Интересные задания для развития логики дошкольников. Логические задачи для дошкольников в картинках

Логика для дошкольников.

Данная тема актуальна, т.к. мышление предполагает логический строй мысли, не построив мысли логически верно невозможно сделать умозаключения. Именно в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления. На основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка. Ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логика мышления предполагает активную умственную деятельность, основанную на непосредственном интересе. Исходя из логики действия, осуществляются решение умственных задач, которые реализуются средствами игры в игровых действиях. В работе по развитию логического мышления применяются такие методы как нахождения пути решения путем смекалки, находчивости, инициативы, а также многообразие занимательного материала - это игры, задачи, головоломки. Все это дает основание для умения анализировать, систематизировать, находить верные решения, закономерности, которые требуют применение математических методов и умозаключений.

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах.

Для этого в группе должна быть создана хорошая развивающая среда: дидактические игры, наглядные и дидактические пособия, игры изготовленные своими руками, таблицы. В книжном уголке расположить не только книги для чтения и рассматривания, но и различный занимательный материал по развитию логического мышления - кроссворды, головоломки, ребусы и журналы. Дети с огромным желанием решают логические упражнения, выявляют закономерности и продолжают их. Они настойчиво ищут ходы решения, которые ведут к результату. Когда занимательная задача доступна ребёнку, складывается положительное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Детям интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать - это увлекает их.

Свою работу надо начала с самого простого: умения у детей сравнивать предметы, находить чем похожи и чем отличаются, находить лишний или недостающий предмет. В работе использовать задачи и игры «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Найди два одинаковых предмета». На основе этого формировать умение детей выявлять закономерности в расположение фигур в схемах, таблицах «Какой предмет нарисовать?», «Поставить фигуру вместо вопроса?».

Обратить внимание на развитие у детей логического мышления. Формировать умение выделять и сопоставлять в предметах и действиях части и целое. Использовать игры «Составь картинку», «Волшебный квадрат». Предлагать дидактические упражнения «Какого шарика не хватает», «Какой дом нужно построить?». С интересом дети выполняли практические задания на нахождение закономерности «Посади цветок», «Продолжи ряд».

Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие-то конкретные возрастные рамки для участников игры.

Вот несколько из них:

На развитие смекалки : «Отгадай, чей голос». Сущность игры заключается в том, чтобы по голосу определить, кто сказал слово.

На понимание: «Следопыт». Рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.

На развитие художественно - образного мышления: «Облака» на что похожи облака, плывущие по небу? «Тень» - по тени определить, от какого она предмета.

Игры на интуицию: «Дорисовки». Дорисовать фигуру.

«Рифмы». Закончить стихотворение. Используйте произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.

Игры на развитие внимания: «Что лишнее?», «Найди отличия»

В эти логические игры можно играть, как в детском саду. Так и дома вместе с родителями.

Через дидактические игры есть возможность формировать новые знания, знакомить их со способами действия. Дидактические игры включала в содержание занятия, как одно из средств реализации программных задач. Чаще всего дидактические игры использовать в качестве учебного задания с целью формирования новых знаний, закрепления программного материала. Например через дидактическую игру «Веселая логика» упражнять детей в способности зрительного обследования и анализа предметов. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, что бы радость от игр перешла в радость учения.


Логические задачи по математике для дошкольников – это не простые задачи. Потому что главное здесь не найти правильный ответ (их может быть несколько или не быть вовсе), а научиться мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться своим жизненным опытом и наблюдательностью. А также логические задачи – это отличный способ развить то, что называют смекалкой. Поэтому они такие интересные и совсем не скучные. А если отнестись к ним серьёзно, но легко и с юмором, то можно найти по-настоящему креативные решения. Попробуем?

1. У меня есть 3 домашних питомца, а всего у них 10 лап. Как такое может быть?
(Один из питомцев пернатый – у него 2 лапки, а двое других четвероногие. Но возможны и другие варианты – например, питомцами бывают и экзотические насекомые, у них 6 лапок, а есть и вовсе безлапые питомцы.)

2. Во дворе растут 3 дерева – берёза, клён и рябина. Грач сел не на берёзу, синица не захотела садиться на дерево без вкусных ягод. Куда сел воробей?
(Воробей сел на берёзу, грач на клён, а синица на рябину)

3. В пенале у Аси лежат 4 простых карандаша и 2 цветных. Какое минимальное количество предметов нужно взять, чтобы в руке точно оказался простой карандаш? (3 предмета)

4. Алёша пилил дрова. Сколько ему нужно сделать распилов, чтобы разделить бревно на 2 части? А на 3 части? А если бы он не дрова пилил, а делил бублик, сколько нужно сделать «распилов», чтобы отрезать от бублика кусочек?

5. Лена, Аня и Женя помогали бабушке в саду. Бабушка захотела сделать детям подарки. «Куплю-ка я куклы обеим девочкам», - подумала бабушка. Неужели она ошиблась и неправильно сосчитала детей?
(Бабушка не ошиблась, девочек было действительно двое: Лена и Аня, а мальчику Жене бабушка купила гоночную машинку)

6. Сыщик в панике: он обнаружил возле дома странные следы. Сначала от дома вели следы взрослого, маленького ребёнка и птицы (видимо, вороны) . Ровно через 10 шагов следы птицы обрываются. Ещё через 10 шагов обрываются следы ребёнка. Это похищение! Прав ли сыщик?
(Скорее всего, сыщик не прав. Птица просто взлетела, а ребёнка взял на руки взрослый. Впрочем, вариант, когда ребёнок попятился домой по своим собственным следам, тоже не лишён некоторой логики.)

Задачка на «засыпку»

8. Черепаха пришла в гости к своей подруге, которая живёт на 14 этаже. Лифт оказался сломан – придётся подниматься пешком. Черепаха начала свой путь после полудня. Полчетвёртого уже – черепаха на четвёртом этаже. Полпятого уже – черепаха на пятом этаже. Полвосьмого уже – черепаха на восьмом этаже. Когда же она доберётся до 14 этажа?
(Полвторого ночи)

Задачи на логику для самых маленьких

Игра «Что лишнее?» , как говорится, классика жанра. Но мир вокруг многовариантен, и не всегда ответы на жизненные вопросы однозначны. Предложим ребятам задачи с несколькими решениями. Если ребёнок найдёт сам все из них – замечательно. Если увидит только одно – не страшно, главное, чтобы он мог объяснить свой выбор, а другой вариант решения можно найти вместе.

1. Найди лишнее:

Коза, лось, кабан (коза, потому что это домашнее животное, или лось, потому что слово начинается на букву «Л», или кабан, потому что у него нет рогов)
Тыква, персик, перец (тыква, так как слово начинается на «Т», персик – он растёт в саду, а не в огороде, как остальные, или перец – у него форма совсем не шарообразная, а у тыквы и персика всё же более круглая.
Ложка, скалка, совочек (совочек, потому что это не кухонная утварь, скалка – ложка и совочек похожи по форме и по значению, а скалка отличается, или ложка – отличается первой буквой).

2. Не верь своим глазам!

Нарисуем 3 домика и пронумеруем их. На каждом домике висит табличка, мы знаем точно: то, что написано на ней – неправда!
Табличка на домике №1: «Тут живёт Пятачок»
Табличка на домике №2: «Кролик в третьем домике»
Табличка на домике №3: «Винни-Пуха здесь нет!»
В каком домике живёт каждый из героев?
(1 – Кролик, 2 – Пятачок, 3 – Винни-Пух)

3. На листе бумаги напишем вразнобой цифры от 1 до 20. Задача ребёнка соединить их подряд таким образом, чтобы линии не пересекались между собой.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шкурина Людмила Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/с «Золушка» №6, село Дубовское.

Описание: данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, родителям и педагогам дополнительного образования, занимающихся с дошкольниками. Возраст детей, для работы с которыми рассчитан этот материал, – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группа).

Логическое мышление – это некий симбиоз психических, умственных и познавательных навыков, которые формируются у малыша с самого рождения. Главная задача родителей и воспитателей: научить ребенка пользоваться ими так, чтобы он видел между ними взаимосвязь и научился делать выводы. Самостоятельные логические умозаключения ребенок способен делать уже к пяти годам. Конечно, с условием, что и родители, и воспитатели уделяли должное внимание развитию логики. Позднее, в школе, да и в течение всей жизни, такой ребенок будет быстро и правильно отражать какие-либо процессы, ориентироваться в системе новых знаний и справляться с новыми видам деятельности.

Цели логических задач: развитие логического мышления и воображения, развитие связной речи.

Логические задачи для старшей группы.

«Птичья столовая».
Давай устроим на балконе птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются. Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/с и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные, замёрзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек. Почему? Вывод: Птичка, которая не поела зимой хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было найти её. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть в неё корм ежедневно.

«По грибы».
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.- Смотри, смотри, мама,- птичка летает так низко, что я могу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома. – Нет, этого нельзя делать,- сказала мама. Почему она так ответила Вове. Вывод: Мама не разрешила поймать сыну птичку, потому что знала: это был птенчик, который ещё учился летать. Взрослая птичка - его мама - была рядом. Птичка вырастет в лесу, и будет приносить пользу, уничтожая комаров вредителей. А на новом мести без привычной еды птенчик может погибнуть.

«У речки».
Однажды Серёжа с мамой и папой пришли на речку. Близко от берега плавало много маленьких рыбок. – Дайте мне баночку, я наловлю рыбку.- попросил Серёжа родителей. – Нельзя их ловить,- сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже? Вывод: Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если погибнут мальки, то в речке будет меньше взрослой рыбы – значит, речка обеднеет.

«Осенью».
Вера и Оля сгребали осенние листья и увидели на одном листочке жука - солнышко. Вера взяла его на руки, но жук не шевелился. – Может быть, солнышко погибло от холода,- сказала Оля. – Нет,- ответила Вера,- оно живое. Что девочка объяснила подруге и что дети сделали с жуком? Вывод: Осенью жуки – солнышко прячутся под листиком и засыпают на зиму – об этом и рассказала Вера Оле. Девочки бережно положили солнышко под куст и накрыли листьями. Весной он оживёт отложить яички и из личинок выведутся молодые жуки, которые будут приносить большую пользу растениям.

«Жучок – солнышко».
Алёша и Андрей рыхлили землю около куста роз. – Смотри как много тли на стебле! Погибнет наша роза, - сказал Андрей. А я знаю кто может уничтожить тлю и спасти нашу розу, - сказал Андрей и куда то убежал.Кого он пошёл искать? Вывод: Алёша догадался что тлю уничтожает жук – солнышко. Поэтому и поспешил найти жуков и посадить на стебель розы. Жучок – солнышко и его личинки очень полезны, и их нужно беречь.

«В лесу».
В воскресение Катя и её мама вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы и пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и крикнула маме: «Смотри, какой красивый цветок я нашла, можно мне его сорвать?» - Не трогай колокольчик, не рви его,- сказала мама. Почему мама не разрешила Кате сорвать цветок? Вывод: Колокольчик – краса леса. Ведь не только Ката с мамой приходят сюда любоваться цветами, но и другие люди тоже хотят полюбоваться ими. К тому же, в чашечках колокольчиков прячутся насекомые на ночь и в непогоду; если сорвать цветок насекомые останутся без домиков.

Логические задачи для подготовительной группы.

«У озера».
В воскресение я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг в траве они увидели маленькую лягушку. – Давай возьмём её домой, а то она заблудилась,- сказал один мальчик. – Не трогай её, лягушка сама найдёт себе дорогу,- сказал другой. Кто из мальчиков был прав? Вывод: Второй мальчик был прав, потому что лягушка не может жить в квартире у неё может пересохнуть шкурка, и она погибнет. Лягушка может жить только во влажных местах.

«На участке детского сада».
Костя с Витей играли на участке д/сада и одновременно увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.- Давай поймаем её,- предложил Витя,- и покажем всем, какая она красивая.- Нельзя ловить бабочек,- сказал Костя. Вывод: В нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же как и вылавливать птиц, зверей. Костя правильно остановил товарища.

«Осень».
Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами. – Это стрекоза,- узнали дети. – Она полезное насекомое и её не надо трогать.- А почему стрекоза залетела к нам в комнату? И что нам нужно сделать?- спросила воспитатель. Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот стрекоза и залетела случайно в комнату. Правильно сказали дети, которые предложили не трогать стрекозу, она сама найдёт себе укрытие. Весной она отложит яички, из них выведется много стрекоз, которые помогут людям защитить сады и поля от вредителей.

«У речки».
Вчера я была у речки и вот, что я увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики? Вывод: Если каждый человек будет бросать в речку всё что захочет, дно засорится, поднимется, а значит, воды будет меньше. В речке живёт много рыб и растений - без воды они погибнут. Так же водой пользуются и люди, а если её не станет, то и люди здесь жить не будут.

«Осенние листья».
Осенние листья лежали в саду на земле пышным ковром. – Сегодня будем сгребать листья,- сказала мама Саше.- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костёр?- спросил Саша.- Нет нельзя,- ответила мама. Почему мама не разрешила Саше сжечь листья. Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым от костра его засоряет. Саша не знал этого и мама ему объяснила. Листья нужно сгребать в кучу и прикапывать землёй. Они перегниют в земле и станут удобрением.

Мини – эксперимент по логическим задачам.

Прочитать стихотворение детям и предложить ответить на вопрос.
Я сорвал цветок, а он завял.
Я поймал жука, а он умер у меня на ладошке.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Как это сердцем?

«Загадочные объявления».

1. Приходите ко мне в гости! Адрес не имею, свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь, кто одолжит крылья?
4. Помогу всем у кого сломался будильник.
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите или подарите пух, перья.
7. Что- то очень скучно стало одному выть на луну.
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте себе его на память. Я успешно ращу себе новый.
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов в короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятие провожу ночью.
12. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени – отчеству. Патрикеевной больше не называть.
13. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов, материнских чувств не испытываю и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку.

Ирина Малиновская

Кружок «Логика для дошкольников » начал работу в сентябре . В нем обучались дети среднего дошкольного возраста .

Обучение детей в кружке велось в соответствии с задачами учебной программы дошкольного образования , Методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года, перспективным и календарным планами.

Цель организации кружка :

Стимулирование познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста ;

Раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка;

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук.

В процессе работы с детьми решались следующие задачи :

Развитие мыслительных действий и операций : обобщения, классификации, анализа, синтеза, различных видов памяти, процессов запоминания;

Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;

Обучение владению графическими навыками, навыками работы с бумагой и пластилиновой техникой;

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Для решения поставленных задач с детьми проводились занятия 3 раза в неделю (2 занятия по развитию познавательных процессов, 1 занятие по развитию мелкой моторики рук). Процесс обучения проходит в игровой занимательной форме. Во время занятий максимально реализуется ситуация успеха, деятельность детей проходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Активизация детей на занятиях достигается путем отбора содержания, методов, приемов, форм организации деятельности детей :

Практические методы предлагают специальные упражнения (в форме заданий, действий с демонстрационным материалом, в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом, сюрпризные моменты, имитационные движения, появление сказочного персонажа, соревнования;

Игровые приемы : пальчиковая гимнастика, элементы драматизации;

Метод предварительной ошибки (наример : Хрюше дается задание - построить квадрат из палочек. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку и исправляют ее. Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное);

Словесные указания, пояснения, разъяснения,

Развивающие дидактические игры, игровые упражнения

Занимательная проблемная ситуация сказочного характера (например, Мальчик – с – пальчик может освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги,

Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением,

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений,

Вопросы к детям,

Моделирование (модель частей суток, недели, модели геометрических фигур, объемных фигур и т. д. ,

Наглядные методы – мультимедийные презентации, использование отрывков из мультипликационных фильмов (например : отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» используем для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Что вы можете предложить, для решения данной проблемы);

Контроль и оценка.

Выбранные методы и приемы позволяют детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет смены видов деятельности, форм организации воспитанников .

Организацию занятий определяют следующие принципы : системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, постепенность и систематичность в освоении и формировании познавательных процессов, индивидуализация темпа работы , цикличность повторения материала.

На занятиях кружка по развитию познавательных процессов использовались игровые блоки, образовательного комплекса «Учимся, играя» . Занятия традиционно начинаются с «Зарядки для ума» . Например :

«На что это похоже?»

«Эй, ребята, не зевайте, быстро-быстро отвечайте – сколько солнышек на небе? Сколько хвостов у двух котов? Сколько ушей у двух мышей? и т. п.

Назови круглые (тяжелые, пушистые, огромные) слова» и т. п.

Занятие по развитию познавательных процессов включает :

Развитие интеллекта и навыков общения,

Развитие математических способностей,

Развитие речевых навыков,

Развитие познавательных процессов,

Организационные и здоровьесберегающие аспекты (логоритмические игры, тематические физкультминутки, пальчиковые игры) .

Использую различные типы заданий :

«закрытые» задачи, т. е. имеющие точные решения;

Открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

Лабиринты;

Задания на поиск лишнего, недостающего, отличий;

Задания на классификацию

На сравнение

Загадки

Небылицы в стихотворной форме, путаницы, картинки – путаницы.

Игры в нелепицы. Например : Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько нелепиц, ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример : Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня : "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались?

Математические сказки с заданиями. Например сказка «На рыбалке» :

Жили-были волк и лиса. Собрались они однажды на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал : «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать : то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

Задания детям : Кто больше наловил рыбы? Почему? Сколько всего рыб наловили волк и лиса? Нарисуйте удочки лисы и волка.

Для успешной организации процесса обучения мной изготовлены развивающие логические игры «Построй башню» ,

«Танграм» ,



«Подбери пару» ,



«Подбери пару каждой рукавичке» ,



«Поиск общего» ,



«Подбери к знаку» .



В течение учебного года составлена картотека логических заданий «Веселая математика» .

Для развития мелкой моторики рук и координации движений разработаны тематические игровые комплексы. Основу занятий по развитию мелкой моторики составили игры и задания «Тренируем пальчики» , «Учимся рисовать фигуры» , «Азбука письма» .

В игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук включены следующие виды деятельности : массаж кистей рук (карандашом, шишками, каштанами, горохом, массажным мячиком,



пальчиковая гимнастика, логоритмические игры,



рисование пластилином,



конструирование из бумаги в технике оригами,



различные виды аппликации,



задания на развитие графических навыков,



рисование с помощью трафаретов,



работа с шаблонами и силуэтами,



вырезывание ножницами, штриховка, дорисовка,



составление изображений из счетных палочек,



работа с крупой , фасолью, горохом,



нанизывание бус и пуговиц на проволоку,



выкладывание силуэтов из круп, семян,



работа с индивидуальными прописями,



театр «Сказка на ладошке » .



Большой интерес у ребят вызвали сказки на кончиках пальцев. Например : сказка на кончиках пальцев по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса» .

Жили Котик с Петушком у лесной опушки,

Но однажды Лисонька

Подкралась к их избушке. («Колечки» .)

Утащила Петушка за высоки горы,

Утащила Петушка («Кулачки» )

В свою лисью нору. («Лучики» .)

Смелый Котик в лес пошел

И нору Лисы нашел. («Колечки» ) Умный Котик спас дружка

Петю-Петю-Петушка. («Гребешок» .)

Живут Котик с Петушком

У лесной опушки («Здравствуй» .)

И теперь уже Лиса

Не ходит к их избушке. («Маятник» .)

Для этого нужно выучить положение пальцев и кистей рук, необходимых для сказки.

Для успешной реализации задач по подготовке руки ребенка к письму течение года изготовлены дидактические игры по развитию моторики рук : «Из чего это сделано?» ,



«Составь картинку» ,



«Веселые прищепки» ,



«Картинная галерея» ,



«Укрась предмет» .



Составлена электронная база графических игр и заданий : «Обведи по точкам» , «Дорисуй картинку по образцу» , «Рисование по опорным точкам» , «Дорисуй вторую половину» , «Рисунки по образцу» , «Дорожки» , «Пиктограммы» , «Узоры» , «Лабиринты» , «Ходилки» , «Копируем изображения» , «Заштрихуй» , картотека графических упражнений «Послушный Карандаш» , схемы конструирования из бумаги оригами, составления бус, узоров из геометрических фигур.

На занятиях использовались составленные ранее картотеки тематических логоритмических и пальчиковые игр.

Работа по развитию познавательных процессов и мелкой моторики рук проходила в тесном взаимодействии с родителями. Был составлен перспективный план взаимодействия с семьей.

Цель работы с родителями : организация консультативной помощи родителям по вопросам образования детей дошкольного возраста , повышения их педагогической грамотности по проблеме развития познавательных процессов на основе развивающих игр, развития мелкой моторики рук.

В процессе работы с родителями решались следующие задачи :

1. Создать творческую площадку для формирования у родителей опыта по развитию логического мышления и математических способностей на основе занимательных игр и упражнений.

2. Наладить взаимодействие с родителями для осуществления задач развития мелкой моторики рук.

3. Создать образовательную среду, стимулирующую творческую активность ребенка в семье и в учреждении дошкольного образования .

5. Формировать представления, взгляды родителей на образование дошкольников в современных условиях.

6. Соблюдать единство в работе детского сада и семьи в целях всестороннего развития детей.

При взаимодействии с семьей использовались следующие формы сотрудничества : информационные листки, консультации, рекомендации, советы, открытые просмотры деятельности с детьми, тематические папки, выставка пособий и игр. Родители принимали активное участие в пополнении предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики рук детей.

Совместно с родителями собрали коллекции прописей, раскрасок, тематических трафаретов, мелких игрушек для театра «Сказка на ладошке » .



Внедрена новая форма взаимодействия с семьей «Педагогическая копилка кружка «Логика для дошкольников » .

В этой рубрике собрана база консультативных материалов, в которой содержатся ответы на наиболее важные вопросы по проблеме развития детей дошкольного возраста : Что такое познавательные процессы детей дошкольного возраста ? Как развить руку для письма? Как развить нестандартное мышление ребенка? Как развить память у ребенка? Чем занять ребенка в дороге?

В течение периода для родителей подготовлены :

Консультации «Ум на кончиках пальцев» , «Домашний игровой уголок» , «Развивающие игры на кухне» ;

Памятки «Приемы, помогающие запоминанию» , «Познавательная литература для детей» ;

Советы «Влияние телепередач на развитие ребенка» . «Чтобы лето было полезным для ребенка» .

Данные материалы составили основу базы консультативных материалов по педагогическому просвещению родителей.

В результате работы родители приобрели знания по вопросам развития познавательных процессов и подготовки руки ребенка к письму. Изменились их взгляды на организацию образовательного процесса. Они стали союзниками, с которыми можно решать задачи следующего этапа обучения.

Итоги работы кружка «Логика для дошкольников » были представлены родителям на открытом занятии «Путешествие в сказку «Теремок» с использованием мультимедийной презентации.





Отчет о работе кружка «Логика для дошкольников » заслушан на итоговом педагогическом совете в мае.

В заключении хочу сказать, что развивая логическое мышление и моторику рук у дошкольников , мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики (воображения, мышления, памяти, внимания, восприятия, хорошо развитая моторика – залог успешного овладения школьной программой и дальнейшего развития личности ребенка в целом.

    Лайк

    Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.

    Развитие логики - один из самых важных аспектов интеллектуального развития

    Закономерности развития мышления в дошкольном возрасте

    В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:

    1. Наглядно-действенное мышление позволяет решать возникающие перед ребенком задачи путем манипулирования предметами, находящимися вокруг него.
    2. Наглядно-образное мышление начинает развиваться в дошкольном периоде. Оно уже позволяет ребенку решать некоторые задачи в уме при помощи имеющихся в его памяти образов.
    3. Словесно-логическое мышление дает возможность ребенку размышлять при помощи не самих предметов, а их словесных обозначений. Этот вид мышления проявляется уже в старшем дошкольном возрасте.


    Настольные игры - лучший способ развития логического мышления

    Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.

    Общие правила развития логики у ребенка

    Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.


    Геометрические фигуры - развитие логики в игровой форме

    По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.

    Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте

    Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.

    Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.


    Занятия с малышом учит его мыслить логически

    Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:

    «Разложи по порядку»

    Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.

    Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.


    Игра на подбор понятий

    «Закончи цепочку»

    Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.

    Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.

    «Чей предмет?»

    В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:

    • предметы, которыми пользуются представители различных профессий;
    • детали тех или иных машин, либо устройств;
    • части тела человека, зверей, птиц;
    • элементы домов.


    Онлайн игра Найди точно такую кошку - малыш может играть в интернете

    «Убери лишнее»

    Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.


    Игра Выбери самый маленький предмет

    Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.

    Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте

    Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.


    Совместные игры развивают логику у старших дошкольников

    Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.

    Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.

    «Ранжирование»

    Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.


    Игра Найди отличия - одна из разновидностей игр на ранжирование

    «Общее и частное»

    К старшему дошкольному возрасту в понятийном аппарате ребенка уже в полной мере сформированы представления об общем и частном. Поэтому ему уже можно предлагать выполнять задания на эту тему.


    Логический лабиринт - любимое развлечение дошкольников

    Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.

    Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.

    Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...