007 год.

    Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

    А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2007

10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2010 год.

11. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007

Литература для обучающихся .

1. И.Д. Агеева. «Занимательные материалы по изобразительному искусству». М.: Творческий центр, 2006год.

2. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

3. С.С. Константинова «Техники изобразительного искусства», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год.

4. Н.К. Костерин «Учебное рисование» М.: Просвещение2004 год.

5. Т.М. Логунова Рабочая тетрадь по основам дизайна «Первые уроки дизайна», М.: «Мозаика – Синтез», 2004 год.

6. Н.М.Сокольникова «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции» 5 – 8 кл. Обнинск, «Титул», 2002 год.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...