SWOT-анализ. Интегральная оценка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Географическое положение, природный, культурно-исторический и социально-экономический потенциал Приморского края - "восточных морских ворот" России. Туристская инфраструктура. Перспективные направления развития внутреннего и внешнего туризма региона.

    доклад , добавлен 05.11.2016

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Понятие и сущность въездного и выездного туризма. Привлекательность России для китайских туристов, их мотивационные предпочтения. Перспективы развития Приморского края. Динамика туристских потоков. Показатели развития объектов туристской индустрии края.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие внутреннего туризма и его состояние в России. Состояние внутреннего туризма Хабаровского края. Проблемы и перспективы использования туристского потенциала в Хабаровском крае. Разработка программы тура выходного дня "Обучение и отдых в Хабаровске".

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Основные показатели развития туризма и туристско-рекреационный потенциал Багамских островов. Жизненный цикл туристского продукта "Багамы" для России, анализ "матрицы потребителя" и "матрицы производителя" выездного туризма, сущность SWOT-анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Структура туристского рынка РФ. Динамика и тенденции развития российского выездного туризма. Анализ выездного потока в страны Азии, Европы, Ближнего Востока. Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику развития российского выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Индустрия туризма и его место в экономике Красноярского края. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края. Основные показатели деятельности туристских фирм, структура потока по направлениям.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

10. Сажнева Л.П. Технология стратегического развития предприятия сферы услуг и плана его реализации // Вестник чувашского университета. 2010. №4. С. 433.

11. Шапорова О.А., Старцева Т.С. Сущность и виды внутреннего планирования // Управленческий учет. 2009. №5. С. 4-5.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА

ДЛЯ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Шпак А.С., Данилов А.А., Никифорова Л.Н.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

APPLICATION OF THE SWOT-ANALYSIS METHOD TO ASSESS THE FACTORS AFFECTING THE SYSTEM OF SOCIAL SUPPORT IN THE PRIMORSKY REGION

Shpak A.S., Danilov A.A., Nikiforova L.N.

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Актуализируется проблема применения методики SWOT-анализ для стратегического планирования в системе социальной поддержки населения Приморского края

в соответствии с современным состоянием экономики Приморского края и новыми требованиями федерального законодательства.

Представлены категории объектов SWOT-анализа и подчеркнут социально-экономический характер объектов SWOT-анализа в противовес традиционному представлению об эффективности технологии SWOT-анализа только в контексте бизнес-практик отдельных предприятий (организаций).

По представленной авторами методике анализируются и оцениваются факторы внешней среды и внутренней среды, с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, оказывающие влияние на функционирование современной системе социальной поддержки населения Приморского края. Представлены расчеты ранга факторов, матрица SWOT-анализа, сводная экспертная оценка, проблемное поле в рамках SWOT-матрицы и количественная оценка проблем. По результатам анализа сформулированы страте -гические мероприятия по развитию экономики Приморского края в рамках принятых государственных программ.

Ключевые слова: система социальной поддержки населения; долгосрочное стратегическое планирование; категории объектов SWOT-анализа; факторы внешней и внутренней среды; шкала и критерии оценки; ранг фактора; матрица SWOT-анализа; экспертная оценка; стратегические мероприятия.

The problem of SWOT-analysis implementation in the system of social support of the population ofPrimorsky region en-

tity strategic development planning was actualizes, considering new requirements of federal legislation and economic situation in Primorsky region.

Categories of SWOT-analysis objects are presented in this paper. The special emphasis was given to their socio-economic features in contrast to traditional view about effectiveness of this technology only in business context.

According to the procedure provided by the authors, factors of internal and external environment are evaluated and analyzed. These factors devided into SWOT-analysis parts influence the functioning ofpresent day system of social support of the population in Primorsky region. Rank calculations, quantitative problems evaluation, matrix of SWOT-analysis, problem field within SWOT-matrix and summary expert evaluation are presented. As a result of analysis and taking into account adopted state programs, strategic actions for development of Primorsky region population social support system are formulated.

Keywords: system of social support; long-term strategic planning; categories of SWOT-analysis objects; factors of internal and external environment; the scale and evaluation criteria; rank factor matrix of the SWOT-analysis; qualitative and quantitative assessment methodology expert evaluation; strategic actions.

Современная система социальной поддержки населения (далее ССПН) входит в новую социальную реальность, обусловленную дефицитом бюджетных средств, со слабо подготовленными к инновационной деятельности кадрами, финансированием госу-

дарственных программ в соответствии со сметными возможностями региона, слабо ориентированными на конечный социальный результат.

Практика управления ССПН остро нуждается в научно обоснованных стратегических подходах по разработке и внедрению новых методов, моделей и социальных механизмов по повышению эффективности управления отраслью в соответствии с социально-экономическим развитием общества.

Сложившуюся ССПН в Приморском крае, направления и механизмы ее совершенствования определяют особенности демографической ситуации и социально-экономического положения населения, а также характеристики бюджетной политики в отношении расходов на социальную поддержку в Приморском крае.

Разработка и практическая реализация эффективных механизмов долгосрочного стратегического планирования и сбалансированного регулирования расходов на ССПН, с целью улучшению качества жизни населения на уровне субъекта Российской Федерации являются актуальной научной проблемой, решение которой во многом зависит от отношений между властью, бизнесом и населением в условиях дифференциации социально-экономических интересов и бюджетного потенциалов региона. Качество стратегии социально-экономического развития достигается за счет передовых технологий прогнозирования, анализа внутренней и внешней среды, формирования сценариев развития, разработки эффективных инструментов государственно-частного партнерства, мониторинга и реализации принятых государственных программ.

Идеи научного управления ССПН населения, изучение ее подсистем, повышения эффективности управления социальной защиты населения, заложили отечественные ученые: В.Г. Афанасьев, Э.Л. Воробьева, Д.М. Гвишиани, Г.И. Осадчая, Г.Х. Попов, В.Ю. Своеволии, Ж.Т. Тощенко, Д.К. Танатова, В.Н. Якимова, А.Г. Здравомыслов, Т.П. Заславская, O.A. Уржа и др.

Специфике организации региональной системы социального управления посвящены работы Р.Х. Ахметзянова, Е.А. Белова, З.С. Гафарова, А.Н. Ершова, Ю.З. Камалтынова, Ф.Х. Мухамет-шина и др. исследователей.

Для оценки состояния и прогноза вероятных тенденций развития управления системой социальной защиты населения Новиковой К.Н. был применен метод познания и прогнозирования, основанный на контект-анализе и эмпирическом подходе. Оценочной измерительной категорией исследуемых характеристик явились индексы позитивности-негативности экспертных суждений.

Одним из признанных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ. Он традиционно рассматривается в теории таких дисциплин как стратегический менеджмент , маркетинг , экономический анализ и др.

Классическая методика проведения SWOT-анализа достаточно полно изложена, например, в работах К. Фляйшера и Б. Бен-суссана (2005) , Е.В. Богомоловой (2004) , Соколова и др.), государственно-общественные институты (О С. Майсак и др. и политические партии, муниципальные образования (А.В. Скалон , А.В. Любарен-ко , А.С. Шпак и др.), научная сфера (Л.П. Клеева ), некоммерческие организации (С.В. Па-насенко ) и другие категории объектов.

Можно утверждать, что SWOT-анализ применим к объектам разного масштаба и в разных сферах, где цели носят социально-экономический характер. Это в свою очередь объясняет необходимость постановки решения задач применения методики SWOT-анализ для разработки стратегических мероприятий по развитию ССПН региона в рамках принятых государственных программ и нового закона Российской Федерации №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .

SWOT-анализ может быть проведен с использованием качественных и количественных методик. Их отличие состоит, прежде всего, в способе оценки показателей и уровне формализации этого процесса.

Качественные методики отличаются по формату, который используется для работы экспертов и итоговой формы. Одной из часто используемых качественных методик проведения анализа SWOT является методика с форматом в виде четырехпольной таблицы - SWOT-матрицы. Данная методика обычно не вводит

ограничений для количества факторов, оцениваемых экспертами. Каждый эксперт определяет набор факторов внешней и внутренней среды объекта управления, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны объекта управления, возможности угрозы внешней среды. Данный формат не предусматривает количественной оценки факторов по важности, силе влияния на деятельность объекта, а также по рейтингу показателей у разных экспертов. Это в свою очередь снижает ценность анализа и усложняет использование результатов в процессе разработки, например, государственных и муниципальных программ.

Из 18 принятых в Приморском крае государственных программ на 2013-2017 годы , только четыре имеют SWOT-анализ, выполненный на основе качественной методики, в том числе Государственная программа Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2017 годы» .

Количественные методики SWOT-анализа позволяют оценивать важность и силу влияния фактора на объект управления. На практике часто решения о возможных действиях и государственных и муниципальных программах принимаются в условиях ограниченных ресурсов: временных, административных, материальных и финансовых. В таком случае становится очень важно правильно распределить ресурсы для достижения поставленных целей с учетом приоритетности и эффективности.

Информативность и простота работы с результатами SWOT-анализа при использовании количественных методик повышается.

Комплексных исследований и публикаций по использованию технологии SWOT-анализа при разработке государственных

ВОЛОСЕВИЧ Н.В., ГОРБАТКОВА Г.А. - 2014 г.

A. S. Shpak, A. A. Danilov, L. N. Nikiforova



Аннотация

Актуализируется проблема применения методики SWOT-анализ для стратегического планирования в системе социальной поддержки населения Приморского края
в соответствии с современным состоянием экономики Приморского края и новыми требованиями федерального законодательства.

Представлены категории объектов SWOT-анализа и подчеркнут социально-экономический характер объектов SWOT-анализа в противовес традиционному представлению об эффективности технологии SWOT-анализа только в контексте бизнес-практик отдельных предприятий (организаций).

По представленной авторами методике анализируются и оцениваются факторы внешней среды и внутренней среды, с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, оказывающие влияние на функционирование современной системе социальной поддержки населения Приморского края. Представлены расчеты ранга факторов, матрица SWOT-анализа, сводная экспертная оценка, проблемное поле
в рамках SWOT-матрицы и количественная оценка проблем. По результатам анализа сформулированы стратегические мероприятия по развитию экономики Приморского края в рамках принятых государственных программ.


Ключевые слова

система социальной поддержки населения; долгосрочное стратегическое планирование; категории объектов SWOT-анализа; факторы внешней и внутренней среды; шкала и критерии оценки; ранг фактора; матрица SWOT-анализа; экспертная оценка; стратегические мероприят


Литература

Аникина И.Д. Анализ финансово-инвестиционных стратегий российских компаний черной металлургии / И.Д. Аникина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2011. №2 (19). С. 133-139.

Баканов М.И. Теория экономического анализа: учеб. / М.И. Ба-

канов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Бакано-

ва. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с.

Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. – 2-е изд. стереотип. – М.: КНОРУС, 2007.

Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика применения / Е.В. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. 2004, №17 (32). С. 57-60.

Государственная программа Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2017 годы»: Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 №393-па – [Электронный ресурс] – Режим доступа // «Приморская газета», спецвыпуск, № 114 (731), 29.12.2012.

Клеева Л.П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России / Л.П. Клеева // Компетентность. 2012. №2 (93).

Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. – М.: Издательство Юрайт, 2014. 507 с.

Любаренко А.В. Особенности SWOT-анализа при выработке стратегии развития г. Тюмени / А.В. Люборенко, В.Р. Цибульский // Вестник кибернентики. – Тюмень: ИПОС СО РАН. 2003. Вып. 2. С. 126-135.

Майсак О.С. SWOT-анализ как средство совершенствования медицинской организационной среды / О.С. Майсак,

Н.В. Майсак, Г.Р. Сагитова // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6.

Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблемы поиска между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. Управление в технических системах. 2013. №1 (21). С. 151-157

Новикова К.Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России. – М.: Монография. РГСУ. 2010.

О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, №26 (часть I), ст. 3378.

О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года: Закон Приморского края 02.10.2008

№ 324-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 03.10.2013 №256-КЗ) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/

Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края: Итоги социально-экономического развития. [Электронный ресурс] URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/development/results/18745.pdf

Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края: Основные социально-экономические показатели сфер экономической деятельности (производств, отраслей) находящихся в ведении департамента промышленности и транспорта. [Электронный ресурс] URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ industry-and-transport/2014.12.01%20Граф.%20динамика%202005-2014%20г. % 20(Свод%20отрасл.).pdf

Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. [Электронный ресурс] URL: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/ statistics/population/

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/urov/urov_11kv.htm

Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.pfrf.ru/branches/primorye/news/~ 2015/ 01/14/83283

Панасенко С.В. Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды некоммерческих организаций / С.В. Панасенко // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Экономика. 2005. №2.

Скалон А.В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля / А.В. Скалон // Региональные исследования. 2009. №6 (26).

Соколова Н.Г. Формирование стратегии муниципального управления розничной торговли: SWOT-анализ / Н.Г. Соколова // Вестник Челябенского государственного университета. Экономика. 2009. №3 (141). С. 75-77.

Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер,

Б. Бенсуссан. – М.: БИНОМ, 2005. 541 с.

Шпак А.С. Муниципальное хозяйство: учеб.- метод. пособие. / А.С. Шпак. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. 204 с.


Региональная экономика Региональная экономика А.С. ШПАК Оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа Рассматривается проблема применения технологии SWOT-анализа для стратегического планирования субъекта Российской Федерации в соответствии с современным состоянием экономики Приморского края и новыми требованиями федерального законодательства. По представленной автором технологии оцениваются, с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на функционирование современной инновационной экономики Приморского края. Показаны расчеты ранга факторов, матрица SWOT-анализа, сводная экспертная оценка, проблемное поле в рамках SWOT-матрицы и количественная оценка проблем. Предложены стратегические мероприятия по развитию экономики Приморского края в рамках принятых государственных программ. Ключевые слова: формирование социально-экономической стратегии региона, категории объектов SWOT-анализа, факторы внешней и внутренней среды, шкала и критерии оценки, ранг фактора, матрица SWOT-анализа, экспертная оценка, стратегические мероприятия. Evaluation of factors affecting the economy of the Primorsky Territory using SWOT-analysis technology. A.S. SHPAK. Categories of SWOT-analysis objects are presented in this paper. A special emphasis was given to their socio-economic features in contrast to traditional views about effectiveness of this technology only in business context. The problem of SWOT-analysis implementation in the Russian Federation entity strategic development planning was updated, considering new requirements of federal legislation and the economic situation in the Primorsky region. Making use of author"s technology, factors of internal and external environment are evaluated and analyzed. These factors were classified into SWOT-analysis parts influencing the functioning of current innovative economy of Primorsky region. Rank calculations, quantitative problems evaluation, SWOT-analysis matrix, problem field within the SWOT-matrix and summary expert evaluation are presented. As a result of such analysis in the framework of the adopted state programs, strategic measures to develop the economy of Primorsky region are proposed. 37 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Key words: formation of the socio-economic strategy in the region, categories of SWOT analysis objects, factors of internal and external environment the scale and evaluation criteria, rank factor, matrix of the SWOT-analysis, expert evaluation, strategic actions. Современное развитие экономики Приморского края происходит под воздействием неблагоприятных вызовов внешней среды. В этой ситуации необходимым условием регионального развития служит разработка и применение эффективных инструментов государственной регулятивной политики. Одной из важнейших функций органов государственной власти является формирование социально-экономической стратегии края как основы максимизации территориальных конкурентных преимуществ регионального бизнеса и повышения качества жизни его населения. Приморский край? стратегически важный субъект Российской Федерации, граничащий со странами Северо-Восточной Азии, стремящийся стать новым центром социально-экономического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Разработка и практическая реализация эффективных механизмов стратегического планирования и сбалансированного регулирования экономики Приморского края являются актуальной научной проблемой, решение которой во многом зависит от отношений между властью, бизнесом и населением в условиях дифференциации экономических интересов и потенциалов конкурентоспособности региона. Качество стратегии социально-экономического развития достигается благодаря внедрению передовых технологий прогнозирования, анализа внутренней и внешней среды, формированию сценариев развития, разработке эффективных инструментов государственно-частного партнерства, мониторинга и реализации принятых государственных программ. Одним из признанных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ. Он традиционно рассматривается в теории таких дисциплин, как стратегический менеджмент , маркетинг , экономический анализ и др. Классическая методика проведения SWOT-анализа достаточно полно изложена, например, в работах К. Фляйшера и Б. Бенсуссана , Е.В. Богомоловой . Как изначально задумывалось в 1960-1970-х гг. группой сотрудников Стэнфордского исследовательского института (SRI), основоположниками метода, который позже получил название SWOT-анализа, данный вид анализа рассматривают в контексте бизнес-практик отдельных предприятий (организаций). Однако объектами SWOT-анализа могут быть, например, отрасли экономики , государственно-общественные институты , политические партии и муниципальные образования , научная среда , некоммерческие организации и другие категории объектов. 38 Региональная экономика Можно утверждать, что SWOT-анализ применим к объектам разного масштаба и в разных сферах, где цели имеют социально-экономический характер. Это, в свою очередь, объясняет необходимость решения задач по применению технологии SWOT-анализа для разработки стратегических мероприятий по развитию экономики региона в рамках принятых государственных программ и закона Российской Федерации № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 . Проблема оценки факторов, влияющих на инновационную региональную экономику, не нова и привлекает к себе внимание, поскольку ее результаты непосредственно влияют на развитие субъектов Российской Федерации. Цель исследования заключается в разработке стратегических мероприятий по развитию экономики Приморского края в условиях изменения внешней среды, реализация которых будет способствовать становлению региона как центра социально-экономического развития АТР, созданию территории гармоничного развития и территорий опережающего развития (ТОР). Анализируя основные показатели развития экономики Приморского края за последние пять лет, можно сделать вывод о том, что экономика региона в целом по всем показателям имеет определенный рост, но положительная динамика только у двух показателей? реальные располагаемые денежные доходы населения и оборот розничной торговли (табл. 1). Экономика региона диверсифицирована и состоит из 15 секторов, основными из которых являются транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля. Каждый из остальных видов деятельности занимает менее 10 % от валового регионального продукта (ВРП), что, тем не менее, обеспечивает устойчивость роста экономики . Сопоставимая оценка прироста показателей индекса валового регионального продукта Приморского края за 2008?2012 гг., полученная по данным Приморскстата , материалам официального сайта администрации Приморского края: итоги социально-экономического развития (URL: http: // primorsky.ru/autoritetes/executive-agencies/departaments/economistics/deve/opment/pesults/), позволяет сделать вывод о том, что показатель имеет убывающий характер (рис.1). Промышленный комплекс является интенсивно развивающейся частью экономики Приморья. Его основные секторы? пищевая промышленность, электроэнергетика и добыча угля, машиностроение, судоремонт, горнодобывающая, рыбная, лесная и деревообрабатывающая промышленность. 1 Федеральный закон от 21.06.2014 №172-93 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26. 39 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Таблица 1 Основные показатели развития экономики Приморского края (в % к предыдущему году, в сопоставимой оценке) Источник: сайт Администрации Приморского края. Рис. 1. Сопоставимая оценка прироста показателей индексов ВРП и промышленного производства Приморского края за 2009?2013 гг. Приморский край имеет довольно хорошо развитую транспортную сеть. Общая протяженность железных дорог составляет 1625 км, т.е. 19,2 % от общей протяженности железнодорожных путей Дальнего Востока России (URL: http: // prmosky.ru/autoritetes/executiveagencies/ departaments/industri-and-transport/2014.12.01). Хорошо развита в регионе и автодорожная сеть, протяженность которой 11 117 км, в том числе 9454 км? с твердым покрытием. 40 Региональная экономика Порты Приморского края играют важную роль в экономике России. Одним из главных направлений в развитии портов являются угольные, нефтяные и контейнерные перевозки. На территории региона расположены крупнейшие контейнерные и нефтеналивные терминалы Дальнего Востока России . По данным департамента промышленности и транспорта Приморского края (URL: http: // prmosky.ru/autoritetes/executiveagencies/deparaments/industri-and-transport/2014.12.01), доля экономической деятельности промышленного комплекса и транспорта Приморского края начиная с 2011 г. неуклонно растет (рис. 2). Рис. 2. Доля экономической деятельности промышленного комплекса и транспорта Приморского края, % Сельскохозяйственное производство ведется на всей территории Приморского края, особенно интенсивно? в южных и юго-западных районах. Климатические условия благоприятны для выращивания большинства культур, включая теплолюбивые: рис, бахчевые, баклажаны, перец. В общем объеме производства 53,4 % занимает продукция растениеводства, 46,6 % ? продукция животноводства . По выработке ВРП на одного занятого в экономике Приморский край находится на 25-м месте в стране, что ниже среднероссийских показателей. Ниже среднероссийских и значения платежей в бюджет: на одного занятого в экономике, по отношению к стоимости основных фондов, по отношению к ВРП, по объему инновационной продукции на одного занятого в экономике и по отношению к ВРП. В то же время в Приморском крае одни из лучших в стране показатели инвестиционной активности, что связано с масштабными государственными капитальными вложениями в инфраструктуру Приморского края. Реализация крупных проектов качественным образом меняет структуру экономики Приморского края, позволяет последовательно решать задачи по улучшению качества жизни населения, а в дальнейшем поддерживать высокий уровень инвестиционной активности. 41 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Значительное влияние на экономику Приморского края оказала подготовка к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. По показателям инвестиционной деятельности Приморский край за этот период с последних мест поднялся в первую двадцатку регионов России. Существенный рост отмечен в выработке ВРП на одного занятого в экономике и на единицу основных фондов предприятий и организаций, расположенных на территории Приморского края, в отношении объема инвестиций к ВРП. Ключевой идеей является концепция создания территории гармоничного развития и территорий опережающего развития. ТОР? часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, где в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения . В региональном и муниципальном стратегическом управлении центральное место занимает стратегическое планирование, уровень развития и эффективности которого влияет на результаты управления. 28 июня 2014 г. был принят закон Российской Федерации № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Новый закон устанавливает четкие правила: как власти должны определять направления развития экономики, разрабатывать соответствующие стратегии, контролировать ход их реализации, а также оценивать эффективность государственных программ. Законодательным собранием Приморского края от 02.10.2008 принят закон Приморского края «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» № 324-КЗ, в котором стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. определяет долгосрочные цели, приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края (URL: http: //www.zspk.gov.ru). Таким образом, стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику администрации и органов исполнительной власти Приморского края на долгосрочную перспективу. С учетом представленного состояния экономики Приморского края и новых требований законодательства для разработки стратеги42 Региональная экономика ческих направлений деятельности современной инновационной экономики Приморского края сделан анализ основных факторов, влияющих на ее функционирование, и определена степень их воздействия с использованием авторского варианта технологии SWOT-анализа. Материалы исследования факторов внешней и внутренней среды с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, влияющих на инновационную экономику Приморского края, представлены в табл. 2. Таблица 2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на объект управления 43 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Окончание табл. 2 Для определения ранга фактора были использованы шкалы качественной и количественной оценок фактора в условных единицах (баллах) 5-балльной шкалы оценки (табл. 3). 44 Региональная экономика Таблица 3 Шкала оценки для определения ранга факторов внешней и внутренней среды, влияющих на объект управления Она предусматривает использование пятибалльной шкалы значений критериев и учитывает различный уровень значимости факторов внешней и внутренней среды для функционирования инновационной экономики Приморского края (табл. 4). Таблица 4 Расчет ранга факторов внешней и внутренней среды, влияющих на объект управления 45 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Окончание табл. 4 Современные работы по SWOT-анализу не регламентируют какую-либо общепризнанную и доминирующую методологию оценки факторов. Более того, часто стратегии развития по результатам SWOTанализа формируют без явной оценки факторов . Для дальнейшего проведения SWOT-анализа в целях оптимизации расчетов в матрицу с каждой стороны вносится по три фактора, которые имеют наибольший рейтинг. 46 Региональная экономика После того как на основе экспертных технологий были определены существенные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на развитие современной инновационной экономики Приморского края, была сформирована матрица перечня слабых и сильных сторон объекта управления, ожидаемых угроз и открывающихся возможностей развития в виде SWOT-матрицы (табл. 5). В ней показаны взаимосвязи соответственно между слабыми и сильными сторонами и угрозами и возможностями развития объекта управления. Таблица 5 Матрица SWOT-анализа Методологии оценки факторов делятся по признаку используемой шкалы: первые применяют количественное оценивание по одному или нескольким параметрам для каждого фактора; вторые используют попарное сравнение факторов . В данном исследовании применена методология количественной оценки. Поэтому на следующем этапе была произведена количественная оценка сильных и слабых сторон объекта управления, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца находится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сто47 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 рон, возможностей и сильных сторон. Если угроза значима для сильных или слабых сторон объекта управления, то оценка значимости такого сочетания считается высокой. Была использована 5-балльная шкала оценок значимости факторов: очень сильная? 5 баллов, сильная? 4, умеренная? 3, слабая? 2, нейтральная? 1 балл. К проведению SWOT-анализа привлекались магистранты второго курса как специалисты, непосредственно участвующие в работах на объекте управления в данной управленческой ситуации, поскольку они обладают необходимой информацией о текущем положении объекта управления, его слабых и сильных сторонах, угрозах и возможностях. Таблица 6 Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды 48 Региональная экономика Окончание табл. 6 Для участия в проведении SWOT-анализа привлекались и эксперты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Заполнение табл. 6 позволило получить достаточно полное пред49 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 ставление о слабых и сильных сторонах объекта управления, существующих угрозах и открывающихся возможностях, которые могут быть использованы прежде всего при разработке стратегии, разработке и принятии стратегических решений. Обобщая данные, получаем сводную экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон объекта управления с угрозами и возможностями внешней среды (табл. 7). Таблица 7 Сводная экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды С учетом суммарных оценок, представленных в табл. 7, преобразуем матрицу SWOT-анализа в SWOT-матрицу, учитывающую рейтинг каждого фактора (табл. 8). Таблица 8 SWOT-матрица 50 Региональная экономика Окончание табл. 8 Из данных табл. 8 видно, что наиболее сильной стороной является современная транспортная, энергетическая, коммунальная инфраструктура, в том числе созданная в рамках подготовки к саммиту АТЭС; наиболее слабой стороной? недостаточная открытость Приморского края для внешних инвесторов; наиболее благоприятной возможностью? активизация деятельности России в международных объединениях; наибольшей возможной угрозой является усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Далее исследовались различные сочетания сильных сторон с угрозами (СИУ) и возможностями (СИВ), а также слабых сторон с угрозами (СЛУ) и возможностями (СЛВ) по схеме, представленной на рис. 3. Рис. 3. Матрица видов SWOT-анализа 51 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 На пересечении строк и столбцов представлены как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями. Такой анализ позволил, исходя из состояния внешней среды, определить силу одних сторон и слабость других и понять, насколько важны угрозы и возможности исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивались количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же как и угрозы сравнивались между собой и с возможностями. Количественная оценка сильных и слабых сторон позволила расставить приоритеты, и на основе этих приоритетов можно распределять ресурсы между различными проблемами. После определения количественных характеристик были сформулированы проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом было получено проблемное поле для развития современной инновационной экономики Приморского края (табл. 9). Расшифровка мероприятий представлена в табл. 10. Таблица 9 Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы Таблица 10 Расшифровка мероприятий при формулировании проблемного поля в рамках SWOT-матрицы 52 Региональная экономика Окончание табл. 10 Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно определены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей (табл. 11). Таблица 11 Количественная оценка проблем объекта управления 53 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Окончание табл. 11 Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями (табл. 7), перекрываемая сформулированным проблемным полем (табл. 9, 10). Из данных табл. 11 видно, что в результате SWOT-анализа, после обработки данных количественной оценки проблем развития современной инновационной экономики Приморского края, на первом месте находятся стратегические мероприятия по развитию государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных проектов. Второе место занимает блок мероприятий, связанных с устранением административных барьеров, созданием новых разработок, направленных на привлечение высоких технологий в модернизацию производственных структур, производство наукоемкой продукции в таких сферах, как индустрия современных материалов, нанохимия, нанобиотехнология, наномедицина, привлечение «якорных» инвесторов в новые секторы экономики Приморского края, связанные с развитием кластера транспортировки и глубокой переработки углеводородного сырья, кластера судостроения и авиастроения, автомобильного кластера. К главным стратегическим мероприятиям с уверенностью можно отнести формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства, увеличение экспортного потенциала нефте-газохимических производств. Литература 1. 54 Аникина И.Д. Анализ финансово-инвестиционных стратегий российских компаний черной металлургии // Вестник Волгоградско- Региональная экономика 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. го государственного университета. Сер.3. Экономика. Экология. 2011. № 2 (19). С. 133?139. Баканов М.И., Мельник М.В, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб. / под ред. М.И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. 2-е изд. стереотип. М.: КНОРУС, 2007. 672 с. Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика применения // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 17 (32). С. 57?60. Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013? 2017 годы: Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па // Приморская газета. № 114 (731). 29.12.2012 Клеева Л.П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России // Компетентность. 2012. № 2 (93). С.12?14. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 507 с. Любаренко А.В., Цибульский В.Р. Особенности SWOT-анализа при выработке стратегии развития г. Тюмени // Вестник кибернетики. Тюмень: ИПОС СО РАН. 2003. Вып. 2. С. 126?135. Майсак О.С., Майсак Н.В., Сагитова Г.Р. SWOT-анализ как средство совершенствования медицинской организационной среды // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблемы поиска между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. Управление в технических системах. 2013. № 1 (21) С. 151?157 Панасенко С.В. Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды некоммерческих организаций // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Экономика. 2005. № 2. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник / Приморскстат. Владивосток, 2013. 357 с. Скалон А.В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля // Региональные исследования. 2009. № 6 (26). С. 9?18. Соколова Н.Г. Формирование стратегии муниципального управления розничной торговли: SWOT-анализ // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. 2009. № 3 (141). С. 75?77. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ, 2005. 541 с. Шпак А.С. Муниципальное хозяйство: учеб.-метод. пособие. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. 204 с. References 1. Anikina I. D. Analiz finansovo-investitsionnykh strategiy rossiyskikh kompaniy chernoy metallurgii . Vestnik Volgog- 55 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 56 radskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya = Bulletin of Volgograd State University. Series 3. Economics. Ecology] 2011, no. 2 (19), pp. 133?139. Bakanov M. I., Melnik M.V., Sheremet A.D. Teoriya ekonomicheskogo analiza , 5th ed., rev. and add. Moscow, Finances and Statistics., 2005. 536 p. Belyaev V.I. Marketing: osnovy teorii i praktiki . Moscow, KNORUS Publ., 2007. 672 p. Bogomolova Ye.V. SWOT-analiz: teoriya i praktika primeneniya . Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2004, no. 17 (32), pp. 57?60. State program of Primorsky region «Economic development and innovative economy of Primorsky region» for 2013?2017: Resolution of the Primorsky region Administration from 07.12.2012 № 382-pas. Primorsky newspaper, nо. 114 (731), of 29.12.2012. Kleeva L.P. SWOT-analiz razvitiya fundamentalnoy nauki v Rossii . Kompetentnost = Competence, 2012, no. 2 (93), pp. 12?14. Litvak B.G. Strategic Management: a textbook for undergraduate. Moscow, Yurayt Publ., 2014. 507 p. Lyubanenko A.V., Tsibulskiy V.R. Osobennosti SWOT-analiza pri vybore strategii razvitiya g. Tyumeni . Vestnik kibernetiki = Bulletin of Cybernetics, 2003, no. 2, pp. 126?135. Maysak O.S., Maysak N.V., Sagitova G.R. SWOT-analiz kak sredstvo sovershenstvovaniya meditsinskoy organizatsionnoy sredy . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2011, no. 6. Maysak O.S. SWOT-analiz: The difficulty of searching for links between factors // PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii = CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies, 2013, 1 (21) Panasenko S.V. Kompleksnyy analiz strategicheskikh faktorov vneshney i vnutrenney sredy nekommercheskikh organizatsiy . Sbornik nauchnykh trudov SevKav GTU. Ekonomika = Proceedings of North Caucasus State Technical University. Economics, 2005, no. 2. Primorsky region. Socio-economic indicators: Statistical Yearbook /Primorskstat, Vladivostok, 2013. 357 p. Skalon A.V. Malyy gorod: SWOT-analiz problemnogo polya . Regionalnye issledovaniya = Regional Researches, 2009, no. 6 (26), pp. 9?18. Sokolova N.G. Formirovanie strategii munitsipalnogo upravleniya sistemoy roznichnoy torgovli: SWOT-analiz . Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Bulle- Региональная экономика 15. 16. tin of Chelyabinsk State University. Economics, 2009, no. 3 (141), pp. 75?77. Flyaysher K., Bensussan B. Strategicheskiy i konkurentnyy analiz. Metody i sredstva konkurentnogo analiza v biznese . Moscow, BINOM Publ., 2005. 541 p. Shpak A.S. Municipal economy. Vladivostok: TSUE Publ., 2010. 204 Шпак А.С., 2014 57

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности проводился на основе нескольких факторов, которые важны для инвесторов при выборе территории. Факторы, используемые при данном анализе, определены комитетом РСПП по международному сотрудничеству, международным советом по сотрудничеству и инвестициям при РСПП, компанией KPMG в рамках исследования «Анализ регионального инвестиционного климата с точки зрения иностранных инвесторов». Исследование состояло в проведении и анализе экспертных интервью крупнейших инвесторов, работающих в различных регионах Российской Федерации, анализа встреч с представителями администрации регионов. Данная методика была актуализирована экспертами фонда «Центр стратегических разработок» и KeyPartner таким образом, чтобы можно было проводить сравнительный анализ инвестиционного климата регионов.

Факторы инвестиционного климата разделяются на две группы: «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» факторы – это те факторы, которые являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы); возможность оказывать на них влияние весьма ограничена», «Мягкие» факторы – это факторы создания и управления представлениями инвесторов о регионе, эффективности процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и т.д.».

Сильные стороны

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

-

Природные ресурсы

Наиболее значимая на сегодняшний день сильная сторона инвестиционной привлекательности Камчатского края.

1. Биологические ресурсы: крупнейшие в мире популяции ценных лососевых рыб, большие промысловые запасы минтая и других высоко востребованных видов аквакультуры.

2. Туристические: уникальные в масштабах континента объекты показа –действующий вулканизм. Уникальные в масштабах Российской Федерации возможности организации сафари, орнитологических и рыболовных туров. Уникальные возможности горнолыжного туризма, в первую очередь фри-райда. Эти уникальные ресурсы уже сформировали узнаваемый туристический бренд Камчатки в Российской Федерации и в мире.

3. Минеральные: значительные запасы драгоценных металлов, запасы природного газа на шельфе.

4. Гидроэнергетические и геотермальные: перспективы снижения тарифов на электроэнергию и потенциал для привлечения инвестиций в энергоемкие видов деятельности.

5. Подземные воды: значительные доступные запасы, позволяющие инвесторам организовывать автономное водоснабжение на большинстве территорий Камчатки.

6. Местные топливные ресурсы: перспективы сокращения северного завоза мазута и угля.

7. Наличие значительных по площади и биосферной значимости ООПТ.

Рынок труда

-

Объем внутреннего рынка

-
-

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

1. Сложившиеся традиции в отдельных отраслях экономики, прежде всего в рыбопромышленном комплексе и в геотермальной энергетике.

2. Сложившиеся научные школы в рыболовстве и геологии.

Наличие многочисленных баз отдыха в окрестностях Петропавловска, в том числе с термальными источниками, что улучшает возможности досуга инвесторов и работников вновь создаваемых предприятий.

Заинтересованность администрации региона в привлечении прямых иностранных инвестиций

Позиционирование Камчатского края как первого региона в азиатской Российской Федерации, внедряющего стандарт АСИ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

-

1. Наличие системы индивидуального сопровождения инвестиционных проектов.

2. Наличие фонда поддержки предпринимательства.

3. Наличие инфраструктурно подготовленных площадок на месте оставленных военных поселений (в настоящее время является потенциальной сильной стороной – эти площадки не позиционируются как территории для размещения объектов инвесторов).

1. Наличие системы законодательных актов о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

2. Наличие закона о государственно-частном партнерстве.

-

Слабые стороны

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

1. Фактически островное положение Камчатки – разорванность сухопутных транспортных связей с материком.

Природные ресурсы

1. Биологические ресурсы: низкие температуры воды препятствуют товарному производству моллюсков.

2. Туристические: отсутствие сухопутного доступа к ключевым объектам показа, сложные погодные условия – нестабильный авиационный доступ, высокая сейсмичность – возможность утраты ценных памятников природы в случае катастрофических землетрясений. Короткий туристический сезон.

3. Минеральные: тяжелые климатические и горно-геологические условия разработки большинства видов минерального сырья, экологические ограничения развития горнодобывающей промышленности и территориальные «конфликты» с другими видами природных ресурсов – биологическими и туристическими.

4. Неблагоприятные агроклиматические условия – короткий период вегетации и высокая повторяемость неблагоприятных погодных явлений.

Рынок труда

1. Узость рынка труда: сравнительно небольшое количество экономически активного населения.

2. Сравнительно высокие заработные платы населения за счет северных надбавок + длительный северный отпуск и другие затраты, которые ложатся на работодателя в связи с северными условиями.

3. Сложившиеся традиционные уклады труда в рыбном промысле снижают мотивацию населения к системному труду.

4. Высокие теневые доходы в рыбном промысле ограничивают конкурентоспособность предприятий в других отраслях экономики как работодателей.

Объем внутреннего рынка

1. Низкий объем и изолированность всех рынков: потребительского, промышленного, инновационного.

Транспортная и энергетическая инфраструктура

1. Высокие тарифы на электроэнергию, особенно в изолированных энергоузлах.

2. «Запертые» энергетические мощности и дефицит регулирующих мощностей.

3. Низкая пропускная способность пассажирского терминала аэропорта Елизово.

4. Критическое состояние инфраструктуры многих региональных аэропортов

5. Незавершенная опорная сеть автомобильных дорог, отсутствие круглогодичного сухопутного доступа в большинство районов края. Низкая безопасность дорожного движения из-за состояния дорог и погодных условий.

6. Отсутствие оборудованных портов на западном побережье Камчатки, проблемы с погрузкой-разгрузкой и ограничения по водоизмещению судов на входе в реки. Необходимость дноуглубительных работ в устьях рек.

7. Недостаточная глубина Авачинской бухты для захода крупнотоннажных, в том числе круизных, судов.

8. Высочайшая цена на высокоскоростной доступ в интернет, отсутствие оптико-волоконной связи.

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

1. Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте как индикатор неблагоприятного состояния здоровья.

2. Низкая социальная удовлетворенность жителей региона, которая выражается в продолжающемся миграционном оттоке.

Развитие гостиничной инфраструктуры

Несоответствие существующего гостиничного фонда в Петропавловске современным стандартам международных гостиничных операторов.
Низкая частота упоминания привлечения «внешних» инвестиций как стратегического приоритета со стороны первых лиц региона.

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

Фактически отсутствие опыта реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов.

Качество инвестиционного предложения

1. Отсутствие юридически и инфраструктурно подготовленных площадок для размещения объектов инвесторов: индустриальных парков, технопарков, центра коллективного пользования.

2. Отсутствие специальной организации, осуществляющей привлечение инвесторов и маркетинг региона.

3. Отсутствие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

4. Существующая программа по улучшению инвестиционного климата не обеспечена возможностью расходования бюджетных средств на ее реализацию.

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

1. Отсутствие инвестиционной декларации.

2. Отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия в сфере взаимодействия с инвесторами.

3. Отсутствие единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Высокий уровень дотационности бюджета края препятствует расширению финансовой поддержки инвестиционной деятельности за счет региональных средств.

Возможности

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

1. Сравнительная близость к самым крупным и динамичным рынкам стран АТР.

2. Ключевое положение как стартового (конечного) порта Северного морского пути.

Природные ресурсы

Значительные биологические ресурсы окружающих Камчатку морей.

Рынок труда

-

Объем внутреннего рынка

-

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Возможное развитие Северного морского пути как транзитного коридора позволит повысить инвестиционную привлекательность петропавловского порта и других транспортных проектов на территории Камчатки.

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

-

Развитие гостиничной инфраструктуры

Возможность привлечения крупных азиатских и американских гостиничных сетей на территорию Камчатского края.

Заинтересованность администрации в ПИИ

Высокий декларируемый уровень приоритетности привлечения инвестиций в развитие регионов Дальнего Востока со стороны Президента и Федерального правительства. Возможность позиционирования Камчатки как площадки для привлечения иностранных инвестиций – приоритетной на федеральном уровне.

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

-

Качество инвестиционного предложения

1. Особое внимание к региону со стороны руководства страны определяет возможность создания особой экономической зоны в двух сценариях

· создание ОЭЗ на всей территории края;

· создание ОЭЗ портового типа.

Это позволит привлечь на территорию края инвестиции в развитие инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Возможность приоритетного по отношению к регионам европейской части России, Сибири и Урала привлечения финансовых ресурсов Внешэкономбанка для реализации инвестиционных проектов (через Фонд развития Дальнего Востока).

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

1. Возможность принятия федерального закона о ГЧП позволит гарантировать инвесторам возвратность вложенных средств в периоде, превышающем горизонты бюджетирования (3 года), что создаст предпосылки для роста инвестиций в проекты развития публичной инфраструктуры.

2. Отдельные аспекты предполагаемого федерального закона о рыболовстве и аквакультуре («рыба на берег») могут создать с 2018 года существенные стимулы для развития береговой переработки рыбы.

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Возможность использования ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона для реализации инфраструктурных проектов, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Угрозы

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

Физическая удаленность от Москвы осложняет взаимодействие инвесторов с федеральными министерствами, в том числе по получению федеральной поддержки реализации инвестиционных проектов.

Природные ресурсы

Угроза избыточного воздействия иностранных компаний на биологические ресурсы морей, окружающих Камчатку.

Рынок труда

Если другие регионы ДФО, обладающие лучшими по отношению к Камчатке жесткими факторами инвестиционной привлекательности, такие так Приморский и Хабаровский край начнут активную работу по совершенствованию инвестиционного климата и привлечению инвестиций, то возможно усиление оттока трудоспособного населения из Камчатского края.

Объем внутреннего рынка

-

Транспортная и энергетическая инфраструктура

-

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

-

Развитие гостиничной инфраструктуры

-

Заинтересованность администрации региона в ПИИ

-

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

Негативное восприятие иностранными инвесторами опыта реализации совместного проекта на Сахалине может проецироваться на другие регионы Дальнего Востока, в том числе, на Камчатку.

Качество инвестиционного предложения

Недостаточно высокий уровень приоритетности привлечения инвестиций со стороны территориальных органов налоговой и таможенной служб на Камчатке

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

Отдельные аспекты предполагаемого закона о рыболовстве и развитии аквакультуры («квоты под киль») могут ограничить возможности модернизации рыболовецкого флота.

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Дальнейшее наращивание необеспеченных целевыми трансфертами бюджетных расходов регионов.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...