Классный карточный фокус «Читаю мысли. Математический фокус как отличный способ развлечься в компании

Г. Нижний Тагил

Аннотация.

Интерес к данной теме возник во время проведения необычного Дня Рождения с участием фокусника – иллюзиониста. Казалось, что фокусник творил чудеса, хотя чудес не бывает. Люди не любят, когда их обманывают, однако любят фокусы. Интересно, почему? Что такое фокус: чудо или обман? В чем секрет фокусов?

Введение…………………………………………………………………..….……3

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………….….4

1.1. Что такое фокус? ……………………………………………………4

1.2. В чём секрет фокусов?........................................................……..…..4

Глава II . Практическая часть…………………. ……………………………….8

2.1. Опыт «Ручка балансирует»………………………………………….8

2.2. Опыт «Упрямый шарик»…………………………………………….9

2.3. Опыт «Поющий шарик»…………………………………………….11

2.4. Опыт «Увеличительное отверстие»………………………………..13

2.5. Опыт «Шарик сверху»………………………………………………15

Заключение ……………………………………………………………………...…18

Список литературы……………………………………...………………………...19

ВВЕДЕНИЕ.

Совсем недавно у меня был День Рождения, и мама пригласила к нам в гости фокусника. Все фокусы, которые он показывал, были очень интересными, казалось, что фокусник творил чудеса. Но в силу своего возраста, я понимаю, что чудес на свете не бывает. Люди не любят, когда их обманывают, однако любят фокусы. Интересно, почему? Что такое фокус: чудо или обман? В чем секрет фокусов? Поэтому, некоторые фокусы, я решил повторить дома и найти им научное подтверждение, при помощи законов физики.

Цель : раскрыть секреты некоторых фокусов и объяснить их с помощью законов физики.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования;

2. Изучить, в чем может заключаться секрет фокуса;

3. Проделать фокусы самостоятельно;

4. Объяснить результат фокусов, опираясь на законы физики;

5. Подобрать примеры из повседневной жизни, где можно встретить явление, воспроизведённое в фокусе;

6. Создать сборник - брошюру: «Юному фокуснику»

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Что такое фокус?

В словаре русского языка написано: «Фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения». Получается, что фокус основан на обмане. Фокус – это обман? Изучая историю фокусов, можно заметить, что использовали в различных целях, в том числе для тайных махинаций, обмана.

Фокусы интересны тем, что «фальшивая магия», в полном смысле этого слова, является наукой волшебства, пускай и не настоящего. Находясь в родстве с механикой, физикой, оптикой, эта наука до сих пор сохраняет за собой полное право называться искусством, объединяющим практическую театральную зрелищность с мистическим обаянием всего необъяснимого.

Как говорил знаменитый сыщик Шерлок Холмс: «Мы видим, но не наблюдаем». Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка,-заветная мечта любого фокусника!

1.2. В чём секрет фокусов?

Изучение описаний фокусов в книгах А. Акопяна, А. Коулана показывает, что секрет у фокусов может быть разный (схема 1): манипуляция (ловкость рук); использование специального реквизита, оборудования; научные законы (законы химии; математики; физики); несовершенство зрения (обман зрения), использование отвлекающих приемов.


Рассмотрим подробнее секреты фокусов, о которых удалось узнать.

ЛОВКОСТЬ РУК

У фокусника должны быть очень ловкие руки. Наверное, многие видели, как виртуозно работает известный фокусник Амаяк Акопян. У него такие ловкие руки, за ними просто невозможно уследить. В своих книгах он рассказывает, что манипулятор как хороший музыкант несколько часов в день посвящает тренировке рук, пальцев .

В книгах можно встретить подробное описание некоторых фокусов-манипуляций. Однако даже после десяти повторений не удается красиво исполнить этот фокус. В этих фокусах, хотя главное – ловкость рук, также используются отвлекающие приемы, а значит и в них не обходится без обмана.

ОБМАН

Правы и те, кто считают, что фокусы – это обман. Но обман может быть разный. Прежде всего, фокуснику помогает специальное оборудование и реквизит.

РЕКВИЗИТ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРУДОВАНИЕ

Фокусник использует специальное оборудование, технические устройства (стол с трапом, ящики с зеркалами, перегородками) и даже современную компьютерную технику . Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры называют ИЛЛЮЗИЕЙ . Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания. Устройство аппаратуры - специальные пружины, двойное дно , скрытые перегородки, особо рассчитанные механизмы, определенная установка зеркал: и т. п.- позволяет артисту вводить зрителя в увлекательное заблуждение. Иллюзионное искусство применяет достижения и науки и техники: движущиеся и звучащие автоматы, "волшебный" фонарь и различные оптические приборы. Значительно расширились возможности жанра за счет открытия новых законов физики и химии в XVIII-XIX вв.

Волшебная палочка один из основных реквизитов фокусника. Она пришла из старинных сказок. В сказках с помощью палочки волшебники творят чудеса. У фокусника палочки обладают почти волшебными свойствами. Она может поворачивать и вертеться (если к палочке привязана нитка), из палочки может вытекать вода, высыпаться конфетти – если внутри нее вмонтирована трубка с крышкой.

Одежда фокусника – одна из основных частей его реквизита. В прошлом фокусники выходили на сцену в широких халатах, изображая каких-то необыкновенных магов-волшебников с Востока. Эта одежда была удобна тем, что позволяла в складках халата спрятать много различных предметов. В наши дни фокусники уже не выступают в халатах, их заменила более современная одежда. Костюм фокусника имеет множество карманов-тайников. В них можно спрятать не только маленький шарик, но и большую палку. Важной деталью костюма фокусника является жилет. В нем кроме карманов имеется еще резиновая лента, благодаря которой жилет плотно обхватывает талию, фокусник может подсунуть под жилет небольшой предмет, не опасаясь, что он выпадет из-под жилета.

Фокусник использует специальный реквизит: например, сумка с двойным дном, кувшин с двойной стенкой и многое другое.

ОТВЛЕКАЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Фокусник использует различные отвлекающие приемы, например, взмах руки, движения волшебной палочкой, пристальный взгляд и другие. Например, чтобы отвлечь внимание зрителей от одной руки, фокусник может следить взглядом за правой рукой, или постоянно оглядываться на что-то справа, или может вдруг посмотреть на потолок, зрители автоматически посмотрят туда же. Иногда отвлечь внимание зрителей фокуснику помогают ассистенты-помощники.

НАУЧНЫЕ ФОКУСЫ

Секрет фокуса может объясняться законами науки, например, математики, физики, химии и других.

ХИМИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

Химические реакции иногда действительно похожи на волшебство. Фокусники используют химию и химические реакции для того, чтобы изменять цвет жидкостей, превращать их в твёрдые вещества, и создавать много других загадочных и удивительных иллюзий.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

Математические фокусы, как правило, показывают не перед целым залом, со сцены, а перед небольшой группой людей. Математические фокусы не требуют особенного реквизита, длительной тренировки, ловкости рук, они просты в исполнении. Главный их секрет – знание математических закономерностей, свойства фигур и чисел. Наиболее популярные среди них фокусы с угадыванием чисел.

ФИЗИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

Что такое физический фокус? Это, чаще всего, тот же демонстрационный эксперимент, но показанный проблемно, может быть парадоксально, с необычным антуражем , в необычной ситуации и "упаковке". Это могут быть и классические фокусы, в которых есть физическое содержание, и манипуляции с типовым оборудованием, оформленные как фокус.

Глава II . Практическая часть

В связи с тем, что в данный период времени я увлечён физикой, то и мои фокусы – опыты основываются на законах науки. Наука - это очень интересно, главное – подойти к делу с умом. В практической части я описываю каждый опыт, даю ему научное объяснение и рассказываю о том, где это явление встречается в повседневной жизни. Описание опытов сопровождается моими фотографиями,

2.1. ОПЫТ: «РУЧКА БАЛАНСИРУЕТ»

Можно ли удержать ручку на кончике пальца? Звучит невероятно, но есть один фокус. Результат покажется поразительным!

Для этого мне понадобилось:

1. Ручка с зажимом.

2. Ремень.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Этап 1. Я взял ремень и сложил пополам, чтобы концы сошлись. Посередине, на месте сгиба, закрепил ручку зажимом.

Этап 2. Держа ручку горизонтально, я положил её верхним кончиком на палец. Ремень пусть весит.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Ручка повисла на кончике пальца! Это удивительно, ведь ручка висит под углом! Казалось бы, она должна немедленно упасть. Но благодаря ремню она держится, словно застыла в воздухе.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

Ремень сместил центр тяжести ручки. Центр тяжести – это воображаемая точка, на которую приходится основная масса предмета. У ручки, закреплённой на ремне, центр тяжести сместился ниже моего пальца – ремень перевешивает. Ручку тянет по направлению к центру тяжести. Но упасть она не может, ведь центр тяжести заставляет её упираться кончиком в палец.

ГДЕ ЭТО ВСТРЕЧАЕТСЯ?

У каждого тела есть центр тяжести. У шара он расположен точно в середине, у листа бумаги – там, где пересекаются диагонали. У круглой палки центр тяжести посередине. Канатоходцы держат в руках длинный шест, чтобы центр тяжести всегда находился строго над канатом, иначе акробат упадёт. Качнувшись влево, канатоходец наклоняет шест вправо, тем самым, удерживая равновесие, и наоборот. Балансируя, мы тоже расставляем руки в стороны, регулируя центр тяжести. А если делаем стойку на руках, нужно, чтобы центр тяжести располагался над руками, иначе упадём. Центр тяжести тел неправильной формы может находиться даже за пределами тела. В моём эксперименте с ручкой и ремнём центр тяжести оказался где-то в воздухе.

2.2. ОПЫТ: «УПРЯМЫЙ ШАРИК»

Теннисисты и футболисты, направляя полёт мяча, умело используют воздушные потоки. А проходя через свисток, поток воздуха издаёт оглушительный свист.

1. Пустая бутылка.

2. Кусочек фольги.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Этап 1. Я скомкал из фольги шарик размером с горошину. Положил перед собой бутылку набок и воткнул пальцем шарик в горлышко.

Этап 2. А теперь дунул в бутылку, чтобы протолкнуть шарик.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Шарик из фольги выскочил из бутылки и полетел мне в лицо.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

Когда мы дуем в бутылку, воздух внутри сжимается, создаётся повышенное давление и воздух стремится наружу. Кроме того, поток воздуха, проходя мимо шарика, создаёт область пониженного давления и выталкивает его наружу. При этом шарик вертится в полёте. Из эксперимента видно, что пустая бутылка вовсе не пуста, она заполнена воздухом. Входя в бутылку, внешний воздух выталкивает тот, что уже есть внутри. На пути у воздуха шарик-такой лёгкий, что его уносит потоком.

ГДЕ ЭТО ВСТРЕЧАЕТСЯ?

Свойства шарика в воздушном потоке используются в свистках. Проходя через узкое отверстие свистка, воздух создаёт сильные колебания-громкие звуки, одновременно заставляя шарик внутри свистка быстро вращаться. Каждый раз, как шарик прокатывается вдоль отверстия свистка, он ненадолго прерывает поток воздуха, изменяя тональность свиста. Слышится череда различных по высоте звуков. Кстати, первыми шариками для свистков служили горошины.

2.3. ОПЫТ: «ПОЮЩИЙ ШАРИК»

Если вращать воздушный шарик с монеткой внутри, он запоёт. По тому же принципу можно искусственно, создать силу тяжести, например, на космической станции будущего.

Для этого нам понадобилось:

1. Воздушный шарик.

2. Мелкая монета.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Этап 1. Я аккуратно просунул монетку в горловину шарика.

Этап 2. Надул шарик и завязал горловину. Начинаю раскручивать шарик кистью руки, как будто что-то размешиваю.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Сначала монета скользила по оболочке шарика. Но стоило мне раскрутить шарик быстрее, как монета встала на ребро и покатилась по стенке в том направлении, в каком я крутил шарик.

А ещё шарик «запел»: начал издавать гул. Чем быстрее я вращал шарик, тем выше была тональность звука.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

Двигаясь по кругу на высокой скорости, монета становится на ребро под действием центробежной силы, подобно волчку, который крутится вокруг своей оси-оси симметрии. Эта сила выталкивает наружу тело, движущееся по кругу. Центробежная сила и удерживает монету на ребре. А гул производят зубцы на ребре монеты, которые бьют по стенкам шарика, будто в барабан.

ГДЕ ЭТО ВСТРЕЧАЕТСЯ?

Возьмём ведро с водой и раскрутим его за ручку. Вода, прижатая ко дну центробежной силой, не прольётся. В цирке иногда показывают аттракцион «Гонки по вертикали»: мотоциклист ездит по стенкам внутри деревянного цилиндра и не падает. И тут действует центробежная сила, она прижимает мотоцикл к стене.

2.4. ОПЫТ: «УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ»

Те, у кого плохое зрение, часто щурятся. Это позволяет различить предметы и без очков. Почему же, прищурившись, человек лучше видит?

Для этого фокуса мне понадобилось:

1. Лист бумаги или картона (лучше чёрного).

2. Булавка.

3. Книга или газета.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Этап 1. Я проткнул булавкой отверстие в центре листа картона.

Этап 2. Поднес лист отверстием к глазу и взял книгу.

Этап 3. Потом взглянул через отверстие на далёкий предмет.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Когда я смотрел на страницу книги, через отверстие в картоне, мне казалось, будто в руках лупа. Буквы чуть потемнели, но казались на много крупнее.

А невооружённым глазом с такого расстояния я бы ничего не рассмотрел. И предметы на большом расстоянии выглядели темнее, но отчётливее.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

Если смотреть через узкое отверстие, близкие и далёкие предметы видны отчётливее. Потеря яркости объясняется тем, что узкое отверстие пропускает мало света. Зато возрастает глубина резкости – расстояние, на котором мы видим предметы отчётливо. Они кажутся ближе, чем если смотреть невооружённым глазом.

ГДЕ ЭТО ВСТРЕЧАЕТСЯ?

Зрачок глаза постоянно меняется: в темноте расширяется, на свету сжимается, чтобы в глаз всегда попадало примерно равное количество света. Вместе с размером зрачка меняется и резкость: чем уже зрачок, тем чётче картинка. Ширина зрачка колеблется от 2 до 8 мм. Самые простые очки сделаны из куска картона с множеством мелких дырочек. Близорукие и дальнозоркие видят в них намного чётче, главное, чтобы было светло, ведь такие очки пропускают мало света.

«Зрачок» фотоаппарата, диафрагма – отверстие, размеры которого меняются механически. Чем меньше отверстие, тем чётче, но тусклее будет фотография. «Диафрагма» глаза – зрачок – в темноте расширяется, но при резкой вспышке не успевает сузиться. На фото со вспышкой возникает эффект красных глаз – это свет попадает на красную сетчатку на задней стенке глаза, и её изображение остаётся на фото. У кошек на свету зрачки совсем узкие, а в темноте они расширяются. Глаза у них сверкают, потому что за сетчаткой находится отражающий слой, который отбрасывает свет на сетчатку. Так кошки лучше видят в темноте. К тому же их сетчатка в шесть раз чувствительнее нашей.

2.5. ОПЫТ: « ШАРИК СВЕРХУ».

Иногда на коробке с какао пишут - при транспортировке возможна утряска продукта. А почему наверху всегда самые крупные комки? И в пачке с мюсли наверху оказываются орехи?

Что мне понадобилось для этого фокуса?

1. Стакан.

2. Шарик.

3. Рис.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Этап 1. Я положил шарик на дно стакана, насыпал пол стакана риса.

Этап 2. Шарик остался на дне покрытый зёрнами риса, начал быстро двигать стаканом по столу туда-сюда, встряхивая рис.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Во время тряски шарик постепенно поднимался сквозь зёрна риса, пока не оказался на самом верху.

Самое удивительное, что я перемещал стакан горизонтально, а шарик поднялся вертикально. Да к тому же шарик весит больше, чем весь рис, казалось бы, он должен был, наоборот, уйти на дно.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

Хотя рис и шарик находятся в одном стакане, ведут они себя по-разному. Маленькие, лёгкие и проворные рисинки движутся быстрее большого, тяжёлого и неповоротливого шарика. При тряске шарик почти не перемещается, а зёрнышки риса летают туда-сюда по всему стакану. При этом они попадают под шарик, поднимая его вверх. Плотно утрамбованные зёрна создают шарику прочную опору. Веса шарика недостаточно, чтобы раздвинуть плотно уложенные зёрнышки риса, которые сцепляются друг с другом за счёт трения.

ГДЕ ЭТО ВСТРЕЧАЕТСЯ?

Много хлопот земледельцам доставляют камни на поле. Они поднимаются на поверхность из-за тряски при вспашке. И на берегу моря лежат камни и ракушки – они не уходят в песок. В пачке мюсли орехи и изюм тоже всегда оказываются сверху. Это происходит из-за тряски при перевозке. Крупные комки какао тоже всегда наверху. А вот с почтовыми посылками, проложенными шариками пенопласта, всё наоборот. Пенопласт очень лёгкий, а шарики довольно крупные, груз в них уходит ко дну. Только если содержимое плотно утрамбовано, оно не смещается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучая эту тему, я понял, что фокус – ловкий трюк, поражающий своей сверхъестественностью, в основе которого ловкость рук, техника специальной аппаратуры, реквизита, обман зрения, отвлекающие приемы, а также законы науки.

Если фокус - это обман, то обман остроумный и безобидный. Фокусники дарят людям праздник. Достичь совершенства в искусстве иллюзии можно только благодаря трудолюбию, изобретательности.

Проделав эти несложные фокусы, я нашёл ответы на интересующие меня вопросы, пользуясь научными источниками и интернетом. Теперь я знаю, что:

· ручка удерживается на кончике пальца благодаря смещению центра тяжести;

· пустая бутылка, вовсе не пуста, она заполнена воздухом.

· монета встаёт на ребро под действием центробежной силы.

· шарик поднимается кверху за счёт трения рисинок.

Всё это связано с явлениями окружающего мира, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Это помогло мне понять законы природы, по которым живёт окружающий мир. Я понял, что наука – это очень интересно, главное – подойти к делу с умом!

Описанные в работе опыты стали отправной точкой в создании сборника – брошюры «Юному фокуснику», которая будет представлена на конференции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Акопян книга фокусов и трюков из репертуара Арутюна и Амаяка Акопянов. –М.:Эксмо,20с.

2. Вадимов фокуса, М., 1959.

3. Ребекка Тилпинг, ЛеонеПратт. Большая книга занимательных опытов.- М: Росмэн – Пресс, 2008, стр.97.

4. Интернет сайты:

Www. . Занимательные опыты.

Www. /tag/opyty-dlya-detej/

Www. /razvitie - opyty. htty. html

Www.7 /articles/11912.aspx

5. Джим Чиз. Занимательная химия, физика, биология.

6. Зубкова Н М. Научные опыты на детское «почему».

7. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей.-М.: Эксмо, 201с.

8. Ожегов русского языка. – М.:рус. яз., 1983. – 816с.

9. Перельман смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей.

Фокус

Фо́кус

[точка пересечения лучей] сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? фо́куса , чему? фо́кусу , (вижу) что? фо́кус , чем? фо́кусом , о чём? о фо́кусе

1. Фокусом называется точка, в которой пересекаются параллельные лучи после прохождения ими какой-либо оптической системы.

Фокус линзы, окуляра. | Фокус глазного хрусталика.

2. Фокусом называется точка, в которой фотографируемый или рассматриваемый с помощью оптического прибора предмет имеет наилучшую чёткость, резкость.

Попасть в фокус. | Поймать что-либо, кого-либо в фокус. | Навести фокус.

3. В медицине фокусом называется очаг, центр воспалительного процесса.

4. Когда какие-либо факты, события оказываются в фокусе внимания кого-либо, значит, они внимательно рассматриваются, анализируются.

Находиться в фокусе внимания. | Попасть в фокус внимания.

фо́кусный прил.

Фокусное расстояние.

фокуси́ровать глаг. , нсв.

Фокусировать внимание на чём-либо.

[демонстрация необычного] сущ. , м. , употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? фо́куса , чему? фо́кусу , (вижу) что? фо́кус , чем? фо́кусом , о чём? о фо́кусе ; мн. что? фо́кусы , (нет) чего? фо́кусов , чему? фо́кусам , (вижу) что? фо́кусы , чем? фо́кусами , о чём? о фо́кусах

1. Фокусом называют наглядную демонстрацию чего-либо необычного, невероятного, которая основывается на обмане зрения, внимания при помощи специально разработанных приёмов, движений, которые по общеизвестным представлениям не могут происходить, не могут быть осуществлены.

Карточные фокусы. | Фокусы с бумагой, с монетами. | Выступать в цирке с фокусами. | Показывать фокусы. | Раскрыть секрет фокуса.

2. Фокусом называют действие, которое требует от человека особой ловкости, умения.

Выделывать всякие фокусы, прыгая со скакалкой.

3. Фокусом называют хитроумный приём, уловку, ухищрение.

Придумать какой-нибудь фокус, чтобы добиться своего.

4. Если вы просите кого-либо, чтобы всё было без фокусов , то это означает, что вы просите этого человека сделать какое-то дело серьёзно, не проявлять ненужную инициативу и т. п.

5. Фокусом называют сложность, секрет в изготовлении какого-либо изделия, работе какого-либо устройства или в действии какой-либо конструкции.

Стальной замок с фокусом. | Рецепт прост, но весь фокус в пропорциях.

6. Фокусом называют необычный, неожиданный поступок, каприз и т. п.

Выкинуть фокус. | Всё это женские фокусы!

фо́кусник сущ. , м.

фо́кусница сущ. , ж.

фо́кусничать глаг. , нсв.

Прекрати фокусничать, веди себя прилично.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "фокус" в других словарях:

    Штука, искусство, кунштюк, фокус покус; средоточие, центр. См. уловка … Словарь синонимов

    - (лат. focus очаг, место, где разводится огонь). 1) точка на оси оптических стекол, в которой пересекаются все лучи, падающие на эти стекла. 2) в математике: две точки эллипсиса, находящиеся на большой оси. 3) какое нибудь явление, основанное на… … Словарь иностранных слов русского языка

    Толковый словарь Ушакова

    1. ФОКУС1, фокуса, муж. (лат. focus Очаг). 1. Точка пересечения преломленных или отраженных световых или тепловых лучей (физ.). || Расстояние от преломляющего или отражающего стекла до этой точки (физ.). 2. Точка, в которой фотографируемый… … Толковый словарь Ушакова

    Муж. точка на оси горбатых и впалых стекол и вогнутых зеркал, в которой сходятся лучи света; | расстоянье от стекла до сей точки; | расстоянье, на котором глаз хорошо и ясно видит. В фокусе толстого стекла предметы загораются. Фокус этого стекла… … Толковый словарь Даля

    1. ФОКУС, а; м. [нем. Fokus от лат. focus очаг] 1. Физ. Точка, в которой после прохождения оптической системы параллельным пучком лучей последние пересекаются. Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика. Короткий ф. (расстояние от преломляющей или… … Энциклопедический словарь

    ФОКУС, одна из двух точек на главной оси ЭЛЛИПСА. Сумма расстояний от любой точки эллипса до обоих фокусов постоянная величина. В геологии термин служит для описания максимального сдвига в результате ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. В оптике точка на оси линзы или … Научно-технический энциклопедический словарь

    фокус - ФОКУС, трюк, устар. кунштюк, разг. фокус покус … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (латинское focus очаг, пламя) в оптике, точка, в которой собирается прошедший через оптическую систему параллельный пучок световых лучей. Если лучи параллельны оптической оси, то фокус располагается на оптической оси и называется главным.… … Современная энциклопедия

Многие великие фокусы остаются неразгаданными по сей день. А самый великий фокус так и вовсе пока не придуман (речь о мгновенном переносе Кремля с обитателями в гостеприимное жерло вулкана Эйяфьядлайёкюдль). Но ряд грандиозных трюков и престижей удалось вскрыть и довести до твоего понимания.



Фокус с ловлей пули - один из самых древних и уважаемых, почти такой же древний и уважаемый, как сама пуля. Впервые фокус был упомянут в 1631 году в трактате «Театры Божьего суда», написанном преподобным Томасом Бирдом. С веками фокус с пулей совершенствовался, пока не достиг своей вершины в исполнении фокусников Пенна и Теллера, одновременно стреляющих друг в друга и ловящих пулю ртом.


Кажимость


Действительность

Для успешного проведения фокуса с пулей важна не столько кропотливая подготовительная работа, сколько ловкость рук, щек и языка. Пули, которые демонстрируют активистам из зала и которыми в итоге выстреливают, - поддельные, скорее всего восковые, они разрываются, едва вылетев из дула. Чтобы сделать такие пули максимально похожими на настоящие, мастера покрывают их акриловой краской свинцового цвета. Почему же добровольцы из зала не замечают, что пули поддельные? Представь, на тебя направлена камера, все ждут твоих остроумных ответов на вопросы всемирно известных фокусников, у тебя потеют ладони - тут не до скептицизма.

Пенн четко озвучивает, какие инициалы ставит доброволец на пуле и что он рисует на гильзе. Рисунок, как ты понимаешь, сложностью не отличается: большинство людей малюют смайлик, солнышко или палочку. В это самое время ассистент за сценой изображает на уже отстрелянной заранее пуле инициалы (можно смазанные, все-таки пуля побывала в револьвере). Пенн и Теллер подходят к вешалке, на которой их поджидают защитные жилеты и маски.


Обрати внимание: вешалки расположены рядом с занавесом. Это роковой момент: оба фокусника отворачиваются от камеры, на секунды они вне поле зрения окружающих. И тогда-то ассистенты кладут пули в рот Пенну и Теллеру.


Самое время восхититься разговорными навыками Пенна: он продолжает свой отвлекающий зрителей монолог об опасности огнестрельного оружия, удерживая за щекой пулю. Дальнейшее - дело техники и тренировок. Все, что остается фокусникам, - это прицелиться, выстрелить холостыми, а затем, прикрываясь пороховой завесой, выпихнуть пулю из-за щек и зажать ее между зубами.


Каждый иллюзионист мечтает пройти по воде. До XXI века удалось лишь одному, да и то в библейские времена. Зато в наши дни благодаря развитию технологий фокус стал осуществим. В числе первых его продемонстрировал миру британский иллюзионист Стив Фрейн, известный как Динамо. Да как эффектно продемонстрировал - прошел не по какой-нибудь воде, а по самой Темзе! Увидеть этот и другие фокусы самого известного современного иллюзиониста ты можешь на телеканале Discovery Channel по воскресеньям, в 20.00, в программе «Динамо: невероятный иллюзионист». С 22 сентября, кстати, стартовал новый сезон. Динамо удивит тебя не только свежими трюками, но и тем, что он сделает с приглашенной звездой - актером Сэмюэлом Л. Джексоном.


Кажимость


Действительность

Поскольку фокусы Динамо еще не раскрыты компетентными людьми, мы выскажем свою версию.

Цимес фокуса - в массивной нетонущей платформе из плексигласа, которая заранее была поставлена на якорь у набережной. В принципе, происходи дело в бассейне с чудесной журчащей хлорированной водой, платформа была бы видна и невооруженным глазом. Но речь о Темзе. Здесь вода такая темная, волнистая и грязная, что, задумай иллюзионист пройтись по утопленникам, наряженным в разноцветные перья, никто и этого бы не заметил.


Гребцы, демонстративно проплывшие за спиной Динамо, вообще не заслуживают критики. Но мы все-таки покритикуем. Глубина погружения одноместной байдарки - не больше 15 см.


А если ты внимательно посмотришь на это фото, то увидишь, какие массивные кроссовки у Динамо и как ощутимо они увеличивают его рост. Это позволяет байдаркам проплыть над платформой, не побеспокоив ее.


Ну и, наконец, на этом фото мы можем наблюдать зыбь, образующуюся только на мелкой глубине.


Ровно 101 год назад, в 1912-м (уточняем, если ты случайно закинул калькулятор на другой конец дивана), этот фокус исполнил небезызвестный Гарри Гудини. С тех пор освобождение из ящика с водой стало одним из самых уважаемых фокусов в мире, ну прямо crème de la crème иллюзий. Существуют десятки интерпретаций освобождения. В частности, потому, что, прежде чем осесть в личной коллекции Копперфильда, подлинный ящик долгое время болтался неизвестно где и установить точную технику исполнения фокуса было непросто. Фокус активно снимался в кино: например, в уже упомянутом «Престиже» и «Докторе Хаусе» (сезон 4, эпизод 8 «Лучше тебе не знать»). Но мы выбрали версию дуэта иллюзионистов Шерри и Кралла, потому что в 2012 году, на столетие фокуса, они повторили трюк Гудини точно так, как его исполнял маэстро. Разве что в ящик с водой лезет не мужчина, а женщина.


Кажимость


Действительность

Секрет трюка по большей части в замке камеры. Ну и в отличной физической подготовке иллюзиониста, которому предстоит выбраться из нее.


В тот момент, когда Кралл, выполняющий роль ассистента, запирает замки на крышке, Шерри незаметно вытаскивает стержни из петель, удерживающих крышку. Поэтому, чтобы выбраться, девушке достаточно сильно напрячь мышцы пресса, подтянуться и вылезти из открытой камеры.


Возможно, ты сейчас потянулся на диване и буркнул: «Подумаешь, это каждый может». На самом деле китайская водяная камера пыток считается самым настоящим смертельным номером. Сам посуди: исполнитель трюка минимум три минуты проводит подвешенным вниз головой, что само по себе испытание. Прибавь к этому погружение в воду, необходимость физической нагрузки и риск потерять сознание от притока крови к голове. Все-таки приятно, что существует люди, готовые рисковать жизнью нам на потеху.


Чтобы прославиться на весь мир, Дэвиду Сету Коткину пришлось не только взять себе фамилию покрасивее, но и на несколько минут лишить американцев их национального достоинства. Второе, между прочим, оказалось куда проще, чем многие думают.


Кажимость


Действительность

Как ты, должно быть, читал в Википедии, статуя Свободы стоит на небольшом островке, вдали от огней большого города. Единственные источники света на острове принадлежат собственно системе освещения статуи. Поэтому, когда перед носом зрителей поднимается белая ткань, все, что требуется, - это элементарно выключить внутреннее и внешнее освещение девушки с факелом.


Белая ткань опускается, и зрители в унисон ахают, увидев, что статуя исчезла. Хотя на деле им следовало бы ахнуть от того, как несовершенно человеческое зрение: зрители не могут рассмотреть медную 93-метровую махину, так как их ослепили освещенные столбы, на которые натягивается ткань. Когда через несколько минут Копперфильд поднимает ткань, вновь заслонив статую от пуб­лики, их глаза еще не успели адаптироваться и рассмотреть дорогие сердцу янки очертания.


Что до прожекторов, пересекающих «пустое» пространство, то и это обман зрения. Прожекторы были установлены не по сторонам от статуи, а перед ней, и, направленные вертикально, они не задевали статую и создавали иллюзию пустоты. Позже, когда исчезновение транслировали по телевидению, доверчивым телезрителям показывали пленку, снятую с вертолета. А вот это уже видеомонтаж: статуя была загодя изъята с постамента.


Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими жалкими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса.


Кажимость


Действительность

Во-первых, конечно, мешок. Не так прост мешок, как кажется. Обрати внимание, что мы никогда не видим его дна, оно все время скрыто от нас сундуком. Поэтому, даже несмотря на то, что Шарлотта честно прячет своего мужа в мешке и завязывает его сверху, Джонатан всегда может выбраться через дырявый низ мешка. Что он и делает, едва Шарлотта захлопывает крышку.


Что до замка, то он тоже запирается по-настоящему. Ну да кому какое дело, что внутри сундук оснащен системой отодвигания верхней крышки. Едва Шарлотта забирается на ящик, она закрывает его и себя черной материей и при этом упирается в боковые стенки сундука. Тут-то и начинается, грубо говоря, магия. Джонатан, уже выбравшийся из мешка, отодвигает крышку. Шарлотта не падает, потому что боковые стенки, на которых она стоит, неподвижны. Джонатан привстает на крышке ящика и берет из рук Шарлотты ткань.


Передав эстафету, девушка запрыгивает в сундук и захлопывает крышку. В этот же момент Джонатан откидывает ткань и предстает перед публикой - запыхавшийся и лоснящийся от гордости. Пока он раскланивается, его жена успевает сорвать с себя верхний купальник, под которым скрывается другой, контрастного цвета (хотя, согласись, больший эффект был бы достигнут, выпрыгни миссис Пендрагон из сундука голой). Осталось лишь залезть в мешок, что Шарлотта успешно и делает.


Тем временем Джонатан демонстративно вынимает саблю и отпирает бесполезный замок. Развязывает мешок, и - вот неожиданность! - в мешке оказывается его жена. В купальнике другого цвета!*

Как ты понимаешь, иллюзионисты очень не любят, если их фокусы раскрываются. Когда в 1997 году вышла первая американская передача из серии «Тайны великих магов», профсоюзы фокусников по всему миру забили тревогу. Это не помогло: программа, детально препарирующая фокусы, снимается до сих пор. Собственно, ее вклад в подготовку этого материала неоценим. Ведущий программы, фокусник Вэл Валентино, пояснил, что раскрывает фокусы, дабы его коллеги придумывали новые. Но мы подозреваем, что он делает передачи ради славы и денег.

А еще иллюзионисты очень любят ходить в суды и выяснять, кто первым придумал вытаскивать кролика из распиленного ящика, парящего в невесомости. Так, в 1930-х годах широкую огласку получило дело фокусника Горация Голдина против табачной компании R.J. Reynolds Tobacco Company, использовавшей объяснения его патентованного фокуса «Распиливание женщины на части» в рекламе новых сигарет. Рекламная кампания называлась «Весело быть обманутым... Но еще веселее знать» и целиком состояла из разоблачений фокусов. Голдин так и не выиграл дело, но впредь был осторожнее и, во избежание утечки информации, даже не стал патентовать свой следующий громкий фокус, в котором распиливал ассистентку уже не обычной, а циркулярной пилой.

Поскольку меня часто спрашивают про бэк-фокус, то я решил про него написать.

Что такое бэк-фокус? В двус словах - это когда вы снимаете чей-то портрет, а на нем резко получаются не глаза, а уши. Вот здесь, например, фотограф наводился на батарейку, а резким получился задник:

Все, что я могу по этому поводу сказать, будет в большей или меньшей степени повторением ставшей классической статьи Тима Джексона , опубликованной на сайте http://FocusTestChart.com

Я не нашел ее в переведенном виде, поэтому перевел сам.

Статья очень приятная и живая, а главное - полезная!

Итак, поехали!

Focus test chart

Copyright Tim Jackson 2004

Интернет – чудесная штука.

Интернет – чудесная штука. Среди прочих его радостей – еще и то, что он предоставляет средство любому человеку, имеющему доступ в Интернет, для публикации своих мыслей и идей. Вот почему вы читаете эти строки.

Один из недостатков Интернета – это то, что он является слишком легкой жертвой для бесполезной, вводящей в заблуждение или даже вредной информации.

Отделить зерна от плевел может оказаться довольно пугающей задачей для новичков в Интернете или в какой-то отдельной теме.

В частности, форумы в интернете очень сильно загажены инфантильными словесными баталиями или глупостями, либо же людьми, которые существуют, кажется, единственно затем, чтобы порождать проблемы.

Иногда этого очень просто добиться, если на форуме есть несколько подстрекателей, «слушающих» эфир и извергающих понемногу грязи то тут, то там.

Интернет и этот тест

В интернет-форумах было некоторое обсуждение этого теста фокусировки, и некоторые парни с пеной у рта, чуть ли не с религиозным пылом заявляли, что он дает некорректные результаты, и старались отговорить людей применять его.

Прискорбно, что в этом не слишком много пользы для людей, ищущих ответы. В действительности, это только прибавляет им проблем.

Эти фанатики защищают свои ошибочные замечания к чужой работе, которые являются или продуктом их непонимания, или не относятся к контексту данного теста, или, в некоторых случаях, просто некорректны.

Никто из этих людей еще не предоставил ни единого убедительного доказательства в поддержку своих оскорбительных заявлений; еще меньшее их число предложило какой-либо механизм, чтобы внедрить эти заявления в этот тест. Это совершенно противоречит тому, что я делаю в этом тесте.

В других обстоятельствах я бы подал на них в суд.

Однако, моим намерением здесь является не вступать в борьбу с этими невеждами, а дать столько полезной информации, сколько я могу дать всем желающим по теме фокуса, в частности, по бэк-фокусу.

Я приветствую ЛЮБОЕ конструктивное обсуждение этой темы, если она будет здравой и любые заявления будут подтверждены фактами. Я всегда открыт для изучения новых вещей и признания своих ошибок.

Это не вопрос бизнеса. Я всего лишь фотолюбитель с хорошим техническим образованием, который тщательно изучил тему и которому доставило большое удовольствие свести это все воедино.

Я очень люблю свой D70, и получил массу удовольствия, изучая его, и продолжаю это делать. Это великолепная камера, и я готов спорить, она станет вехой в истории.

Хотя в интернет-форумах было много случаев, когда вышеупомянутые индивиды неправильно объявляли описанный в данном документе тест бесполезным, существует гораздо больше людей, которые обратились ко мне в частной переписке по e-mail (чтобы избежать общения с несколькими кретинами на форумах) и которые хвалили эту работу, благодарили меня за мои усилия, предлагали усовершенствования и дополнения, просили меня высказать свое мнение об их тестовых снимках и так далее.

Меня очень поддержали эти люди. Спасибо вам всем!!!

На следующих нескольких страницы содержат кладезь подробной информации о системе автофокусировки D70 и о том, как она работает.

Сюда входят некоторые простые практические упражнения, которые вы можете проделать, чтобы лучше понять эту систему.

Я надеюсь, это будет полезным для вас, как в установлении, нуждается ли ваш D70 в дополнительном внимании, так и в качестве полезного и информативного чтива.

Система автофокусировки в D70

Пожалуйста, обратите внимание, что в это руководство включено некоторое количество практических упражнений, которые вы должны, даже обязаны попробовать сделать, причем – все , по мере того, как будете читать. Понимание, которое вы получите, очень вам поможет, когда вы будете использовать вашу камеру.

Система автофокуса (AF) в D70 похожа на множество других AF-систем тем, что она работает, главным образом, путем настройки фокуса так, чтобы достичь наилучшего контраста между смежными пикселями на фокусировочном сенсоре. Если вы не вполне уверены, что это означает, читайте дальше, и станет яснее.

Если вы возьмете какой-либо объект с маленьким контрастом или вообще неконтрасный – такой как чистое небо, белая стена или просто чистый лист бумаги – AF-система не сможет работать.

Попробуйте сами.

Прежде всего, попробуйте сфокусироваться в центре белого листа бумаги. До тех пор, пока вы находитесь близко к нему или зуммируете изображение во весь лист, так что центральный фокусировочный сенсор может видеть только бумагу и ничего, окружающего ее, камера не будет способна сфокусироваться.

Причина этого в том, что нет контраста – нет темных и светлых объектов, которые могла бы увидеть AF-система, чтобы установить фокус.
А теперь представьте наипростейший из возможных объектов для фокусировки: белая страница с черной линией на ней. (Такой, как вот этот, чтобы вы могли попробовать: ).

Если вы нацелите вашу камеру на линию на этом листе, располагая область фокусировки на черной линии, как показано на картинке справа, вы обнаружите, что камера с легкостью сфокусируется.

Давайте, попробуйте!

Попытайтесь наводить камеру на линию на листе перпендикулярно и под другими углами. Отметьте, как легко у вас происходит фокусировка.

Это потому, что AF-система камеры легко может обнаружить место контраста и настраивать фокус до тех пор, пока контраст не станет максимальным при наилучшем фокусе.

Маркеры областей фокусировки и фокусировочные сенсоры

Как вы уже можете знать, контуры областей фокусировки, которые вы видите в видоискателе, не совпадают с реальными фокусировочными сенсорами.
Контуры, которые вы видите в видоискатель, выглядят как черные контуры на этой картинке.

Реальные электронные фокусировочные сенсоры в действительности выглядят, как области, отмеченные красным цветом.
Таким образом, черные контуры в видоискателе – это, скорее, ориентир, нежели точное позиционирование.

Также может случиться так, что точное положение сенсоров будет не в центре контура в видоискателя. У вас может быть нечто похожее на то, что изображено на картинке справа, например. Это немного утрированно, но зато иллюстрирует мысль.

Вы наводитесь, используя черные контуры, но камера реально фокусируется, используя сенсоры, показанные красным.

Также отметьте, что фокусировочные сенсоры не такие уж прямоугольные, они – линейные.

Представьте, что все эти красные линии, или AF-сенсоры – крохотные цифровые фотоаппаратики, с той лишь разницей, что в обычном фотоаппарата на матрице пиксели образуют прямоугольные области, а тут у нас – только вертикальные или горизонтальные полоски из пикселей.

Вернемся к нашему белому листу с черной линией.

Если мы будем использовать только один горизонтальный фокусировочный сенсор – просто для данного объяснения – то когда мы нацеливаем камеру так, что единичный фокусировочный сенсор находится поверх черной линии, мы получаем нечто похожее на картинку справа.

Фокусировочный сенсор располагается так, что он может «видеть» черную линию на нашем тестовом листе.
Здесь мы видим кусочек черной линии на нашем листе. Слева – она в фокусе. Справа – она не в фокусе. Кроме шуток!


Замечаете маленькую область, выделенную красным цветом, на каждой картинке? Это тот кусочек, который реально интересует AF-систему.

Давайте микроскопически подробно посмотрим, что видит AF-сенсор.

Вот что находится в каждой и красных зон на предыдущих картинках:

Помните, что фокусировочный сенсор состоит из пикселей, которые оценивают, когда соседние пиксели имеют наибольшую разницу яркостей. Это соответствует наибольшему контрасту.

На левой картинке, вполне очевидно, ближе к середине должны оказаться некие счастливые пиксели, потому что в одной из пар пикселей один – темный, а другой – светлый. Гигантский контраст!

Однако, на правой картинке каждый пиксель имеет соседа, который лишь совсем слегка светлее или темнее, чем он сам. Не так ой уж сильный контраст:(
AF-система видит это и перемещает линзы объектива до тех пор, пока не достигнет такого момента, когда будет достигнута максимально возможная разница в уровнях освещенности двух соседних пикселей.

На минуту вернитесь и посмотрите снова на картинки с черными контурами и красными крестиками внутри них. Отметьте, что одни AF-сенсоры расположены горизонтально, а другие –вертикально. Вы также заметите, что центральная область фокусировки содержит оба вида – горизонтальные и вертикальные сенсоры.

Каждый сенсор способен оценивать только те области контраста, которые не параллельны этому сенсору. Область контраста должна пересекать длину сенсора, как в секторе 1 на этом рисунке:

Запомните, как наша черная линия пересекает сенсор под прямым углом, так что сенсор может видеть край линии.

Если сенсор расположен параллельно линии (как сенсоры 2, 3 и 4 на этом рисунке), то он не может сфокусироваться, потому что все пиксели сенсора будут иметь одинаковый уровень засветки. Нет контраста.

На этом рисунке только сенсор 1 предоставит полезную информацию для фокусировки благодаря тому, что несколько его пикселей находятся в сильном контрасте.

Помните, что сенсор видит только прямую линию. Он одномерный.

Сенсор 2 на этой картинке увидит только белое.

Сенсор 3 увидит серое.

Сенсор 4 увидит черное.

А вот другое упражнение для вас:

Смените центральный AF-сенсор на любой из четырех остальных.

Попробуйте сфокусироваться на линии на листе, когда сенсор расположен к линии под правильным углом, а затем попробуйте сфокусироваться, когда сенсор параллелен линии.

Интересно, не так ли! Немногие имеют хорошее понимание этого явления.

Когда сенсор близок к параллельному расположению относительно линии, автофокус не будет работать.

Поворачивайте камеру на разные углы, чтобы увидеть, насколько большой угол наклона к черной линии нужен сенсору, пока система не начнет фокусироваться надежно.

Хорошо, а теперь снова вернитесь к центральному сенсору, у которого есть и горизонтальный, и вертикальный элементы.

Еще раз попробуйте описанное выше упражнение по фокусировке. Вы можете обнаружить, что можете поворачивать камеру на любой угол, и она будет фокусироваться. И в самом деле – умная система.

А теперь…Жуткие дебаты по поводу 45 градусов

    Недостоверный
    Внушает ложные надежды относительно бэк-фокуса
    Некорректный
    Не работает
    На него не следует полагаться
    Прочие ля-ля-ля
Почему они говорят все эти вещи?

По их мнению, вот три главные причины:

1. Система автофокуса не любит параллельные линии на тестовом рисунке. Параллельные линии сбивают работу автофокуса. В инструкции к D70 есть предупреждение об этом.

2. Система автофокуса не любит фокусироваться на предметах под углом 45 градусов, как это требуется в данном фокусировочном тесте. Она не будет фокусироваться точно и единообразно.

3. Фокусировочные сенсоры в действительности расположены не там, где мы думаем. Они не выровнены в соответствии с контурами, которые мы видим в видоискатель. Это приведет к тому, что фокусировочный сенсор не нацелится точно на черную линию, что даст ошибочный результат.

Хорошо, сейчас я быстро разгромлю эти мифы.

Номер первый совсем легкий. Система автофокуса вообще в упор не видит эти параллельные линии. Любой, кто читал инструкции и проделал тест в соответствии с ними, узнает, что тест использует только центральный фокусировочный сенсор и что этот сенсор позиционируется на одной черной линии, которая окружена более чем достаточным белым пространством, так что у сенсора нет шансов увидеть что-то еще, кроме одиночной черной линии.

Не забывайте, что хотя мы используем центральный сенсор, имеющий kdf сегмента (горизонтальный и вертикальный), только один из двух сегментов играет роль, в то время как другой параллелен черной линии и, следовательно, игнорируется системой автофокуса.

Зловредные параллельные линии на тестовой таблице полностью вне ситуации. До тех пор, пока мы рассматриваем автофокус, они не существуют.
Ладно, теперь номер второй: так как автофокус видит только одиночную черную линию и больше ничего, за исключением белого, он не обращает внимания на угол наклона к таблице.

Автофокус видит черную линию на белом фоне. Если половина белого поля окажется немного ближе к камере, а другая половина будет немного дальше, это не создает НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ. Это всего лишь белый фон, на котором нет ничего, кроме черной линии.

Все, что видит автофокус – это та самая черная линия, и не имеет НИКАКОГО значения, наклонена поверхность этой линии, или нет.

Имеет значение только то, что протяженность этой линии перпендикулярна объективу и активному фокусировочному сенсору. Если вы будете следовать инструкции, это будет соблюдено само собой.

Позвольте мне спросить вас: если вы, находясь на улице, пытаетесь сфокусироваться на фонарном столбе на уровне своих глаз, то что есть передняя часть фонарного стоба? Что есть задняя часть? Что есть правый и левый край? Когда вы стоите прямо перед ним, а когда – под углом 45 градусов?

Не имеет значения, ГДЕ ав находитесь относительно фонарного столба. Это просто вертикальный объект, и вы получите один и тот же отклик от автофокуса, с какой бы «стороны» столба вы не пытались его сфотографировать.

То же самое применимо и к черной линии на тестовой фокусировочной картинке.

Все еще не уверены?

Ладно, тогда возьмите линейку или другой инструмент с прямым краем.

Хватайте черный толстый фломастер.

На белой двери вашего дома рисуйте черную линию от самого верха до пола.

Встаньте прямо перед дверью.

Сфокусируйтесь на этой линии на уровне глаз. Автофокус смог правильно сфокусироваться? Могу поспорить!

Передвиньтесь на несколько шагов влево. Попробуйте снова сфокусироваться. Все еще удается? Конечно, да!

Камера все еще прекрасно видит край черной линии на белом фоне, хотя вы и находитесь под углом около 45 градусов к белой поверхности. Тут вообще нет темы для обсуждения.

До тех пор, пока автофокус может видеть этот высококонтрастный край, у вас все в порядке.

Хорошо, номер третий: Если только у вас не СЕРЬЕЗНО поврежденная камера, фокусировочные сенсоры находятся достаточно близко к маркерам областей фокусировки, наблюдаемых в видоискателе, так что вы БУДЕТЕ иметь фокусировочный сенсор, захватывающий черную линию на тестовой мишени, когда вы прицеливаетесь на ней.

Если вы наводитесь в середину черной линии, и ваша камера легко фокусируется, у вас все в порядке. Без проблем.

Конечно, черная линия может не попадать точно в самый центр фокусировочного сенсора, но это не важно.

До тех пор, пока любой фрагмент фокусировочного сенсора может видеть край этой линии, он способен сфокусироваться на ней, и поскольку все части сенсора находятся на одинаковом расстоянии от черной линии, не имеет значения, какой фрагмент сенсора срабатывает.

Нужны еще доводы? Вот вам три изображения, полученные именно при таких трех позиционирования сенсора, как было показано на предыдущем рисунке.

Есть разница?

Можете вы увидеть хоть какой-то признак того, что разное позиционирование сенсора влияет на глубину резкости или точку фокуса?


Нет, я думаю – нет. И ни я не увижу, ни кто-нибудь еще.

Этому существует математическое объяснение, но не все мы понимаем математику. Один рисунок стоит тысячи слов, поэтому – вот вам три тысячи слов

Ну хорошо, самое время перейти к главной цели этого документа: тестированию фокуса!

Что такое бэк-фокус?

Бэк-фокус – это когда вы делаете фотографию, такую как на этой картинке ниже и, ожидая результата, показанного слева, а вместо этого получаете результат, как показано справа.


Это – бэк-фокус. Фокус установился на расстоянии, дальше, чем ваш объект. Вы сфокусировались позади или на задней поверхности вашего предмета.
(Фронт-фокус – это просто когда все обстоит наоборот).

Это ОЧЕНЬ раздражает – снять лучшую фотографию вашей жены/мужа/ребенка/друга и потом обнаружить, что их лицо не в фокусе, зато уши – изумительно резко. Не здорово.

Эту проблему могут вызывать многие факторы, и почте все они могут быть связаны с ошибкой фотографа. Но иногда грешит камера и/или объектив – вот для чего этот тест.

D70

Хотя изначально этот тест был придуман в ответ на проблему бэк-фокуса, которая проявлялась в некоторых камерах Nikon D70, его можно использовать для проверки любой камеры.

Человеческая природа такова, что когда мы довольны какой-нибудь новой игрушкой, мы просто молча наслаждаемся ею. Но если наша новая игрушка доставляет нам огорчение, мы готовы рассказать об этом каждому, кто нас выслушает. И кое-кому, кто не хочет слушать.

Поэтому, при оценке интернет-форумов на предмет обсуждения бэк-фокуса, не поддавайтесь впечатлению, будто каждый D70 страдает бэк-фокусом, только потому, что это очень горячая тема.

Правда состоит в том, что только очень немногие из D70 имеют изъян в этом отношении. Большинство функционируют совершенно нормально.

Тогда зачем этот тест?

Если вы новоиспеченный обладатель D70 и читали все эти вещи о неприятностях и несчастьях других обладателей D70, у которых ужасный бэк-фокус, то вы, возможно, захотите узнать, а не страдает ли ВАША новенькая ласточка этой болезнью?

Многие люди, которые думают, что у их D70 – бэк-фокус, заблуждаются. (Пожалуйста, заметьте, что я сказал «многие », а не «все »).

Другими словами, они парятся совершенно зря. Если у них есть проблемы, обычно это – ошибки фотографа.

Этот тест предназначен помочь всем любознательным владельцам D70 проверить их камеры, чтобы они либо могли вздохнуть с облегчением, что их D70 в порядке, либо вооружиться информацией, необходимой для того, чтобы обменять или отъюстировать их D70.

P.S. Хотите Быстро научиться фотографировать?
Обратите внимание

Фокус «Фокус с монетой»

Раньше этот фокус показывался с металлическим (юбилейным) рублем, теперь подойдет 5-ти рублевая монета. Объявляете присутствующим, что можете растворить монету в стакане воды. Понятно, что монету надо брать у кого-нибудь из гостей:) Далее берется обычный граненый стакан и большой носовой платок. Наливаете в стакан обычную воду, накрываете его платком, под платок засовываете руку с монетой, затем просите кого-нибудь двумя пальцами через платок подержать монету за краешек над стаканом. Сами отходите от стола и, сказав пару магических фраз, разрешаете отпустить монету, которая со звоном падает в стакан. Еще пару магических заклинаний и можно снимать платок, и демонстрировать, что монеты в стакане нет. Секрет в том, чтобы под платком, незаметно, монету поменять на стеклянный кружок такого же диаметра, которого в воде не видно. А монета тем временем перекочевывает в ваш карман.

Фокус «Чтение мыслей»

Предложите гостям загадать число от 2 до 10; умножить его на 9; сложить цифры, составляющие полученное двузначное число; отнять 4 (здесь всегда получается 5, но это не конец). Попросите выбрать в алфавите букву, соответствующую полученному числу (получается «Д»).


Далее нужно вспомнить страну на эту букву (прикол начинается здесь так как приблизительно 95% загадывают Данию) и, наконец, животного на третью букву из названия страны (большинство загадывают носорога); далее, сделав умное лицо и выдержав паузу, надо сказать: «В Дании носороги не водятся».


Этот фокус удается в 90% случаев, но будьте готовы и к провалу.

Фокус «Провидец»

Фокусник предлагает загадать любое число от одного до пяти. Затем он спрашивает зрителя, какое тот загадал число. Тот признается, что задумал число "3". "Подойдите к роялю и откройте его крышку," - говорит фокусник. Зритель открывает крышку рояля и находит там записку. В ней написано: "Я знал, что вы загадаете 3". Эффект потрясающий!

Хотите знать, в чем фокус? Вы заранее пишите карточки с фразами: "Я знал, что вы загадаете 1", "Я знал, что вы загадаете 2"... и так до числа 5. Затем вы прячете их в разных местах и запоминаете, где и с каким числом находится карточка. После этого вы просите вошедших зрителей загадать число от 1 до 5 . Когда зритель называет загаданное число, попросите его подойти к тому предмету, где спрятана карточка с этим числом и прочесть, что в ней написано.

Фокус «Волшебная ложечка»

Фокусник выходит из комнаты. В это время его ассистент "фотографирует" одного из зрителей, попросив посмотреть.... в ложечку. Вернувшись, фокусник берет ложку и делает вид, что тщательно изучает "снимок", после чего называет того, кто фотографировался.

А секрет в том, что носок правой ноги ассистента повернут на нужного человека.

Фокус «Вторая жизнь спички»

Этот прикол хорошо делать в большой курящей компании, когда много народу сидит за одним столом. Рано или поздно разговор неизменно касается необыкновенных или удивительных вещей, которые с кем-то когда-то происходили. Так вот в этот самый момент инициатор розыгрыша заявляет, что, мол, это все - ерунда! Дескать, значительно больше удивительных вещей нас окружают в повседневной жизни, просто мы их не замечаем. Вот, к примеру, знают ли присутствующие о том, что любую уже сгоревшую спичку можно заже…

Фокус «Чтение запечатаных писем»

Этот фокус можно проводить на свадьбах, а также при большом количестве людей. Некоторым зрителям раздаются совершенно одинаковые конверты, внутри которых такие же одинаковые пустые листки бумаги. Фокусник просит каждого написать какой-нибудь вопрос. Затем помощник фокусника собирает конверты с вложенными внутри листочками. Фокусник берет верхний конверт и, прежде, чем вскрыть его, говорит, что за вопрос в нем написан. Например: "Какая будет завтра погода?" Фокусник отвечает на вопрос и только по…

Фокус «С монеткой и платком»

Фокус показывается в большой компании. Берете в щепотку правой руки носовой платок. То есть держите его за середину, и он свисает вниз юбкой - колокольчиком. Щепоткой левой руки берете монетку и всем показываете. Осторожно просовываете монетку снизу в колокольчик и захватываете ее через платок щепоткой правой руки. Предлагаете всем по очереди убедиться, что монетка под платком. Не разрешается щупать монетку сверху через платок. Необходимо осторожно, просунув руку под платок, дотрагиваться до сам…

Фокус «Снять рубашку, не снимая пиджака»

Фокусник подходит к мужчине, расстегивает пуговицы у галстука и на рукавах, тянет сзади за воротник и... она снимается. Мужчина остается в одном пиджаке и галстуке.

Секрет фокуса. Мужчина, конечно, тоже участвует в фокусе. Рубашка одевается на него особым образом. Ее набрасывают на плечи, застегивают верхние пуговицы, которые видны при застегнутом пиджаке. Пустые рукава продевают в рукава пиджака, и манжеты застегивают вокруг запястья. А потом одевают сверху пиджак и застегивают на все пуговицы. Вот и все.

Фокус «Кто дотронулся до зеркала»

Объявляете, что может определить, кто дотронулся до маленького зеркала, лежащего на стакане с водой. Естественно, что при этом он должен отвернуться и не подсматривать.

Все становятся вокруг стакана с водой, накрытого зеркальцем. Кто-то слегка прикоснулся к нему. Вы подходите, снимаете зеркало и заставляете всех макнуть указательный палец в воду. Потом он подходите к каждому и с помощью зеркала осматривал свисающую с пальца каплю. Осмотрев все капли безошибочно указывете на дотронувшегося до зеркала.

Секрет прост - среди "макающих" должен быть был, который макает свой палец в стакан с водой сразу после дотронувшегося до зеркала. А все остальное - просто отвлечение внимания.

Фокус «Сигарета в носу»

Первым делом изготовим "сигарету".
Нам понадобится - деревянная круглая палочка длиной 80 мм и диаметром 7 мм. Рекомендую уточнить померив настоящую сигарету.

Тщательно её шлифуем и окрашиваем в в белый цвет.Краска должна быть матовой, чтобы окрашенная палочка стала похожей на сигарету.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...