Положение олимпиады: Для участия в олимпиаде необходимо зарегистрироваться (куратору или участнику) Цели и задачи олимпиады (2) - Документ. Что положительного в школьных олимпиадах

Приближается 1 сентября. Для старшеклассников, которые серьезно задумываются о своем будущем, это не только начало нового учебного года, но и причина настроиться на поступление в вуз. Многие из них предпочтут получить юридическое образование – конкурс на данную специальность , а значит, есть и большой спрос на профессию юриста.

Самый очевидный путь к зачислению на юрфак – как следует готовиться к ЕГЭ (как правило, требуется сдать русский язык, историю и обществознание) и, возможно, к дополнительным вступительным испытаниям, если их ввел конкретный вуз. А в итоге – надеяться попасть в первую или вторую волну зачисления.

Однако существуют способы поступить в вуз, в том числе в престижное учебное заведение, вне конкурса, через особые списки зачисленных, а в отдельных случаях – даже без вступительных испытаний. Для этого, возможно, потребуется гораздо больше усилий, чем для подготовки к ЕГЭ, но зато заветное место на юридическом факультете может стать гарантированным для абитуриента. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался, какие пути поступления на юрфак открыты перед старшеклассниками и в каких испытаниях, помимо единого госэкзамена, можно попробовать свои силы.

Участие в олимпиадах школьников

Какие существуют виды вузов? Узнайте из материала "Высшие учебные заведения (вузы)" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Любая ученическая олимпиада потребует от учащегося вдумчивого подхода, глубоких знаний и, соответственно, предварительной подготовки. Но оцениваются эти интеллектуальные вложения весьма достойно – по закону право на прием без вступительных испытаний имеют победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (п. 1 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " "; далее – закон об образовании). То же касается членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (правда, необходимо, чтобы они соответствовали профилю всероссийской олимпиады). Данная норма распространяется на все без исключения вузы.

К слову, по данным приемных комиссий вузов, без экзаменов в 2017 году, например, в МГУ имени М.В. Ломоносова поступило 33 абитуриента, а в НИУ ВШЭ – 6 человек.

Однако следует отметить, что поступление без вступительных экзаменов не означает, что сдавать ЕГЭ вообще не надо. Как минимум, требуется сдать обязательные предметы (русский язык и математику), чтобы получить аттестат. Кроме того, в этом году действовало правило, по которому победителям и призерам олимпиад школьников нужно подтвердить результаты олимпиады 75 баллами ЕГЭ по профильному предмету ().

"Всеросс" всему голова

Всероссийская олимпиада школьников, победа или призерство в которой дает право поступить без экзаменов в любой вуз страны, проводится ежегодно в рамках учебного года в период с 1 сентября по 30 апреля ( , далее – Порядок). Учащиеся 4-11 классов могут поучаствовать в испытаниях по 18 предметам и 6 иностранным языкам (). Но потенциальных студентов юрфаков должно в первую очередь интересовать право – победитель или призер именно по этому предмету претендует на приоритетное зачисление в выбранный им вуз.

Можно попробовать принять участие и в других испытаниях в рамках всероссийской олимпиады, например, по русскому языку, обществознанию или истории. Призовое место по одной из них позволит получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. К примеру, 100 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, насчитают ее победителю или призеру в МГУ.

Напомним, что всероссийская олимпиада делится на четыре этапа, для каждого из которых определен период проведения: школьный (не позднее 1 ноября), муниципальный (не позднее 25 декабря), региональный (не позднее 25 февраля) и заключительный (не позднее 30 апреля). Участие в ней является бесплатным и добровольным ( , ).

Что интересно, школьникам можно выполнить и задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они обучаются, и если удастся выиграть на одном этапе – участник переходит на следующий и решает задания для выбранного им класса ().

"Высшая проба", "Ломоносов" и другие

Существуют и другие олимпиады, благодаря которым можно получить бонусы при поступлении в вуз. Особенности их проведения также определены нормативно. Олимпиады школьников проводятся ежегодно с 1 сентября по 1 апреля и включают не менее двух этапов, причем заключительный проводится в очной форме (). Они также являются бесплатными.

В то же время для таких испытаний предусмотрена своя специфика – перечень олимпиад и их уровни утверждает Минобрнауки России на предстоящий учебный год до 1 сентября. Такой перечень для грядущего учебного года существует пока только в виде . В соответствии с данным проектом, в будущем году в число олимпиад войдут такие, как Московская олимпиада школьников, Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умницы и умники", Олимпиада школьников "Ломоносов", Олимпиада школьников "Покори Воробьевы горы!", Межрегиональная олимпиада школьников "Высшая проба", олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета и другие.

Данные испытания позволяют либо получить 100 баллов ЕГЭ, либо поступить в вуз без экзаменов. Но конкретные преимущества определены только в документах определенного вуза.

Так, например, в 2017 году право на прием без вступительных испытаний в МГУ имели победители и призеры олимпиады школьников 2017 года "Ломоносов" по праву за 11 класс. Однако данную льготу можно было реализовать при наличии не менее 75 баллов за ЕГЭ по обществознанию. Кроме того, максимальное количество баллов ЕГЭ по обществознанию при поступлении в данный университет могли получить победители или призеры Олимпиады школьников "Покори Воробевы горы!", Межрегиональной олимпиады школьников "Высшая проба", Олимпиады школьников Санкт-Петербургского государственного университета.

В МГЮА котировались уже перечисленные, а также Кутафинская олимпиада школьников по праву, Междисциплинарная олимпиада школьников имени В.И. Вернадского, Межрегиональная олимпиада по праву "ФЕМИДА", Московская олимпиада школьников, Олимпиада МГИМО МИД России для школьников, Олимпиада школьников "Россия в электронном мире", Олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умницы и умники". Как правило, они давали преимущество в виде 100 баллов по ЕГЭ.

А, например, в НИУ ВШЭ учитывались результаты Олимпиады "Высшая проба", Олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, Московской олимпиады школьников "Ступени", Конкурса исследовательских и проектных работ "Высший пилотаж" и Международной олимпиады молодежи.

Задания "со звездочкой": как подготовиться к олимпиаде

Система олимпиад предполагает отбор школьников с творческими способностями, заинтересованных в какой-либо области знаний. На это и ориентированы олимпиадные задания – их уровень предполагает, что учащийся специально готовился к испытанию. Однако задания не являются тайной – вопросы прошлых лет находятся в открытом доступе. Более того, организаторы олимпиад школьников в срок до 1 сентября обязаны разработать, утвердить и опубликовать на своем официальном сайте или официальном сайте олимпиады условия и требования по ее проведению, олимпиадные задания прошлых лет и критерии их оценивания ().

Поскольку олимпиад школьников достаточно много, задания могут друг от друга отличаться. Поэтому разберем, как составляются вопросы для всероссийской олимпиады – на примере методических рекомендаций, разработанных для использования в 2017 году.

Так, на школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиады по праву учащимся предстоит выполнять различные письменные задания. Анализ вопросов прошлых лет показал, что "олимпийцам", нацеленным на победу, нужно ориентироваться в конституционном, гражданском, трудовом, налоговом, уголовном и процессуальном законодательстве. От них потребуются знания, касающиеся государственного устройства страны. Могут встретиться и задания, связанные с международными отношениями, в частности, с внешней торговлей – один из вопросов затрагивал ИНКОТЕРМС (международные правила, содержащие толкование торговых терминов).

В числе прочего, участникам олимпиады нужно было определить правильность или ошибочность утверждений – выбрать один верный вариант ответа из предложенных. Например, право собственности – это право: а) вещное, б) обязательственное, в) исключительное, г) относительное. Также могут попасться задания на установление соответствия (соотнести, какие родственники могут быть наследниками 1, 2 и 3 очередей).

Кроме того, от школьников ждут правильного написания и раскрытия правовых терминов (что такое аллонж – лист, прикрепленный к векселю, на котором воспроизводятся передаточные надписи), а также перечисления признаков какого-либо института права, например, местного самоуправления. Наряду с этим в число олимпиадных заданий входят такие, как заполнение пропущенных слов и словосочетаний в текстах нормативно-правовых актов, анализ текста и правовые задачи. Школьники могут столкнуться с необходимостью расшифровать аббревиатуры (МКАС при ТПП РФ, ОБХСС, УИК РФ) и перевести латинские выражения (Imperitia pro culpa habetur – Незнание вменяется в вину).

Заключительный этап несколько отличается от остальных – он состоит из трех туров, причем первые два письменные, а последний, заключительный, представляет собой устную защиту эссе. В целом типы заданий финальной стадии сходны с уже рассмотренными – от участников требуется выбрать один или несколько правильных ответов, определить ошибочно или верно какое-либо утверждение, установить соответствие. Также могут встретиться задания, требующие заполнить пропуски в схемах (например, в схеме форм предварительного расследования), указать правовые термины для представленных определений, заполнить пропуски в тексте, разгадать правовой кроссворд. Потребуются и навыки работы с текстом, его анализа и толкования.

В то же время задания заключительного этапа можно назвать гораздо более сложными, чем вопросы предыдущих стадий олимпиады – это показывает анализ материалов олимпиады по праву прошлых лет. Так, в частности, не исключено, что, проанализировав отрывок из исторического правового акта, участнику нужно будет указать название документа и год его принятия. Возможно, наряду с этим придется проанализировать и сопоставить с современными реалиями и сам документ. Для этого школьникам потребуются хотя бы базовые знания истории государства и права, как зарубежной, так и отечественной, причем в последнем случае можно столкнуться и с историческим законодательством – от Русской правды до норм, действовавших в Российской империи.

Однако, несмотря на значительный объем необходимой для усвоения информации, подготовиться к олимпиаде хотя и непросто, но вполне реально, учитывая, что в тех же методических рекомендациях содержатся рекомендуемая литература и сайты.

Так, школьникам помогут учебники по обществознанию и основам права, специальные издания, посвященные всероссийской олимпиаде школьников по праву (куда входят методические пособия, материалы и комментарии), а также вузовские учебники по теории государства и права и по гражданскому праву. Опираться на учебники теории государства и права можно без сомнений. Но стоит отметить, что учебники по праву, касающиеся динамично развивающихся отраслей (например, по гражданскому праву), имеют свойство достаточно быстро устаревать в связи с частыми изменениями законодательства. Поэтому целесообразным будет обращаться к актуальным версиям нормативно-правовых актов, приведенных в учебном пособии.

В числе сайтов, которые рекомендованы к использованию школьниками, указаны портал , официальный сайт Президента РФ (www.kremlin.ru), сервер органов государственной власти (www.gov.ru), федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru), федеральный портал российских олимпиад школьников (www.rosolymp.ru) и некоторые другие.

Целевое обучение

В общих чертах суть такой формы обучения заключается в том, что государственный орган или организация обеспечивают абитуриенту бюджетное место в вузе, а он взамен должен, закончив учебное заведение, отработать в данной организации определенный срок – как правило, несколько лет. Например, "целевики" от прокуратуры должны работать в ней после выпуска из вуза не менее пяти лет (п. 3 ст. 43.5 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 " "). Учебные заведения вправе проводить целевой прием в пределах определенных контрольных цифр, квота устанавливается ежегодно (). Это означает, что абитуриенты зачисляются по отдельным спискам – вне общего потока.

Права и обязанности сторон

Оформляются отношения в рамках целевого набора следующим образом – между вузом и госорганом или организацией заключается договор о целевом приеме, а орган или организация уже заключают договор о целевом обучении непосредственно с гражданином ().

Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

  • меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения, например, меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения и другие;
  • обязательства по организации учебной, производственной и преддипломной практики со стороны органа или организации, а также по трудоустройству гражданина в организацию, указанную в договоре о целевом обучении в соответствии с полученной квалификацией;
  • основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

То есть такого рода отношения предполагают, что гражданина, который отучился, но отказался работать в организации, обеспечившей ему целевое место, ждут неблагоприятные последствия, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении. Он будет обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере указанных расходов ().

Но с другой стороны, если орган не обеспечит гражданину трудоустройство, то он в свою очередь должен будет выплатить ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

Договор о целевом обучении может заключаться как с абитуриентом, так и с уже обучающимся – на любом этапе учебы (п. 10-11 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 " "; далее – Постановление № 1076). При этом несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей или законных представителей ().

Цели "целевика"

Обеспечить заинтересованному абитуриенту бюджетное место в вузе может и государственный, и региональный органы, и орган местного самоуправления, заключившие договор с тем или иным вузом. Соответственно, число учебных заведений с целевыми местами довольно велико, в их числе – ведущие юридические вузы страны. Так, в этом году в рамках целевого набора в МГУ было зачислено 38 абитуриентов, в МГЮА – 140, а в Высшую школу экономики – 10, о чем сообщается на официальных сайтах вузов.

Анализ списков поступивших показал, что целевыми местами на юридическом факультете МГУ располагают, в частности, Генеральная прокуратура РФ, Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Московский областной суд, Следственный комитет РФ, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Управление делами Президента РФ, ФНС России и некоторые другие органы.

А, например, в МГЮА были предусмотрены целевые места от Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии, ФАС России, ФСИН России, ФССП России, Девятого арбитражного апелляционного суда, Московского областного суда и других органов.

Конкурс вне конкурса: как получить целевое место

В рамках целевого набора существует свой, отдельный конкурс, участие в котором также потребует от абитуриента времени и сил. В частности, чтобы получить целевое место от прокуратуры, кандидату необходимо собрать документы (в числе которых автобиография, школьный аттестат или справка об успеваемости, характеристика с последнего места учебы, медицинские справки).

Кроме того, кандидаты, поступающие в институты прокуратуры по целевому обучению (такой институт есть, к примеру, в МГЮА), проходят профессиональный психологический отбор для определения их профпригодности к прохождению службы в органах прокуратуры и целевому обучению. Направления для поступления выдаются на основании комплексной оценки деловых, личных качеств кандидатов, а также результатов ЕГЭ.

Соискателю скорее всего придется также пройти собеседования – с прокурором и в управлении кадров. В ряде случаев (например, такое требование выдвигает прокуратура Москвы), нужно будет после собеседования написать небольшой диктант, а также мини-сочинение о прокуратуре.

В прошлом году сбор документов и собеседования в прокуратуре начинались в феврале, однако целесообразным будет узнать о целевом наборе в интересующем госоргане заранее.

К слову, в прошлом году портал ГАРАНТ.РУ рассказывал, каким характеристикам должны соответствовать граждане, которые хотели бы поучаствовать в . В октябре 2016 года министерство организовало его для студентов третьего курса бакалавриата и студентов третьего и четвертого курсов специалитета. Предполагалось, что по итогам конкурса со студентами будут заключены договоры о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России.

В числе прочего от кандидатов требовалось пройти тестирование и индивидуальное собеседование для оценки их теоретических знаний и личностных качеств. В рамках тестирования участникам предстояло продемонстрировать свои знания русского языка и культуры речи, теории государства и права, а также конституционного права России. Для удачного прохождения тестирования участники должны были ответить правильно на 80% вопросов и более.

Поступление в вуз – важный этап жизни, требующий от старшеклассника сознательного подхода и напряженной предварительной подготовки. Не исключено, что тем, кто хочет попасть в вуз гарантированно, вне общего конкурса, придется потратить не намного меньше усилий, чем тем, кто попытается поступить в общем потоке. Победа в олимпиаде требует от школьника высокого уровня знаний и творческого подхода, а целевой набор – готовности впоследствии несколько лет проработать в определенном государственном органе. Однако оба пути открыты для целеустремленных абитуриентов, готовых успешно закончить вуз и стать востребованными на рынке специалистами.

Многие школьники любят принимать участие в олимпиадах . Их проводят каждый год по разным предметам. Что же такого хорошего дают эти олимпиады своим участникам? На самом деле, они очень полезны и имеют множество положительных сторон.

Во-первых, большое значение олимпиады имеют для учеников одиннадцатого класса. Всем известно, что они позволяют пользоваться определенными льготами во время поступления в высшие учебные заведения. Причем, такие льготы даются и победителям олимпиад, и тем, кто занял другие призовые места. Таких льгот несколько типов и вариантов, это определяет каждый конкретный вуз. Однако, школьники, которые получили остаточную победу в олимпиаде, все-таки имеют самые большие привилегии. Таких учеников вносят в списки для поступления без государственных экзаменов в самую первую очередь, а за ними уже следуют те, кто завоевал призовые места.

Но не только это можно назвать положительными качествами олимпиад. Не стоит забывать о том, что какой-либо школьный предмет, взятый для олимпиады, это, в первую очередь, наука. А значит, чем больше школьников из года в год принимают участие в олимпиадах, тем популярнее становится та или иная наука. То есть, олимпиады способствуют продвижению и развитию наук в стране. Они увеличивают научный потенциал, дарят наукам новых профессоров. Очень часто те, кто принимал участие в олимпиадах, и дальше интересуются этой сферой, учатся и становятся знаменитыми учеными. И разнообразие предметов, по которым проводят олимпиады, здесь только к лучшему. Таким образом, развиваются такие важные науки, как математика, история, химия, физика…

Еще одним плюсом олимпиад можно назвать и то, что они помогают повысить имидж страны. Особенно это касается международных олимпиад, где ученики соревнуются с детьми из многих других стран. Их победы повышают престиж страны, которую они представляют. Это показывает другим странам преимущества и плюсы отечественной системы образования, дает понять, какие умные дети тут живут. Не говоря уже о том, что сами участники получают за это хорошие призы, а также имеют возможность побывать в разных странах.

Немаловажным преимуществом олимпиад являются, конечно же, и вознаграждения, которые получают участники. Их выдают и победителям , и тем, кто занял призовые места. Естественно, это очень приятно и повышает самооценку и веру в себя, дает стимул учиться дальше еще лучше, участвовать в олимпиадах вновь и вновь. Кроме денежных наград, участники также получают и другие награды, разного рода грамоты или гранты на развитие своих способностей.

Конечно, для того, чтобы принимать участие в олимпиадах, нужно обладать определенным уровнем знаний и постоянно тренироваться. Подготовка должна быть на высоком уровне. Терпение и целеустремленность тоже имеют важное значение. Однако, результат того стоит. Тем более, в ребенке развиваются те качества, которые обязательно понадобятся ему во взрослой жизни. Поэтому, олимпиады в школах будут проводить и дальше, они не смогут уйти в прошлое, ведь пользы от них очень много.

С чего лучше всего начать знакомить ребенка с шедеврами мировой литературы? Ответ очевиден: с детских сказок. Именно текст сказки - то, что нужно. Он несет информацию о культурных и моральных ценностях, о том, что хорошо и что плохо, и, конечно же, играет немалую роль в речевом развитии ребенка. Что может быть лучше сказок.

Положение олимпиады:

Для участия в олимпиаде необходимо зарегистрироваться (куратору или участнику)

Цели и задачи олимпиады:

Выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора одаренных учащихся, глубины их знаний.

Использование дистанционных форм организации учебно-воспитательного процесса по определенному предмету позволяет на основе повышения мотивации обучения и развития познавательных способностей добиться раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Участники олимпиады:

В олимпиаде принимают участие участники 5-7 лет (разделения по возрастам нет). Участие в олимпиаде индивидуальное. Олимпиада в виде тестов.

Сроки проведения всероссийской Олимпиады:

Вниманию педагогов!!!

Если Вы подготовили к участию в олимпиаде 5 и более участников, Вы имеете возможность заказать документ подтверждаюший участие / победу Ваших учеников БЕСПЛАТНО.

Дипломы и Сертификаты высылаются после подведения итогов.

Правила участия в Олимпиаде:

1. Необходимо оплатить взнос за участие в Олимпиаде (150 руб. за участника)

2.Прислать в одном письме отсканированную копию квитанции, а также заполненную заявку участника ТОЛЬКО на электронный адрес: olimp.minobr@

Присланные заявки на другой эл. адрес на рассматриваются!

Скачать квитанцию можно ЗДЕСЬ

Правила оформления индивидуальной заявки:

Заявка оформляется в тексте письма не приложенным файлом

В теме письма указывается название олимпиады.

Образец заполнения заявки:

Участие в олимпиаде «В мире сказок»

Краснов Иван Андреевич

МБОУ СОШ №1

г.Краснодар

Куратор (если есть) Иванова Елена Юрьевна

4.Квитанция прилагается либо в отсканированном виде, либо в виде фотографии.

Педагог, как куратор, может подать групповую заявку на участие в олимпиаде. Организационный взнос может быть оплачен одной суммой за всех участников.

Правила оформления групповой заявки:

1.Заявка оформляется не приложенным файлом в тексте письма!

2.В теме письма указывается название олимпиады.

Участие в олимпиаде «В мире сказок»

Список участников:

1.Краснов Иван Андреевич

2.Петрова Eлена Ивановна

3.Сидорова Елизавета Васильевна

МБОУ СОШ№1

Г.Краснодар

Куратор Иванова Елена Юрьевна

Следующий шаг:

В ответ на Ваше письмо с копией квитанции Вы получите задания Олимпиады в течение двух рабочих дней с указанием сроков выполнения работы.

Правила оформления и отправки ответов указаны в заданиях олимпиады, которые Вы получите в ответ на Вашу заявку. Ответы, оформленные не в соответствии с правилами или отправленные на другой адрес могут быть не рассмотрены комиссией.

Награждение победителей:

Победители и участники награждаются Дипломами и Сертификатами Всероссийской дистанционной олимпиады, проходившей на портале МИНОБР.ОРГ бесплатно после подведения итогов.

Дипломы и сертификаты высылаются на фирменном бланке с подписью и печатью в электронном виде после подведения итогов.

Т.А.Биржакова, Власова М.А.

Роль конкурсов в социальной адаптации учащихся с нарушением зрения.

Отличительная особенность современного общества – динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности.

Для педагога одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных играх, конкурсах и соревнованиях.

Согласно исследованиям психологической науки, на 80% возможность высоких достижений в жизни обеспечивает так называемый «эмоциональный» или «социальный» интеллект. Этим термином определяются самомотивация , устойчивость к разочарованиям, контроль над своим эмоциональным состоянием. Участие в игровых программах и конкурсах – одно из действенных средств развития этих качеств личности. Именно поэтому интеллектуальные и творческие игры и конкурсы, а также спортивные состязания традиционно рассматриваются как эффективные пути выявления и развития неординарных способностей детей.

Результат конкурса - не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации – это, прежде всего, сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих способностей.

В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных конкурсов и олимпиад. Значение этого явления очень велико. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут не только проверить свои знания, умения и навыки, но и сравнить свой уровень с уровнем других. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.

Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не столько на усвоение определенной суммы знанийучащимися, сколько на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Значительно продвинулось развитие конкурсов благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. В России через Интернет получили широкую известность Международный конкурс «Кенгуру»,«Русский медвежонок», различные дистанционные конкурсы «Окружающий нас мир», «Жизнь прекрасна», «Я- исследователь» и многие другие.

Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развиваетсянеуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит, – на успешность его социального развития. Эффективность социальной адаптации и дальнейшей интеграции учащихся с нарушением зрения во многом определяется успешностью развития этих процессов.

Конкурс, объединяющий детей-инвалидов по зрению и нормально видящих школьников представляет собой эффективную коррекционно-развивающую среду. Участвуя в конкурсах и фестивалях наравне с учащимися из общеобразовательных школ, слепые и слабовидящие дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, желание активно заниматься общественной деятельностью, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближениядетей с ОВЗи их нормально видящих сверстников. Это общение способствует разрушению стереотипов созданных обществом по отношению к инвалидам и максимально способствует развитиютолерантности.

Среди наших воспитанников есть такие, которые принимали участие в конкурсах для учащихся общеобразовательных школ различного уровня, где добились больших успехов, став лауреатами и дипломантами, призерами и победителями. Учащиеся 3-4 классов победили в конкурсе экологических газет «Подарим миру чистоту!» среди образовательных учреждений Красногвардейского района, проводимого в рамках Всероссийской общественной акции «Сделаем вместе!» в номинации «Газета». Дипломами лауреата Всероссийских краеведческих чтенийюных краеведов-туристов и Всероссийской юношеской научно-практической конференции «Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и Мировая культура» награжденКондратьев Михаил, ученик 10 класса. ЛауреатомМеждународного фестиваля детского творчества «Париж, я люблю тебя» стала Бестужева Дарья, ученица 12 класса.ГРАН-ПРИ в номинации «Вокальное творчество»Международного эстрадного фестиваля удостоена Шлема Екатерина, ученица 12 класса. Этот опыт позволил нашим учащимся расширить круг и географию общенияс нормально видящими сверстниками, совершенствовалисьнавыки пространственной ориентировки. Екатерина Шлема самостоятельно без помощи родителей выезжала на отдых в Крым, а Дарья впервые без гиперопеки мамы побывала с группой наших учащихся в Германии.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в районных, городских, региональных, Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья, организованных различными молодежными объединениями, центрами дополнительного образования детей городского и районного уровня,комитетом по Образованию города, Министерством культуры РФ. Это конкурс «Равные права – равные возможности», организованный Российским книжным союзом, литературно-поэтические конкурсы, Всероссийский конкурс детских художественных работ,Международный творческий фестиваль «Шаг навстречу». Конкурсы развивают у воспитанников креативные способности, способствуют развитию особой творческой активности, придаютособую уверенность и независимость детям-инвалидам.

Кроме участия в конкурсах и фестивалях, организованных внешними партнерами, ученики школы-интерната № 1 им. К.К.Грота создают свои собственные проекты. Уникальный проект «Поющие сердцем», организованный совместно со школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей и центром «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата стал событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. На одной сцене в одном концертном номере встретились дети с ограниченными возможностями здоровья, которые никогда не смогли бы общаться в обычной жизни, потому что кто-то из участников не видит, а кто-то не слышит друг друга. Искусству же суждено творить чудеса, и вот одна за другой появляются новые композиции, в которых незрячие дети поют голосом, глухие - руками, а все вместе - сердцем .Выступления имели на фестивале грандиозный успех. Зрители не скрывали слез. Совместно организованные номера принесли его участникам не толькопобеды в конкурсах и фестивалях, но и чувство удовлетворения,расширились социальные контакты, появилась уверенность в собственных силах. Их успех воодушевил других учащихся, вдохновил на дальнейшее творческое развитие.

Участие в подобных проектах обогащают эмоциональную жизнь детей с ОВЗ, делает доступными элементы творчества, развивают эстетически, способствует формированию у учащихся духовности и культуры,толерантности и способности к саморазвитию.

Однако победы в конкурсахне возникают на пустом месте. Подготовка школьников к этой особой форме деятельности требует от педагога осведомленности в организационных вопросах проведения конкурсов, фестивалей и знание методики подготовки учащихся. В это время необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с учащимися, дифференцируемой с учетом познавательных интересов и потребностей, оказывать помощь в организации подготовки и подборе литературы для творческих работ. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности личности учащегося: уровень умственного развития, личные черты характера (волевые качества, которые непосредственно отражаются на развитии ребенка), психологические особенности – динамическая сторона психической жизни: работоспособность, сосредоточенность, отвлекаемость внимания, скорость восприятия и повышенную утомляемость детей-инвалидов. В этот момент в связи с высоким эмоциональным напряжением для конкурсанта очень важна поддержка окружающих. Причем, чем больше близких людей окажут ему эмоциональную помощь, тем благотворнее это отразится на его результате.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний чрезвычайно важен для дальнейшей жизни.В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается.

В ходе подготовки к выступлениям наших учащихсяк конкурсам мы сталкиваются с рядом проблем: это отсутствие у большинства учащихся адекватной оценки своих возможностей и способностей, что приводит к напряженности, страху, неуверенности или, наоборот, к излишней самоуверенности; ограниченные контакты с нормально видящими сверстниками влекут за собой эмоциональное напряжение в ситуациях общения; боязнь незнакомого пространства вызывает чувство страха и сильное беспокойство во время выступления, которое зачастую сопровождается синдромом навязчивых движений. Для решения этих проблем необходимо расширять контакты с нормально видящими школьниками, так как положительное отношение и понимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья обществом и особенно его сверстниками оказывает огромное влияние на его эмоциональное и социальное развитие.

Участие в конкурсах, фестиваляхнаглядно показывает, что организация участия детей вразличных конкурсах и фестивалях способствует: раскрытию интересов и способностей детей; развитию творческой и поисковой активности обучающихся; социальному развитию учеников, имеющих ограничения в здоровье.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...