Сообщение о николаевиче толстом. Краткая биография льва николаевича толстого

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии. Отец - Николай Ильич Толстой (1794-1837), военный, чиновник. Мать - Мария Николаевна Волконская (1790 - 1830). В 1844 году поступил в Императорский Казанский университет, который бросил через 2 года. С 1851 года провёл 2 года на Кавказе. В 1854 году участвовал в обороне Севастополя. С 1857 по 1861 годы (с перерывами) путешествовал по Европе. В 1862 году женился на Софье Берс. У них родилось 9 сыновей и 4 дочери. Также, у него был внебрачный сын. В 1869 году Толстой завершил книгу «Война и мир». В 1901 году был отлучён от церкви. Умер 20 ноября 1910 года в возрасте 82 лет. Похоронен в Ясной Поляне. Основные произведения : «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Детство», «Крейцерова соната», «После бала» и другие.

Краткая биография (подробно)

Лев Толстой – великий русский писатель и мыслитель, почетный член Императорской АН и академик изящной словесности. Толстой почитаем и широко известен во всем мире как величайший просветитель, публицист и религиозный мыслитель. Его идеи способствовали появлению нового религиозного течения, под названием «толстовство». Его перу принадлежат такие произведения мировой классики, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат». Некоторые из его работ неоднократно экранизировались как в России, так и за её пределами.

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, в богатой дворянской семье. Обучался в Казанском университете, который позже оставил. В возрасте 23 лет отправился на войну на Кавказ, где принялся за написание трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». Далее участвовал в Крымской войне, после окончания которой вернулся в Петербург. Здесь он опубликовал в журнале «Современник» свои «Севастопольские рассказы». В период с 1853 по 1863 год Толстой писал повесть «Казаки», но вынужден был прервать работу, чтобы вернуться в Ясную Поляну и открыть там школу для сельских детей. Он сумел создать свою собственную методику преподавания.

Свое самое значимое произведение, «Война и мир», Толстой писал с 1863 по 1869 год. Следующее, не менее гениальное произведение «Анна Каренина», автор писал с 1873 по 1877 год. В это же время происходило формирование его философских взглядов на жизнь, которые позже были названы «толстовством». Суть этих взглядов просматривается в «Исповеди», в «Крейцеровой сонате» и некоторых других произведениях. Благодаря Толстому Ясная Поляна стала своего рода местом поклонения. Люди со всей России приезжали послушать его, как духовного наставника. В 1901 году всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви.

В октябре 1910 года Толстой тайком покинул дом и уехал на поезде. По дороге он резко заболел и был вынужден сойти в Астапово, где в доме начальника станции И. И. Озолина провел семь последних дней своей жизни. Умер великий писатель 20 ноября в возрасте 82 лет и был похоронен в лесу в Ясной Поляне на краю оврага, где в детстве играл с братом.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Краткая биография Льва Николаевича Толстого. Родился в 1828 году в аристократической семье. Отец, граф Николай Ильич Толстой — отставной подполковник Павлоградского гусарского полка, участник Отечественной войны. Мать – княжна Мария Николаевна Волконская.

Родители будущего писателя умерли рано, мать – когда ему было 2 года, отец – в 9 лет. Осиротевших пятерых детей растили родственники-опекуны.

В 1844-46 гг. Лев Николаевич Толстой пытался учиться в университете, но учёба давалась ему с великим трудом, и учебное заведение он бросил. После этого граф четыре года прожил в своём имении, пытаясь по-новому строить отношения с крестьянами; способствовал открытию новых школ в деревнях.

В то же время он временами приезжал в Москву, где предавался азартным играм, что не раз подрывало его материальное положение. После очередного крупного проигрыша он в 1851 году уехал в армию на Кавказ, где в то время служил его старший брат.

Именно на Кавказе Лев Николаевич открыл в себе потребность к творчеству. Создал автобиографическую повесть «Детство» и отослал рукопись (подписавшись просто: «ЛНТ») на суд Николая Некрасова, известного поэта и издателя авторитетного литературного ежемесячника «Современник». Тот опубликовал повесть, назвав Толстого «новым и надёжным талантом» в русской литературе.

Пять лет Толстой служит артиллерийским офицером. Сначала он участвует в чеченской кампании, затем в боях с турками на Дунае, затем в Крыму, где он геройски показал себя во время обороны Севастополя, за что был награждён Орденом св. Анны.

Всё свободное от службы время он отдаёт творчеству. «Отрочество» и «Юность», следующие части автобиографической трилогии, также были напечатаны в «Современнике» и стали очень популярными. Мало кому из писателей удалось так тонко исследовать душевную жизнь человека и при этом передать всё это таким простым и лёгким слогом.

Яркие и интересные сцены из армейской и военной жизни Толстого нашли отражение в его «Казаках», «Хаджи-Мурате», «Рубке леса», «Набеге», и особенно – в великолепных «Севастопольских рассказах».

После отставки Толстой отправился в долгое путешествие по Европе. Вернувшись домой, он целиком посвятил себя народному просвещению. Помог в открытии 20 сельских школ в Тульской губернии, в школе в Ясной Поляне преподавал сам, составлял азбуки и обучающие книжки для детей. В 1862 г. он женился на 18-летней Софье Берс, а в 1863 г. вернулся к литературной деятельности и начал работу над своим величайшем произведением – романом-эпопеей «Война и мир».

Толстой чрезвычайно ответственно подошёл к работе, изучив тысячи источников об Отечественной войне 1812 года: мемуары, письма современников и участников событий. Первая часть вышла в свет в 1865 году, а закончил роман писатель лишь в 1869 г.

Роман поразил и продолжает поражать читателей сочетанием эпической картины исторических событий с живыми судьбами людей, глубоким проникновением в душевные переживания и метания людей. Вторым всемирно признанным произведением писателя стал роман «Анна Каренина» (1873-77 гг.).

В последние десятилетия XIX в. Толстой много философствовал на тему веры и смысла жизни. Эти искания нашли отражение в его религиозных трактатах, в которых пытался разобраться в сущности христианства и передать его принципы понятным языком.

Во главу угла Толстой ставил нравственное очищение и самосовершенствование личности, а также принцип непротивления злу насилием. Писатель критиковал официальную православную церковь за её догматизм и тесную связь с государством, за что Синод отлучил его от церкви.

Но, несмотря на это, до конца жизни к Толстому приезжали со всей страны последователи его религиозно-нравственного учения. Не прекращал писатель и своей работы по поддержке сельских школ.

В последние годы жизни Лев Николаевич Толстой решил отказаться от всей частной собственности, чем вызвал недовольство жены и детей. Обидевшись на них, он в возрасте 82 лет решил уйти из дома, сел на поезд, но вскоре сильно простудился и умер. Это случилось в 1910 году.

Лев Николаевич вошёл в историю не только как гениальный всемирно известный писатель, но и как великий педагог, богослов и проповедник христианства.

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. В 1851 осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. Там он стал работать над своим первым романом "Детство. Отрочество. Юность". Через год, когда роман опубликовали, Толстой стал литературной знаменитостью. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». В 1879 начинает писать "Исповедь". 1886 "Власть тьмы", в 1886 пьесу "Плоды просвещения", в 1899 году на свет выходит роман "Воскресенье", драма "Живой труп" 1900, повесть "Хаджи-Мурат" 1904. Осенью 1910 года, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ

Осел надел львиную шкуру, и все думали — лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
“То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят”.

ЖИЛЕТКА

Один мужик занялся торговлей и так разбогател, что стал первым богачом. У него служили сотни приказчиков, и он их всех и по имени не знал.
Пропало раз у купца двадцать тысяч денег. Стали старшие приказчики разыскивать и разыскали того, кто украл деньги.
Пришел старший приказчик к купцу и говорит: “Я вора нашел. Надо его в Сибирь сослать”.
Купец говорит: “А кто украл?” Старший приказчик говорит:
“Иван Петров, сам признался”.
Купец подумал и говорит: “Ивана Петрова надо простить”.

Приказчик удивился и говорит: “Как же простить? Этак и те приказчики то же будут делать: все добро растаскают”. Купец говорит: “Ивана Петрова надо простить: когда я начинал торговать, мы с ним товарищами были. Когда я женился, мне под венец надеть нечего было. Он мне свою жилетку дал надеть. Ивана Петрова надо простить”.

Так и простили Ивана Петрова.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: “Зелены еще”.

УДАЧА

Приехали люди на остров, где было много дорогих каменьев. Люди старались найти больше; они мало ели, мало спали, а все работали. Один только из них ничего не делал, а сидел на месте, ел, пил и спал. Когда стали собираться домой, они разбудили этого человека и сказали: “Ты с чем же домой поедешь?” Он взял поднял горсть земли под ногами и положил в сумку.

Когда все приехали домой, этот человек достал свою землю из сумки и в ней нашел камень драгоценнее всех других вместе.

РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
“Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет”.
Рыбак и говорит:
“Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит”.

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

ЛИСИЦА И КОЗЕЛ

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

“То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться”.

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

СУДОМА

В Псковской губернии, в Пороховском уезде, есть речка Судома, и на берегах этой речки есть две горы, друг против дружки.

На одной горе был прежде городок Вышгород, на другой горе в прежние времена судились славяне. Старики рассказывают, что на этой горе в старину с неба висела цепь и что кто был прав, тот до цепи доставал рукой, а кто был виноват, тот не мог достать. Один человек занял у другого деньги и отперся. Привели их обоих на гору Судому и велели доставать до цепи. Тот, кто давал деньги, поднял руку и сразу достал. Пришел черед виноватому доставать. Он не отпирался, а только отдал свой костыль подержать тому, с кем судился, чтобы ловчее было руками достать до цепи; протянул руки и достал. Тогда народ удивился: как, оба правы? А у виноватого костыль был пустой, и в костыле были запрятаны те самые деньги, в каких он отпирался. Когда он отдал в руки костыль с деньгами подержать тому, кому он должен был, он с костылем отдал и деньги, и потому достал цепь.

Так он обманул всех. Но с тех пор цепь поднялась на небо и больше не спускалась. Так рассказывают старики.

САДОВНИК И СЫНОВЬЯ

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:

“Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду ищите, что там спрятано”.

Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.

ОРЕЛ

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

МЫШЬ ПОД АМБАРОМ

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житье было хорошее, но она захотела похвастаться своим житьем. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

“Идите, — говорит, — ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех достанет”. Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: “И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!”
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:
“Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся”.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

“Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку”.

ПЕТР I И МУЖИК

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит: “Божья помощь, мужик!”
Мужик и говорит: “И то мне нужна божья помощь”.
Царь спрашивает: “А велика ли у тебя семья?”

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит: “Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу”.
Царь и говорит: “Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду”.
Мужик говорит: “Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо”.
Царь и говорит: “Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня”.

— Мне, сударь, водить некогда: нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали. Стал дорогой царь мужика спрашивать: “Далече ли ты, мужичок, бывал?”

— Кое-где бывал.

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает: “А где же царь?”

Говорит ему Петр Алексеевич: “Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь”.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
“Сломайте!”
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
“Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух — нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: “он ветер делает”, а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, — тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом — теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

ВОЛГА И ВАЗУЗА

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волге. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

СОКОЛ И ПЕТУХ

Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему подходили. Сокол и говорит петуху:

“В вас, петухах, нет благодарности; видна холопская порода. Вы, только когда голодны, идете к хозяевам. То ли дело мы, дикая птица: в нас и силы много, и летать мы можем быстрее всех; а мы не бегаем от людей, а сами еще ходим к ним на руку, когда нас кличут. Мы помним, что они кормят нас”.
Петух и говорит:
“Вы не бегаете от людей оттого, что никогда не видали жареного сокола, а мы то и дело видим жареных петухов”.

// Февраль 4, 2009 // Просмотров: 113 741

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

В августе 1828 года родился талантливый писатель и к тому же философ Лев Николаевич Толстой. Его родители рано умерли, и почти с самого рождения его воспитывала опекунша из Казани.

В шестнадцать лет Лев Николаевич поступает на филологический факультет казанского университета, позже он перевелся на юридический факультет. Но все же долго он не проучился и вовсе ушел из университета. Начал искать себя, живя в Ясной поляне, которая досталась ему от отца. Немного позже учувствовал в кавказской войне против чеченцев. В эти годы Лев Николаевич начинает писать свою автобиографическую трилогию «Детство» (1852г.) и «Отрочество» (1852-1854гг.). И именно этот период жизни отразился в большом количестве произведений Толстого, например рассказ «Набег» (1853г.), «Рубка леса» (1855г.), повесть «Казаки» (1852-1863гг.), в которой молодой дворянин желает жить обычной жизнью, рядом с природой.

После начала Крымской войны, по просьбе Льва Николаевича его переводят в Севастополь. Там он пишет много произведений, которые вскоре сильно впечатлили его читателей. Толстой получил немало наград за храбрость и за защиту Севастополя. В эти же года, а именно 1855-1857 года Лев Николаевич пишет последнюю часть трилогии «Юность».

В 1855 году Лев Николаевич возвращается в Петербург и уходит в отставку, из-за того, что ему не нравилось воевать. Он знакомится с большим количеством писателей. В этот период он много путешествует по Франции, германии, Швейцарии и Италии. Он открывает школы для крестьянских детей в Ясной поляне и в близлежащей местности. Много путешествует из-за этого события. В год отмены крепостного права, он начинает активно защищать крестьян от помещиков, которые желали отобрать у освободившихся землю. Из-за этого поступило много жалоб, которые требовали уволить Толстого. Его дом обыскивали, за ним следили, пытались найти на Толстого компромат, но вскоре его жизнь стала очень тихой.

В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс. Через некоторое время его семья была очень большой, у Толстого было девять детей. Он пишет два своих самый популярных произведения: в 1863-1869 годах «Войну и Мир», а в 1873-1877годах «Анну Каренину», историю о женщине, которая подверглась преступной страсти.

Немного позже он с семьей переезжает на время в Москву, чтобы дать образование детям, но эта поездка дала Толстому немного больше, чем образование детей. Именно в Москве Лев Николаевич изменил свое отношение к труду. Он видел, как борются за кусок хлеба обычные трудяги, и решил быть такими как они. Толстой отказывается от авторства всех своих написанных произведений и начинает зарабатывать на жизнь руками. Но вскоре нужда в деньгах заставила Толстого вернуть свое авторство. На протяжении долгих лет он снова пишет. В промежутке между 1879 и 1882 гг. пишет произведение «Исповедь», в 1884 году «В чем моя вера?», а с 1884 по 1886 «Смерть Ивана Ильича». В 1886 году в свет выходит драма «Власть тьмы», и по 1890 год пишется пьеса «Плоды просвещения». Также в этот период, а именно с 1887 по 1889 год Лев Николаевич творит повесть «Крейцерова соната», и тут же приступает к роману «Воскресение», который заканчивает в 1899 году. В 1890 году Толстой написал произведение «Отец Сергий».

В начале 1900ых написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

Последнее десятилетие Толстого подарило читателям такие произведения, как повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.), драму «Живой труп» (1900г.), рассказ «После бала» (1909г., но опубликованный в 1911г.).

Перед своей смертью Лев Николаевич долгое время жил в Крыму. Он очень болел и начал составлять завещание, что стало причиной ссор в его семье из-за дележки наследства.

В 1910 году Толстой тайно покидает Ясную поляну и в пути простужается, и так же будучи в дороге, а именно на станции Астапова, Рязанско-Уральской железной дороги, 20 ноября Лев Николаевич умирает.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...