Смотреть что такое "олимпиады предметные" в других словарях. Общие требования к проведению школьного тура олимпиады

1. Общие положения

1.1. Данное Положение разработано на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (приложение к приказу Министерства образования РФ от 30.10.2003 № 4072).

1.2. Предметные олимпиады проводятся с целью выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.

1.3. Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников и проводится общеобразовательным учреждением. Количество и состав участников определяются самостоятельно, при этом в олимпиаде могут принимать участие по желанию обучающиеся с 3-го по 11-й класс на втором году изучения учебного предмета. Срок проведения определяется приказом муниципального органа управления образованием. Функции оргкомитета и жюри 1-го этапа предметной олимпиады совмещены и распределяются между учителями-предметниками.

1.4. Школьная предметная олимпиада — итог работы педагогического коллектива с одаренными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и внеурочной деятельности (кружках, секциях, студиях и т. д.), развития у обучающихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в работе со справочной, научно-популярной литературой и в Интернете.

1.5. Школьные олимпиады могут проводиться по всем предметам, изучаемым в общеобразовательном учреждении.

1.6. Финансовое обеспечение 1-го этапа олимпиады осуществляется за счет общеобразовательного учреждения (попечительского совета, родительского комитета, бюджетных или внебюджетных средств).

2. Задачи олимпиады

2.1. Пропаганда научных знаний и развития у школьников интереса к творческой деятельности. Создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках реализации Программы работы с одаренными обучающимися.

2.2. Привлечение обучающихся к научно-практической деятельности.

2.3. Выявление наиболее способных обучающихся для участия в городских (районных) предметных олимпиадах.

3. Организация и порядок проведения олимпиады

3.1. Для организации и проведения школьных олимпиад в общеобразовательном учреждении создается оргкомитет. Состав оргкомитета и членов жюри утверждается приказом по школе (лицею, гимназии).

3.2. Ответственным за проведение школьной предметной олимпиады является председатель методического совета учителей общеобразовательного учреждения (руководитель научно-методической кафедры, заместитель директора школы по научно-методической работе).

3.4. При невозможности разработать задание в школе можно запросить тексты теоретических и экспериментальных заданий для 1 -го этапа у методистов муниципального методического центра (методического кабинета муниципального органа управления образованием).

3.5. Задания для олимпиад и их решения (ответы) хранятся в специальных пакетах у ответственного за организацию и проведение школьных олимпиад или у директора школы (лицея, гимназии).

3.6. Предметные олимпиады проводятся на заседании кружка или во внеучебное время с приглашениями особо успевающих обучающихся и остальных желающих каждой параллели в специально отведенное время в учебные дни по согласованию с руководством общеобразовательного учреждения.

3.7. Олимпиада проводится для всех параллелей классов в один или несколько дней по утвержденному графику.

3.8. Олимпиаду каждой параллели классов проводят не менее двух учителей данного учебного предмета; на олимпиаде может присутствовать представитель руководства или председатель методического объединения учителей - предметников.

3.9. Со сроками и порядком проведения школьной олимпиады обучающиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.

3.10. Олимпиадные работы проверяются учителями- предметниками в присутствии ответственного за организацию и проведение школьных олимпиад. Каждое задание оценивается отдельно.

3.11. Результаты объявляются всем участникам олимпиады не позднее чем через два дня после ее проведения.

3.12. Призерами считаются обучающиеся, занявшие I, II, III места по каждой параллели, получившие наибольшее количество баллов за всю работу. При этом могут быть указаны участники, набравшие наибольшее количество баллов по сложному заданию, даже если они не имели возможности приступить к выполнению более легких заданий.

3.13. Решение конфликтных ситуаций или апелляций по итогам школьной олимпиады рассматривает оргкомитет школьной олимпиады в течение дня после объявления результатов.

3.14. Информация о призерах 1-го этапа предметной олимпиады доводится до всего коллектива школы с помощью информационных бюллетеней, школьного радио.

3.15. Призеры школьного этапа предметных олимпиад могут быть награждены школьными грамотами или подарками и направляются для участия в следующем этапе в соответствии с положением о городской (районной) олимпиаде по каждому предмету.

4. Права участников олимпиады

4.1. Организаторы олимпиады и учителя-предметники могут быть поощрены руководством общеобразовательного учреждения.

4.2. Обучающиеся, пожелавшие принять участие в 1-м этапе олимпиады, но по уважительной причине (болезни и т. д.) не сумевшие участвовать, могут получить специальное индивидуальное задание.

4.3. Каждый участник школьной олимпиады может ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить все необходимые пояснения от учителя- предметника во время последующих кружковых занятий, или задания олимпиады с полным ответом помещаются в информационном бюллетене.

5. Ответственность участников олимпиады

5.1. Члены оргкомитета олимпиады и учителя-предметники несут ответственность за неподготовку текстов олимпиады, срыв сроков, за сохранение конфиденциальности текстов олимпиадных заданий.

5.2. Участники олимпиады во время практической работы должны беспрекословно выполнять все требования членов жюри и оргкомитета, не пользоваться подсказками, не мешать остальным участникам в выполнении практических заданий.

5.3. Приказом по общеобразовательному учреждению подводятся итоги 1-го этапа олимпиады и определяется состав участников 2-го этапа предметной олимпиады по каждому классу.

Наиболее эффективно эти задачи могут выполняться в рамках личностно-ориентированной концепции образования.

Стремительный переход от авторитарного образования к личностно-ориентированному в России начался в 2009 году - с момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования России. Академик Российской академии образования Днепров Э.Д. особо подчеркивал кардинальные изменения новой общеобразовательной политики, в основу которой заложена личностно-ориентированная и деятельностно-развивающая педагогика.

Сегодня осуществляется непрерывных поиск новых подходов, ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы, решающих целый спектр задач по развитию детей, являются предметные олимпиады и конкурсы .

В отличии от уже приевшихся тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач.

Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.

Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

Конкурсы и олимпиады - это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, - это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.

Помимо достижения широкого спектра воспитательных целей, конкурсы и олимпиады способствуют решению многих образовательных задач. Прежде всего, предметные олимпиады и конкурсы - это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.

Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со сверстниками.

Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.

Традиционно к участию в олимпиадах и конкурсах привлекаются наиболее талантливые, одаренные дети. Такой подход обусловлен не только стремлению преподавателей к достижению максимального результата, но и необходимостью создания благоприятных условий для развития самых способных учеников.

Статистические данные исследований современных психологов утверждают, что количество одаренных детей с возрастом неуклонно снижается. Если в возрасте 9-ти лет их количество приближается к 70%, то уже к 14-ти годам это значение соответствует 30%. Эта ситуация подталкивают педагогов искать новые подходы в организации работы с талантливой молодежью.

Тем не менее, по моему мнению, охватываемый спектр воспитательных и образовательных задач, требует более глубокого анализа и пересмотра существующих подходов к организации предметных олимпиад и конкурсов.

Необходимо задействовать максимальное количество учащихся в процесс подготовки и проведения олимпиад и предметных конкурсов. Нужно найти новые подходы, создать новые направления, отвечающие условиям современного мира. Сделать так, чтобы каждый ребенок вне зависимости от базового уровня подготовки, не только хотел, но и мог стать участником олимпиады.

Школьный этап олимпиады проводится в соответствии с «Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников», утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1252, «Положением об этапах всероссийской олимпиады школьников в городе Москве», утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 29 августа 2014 г. № 741 , и приказом Департамента образования города Москвы от 21 августа 2015 г. № 2038 «О порядке проведения школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в городе Москве в 2015/2016 учебном году». Школьный этап олимпиады по каждому общеобразовательному предмету проводится по единым для всех образовательных организаций заданиям, разработанным Городскими предметно-методическими комиссиями. Задания для участников олимпиады направляются в образовательные организации в электронном виде через информационную систему в первый день, указанный в графике проведения школьного этапа по данному предмету. Время открытия доступа к заданиям - 7:30. Инструкция о порядке доступа в информационную систему публикуется на официальном сайте олимпиады http://vos.olimpiada.ru/. Требования и ссылки на доступ к заданиям по общеобразовательным предметам (далее - требования) публикуются на официальном сайте олимпиады (http://vos.olimpiada.ru/year/school/2015/treb) не позднее, чем за 7 дней до даты проведения олимпиады по данному общеобразовательному предмету. Указанные требования определяют: форму проведения школьного этапа олимпиады: количество туров, продолжительность туров по конкретному общеобразовательному предмету отдельно по классам (параллелям); специальное оборудование, необходимое для проведения туров школьного этапа олимпиады. Требования содержат информацию: о комплектах заданий по классам (параллелям); о порядке подведения итогов по классам (параллелям); о разрешении или запрещении использования при выполнения заданий олимпиады справочных материалов, средств связи и вычислительной техники. Примерные критерии и рекомендации по методике оценивания заданий публикуются для организаторов олимпиады в информационной системе. Время открытия доступа к критериям и рекомендациям по методике оценивания: для предметов - французский, немецкий, китайский, испанский и итальянский языки, физическая культура, ОБЖ, технология - 7:30 одновременно с заданиями; для иных предметов - в 16:00 следующего после публикации заданий дня. Ответы (ключи, решения или комментарии) к заданиям по каждому общеобразовательному предмету публикуются для участников на официальном сайте олимпиады через 10 дней после публикации заданий по данному общеобразовательному предмету. План-график проведения школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету в каждой образовательной организации устанавливается ее руководителем в соответствии с графиком, опубликованным на официальном сайте олимпиады. План-график включает указание времени и места проведения олимпиады в каждом классе (параллели) по каждому общеобразовательному предмету. Руководители образовательных организаций обеспечивают информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о порядке проведения этапов олимпиады, о месте и времени проведения школьного и муниципального этапа по каждому общеобразовательному предмету. Обучающиеся, заявившие о своём желании участвовать в олимпиаде, но по объективным причинам не имеющие возможности участвовать в школьном этапе олимпиады в образовательных организациях, могут принять участие в школьном этапе олимпиады по каждому общеобразовательному предмету в формате интернет-этапа. Для проведения олимпиады установлены следующие правила: участие на школьном этапе олимпиады - индивидуальное и добровольное, отношение к участникам должно быть предельно корректным и уважительным. Перед началом проведения туров школьного этапа олимпиады проводится краткий инструктаж: участникам сообщается о продолжительности туров, правилах поведения и правилах оформления работ, сроках подведения итогов (когда и где участники могут ознакомиться со своими результатами, принять участие в разборе заданий), о награждении победителей и призёров школьного этапа олимпиады. Для выполнения заданий олимпиады во время проведения письменного тура участники с одинаковыми заданиями рассаживаются, по возможности, за разные парты. Для участников олимпиады, принимающих участие в олимпиаде в формате интернет-этапа инструктаж проводится через информационную систему. В течение недели после проведения олимпиады по каждому общеобразовательному предмету жюри должно ознакомить участников олимпиады с предварительными результатами проверки их работ, провести разбор заданий и их решений, дать пояснения по критериям оценивания и рассмотреть все возникшие вопросы, связанные с проверкой и оцениванием работ. При обнаружении членами жюри технических ошибок, связанных с оценкой работы или подсчётом баллов, данные ошибки устраняются в рабочем порядке. Результаты проверки олимпиадных работ (протоколы жюри в электронной форме) передаются жюри в Городской оргкомитет олимпиады через информационную систему.

Что такое олимпиады? Это соревнования, состязания, позволяющие выявить лучшего из лучших в заявленной номинации. Все знают спортивные олимпиады. Точно также соревнуются за звание самого умного, эрудированного и на интеллектуальных соревнованиях – олимпиадах по различным предметам.

Первой предметной олимпиадой для школьников считается математическая, проведенная Ленинградским университетом в 1934 году. И уже в следующем году такую уникальную возможность интеллектуально посоревноваться использовали не только студенты: в ней принимали участие и школьники.

Олимпиады с каждым годом привлекают все больше внимания учащихся. В 2016 году во Всероссийских предметных олимпиадах приняли участие примерно шесть миллионов школьников в возраст от 10 до 18 лет.

Растет и количество предметов, в которых ребята могут потягаться знаниями. В 2016 году проводились олимпиады уже по 24 предметам, а на международных олимпиадах российские школьники получили тридцать восемь медалей!

Олимпиад существует много. Их устраивают различные организации, в том числе школы, вузы. Наиболее популярными являются Всероссийские олимпиады. Они проводятся в четыре отборочных этапа. В первом могут участвовать все желающие школьники. Им достаточно сообщить о своем желании учителю или ответственному за проведение олимпиады в школе. Пройдет ли он на следующие этапы — муниципальный (районный), региональный и заключительный — зависит только от знаний, умений, имеющихся у школьника, навыков гибко ими пользоваться.

Из победителей набирают и команды для участия в Международных олимпиадах.

А можно ли подготовиться к успешному участию в олимпиадах? Конечно. Но вовсе не изучая сборники по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Для этого существует специальная литература, которую можно штудировать самостоятельно. Работают кружки, курсы, направленные на подготовку именно к олимпиадам. Можно поехать в специализированные лагеря, где ребенок не только углубит и расширит свои знания, но и научится применять их именно в ракурсе олимпиадных заданий.

Что дает школьникам призовое место в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, в Международных олимпиадах? Раньше они были гордостью школы, их фотографии помещали на школьную доску почета. В наше время интерес ребят к участию в предметных олимпиадах более широк. Победители не только получают моральное удовлетворение, являются гордостью школы, родителей. Они имеют и льготы при поступлении в выбранный вуз – зачисляются вне конкурса, потому что вузы заинтересованы в умных, эрудированных, творческих, умеющих неординарно мыслить студентах.

Однако здесь нужно учитывать следующие моменты. Во-первых, победить нужно по предмету, являющемуся профильным на выбранном факультете, то есть совпадающему с направлением данного факультета. Во-вторых, является ли предмет, по которому ребенок стал победителем олимпиады, профильным, а потому дающим право на льготное поступление, решает учебное учреждение, которое выбрал абитуриент для поступления. В-третьих, воспользоваться своим шансом абитуриент должен в течение четырех лет после года проведения соответствующей олимпиады, в которой одержана победа.

Некоторые родители нацеливают своих чад на участие во всевозможных олимпиадах в надежде на то, что если уж ребенок и не займет призовое место, то хотя бы качественно подготовится к ОГЭ или ЕГЭ. Однако подготовка к олимпиадам и выпускным экзаменам существенно отличается. На олимпиадах задания носят в основном поисковый характер, они требуют применить логику, анализировать данные и делать соответствующие выводы. Олимпиады показывают, насколько участники умеют пользоваться полученными в школе (и не только) знаниями. А знать нужно действительно больше школьной программы. Но это не контрольная, не тест, проверяющий знания, умения, навыки решения заданий по усвоенным образцам или алгоритмам, полученным в школе в соответствии с общеобразовательной программой. Здесь нужно показать умение гибко, нестандартно мыслить, широкий кругозор.

Готовясь к олимпиадам по различным предметам, ребенок как бы ищет и зону своих интересов. Если сначала он участвует во многих олимпиадах, то постепенно круг их сужается до одной-двух, которые и являются основой для выбора будущей профессии. Таким образом олимпиады являются и профориентацией школьников, помогают им понять свои интересы, способности, раскрыть таланты.

Родители должны поощрять детей к участию в олимпиадах, нацеливать их на успех. Желание победить воспитывает целеустремленность, силу воли, внимательность, умение концентрироваться. Все эти качества делают человека успешным, счастливым, целостным.

ОЛИМПИАДЫ предметные

соревнования школьников по общеобразоват. предметам, способствующие повышению интереса к изучению шк. дисциплин, выявлению талантливых учащихся. О. позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Проводятся О. школьные, районные, городские, областные, в масштабе страны и международные. В О. принимают участие школьники с 4-го кл., но наиб. часто организуются О. для старшеклассников.

О. проводятся органами образования, РАО, РАН и при участии др. науч. и обществ. орг-ций. В оргкомитет О. входят учителя общеобразоват. школ, преподаватели вузов, сотрудники Н.-и. учреждений. Предметные комиссии разрабатывают вопросы для О., метод. рекомендации и анализируют результаты. Победители О. награждаются дипломами (в нек-рых вузах 1-я и 2-я степени дают абитуриентам преимущество при поступлении).

Наиб. распространены в Рос. Федерации матем., физ. и хим. О. Участникам предлагаются задачи с использованием общепрограммных понятий и теорем, но предпочтение при ответе отдаётся оригинальной идее решения с чётким её обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументиров. выводам. На О. по биологии юные натуралисты представляют жюри подготовленные в процессе исследоват. и опытнич. работы (в кружках, трудовых объединениях, на уч.-опытных участках и т. п.), гербарии, коллекции, дневники наблюдений и т. д. Учащимся младшего и среднего шк. возраста предлагаются задачи по биологии, ботанике, зоологии, охране окружающей среды; старшеклассникам - по анатомии и физиологии человека, гигиене, молекулярной биологии, генетике и др. О. по рус. языку и литературоведению включают задания по лингвистике и лит-ре, написание сочинений, рецензий и т. п. О. по истории проводятся в форме письменных работ и защиты рефератов. Осн. требования к участникам: актуальность темы, обоснованность её выбора, ясность и чёткость формулировок. К спорт. О. относятся соревнования по разл. видам дет. и юношеского спорта, по туризму (в т. ч. проводятся «Малые олимпийские игры», спартакиады школьников и др.). Организуются также О. юных краеведов и др. Результаты О., тексты задач с решениями, метод. рекомендации публикуются в журн. «Квант», «Математика в школе», «Физика в школе» и т. п., а также в спец. сборниках. Г. И. Репринцева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ОЛИМПИАДЫ предметные" в других словарях:

    Олимпиады(предметные) - соревнования учащихся по общеобразовательным предметам, способствующие выявлению талантливых учащихся. О. позволяют учащимся проверить и критически оценить свои знания и способности. О. (школьные, районные, городские, областные, в масштабе… … Педагогический терминологический словарь

    ОЛИМПИАДЫ - (от греч. Olympias, Olympiados). Соревнования учащихся по различным дисциплинам, способствующие определению наиболее подготовленных и выявлению талантливых учеников. О. позволяют учащимся проверить и критически оценить свои знания и способности.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Предметные, соревнования школьников по общеобразоват. предметам, способствующие повышению интереса к изучению шк. дисциплин, выявлению талантливых учащихся. О. позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в… … Российская педагогическая энциклопедия

    Школьные олимпиады - Согласно положению о школьных предметных олимпиадах, предметная олимпиада это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады проводятся в сети Интернет с 1997 года Центром дистанционного образования «Эйдос» под эгидой Российской академии образования. В олимпиадах участвуют школьники 1 11 классов, студенты,… … Википедия

    Всероссийские предметные олимпиады школьников - Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2008 года Всероссийская олимпиада школьников система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных… … Википедия

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...