Высшее образование программирование. Второе высшее образование: программирование

Тема этого выпуска: нужно ли программисту, а также админу, безопаснику или иному IT-специалисту высшее образование. Вопрос этот волнует многих, так как от ответа зависит, следует ли тратить 5 лет на учебу в ВУЗе или лучше сразу пойти работать. Посмотрим, что отвечали люди на улице:)

Примечание: Также вас могут заинтересовать предыдущие статьи из рубрики «Десять мнений» — , и .

Высшее образование (ВО) в IT-среде не является обязательным:

  • Диплом (бумага с цифрами) требуется только для отчетности. Да и слабо интересен коллегам.
  • Набор знаний, если они не фундаментальные, устарели, пока студент их получал. А если не устарели, то их явно недостаточно для работы.

Поэтому я не рассматриваю ВО как обязательное требование к соискателям. Однако, для junior позиций ВО это некоторый шанс, что работник умеет приходить вовремя, пользоваться google и copy-paste.

Самообразование выигрывает у ВО в случае системного получения знаний, а не хаоса из технологий и практик. А чтобы эту систему построить надо общаться с людьми или идти в ВУЗ.

Если говорить про программирование: для небольших проектов хватает школьной программы, а для сложных проектов необходимо знание предметной области, что значительно дороже, чем ВО.

Скорее да, чем нет. Конечно, многое можно изучить самостоятельно, но при получении высшего образования дается хороший фундаментальный базис, который наработать самому крайне сложно. Еще одним существенным плюсом высшего образования является наличие преподавателей, способных ответить на возникающие вопросы и поправить там, где нужно. Кроме того, они обычно умеют правильно и последовательно излагать изучаемый материал. Так же в институте изучается большое количество различных направлений, и можно найти что-то действительно интересное, а не кидаться в первую попавшуюся тему, которая потом быстро надоест. Ну и стоит помнить, что задача ВУЗа — не столько подготовить специалиста во всем, сколько дать человеку возможность продолжать обучение в нужном направлении.

На первый взгляд, мне, как системному администратору, можно было им стать и без высшего образования по специальности инженер-программист. Тем более, чем дальше в администрирование, тем быстрее я «умирал» как программист.

Из явных знаний со времен института, которые понадобились на производстве, «задача о камнях» при балансировке виртуальных машин на нодах кластера.

Казалось бы, не нужно высшее образование? Считаю, что важно не столь преподаваемое «знание», сколько образ мышления, который формируется в высших учебных заведениях.

Константин Буркалев , разработчик, архитектор, автор и ведущий подкастов SDCast и RadioJS .

Это давно и горячо обсуждаемая тема! И все участники делятся на 2 лагеря, кто-то категорично «за», кто-то категорично «против». Но истина, как всегда, где-то посередине. Прежде чем высказать свое мнение по этому поводу, скажу, что у меня у самого есть высшее образование, даже «красный» диплом, а так же опыт преподавания нескольких предметов, связанных с IT, в нескольких институтах.

Так вот, я считаю, что высшее образование полезно, а может даже где-то необходимо. Да, я согласен с тем, что оно не дает полноценных практических знаний, которые вы будете применять на практике, однако, оно дает много других полезных качеств и навыков, которые вам крайне пригодятся в дальнейшей жизни. Во-первых, процесс обучения в институте воспитывает упорность, усердность, старательность и трудолюбие. Оно приучает к тому, что есть интересные задачи (предметы), а есть не очень, но которые так же необходимо выполнять, и без выполнения которых вы не достигните результата. Во-вторых, оно дает начальный опыт коммуникаций в коллективе. По причине свойственной айтишникам лени, не хочется делать все лабораторки самому, когда можно скооперироваться с одногруппниками и сообща сделать меньший объем работ за меньшее время. В-третьих, как ни крути, но высшее образование дает большой объем базовых знаний. Это и основы алгоритмов, и много разных тем по математике и прочим предметам, и даже, если бо льшую часть этих знаний вы не будете применять в повседневной жизни, все равно у вас будут появляться задачки, где эти знания пригодятся.

В подтверждение своих слов, поделюсь следующим наблюдением. Я довольно часто собеседую кандидатов на роль программистов, и с уверенностью могу сказать, что люди с высшим образованием в итоге показывают лучший результат. То есть, даже студенты без опыта, только что окончившие ВУЗ, в итоге очень быстро вникают в поставленные задачи и начинают показывать результат, и им не надо рассказывать самые основы программирования. Хотя, конечно, всегда бывают исключения.

Вообще, я глубоко убежден, что базовые знания в любой области крайне важны, и без них нельзя стать настоящим профессионалом. Поэтому, независимо от института, надо много читать и изучать, даже самые базовые книги. Однако, так велик соблазн открыть StackOverflow , найти уже готовое решение своей задачи и применить его не задумываясь, даже не понимая, как оно работает. И вот, уже можно считать себя программистом. Поэтому мой призыв — разбирайтесь в каждой проблеме и копите багаж действительно ценных знаний и опыта!

Конечно, программист, как и любой нормальный человек, должен получить высшее образование.

Возможно, буду банальным, но речь идет о получении фундаментальных знаний, составляющих основу современного мировосприятия. В университетах, в первую очередь, учат тому, как учиться, искать и находить информацию, перерабатывать ее и получать ответы на поставленные вопросы при помощи эксперимента и теоретических изысканий. А самое главное — познать научное мировоззрение с его свободой обмена мнениями, критикой авторитетов и поиском истины. Самостоятельно этому не научиться, каких бы широких пядей во лбу ты ни был.

А вот далее вполне можно обходиться и без учителей, благо сегодня можно загрузить к себе в голову столько всего интересного при помощи тех же MOOC , учебников из интернета и прочих таких штук. И здесь я отмечу, что любой человек, а не только программист, должен продолжать учиться всю свою жизнь. Синапсов в голове хватит, чтобы охватить все возможные области знаний. Поэтому ежедневно надо нагружать себя новой интересной информацией. Горе тому, кто захочет остановиться и сказать себе, что он слишком стар для обучения новым вещам. Да поразят того Паркинсон и Альцгеймер.

Программист — это человек, преобразующий мир вокруг себя. Поэтому чем больше программист знает об окружающем мире, тем лучше и успешней он выполняет свои задачи.

Андрей Прокопюк , программист с высшим образованием и простым сайтом .

Программист — широкое определение, и ответ на вопрос зависит от того, какой программист задает себе этот вопрос. Если в 17 лет начинающий студент спрашивает себя об этом, ему нужно сперва ответить на вопрос, каким программистом он видит себя в 35? Если ответ: «таким, который пишет прямолинейную логику под присмотром старшего специалиста», или: «единственным айтишником в маленькой фирме, который построил запутанную инфраструктуру так, чтобы его не уволили» — однозначно не нужно, можно не терять времени и идти работать. Главное, не изменить в дальнейшем жизненных ценностей.

Если присутствуют более высокие амбиции, и студент не имеет уверенности в том, что он целеустремленный гений с высокой способностью к самообучению — высшее образование нужно, причем, к выбору заведения нужно подходить тщательно. Высшее образование, скорее всего, не научит современному прикладному программированию, но даст фундаментальную базу для дальнейшего развития, заставит пообщаться с неглупыми людьми, да и общеобразовательные предметы не будут лишними для личностного роста. А еще в процессе может неожиданно захотеться заняться информатикой как наукой, и тогда придется отвечать на вопрос, нужно ли программисту идти в аспирантуру.

Высшее образование нужно только отделам кадров работодателей. При этом они проводят собеседование, требуя навыки, которым не обучают в наших ВУЗах. По большей части программа обучения устарела лет так на 10. Может быть, в топ ВУЗах нашей страны оно иначе, в моем случае было именно так. Преподаватели (пред)пенсионного возраста ничего сложнее калькулятора не знают и знать не хотят. Хотя что-то большее требовать от них, в их годы, более чем наивно. В тоже время преподаватели-аспиранты, косящие от армии, точь в точь как и старшие коллеги ничего не знают и знать не хотят. Вот и получается, хочешь что-то уметь — учись сам. А диплом — не более, чем ачивка.

P.S. Закончила ВУЗ с красным дипломом.

Сегодня фраза ит технологии стала настолько модной и часто употребляемой, что даже президент, который всегда славился консервативностью и будто бы принципиальным нежеланием следить за тем, что происходит в стране, пропагандирует их как основу будущего страны. Ведь, по его словам, без них не будет ни производства, ни хорошего образования и вообще ничего хорошего. Это, конечно, все правильно, но существует и другая сторона медали. А есть ли кому эти технологии внедрять и поддерживать? Кто будет их разрабатывать?

Для этого в стране должна существовать хорошая, отлаженная годами, образовательная база, которая в состоянии выпускать на рынок специалистов, способных конкурировать наравне с европейскими.

№1. ВШЭ.

Первым вузом, в котором мне довелось учиться, была Высшая Школа Экономики. Признаюсь честно, учился я там не на самом сложном факультете – Бизнес Информатике. Понравился он мне тем, что он охватывает широкое направление дисциплин и после него работать можно почти в любом ит направлении от системного администрирования до управления разработкой проекта и, собственно, программирования. Да, разработчиком железа после этого факультета не станешь, но подавляющему числу ит специалистов оно и не надо.

Обучение в этом вузе происходит по европейской системе, поэтому обучаешься ты там 4 года и далее либо идешь в магистратуру, либо идешь работать по специальности. Тут хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление. В Европе в магистратуру идут люди, которые далее планируют заниматься наукой (computer science), а в России же в магистратуру ломятся почти все кому не лень, считая это необходимостью. Зачем человеку, который будет заниматься разработкой по, нужно идти в магистратуру я понять не могу. Лучше пойти получать второе высшее. Это будет полезнее и эффективнее.

Также год там состоит из 5 модулей и после каждого модуля происходит контроль обучения – экзамены и зачеты, которые, к слову сказать, тоже оцениваются и их оценка влияет на стипендию. Оцениваются они по 10 бальной шкале. Также там существует рейтинг, который тоже влияет на стипендию и дает тебе определенные преимущества. Ну и про постоянный промежуточный контроль обучения, который выливается в как минимум одну контрольную по предмету за неделю, я даже говорить не буду.

В общем, нагружают там по самые уши так, что ты даже вздохнуть не успеваешь, не то, чтобы подумать. При этом они еще рассчитывают, что ты будешь изучать что-то сверх программы. На самом деле не знаю как на других факультетах, а на БИ программа была не особо сложная. Гоняли там на каждой контрольной почти по одинаковым примерам, которые не особо сильно отличались друг от друга. Отсюда сопоставив все факты, приходишь к выводу, что вышка, в частности, и европейская система, в общем, учит выдержке, терпению и трудолюбию. Она учит на протяжении долгого времени выполнять монотонную и нудную работу.

Напоследок хотелось бы сказать про преподавателей. Преподают там, если честно, так себе. Программирование там состоит из разбора готовых примеров, а контрольные представляют собой фактически дублирование этих самых примеров, лишь с измененными переменными. Семинары ведут либо руководители каких-то непонятных фирм, у которых и сайты-то нормально не работают, либо аспиранты, которые и сами толком ничего не понимают. А все лекции, которые там читают, фактически дублирование учебников. Но есть одно но. Эти учебники очень хороши. Они действительно учат предмету и учат на очень хорошем уровне. В большинстве своем это зарубежные учебники, переведенные на русский, но порой встречаются и российские экземпляры.

№2. РЭУ.

Первый год в вышке прошел нормально. Но так как я работал, и времени катастрофически не хватало почти ни на что и уже начинались проблемы в самом вузе, то я все-таки решил перевестись. Хочу сказать делал я это с не очень большой охотой, но выбора не было.

Новый вуз выбирал тщательно. Хотелось известный вуз, с хорошей базой в нужно мне области и с возможностью трудоустройства в конце обучения. В конечно итоге выбор встал между тремя вузами: МИФИ, МГУ и… РЭУ им Г.В.Плеханова. Да, выбор последнего вузова может показаться странным. Но взвесив все за и против, пообщавшись с людьми, учащимися в этих вузах, пришел к выводу, что сбрасывать этот вуз со счетов не стоит. Как оказалось, несмотря на все но, там довольно хорошая база, а преподают там в основном преподаватели, закончившие мехмат мгу. В итоге подумав, пришел к выводу, что лучшим выбором для меня будет именно рэу с его факультетом информатики. Этот факультет фактически является тем же БИ.

Ну а во втором семестре начались уже интересные предметы. Математика стала интересной и с каждой неделей становилась все сложнее и интереснее, программирование тоже преподавалась на очень хорошем уровне. И что самое главное, оно проходилось с основ – алгоритмики. И языков изначально было несколько, а не в единичном количестве. Само собой уровень кода, который мы писали, был ниже плинтуса, но для первого курса вполне сойдет.

Процесс обучение стандартный. 2 сессии за год, учишься 5 лет (хотя сейчас уже на факультете ввели баклавриат и модульную систему, но по сути все равно ничего особо не изменилось), зачеты ставятся по системе зачет\незачет, а экзамены оцениваются по 5 бальной шкале. Хочу заметить, что если ты ходил на все занятия и хоть что-то делал, то хорошо на экзамене тебе обеспечено. Причем не важно понимаешь ты предмет или нет.

Преподают там на удивление хорошо. Даже очень. Все-таки за что я люблю советские вузы, так это за избыточность знаний и за хороший уровень преподавания. Все-таки люблю полное понимание предмета, а не поверхностное изучения для решения только необходимых задач, которые понадобятся на работе.

Правда знания по ит застыли там на уровне 90-2000-х годах. Это огромнейший минус, но все-таки основы там даются очень серьезные, вплоть до модуляции сигналов и тому подобных вещей, и если их дальше изучать, то можно стать отличным специалистом в своей области.

Выводы.

В общем-то хотелось бы теперь подвести итоги всего того, что было сказано выше. Выделять отдельно для каждой школы достоинства и недостатки я не рискну, это вы и сами в состоянии сделать. Поэтому я напишу лишь особенности.

Европейская школа (на примере НИУ ВШЭ):

Модульная система обучения с 10 бальной системой оценок (в том числе зачетов);

Хороший уровень контроля обучения;

Натаскивание на быстрое решение однотипных задач;

Выпуск трудолюбивых специалистов;

Дается больше практики;

Отсутствие возможности выбора что нужно, а что нет из-за мало свободного времени;

Советская школа (на примере РЭУ им Г.В.Плеханова):

Стандартная для России система обучения (2 сессии, 5 бальная система оценок);

Контроль обучения зависит только от преподавателя;

Зависшие где-то в 90 ит знания;

Дается больше теории;

Много свободного времени.

Ну а теперь пришло время ответить на главный вопрос: можно ли в России получить нормальное качественное ит образование? Мой ответ – да. И, при желании, не менее качественное, чем в ведущих зарубежных вузах. И даже не имеет значения в каком университете учиться. Изучайте более подробно темы, которые вызывают хоть какой-то интерес или, по-вашему мнению, вам понадобятся в дальнейшем. Берите лучшее из всего, что вам встречается(от курсов до учебников). Постарайтесь с третьего курса уже устроиться по специальности (например в качестве junior программиста в какую-нибудь крупную компанию, сейчас туда попасть вполне реально), чтобы к концу выпуска уже представлять из себя более или менее сложившегося специалиста. И самое главное это никогда не останавливаться в обучении, иначе вы рискуете безнадежно отстать во времени, что может быть фатально.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу: программы обучения, специальности, профессии, статьи. Вернуться к полному содержанию сайта можно отменив эту настройку.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу.

  • НИУ ВШЭ

    Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • ИГСУ

    Институт государственной службы и управления

  • ВШФМ

    Высшая Школа Финансов и Менеджмента

  • ИБДА

    Институт бизнеса и делового администрирования

  • B&D

    Институт бизнеса и дизайна

  • РГУТИС

    Российский государственный университет туризма и сервиса

  • Московский Политех

    Московский политехнический университет

  • РГСУ

    Российский государственный социальный университет

  • МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

    Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

  • МФЮА

    Московский финансово-юридический университет

  • МИП

    Московский институт психоанализа

  • ИГУМО и ИТ

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

  • ВШКУ

    Высшая школа корпоративного управления

  • ИЭАУ

    Институт экономики и антикризисного управления

  • МГЭУ

    Московский гуманитарно-экономический университет

  • МФТИ

    Московский физико-технический институт (государственный университет)

  • МГИМО

    Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

  • НИЯУ МИФИ

    Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

  • РАНХиГС

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • ВАВТ

    Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России

  • Дипакадемия МИД РФ

    Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана

    Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

  • МГУ имени М. В. Ломоносова

    Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина

    Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

  • МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

  • МГЮА им. О.Е. Кутафина

    Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

  • РНИМУ

    Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

  • Финансовый университет

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  • РГУП

    Российский государственный университет правосудия

  • ФГБОУ ВО МГЛУ

    Московский государственный лингвистический университет

  • РЭУ им. Г. В. Плеханова

    Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

  • ПМГМУ им. И.М.Сеченова

    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

  • РТА

    Российская таможенная академия

  • РГУНГ им. И.М.Губкина

    Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

  • ВГУЮ (РПА Минюста России)

    Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

  • РГГУ

    Российский государственный гуманитарный университет

  • МИСиС

    Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

  • ГАУГН

    Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук

  • РАМ им. Гнесиных

    Российская академия музыки имени Гнесиных

  • МГАВМиБ им. К.И.Скрябина

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

  • РУДН

    Российский университет дружбы народов

  • МГИК

    Московский государственный институт культуры

  • РХТУ им. Д.И. Менделеева

    Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

  • ГУУ

    Государственный университет управления

  • МГК им. П. И. Чайковского

    Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

  • МГПУ

    Московский городской педагогический университет

  • МИЭТ

    Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

  • МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ

    Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ)

  • МГАХИ им. В.И. Сурикова

    Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств

Второе высшее образование в сфере IT-технологий – это неограниченные перспективы для думающего человека. Университет «Синергия» создал все условия для реализации такого решения с любой «стартовой» площадки (наличие/отсутствие первого высшего, оконченное среднее на программиста).

В каталоге наших программ – самые востребованные направления:Второе высшее образование: программирование

  • Программа факультета ИТ – МОиАИС, подготовка профессионалов работы с программными бизнес-продуктами начиная с 1С. Здесь «растят» программистов с глубокой математической подготовкой – будущих разработчиков ПО, IT-директоров международного уровня.
  • Освоив спецификацию ИСиТ в приборостроении и телекоммуникациях, вы не успеете начать поиск работы – она найдет вас раньше.
  • Общая программа подготовки программистов широкого профиля – глубокое погружение в механику работы операционных систем, программирования С++, принципы компьютерной графики, азы администрирования ИТ и многое другое.
  • Перспективное направление – программа факультета ИСиТ «Информационная безопасность» – ваш выбор, если вы хотите стать незаменимым. Эффективная практика с участием ресурсов компаний вуза, навыки кодирования, основы криптографии – на выходе вы станете ассом по предупреждению киберрисков – угрозы XXI века.
  • Прикладная информатика – направление для будущих разработчиков, тестировщиков, создателей приложений.

Подобрать программу обучения

Формы и длительность обучения. Вступительные испытания

В нашем вузе доступна полная и ускоренная программа подготовки программистов. Сроки:

  • полное очное обучение – 4 года, ускоренное – 3 года (доступен весь диапазон профессиональной деятельности);
  • вечерние занятия – 4 года 6 месяцев;
  • дистанционное обучение: полное 4 года 6 месяцев, ускоренная программа занимает 3 года 6 месяцев.

Перерасчет для студентов, которым доступна ускоренная программа получения второго высшего образования по программированию, осуществляется индивидуально и зависит от ряда факторов (основная профессия, прошлые достижения, научные работы, выбор специальности). У нас постоянно действуют акции, скидки – вы всегда можете обратиться за разъяснениями, чтобы получить конкурентное преимущество на рынке труда.

Пример учебного плана очной формы обучения: http://сайт/assets/upload/uch_plan/uch_plan_inform_sistem_o_09.03.02.pdf

Трудоустройство: актуальность кадров на рынке

На рынке IT заняты от 400 до 500 специалистов (информация за 2016). Текущая потребность РФ – 1,2 миллиона, по официальным подсчетам, 4 миллиона, если верить данным докладчиков ежегодного всероссийского форума «Территория смыслов».

В 2013 г. правительством РФ утверждена программа развития рынка IT-специалистов, согласно которой к 2018 г. число занятых программистов должно приблизиться к 700 тысячам человек. И речь не идет о полном удовлетворении потребности отрасли. Де-факто сегодня сегмент программирования страдает от острого дефицита кадров.

Программисты, администраторы ПО, разработчики приложений, тестировщики востребованы компаниями любого профиля. Банковские организации и страховщики, производственные, торговые, административные предприятия – 80% юридических лиц России уже работают с собственным программным продуктом (сайтом, приложениями, 1С), который требует профессионального участия.

Направлений занятости для носителя IT-профессии очень много:

  • руководитель IT-отдела;
  • администратор ведущей группы стартапа;
  • разработчик ПО;
  • глава отдела информационной безопасности;
  • администратор групп социальных сетей.

Список можно продолжать. Программирование – это специальность, которая продолжает прирастать новыми профессиями/должностями. Число вакансий программиста по стране (данные топ-10 кадровых агентств) не падает ниже отметки в 45 тысяч уже третий год подряд. Это единственное направление, которому безработица не грозит в любой кризис.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...