Правила этикета в разных странах мира. Этикет за столом в разных странах мира Этикет в разных странах мира кратко

ЭТИКЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ – система исторически обусловленных норм и стандартов поведения, характерных для определённого общества. Важный компонент этнич. культуры, связанный с морал. нормами и ценностями; про-является в эмпирически наблюдаемых формах поведения. В многообразии этикетных норм основными являются: Э.т. приветствий и прощаний; ; внутрисемейные и семейно-родственные отношения; застольный и гос-тевой этикет. По мере модернизации -общества происходит трансформация этикетных норм в сторону их упрощения.

Э.т. чуваш. содержит как восточ.,так рус. и западноевроп. элементы. Архаичные особенности восточ. этикета сохранены в , к-рым регламентируются в числе других и нормы, связанные с приветствием и прощанием, благословением, благодарностью и т.п., в т.ч. требование пользоваться при обращении к родственникам (как к своим, так и к родственникам супруга) не именами, а терминами родства и свойства. Традицион. этикетные нормы внутрисемейных и родствен. отношений также являются неотъемлемой частью соционорматив. культуры этноса. В целом Э.т. чуваш. представлял собой проявление норм патриархал. общества с приоритетом муж. начала, требовавшее подчинения авторитету главы семьи (отца), в то же время почитания матери, уважения старших, заботы о младших. Предполагал ряд запретов, например, для женщин показываться с непокрытой головой и в неподпоясанной одежде перед родственниками мужа и др., для молодых членов семьи – не вмешиваться без разрешения отца в беседу взрослых и т.д. Обычаи застольного и гостевого Э.т. были тесно связаны с праздниками и обрядами; у чувашей, к примеру, они ярко отражены в обряде . Собираясь на пир, чуваши готовили гостинцы (как правило, пиво, пироги, жареный гусь, орехи для детей и т.п.). Гостей у ворот встречал хозяин, сам или старший сын заводил коня во двор. При встрече было принято обязательно вести диалог, в к-ром старались возвышать собеседника, не выходя за рамки самоуважения. На пиру придерживались строгого порядка рассаживания за столом: на боковой стороне избы переднего угла сидел глава рода, справа от негорасполагались мужчины (самые близкие или старшие – ближе к хозяину, чем дальше степень родства и моложе гость – тем ближе к двери). Слева от главы рассаживались его супруга и женщины,соблюдая тот же порядок, что у мужчин. Место в противоположном от главы семьи конце стола занимал руководитель обряда (кĕрекеçĕ). Во время угощения старшим оказывалось особое почтение. По правилам чуваш. Э.т. во время торжествен. случаев (при произношении молитв, пожеланий и т.п.) все гости вставали на ноги; старший член семьи произносил благословения, прикладывая свои скрещённые руки на головы стоявших на коленях сыновей и невесток. Таким же знаком почтения и уважения был поклон в пояс. После благословения собравшиеся пели обрядовую песню в честь хозяев дома. В гостях, несмотря на обильный стол и радушие хозяев, было принято не наедаться.

Лит.: Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь, сравнённый с языками и наречиями разных народов тюрк­ского, финского и других племён. Казань, 1875; Кузнецов А.В. Традиционный за­стольный этикет чувашского народа. Ч., 2003.

Тема внеклассного занятия «Этикет в разных странах мира».

Данное занятие поможет ученикам не только овладеть правилами этикета, но и познакомиться с особенностями поведения в других странах. Ведь зачастую правила этикета у разных народов и культур противоречат друг другу: одно и то же действие в рамках одной культуры оценивается положительно, а в рамках другой отрицательно. Поэтому для успешного общения представителей различных стран и культур необходимо знать не только язык страны, но и язык культуры - язык этикета.

Цели урока:

Обучающие:

    1.)формирование представлений о правилах этикета в США;

2.) формирование представлений о правилах этикета в Японии ;

3.) формирование представлений о правилах этикета в Испании;

4.)Формирование представлений о правилах этикета в Индии;

5.) Формирование представлений о правилах этикета в Китае;

6.) Формирование представлений о правилах этикета в Норвегии;

7.) Формирование представлений о правилах этикета в Греции.

    Развивающие: формирование умения работать с дополнительной литературой;

    Воспитательные: формирование ценностного отношения к культуре других народов.

Дидактический материал: презентация по теме

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Методичес-кие приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Оргмомент

Приветствие класса

Приветствие учителя

II . Новая тема

Сжатое сообщение

Фронтальный опрос

Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое? Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Мы с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.

В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

Знать этикет необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

ВОПРОСЫ:

1. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

2. Кто первым здоровается при входе в помещение?

3. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

4. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

5. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

6. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

7. При разговоре по телефону кто здоровается первым?

8. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/?

9. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?

10. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим?

11. Может ли девушка отказаться от приглашения на танец?

12. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”?

13. Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина?

А теперь давайте послушаем ваши доклады о правилах этикета в разных странах:

    Колесникова К. – Китай , Индия;

    Щербинина К.– Норвегия, Греция ,

    Валгуцков М. – США ,

    Уткин М. – Япония ,

    Синицын К. – Испания

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя:

1.(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

2. (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

3.(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

4.(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

5.(Первой входит всегда дама).

6.(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

7.(Позвонивший, представившись).

8.(Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

9. (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

10.(Лицом).

11.(Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа).

12. (Извините).

13.(Женщина).

Докладчики рассказывают, остальные слушают их.

Сегодня мы поговорили с вами о правилах этикета не только в нашей стране, но и познакомились с этикетом других стран мира. Убедились в том, насколько разнообразны эти правила в каждой стране.

Этикет по своей сущности выполняет нациообразующую функцию. Ибо народом мы называем не просто совместно живущее население, но прежде всего этническую общность, сплоченную традициями, обычаями, ритуалами. Человек в Древней Руси мог выжить только в условиях семьи, коллектива. Это связано как с особенностями климата (сильные морозы, продолжительные дожди, засуха, бедные почвы), так и с геополитической обстановкой (постоянные набеги на Русь с юга и запада).

Повседневный труд и защита достояний, созданных трудом, - все это было главной задачей для соплеменников. Древний русич должен был быть крепким и выносливым. Дети - будущие кормильцы и защитники - не только овладевали необходимыми навыками и знаниями, но и становились продолжателями обычаев и традиций племени. Самыми любимыми развлечениями мужчин и мальчиков были те, что давали возможность показать силу и удаль: борьба, кулачные бои, бег наперегонки. Девочек учили прядильному мастерству. Юношей с двенадцати лет отдавали в военную слободу. Там опытные воины формировали необходимые навыки для защиты своего племени от вражеских набегов .

Древнерусские племена состояли из родов - совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя . Отсюда и незыблемость правила подчинения младших воле старших, почтение, послушание и покорность по отношению к отцу с матерью. Без родительского благословения немыслимо было ни одно сколько- нибудь важное событие в жизни человека: выбор невесты, свадьба, уход из отчего дома...

Наиболее полно эталоны и нормы поведения сформулировал «Домострой », свод житейских правил и наставлений XVI столетия. «Слово “домострой” включает два славянских слова: “дому строитель”. Само сочетание “домострой” появилось в русском языке в XV веке как перевод греческого слова «экономика» (дом-экос, закон-номос). “Дом” - не просто жилище, но и все, что с ним связано - семья, взаимоотношения, хозяйство. В мировоззрении русского народа “дом” является источником внутренней гармонии, от которой зависит тепло домашнего очага, лад с родными и близкими, покой и уверенность в себе», - пишут авторы учебного пособия с говорящим названием «Культура дома» .

Обеспечивая преемственность и целостность семейного коллектива, где младшие (жена, дети, домочадцы) безусловно подчинены старшему (отцу), «Домострой» снижал возможность зарождения семейных конфликтов. Каждый знал свои права и обязанности, и если субординация нарушалась, остальные члены семейства одергивали нарушителя. Согласно «Домострою», похвала должна произноситься прилюдно, а наказание - осуществляться наедине. «Наказание» - это наставление, наказ, а не обязательно битье палкой или розгами. Последнее средство также предлагается в «Домострое», но как крайняя мера .

На Руси всегда большое внимание уделялось порядку в доме. «У хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист, во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам надо прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено - в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти», - читаем в «Домострое». Если в Европе в это время, как мы уже говорили, «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов», то на Руси нормой является соблюдение правил личной гигиены. «К числу народных обычаев, существующих даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после нее, также подстилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах - прибыток в доме, а на мехах сидение - богатство» .

В нашей истории есть примеры, когда традиции менялись радикально. Вспоминаются великие реформы Петра I, начавшиеся сломки прежних культурных принципов, служивших основой древнерусского этикета. Вернувшись из-за границы в 1698 г., царь-преобразо- ватель собственноручно стал обрезать бороды своим боярам. Как известно, на Руси окладистая борода считалась символом принадлежности к мужскому полу. В 1700 г. появился указ, запрещающий носить длиннополое платье. Вместо традиционного костюма горожанам предписывалось обзавестись венгерскими или немецкими кафтанами. Указом 1702 г. вводился новый порядок бракосочетания: смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. Брак по принуждению родителей был также запрещен царским указом .

В 1717 г. увидело свет «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти». Его можно назвать первым сводом правил светского этикета в России в его европейском понимании. Благопристойное поведение - ключевое понятие этого сборника: соответствие индивидуальных манер общепринятым нормам приличия, ведь благопристойный - это «не оскорбляющий чувства стыдливости» (В.И. Даль). Напомнив читателям о необходимости почтения к родителям (этот постулат древнерусской морали остается незыблемым и в XVIII веке), «Юности честное зерцало...» на первое место ставит такую добродетель, как благочестие. Благочестие - это не только соблюдение религиозных обрядов, но в первую очередь - воспитанность. Она проявляется в общественной жизни в виде таких положительных качеств личности молодого дворянина, как почтительность и вежливость: «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и делах: на руку не дерзок и не драчлив...» . Этот памятник эпохи реформ Петра Великого построен на социальной антитезе: передовой человек эпохи Просвещения и невежественные, праздные люди прошлого. Здесь четко разграничиваются внешний лоск, элегантность манер светского образа жизни, когда «младый отрок бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник», и тунеядство бездельников, которые «живут лениво, не бодро, а разум их заимится и иступится...», т.е. придет в негодность. Если первые, овладев нормам приличий и этикета, становятся галантными кавалерами, то вторые подобны животным - не стригут ногтей, «жрут как свиньи», невоздержанны в еде и питье.

В светском лексиконе людей XVIII в. часто встречается слово «куртаг» - заимствованное из французского языка. Куртаг - выход при царском дворе, приемный день в императорской резиденции. Фамусов в комедии А. Грибоедова говорит об одном из вельмож эпохи Екатерины И:

На куртаге ему случилось обступиться:

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб.

Елизавета Петровна, предшественница Екатерины Великой на престоле, устраивала частые куртаги по самым разным поводам и без повода. Екатерина Алексеевна, тогда еще жена наследника - будущего Петра III, вспоминала: «В 1744 году в Москве императрице вздумалось приказать, чтобы на придворные маскарады все мужчины являлись в женских нарядах и все женщины в мужских, и при этом без масок на лицах. Это были превращенные куртаги: мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, большая часть их являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать, как они безобразны в дамском наряде. С другой стороны, дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизни не видела такой прекрасной ноги; нижняя часть ноги была удивительно стройна. Ее Величество отлично танцевала и во всяком наряде, мужском и женском, умела придавать всем своим движениям какую-то особенную прелесть. На нее нельзя было довольно налюбоваться, и бывало с сожалением перестаешь смотреть на нее, потому что ничего лучшего больше не увидишь» .

Правила светского этикета в его европейском понимании постепенно приживаются в России. Ассамблеи, т.е. балы, увеселительные вечера, входят в плоть и кровь дворянского общества. Вся русская классическая литература наполнена описаниями светских развлечений - балов и вечеров: комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и его драма «Маскарад», эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого и др. Везде светская жизнь предстает как пустое времяпрепровождения, бессмысленное занятие. На балах и вечерах звучат заученные, ничего не значащие фразы, церемонность и ритуализированность поведения гостей превращает их в манекены. Вспомним описание светского вечера из романа Л. Толстого: «Гостиная Анны Павловны Шерер начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили <...> Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки <...> Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появляется Пьер Безухов: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне». Один из присутствующих вельмож произносит слова, «не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка» и т.д. Превратившись в застывший ритуал, светский этикет становится формой узаконенного лицемерия.

Светское воспитание - овладение умениями, отвечающими вкусам высшего общества. Например, обучение танцам. Вспомним строки из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно...

Обучение танцам начиналось рано - с пяти-шести лет. Сам Пушкин учился им уже в 1808 г. (родился будущий великий поэт в 1799 г.). Длительные тренировки придавали молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психологический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене . Отметим в связи с этим попытку введения в 80-х годах XX в. в советских школах такого предмета, как «Ритмика». Обучение в младших классах (6-8 лет) движению под музыку, к сожалению, продолжилось недолго и было свернуто в годы «перестройки». В настоящее время педагогами отмечается необходимость введения в сетку школьных часов «коррекционной ритмики». С ее помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Итак, бал XIX столетия начинался польским полонезом. Вторым бальным танцем был вальс. Мазурка составляла центр бала и была его кульминацией. Легкость, изысканность, грациозность - все это характеризовало французскую манеру исполнения мазурки .

Соблюдение норм этикета было обязательным для всех, кто был вхож в высшее общество, в том числе и для императора. За свое пренебрежение к обычаям и ритуалам россиян поплатился короной и жизнью царь Петр III (1761-1762). Рожденный в Голштинии (Германия), он прожил в России 18 лет, но так и не принял русских традиций. Для Петра III, урожденного Карла-Петра-Ульриха, такие культурные ценности, как православная вера, церковные обряды и ритуалы, мало что значили. Историк В.О. Ключевский писал: Петр «в придворной церкви во время богослужения принимал послов, ходя взад и вперед, точно у себя в кабинете, громко разговаривал, высовывал язык священнослужителям, раз на Троицын день, когда все опустились на колени, с громким смехом вышел из церкви» . Правил своей империей Петр III только 186 дней. В июне 1762 г. он был свергнут с престола, а затем убит.

Традиции этикета носят характер неписаных правил. Они впитываются нами из окружающего мира: общение с родными, близкими, в школе, на улице. Когда показывают советскую кинохронику или художественные фильмы о советском прошлом (например, «Два товарища» (режиссер - В. Пендраковский), «Исчезнувшая империя» (режиссер - К. Шахназаров)), бросается в глаза то, как одеты учащиеся школ, техникумом, вузов. Ношение школьной формы тогда было обязательным. В средних специальных и высших учебных заведениях был более демократичный стиль одежды. Однако кадры беспристрастно фиксируют строгость, официальность в выборе молодежью костюма для учебы. Заглянув в современную учебную аудиторию, мы увидим абсолютную разношерстность в одежде: короткие юбки, длинные ногти, «готический» стиль вперемешку с «косухами» и серьгами в ушах юношей... Нужен ли дресс-код (предписанный стиль одежды) для современного студента? Полагаем, что да. Ведь внешнее отражает внутреннее содержание. Учебное заведение - это не дискотека, не кафе-бар. Приоритетом здесь является получение знаний, а не свободное времяпрепровождение. К тому же студенты - будущие специалисты. Им придется соблюдать дресс- код, принятый в данной фирме.

Этика студента не заканчивается сферой одежды. Высшее образование обязывает быть серьезным и аккуратным: не размахивать руками, не шуметь в коридорах и аудиториях, быть вежливым с преподавателями и товарищами по группе. Во время лекции не перебивать профессора, а задавать вопросы после ее завершения или вежливо поинтересоваться на перемене, есть ли у лектора время для уточнения отдельных аспектов учебного материала. Этический аспект присутствует также в процессе подготовки и выступления на семинаре, в ходе обсуждения курсовой или дипломной работы. Запрещается выдавать чужие мысли за свои. Поэтому необходимо ссылаться на первоисточник (учебник, учебное пособие, монографию, научную статью, интернет-сайт и др.). В противном случае это будет называться плагиатом - присвоением чужого авторства. Необходимо с уважением относиться к иной, отличающейся от вашей, точке зрения. В ходе научного обсуждения проблемы необходимо назвать имена и фамилии тех ученых, что ранее исследовали данный вопрос. Каждый ваш тезис должен быть подкреплен аргументами, ссылкой на авторитетное мнение. Делая выводы, не забудьте подвести итоги сказанному ранее, постарайтесь обозначить перспективы дальнейшего исследования. Не забудьте начать свое выступление с приветствия «Уважаемые коллеги!» и закончить его фразой «Благодарю за внимание. Есть ли ко мне вопросы?».

Следовать правилам - это не значит ущемлять свою индивидуальность. Наоборот, человек прилично одетый, улыбающийся, отзывчивый в глубине души чувствует себя спокойнее, увереннее. Речь идет о самодостаточности личности! «Школы стерв», ошибочное понимание агрессии и хамства как независимости и превосходства, прожигание жизни являются тупиковыми формами, не имеющими под собой никакой мировоззренческой платформы. Простота в общении, помощь нуждающемуся и обездоленному во всех культурах всегда приветствовались и ставились в пример. В общем, как в «Домострое»: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию Божию не будь лиходеем» .

Отрадно, что, несмотря на катаклизмы XX в., русский народ сохранил добро и незлопамятность (подчеркнем это слово!) в своем сердце. По этому поводу вспоминается драматическая история из книги «Враг народа» Д. Рогозина, содействовавшего освобождению из чеченского плена пожилого русского строителя. «Его украли, держали в сыром подвале жилого дома ровно четырнадцать месяцев. Выжить ему удалось лишь за счет смекалки и удивительной воли <...> Своих извергов старик не проклинал, вспоминал лишь, как все семейство преспокойно ужинало за столом, установленным над входом в его подвал. Все - от мала до велика - знали, что в зиндане заживо гниет пожилой заложник, и считали это делом обычным. Старик взахлеб рассказывал мне все новые подробности своих злоключений, как будто куда-то спешил, а я все удивлялся, откуда в нем такая тяга к жизни, такая уникальная способность в нечеловеческой неволе сохранить достоинство и человеческий облик» . В истории государства Российского немало примеров, когда наши предки помогали больным и раненым иноземным солдатам, а не издевались над ними. Например, окруженным в январе 1943 г. под Сталинградом немцам была гарантирована жизнь. Стараниями советских командиров были организованы приемные пункты и лагеря для военнопленных. Наши врачи, санитары, медсестры лечили обмороженных и оголодавших немецких солдат, боролись с инфекционными заболеваниями. Для сравнения вспомним знаменитую директиву Гитлера немецкой армии, окружившей Ленинград в 1942 г.: не принимать капитуляцию города, так как проблемы выживания населения и его снабжения продовольствием не могут и не должны решаться немецкой стороной. Его ближайший сподвижник нацист Геринг говорил: «В этом году в России умрет от голода от 20 до 30 миллионов человек. Пожалуй, хорошо, что так случится, ибо некоторые народы должны быть истреблены»

Мир — это необычное и удивительное место, которое можно изучать бесконечно. В разных странах культура может быть совершенно разной, так что то, что считается приемлемым в одном месте, в другом будет недопустимо. Если вы интересуетесь особенностями этикета в разных странах, вам стоит познакомиться с этим списком. В него вошли наиболее интересные правила поведения со всех уголков нашей планеты. Зная их, вы сможете избежать неловкостей в путешествии.

Афганистан: целуйте хлеб, упавший на пол

В Афганистане очень уважительно относятся к хлебу. Если он падает на пол, его следует немедленно поднять и поцеловать.

Канада: немного опаздывайте

В Канаде не стоит приходить пораньше. Напротив, небольшое опоздание вполне допустимо. К нему относятся куда лучше, чем к прибытию намного раньше, чем нужно.

Чили: никогда не ешьте руками

В Чили не принято брать руками даже мелкие закуски. Чилийцы всегда пользуются исключительно приборами, другое поведение считается крайне невежливым.

Китай: создавайте беспорядок и не бойтесь отрыжки

В Китае хозяин понимает, что вам понравился прием пищи, если вы создали на столе беспорядок. Когда на тарелке остается кусочек еды, это хороший знак, что вы наелись и остались довольны приемом пищи. Невежливо только оставлять в тарелке рис. Отрыжка — еще один способ показать, что вам понравилась еда, это не считается невежливым.

Египет: не наполняйте свой собственный стакан повторно

В Египте принято ждать, пока кто-то другой наполнит вам стакан. Вы должны доливать напиток своему соседу по застолью, если это необходимо. Считается, что необходимость наступает тогда, когда стакан полон меньше чем наполовину. Если ваш сосед забывает наполнить ваш стакан, напомните ему об этом, добавив напитка в его стакан. Самому себе наливать категорически запрещено.

Великобритания: передавайте портвейн налево

В Англии портвейн принято передавать за столом соседу слева, пока бутылка не обойдет весь стол по кругу. Некоторые считают, у этой традиции корни с флота, но точного объяснения нет. Если вам не передали бутылку, спрашивать об этом невежливо, вместо этого нужно узнать у соседа по столу, знаком ли он с епископом из Норвича. Если он говорит, что нет, нужно ответить, что тот — хороший человек, но вечно забывает передать портвейн.

Эфиопия: ешьте правой рукой с одной тарелки

Жители Эфиопии считают, что есть приборами — это расточительно, как и использовать более одной тарелки на всю группу. Принято есть с одного блюда, используя правую руку. В некоторых регионах страны используется традиция под названием «гурша», когда люди кормят друг друга.

Франция: пользуйтесь хлебом как прибором

Французы никогда не едят хлеб как закуску. Они дополняют им прием пищи и используют кусок хлеба как прибор, чтобы собирать еду с тарелки и отправлять в рот. Хлеб даже принято класть прямо на стол, как вилку или нож.

Грузия: скажите тост и выпейте все содержимое стакана

В Грузии могут часами обмениваться тостами. Все за столом по кругу говорят тосты, после чего принято опустошать весь стакан одним глотком. Когда все сказали по тосту, круг может повториться снова. За вечер выпивают десять-пятнадцать маленьких стаканов алкоголя, как правило, грузины пьют вино или водку. Говорить тосты, выпивая пиво, считается дурной приметой.

Считается, что австрийцы праздновали поражение Венгрии в 1848 году, чокаясь бокалами с пивом, поэтому некоторые венгры все еще это помнят. Не чокайтесь пивными бокалами! В остальных случаях обязательно смотрите на того, кто сказал тост.

Италия: не сыпьте пармезан на пиццу

Если на вашей пицце нет пармезана, не просите его туда добавить. В Италии это считается кулинарным преступлением.

Племя инуитов: испускание газов

Возможно, вы и не планируете посещать эти племена, но интересно знать, что в их культуре принято испускать газы в знак одобрения после хорошего приема пищи.

Япония: хлебайте суп, чтобы отблагодарить повара

В Японии принято громко хлебать суп или лапшу. Считается, что это способ показать свою благодарность повару.

Корея: примите первый напиток

В Корее нужно соглашаться, когда вам предлагают напиток в первый раз, но не разливать первым себе. Сначала налейте остальным, а потом наполняйте свой стакан.

Мексика: ешьте тако руками

Использование вилки и ножа для тако в Мексике считается глупым снобизмом. Эту еду вежливо есть руками.

Ближний Восток: пользуйтесь только правой рукой

В ближневосточных странах есть руками вполне нормально, важно только использовать исключительно правую. Левая не должна использоваться для еды.

Португалия: не солите

В Португалии повар будет оскорблен, если увидит, как вы добавляете в приготовленное им блюдо соль или перец.

Россия: пейте водку без добавок и не отказывайтесь

Предложение выпивки считается знаком доверия, поэтому отказываться невежливо. Кроме того, смешивать водку с соком или льдом считается не лучшей идеей.

Южная Америка: уважайте богиню природы

В некоторых регионах Перу или Аргентины принято почитать богиню природы, выливая несколько капель напитка на землю.

Таиланд: не ешьте рис вилкой

В Таиланде вилками еду только накладывают на ложку. Блюда из риса есть вилкой не принято.

Танзания: спрячьте подошвы

В Танзании едят, сидя на полу. Главное — не показывать стопы, это невежливо.

Слово «Этикет» известно в каждой стране. Но везде есть свои обычаи и особенности, которые формировались в течении многих столетий. И в каждой страны они приобрели свои характерные нюансы, свойственные культуре, традициям общения и многим другим очертаниям.

Помните! Главное правило в другой стране- это вести себя там, как гость, уважать хозяев, быть вежливым и деликатным на приеме, а так же достойно представить свою родину.

Англия

Страна, удивляющая неукоснительным соблюдением традиций и правил. Да и ведь не спроста именно здесь зародилось понятие «Настоящий джентльмен».

Правила поведения за столом очень важны для англичан, поэтому перед походом в гости их нужно тщательно изучить.

К соседям за столом не принято обращаться, пока вас не представят друг другу.

Шептаться за столом невежливо, разговор должен быть общим дл всех. Так же нельзя класть руки на стол, их принято держать на коленях.
Ножи и вилки с тарелки не убирают, так как для них нет специальных подставок.

Не перекладывайте обеденные приборы из руки в руку. Англичанам это не нравится. Помните, вилка в левой, нож в правой в руке. А концы приборов направлены в тарелку.

Обязательно соблюдение дресс- кода. На обеде- это смокинг, а на официальном приеме- фрак.

Приглашение на чашку чая в Англии отклонять не принято, хозяева могут воспринять это как личное оскорбление. После чаепития им отправляют небольшую записку с приятными словами благодарности.

Германия

Пунктуальность, дисциплинированность, педантичность и бережливость- эти качества хорошо характеризуют немцев. Они четко следуют инструкциям и правилам, так же это касается и правил этикета за столом.

При разговоре принято называть титул человека.

Если прием проходит, например, в ресторане, то всем присутствующим, даже незнакомцам, нужно пожелать приятного аппетита.

Руки принято держать над столом, даже если не едите.

Скрещенные на тарелке приборы обозначают, что трапеза еще не закончена. А нож и вилка справа от тарелки сигнализируют о том, то посуду можно убрать.

В Германии не принято начинать есть или пить, пока не все получили свои блюда.

Официантом в ресторане обязательно положено оставлять чаевые, чаще всего 10% от всего счета.

Так как немцы разграничивают деловую и семейную жизнь, то получив приглашение в гости, обозначает, что вы вошли в круг доверия.

Опоздать в гости неприлично. Для немцев очень важно уважительное отношение к их времени и распорядку дня.

В гости неприлично приходить с пустыми руками. Можно преподнеси сладости или цветы. А вот при выборе алкоголя нужно быть аккуратным. Бутылка вина может быть расценена, как намек на маленький винный погреб хозяев.

Все приемы пищи проходят строго по расписанным часам. В зависимости от того в какое время вы приглашены, такое будет и угощение. Принесенные подарки, как правило, открываются сразу.

За стол первый садится старший по возрасту человек. А начинает трапезу хозяин дома.

Франция

Французы славятся своими утонченными манерами, элегантностью и изысканностью. Это ж касается и правил этикета. Получить приглашение в гости от француза, это проявление большого почтения и уважения. Они пригашают в свой дом только близких людей.

Одно из самых важных правил- запрет на обсуждение денежных вопросов. Это считается грубостью. Принято говорить на отвлеченные темы.

Так же на обед не принято опаздывать, максимально можно задержаться на 15 минут.

Рассаживанием гостей занимаются они сами, как правило, дам садят между двумя мужчинами. А они согласно этикету ухаживают за ней целый вечер.

Кстати, уличную обувь не снимают. Забота о чистоте полов, проблема хозяйки дома.

Во Франции руки принято держать над столом. В их понимании человек, который прячет руки, что-то скрывает.

Перед трапезой французы предлагают бокал шампанского или вина, как апперитив.

Французская кухня является предметом их национальной гордости, поэтому любую похвалу блюд они воспринимают на ура.

Во Франции принято полностью доедать блюдо. А вот, если захотите подсолить или приправить еду, это может быть воспринято, как оскорбление.

На столе находится много столовых приборов, а так как блюда подаются по очереди, то трапезу нужно начинать, взяв дальние приборы от тарелки. Ближние остаются для последующих блюд.

Так же и с фужерами, под каждое блюдо подают определенный алкогольный напиток.

Интересно! Хлеб во Франции нужно разрывать на мелкие кусочки и есть, ни в коем случае не кусать большим ломтем.

После основных блюд к столу подают сыр. По правилам французского этикета его нужно положить на тарелку, а только потом на тост.

Десерт во Франции подается без чая и кофе.

В самом конце трапезы предлагают крепкие алкогольные напитки, это говорит о том, что пора и честь знать и собираться домой.

Япония

При знакомстве у японцев принято обмениваться визитными карточками. Изучив визитку, японец определит ваш статус по отношению к собственному и выберет линию поведения.

При входе в дом принято снимать обувь, а вместо рукопожатия низко кланяться. Опоздать на прием к японцам нельзя, это крайнее не уважение.

Перед началом трапезы подают горячее влажное полотенце- осибори. Им протирают руки и лицо.
Прежде, чем приступать к еде, нужно обязательно сказать «Итадакимас», это слово обозначает «приятного аппетита».

Важно! В Японии нельзя сидеть положив ногу на ногу, это обозначает, что вас не интересует мысли и разговоры собеседника.

Передавать еду палочками нельзя, так же как и втыкать их вертикально в еду, эти жесты напоминают похоронную процессию в Японии.

С палочками нужно обращаться аккуратно, не махать ими, не показывать ими на людей. Для японцев то, как вы обращаетесь с палочками, является показателем культуры.

Удивительно, но громкое чавканье в Японии, отнюдь не признак плохих манер, так они выражают свой восторг и уважение к повару. Поэтому не удивляйтесь, когда услышите звучное чавканье, чем оно громче, тем лучше блюдо.

Кстати, суп можно пить прямо из тарелки, не используя столовую ложку.

Аккуратнее с алкогольными напитками, пустые стопки сразу же наполняют, поэтому до дна лучше не пить.

По окончании трапезы нужно поблагодарить хозяев дома или повара ресторана. Молча выйти из-за стола считается правилом дурного тона.

Официантам в Японии давать на чай не принято.

И напоследок

Этикет в Греции позволяет хозяину застолья испачкать скатерть, чтобы гости могли чувствовать себя весело и непринужденно.

В восточных странах нельзя есть левой рукой, она считается нечистой. Ужин обычно проходит на пышных подушках на полу, блюда выставляются прямо перед гостями. Если не подали столовых приборов, значит еду нужно съесть руками. А так же нельзя скрещивать ноги, показывая подошвы ботинок, это считается оскорбительным.

В Португалии нельзя просить солонку. Их повара считают, что они готовят идеально, что-то солить или перчить уже не нужно. Такое желание клиента очень их обидит.

В Эфиопии едят из одной тарелки. А еда из тарелки в другую перекладывается с помощью рук. Пачкать ради этой цели столовый прибор считается расточительством.

В США при просьбе подать соли, нужно вместе с ней передать человеку и перец, хоть он его и не просил.

В Швейцарии за столом не чокаются. Они просто поднимают бокалы вверх, не соединяя их друг с другом.

Обед в Испании не требует пунктуальности. К тому же, гости не будут ждать пока хозяйка разложит блюдо тарелкам, они сами возьмут нужный кусочек. А если еда не понравится, то скажут об этом прямо.

Обед в Италии может длиться до 5 часов. Итальянцы очень любят долгие посиделки. А знаменитые спагетти у них принято есть вилкой, тертый сыр обязательно подается отдельно.

В Китае самой известной церемонией является чаепитие. Она проводится в отдельном помещении, все рассаживаются вокруг маленького столика и пьют чай из специальных чашечек. Чай заваривают по старинным рецептам. Во время церемонии ведется светская беседа.

В Грузии не принято медленно пить вино, только залпом и до дна.

В Таиланде вилка идет, как вспомогательный элемент. Она используется только, чтобы положить еду на ложку.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...